От редакции: В конце июня с.г. в православном Рунете активно обсуждались публикации, посвященные Волжскому крестному ходу, который ежегодно проводит Тверская епархия. Собственно особое внимание православной общественности привлекла главная святыня Крестного хода - ковчег-десница с частицей мощей Великомученика и Победоносца Георгия. Точнее тот факт, что пальцы на руке были сложены «рокерской козой». Об этом была публикация и на нашем сайте, - статья Максима Лескова «"Рок-десница" над грядущей Россией». Не всегда обсуждение было корректным, дело дошло до обвинения Священноначалия в сатанизме, как это было в статье Алексея Добычина «Сатанизм в РПЦ МП, «Освяти руку твою ударом...». К сожалению, не прозвучало никакого вразумляющего слова со стороны организаторов Крестного хода из епархии. Но вот наконец такое слово прозвучало, - известный священнослужитель и общественный деятель из Твери о. Сергий Дмитриев опубликовал на епархиальном сайте статью, которую мы с его любезного согласия предлагаем вниманию наших читателей.
* * *
По случаю довелось мне в Интернете ознакомиться со статьей некоего Алексея Добычина «Сатанизм в РПЦ МП, «Освяти руку твою ударом...».
Статья оказалась посвящена одному из главных ежегодных событий Тверской епархии: Волжскому Крестному ходу.
В каждом Крестном ходе пребывает какая-либо святыня, и в этот год, год 65-летия Победы, вполне естественно, что этой святыней стал ковчег-десница с частицей мощей великомученика и Победоносца Георгия из одного из подмосковных храмов.
Но лукавый не дремлет. Неким православным гражданам не понравилась форма ковчега, попросили они «рассудить и дать соборную оценку». Что и не преминул сделать автор публикации в Интернете, лихо заявив, что это не благословляющая рука, а «десница сатаны» и «знак дьявола», а мощи святого Георгия - сатанинские. Как говорится, «ухватили беса за хвост», вскрыли наконец-то (после 12 лет проведения) тайные цели Крестного хода по великой русской реке. Оказывается, это - ни много ни мало - «бес-примерное кощунство и сатанизм».
И вот уже без всякого сомнения объявляется тверской архиерей чуть ли не отступником, еретиком и главным тайным заговорщиком против Православия. По ходу дела досталось и официальному светскому символу юбилейного года: тут и «адские языки пламени», и «мерзкое изображение».
Я сам был в течение четырех лет участником и организатором Волжского Крестного хода (не побоюсь этого слова, грандиозного для Тверской епархии события). Недаром Святейший Патриарх на встрече с тверским духовенством сказал, что «в будущем мы постараемся расширить масштабы этого крестного хода, потому что, как показывает опыт, это очень эффективное средство духовного воздействия на людей».
Но в статье Алексея Добычина совсем другое. Важно опорочить любое активное действие Русской Православной Церкви.
Цитирую: «ВСЕ ПРЕДАЛИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!..
Начинает происходить то, о чем все последние годы били в набат известные на Руси старцы и, по мере своих сил и возможностей, говорили и писали православные патриоты.
Наступает время уже не тайного и скрытого, а открытого отступления церковного священноначалия, священства, а за ними уже и паствы РПЦ от Господа нашего Иисуса Христа».
Ну и понеслось... Кругом евреи, масоны, еретики, «жидовское иго и еретичествующее церковное священноначалие» и т.д.
Изложение идет уже не от имени автора, а от - ни много ни мало - всего православного народа («мы, русские православные люди», «мы неоднократно обращались с вопросами к священноначалию и священству»). Это очень профессиональный ход. То есть как бы уже утверждается, что это весь православный народ «рассудил и дал соборную оценку».
Этим внушается подмена церковной иерархии иерархией и авторитетом неких старцев, этаких ведунов и прорицателей, псевдопатриотической царской идеей, якобы единственно спасительной для русского человека. Причем православная вера является уже как бы лишь необходимым дополнением ко всему этому.
Цель понятна: дискредитация церковной власти, создание параллельных псевдоправославных структур, подмена веры псевдопатриотизмом и, в конечном итоге, разрушение Русской Православной Церкви как единой организации.
Важно отметить, что все подобные публикации пропитаны нагнетанием страха перед действительностью, поиском в церковных действиях, словах и образах сатанинского смысла, внушением апокалиптических настроений. Людей всячески пытаются отвести от реальной жизни, убрать веру, надежду на Бога, любовь к ближним. «Всё, последние времена наступают» - лозунг таких псевдоревнительских публикаций (кстати, в этом им сильно помогают и современные светские СМИ, выплескивающие на человека море чернухи, дурных сенсаций и страхов).
И, естественно, дальше ставится вопрос: «Так что же нам делать?» (опять же, кому нам? всему православному народу?). Это уже явно похоже на программу действий. И каких!
«...мы должны твердо и непоколебимо стоять на позициях защиты чистоты нашей веры, обличая внутрицерковных еретиков, экуменистов, сергианцев, обновленцев и проч.».
«Главное - не молчать. Если мы видим, что совершается кощунство или богохульство, то мы непременно обязаны вмешаться и пресечь творящееся беззаконие. И абсолютно не важно, кто перед нами предстоит: бездомный нищий, олигарх, президент или архиерей».
«...если мы видим в нашем храме еретиков или иноверцев, то мы обязаны потребовать от них покинуть дом Божий. Если они не послушаются и будут упорствовать, то необходимо вывести их насильно. Если же за них вступится архиерей или священник, говоря, что он дает свое благословение на их присутствие, то и его вместе с ними выгнать из храма. Так в лучшие времена и было на Руси. Нельзя позволять кому бы то ни было искажать нашу веру».
«Если же у нас недостаточно сил, чтобы удалить из храма еретиков-богоборцев, то мы сами должны покинуть его, т.к., если на богослужении присутствуют враги Христовы, там Божьей благодати быть не может».
Вывод из всего этого можно сделать следующий.
Некие структуры, не объявляющие себя публично (возможно, именно те, против которых якобы направлена деятельность псевдоревнителей), но усиленно создающие впечатление, что они представляют весь православный народ, пытаются любыми способами разрушить Русскую Православную Церковь, всеять в умы и сердца людей, с одной стороны, страх перед действительностью, а с другой - подозрительность и недоверие к священноначалию и всей церковной власти. И в конечном итоге создать свое параллельное «народное» псевдоправославие с ведунами-старцами, царебожием и чудоверием.
Чтобы быть честным до конца, надо сказать, что иногда своими непродуманными действиями, показной роскошью, леностью и нежеланием проводить активную миссионерскую, социальную и катехизаторскую работу, а то и просто примитивным обманом людей представители Церкви сами дают козыри таким разрушителям Православия.
Но, видимо, таких козырей не так уж много, если ухватываются за такой вот повод, чтобы выставить провинциального тверского архиерея, конечно, имеющего свои человеческие недостатки, но молитвенника и человека, искренне радеющего за православный русский народ и нашу страну, чуть ли не ярым представителем мировой закулисы и открытым сатанистом. Как сказал владыка, узнав об этой статье, «раз уж о Спасителе говорили, что в нем бес (от Иоанна, 8, 52), то что уж говорить обо мне грешном. Только «смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живаго (Евр, 3, 12)»«.
Не по-христиански, жалко и противно все это выглядит. Но эффективно! Наивные и духовно малограмотные люди на такое здорово клюют, на что и рассчитана эта правильно написанная с точки зрения воздействия на сознание людей статья.
Бороться с такими агрессивными антицерковными проявлениями надо большей открытостью церковной жизни, созданием крепких православных общин, усилением работы с паствой, активной катехизаторской, просветительской и миссионерской деятельностью на всех уровнях церковной и общественной жизни.
А что касается благословляющей десницы, то ниже приводится несколько древних изображений Спасителя (XI-XV вв.) с подобным сложением пальцев:
http://foto.mail.ru/list/rusnauka/1196.
Председатель Тверского союза православных мирян священник Сергий Дмитриев
Статья впервые опубликована на сайте Тверской епархии