Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Обращение к Президенту РФ Д.А. Медведеву по поводу законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»

Игорь  Понкин, Русская народная линия

Основы православной культуры
Обсуждаем закон об образовании / 26.07.2010

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Обращаюсь к Вам всвязи с Вашим поручением внести до сентября с.г. в Государственную Думу проектфедерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[1].

К сожалению, вуказанном законопроекте явно недостаточно отражены и надлежащим образом гарантированыинтересы Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений играждан. И к настоящему моменту уже во многом упущено время для того, чтобыисправить эту ситуацию.

Только благодарябуквально принципиальной позиции Комитета Государственной Думы по деламобщественных объединений и религиозных организаций удалось переломитьсопряженную с атеизмом и неприятием инициатив Президента России по расширениюотношений государства и традиционных религиозных конфессий позицию МинобрнаукиРоссии, обеспечив в разработанном законопроекте сохранение всех положений,касавшихся вопросов религии, и тех новаций, что были внесены в последние годыруководством страны (государственная аккредитация духовных школ в частиреализации государственных образовательных стандартов, и др.). Но разработчикизаконопроекта, исходя из позиции руководства Минобрнауки России, намеренноотказали в малейшем выходе за пределы того, по поводу чего уже былополитическое решение руководства страны и, как следствие, что уже принципиальнобыло закреплено в Законе РФ «Об образовании».

Этого явнонедостаточно. На сегодняшний день сложилась ситуация, угрожающая правам изаконным интересам Русской Православной Церкви, православных образовательныхучреждений и граждан. Эта ситуация серьезно усугубляется негласной позициейМинобрнауки России о необходимости воспрепятствования притязаниям традиционныхконфессий на закрепление в законодательстве дополнительных гарантий имеханизмов (в сравнении с действующим регулированием), направленных нарасширение государственно-конфессиональных отношений в области образования и наповышение гарантий защиты прав православных граждан в этой области.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,Ваши положительные инициативы по созданию правовой базы для расширения иуглубления партнерских отношений с Русской Православной Церковью и другимитрадиционными конфессиями России, выразившиеся в принятии крайне важногоФедерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросуподдержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и во внесении вГосударственную Думу проекта Федерального закона «О передаче религиозныморганизациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственнойили муниципальной собственности», в Вашей инициативе введения институтакапелланства, крайне нуждаются сегодня в достройке в виде создания современной,соответствующей существующим реалиям и социальным образовательным запросамверующей части населения России правовой базы взаимоотношений государства иконфессий в области образования. Без образовательной составляющей все Вашиусилия по обеспечению межрелигиозного мира в России и защиты прав верующих необеспечат необходимой эффективности выстраиваемой Вами системы мер.

Уже со всейочевидностью ясно, что исполнение Вашего решения от 21 июля 2009 года о введениив школах изучения основ религиозной культуры, поддержанного ПатриархомМосковским и всея Руси Кириллом и руководителями других религиозных организацийисторически представленных в России традиционных религий, встретило непреодолимыепрепятствия, целенаправленное противодействие его реализации со стороны рядапредставителей Минобрнауки России, которые, грубо игнорируя исполнительскуюдисциплину, подменили и извратили суть Вашей инициативы и механизмы еереализации. Вместо православной культуры школьники, семьи которых добровольно иосознанно избрали для изучения ими именно этот предмет, получатидеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучениюправославной культуры. Производится явная подмена содержания предметной области«Духовно-нравственная культура России» и предмета «Православная культура» навульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, смешанное ссомнительными идеологическими установками и пропагандой сект. В документах ипособиях, подготовленных в Минобрнауки России и по его поручениям,предусмотрено, что всем детям при изучении любого из предметов конкретнойрелигиозной культуры будут фактически насильно навязываться все религии сразу,совершенно не учитывая мнение родителей этих детей и их самих, грубо нарушая ихсвободу совести. В частности, православные дети будут обязаны в рамках изученияоснов православной культуры осваивать не только православную культуру (внамеренно примитивизированном, выхолощенном виде), но в обязательном порядке -также и элементы культуры иудаизма и других религий. А дети, семьи которыхвыбрали для изучения ими «Основ мировых религиозных культур», невзирая на ихжелание, даже вопреки их воле, и невзирая на мнение родителей и религиознуюпринадлежность их семей (или то, что семья является неверующей), должны будутвовлекаться учителями в «примерку на себя роли» иудаиста, буддиста,мусульманина, православного, индуиста и даже адепта зороастризма (!),«симулировать» их «роли», проживать их эмоциональные состояния, реконструироватьс помощью воображения их чувства[2].

Крайне актуальным иважным для избежания подобных ситуаций, для реализации Ваших конструктивных проектовпо созданию условий иммунизации населения против религиозного экстремизма ирадикализма, по расширению государственно-конфессионального партнерства вобласти образования является обеспечение разработки и принятия поправок куказанному законопроекту, закрепляющих развернутые правовые гарантии имеханизмы:

1) обеспечения продолжения преподавания православной культуры в школах ивне рамок «эксперимента» Минобрнауки России, в частности - посредствомотведения не менее 25-30 процентов общего объема времени занятий,предусмотренных стандартами школьного образования и соответствующими базиснымиучебными планами на вариативную часть (формируемую участниками образовательногопроцесса) основной образовательной программы, гарантируя при этом невозможностьзначительного сведения этой вариативной части к внеурочной форме. Это оченьважно в условиях существенного искажения в настоящее время первоначального замысла и целей преподавания«Основ православной культуры», произошедшего при организации Минобрнауки Россииапробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики»;

2) реализациирелигиозно-культурного компонента образования в общеобразовательных учреждениях(школы, в т.ч. государственные и муниципальные, с религиозно-культурнымкомпонентом образования, создаваемые в школах классы с религиозно-культурнымкомпонентом образования[3]);

