Благодарственное молебное пение в день Рождества Христова

Новости Москвы 
0
452
Время на чтение 6 минут

Днём 7 января сего года в храме святого Михаила Архангела посёлка Невское Нестеровского района Калининградской области мною было проведено богослужение, именуемое официально «Благодарственное и молебное пение ко Господу Богу, певаемое в день Рождества, еже во плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков».

Бой на границе перед Рождеством 1812-1813 гг.Под галлами в данном случае подразумеваются французы образца 1812-го года, а двадесять языков (двадцать народов) - это интернациональное европейское полчище, собранное Наполеоном и двинутое в поход на Москву. В дореволюционной России данное молебное пение служилось в праздник Рождества Христова повсеместно. В наши дни традиция эта утрачена прежде всего по причине многолетнего подавления советской властью русского патриотического чувства в целом, а религиозно окрашенного - в особенности. Но не только по этой причине. Современная практика совершения праздничного богослужения Рождества Христова ночью делает крайне утомительным после совершения всенощного бдения, часов и литургии совершать столь специфичный молебен. Закончился сорокадневный Рождественский пост. Прихожане преисполнены радости о Рождении Спасителя. Выстояв продолжительную ночную службу, исповедовавшись и причастившись святых Христовых Тайн, выслушав проповедь и поздравление с праздником, они, естественно, стремятся домой, чтобы продолжить празднование в кругу семьи. Совершение дополнительного молебного пения при таких обстоятельствах вряд ли даст положительный эффект. Поэтому, хотя идеологическое давление со стороны КПСС давно отсутствует, повсеместная практика совершения этого молебна на Рождество Христово не возобновлена.

            Для себя я выход нашел в следующем. Свято-Духов приход находится несколько в особом положении. Кроме Свято-Духова храма города Нестерова приходу принадлежат ещё несколько храмов и часовен в различных посёлках района. Вокруг них складываются небольшие общины верующих, которые также хотят, чтобы на Рождество у них проводились богослужения. Однако по канонам Православной Церкви священник может совершить в сутки только одну литургию. Поэтому праздничное богослужение проводится только в главном храме прихода - Свято-Духовом. Проводится, как традиционно принято, в ночь с 6 на 7 января. Зато утром 7 января в другом храме можно отслужить молебен, что и сделано на практике в храме Святого Архангела Михаила посёлка Невское. Никакого самочиния или самоволия я не допускал. Последование данного благодарственного и молебного пения вполне доступно. Его, например, можно найти в «Настольной книге священнослужителя», том 4, изданной в Москве в 1983 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, на страницах 446-449. По этому последованию и проводилось молебное пение в этом году. На молебне присутствовали жители посёлка, а также дети из православного скаутского лагеря «Рождество», проводимого в Невском в дни зимних каникул.

            Протоиерей Георгий БирюковСледует отметить, что для Калининградской области данное молебное пение должно иметь особое значение. Оно было установлено, как видно из наименования, по случаю спасения России от нашествия Наполеона. Наши предки были более чутки в вопросах веры, чем мы. События российской истории они рассматривали в свете Христовой истины. Что они могли увидеть в нашествии Наполеоновских войск, в пожаре Москвы, в осквернении соборов и храмов? Они увидели, что это попущено Богом, чтобы вылечить русских людей от увлечения Западом. Прежде всего в виду имелось дворянское сословие, определяющее жизнь страны. Дворяне конца XVIII века отступили в значительной степени от соблюдения религиозных обычаев и традиций Православной Церкви, увлеклись западной культурой, разными масонскими и либеральными учениями. В дворянской среде многие даже пользовались в быту не русским, а французским языком. В наполеоновском нашествии Запад показал себя во всей красе и излечил многих русских от болезни западничества. Более того, пришлось вернуться к живому общению с Богом. Смертельная опасность (вся Европа кроме Англии участвовала в походе на Москву) заставила людей покаяться и усердно молить Господа о спасении Отечества. И в том, что именно под Рождество Христово остатки наполеоновских войск были выкинуты из России, а русская армия перешла рубежи Отечества и начала Заграничный поход, в том, что в ночь на Рождество Христово русская армия вступила в Кенигсберг, россияне увидели зримый символ Божией помощи.

Государь Александр I, находясь в Главной Квартире русской армии в Вильно, после ночного рождественского богослужения подписал два Манифеста. Первый - Манифест о принесении Господу Богу благодарности за освобождения России от нашествия неприятеля. День 25 декабря по старому стилю, день победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, как и дата Полтавской битвы, стал в России официальным религиозным праздником в память «об избавлении Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними дванадесять язык». При этом император Александр ещё не знал, что в два часа ночи на Рождество Христово авангард русской армии под командованием генерал-майора Шепелева вступил в Кенигсберг по Лабиаусской дороге (ныне - улица Гагарина), что русские офицеры и солдаты празднуют Рождество Христово во взятом Кенигсберге.

Второй манифест, подписанный императором - Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в ознаменование благодарности к промыслу Божию за спасении России от врагов. Храм Христа Спасителя в Москве был построен, затем разрушен большевиками, а в наши дни восстановлен. В Калининграде же, бывшем Кенигсберге, в наши дни также был возведен храм Христа Спасителя, что очень символично. Здесь, на земле Восточной Пруссии, было завершено освобождение России от нашествия европейцев, ведомых Наполеоном. Здесь начато освобождение народов Европы от наполеоновской власти. Здесь, во взятом в ночь на Рождество Христово Кенигсберге русские люди увидели ясно Божию помощь и Божие заступничество за Православную Россию. Поэтому калининградский храм Христа Спасителя можно, подобно московскому, считать благодарением Господу Богу русских людей за спасение России.

            Храм святого Архангела Михаила в посёлке НевскоеХрам святого Архангела Михаила в посёлке Невское, в котором служился молебен, был построен в 1778 году. Его стены видели бредущих из России наполеоновских захватчиков и преследующих их русских воинов. В 1816 году храм подвергся капитальному ремонту. Видимо, причины для этого были. Французы с культовыми зданиями особо не церемонились, устраивали в храмах лазареты и склады боеприпасов и провианта. Видимо, храм в Невском был в 1812 году несколько поврежден, раз его пришлось капитально ремонтировать. В декабре 1812 года наполеоновские войска бежали через Ковно (Каунас) на территорию Восточной Пруссии, а далее - на Шталлупенен (Нестеров), Гумбинен (Гусев), Инстербург (Черняховск) и Кенигсберг. Их преследовала 3-я Западная русская армия под командованием адмирала Чичагова Павла Васильевича. Передовым корпусом армии командовал генерал-лейтенант Чаплиц Ефим Игнатьевич. 21 декабря 1812 года (2 января 1813 года по новому стилю) в письме командующему 3-й русской армией адмиралу Чичагову Чаплиц сообщил о вступлении русских войск в окрестности Шталлупенена (Нестерова).

Сохранились красочные описания современников о занятии русскими Шталлупенена. Сам город был занят кавалерийским отрядом генерала графа Орурка Иосифа Корниловича. Жители города встретили русских кавалеристов очень радостно. Генерал Орурк объявил бургомистру Шталлупенена, что везёт с собою прокламацию Михаила Кутузова к немецкому народу. На весть об этом сбежался весь город. Горожане кричали здравицы в честь российского императора Александра Первого и победоносных войск его. Наиболее ретивые пруссаки целовали полы шинели Орурка. Бургомистр прочитал прокламацию на немецком языке; все кричали «ура!», славили императора Александра как защитника страждущего немецкого народа. После этого жители Шталлупенена разбежались по домам, неся радостную весть о вступлении в Пруссию русских войск и их дружеском расположении, а затем стали энергично заготавливать для них провиант и фураж.

На молебнеУ пруссаков были причины радоваться. В ходе наполеоновских войн Пруссия несколько раз меняла свою политику, пока Наполеон полностью не подчинил её. В походе на Россию участвовали, наряду с войсками многих европейских стран, и прусские части. То есть пруссаки стали одним из тех «двадесяти языков», напавших вместе с галлами на Россию. Так, прусский корпус в 21 тысячу бойцов наступал на Санкт-Петербург. Хотя он и застрял безнадёжно под Ригой, но свой вклад в войну внёс. Прусские добровольцы сражались в Бородинской битве, жгли Москву. Сохранились мемуары одного такого воина-«интернационалиста», вахмистра Бенедикта Петера. Так что жители Шталлупенена ожидали справедливого возмездия, и весьма были рады, что отделались всего лишь сбором продовольствия и фуража.

Впрочем, на государственной границе жалкие остатки прусских добровольцев, бежавших с Наполеоном из сожжённой Москвы, попытались дать кавалеристам генерала Орурка последний бой. Картину этого боя на прусской границе, происшедшего как раз в районе нынешнего посёлка Невское, написал французский художник C.W. Faber du Faur. На этой картине мы можем видеть довольно колоритное сборище оборванных пруссаков, защищающих пограничный столб. После обнародования в Шталлупенене прокламации Кутузова к немецкому народу все эти уцелевшие прусские вояки перешли на сторону русской армии. Так, под Рождество Христово, закончилась Отечественная война 1812 года. Богу нашему слава!

                                    

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Бирюков
«Россия» во мгле
Размышления над символикой праздника «Алые паруса»
30.06.2021
Сон веры рождает чудовищ
Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути
18.05.2021
Август Коцебу
К 260-летию со дня рождения
04.05.2021
Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой…
К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского
31.03.2021
Все статьи Протоиерей Георгий Бирюков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45