Обретение могилы Архипа Куинджи на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, где он был похоронен 11 июля по старому стилю в 1910 году, случилось чудесным образом. Удивительный человек, Геннадий Васильевич Пирожков, которого в петербургских культурных кругах называли не иначе, как рыцарь Смоленского кладбища, рассказал нам как найти место первоначального захоронения Архипа Куинджи.
Отчего мы стали искать это место, если общеизвестно, что памятник великому художнику, а стало быть и официальная могила, находится в Музее городской культуры Санкт-Петербурга? Наши поиски мы начали после того, как услышали рассказ экскурсовода на Смоленском кладбище, указавшего на место первоначального захоронения поэта Александра Блока. Дословно она сказала экскурсантам: не верьте официальной истории, что прах Блока перенесен со Смоленского кладбища. Тогда, в 1952 году, переносили только памятники великих деятелей культуры и искусства, которые были созданы великими скульпторами и художниками. А прах никто не думал переносить. И потому Александр Блок по-прежнему здесь, на Смоленском кладбище. На могилу поэта продолжают класть цветы.
Вот тогда-то мы и поинтересовались у откровенного экскурсовода о могиле нашего земляка Архипа Куинджи. Она не знала о месте его первоначального захоронения, но однозначно сказала, что прах великих деятелей культуры никуда не переносили, а только памятники. Старые петербуржцы знают историю этой советской фальсификации.
Промыслом Божиим мы познакомились с Геннадием Васильевичем Пирожковым. И что знаменательно. Узнав о цели нашего визита, он как-то насторожился, а затем спросил: «А зачем вам знать место первоначальной могилы Архипа Куинджи?» Откровенно говоря, мы опешили от такого вопроса и откровенно сказали, что хотим положить цветы на могилу нашего великого земляка. Пирожков облегченно вздохнул и рассказал нам о первопричинах своей настороженности и вопроса.
Оказывается, к нему приезжали одесситы и просили показать место могилы основателя Одессы, испанского дворянина Иосифа де Рибаса, именно так правильно пишется и звучит фамилия основателя Одессы. Дерибас, это скорее производная от одесского Привозного юмора. Одесситы откровенно сказали, что станут добиваться переноса праха де Рибаса в их родной город. Это обескуражило Пирожкова и сделало его осторожным в разговорах с другими и лицами, интересующимися историческими захоронениями. Мы еще раз подтвердили свою незаинтересованность в каких-либо противоправных действиях, и наш новый знакомый указал нам опознавательные знаки, по которым мы после нескольких часов поисков нашли место первоначального захоронения нашего великого земляка.
Случилось это зимой, несколько лет назад. А в этом году, вместе с петербуржцами, мы зажгли на могиле великого православного художника Архипа Куинджи поминальные свечи. Теперь и мариупольцы, впервые за сто лет, могут увидеть на страницах «Мариупольских ведомостей» могилу Архипа Куинджи, где покоится прах нашего великого земляка. И кто будет в паломничестве на Смоленском кладбище, пусть поклонится этому месту, святому для каждого мариупольца, и зажжет поминальную свечу.