3) обеспечения прямого участия представителей Русской Православной Церкви в организацииподготовки и повышения квалификации учителей по предмету «Основы православнойкультуры», прямого и обязательного согласования с Русской Православной Церковьюучебных программ и пособий по этому предмету[4];аналогичного порядка и для других традиционных религиозных конфессий - в части,их касающейся;

4) особого правового статуса негосударственных общеобразовательных школ идошкольных учреждений различных форм (гимназий, лицеев, школ, интернатов ит.д.) с религиозно-культурным компонентом образования (православные,мусульманские и т.д.), финансовой поддержки, льготного обеспечения помещениямии иных форм государственной поддержки таких образовательных учреждений;

5) различных форм признания государством дипломов, выдаваемых духовнымиучебными заведениями и другими образовательными учреждениями (институтами,университетами) РусскойПравославной Церкви и других традиционных конфессий[5];

6) интеграции теологии вгосударственную систему аттестации научных работников, то есть введения ученыхстепеней кандидата и доктора теологии,не сводя их к находящимся ныне в стадии разработки параллельным профессионально-квалификационнымстепеням;

7) особого правового статуса образовательных учреждений кадетскогообразования.

Отметим, что всевышеперечисленные положения, гарантии и механизмы полностью отсутствуют взаконопроекте, а также в обсуждаемых разработчиками поправках, но они жизненноважны для современного этапа и будущего конструктивного развития государственно-конфессиональныхотношений в России.

Специфика этойобласти общественных отношений такова, что никакого консенсуса в обществе, гдеесть верующие и неверующие, достичь по этим вопросам невозможно в принципе.Юридически значимо, что указанные меры никак не дискриминируют неверующих иникоим образом их в принципе не касаются, но при этом вполне вписываются вправовое пространство России, корреспондируют европейскому опыту регулированияаналогичных отношений. Поэтому решение выше обозначенных задач возможно толькона политическом уровне - Вашим, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,решением, которое все сразу же расставит на свои места.

Прошу Вас датьпоручение незамедлительно закрепить вышеуказанные гарантии и механизмы в проектефедерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

С большим уважением,

Понкин Игорь Владиславович,

доктор юридических наук, заместительпредседателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и другихучастников образовательного процесса Общественной палаты по образованию вгороде Москве, директор Института государственно-конфессиональных отношений иправа



[1] РИА «Новости», 31.05.2010.

[2] Подробнеесм.: О существенном искажении первоначального замысла и целей преподавания«Основ православной культуры» при организации Министерством образовании и наукиРФ апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» // <http://www.moral-law.ru/library/ed/ex-experiment-5-6-2010.rtf>.

[3] Такиешколы длительное время успешно функционируют в Москве и в ряде других субъектовРоссийской Федерации. А классы с религиозно-культурным компонентом образованиянеобходимо ввести.

[4] Кпримеру, учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основыправославной культуры» (Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н.,Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособиедля учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов;Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2010) предусматривает изучениедетьми священных книгиудаизма и внутреннего убранства синагоги, явно реализуя интенцииспровоцировать конфликт между православными и иудаистами.

Пособие Б.Г. Якеменко«Основы православной культуры» (Часть 1. Конспект лекций, М.: Национальныйинститут «Высшая школа управления», 2008, 188 с.), цинично и грубо унижаетчеловеческое достоинство русских людей по признаку отношения к национальности,содержит нетерпимые оценки в адрес православных русских людей.

Учебное пособие дляобучающихся «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православнойкультуры. 4-5 классы» (М.: Просвещение, 2010, 95 с.) понуждает православныхдетей отсчитывать начало духовной истории России от Хазарского каганата.

[5] Кпримеру, по аналогии с Соглашением от18.12.2008 между Францией и Ватиканом о взаимном признании ученых степеней идипломов в высшем образовании (перевод с франц. см.:Понкин И.В. Правовые проблемы признания дипломов учрежденийпрофессионального религиозного образования // Юрист ВУЗа. - 2010. - № 4. - С.6-15).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Владимир : Слово и Дело
2010-08-06 в 11:16

"Обращение" - явное свидетельство тех порочно-безысходных и тупиковых реалий, что составляют сегодня суть: "Слово-Дело". Слово президента, его благие намерения связать несвязуемое, уго-дить и вашим и нашим находятся в вопиющем не-соответствии с "делами" управленцев из гумани-тарно-преступных кланов ("министерств"),кои безпрепятственно насаждают мерзкопакостные свои "проекты". ДЕЛО - изгнать нечестивцев физически или прикрыть их кланы НАСОВСЕМ. Не верю, что "Обращение" может что-то изменить...
3. Провинциал : Re: Обращение к Президенту РФ Д.А. Медведеву по поводу законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»
2010-07-26 в 14:06

К кому обращение, чего можно ждать от человека, который подписал т.н. Европейскаю хартию (от слова харкать)?
Он нам внедряет все прелести глобилизации, а мы к нему с поклоном. В надежде, что передаст хасидам на рассмотрение? Так те и так имеют что хотят и от нашего "преемника" получили "то, чего и не ждали". Россия разоружается и вливается в общеевропейскую клоаку.
Батюшка-Царь, может быть, и пошел бы навстречу. Но не временщик-менеджер, ставленник продажной олигархии.
2. Военрук : Поддерживаем "Обращение"
2010-07-26 в 08:35

Православное молодежное Движение "Знамя" поддерживает "Обращение" И.В.Понкина.
Хорошо, что "РНЛ" публикует такие конструктивные материалы.
Нам необходима консолидация.
1. Пименов : Поддерживаем
2010-07-26 в 06:22

Полностью поддерживаем Обращение. Оргкомитет "Соборного Движения России".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме