Днём 7 января сего года в храме святого Михаила Архангела посёлка Невское Нестеровского района Калининградской области мною было проведено богослужение, именуемое официально «Благодарственное и молебное пение ко Господу Богу, певаемое в день Рождества, еже во плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков».
Под галлами в данном случае подразумеваются французы образца 1812-го года, а двадесять языков (двадцать народов) - это интернациональное европейское полчище, собранное Наполеоном и двинутое в поход на Москву. В дореволюционной России данное молебное пение служилось в праздник Рождества Христова повсеместно. В наши дни традиция эта утрачена прежде всего по причине многолетнего подавления советской властью русского патриотического чувства в целом, а религиозно окрашенного - в особенности. Но не только по этой причине. Современная практика совершения праздничного богослужения Рождества Христова ночью делает крайне утомительным после совершения всенощного бдения, часов и литургии совершать столь специфичный молебен. Закончился сорокадневный Рождественский пост. Прихожане преисполнены радости о Рождении Спасителя. Выстояв продолжительную ночную службу, исповедовавшись и причастившись святых Христовых Тайн, выслушав проповедь и поздравление с праздником, они, естественно, стремятся домой, чтобы продолжить празднование в кругу семьи. Совершение дополнительного молебного пения при таких обстоятельствах вряд ли даст положительный эффект. Поэтому, хотя идеологическое давление со стороны КПСС давно отсутствует, повсеместная практика совершения этого молебна на Рождество Христово не возобновлена.
Для себя я выход нашел в следующем. Свято-Духов приход находится несколько в особом положении. Кроме Свято-Духова храма города Нестерова приходу принадлежат ещё несколько храмов и часовен в различных посёлках района. Вокруг них складываются небольшие общины верующих, которые также хотят, чтобы на Рождество у них проводились богослужения. Однако по канонам Православной Церкви священник может совершить в сутки только одну литургию. Поэтому праздничное богослужение проводится только в главном храме прихода - Свято-Духовом. Проводится, как традиционно принято, в ночь с 6 на 7 января. Зато утром 7 января в другом храме можно отслужить молебен, что и сделано на практике в храме Святого Архангела Михаила посёлка Невское. Никакого самочиния или самоволия я не допускал. Последование данного благодарственного и молебного пения вполне доступно. Его, например, можно найти в «Настольной книге священнослужителя», том 4, изданной в Москве в 1983 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, на страницах 446-449. По этому последованию и проводилось молебное пение в этом году. На молебне присутствовали жители посёлка, а также дети из православного скаутского лагеря «Рождество», проводимого в Невском в дни зимних каникул.
Следует отметить, что для Калининградской области данное молебное пение должно иметь особое значение. Оно было установлено, как видно из наименования, по случаю спасения России от нашествия Наполеона. Наши предки были более чутки в вопросах веры, чем мы. События российской истории они рассматривали в свете Христовой истины. Что они могли увидеть в нашествии Наполеоновских войск, в пожаре Москвы, в осквернении соборов и храмов? Они увидели, что это попущено Богом, чтобы вылечить русских людей от увлечения Западом. Прежде всего в виду имелось дворянское сословие, определяющее жизнь страны. Дворяне конца XVIII века отступили в значительной степени от соблюдения религиозных обычаев и традиций Православной Церкви, увлеклись западной культурой, разными масонскими и либеральными учениями. В дворянской среде многие даже пользовались в быту не русским, а французским языком. В наполеоновском нашествии Запад показал себя во всей красе и излечил многих русских от болезни западничества. Более того, пришлось вернуться к живому общению с Богом. Смертельная опасность (вся Европа кроме Англии участвовала в походе на Москву) заставила людей покаяться и усердно молить Господа о спасении Отечества. И в том, что именно под Рождество Христово остатки наполеоновских войск были выкинуты из России, а русская армия перешла рубежи Отечества и начала Заграничный поход, в том, что в ночь на Рождество Христово русская армия вступила в Кенигсберг, россияне увидели зримый символ Божией помощи.
Государь Александр I, находясь в Главной Квартире русской армии в Вильно, после ночного рождественского богослужения подписал два Манифеста. Первый - Манифест о принесении Господу Богу благодарности за освобождения России от нашествия неприятеля. День 25 декабря по старому стилю, день победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, как и дата Полтавской битвы, стал в России официальным религиозным праздником в память «об избавлении Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними дванадесять язык». При этом император Александр ещё не знал, что в два часа ночи на Рождество Христово авангард русской армии под командованием генерал-майора Шепелева вступил в Кенигсберг по Лабиаусской дороге (ныне - улица Гагарина), что русские офицеры и солдаты празднуют Рождество Христово во взятом Кенигсберге.
Второй манифест, подписанный императором - Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в ознаменование благодарности к промыслу Божию за спасении России от врагов. Храм Христа Спасителя в Москве был построен, затем разрушен большевиками, а в наши дни восстановлен. В Калининграде же, бывшем Кенигсберге, в наши дни также был возведен храм Христа Спасителя, что очень символично. Здесь, на земле Восточной Пруссии, было завершено освобождение России от нашествия европейцев, ведомых Наполеоном. Здесь начато освобождение народов Европы от наполеоновской власти. Здесь, во взятом в ночь на Рождество Христово Кенигсберге русские люди увидели ясно Божию помощь и Божие заступничество за Православную Россию. Поэтому калининградский храм Христа Спасителя можно, подобно московскому, считать благодарением Господу Богу русских людей за спасение России.
Храм святого Архангела Михаила в посёлке Невское, в котором служился молебен, был построен в 1778 году. Его стены видели бредущих из России наполеоновских захватчиков и преследующих их русских воинов. В 1816 году храм подвергся капитальному ремонту. Видимо, причины для этого были. Французы с культовыми зданиями особо не церемонились, устраивали в храмах лазареты и склады боеприпасов и провианта. Видимо, храм в Невском был в 1812 году несколько поврежден, раз его пришлось капитально ремонтировать. В декабре 1812 года наполеоновские войска бежали через Ковно (Каунас) на территорию Восточной Пруссии, а далее - на Шталлупенен (Нестеров), Гумбинен (Гусев), Инстербург (Черняховск) и Кенигсберг. Их преследовала 3-я Западная русская армия под командованием адмирала Чичагова Павла Васильевича. Передовым корпусом армии командовал генерал-лейтенант Чаплиц Ефим Игнатьевич. 21 декабря 1812 года (2 января 1813 года по новому стилю) в письме командующему 3-й русской армией адмиралу Чичагову Чаплиц сообщил о вступлении русских войск в окрестности Шталлупенена (Нестерова).
Сохранились красочные описания современников о занятии русскими Шталлупенена. Сам город был занят кавалерийским отрядом генерала графа Орурка Иосифа Корниловича. Жители города встретили русских кавалеристов очень радостно. Генерал Орурк объявил бургомистру Шталлупенена, что везёт с собою прокламацию Михаила Кутузова к немецкому народу. На весть об этом сбежался весь город. Горожане кричали здравицы в честь российского императора Александра Первого и победоносных войск его. Наиболее ретивые пруссаки целовали полы шинели Орурка. Бургомистр прочитал прокламацию на немецком языке; все кричали «ура!», славили императора Александра как защитника страждущего немецкого народа. После этого жители Шталлупенена разбежались по домам, неся радостную весть о вступлении в Пруссию русских войск и их дружеском расположении, а затем стали энергично заготавливать для них провиант и фураж.
У пруссаков были причины радоваться. В ходе наполеоновских войн Пруссия несколько раз меняла свою политику, пока Наполеон полностью не подчинил её. В походе на Россию участвовали, наряду с войсками многих европейских стран, и прусские части. То есть пруссаки стали одним из тех «двадесяти языков», напавших вместе с галлами на Россию. Так, прусский корпус в 21 тысячу бойцов наступал на Санкт-Петербург. Хотя он и застрял безнадёжно под Ригой, но свой вклад в войну внёс. Прусские добровольцы сражались в Бородинской битве, жгли Москву. Сохранились мемуары одного такого воина-«интернационалиста», вахмистра Бенедикта Петера. Так что жители Шталлупенена ожидали справедливого возмездия, и весьма были рады, что отделались всего лишь сбором продовольствия и фуража.
Впрочем, на государственной границе жалкие остатки прусских добровольцев, бежавших с Наполеоном из сожжённой Москвы, попытались дать кавалеристам генерала Орурка последний бой. Картину этого боя на прусской границе, происшедшего как раз в районе нынешнего посёлка Невское, написал французский художник C.W. Faber du Faur. На этой картине мы можем видеть довольно колоритное сборище оборванных пруссаков, защищающих пограничный столб. После обнародования в Шталлупенене прокламации Кутузова к немецкому народу все эти уцелевшие прусские вояки перешли на сторону русской армии. Так, под Рождество Христово, закончилась Отечественная война 1812 года. Богу нашему слава!