Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Выбор пути: домостроительство или хаос

Борис  Сергуненков, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 30.12.2010


Взгляд предпринимателя …

        Хотелось бы сказать несколько слов о реальной поддержке инновационной деятельности отечественных предприятий и о целях, которые может ставить перед собой предприниматель.

        В течение последних двадцати лет мне волей судьбы пришлось заниматься предпринимательством на новом российском научно-производственном предприятии. В начале 90-х годов нас, молодых ученых и инженеров в прямом смысле слова, как щенков, выбросили на улицу без гроша в кармане, собирать новые предприятия из ничего.

        Более пятнадцати лет, вплоть до сего времени, наш коллектив ведет так называемую «инновационную деятельность» (разработка, производство, внедрение) в области разработки и применения синтетических каучуков, технологий диспергирования в водной среде, технологий использования строительных и специальных материалов, производства новых лакокрасочных и строительных материалов, в т.ч. с использованием нанопродуктов ведущих мировых производителей. Сегодня совместно с известным проектным институтом мы готовимся к внедрению новых проектов по направлению «Современное домостроение».

        Отрадно, что, несмотря на многочисленные нереализованные обещания по поддержке малого и среднего бизнеса, наконец-то, есть небольшие сдвиги. К ним можно отнести широко разрекламированный проект «Сколково», есть положительные моменты по реализации национального проекта «Образование», в частности, по обновлению инструментальной, испытательной базы учебных заведений.

При организации и ведении научно-производственной деятельности мешает и удивляет то, как все запутано. Мы заросли всевозможными бумажками до такой степени, что исполнители уже не в силах понять и установить приоритеты, причем большая часть этих бумажек никоим образом не связана с научной и производственной деятельностью, а касается «законотворчества» и «внешних» отношений с проверяющими организациями.        Всевозможные реорганизации государственных структур, изменения правил ведения предпринимательской деятельности, дополнения и уточнения - кто-нибудь оценивал, в какую «копеечку» это встает предприятиям? В масштабах страны - миллиарды рублей! И вновь появляются новые надзорные структуры и их законные и незаконные сателлиты. Самодурство в этой области приводит многих предпринимателей к психическому срыву. А ведь ученым необходимо хотя бы иногда творить и изобретать.

        Я готов сейчас уже смириться с тезисом: «Не нужна нам особая государственная помощь. Оставьте хотя бы на время в покое свои приказы и постановления. Не меняйте правила ведения предпринимательской деятельности, дайте людям сосредоточиться на самом деле».

        Приведу пример. Отменили получение гигиенического заключения на производимую продукцию, ввели обязательную процедуру регистрации продукции. Из-за этого предпринимателю необходимо перелопатить свою научно-техническую документацию, причем сделать это нужно за несколько месяцев. Возникает вопрос: кто за эти непродуманные действия заплатит? И, главное, что это по сути своей изменит? Есть такие продукты, ради регистрации которых из регионов приходится выезжать в Москву.

        Имея длительный опыт работы в нашей стране на исследовательской ниве и в сфере внедрения новых технологий, хотелось бы дать правдивую, на мой взгляд, оценку возможности поддержки на деле властью инновационных инициатив отечественных предприятий малого и среднего бизнеса в ближайшей перспективе. Это значение не стоит преувеличивать, чтобы не вводить молодых предпринимателей в заблуждение. Поддержка будет такой же, как и за последние пятнадцать лет. Реально востребованными на рынке могут быть лишь уже «состоявшиеся» предприятия и ученые, которые своим «горбом», скорее, вопреки здравому смыслу и экономическим расчетам, в течение последнего десятилетия, вкладывались в перспективу, так как это были люди старого, еще советского, воспитания, люди, готовые работать за идею, и имеющие фундаментальный багаж знаний.

        Новым инновационным предприятиям без ресурсов ловить практически нечего и негде. Посмотрим, может быть, монополисты и банкиры изменили свою политику. Нет. Тарифы монополистов растут с бешеной скоростью. Уверяю вас, что только повышение цен на топливо уже в ближайшее время скажется негативно на изменении цен на все товары в сторону роста, и опять эти изменения и чрезмерные поборы будут прочувствованы всеми. Банкиры не могут или не хотят снижать процентные ставки по кредитам до цивилизованного уровня. И то, что для нас достижение в области кредитования малого и среднего бизнеса, для немца - смерть.

