itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Время жить в деревне

Некоторые мысли о настоящем и будущем русской деревни

0
558
Время на чтение 10 минут

«В наших силах сделать жизнь в деревне не просто человеческой, а нормальной, счастливой. Давайте этим заниматься».

(Из выступления Д. А. Медведева на первом Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года).

В статье «Возродить российскую деревню способны инновационные территории», изданной отдельной брошюрой накануне Всероссийской научно-практической конференции в Вологде (состоялась 23 - 24 марта), М. Е. Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, пишет: «Еще 10 - 15 лет назад российскую деревню могло спасти массовое строительство дорог. Еще 5 - 10 лет назад агропроизводство, составляющее основу сельской экономики, могли поддержать разумные кредиты и доступ к современным технологиям. Сегодня эти шансы упущены, и нужно рассматривать программу возрождения российского села как крайнюю меру по сохранению государственного контроля над значительной территорией страны, некогда обеспечивающей ее благосостояние, демографию, продовольственную безопасность».

Деревня Полосы Валдайского уезда Новгородской губернииЗадаюсь вопросом - отчего могли спасти нашу деревню 10 - 15 лет назад дороги? Исход из наших деревень начался гораздо раньше - по дорогам и бездорожью, по чужой и по собственной воле уходили из деревень в поисках лучшей доли мужики, уезжали в школы-интернаты в райцентры ребятишки из дальних деревень (многие ли вернулись?), призывались в армию и не возвращались в родные места парни. Предпочитали тесниться в заводских общагах, спивались там, но не ехали домой. Почему?

А может это неизбежный процесс - исход из деревни? Ведь и во всем мире то же самое происходило и происходит. И стоит ли держаться-то за Русь избяную?..

Но ведь приходит понимание того, что и в больших городах жить - нормально, не подвергая угрозам свое и своих детей здоровье, почти невозможно (богатые люди уже давно так и делают - живут за городом, а работают в городе).

Возрождать ли, спасать ли деревню прежнюю, вековую - с избами и баньками, с огородами и скотиной в хлеву, или же строить какую-то новую деревню?..

Какой должна быть жизнь в сельской местности в двадцать первом веке?..

А должна она быть, думается мне, разной. По возможности, хорошей. Но ведь опять вопрос - а какую жизнь считать хорошей?

Губернатор Вологодской области В. Е. Позгалев на недавнем торжественном собрании работников АПК области, сказал: «...Можно много говорить и лить слезы о бесперспективных деревнях. Это тема вечная. Кто постарше, еще помнят времена Хрущева, когда впервые заговорили о бесперспективных деревнях. О том, что людей надо переселять в центральные усадьбы, концентрировать производство, с тем, чтобы его автоматизировать, механизировать, повышать производительность труда. Много было по этому поводу тоскливых стихов и песен пропето. Но жизнь идет вперед и понятно, что всю жизнь в удаленных деревнях, на малоконтурных полях, в бездорожье, жить людей не заставишь. Все равно люди будут жить там, где им лучше. Жизнь в отдаленных деревнях бесперспективна. Сегодня идет работа по концентрации производства, а значит и по расширению населенных пунктов. Чтобы иметь современный уровень быта и комфорта, людям придется собираться на центральных усадьбах, в тех населенных пунктах, где могут быть асфальтовые дороги, дома культуры, цифровые школы и т.д. В каждую отдаленную деревеньку газ не провести...»

Все, вроде бы, правильно, но... Во-первых, людям свойственно жалеть: свою старую мать, свою родину да и многое другое. Людям свойственно «лить слезы» по своему родному дому, по той самой «бесперспективной» деревеньке, по тому полю, по той речке, по тому самому бездорожью по всем тем местам, в которых как-то ведь «без газа, без ванной» жили их родители, деды... Где каждый кустик родной. Никуда не деться человеку от этой памяти, от этой жалости. Именно это свойство - жалость, оно же - любовь, и отличает людей от прочих живых организмов.

Да, все уже было - «хрущевские времена», «центральные усадьбы», «бесперспективные деревни». И что же ничему не научило - запустевшие поля, потерянные для сельского хозяйства на многие годы сотни и тысячи гектаров земли - не результат ли того «хрущевского» объединения? Объединим оставшееся и похороним русскую деревню?

Нет - не объединение ради лишь «экономической выгоды» должно быть, а дорога, пусть грунтовая, но своевременно ремонтируемая, к каждой деревеньке; если и не газ, то, помечтаем, «альтернативные источники энергии» (простейший - дрова) в каждом населенном пункте...

Задача нашего поколения - не «оптимизировать», а сохранить ныне существующие сельские школы (и совсем необязательно, чтобы все они были «цифровыми», были бы учителя хорошие), библиотеки, дома культуры, почтовые отделения, а там где это необходимо - построить новые. Это огромная задача, способная сплотить народ. А русский человек без большой цели жить не может - просто красить бордюры у своего подъезда, очень уж простенькая задача для народа создавшего великую страну и покорившего космос...

Экологически чистая среда обитания, отдельный дом, река, лес распахнутый простор, небо над головой должны быть доступны не только чиновникам и буржуазии, чьи особняки можно неожиданно увидеть в самых «удаленных» уголках «сельских территорий», но всем людям. И, убеждён, не надо лишать всего этого тех, кто уже живёт в сельской местности. Тем более тех, кто не просто живёт, а и работает там. Не надо переселять человека (или вынуждать к переселению «оптимизацией» школ и больниц) из отдельной избы в «отдаленной» деревеньке, и втискивать его в конуру городского типа на «центральной усадьбе». Надо сделать так, чтобы человек имел возможность заработать на жизнь рядом со своим деревенским домом или «приблизить» этот дом (то есть обеспечить людей дорогой и транспортом) к источнику дохода. Это мои мечты. Но я в этих мечтах не одинок.

То, что скучивание людей в городах и «центральных усадьбах» ведет к стремительной деградации окружающей среды и самих людей - это факт, который у всех перед глазами.

Что я выберу: жизнь в городской пятиэтажке, двор которой заставлен машинами, под окном которой - вечная помойка, за стенами квартиры шумные соседи (для которых и я со своими детьми тоже шумный сосед), загрязненный воздух, мертвая водопроводная вода и прочие блага цивилизации, которых уже наелись все... Так, повторюсь, всё это я выберу, или отдельный дом на берегу реки с огородом и т.д.? Для меня выбор ясен. Всего лишь один аргумент - здоровье детей, перевесит все остальные, ради этого я бы готов отказаться даже от некоторых «благ» городской жизни. Но и там, « в отдельном доме на берегу реки», мне необходимы будут: работа, связь, возможность образования для детей... Разве невозможно всё это даже не заново построить, а в большинстве случаев сохранить или восстановить? Не верю, что не возможно. За десять лет в тридцатые годы была построена мощнейшая индустрия, обеспечившая победу в страшной войне. За тридцать лет прошли путь «от сохи до атомной бомбы». Если такие же усилия бросить на освоение заброшенных, «потерянных» в ходе всевозможных «укрупнений» и других экспериментов земель, если направить государственную пропаганду, на повышение авторитета жизни и труда на селе - если не всё, то многое можно сделать в этом направлении.

Возрождение села, должно стать государственной политикой. «Национальной идеей» это быть не может (думаю, что русская национальная идея - Царство Божие, в дольнем мире всё же недостижимая), но земной идеей, главным не на словах, а на деле национальным проектом это может быть и должно стать...

А вот чем заниматься там, в сельской местности, на свежем, так сказать, воздухе - это ещё один вопрос. Какой ей быть нынешней и будущей деревне, и что можно называть деревней?

Является ли деревней элитный дачный поселок с домами-теремами за двухметровыми заборами, рядом с которыми, в лучшем случае грядка с укропом да парничок с огурцами - свежая зелень к столу (никаким сельхозпроизводством там и не пахнет, да там оно и не нужно)? Нет, пожалуй, это не деревня - это именно поселок (вот такие «теремные» поселки я бы и назвал поселениями, а не сельскую округу-сельсовет). Хотя и такое поселение может повлиять на развитие территории - дорога, коммунальные сети и т.д. Глядишь, со временем, что-то от этих благ и соседней деревне достанется...

Остаётся ли деревней (живым, способным к развитию организмом) - деревенька с вековой историей, но в которой остались лишь десяток покосившихся избушек, в двух из которых доживают свой век старики?.. Деревней-то она остается, но вместе со стариками она и умрёт, превратившись в лучшем случае, в дачный посёлок, куда будут приезжать на лето внуки тех стариков...

Ясно, что без производства, без предприятий, как бы ни назывались они - колхозы, СХПК или фермерские хозяйства, без возможности элементарно заработать деньги - постоянной, а не дачной, жизни в деревне быть не может.

Напомню слова М. Е. Николаева: «еще 5 - 10 лет назад агропроизводство... могли поддержать разумные кредиты и доступ к современным технологиям»? А сегодня уже что, не могут?

Эти и многие другие вопросы ставит сама жизнь. Эти вопросы ставит в своей статье и М. Е. Николаев. Нельзя не согласиться со следующими его словами (кстати, об этом писали и говорили многие и задолго до сего дня, почитайте хоть статьи и очерки В. И. Белова 70-80-х годов): «Не стоит забывать о том, что именно сельская глубинка десятилетиями обеспечивала наше зарождающееся индустриальное производство необходимыми для развития ресурсами: лучшими кадрами, сырьем, дешевым продовольствием, качественными строительными материалами и т. д. Мы настолько привыкли брать у села в долг, забирать всё самое ценное, что довели своего кредитора до нищеты. Дорогим бензином, литр которого меняем на трехлитровую банку молока или 10 килограммов выращенного зерна, смешными зарплатами, равносильными городскому пособию по безработице, несправедливым взиманием налогов и дороговизной услуг, сокращением с каждым годом доступа к образованию и здравоохранению, неразвитостью инфраструктуры банковской системы, практически полным разрушением сельских проектных и строительных организаций и т. д.»

Государство и сегодня невозможно без мощной индустрии. Но, повторюсь, пора понять, и это понимание приходит, что сейчас настал момент, когда нужно такие же силы, какие когда-то на индустриализацию, бросать на развитие сельского хозяйства, села в целом (потому что село, деревня - это не только сельское хозяйство). Понять и на деле повернуться лицом к селу.

Да - хоть золотом выстели дорогу в каждую деревеньку, не возместить того, что отнято у деревни - прежде всего это люди, лучшие люди. Но тем, кто еще живет в деревне, кто хочет там жить и работать нужно создать все условия. Причем, такие условия, какие хотят видеть люди, живущие в конкретной деревне или селе...Это обязанность государства, власти, чиновников приводящих в действие государственные решения. Не человек для государства, а государство для человека.

Не русские крестьяне организовали мировой финансовый кризис, так почему же в русских селах и деревнях «оптимизируют» больницы и школы? Когда еще только пошли первые разговоры о кризисе, еще где-то там, за океаном, что сказал председатель нашего правительства? «Россия входит в кризис в отличной финансовой форме. Кризис коснется нас в наименьшей мере». Пусть ошиблись в расчетах. Пусть коснулся этот кризис нас в большей степени, чем думали, но почему за ошибки в расчетах опять расплачиваются крестьяне? Почему помощь была оказана в первую очередь банкирам? Не для того ли, чтобы они на самых льготных условиях кредитовали российскую экономику, в том числе и сельское хозяйство?.. Под какие проценты дают нынче кредиты сельхозпроизводителям, в том числе и «Россельхозбанк»?..

Нынешняя «оптимизация» на селе еще один страшный удар по русской деревне. Там, где нет школы, больницы, почты - может ли быть нормальная жизнь, может ли на такой территории развиваться производство? Ответ-то ясен. Нет, не может. Так почему же это делается?! Что, именно закрытие больниц или сокращение времени работы почтовых отделений в сёлах спасут от дефицита областные бюджеты?

И ведь всё это делается по закону, всё делается по инструкциям поступающим сверху... И всё это делается с приговорами о заботе о сельских тружениках. А их-то, сельских тружеников, спросили?

Местное самоуправление, депутаты и прочие достижения демократии - остаются и останутся пустыми словами, если решения, влияющие на саму жизнь людей, принимаются без учета мнения этих самых людей. Не человек для закона, инструкции, бумажки, а законы и инструкции для человека. Не чиновник, исполняющий эти инструкции - главный начальник, а крестьянин, простой человек - главный начальник для чиновника. Так должно быть. Или я ошибаюсь?

Вернусь к статье М. Е. Николаева. «Все «развивают» село по отдельности: кто-то - экономику, кто-то - образование, кто-то - местное самоуправление или социальную сферу и здравоохранение, - пишет он. - Вот и получается, что в одном и том же населённом пункте мы можем развивать производство и «оптимизировать», то есть закрывать школы, передавать в ведение муниципалитетов учреждения культуры, спортивные учреждения и т. д. Поэтому нам нужно в первую очередь согласовать свои действия, выработать единый государственный подход к развитию села и принять закон об официальном статусе сельской территории».

Заканчивая работу конференции в Вологде, тот же М. Е. Николаев говорил:

- Если взять любое мероприятие федерального уровня, то видишь, что почему-то всегда реальные проблемы селянина отодвигаются на задний план. Это не правильно. На первый план должен выйти человек, крестьянин, его проблемы, его, здоровье, образование, заработок.... В министерстве сельского хозяйства следовало бы собрать все достойные региональные проекты социально-экономического развития сельских территорий. Нужно рассказывать людям, что представляет сегодня из себя селянин - как он живет, как он обустраивается. Недавно мы посетили ежегодную книжную ярмарку и не увидели ни одной книги о селянах. Я обратился бы к нашим писателям, к нашим творческим работникам - активнее принимать участие в решении общих задач...

И на этом пути, добавлю уже от себя, нужны инициатива (осмысленная и способная быть услышанной) «снизу», от земли, от самих жителей села, и обязательно - инициатива «сверху», государственная, политическая воля руководства страны. Если первые лица государства заявят, приоритет развития села и будут требовать и контролировать выполнение этой воли - найдутся и рычаги воздействия на перекупщиков диктующих, например, закупочную цену на молоко, много чего найдётся. Организуется даже капиталистическое соревнование по возрождению села между регионами, если руководители регионов регулярно будут отчитываться о том, сколько километров дорог к отдаленным деревням (а не к замкам и охотничьим угодьям известных режиссёров) проложено, сколько новых школ открыта, на сколько процентов выросла зарплата доярок и т.д. за отчётный период...

Это опять мечты. Но мечтать, как говорится, не вредно. Мечты, если они достойны того, воплощаются в жизнь. Я уверен, что планы «по возрождению села» не только в министерских головах кипят. И сами жители сельской местности думают, как бы им свою жизнь обустроить. И не только думают, но и обустраивают, живут.

Приходит осознание того, что настаёт «время жить в деревне», возвращаться к традиционным ценностям, своим умом жить на своей земле.

Надеюсь, что продолжение разговора, начатого в этой статье - следует...

Дмитрий Ермаков, писатель

г.Вологда

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Ермаков
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30