Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Цитатник Солженицына

Николай  Яременко, Русская народная линия

18.08.2010

«Не делай другому того, что не желаешь себе».

Исследованию двух столетий совместного проживания евреев и русских на землях нынешней Украины, посвящена книга А. Солженицына - «Двести лет вместе». Ни один антисемит и ни один юдофил ее бы так не назвал. Действительно, если уж два века вместе, то пора бы понять друг друга и научится жить в согласии, не на словах, а на деле делится общей радостью и бедой, а значит и ответственностью за происходящее в Отчизне.

Книга «Двести лет вместе», в которой автор доказывает, что евреи в Малороссии такая же титульная нация, как и малороссы, на самом деле похожа на цитатник. Собранные цитаты из сотен источников составляют не менее двух третей книги. И цитаты подбираются одна точнее другой, источники подбираются - из самых весомых. Скрупулезность и дотошность при работе над текстом просто поражают.

Не всем нравится «Раскаленный вопрос». Книга не нравится антисемитам, потому что она явно не «антиеврейская». Нет в ней неприятия еврейства как такового, что подтверждают приведенные в ней факты, документы и аргументы. Не понравится она и юдофилам, поскольку она не «проеврейская», напротив, критично относится к любым проявлениям самодовольства в еврейском самосознании.

Ключом книги, закрывающим любой антисемитизм, является ответ У. Черчилля на вопрос «почему в Англии нет антисемитизма?»: «Наверное, потому, что ни один англичанин не считает себя глупее еврея». Но тема, которой посвятил свою книгу Александр Исаевич, безусловно, очень деликатная. Не потому, что она еврейская, а потому, что национальная, затрагивает легкоранимые и тонкие чувства. А то, что она еврейская, делает ее еще более чувствительной. Автор, решительно осуждает антисемитизм, как, впрочем и любой другой национализм - украинский, еврейский, грузинский, латышский и т.д. А тем, кто любит поиграть и поспекулировать на теме антисемитизма, отождествляя его с «русским фашизмом», напоминает, что нацизм был одновременно и антиславянизмом, и русских погибло от рук фашистов не меньше, чем евреев.

Солженицын снимает своей книгой самое главное предубеждение: два народа, русские и евреи, не имеют исторической ненависти друг к другу, не стремятся «извечно» друг друга сожрать, изжить или подчинить. Автор всеми силами снимает тот страх, то подозрение во взаимном расчетливом коварстве. Это первое. И вторая проблема, которая решена блестяще в книге, состоит в том, что задача каждого народа самому объяснить, почему он совершал те или иные плохие, дурные безнравственные действия по отношению к другому народу, и признать это ошибкой именно народа, а не отдельных негодяев. Эта тема становится главной в диалоге двух народов. Часто, очень часто, евреи склонны в своих бедах винить русских: погромщики, юдофобы, пещерные националисты, вспоминая и черту оседлости, и репрессии Б. Хмельницкого, а русские - евреев: космополиты, равнодушные к России, заправилы революции и террора, гонители Церкви, создатели антирусской Совдепии. Да и нынешние «рыжие олигархи» пожирающие Украину и Россию, имеют «дефицит любви». Эти взаимные обвинения - большая проблема. И совсем редко, буквально штучно возникают ситуации, когда народы видят каждый свою вину в бедах и трагедиях друг друга. Приведу лишь один пример о евреях-шинкарях, что спаивали крестьян.

Производство спиртного на душу населения (есть такой статистический показатель), что производили евреи-шинкари и помещики в черте оседлости, которые нанимали евреев, в 1913 году составляло четыре литра на душу, на человека в год. В Совдепии, ввели госмонополию, этот показатель возрос до восьми литров на каждый «совок». А в нынешней, «самостийной» этот показатель сейчас двенадцать литров на человека в год. Так кто кого спаивал и когда?

Для сегодняшней России, и это подчеркивает Солженицын, куда острее стоит и последние годы стоял украинский вопрос. Вот уж действительно и геополитическая и стратегическая и психологическая проблема. Вся жизнь сегодняшнего Русского Мира крутится не вокруг еврейского, а вокруг украинского вопроса. И русские евреи крутятся сегодня вокруг этих самых украинцев. Многим не понравится утверждение, что сегодняшнее противостояние на Украине существенно усложняется влиянием еврейства. Так евреи с радио «Свобода» вместо того, чтобы заниматься еврейскими проблемами (которых предостаточно), предпочитают усердно трудиться над углублением гибельного раскола между двумя частями единой прежде Руси. Солженицын же в своей книге делает ссылку на Вернадского, который в 1927 году писал: «На Укр(аине) украинскими националистами самостийниками являются евреи, имеющие там огромное значение, большее чем поляки»... (И это при том, что не прошло и десятилетия после еврейских погромов, явившихся, в большинстве случаев, «делом рук» петлюровцев и других самостийников, унесших десятки тысяч еврейских жизней).

Книга «Двести лет вместе», если она станет фактом культуры, во многом снимет - она могла бы и вовсе снять напряженность, но это, к сожалению, в нашем падшем мире невозможно, - болезнейшую воспаленнность в русско-еврейских отношениях, но возможно оздоровит их. Книга эта - сильнейшее терапевтическое средство. И любой человек, который желает строить свою жизнь не от исторического испуга, исторической наивности, который не желает ответственность за беды своей судьбы перекладывать на другого, еврея или русского, а желает доискаться до правды, он найдет в этой книге возможность для себя решить эту серьезнейшую проблему истории. Верится, что благодаря этой книге украинское общество в ХХ1 веке будет жить без той болезненной опухоли, насаждаемой «свидомыми», взаимной неприязни между русскими, украинцами и евреями сегодняшнего дня.

Итоговый вопрос книги: способны ли мы делать общее дело? Не просто существовать, а творить сообща? И что для этого надо делать осознающему себя российскому еврейству, что для этого надо делать признающим общее дело русским и особенно малороссам?

Читая книгу, так и хочется ее цитировать и цитировать. Все время ощущаешь обиду Солженицына не на еврейство в прошлом или настоящем, а на нашу либеральщину и образованщину. На вождей-мессий (по Э. Ходосу) активно вовлекающих еврейство в различные политические игры в силу их некоей природной отчужденности. Всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии встретил свое восьмидесятилетие, пройдя все круги ада, книгами православного писателя: «Россия в обвале» и «Двести лет вместе». В этих книгах мы видим не «Бодающегося теленка с дубом» напористого и непреклонного, а аккуратного даже в мелочах, крайне деликатного академического исследователя, боящегося даже в деталях ошибиться... Вот один из итогов авторской мысли: «Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории - несомненна, сильна. Настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остается - исторической загадкой для всех нас. И для евреев - тоже». Катализаторы, отщепенцы, нигилисты, народ-мессия, что их и нас ждет в будущем России? Ответ думаю дан в заглавии книги словом - вместе.

Николай Николаевич Яременко, член Союза писателей России, председатель Союза русских литераторов и журналистов Полтавщины



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 13

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

13. Сокол : Re: Цитатник Солженицына
2010-08-20 в 18:08

Солженицын знал цену Вечности.
Он не собирался уходить из жизни в Никуда.
Хотелось как у Пушкина – «И весь я не умру»…
Хотелось гарантированного бессмертия своему имени, славе и известности.
Очень хотелось.
Но Поэт смог «весь не умереть» благодаря своим бессмертным литературным произведениям. А вот имея в запасе лишь одного «Ивана Денисовича» гарантированно попасть в рай Вечности было явной утопией.
Утопистом же Солженицын никогда не был. Он всю свою жизнь выстраивал по лекалам прагматизма и трезвого учета спроса и предложения на идейно-политической ярмарке Жизни.
Этот учёт и указал ему на путь в бессмертие в виде вечной темы – еврейского вопроса.
Вот только одного не учёл ушлый претендент на бессмертие – он далеко не первый, кто пахал на этом поле вечного раздора и пахал намного качественнее и результативнее.
И кто же на этом поле Солженицын рядом с такими специалистами по означенной выше вечной теме, как Фёдор Михайлович Достоевский и Василий Васильевич Розанов?
Дилетант.
Вот так, взявшись за дело не по своему уму, Солженицын сам себя вписал в реестр вечных дилетантов.
12. Сокол : Re: Цитатник Солженицына
2010-08-20 в 15:23

Солженицын знал цену Вечности.
Он не собирался уходить из жизни в Никуда.
Хотелось как у Пушкина – «И весь я не умру»…
Хотелось гарантированного бессмертия своему имени, славе и известности.
Очень хотелось.
Но Поэт «весь не умер» благодаря своим бессмертным литературным произведениям. А вот имея в запасе лишь одного «Ивана Денисовича» гарантированно попасть в рай Вечности было явной утопией.
Утопистом же Солженицын никогда не был. Он всю свою жизнь выстраивал по лекалам прагматизма и трезвого учета спроса и предложения на идейно-политической ярмарке тщеславий.
Этот учёт и указал ему на путь в бессмертие в виде вечной темы – еврейского вопроса.
Вот только одного не учёл ушлый претендент на бессмертие – он далеко не первый, кто пахал на этом поле вечного раздора и пахал намного качественнее и результативнее.
И кто же на этом поле Солженицын рядом с такими специалистами по означенной выше вечной теме, как Фёдор Михайлович Достоевский и Василий Васильевич Розанов?
Дилетант.
Вот так, взявшись за дело не по своему уму, Солженицын сам себя вписал в реестр вечных дилетантов.
11. Сокол : Re: Цитатник Солженицына
2010-08-20 в 11:13

Судя по данной публикации и по целому ряду других ей подобных, РНЛ мечется, не зная к какому берегу пристать. Пытается идти в фарватере современной церковной политики, повторяя и вторя её зигзагам, она эту зигзагообразность делает только более заметной и отчетливой для всякого непредубежденного наблюдательного взгляда.
Настойчиво проводимый в последнее время церковный курс на «понимание» всех и всего – Власова-Солженицына-Высоцкого-Чубайса - с неизбежность превращает сам этот курс, саму эту всеугодническую политику в бессильное политиканство – бесперспективное и отталкивающее.
Слава Богу, что у Жизни есть свой фарватер и свой внутренний, заданный Божьим Промыслом, курс.
Следовать ему несравнимо более высокая честь, чем подсвистывать современным Фомам Фомичам Опискиным, Смердяковым и Берлиозам и выступать в роли слуги двух господ.
Выбор курса Жизни требует личного мужества.
Выбор зигзагообразного курса требует холуйской психологии.
Выбор каждый делает сам…

От дорогой редакции: Дорогой наш наблюдательный зоркий Сокол. И все то вы разглядите. Вот и мечущуюся РНЛ узрели. А самое главное Божий Промысел знаете относительно Солженицына, Высоцкого и др. Мы же, грешные, не такие зоркие, Суд Божий нам неизвестен, а потому публикуем мы разные мнения православных людей относительно второстепенных вопросов, дабы в спорах выявились искусные, по слову Апостола. Вы, дорогой Сокол, видать недавно у нас и не знаете, что мы всегда проводили и будем проводить такую редакционную политику.
10. Александр СПб : Для 9. Александр Раков : о пророчествах
2010-08-20 в 01:02

А еще "старцы" предсказали победу коммунизма во всем мире, и что когда мощи сталина откроют, то запоют "Интернационал" посреди лета...
9. Александр Раков : |отсутствие воспитания
2010-08-19 в 18:39

Сам ты "совок"! Вот вернутся коммунисты - а они вернутся по предсказаниям старцев - вот и будешь рассказывать про Совдепию! Александр Раков.
Пусть РНЛ не боится пропускать и мои комментарии. Вообще же, РЛ тоже не хватает ни стержня, ни общей культуры.
8. Николай Яременко : Евгений - спасибо.
2010-08-19 в 16:41

Евгений - СПАСИБО. Есть критика, которая заставляет думать, и не допускать промахов в мелочах, она из тех, что помогает... Евгений, Вам низкий поклон...
7. Захар : В.Н.Шульгину
2010-08-19 в 14:36

Поверьте, никакой злобы у меня нет. Да, мне не нравится написанное Солженицыным, и я оцениваю его деятельность отрицательно. Но мне жаль, что читать его будут все меньше и меньше. Согласитесь, что его книги даже в позднем СССР были популярнее, чем сейчас.
6. Евгений : Автору статьи - большой минус
2010-08-19 в 09:51

Претензии не к Солженицыну, а к автору статьи:
- Пробираться сквозь заросли Ваших словосочетаний весьма сложно. Мысль прячется в них настолько глубоко, что найти её трудно. Особенно, если её вообще нет.

Примеры:

1 цитата – «Автор, решительно осуждает антисемитизм, как, впрочем и любой другой национализм - украинский, еврейский, грузинский, латышский и т.д.»
То есть автор ставит знак равенства между понятиями антисемитизм и национализм. Он, видимо, не знает, что любовь к своему народу не означает автоматической ненависти к другому. Если я люблю свою жену, то это означает, что я ненавижу соседку? Так, что ли?
А Солженицын, что, действительно против русского национализма? То есть он против любви к своим корням, своим предкам, матери, родной земле? Или автор стать приписал ему то, что он сам хотел?

2 цитата – «А тем, кто любит поиграть и поспекулировать на теме антисемитизма, отождествляя его с «русским фашизмом», напоминает, что нацизм …»
Что хотел сказать автор?
А). Что тот бяка фактически не является антисемитом, а только спекулирует на этой теме. Так?
Б). Спекулировать на теме антисемитизма может только тот, кто получает от этого некоторые дивиденды. Махровый антисемит говорит о своих взглядах прямо, не спекулируя.
В). Поскольку бяка отождествляет антисемитизм с «русским фашизмом», и поскольку он «спекулянт», то получается, что антисемитизм и «русский фашизм» не тождественны.
В). В этом случае входим в противоречие с идеологической установкой статьи, по которой надо заклеймить как тех, так и других.
Г). Зачем напоминать бяке о том, какой плохой был нацизм? Разве это следует из логики данного абзаца? Видимо автор думает, что есть люди, считающие, что если гитлеровский нацизм уничтожал евреев, то это означает, что он хорошо относился к славянам? И вообще, причем здесь нацизм (национал-социализм в гитлеровском исполнении)? Если речь идет об отношениях двух наций в пределах одной страны, то причём здесь третья и совершенно посторонняя?
Д). Видимо автор путает понятия «фашизм» и «нацизм». Это говорит о том, что автор находится в плену стереотипов, приклеивая по советской привычке к гитлеровскому режиму ярлык «Фашистская Германия».
Е). А что такое «русский фашизм»? Кто дал такое определение? Если автор приклеивает этот ярлык к противникам западного индивидуалистического протестантского англосакского образа жизни, к противникам проникновения мусульман-ваххабитов и прочих инородцев в сердце России, к противникам вытеснения русской культуры, к противникам вырождения русского народа, то тогда сам автор – фашист.
5. В.Н.Шульгин : Захару
2010-08-19 в 03:39

Дорогой Захар, Вы пустомеля или даже хуже: наводите тень на плетень из некоей злобы. Она очевидна, поверьте.
4. Ф.Ф. Воронов : Два замечания
2010-08-18 в 12:42

Два маленьких замечания.

1. Название "Цитатник Солженицына" уже один раз использовалось для статьи об этой книге. Именно, Владимир Бондаренко, в газете "День литературы": http://zavtra.ru/cgi...avtra/01/398/82.html.

2.
которой автор доказывает, что евреи в Малороссии такая же титульная нация, как и малороссы,


? "Титульная" -- означает "дающая название". Ведь, кажется, Малороссия пока не переименована в Жидівщину? Автор, видимо, хотел сказать: столь же укорененная. Но не думаю, что это тезис Солженицына.

В целом статья хорошая, но о книге Солженицына много чего еще можно сказать. Там много неочевидных пластов.
3. Захар : Автору
2010-08-18 в 12:10

Книга Солженицына фактом культуры не станет. Во-первых, сейчас такие книги читают очень мало (что безусловно жалко). А, во-вторых, из-за одиозности автора, уж простите. Не знаю, как там со статистикой, но большинство людей (просто из опыта общения знаю) Солженицына не уважают. Утерял он доверие и уважение людей.
2. Остап : Re: Цитатник Солженицына
2010-08-18 в 10:59

Фундаментальная ошибка Солженицына отражена в последнем слове названия книги.
1. Александр Изгоев : Re: Цитатник Солженицына
2010-08-18 в 09:45

"Ответ, думаю, дан в заглавии книги словом - вместе."

Вместе - но только на узком пути. На пути ко Христу.

Вместе - но только в "малом стаде", объединяющем и "эллинов", и "иудеев", но далеко не каждого из оных, поскольку оно малое.

Иными словами: Свет и тьма не смешиваются.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме