«Мы пришли сюда несколько веков назад на конях.
Если понадобится, вернемся»
Из речи министра иностранных дел Турции
Давутоглу в Сараево
Турция возвращается
«Даже когда утихает топот турецких коней, мы учимся не забывать об этом топоте. Сейчас об этом топоте нам напомнил Ахмет Давутоглу»[1]... «Турция возвращается на Балканы». «Запад закрыл перед Сербией двери в ЕС. И теперь сдает нас Турции».
Настроения, царящие по обе стороны сербской Дрины, комментирует проф. Зоран Милошевич:
«Можем сказать с уверенностью, что ЕС и США поддерживают мусульман всюду, где у них возникает конфликтная ситуация с православными христианами», заявил Милошевич в интервью еженедельнику «Печат»[2].
«Поэтому выступление Давутоглу лишь констатирует факт реальной поддержки, которую Турция получает от ЕС и США. Без этой поддержки никакие разговоры об обновлении Османской империи были бы невозможны. Выступление турецкого министра свидетельствует о том, что ЕС не собирается принять в свои ряды ни Сербию, ни Боснию и Герцеговину».
Обновленная Османская империя, по идее, должна будет вернуть себе значительную часть земель, именовавшихся в географических атласах конца XIX века «европейской окраиной Ближняго Востока», которые принадлежали туркам до Берлинского конгресса. Речь идет о территории Республик Македонии, Албании, Сербии (без Воеводины), Косова и Метохии, а также Боснии и Герцеговины. При этом, Воеводина, расширив свою автономию и отколовшись от Сербии, должна будет влиться в Великую Венгрию, а в Боснии, напротив, автономия Республики Сербской должна будет, по идее, ликвидирована.
Широкая пропагандистская кампания, призванная преподнести османское прошлое в радужных тонах, в Сербии была доведена до абсурда. Так, по предложению президента Сербии Бориса Тадича в Белграде планируется открытие Центра изучения исламской культуры «Мехмед-Паша Соколович». Ирония в том, что серб, чьим именем буден назван этот центр, был одним из тех тысяч и тысяч детей, которых отбирали у родителей в качестве «дани кровью» и насильно обращали в ислам. Такие «потурченцы» были самыми преданными слугами султана, ибо они становились чужаками для своих, но так никогда не делались «своими» для мусульман по рождению[3].
И вот это теперь преподносится сербам в качестве образца для подражания.
«Балканский вакуум»
Министр иностранный дел Сербии Вук Еремич заявил прямым текстом, что ЕС «все дальше от консенсуса, необходимого для продолжения процесса расширения». Вероятно, это первое заявление сербского официального лица, в котором констатируется, тот факт, что ЕС не желает дальнейшего расширения. Если перевести с дипломатического языка на человеческий, то получится так, что «Сербии в ЕС не светит ни при каком раскладе».
Правящая партия оказывается в щекотливом положении.
«Встает вопрос: как сообщить общественности - той самой, которая которая-то и голосовала именно из-за сладкозвучных обещаний будущих благ и европейского светлого будущего. Другие политики правящей проевропейской-власти-без-европейского-будущего и дальше повторяют как попугаи какие-то еврофразы, или предлагают некий суррогат в виде региональной интеграции - «создания новой Югославии»[4].
Под «балканскими интеграциями», одной из ступеней которых должно стать «создание новой Югославии» подразумевается вхождение Албании и некатолических осколков Югославии в сферу влияния посткемалистской Турции, Неоосманской империи.
Что такое неоосманство
Неоосманство представляет собою идеологический гибрид, синтезировавший исламизм, тюркизм и османский империализм.
Неоосманство имеет ряд принципиальных отличий от иных исламских движений. Главное отличие заключается в том, что в большинстве исламских движений доминирует идея наднационального и надгосударственного единства всей мусульманской Уммы, а идеологи неоосманства проповедуют построение империи, в которой бы турки объединились с тюркскими народами Кавказа и Средней Азии. Таким образом, налицо примирение исламизма с тюркским национализмом. Проблема, висевшая над республиканской Турцией Дамокловым мечом, была разрешена. Империалистическая идея примирила военные круги (настроенные секулярно и патриотически) с политиками, добившимися успеха, именно сделав ставку на идею возрождения в Турции мусульманских ценностей.
И кемалисты, и исламисты считают себя наследниками Османской империи, а потому обновление империи позволит объединить усилия вчерашних политических противников.