        Посмотрите реально на ситуацию, на минуту откройте глаза и отвернитесь от TВ-ящика.

1. Развитие инновационной деятельности больше всего зависит от успешной деятельности предприятий и развития всего хозяйства России. Для этого необходимо, по крайней мере, не делать налоговых изменений в худшую сторону практически для всех предприятий, так как «инноваторам» просто некуда будет реализовывать свой товар на внутреннем рынке. Что мы видим в реальности - значительное повышение в перспективе налогового бремени, что, безусловно, скажется уже в ближайшее время на состоянии всех: и работников, и работодателей. Какой же скрытый смысл в налоговых льготах «могучей кучке» инноваторов во главе с Чубайсом в такой ситуации?       Есть и серьезный негативный социальный аспект этих новшеств в сфере налогового законодательства. Как минимум два года на многих предприятиях в связи с мировым экономическим кризисом были «заморожены» зарплаты, многие предприятия работали неполную рабочую неделю, часть предприятий обанкротилась. Стоит ожидать «заморозки» зарплат на многих предприятиях и в ближайшее время. Увеличивая налоги, которые связаны с фондом заработной платы с начала 2011 года, следует ожидать, скорее всего, и повышения цен на всю, без исключения, продукцию, что приведет к разгону инфляции и ухудшению условий кредитования предпринимателей, которые и сейчас нельзя назвать удовлетворительными. Мне кажется, что большинство опытных предпринимателей понимают, что впереди нас ждут очень трудные времена, когда всем будет не до инноваций. А, может быть, и не нужны эти предприятия, эти неблагодарные люди, которые не хотят понять «изюминку» модернизации?..

2. Следует заметить, что инновационные предприятия часто находятся не в выигрышном положении, а скорее, наоборот, тем более в условиях вялотекущего кризиса. Кто будет заниматься внедрением и использованием более безопасных и новых продуктов? Скорее сейчас требуется то, что подешевле и попроще, а безопасность и качество уходят на второй план. Смею утверждать, что прошедшие два года наблюдается серьезный регресс в области разработки и внедрения новых технологий, что может слегка нивелироваться последними позитивными действиями власти, о которых говорилось выше. Поэтому, наш вывод: до инновационного прорыва очень и очень далеко. Это видно по состоянию многих отраслей российского хозяйства.       

3. Главная проблема видится в том, что у нас с вами и у «инноваторов» нет четкой цели. На мой взгляд, не может быть национальной целью и главным путем России - инновационный путь развития и модернизация. «Вперед Россия!» - громко звучащий лозунг. Только без шуток, позвольте спросить: «Куда?» и «Ради чего?». Ведь инновации и модернизация - это лишь способы достижения цели, а где сама цель, пусть даже в узком, экономическом, смысле? Здесь я вижу необходимость обратиться к опыту предков. Они уже давно сформулировали эту проблему в целом и вплоть до 1917 года решали успешно и воплощали идеи Домостроительства в жизнь (см. Приложение 1).

        Мне кажется, что если скорректировать и сформулировать главную цель в этой области, то мы скорее заговорим о современном Домостроительстве, и там найдется место и многодетной, крепкой семье, и новому освоению сельскохозяйственных угодий, которые за последние двадцать лет пострадали больше, чем во время Великой Отечественной войны и татарского нашествия; найдется там место и новым прорывным технологиям и, так всеми сейчас любимой, модернизации.

        Будет понятно, как расставить приоритеты: в сторону виртуального мира и хаоса или в сторону чистой воды, естественного питания, безопасной продукции, реальных родительских ценностей, которые понятны большинству. Придется, к счастью, вспомнить и о духовно-нравственных приоритетах.

        Конечно, мир нового тем и хорош, что всегда есть выбор: куда пойти. Проблема лишь в том, что слепой котенок перестройки пока не выберется из лабиринта и не прильнет к своей дорогой маме, так молока и не напьется, а ведь он соскучился по материнской ласке и не может без родительского молока.

        Разумное сочетание нового и традиционного, фундаментального - родительского и есть залог нашего успеха. И именно это нас до сих пор спасает от кем-то «управляемого хаоса перемен».

Борис Борисович Сергуненков, Председатель Совета по предпринимательству и благотворительности сообщества «ДелоРус»

 

Примечание:   

¹ Большая энциклопедии русского народа под ред. О.А. Платонова, том «Русское хозяйство»; изд. Институт Русской цивилизации, Москва, 2006, 1136 с., 414 илл.

Приложение 1

         ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО, В РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО К. XVII - Н. XVIII В.

        ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО, в России с древности до к. XVII - н. XVIII в. название экономики по смыслу отличное от его западного понимания, основанного на экономическом учении Талмуда. В понимании древнерусских мудрецов домостроительство - хозяйственная система от Бога. В православном сознании она выражается иконой «Экономисса» («Домостроительница»), прославляемой в один день (18 июля) вместе с прп. Сергием Радонежским.

        По В. Далю, домостроительство, домостройство означает домохозяйство, домовый обиход, наблюдение за порядком в дому, а экономия - бережливость, скопидомство, домостройство, домоводство.

        Слово «экономика» («экономия») происходит от сложного древнегреческого «ойкономия», используемого Ксенофонтом (V-XI вв. до н. э.). Первый корень «йокос» означает «дом», второй «ном» - «закон» или «нем» - «регулировать», «организовывать», т.о., «ойкономия» переводится как «наука о доме», «домохозяйство», «домостроительство», «домострой» или «искусство управления домом». Под «домом» античные греки подразумевали города-государства. Трактат Ксенофонта «Ойкономия» («Домострой», или «Домостроительство») - это манифест здравого хозяйственного смысла в житейской хозяйственной мудрости.

        Вслед за Ксенофонтом Аристотель развивает, во-первых, учение об эйкономии - домохозяйстве - домостроительстве, и во-вторых, создает учение о хрематистике (от древнегреч. «хрема», что означает «нажива», включая прежде всего деньги).         Аристотель пытается предупредить угрозу умножения денежного богатства, служение мамоне. Он осуждал ростовщичество. Учение Аристотеля о домостроительстве (экономике) и хрематистике как науке о делании денег, о стремлении к наращиванию капиты, мошны, мамоны к наживе и ростовщичеству вошло в общественное сознание и определило главные направления экономической мысли на два тысячелетия вперед.

        Из двух моделей, описанных Аристотелем, Запад предпочел модель хрематистики. Крещеная Русь - Россия (Киевская Русь, Московское царство, Российская империя) развивала свое хозяйство по законам домостроительства. Христианское домостроительство - это нравственная (этическая) экономика, свободная от всяческих ересей. Экономика с Богом, служения Богу, она открывает Его законы хозяйствования. Одним из таких законов, открытым в 1761 М.В.Ломоносовым, является закон о сохранении и размножении российского народа (как народа-Богоносца). Домостроительство земное, считал Ломоносов, подчинено Закону Божьему. Мамона же безнравственна.

        Домостроительство следует рассматривать в связи с православной космологией (учением Г.В. Флоровского) и хозяйственной (экономической) антропологией (учением В.И. Несмелова). Теория домостроительства обладает достаточной описательной, эвристической и проектной силой. Она имеет православные основы. Бог создал мир, Он сохраняет, содержит его как Вседержитель Своим Божественным вездеприсутствием. Так, Флоровский писал: «Ибо ничто не может пребывать в бытии, не пребывая сущем, а сущим является один Бог», Божественный промысел действует в историческом времени и пространстве, в т.ч. и в мире хозяйства. С точки зрения православной космологии (православной натурфилософии) основным принципом развития хозяйства является его самовоспроизводство как замкнутого в освоении человека хозяйственного космоса.

        Теория домостроительства основывается на научных достижениях хозяйственной (экономической) антропологии как части православной антропологии. Образ Божий в человеке находится не в космичности его бытия и причастности ему, не в теле. Образ Божий в человеке проявляется через его ум. Человек же является двусоставным существом; природным (или физиологическим) или духовным. Святой ученый Лука Войно-Ясенецкий рассматривает человека как дух, душу и тело. Образ Божий в человеке изменяется. При грехопадении человека произошло искажение образа и умаление подобия Божиего. Быть образом Божиим означает жить в Боге, по Его 10 заповедям.

Домостроительство охватывает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.

        Труд является вечным условием человеческого бытия. В разделе VI.1 «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечено: «Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что в начале «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2, 5); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2, 15). Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобства дано быть творцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни».

        Общественное воспроизводство. Раздел VI.3 социальной концепции РПЦ гласит: «Совершенствование орудий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствует улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически».

        Общественное разделение труда приводит к распределению и перераспределению результатов производства. Естественный обмен продуктами труда между производителями и потребителями заменяется принужденным обменом. В результате этого появился обмен как средство обогащения - основа хрематистики. Политико-экономический феномен первоначального накопления капитала - по сути ограбление основной массы населения и обогащения небольшой группы безбожных и бессовестных стяжателей‑хрематистов. Такое «накопление» - насильственные перераспределения продуктов труда, материального богатства в пользу криминальной олигархии, из которой формируется государственная власть.

        Однако домостроительство как справедливое и милосердное хозяйственное устройство общества, гармоничное единство индивидуального и коллективного, может состояться только тогда, когда в начале и в конце развития личности и общества будет Господь Иисус Христос.

        Богатство. Учение И.Т. Посошкова содержит понятия о вещественном и невещественном богатстве. Этим невещественным богатством по его теории является правда. Господь учит, чтобы христиане искали прежде всего Царствие Божие и правду Его. Одной из главных составляющих домостроительства является нравственный капитал.

Т.Юдина

        Литература:

Русская правда//Памятники литературы Древней Руси. М., 1978

Домострой. М., 1990; Сумароков А.П. О домостроительстве//Русская проза XVIII в. М.; Л., 1950

Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1911

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990

Платонов О.А. экономика русской цивилизации М., 1995



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Галина Борсуковская : Про экономику Домостроительства - здорово!
2011-01-02 в 23:48

Могу только благодарить автора за эту статью, которая многое открыла для меня, прежде всего - знание об экономике Домостроительства. Не постесняюсь сказать, что никогда не слышала о такой. Однако, не удивлюсь, если узнаю, что и помимо меня о ней мало кто слышал. Хорошо было бы как можно более широко распропагандировать тему Домостроительства. Возможно, что это и есть тот самый Путь Истинный, с которого наша страна давно уже сбилась, и на который давно пора уже вернуться.
Как хорошо, все-таки, в праздник Нового года открывать новые возможности и обретать новые надежды!
Да, вот еще подумалось, что автор, если бы захотел, мог бы поучаствовать в конкурсе, который обьявлен на РНЛ. На базе учения Аристотеля можно обьяснить возникновение мировоззренческой пропасти между Россией и Западом.
" - ...Учение Аристотеля о домостроительстве (экономике) и хрематистике как науке о делании денег, о стремлении к наращиванию капиты, мошны, мамоны к наживе и ростовщичеству вошло в общественное сознание и определило главные направления экономической мысли на два тысячелетия вперед. Из двух моделей, описанных Аристотелем, Запад предпочел модель хрематистики. Крещеная Русь - Россия (Киевская Русь, Московское царство, Российская империя) развивала свое хозяйство по законам домостроительства. Христианское домостроительство - это нравственная (этическая) экономика, свободная от всяческих ересей."
Очевидно, что два этих способа ведения хозяйства не совместимы между собой, ведь Спаситель сказал, что нельзя служить двум господам - Богу и мамоне. Так что мировоззренческая пропасть между Россией и Западом заложена уже в самом способе ведения хозяйства.
2. Диакон Владимир ВАсилик : Re: Выбор пути: домостроительство или хаос
2011-01-02 в 01:51

И печально, что по таким базовым текстам как этот, практически нет дискуссии.
1. Диакон Владимир ВАсилик : Re: Выбор пути: домостроительство или хаос
2011-01-02 в 01:50

Прекрасная статья. И очень нужная.
Спаси Господи автора.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме