Станет ли Вологда столицей крестьянского духа?

Заметки после Земельного форума

Новости Москвы 
0
218
Время на чтение 9 минут

В конце октября в Вологде состоялся Земельный форум, участниками которого стали писатели и ветераны сельского хозяйства, нынешние крестьяне и представители нынешней власти... Вот лишь некоторые выступления на форуме, будут ли они услышаны?..

1.Тимониха - символ русской деревни

Вот что говорил, открывая на форуме Круглый стол на тему «Крестьянские корни русского мировоззрения, земледельческий труд, православие, преображение земли» М. И. Карачев, секретарь правления Вологодского отделения Союза писателей России:

- Проблемы, о которых пойдет речь, - не только вологодские, это проблемы всей России... Наш форум и Круглый стол проходят на родине Василия Ивановича Белова, который писал и говорил о ладе крестьянской жизни. Он и о разладе написал. Но самое важное - и нам, вслед за Беловым, говорить о ладе и собирании этого лада крестьянской жизни.

Крестьянин - значит, христианин, православный человек. Во все века в России крепость государства и единство народа держались на фундаменте православной веры, православного мировоззрения, на фундаменте религиозно-нравственных идеалов, на уважении к труду, к семье, на коллективном, общем, народном, а не индивидуалистическом сознании своего пребывания в мире.

Все эти качества и формируются, и сохраняются, и воспроизводятся в поколениях, прежде всего в крестьянской среде. Именно крестьянство является основой нашей национальной идентичности.

Сейчас в главной исторической основе России - крестьянстве, разлад и умирание. С умиранием крестьянства, с отменой крестьянства, как сейчас происходит, отменяется и умирает Россия.

Несколько лет назад у очень разных людей возникла одинаковая, объединившая их мысль - возродить и сохранить Тимониху, родную деревню Василия Ивановича Белова. По нашему глубокому убеждению, Тимониха - это символ русских деревень.

Мы объединились сейчас в некоммерческое партнерство, главная цель которого - сохранить Тимониху, сохранить то духовное пространство, которое ее окружает.

В Тимониху сейчас приезжают очень многие русские люди. Это место нашего воодушевления.

Естественно, что там необходимо развивать и социально-экономическую жизнь. У нас в планах - развитие пчеловодства, рыбоводства, мелкого крестьянского хозяйствования. Есть немало людей, которые готовы придти и хозяйствовать на территории вокруг Тимонихи.

Если оживет Тимониха, оживет надежда на реальное движение вперед в деле возрождения русской деревни.

Выступление Михаила Карачева эмоционально дополнил Григорий Петрович Калюжный (Москва), поэт, журналист, издатель:

- В Тимонихе надо основать школу для детей-сирот, которая готовила бы их к жизни на селе. Мы ничего не возродим и потеряем этих детей, если будем отправлять их за границу... И главной «наукой» в такой школе должно стать «жизневедение»...

Я мечтаю, что найдется скульптор, который создаст вот такой памятник: деревня, крестьяне, держат на своих плечах город, страну...

Сегодня в стране царит психологический террор - достаточно включить телевизор, заглянуть в прессу, чтобы понять это. Это крайне важно - кому принадлежит эфир, телевидение. Если эфир принадлежит не крестьянину, не народу - все бессмысленно!

2. О радости труда

Известный вологодский журналист А. К. Ехалов поделился своим взглядом на проблемы села:

- В пятидесятых годах деревня наша - 140 дворов - бурлила и кипела, и подъем был экономический, все еще, казалось, было хорошо... Но уже чувствовалась обреченность деревни, как будто над ней уже был занесен топор. Вскоре стала ясна причина этой обреченности - впереди нас ждали «укрупнения» и прочие эксперименты... В семидесятых годах появились - «нечерноземье», «зона рискованного земледелия», «неперспективные деревни»...

Западные аграрии 70 % территории России окрашивают в белый цвет, считая эти территории практически невозможными для сельского хозяйства. Это зона отрицательной изотермы, где среднегодовая температура ниже нуля. Одно это развеивает миф о русском крестьянине, который всю жизнь лежит на печке и мечтает о мешке с золотом. Все это выдумка и злая.

Произвести единицу продукции, молоко, мясо, здесь, в наших широтах, намного труднее, и затрат требуется больше, нежели там, где тепло, где нет снега. Русскому крестьянину нужна теплая одежда, нужно и дров заготовить, и теплый двор для скотины поставить. И все это он делает уже не одно тысячелетие. Любой другой народ давно бросил бы эти территории, не занимался бы здесь сельским хозяйством. А русские крестьяне здесь жили, работали, плодились...

Но это не был лишь унылый труд ради выживания. Если посмотреть календарь земледельца, то вряд ли там можно найти один день, который не был бы окрашен, поэтизирован, каким либо обрядом, праздником, традицией, связанной с трудом.

Через все эти праздники, через все эти обряды крестьянин русский создал такую систему жизни, когда тяжелый, до кровавых кругов в глазах труд, превращался в труд желанный, радостный.

Я думаю, нет ни у одного народа именно такой великой ценности, которую мы также стали утрачивать после семнадцатого года - поэтизация, уважение труда на земле.

В течение многих лет я пытаюсь вернуть крестьянина к тому ощущению радости труда... (Анатолий Ехалов является вдохновителем и организатором народных праздников: «День коня», «Праздник лодки», «Банная ассамблея» и др. - Д. Е.)

Крестьянина трудно с земли согнать, если есть у него от труда на родной земле радость, счастье...

Как-то Василий Иванович Белов сказал, что народная культура кончается там, где одни выходят на сцену, а другие садятся в зрительный зал. Нужна настоящая народная культура, нужна радость труда и жизни на земле.

3. Русский бунт

В. Н. Бараков (Вологда), профессор, литературовед, член Союза писателей России, в своем выступлении говорил:

- За 20 лет ни письма, ни митинги, ни форумы, подобные сегодняшнему, не возымели действия. Как сокращалось население, так и сокращается, как умирала деревня, так и умирает.

Недавно помощник президента РФ, некий Юргенс, заявил, что русский народ мешает модернизации, основная надежда модернизаторов - мигранты.

Проблемы села невозможно решить отдельно от общегосударственных проблем. Еще в 2002 году я спросил В. И. Белова - что делать в такой ситуации. Его ответ: «Надо менять власть». «Теория малых дел», о которой сегодня говорилось - очень хорошая, мы все этим занимаемся и это надо продолжать. Но все это меры косметические... Нужна смена общегосударственного курса.

(«Народ бунтует тем, что он спивается», - горьким комментарием к выступлению Виктора Баракова прозвучали слова бывшего фермера из Харовского района, имени которого я не запомнил. - Д. Е.)

4. Положить конец унынию

О своем опыте жизни в деревне рассказал один из старейших и известнейших писателей-вологжан С. П. Багров. Уже двадцать четыре года он живет в режиме - полгода в городе, полгода в деревне:

- Прежде всего нужно оказать поддержку тем, немногим сегодня, коллективным хозяйствам, фермерам, владельцам личных подворий, которые уже производят зерно, мясо, молоко, другую сельхозпродукцию. Нужно, чтобы их труд оценивался по достоинству.

Сегодня речь шла о деревне В. И. Белова. Недавно я побывал в ней. Тимониха производит сейчас, конечно, удручающее впечатление. Деревня очень унылая. Ее главными героями сегодня являются не жители, а гости. Я живу примерно в такой же деревне, тоже в Харовском районе. Но у нас все-таки зимуют три семьи. А летом наша деревня кипит - приезжают примерно в двадцать домов.

Надо сказать, что в последние годы омертвление, гибель деревень остановились. Остановились благодаря детям, родители которых были хозяевами в этих деревнях, благодаря городскому дачнику, который приезжает на полгода в деревню и он хочет, чтобы около дома, да и не только около дома не только все хорошо росло, но и было удобно, уютно и красиво.

Главная проблема для местного населения деревни - отсутствие работы. Ведь колхозов, совхозов, как таковых, сейчас почти не осталось.

Многие селяне живут за счет инвалидных пенсий. Россия стала страной инвалидов...

В наших местах среди местных мужиков сохранилась профессия плотника, это очень хорошо. Эти плотники, помогают восстанавливать дома горожанам-дачникам, ездят на заработки и т.д. Я не знаю мужиков в своей и соседних деревнях, которые занимались бы чем-то другим.

Сейчас для деревни крайне необходимо, чтобы был какой-то мастер, учитель, который учил бы людей тем профессиям, которые сегодня будут востребованы - бондарей, печников и т.д.

Нужно положить конец унынию в деревнях!

5. Необходимо политическое решение

От имени коммунистов-аграриев, ветеранов сельского хозяйства выступил С. В. Кутюмов, заслуженный работник сельского хозяйства:

- АПК тяжелейшим образом болен и лечить его надо не полумерами, не отдельными укольчиками, а комплексно. Надо принимать политическое решение, проявлять политическую волю, менять философию подхода к решению этих проблем. Ни в одной стране нет такого положения. Две отрасли всегда в руках государства - сельское хозяйство и образование с наукой. И у нас должно быть так.

Мы вносим предложение - официально на государственном уровне признать и подтвердить законодательно приоритетность восстановления и развития сельского хозяйства и всего АПК страны. Для этого нужно срочно разработать и утвердить конкретную соответствующую программу с указанием объемов, видов работ, сроков их выполнения, ответственных за выполнение и сумму бюджетного финансирования не менее 10-15 % расходной части бюджета, а так же размеры льготного кредитования в разрезе регионов страны.

Все земли сельскохозяйственного назначения должны находиться в государственной собственности и выделяться производителям сельхозпродукции всех форм собственности в бессрочное пользование. Не допускать спекуляцию землей.

Обеспечить паритет цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности - сельскохозяйственные машины, электроэнергия, удобрения и т.д.

С начала 2011 года ввести мораторий на банкротство всех форм сельхозтоваропроизводителей (идут массовые рейдерские захваты),

провести их финансовое оздоровление за счет средств федерального и регионального бюджета, амнистировать (списать) накопившуюся за ряд лет задолженность по кредитам в банках. Объявить налоговую амнистию сельхозтоваропроизводителям на пять лет.

Установить жесткий государственный контроль над закупочными розничными ценами. Довести роль производителя в этой цене - не менее 50 % в цене реализации готовой продукции.

Возродить систему ежегодных государственных закупок по твердым ценам зерна, молока, мяса и другой сельхозпродукции у отечественных товаропроизводителей.

6. Время жить в Тимонихе?

(Или «Время жить в деревне-2»)

Я тоже был приглашен на Земельный форум. Планировалось и мое выступление, которое основывалось на моей статье «Время жить в деревне». Но выступить так, как хотел, не получилось, как говорится, по независящей от меня причине.

Поэтому и решил опубликовать текст своего предполагавшегося выступления. Вот он...

Создан Комитет спасения Тимонихи - замечательная идея, благое дело. А давайте создадим комитет спасения Янгосари - богатейшая когда-то местность с десятками деревень в 50 км от Вологды, где теперь только дачники остались; давайте создадим комитет спасения Красного Берега - местность в 80 км от Вологды, десятки деревень когда-то, а нынче десяток жителей, родина дважды героя летчика Клубова; давайте создадим комитет спасения Сямы - родина авиконструктора Ильюшина, писателя Гиляровского и святого Мартиниана Белозерского...

Можно множить и множить список, то есть надо создавать комитет спасения русской деревни. А еще короче - комитет спасения России.

Что деревня - хранительница национального самосознания, земля - кормилица, а народ - богоносец - это, в общем понятно. Об этом много и хорошо написано и сказано, в частности, и сегодня... И я об этом говорю, разумеется, без всякой иронии. Но всякие, самые добрые и хорошие, слова от частого употребления тускнеют. Давайте спустимся с духовных высот на землю, на почву, на наше северное нечерноземье... И ведь тоже становится понятно, что и на материальном, земном уровне - не город, не индустрия спасают и спасут Россию, а эти самые деревни, живые и даже казалось бы мертвые. Работники сельхозкооперативов - бывшие колхозники, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств - вот кто сегодня стоит на передовой линии борьбы, потому что эти люди обеспечивают продовольственную безопасность нашей Родины.

Но деревня это ведь не только продовольственная безопасность, но, например и демографическая безопасность страны. Можно сколько угодно призывать девушек рожать (накануне, выступая в педуниверситете на отделении журналистики, Григорий Калюжный буквально кричал: «Девушки - журналистов у нас полно. Рожайте детей!»), но больше двух детей вряд ли они станут рожать в городской двухкомнатной квартире. А вот в отдельном доме, на распахнутом деревенском просторе - рожали бы, сколько Бог бы дал.

А пожары нынешнего лета?.. Если бы не пустовали огромные территории, если бы сенокосы выкашивались, если бы люди постоянно, а не наездами жили в деревнях, если бы были повсеместно мощные сельхозпредприятия с нормальной техникой для обработки земли - разве бы допустили то, что творилось на огромных территориях центральной (и не только центральной) России...

И наконец - все большее количество людей понимает, вынуждено это понимать, что жить в городах, сейчас, в их нынешнем состоянии - просто становится невыносимо, и даже смертельно опасно. Люди готовы ехать в деревню и едут в деревню. Сегодня, в среднем по России, отток из села и приток в село оцениваются, как 5 к 4, и это при том, что «инфраструктура» на селе, зачастую, практически отсутствует, а то, что еще осталось, норовят чиновники наши "оптимизировать" вместо того, чтобы оптимизироваться самим. Так вот, не смотря на все это - едут люди в деревню. Причем это, в основном, такие люди, которые помнят и знают деревенский труд, но при этом уже по-городскому образованы, владеют современной техникой и т. д.

То есть, сейчас очень удобное время - объявить возвращение в деревню, новое освоение заброшенных территорий национальным проектом - люди готовы ехать на село. Государство, власть, если это наше государство, если это русская власть, обязаны в этом помогать. Вся мощь государства должна быть брошена на этот проект, вся сила пропаганды, вся индустрия должна работать на идею жизни на селе. Ведь когда-то, надо было - и из аграрной отсталой страны за два десятилетия создали мощное индустриальное государство, сумевшее противостоять и в конце-концов наголову разгромившее германскую военную машину, на которую работала вся Европа. Сумели это сделать. Пришло время - такие же усилия обратить на русское село, на нашу деревню. Время жить в деревне.

Дмитрий Ермаков, член Союза писателей России, лауреат премии им. В. М. Шукшина, лауреат премии журнала «Наш современник», лауреат премии им. А. Н. Толстого и ряда других литературных премий.

P. S.

«Когда-то Вологда не стала столицей России, но сегодня она может стать столицей крестьянского духа» - сказал один из участников форума - московский писатель...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Анатольевич Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Анатольевич Ермаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Сергей из НН
06.11.2024 12:08
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.11.2024 12:02
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.11.2024 11:59
В чужом пиру похмелье
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.11.2024 11:07
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Рабочий
06.11.2024 10:56
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 10:40
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Сергей из НН
06.11.2024 08:05