Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам

Вадим  Грачев, Русская народная линия

20.07.2010


Размышляя над своей родословной …

История нации складывается из историй отдельных людей, семей. С другой стороны, исторические события в стране накладывают печать на судьбы отдельных представителей нации. Порой история одной семьи может рассказать о событиях в государстве не хуже, чем специальное исследование.

Сколько себя помню, всегда интересовался историей своей семьи, родословной. Рассказы стариков, какие-то факты из жизни предков, старинные фотографии - всё это заставляло задуматься, будило фантазию, вдохновляло.

Всегда было интересно общаться со старшим поколением. Мне посчастливилось застать в живых старичков, родившихся ещё при Александре Третьем, доживавших свой век на рубеже 1970-х - 1980-х годов. Помню, как в середине 1980-х годов одна восьмидесятилетняя родственница рассказывала мне, что в нашей деревне с интересным названием Косые Харчевни на реке Хвоёнке в Первую Мировую войну размещались бараки с пленными австрийцами - во время успешной военной кампании в Галиции в августе 1914 года многие из них были взяты в плен. Так что история России 20-го века для меня - это во многом реальность, воспринятая из уст свидетелей.

Все мои предки происходят из крестьян Устюжанского уезда Новгородской губернии. Теперь это Бокситогорский район Ленинградской области. Причем, очевидно, были «автохтонными», то есть, жили на этой территории не одно столетие, поскольку даже сегодня, набирая фамилии своих предков в социальных сетях, нахожу представителей этих фамилий, проживающих именно в Новгородской, Ленинградской, Вологодской областях. Это говорит о глубокой укоренённости моих предков в древней Новгородской земле.

Интересно, что старики, родившиеся и сформировавшие своё мировоззрение в начале 20 века, с большой симпатией отзывались о дореволюционном времени, о Российской Империи, и наоборот, почти все поголовно критически относились к послереволюционному периоду. Мне это было особенно интересно, поскольку в школе говорили совершенно противоположное, и мои симпатии, конечно же, были на стороне простого народа, а не школьных учебников.

До революции в Устюжанском уезде был очень высокий уровень грамотности. В тех деревнях, где жили мои предки, было несколько школ, в основном церковно-приходских, где в общей сложности обучалось несколько сотен учеников. Революционные безобразия принесли много проблем, в том числе и безграмотность, которую большевики ликвидировали уже позже. Характерен пример: старшая сестра моей бабушки, родившаяся в 1909 году, ходила в церковно-приходскую школу, была всю жизнь грамотной, а следующая сестра, родившаяся в 1912 и моя другая бабушка, родившаяся в 1914 году, были неграмотными, поскольку их детство пришлось как раз на революционные потрясения.

Народная память в устной традиции хранит информацию о предках примерно за сто последних лет и даже больше. Поэтому мне, только лишь общаясь со стариками, удалось разузнать многое о предках, которые жили в середине, и даже первой половине 19-го века. Более отдалённые сведения нужно искать в архивах. От бабушек и дедушек мне достался большой архив семейных фотографий. Кроме того, я не поленился обойти всех известных мне родственников, вооружившись современной цифровой техникой, и переснял очень много старинных и более поздних фотографий. В результате мой фотоархив уже превысил четыре тысячи фотографий, на которых представлены изображения более чем пятисот родственников. Самые старые фотографии датируются второй половиной 19-го века, что для крестьянской среды большая редкость. Приятно видеть в числе моих предков солдат Императорской армии в красивой форме с гордым двуглавым орлом на ременной пряжке и головном уборе!

Несколько слов о могилах предков. Здесь также большую роль сыграло общение со старшим поколением, в частности, с бабушкой, родившейся в 1921 году и её старшими сёстрами 1909-1912 годов рождения. Они с любовью ухаживали за могилами своих родителей, бабушек и дедушек. Такую же любовь и уважение к могилам предков они передали и младшим - своим детям, внукам. В результате сегодня мы с родителями посещаем на трёх сельских кладбищах порядка 150 могил наших предков, родственников и близких людей. Самые старые - это могила моей прапрабабушки, Фёкличевой Марфы Витальевны, которая родилась в первой половине 19-го века, а скончалась в начале 20-го, а также моих прабабушек и прадедушек, умерших в 1930-е - 1970-е годы.