Что же касается турецких исламистов, то в силу декларируемой неоосманистами политкорректности, эта форма исламизма вполне приемлема для Запада. Западные политологи восприняли неоосманство в качестве исламской версии христианско-демократических партий Европы, которые органично связывают «традиции духовных культур» с общедемократическими нормами. Т.о. на примере Турции предполагается откатать схему, которая была бы приемлема как для мусульман, так и для либерал-демократов.
Между тем, помимо «экспортного - для западных СМИ - варианта неоосманства», существует и «неоосманство для внутреннего пользования». Нынешний премьер Эрдоган, в бытность свою градоначальником Стамбула, не просто лишился поста, но и угодил в тюрьму по статье «за разжигание непримиримости». Сейчас, после прихода к власти Партии Справедливости и Развития, которая опиралась на происламски и проосмански настроенных турецких избирателей, эта статья из кодекса удалена. А в 1997 Эрдоган был осужден на 10 месяцев за публичное декларирование следующих строк:
«Минареты - наши штыки.
Купола - наши шлемы.
Мечети - наши казармы.
Правоверные - наши бойцы.
Это божье войско ждет призыва.
Аллах всемогуч! Аллах всемогуч!»[5]
Впрочем, для успокоения Запада, Эрдоган, придя к власти, сделал важное заявление, суть которого сводится к тому, что, несмотря на использование в предвыборной борьбе антилиберальной риторики, новое правительство собирается активно работать на ниве вхождения в ЕС, интеграции в мировую экономику, а также сотрудничать с МВФ.
Может сложится впечатление, что религиозные лозунги, раздававшиеся из уст политиков победившей партии, это только популизм... Что народ услышал то, что хотел услышать. Только и всего. Но на самом деле это не так.
Как убедительно покано в исследовании проф. Зоран Милошевича, «своим успехом Партия Справедливости и развития, обязана суфийскому ордену Накшбанди. Этот орден развил среди бизнесменов осознание необходимости помощи другим людям по религиозному принципу. При этом создана такая атмосфера, что неучастие в программах «исламской солидарности» практически невозможно. В Турции никто не станет иметь дел с таким человеком, который бы игнорировал эти программы»[6].
Захолустье
Итак, после десятилетия промывки мозгов миражами евроинтеграции, Сербии предлагается роль захолустья неоосманской империи.
Между тем, «у Сербии есть совершенно реальные интересы ни в коем случае не поддерживать неоосманские претензии Турции на Балканы. Когда шеф сербской дипломатии заявляет, что с «Турцией отношения на подъеме», а при этом Турция - один из наиболее последовательных лоббистов албанских сецессионистов, что именно Турция оказывает поддержку боснийским мусульманам в их деле «интеграции», т.е. ликвидации автономии Республики Сербской, тогда тяжело понять Сербскую внешнюю политику с позиции нормальной державы, которая защищает свои интересы»[7].
Интересно, что наряду с ервооптимистами, в Сербии появился новый подвид, так сказать, «реальных политиков». Они утверждают, что «Турция на подъеме и ее нельзя игнорировать».
Все правильно, «Турцию нельзя игнорировать». Однако из этого следует, кроме прочего, еще и то, что турецкая экспансия на Балканах будет способствовать дальнейшему ослаблению Сербии.
«Но, поскольку во всяком абсурде есть система, существует своя «логика» и тут. Очевидно, что обо всем уже «договорено» в Вашингтоне. Договорено о том, что Сербия без-европейского-будущего привязывается к Турции. Дабы Сербия не вздумала повернуться в сторону России и начать вести независимую внешнюю политику»[8].
[1] Српска ослушкуjу топот турских коња. Интервjу са Огњеном Тадиħем, кандидатом за председника Републике Српске и потпредседником Српске демократске странке // Печат №117, jун 2010, С.27
[2] Запад уступа Србиjу Турцима. Разговор са Зораном Милошевиħем, социологом религиjе // Печат, №91, новембар 2009, С. 36.
[3] Впрочем, султана такая ситуация вполне устраивала, ибо приближенные, которые были чужаками для влиятельных турецких семей, как правило, не могли стать орудием заговорщиков.
[4] Бранко Радун. Jеремиħев «балкански вакуум» // Печат, №122, jул, 2010, С.18
[5] Цит. по Бранко Радун. Османлиjе други пут међу Србима // Печат, №121, jул, 2010, С.22
[6]Зоран Млошевич. О политике Партии Справедливости и Развития Турецкой Республики
[7] Бранко Радун. Jеремиħев «балкански вакуум» // Печат, №122, jул, 2010, С.19
[8] Ibid.