Минула очередная годовщина начала Великой Отечественной войны с её первым, самым тяжёлым днём в тысячелетней истории России - 22 июня 1941 года. Всего, без малого - сорока дней, в тот день, двадцать семь лет тому назад - 1 августа 1914 года началась другая Великая война: кажется, что они не прерывались, а только поменялись местами две последние цифры в их годах. По существу, мировые силы, организовавшие эти войны, лишь сделали небольшую передышку в своём разрушительном устремлении на Россию, смена государственного устройства в которой для них не имела принципиального значения. Для них - мировой закулисы, но не для русского народа!
"Да благословит Господь Вседержитель Наше и союзное нам оружие и да поднимется вся Россия на ратный подвиг с железом в руках, с крестом в сердце", - гласил Высочайший манифест Государя Императора Николая II о той Великой войне. Слова в манифесте 1914 года: "Мы боремся за правое дело", были повторены в 1941 году: "Наше дело правое!"
В прощальном слове к армии, 8 марта 1917 года, её бывший Верховный Главнокомандующий сказал: "Да благословит Вас Господь Бог и да ведёт Вас к победе Святой Великомученик и Победоносец Георгий". Не оставлял, в своих молитвенных обращениях, Помазанник Божий Государь Император Николай II, просьбы заступничества России Всевышним Господом нашим.
Знаменательно, что в 1945 году Берлин капитулировал 6 мая, в день памяти Великомученика и Победоносца Георгия, о чём напомнила РНЛ.
В той редакционной статье РНЛ "Этот день в Русской истории 22.06.2010" было рассказано о том, как "Сама Божья Матерь выразила волю Божию и определение судьбы страны и народа через другого замечательного молитвенника и друга русского народа митрополита гор Ливанских Илию. Это стало самым важным духовным моментом войны. Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. После обращения Патриарха митрополит Илия стал всем сердцем молиться за спасение России от погибели".
Владыке, после того, как он трое суток молился перед иконой Божией Матери с лампадой. явилась "в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет".
Почему Патриарх Антиохийский Александр III и митрополит гор Ливанских Илия, а не священноначалие других патриархатов Православной Церкви, были выбраны Божией Матерью - покровительницей России, для её спасения? Ответ на этот вопрос в истории отношения русского общества, Церкви и государства к Святой Земле - всего того, что называлось в те времена одним словом: палестинофильство. На общественном, а затем и на государственном уровне палестинофильство воплощалось в деятельности Православного Палестинского Общества (ППО, 1882 г.), получившего вскоре высокое звание "Императорское" (ИППО, 1889 г.).
Первый параграф Устава ППО, принятый 8 мая 1882 года, гласил: "Православное Палестинское Общество утверждается исключительно с учёною и благотворительною целями, для достижения коих ему предоставляется:
а) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока;
б) оказывать пособие православным паломникам этих мест;
в) учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству".
Палестинское Православное Общество было озабочено, прежде всего, тем, чтобы распространять начатки знаний, простой грамотности среди местных арабов-христиан, бедных, забитых, невежественных. Начальным школам общество уделяло особое внимание: Россия открывала бесплатные школы для местного населения, православных Палестины, Сирии и Ливана.
Общество получало правительственную субсидию в размере 130 000 рублей, бывали также отдельные пожертвования целевого назначения, но главным источником поступления служили кружечные сборы в церквах и при кладбищах.
Результаты успешной деятельности ИППО были высочайше отмечены Государем Императором Николаем II в специальном рескрипте, зачитанном в его присутствии на юбилейном торжественном собрании Общества в 1907 г.: "Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, оно имеет 8 подворий, где находят приют до 10000 паломников, больницу, 6 лечебниц для приходящих, весьма многими посещаемых, и 101 учебное заведение с 10400 учащимися; за 25 лет им выпущено 347 изданий по палестиноведению".
К Антиохийской Православной Церкви, по преданию основанной около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом, к одному из четырёх древних (451 г.) Восточных патриархатов, в России было особое отношение.
С 1908 года Антиохийская патриархия ежегодно получала по 30 тысяч рублей из личных средств Российского Императора Николая II. В 1913 году Антиохийский патриарх Григорий IV совершил официальный визит в Россию, где принял участие в торжествах 300-летия Дома Романовых и многих богослужениях в ряде городов империи.
Под юрисдикцию Антиохийской Православной Церкви попадали Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, а также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии - все континенты Земли. По Лозаннскому договору 1923 года часть территории Антиохийской Православной Церкви оказалась в составе Турецкой республики. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.
Википедия, из которой приведены эти сведения, сообщает о современном положении Антиохийской Православной Церкви: "До сих пор одна из беднейших Церквей, хотя ныне имеет 22 епархии и около 400 храмов, в том числе в Америке. Богослужение совершается на греческом и арабском языках". Нет нужды говорить о том, что Российская Империя не допустила бы такого, нынешнего, состояния Антиохийской Православной Церкви.
В октябре 1947 года митрополит Илия был приглашён в Россию и награждён Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. Его отказ от получения премии под предлогом того, что "монаху деньги не нужны", глубоко символичен. Митрополит Илия мог принять премию, но отказаться от её денежного вознаграждения, но он предпочёл, вообще, не принимать премию от советского правительства. "Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям сиротам, у которых родители погибли на войне", - сказал митрополит Илия.
Так забота России о Святой Земле, о развитии и утверждения там православия, особенно среди местного арабского населения, помощь, оказываемая ему в создании собственной, образованной части народа, обернулась бесценной спасительной помощью России в самоё тяжёлое время испытаний, когда речь шла о дальнейшем существовании русского народа и православной его веры. В свете всего того, что сделала Россия на Святой Земле, в Палестине, Сирии, Ливане, в особом её отношении к Антиохийской Православной Церкви есть большая заслуга Государя Императора Николая II.
По мере поисков нами ответов на современные вызовы России, мы не раз будем находить их в той, дальновидной, политике, которую проводила Царская Россия, ставившая при этом во главу угла христианские ценности. Это наше бесценное спасительное наследие!
27 июня 2010 года