Чем так привлекательны для нас в воспоминаниях детство и юность? Тем, что смело смотрят в свое будущее, нетерпеливо стремятся в него: для них из этой дали исходит свет, там открываются просторы - туда, скорей туда! Как на ранней заре весь воздух от земли до неба пронизан лучами поднимающегося солнца и светится золотом, так воздух жизни на ее заре светится радостной надеждой. Все верно: Бог есть любовь и Вся премудростию сотворил еси. Только что пришедшая в мир душа, еще незамутненная и неискалеченная, чувствует это.
Но падший человек болен в мире сем, и скоро начинаются подмены: одна за другой вспыхивают на жизненном горизонте заманчивые звезды - сюда, сюда! А теперь сюда! О, вон там - какая яркая и совсем близкая! И вот человек не замечает, как свет, наполняющий весь мир, гаснет, а он сам бежит по дорожке, освещенной очередной мерцающей приманкой. Новые приманки - новые дорожки, они петляют и с каждым разом становятся все более узкими и каменистыми, все темнее вокруг, но остановиться нельзя, надежда - матрица, вложенная в душу при рождении - не дает остановиться. Почему она обладает такой силой, почему она умирает последней?
Потому что есть звезда подлинной надежды, и она - не ложь. Однажды она взошла над миром и ее увидели три волхва. «Задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившегося;... Какая же причина их побудила? В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю?» [1].
Нам трудно представить, какой переворот произошел в их душах, почему с такой решимостью откликнулись на ее зов, отправились в тяжкий и опасный путь через пустыни и города. «Дева днесь Пресуществлённого рождает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангелы с пастырями славословят, волхвы же за звездою путешествуют»..
Днесь. Это случилось тогда, это происходит и днесь, для нас и с нами. Волхвы, идущие за звездой... Вечный образ. Потому что все мы подобны им, все идем. Но куда?
Звезда, за которой последовали волхвы, «не просто шла, но предшествовала им, ведя их как бы за руку среди дня» [1]. Но ведь и нас Рождественская звезда, если мы пойдем за ней, поведет туда же - к родившемуся Младенцу. Но для этого мы должны увидеть ее свет и отвести взгляд от колдовских огней. Это возможно.
По слову святителя Феофоана Затворника, благодать Божия рассекает человека, «вводит его в сознание двойственности»[2]. По Святом Крещении мы получили семя этой благодати, и меч Духа Святаго, как спасительный хирургический скальпель, отсек в нашей душе плотского человека от родившегося от этого семени - духовного. У нас появились глаза духовные, которыми мы можем увидеть над мраком погрязшего в неверии и грехе мира немеркнущий свет надежды. Мы теперь можем увидеть пропасть, в которую заманивают лже-звезды.
Не будем принимать за подлинный, путеводный свет надежду на здоровье, на успех, на деньги - это все, если будет угодно Богу, только подспорье в пути. Но нас ведет звезда Святого Евангелия, и Церковь, как любящая мать, держит за руку. Мы теперь можем увидеть в себе то, что откликается на ложь, и не дать волю этому ветхому человеку, ведь у нас есть Таинства Церкви, учение святых отцов, помощь святых угодников Божиих. Нет, не обманывало душу то видение затопляющего света надежды - все сбудется, если дойдем, если не отведем взгляда от путеводной звезды, не вырвем капризно руку, не бросимся туда, где мрак.
Те, первые волхвы «возрадовались, что нашли то, чего искали, что сделались провозвестниками истины, что не напрасно предпринимали столь дальний путь» [1]. Возрадуемся и мы, что по милости Божией, по неизреченной любви Его и мы увидели свет истины, знаем куда идти, и что нас ожидает. Нас ждет вечная жизнь, предчувствие которой освещало наше детство и юность, и которая хлынет светом на душу, когда мы закроем наши глаза здесь, на земле. А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим. 5.5).
Как звезда та взошла на востоке,
Как звезда на востоке взошла, -
Нам открылись глаголы пророков:
Где-то Дева Царя родила.
И теперь мы дары собираем -
Наши души и наши дела,
В путь назначенный выступаем,
И звезда впереди потекла.
Что теперь нам земные печали!
Радость в вышних и мир на земле!
Письмена эти прочитали
Мы у ангелов на челе.
И идем мы к святой колыбели.
О, как труден и сладок путь!
За небесные параллели
Нам назначено перешагнуть.
Там, у этих священных ясель
Сложим ветхую мудрость свою...
Жизни свет так тих и так ясен
Новой вечности на краю.
[1] - Иоанн Златоуст, «Толкование на святого Матфея Евангелиста».
[2] - Свт. Феофан Затворник, «Путь ко спасению».