Россия в огне

Пожары в России 
0
2994
Время на чтение 7 минут

Протоиерей Александр ШаргуновСнова Россия в огне и в дыму. Картины, которые показывает телевидение, как сводки с фронта. В новостях спрашивают молодого мужчину: «Дача сгорела?» «Что дача, - отвечает он, - вы не видите, что Россия горит?» Пылают тысячи гектаров лесных массивов, сожжено множество поселков, число погибших от пожаров и умерших от жары растет. Огненный смерч тридцатиметровой высоты перекидывается через высокие деревья с одного места на другое, и никакая противопожарная техника, которой, увы, оказалось, как всегда, более чем недостаточно, пока не в состоянии его остановить. Сколько раз пытался убедить нас современный век, что он якобы имеет власть управлять природной стихией, разгонять облака, вызывать дожди, и вот теперь приходится только в бессилии констатировать неутешительный прогноз на ближайшие недели. И нетрудно представить, что столбик термометра может подняться еще на несколько градусов - ну, скажем, всего на пять, на десять. Ибо какие основания у неверующего в Бога человека требовать гарантий от бездушной природы? Мы уже достигли дня святого пророка Илии, и многие верующие надеялись, что это последний рубеж. Но этот праздник, несмотря на молитвы Церкви, не принес облегчения. Потому что в духовной жизни гарантий тоже не существует. Требуется подлинное покаяние - то есть на самом деле «изменение ума», иное видение происходящего и обновление жизни.

В течение всей истории участвует пророк Илия в судьбах нашего народа. Очевидно не без Промысла Божия первый храм, построенный на Руси святой равноапостольной Ольгой, был в честь святого пророка Божия Илии. Точно так же как не случайно, что главное искушение для нашего народа в минувшем столетии было поклонение Ваалу, богу земного благополучия, с отвержением Единого истинного Бога. И это искушение продолжается сегодня на большей глубине. Илии надо было сразиться с Ваалом, богом Иезавели и Ханаана, в северной плодородной земле, где этому богу приписывали дар дождя. Во имя своего Бога Илия вступает в состязание с четыреста пятьюдесятью пророками Ваала, соблазняющими народ. Пусть наконец Израиль сделает свой выбор! Как нуждаемся мы сегодня в мужах силы и разума, которые бы имели власть взывать ко Господу в духе и силе Илии-пророка: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3 Цар. 18, 37).

История повторяется. После народа Ветхого Завета является неверие и непослушание народа Нового Завета. 70-80 процентов в нашей стране - крещеные. И сегодняшняя наша неверность, личная и коллективная, - то, что скрыто в глубине сердец, - откроется в последний день, и уже открывается, в том числе этими пожарами и дымом. Бог говорит нам через эти события. Но эти события становятся словами лишь через конкретные личности. Можно быть рассеянным по отношению к событиям. Бог посылает нам бедствия, чтобы разбудить нас. У всех есть возможность проснуться к видению того, что происходит. Но нужны люди, которые могли бы разбудить. Тех, кто обращает внимание на глубину событий, - всегда меньшинство. Естественная тенденция - склоняться к легкому решению, просто жить день за днем, не обременяя себя излишними размышлениями. О людях, прошедших испытания XX века, иногда говорят: «Они жили в великую эпоху, пережили великие события». Это правда! Однако слишком многие плыли тогда по течению. Не следует слишком превозносить то время, говоря: «Это были великие моменты истории. Тогда люди были поставлены лицом к лицу со злом, а теперь все миновало». Да, зло, которое раскрылось в XX веке, было, несомненно, последней репетицией перед приходом антихриста. Но мы живем в мире, где добро и зло никогда не перестанут противостоять друг другу. Кто хочет остаться достойным человеческого звания, тем более, звания христианина, тот не может жить, закрывая глаза на то, что вокруг. Если Церковь - Тело Христово - включает в себя и тех, кто еще «не двора сего», это означает, что мы ответственны друг за друга как в добре, так и во зле. С ведущих созерцательную молитвенную жизнь, если они верны своему призванию, - с них с первых спрос, потому что они достигают глубин человеческих. Мы видели в прошлом веке неслыханное до того времени попрание человека. Но сегодня надвигается худшая опасность - идеал Содома, и многие готовы сдать всю культуру, религию, природу, а другие не знают, как и где они будут жить завтра с женами и детьми. Происходит как бы изгнание людей с земли. Как узнаваема в нашей сегодняшней российской действительности библейская история с Навуфеем! Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Пожар

Государство обещает оказать погорельцам материальную помощь. Церковь призывает своих пасомых внести посильную лепту. Но дело ведь не в одних погорельцах, даже если все для них будет восстановлено в лучшем виде. Просто они выявили еще раз то, что происходит с миллионами людей в нашей стране. Будем серьезно размышлять о том, что великое множество очень бедных, нищих, бомжей, а также беспризорных детей готовы сегодня сослужить нам за свой счет славную службу. Лишенные всего, всех прав в этом мире, в котором они живут, они задают нам вопрос: «Куда мы идем? Куда вы идете?» Эти вопросы возникают на всех уровнях - на политическом, на экономическом, на философском. Их задают все нормальные, мыслящие люди. И в первую очередь их должны задавать те, кто исповедует веру в Бога, ставшего человеком.

В свою очередь мы можем просить этих погорельцев: «Научите нас чему-нибудь вашей нищетой, жертвами которой вы оказались». Очень часто нищие - лучшие специалисты в человечности. Есть немало свидетельств, что заключенные в концлагерях узнавали по-новому цену и достоинство человека и человеческого существования, когда они оказались совершенно униженными. Время для христиан - не просто материально поддержать бедствующих, но начать по-настоящему учиться состраданию - по дару Христа, Который говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Что более всего поражает - лица многих этих погорельцев, глаза, в которых погасла всякая надежда. И это тоже символ значительной части нашего народа.

Илия явился ангелом, посланным с небес во времена отступничества от веры отцов. Но апостол Иаков в своем Послании уверяет, что он был человеком, подобным нам (Иак. 5, 17). Пророк предупреждает, что Израиль будет наказан за свои грехи засухой. Он говорит об этом царю, во власти которого было запретить идолопоклонство и разврат в стране, и таким образом отвратить наказание. Пока не наступит покаяния, этот суд будет исполняться над его страной. Ни росы, ни дождя не будет в течение трех с половиной лет. Он усердно молился, чтобы Бог был милостив к этому народу - это значит о том, чтобы не было дождя. И по его молитвам небо затворилось. Пусть знает царь и весь народ, что Господь есть Бог, которого они оставили, и что Он - Бог Живой, не такой, как мертвые немые идолы, которым они поклонялись. И что Илия - Божий слуга и посланник. Им кажется, что у них мир и благоденствие, а Бог гневается на них. Засуха покажет бессилие и безумие тех, кто оставил Живого Бога. Илия дает знать Ахаву, как слушает его Бог за то, что он во всем слушается Бога. Это произойдет, говорит он, по слову его.

Эта ревность праведника не принесла плода, «ибо сыны Израилевы оставили Завет Божий, разрушили Его жертвенники и пророков Его убили мечом». Так велика ненависть слуг диавола к Илии, так невыносимо для души пророка повсеместное торжество зла - до полной невозможности жить среди него, - так непоколебима его верность Господу и верность о славе Его, что Господь соделает его пророком победы над смертью, когда он живым взойдет на небо на колеснице огненной.

Потому не надо никому напоминать, что эти страшные пожары в России - не просто стихийное бедствие. Все беды связаны с грехом. Даже землетрясения, наводнения, засухи - из-за наших грехов. И есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклезиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Сколько простых бедных людей оказались на пепелище, а дворцы, появившиеся в последние годы за счет еще большего их обнищания, остались нетронутыми. Здесь - камень преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливостей в мире, хотя в самом их возмущении можно видеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу. Наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас. Но Бог никогда не просветит истинным светом, если не будет покаяния.

Грех не существует вне жизни, связанной с Богом. На самом деле реальность греха раскрывается нашему сознанию, по мере того как мы пробуждаемся к видению бесконечной любви Божией к нам. И наоборот, если эта любовь не узнана нами, мы не можем признать себя грешниками. Покаяние и прощение - главная тайна и мысль Христовой Церкви. Самый великий грех - думать, что любовь Божия окажется слабее, чем человеческая свобода, и что добро не будет последним словом. Много грехов у нас, но есть самое великое зло, которого мы должны предельно остерегаться. Оно называется «отчаяние». Иначе говоря, там, где есть обращение к Богу, ничто никогда не безнадежно. Если бы не было в мире этого плода правды Христовой, жизнь была бы просто невозможна.

Слово Божие говорит нам, что этот мир погибнет в огне. Но его конец будет означать пришествие Царствия Божия. Всем людям без исключения предлагается Царство Божие, но никто не может войти в него, не делая решительного, всегда дорогой ценой обретаемого выбора. Чтобы убедиться в том, что Царство Божие это вопрос жизни и смерти, человечеству надо будет пройти через многие ужасы. Прежде чем приобщиться вместе с пророком Илией тому, что явлено на горе Преображения и тому, что исходит от Креста Христова. «Не знаете, какого вы духа», - скажет Господь Иакову и Иоанну, которые на селение Самарию будут призывать огонь с неба, чтобы он попалил их, как и Илия сделал это (Лк. 9, 54). В тот час апостолы не видели лика «другого Илии», который будет предтечей Второго Пришествия Христова. Они не знали тайны явления ему Бога на горе Хорив. «И сказал Господь: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра». Этот «глас хлада тонка», свете тихий святыя славы, уготованный для всех людей, жизнь вечная, Пасха Господня.

2 августа 2010 года, память пророка Божия Илии

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Благодатный Огонь" (http://www.blagogon.ru/digest/99/)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пожары в России
Путинский план преобразования природы
Предотвращение лесных пожаров и восстановление лесов на исторических территориях, лесопосадки в водоохранных зонах, а не борьба с безобидным углекислым газом снизит температуру планеты
14.12.2023
Научиться любить свою страну
Чтобы Россию полюбили на Западе, она должна в первую очередь думать о себе
03.08.2023
Безалаберность властей и «природные пожары»
Почему вновь пожары стали для власти неожиданностью?
02.05.2023
Защитница от все более разгорающихся в мире пожаров
Слово в праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
17.09.2022
Мыслить как Лукашенко
Должен Собянин для сохранения здоровья москвичей
06.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41