Собрав информацию о своих родственниках, как живших прежде, так и живущих сегодня, я составил сводную таблицу, которая, как мне думается, закономерно отражает состояние демографии в нашей стране в различные исторические периоды.

Поколение

Примерные годы рождения поколения

Общее число родственников

Число проанализированных семей

Среднее число детей в семье

Максимальное число детей в семье

Лица, достигшие детородного возраста и не имеющие детей

число

% от всех

1

1810-1830

3

3

2,3

3

-

-

2

1840-1860

16

9

5,3

11

-

-

3

1870-1900

71

27

5,6

14

2

6,9

4

1910-1930

239

83

2,5

7

14

5,9

5

1940-1950

320

101

1,8

6

17

5,3

6

1960-1980

257

67

1,4

4

42

16,3

7

1980-2000

93

5

1,2

2

2

2,2

8

2000-2010

4

-

-

-

-

-

Итого

1810-2010

1003

295

2,4

14

77

7,7

Анализ таблицы показывает, что самое дальнее поколение, отстоящее от нас - это мои предки, родившиеся примерно в 1810-1830-е годы. Это первое поколение представлено всего тремя родственниками, каждый из которых является родоначальником своей линии. Вследствие малочисленности представителей, данные об этом поколении не объективны. Но уже со следующего поколения число родственников возрастает значительно, поэтому далее, до конца 20-го века данные вполне объективны.

Самое отрадное в этих данных, что в 36 семьях, представители которых родились примерно в 1840-1900 годы, а соответственно, репродуктивный период их начался с 1860, а закончился примерно в 1930-е годы, среднее число детей на одну семью составляло 5,3-5,6 человека. Максимальное число детей в этих семьях, живших в золотую эпоху расцвета Российской Империи, составляло 11-14 человек. Из всех обследованных родственников этого периода (а это 87 человек) лишь двое не имели детей, достигнув детородного возраста.

Затем в жизнь вступает поколение, родившееся примерно в 1910-е - 1930-е годы, чей репродуктивный период начался уже после революции. Резко бросается в глаза спад числа детей на семью - более чем в два раза с 5,6 до 2,5. Далее этот показатель стабильно падает, достигая к концу 20-го века 1,2 ребёнка на семью. Также снижается показатель максимального числа детей в семье. Так, у поколения, родившегося в 1980-м году и позже, в пяти семьях не более чем по два ребёнка. Хотя это ещё молодые семьи, могущие рожать детей, но с трудом верится, что эта ситуация улучшится. В то же время, у поколения, родившегося в 1960-е - 1980-е годы, в три раза, по сравнению с предыдущим, возросло число людей, достигших детородного возраста, но не имеющих детей (16,3 %), и в основном это не по болезни, а просто нежелание иметь детей. Эта тенденция, характерная для вымирающего Западного общества, похоже, перекочевала и к нам.

Большой интерес представляет собой рассмотрение некоторых вещей, документов, доставшихся нам от предков. В частности, в нашей семье хранятся три помянника - один от прапрабабушки и два других - от прадедов. Помянник - это маленькая книжечка с металлическими, или твёрдыми, обтянутыми бархатом корочками, куда вписываются имена родных и близких и поминаются на молитве - о здравии, или о упокоении. Мои три помянника по времени относятся примерно к концу 19-го - началу 20-го столетий, то есть им уже более, чем сто лет.

