Цитатник Солженицына

0
324
Время на чтение 4 минуты

«Не делай другому того, что не желаешь себе».

Исследованию двух столетий совместного проживания евреев и русских на землях нынешней Украины, посвящена книга А. Солженицына - «Двести лет вместе». Ни один антисемит и ни один юдофил ее бы так не назвал. Действительно, если уж два века вместе, то пора бы понять друг друга и научится жить в согласии, не на словах, а на деле делится общей радостью и бедой, а значит и ответственностью за происходящее в Отчизне.

Книга «Двести лет вместе», в которой автор доказывает, что евреи в Малороссии такая же титульная нация, как и малороссы, на самом деле похожа на цитатник. Собранные цитаты из сотен источников составляют не менее двух третей книги. И цитаты подбираются одна точнее другой, источники подбираются - из самых весомых. Скрупулезность и дотошность при работе над текстом просто поражают.

Не всем нравится «Раскаленный вопрос». Книга не нравится антисемитам, потому что она явно не «антиеврейская». Нет в ней неприятия еврейства как такового, что подтверждают приведенные в ней факты, документы и аргументы. Не понравится она и юдофилам, поскольку она не «проеврейская», напротив, критично относится к любым проявлениям самодовольства в еврейском самосознании.

Ключом книги, закрывающим любой антисемитизм, является ответ У. Черчилля на вопрос «почему в Англии нет антисемитизма?»: «Наверное, потому, что ни один англичанин не считает себя глупее еврея». Но тема, которой посвятил свою книгу Александр Исаевич, безусловно, очень деликатная. Не потому, что она еврейская, а потому, что национальная, затрагивает легкоранимые и тонкие чувства. А то, что она еврейская, делает ее еще более чувствительной. Автор, решительно осуждает антисемитизм, как, впрочем и любой другой национализм - украинский, еврейский, грузинский, латышский и т.д. А тем, кто любит поиграть и поспекулировать на теме антисемитизма, отождествляя его с «русским фашизмом», напоминает, что нацизм был одновременно и антиславянизмом, и русских погибло от рук фашистов не меньше, чем евреев.

Солженицын снимает своей книгой самое главное предубеждение: два народа, русские и евреи, не имеют исторической ненависти друг к другу, не стремятся «извечно» друг друга сожрать, изжить или подчинить. Автор всеми силами снимает тот страх, то подозрение во взаимном расчетливом коварстве. Это первое. И вторая проблема, которая решена блестяще в книге, состоит в том, что задача каждого народа самому объяснить, почему он совершал те или иные плохие, дурные безнравственные действия по отношению к другому народу, и признать это ошибкой именно народа, а не отдельных негодяев. Эта тема становится главной в диалоге двух народов. Часто, очень часто, евреи склонны в своих бедах винить русских: погромщики, юдофобы, пещерные националисты, вспоминая и черту оседлости, и репрессии Б. Хмельницкого, а русские - евреев: космополиты, равнодушные к России, заправилы революции и террора, гонители Церкви, создатели антирусской Совдепии. Да и нынешние «рыжие олигархи» пожирающие Украину и Россию, имеют «дефицит любви». Эти взаимные обвинения - большая проблема. И совсем редко, буквально штучно возникают ситуации, когда народы видят каждый свою вину в бедах и трагедиях друг друга. Приведу лишь один пример о евреях-шинкарях, что спаивали крестьян.

Производство спиртного на душу населения (есть такой статистический показатель), что производили евреи-шинкари и помещики в черте оседлости, которые нанимали евреев, в 1913 году составляло четыре литра на душу, на человека в год. В Совдепии, ввели госмонополию, этот показатель возрос до восьми литров на каждый «совок». А в нынешней, «самостийной» этот показатель сейчас двенадцать литров на человека в год. Так кто кого спаивал и когда?

Для сегодняшней России, и это подчеркивает Солженицын, куда острее стоит и последние годы стоял украинский вопрос. Вот уж действительно и геополитическая и стратегическая и психологическая проблема. Вся жизнь сегодняшнего Русского Мира крутится не вокруг еврейского, а вокруг украинского вопроса. И русские евреи крутятся сегодня вокруг этих самых украинцев. Многим не понравится утверждение, что сегодняшнее противостояние на Украине существенно усложняется влиянием еврейства. Так евреи с радио «Свобода» вместо того, чтобы заниматься еврейскими проблемами (которых предостаточно), предпочитают усердно трудиться над углублением гибельного раскола между двумя частями единой прежде Руси. Солженицын же в своей книге делает ссылку на Вернадского, который в 1927 году писал: «На Укр(аине) украинскими националистами самостийниками являются евреи, имеющие там огромное значение, большее чем поляки»... (И это при том, что не прошло и десятилетия после еврейских погромов, явившихся, в большинстве случаев, «делом рук» петлюровцев и других самостийников, унесших десятки тысяч еврейских жизней).

Книга «Двести лет вместе», если она станет фактом культуры, во многом снимет - она могла бы и вовсе снять напряженность, но это, к сожалению, в нашем падшем мире невозможно, - болезнейшую воспаленнность в русско-еврейских отношениях, но возможно оздоровит их. Книга эта - сильнейшее терапевтическое средство. И любой человек, который желает строить свою жизнь не от исторического испуга, исторической наивности, который не желает ответственность за беды своей судьбы перекладывать на другого, еврея или русского, а желает доискаться до правды, он найдет в этой книге возможность для себя решить эту серьезнейшую проблему истории. Верится, что благодаря этой книге украинское общество в ХХ1 веке будет жить без той болезненной опухоли, насаждаемой «свидомыми», взаимной неприязни между русскими, украинцами и евреями сегодняшнего дня.

Итоговый вопрос книги: способны ли мы делать общее дело? Не просто существовать, а творить сообща? И что для этого надо делать осознающему себя российскому еврейству, что для этого надо делать признающим общее дело русским и особенно малороссам?

Читая книгу, так и хочется ее цитировать и цитировать. Все время ощущаешь обиду Солженицына не на еврейство в прошлом или настоящем, а на нашу либеральщину и образованщину. На вождей-мессий (по Э. Ходосу) активно вовлекающих еврейство в различные политические игры в силу их некоей природной отчужденности. Всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии встретил свое восьмидесятилетие, пройдя все круги ада, книгами православного писателя: «Россия в обвале» и «Двести лет вместе». В этих книгах мы видим не «Бодающегося теленка с дубом» напористого и непреклонного, а аккуратного даже в мелочах, крайне деликатного академического исследователя, боящегося даже в деталях ошибиться... Вот один из итогов авторской мысли: «Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории - несомненна, сильна. Настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остается - исторической загадкой для всех нас. И для евреев - тоже». Катализаторы, отщепенцы, нигилисты, народ-мессия, что их и нас ждет в будущем России? Ответ думаю дан в заглавии книги словом - вместе.

Николай Николаевич Яременко, член Союза писателей России, председатель Союза русских литераторов и журналистов Полтавщины

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Яременко
Читая Владимира Бурцева
Об уроках Октябрьской революции 1917 года
31.10.2017
Анатомия американских провокаций
Писатель из Украины Николай Яременко считает, что провокации и двойные стандарты будут одной из причин падения американской империи
30.10.2017
Превращение Малороссии в Украину
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы?»
13.08.2017
«Читать ее надо с карандашом в руках»
Рецензия Николая Яременко на монографию Виктора Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор»
14.10.2016
Все статьи Николай Яременко
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 04:10
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24