Для анализа я объединил все данные из трёх помянников и рассортировал материал. Понятно, что некоторые имена повторяются, поскольку одних и тех же людей сначала поминают о здравии, а потом, когда они умрут - о упокоении. Видно, что из первого списка - о здравии - некоторые имена вычеркнуты карандашом. Некоторые, даже очень редкие имена, почему-то записаны несколько раз, хотя, очевидно, что это один и тот же человек. Но я взял за правило проанализировать абсолютно все имена из всех помянников. И вот какая получилась картина. Всего я насчитал 142 имени, из которых 32 о здравии и 110 - об упокоении. Из этого видно, что наши предки более усердно молились о своих умерших предках. Очевидно, имена передавались для поминания из поколения в поколение. Поэтому и накопилось так много именно тех, о ком молятся за упокой. Жизнь Вечная, духовный мир для наших предков 100 лет назад был большей реальностью, чем сейчас для многих из нас. Интересно, что 28 человек из умерших (25,5 %) - младенцы (до 7 лет) - возле каждого такого имени стоит приписка "млад.". Это говорит о довольно высокой смертности младенцев, но относились наши предки к ней легко, поскольку умерший крещёный младенец - это ангельская душа, живущая в раю, а здесь, на земле через год уже народится новый младенец. Это сейчас, когда в семье 1, в лучшем случае 2 ребёнка, смерть младенца является трагедией. Сто лет назад всё было естественнее, проще. Что ещё радует в помянниках - великое разнообразие имён. Сегодня мы привыкли к однотипности имён - Саши, Маши, да Наташи - вот и всё разнообразие. Правда, справедливости ради надо отметить, что в последние лет 15 возрождается мода на редкие, старинные имена. А тогда имена давали в основном по календарю, по святцам. В какой день родился - имя того святого и давали. Поэтому было большое разнообразие имён. У 142 человек я насчитал 55 разных имён - 25 мужских и 30 женских. Приведу их здесь по порядку, указав рядом число человек, носивших данное имя.

Мужские: 1. Александр - 2 2. Алексей - 2 3. Андрей - 2 4. Василий - 4 5. Владимир - 3 6. Воин - 2 7. Гавриил - 1 8. Геннадий - 2 9. Григорий - 4 10. Димитрий - 3 11. Илья - 1 12. Иоанн - 6 13. Иона - 5 14. Константин - 3 15. Кузьма - 1 16. Максим - 2 17. Матвей - 1 18. Михаил - 1 19. Николай - 7 20. Павел - 4 21. Пётр - 3 22. Сергий - 2 23. Тимофей - 2 24. Фёдор - 4 25. Филипп - 2

Женские: 1. Авдотья - 2 2. Агафья - 2 3. Аграфена - 1 4. Акулина - 3 5. Александра - 2 6. Анастасия - 4 7. Анна - 7 8. Валентина - 1 9. Варвара - 1 10. Вера - 1 11. Глафира - 2 12. Дарья - 2 13. Евгения - 1 14. Евдокия - 10 15. Евлампия - 1 16. Евфимия - 1 17. Евфросиния - 1 18. Екатерина - 2 19. Клеопатра - 3 20. Любовь - 1 21. Мария - 5 22. Марфа - 3 23. Наталья - 1 24. Ольга - 2 25. Параскева - 2 26. Пелагея - 2 27. Сосипатра - 1 28. Татьяна - 3 29. Ульяна - 1 30. Феодосия - 2

Как видно, самые популярные имена: Василий, Владимир, Григорий, Димитрий, Иоанн, Иона, Константин, Николай, Павел, Пётр, Фёдор; Акулина, Анастасия, Анна, Евдокия (рекордное имя - 10 человек его носили!), Клеопатра, Мария, Марфа, Татьяна.

Закончу эту статью о своей родословной, о любви к отеческим гробам не совсем обычно. Хочется здесь сказать несколько слов о пользе социальных сетей. В православно-консервативной среде мы привыкли в основном слышать критические отзывы о компьютерах, интернете, о вреде, который приносят эти средства молодёжи. Мне думается, что вред приносят не сами средства, а направленность их использования. Когда я зарегистрировался с сети «Вконтакте», то сразу оценил возможность использования этого ресурса для продолжения своей родословной, поиска родственников. Создал специальную группу, посвящённую истории и генеалогии моих земляков, где сейчас состоят уже несколько сот человек, из них около 60 человек - мои родственники, причём, многих из них - братьев, сестёр, племянников в 4-6 поколениях я впервые нашёл именно здесь и раньше ничего о них не слышал. Некоторые из них оказались такими же энтузиастами, увлечёнными людьми и теперь мы продолжаем совместные построения родословной. Жизнь двигается вперёд, времена меняются, в какой-то мере меняются люди. Здоровый консерватизм, творческое использование традиций помогают нам не заблудиться в бурном житейском море. Одной из таких важных традиций является любовь к отеческим гробам, молитва о родных, близких людях. Только познав свои корни, своё прошлое, мы можем смело двигаться вперёд и нам не страшны будут никакие испытания.

Вадим Сергеевич Грачев, доцент Санкт-Петербургского государственного аграрного университета



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. русский дворянин : Эрику
2010-08-09 в 19:40

"А что мы имеем в XX веке? Мы видим попытку построить некий всемирный рай БЕЗ БОГА." - полностью согласен."В настоящее время мы с Вами отчетливо видим, что коммунистическое иго отбросило нашу Россию лет этак на 40-60 от всего цивилизованного мира" - я бы сказал на 70 лет.Значит мы имеем некий запас времени перед Западом и более адекватно встретим грядущее. P.S.еврейский народ в наказание за грехи 70лет был в вавилонском пленении, Батыево нашествие называли "Божьим наказанием" (очевидно за непрекращающиеся братоубийственные войны удельных княжеств),катастрофа 17 года... накапливала свой разрушительный потенциал долго.И.Ильин считал,что несколько столетий.
10. Эрик : Re: Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
2010-08-09 в 16:57

дворянину

Вы не будете спорить, что каждому периоду истории народа обычно дается определение, исходя из всей истории страны. Отсюда: т-монгольское иго, смута XVII века, смута XX века+коммунистическое иго.
Далее надо разобраться в том, кто что хочет. Раболепный поклонник тиранов хочет, естественно (нося соответствующий ник), прославить тиранов. Мы же, любящие свой народ, не должны восхвалять любое иго против народа. Наоборот, всеми силами души своей мы должны проклинать это иго и отрицаться своей духовной болезненности вследствие такового.
Теперь о поисках хорошего в тирании. То, что делают почитатели тиранов, ища в тирании хорошее, есть попытка интеллектуальной подмены. В чем эта подмена состоит? Она состоит в том, что якобы некое положительное выдается за достижение тирании или ига. Но у коммунистического ига ничего положительного не было. Если Вы сомневаетесь, почитайте о мифах сталинизма тут: http://www.eshatolog...ifi-stalinizma.html
Джугашвильцы также говорят, что дескать нравы людей при коммунистическом иге были лучше, чем сейчас. Извините, дворянин, но если Вы давно не читали об ужасах репрессий, почитайте, освежите память. К тому же, Вы прекрасно знаете, что все пороки при коммунизме были, да еще какие, просто о них не писали и не говорили.
Мы знаем с Вами, что народу нашему свойственно и привычно, вопреки всем бедам, игам и тираниям, сажать и убирать хлеб, защищать своих близких, строить дома и храмы, и т.д. Все эти свойства - вовсе не заслуга тиранов и ига. Наоборот, тирания, иго, нашествия, святотатства и гонения на веру СИЛЬНО ЗАМЕДЛЯЮТ ВСЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Так, во время татаро-монгольского ига русские, не смотря на страшные притеснения и гонения, строили храмы (во время коммунистического ига - не строили), писали иконы и летописи. Когда же иго сбросили, народ вздохнул легко, но насколько же он отстал от Европы всей! То же и с польской смутой XVII века. Понадобились величайшие усилия Великого Петра, дабы вывести нашу страну из отсталости, вызванной этой смутой и связанными с ней нестроениями.
А что мы имеем в XX веке? Мы видим попытку построить некий всемирный рай БЕЗ БОГА. При этом вера в Бога запрещается народу, не имеющему аналога в мире, кроме еврейского. Ибо и еврейский народ, и русский стали таковыми только благодаря вере в Бога. Если Вы, дворянин, верующий человек, то разве Вы не понимаете, что без Бога не бывает ничего! Всякая же попытка строить и делать без Бога есть бунт вавилонский. И потому вавилонская башня XX века - что дом на песке. Такой дом не имеет не цены, не повода для национальной гордости. Я думаю, Вы должны понимать, что с точки зрения веры, попытки всяких джугашвильцев превознести хвалы вавилонской башне XX века (Вы понимаете всю условность даваемых определений, верно?) есть ПРОДОЛЖЕНИЕ БУНТА ПРОТИВ БОГА. Таким образом, всякий джугашвилец или ульянинец есть богоборец.
В настоящее время мы с Вами отчетливо видим, что коммунистическое иго отбросило нашу Россию лет этак на 40-60 от всего цивилизованного мира. При том, что царская Россия времен св. Николая II по темпам экономического развития была одной из первых в мире.
9. русский дворянин : Эрику
2010-08-09 в 15:13

Милостивый государь! Вполне разделяя Ваше неприятие маркситско-ленинского Хаоса,отчасти живущего и сейчас, не могу согласится с некоторыми Вашими оценками. Если очень коротко, то - далеко не все в Российской Империи находилось на должном уровне и далеко не все в Советском Союзе можно отправить на свалку истории.За примерами далеко ходить не надо; Сталинист вполне ясно обрисовал нынешнее состояние нравов - в Советском Союзе такого разгула страстей не наблюдалось! И к 17 году разложение всех слоев общества тоже зашкаливало.Надеюсь ,что нас больше обьединяет,нежели разьединяет( мне ,например,Высоцкий- нравится)
8. русский дворянин : Re: Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
2010-08-09 в 14:40

Прекрасная статья о важнейшем для человека - почитании отца и матери! Давно ждал известия о возрождении русской традиции потомками крестьян и рад безмерно.Крестьяне Русского Севера знали своих предков на 300 лет вглубь и не они одни.На границе с Эстонией в начале 20 века жили земледельцы,ведшие свой род от Рюрика.Уверен,что Ваш труд явится благодатным примером для многих
7. Владимир : восстановить связь времён
2010-08-09 в 09:52

Тема очень важная и плодотворная, потому что это
единственная возможность связать оборванные нити
и востановить нерушимую связь времён. Сегодня,ког-
да правящий класс проводит политику геноцида рус-
ского народа, искажает его историю и уничтожает
национальное самсознание, мы сохраняем себя и обе-
регаем обращением к святым нашим истокам и там
черпаем и крепость, и упование, и надежду.
6. Эрик : русскому сталинисту
2010-07-23 в 16:33

Все нынешние беды русского народа, о которых вы столь пространно пишите Евгению, есть результат не сиюминутный и не 10-20 последних лет, как вы для себя решили, а следствие масштабных трудов воспеваемого вами режима, трудов с 1917 года беспрерывно, не взирая на псевдорусский ренессанс 1941-1948, на котором вы, очевидно, помешались. Пить русский народ стал не оттого, что рухнул коммунизм (как вы, очевидно, думаете и пропагандируете тут на каждом углу), а оттого, что рухнула российская империя. А вместе с процветающей российской империей была утеряна справедливость, те же наделы земли у крестьян. А вместе со справедливостью утерян и русский быт, и цвет русской нации, и цивилизованная промышленность и сельское хозяйство. Вместо этого мы 80 лет имели бесправие, казарменный коммунизм с его оборонкой супротив всего мира, всеобщей безхозяйственностью, идиотизмом, надругательством над верой, семьей, традициями и людьми.
5. Русский Сталинист : 4. Евгений
2010-07-23 в 12:31

Да уж, так возрождается Святая Русь- что дальше некуда!
Русских (и украинских) девушек во всём мире почитают за распутных и гулящих и их можно встретить во всех борделях Европы, среди молодёжи процветает алкоголизм и наркомания, подрастающее поколение не знает историю своей страны, с экранов телевизора, с монитора компьютера, со страниц журналов и газет льётся пропаганда греха- блуда, распутства, алкоголизма, наживы, презрения к ближнему.
Храмы открываются- но они пустеют.
Сбывается пророчество о том, что в предпоследние и последние времена много будет в России храмов с золотыми куполами, но они будут стоять пусты...
А как обстояло дело с нравственностью и целомудрием в "совковые" времена?
На примере русских девушек.

Дело не только в том, что безнравственным со стороны врага, захватническим был его поход на русскую землю, а наше дело было правое (поэтому ни о каком уравнивании «двух режимов», якобы на равных столкнувшихся в этой войне, не может быть и речи). Но и потому, что наш народ был тогда морально чище. Когда немцы освидетельствовали наших девушек, которых угнали на работу в Германию, то подавляющее большинство из них оказались девственницами. И они сделали вывод о том, что при такой нравственности русский народ непобедим.

(http://www.ei1918.ru...ion/pochemu_my.html)

Нынешнему поколению русских людей в плане нравственности до того поколения- как до неба.
Потому тому поколению русских людей Господь помогал вершить судьбы мира и одерживать Великие Победы, а нынешнее поколение вымирает по миллиону в год и на его землях активно расселяются инородцы.
Если народ безнравственен и аморален- можно хоть на каждом квадратном метре страны храм поставить, толку будет ноль.
4. Евгений : Спасибо
2010-07-22 в 22:31

Спасибо за хорошую и очень важную для на нашего непростого времени статью. Пока мы будем Иванами не помнящими родства,врядли можно надеяться на возрождение России. Сейчас мы по сути заново учимся тому что значит быть православным, что значит быть русским. Куда легче учиться на примере своих предков, но для этого их надо хотябы знать. К сожалению связь поколений утрачена. Но вот так кирпичик за керпичиком, в своей семье возрождая любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам будем с помощю Божией воссоздавать Святую Русь.
3. Филимонов : Re: Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
2010-07-21 в 12:52

Что за снобство у образованщины советского извода: доцентом стал, вот какое счастье, пусть за это в ножки большевикам поклонится! А русский крестьянин в Российской Империи, это конечно так, неграмотное быдло. Лучше быть крестьянином там, где жизнь устроена по Божьим заповедям, чем в разоренной стране с тоской вспоминать палачей русского крестьянства!
2. Сергей : Re: Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
2010-07-20 в 23:58

Что самое интересное,что он даже не задумывается,что не будь Советской власти ему не стать(если вообще Россия не была бы уничтожена) доцентом Ленинградского (санкт-Петербургского) института.Полным полно развелось демагогов (была Святая Русь и три копейки стоил гусь). Не надо считать читателей идиотами (по крайне мере всех) рассказывая про грамотность в России до революции(более половины солдат русской армии в ПМВ были неграмотны. В немецкой армии ,для сравнения, вообще неграмотых небыло.
1. Алекс : Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
2010-07-20 в 10:54

Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам = = = = =хорошая статья, важная тема для нас - "Иванов родства не помнящих". И от того, что мой народ оставил отеческие гробы в забвении - от Отчизны осталось пепелище...
Сейчас большенству русских людей, в лучшем случае, известно имя прадеда (по отчеству деда) и то не всегда, а пробабок практически ни кто не знает, что уж там говорить о том, чтобы знать и молиться за родственников до 7 колена?
Хотя конечно, я понимаю, в том что современный русский человек не знает своих корней,виноваты ... Ну в общем выжигалась эта память каленым железом

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме