itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Ангелы и человецы, Девы вхождение почтим...»

Проповедь на праздник Ведения во храм Пресвятой Богородицы

Пастырская проповедь 
0
653
Время на чтение 6 минут

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Введение во храм Пресвятой БогородицыАнгелы вхождение Пречистыя зряще удивишася, - поется на всенощном бдении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. И мы, братья и сестры, вместе с Ангелами ныне радуемся и удивляемся чудному событию. Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери. Этот день стал предзнаменованием того, что Пресвятая Дева, одна из дочерей человеческих, по рождении Своем находящаяся, как и все мы, под властью первородного греха, станет «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим».

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по церковному Преданию, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Деву в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели Ее в Иерусалимский храм. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, подняться по которым мог только взрослый человек. Трехлетняя Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Сама быстро преодолела все эти высокие ступени и взошла на верхнюю. Там встретил Богоотроковицу первосвященник Захария (в будущем отец Иоанна Крестителя). Затем первосвященник по внушению свыше ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда может входить лишь один из всех людей - сам первосвященник - и то лишь раз в году. Как не восхититься вместе с ангельскими силами такому необычайному событию присутствующим в это время в Храме!

Святая Церковь призывает и нас разделить с Ангелами радость о чудном событии: Ангелы и человецы, Девы вхождение почтим, яко со славою вниде во святая святых. Но одного почтения и преклонения пред чудным Промыслом Божиим, совершающимся сейчас над Пречистой Богооткроковицей, мало. Пресвятая Дева избрана из среды нас, из среды человеческого рода и принадлежит более нам, нежели ангелам, а потому не удивляться только Ей, но и подражать необходимо.

Дева Мария из детства была Сама храмом Духа Святого, и за чистоту душевную и телесную удостоилась быть избранною в селение Бога Слова, удостоилась стать Божией Матерью. И вот мы видим, что даже для Нее, для Ее усовершенствования нужно было долговременное пребывание в Храме, где Она поучалась в Слове Божием, была питаема манной небесной из рук архангела Гавриила. Тем более для нас, для которых помышление сердца... зло от юности (Быт. 8, 21), которые окружены духовными опасностями, которые духовно расслаблены и немощны, тем более для нас пребывание в Церкви Божией, посещение храма необходимо в деле нашего спасения.

Чем для нас является храм Божий?

Храм - это место, где наши молитвы особенно действенны, где одно «Господи, помилуй!» заменяет тысячи земных поклонов, совершенных дома. В храме мы собеседуем с небожителями - Самим Богом, Его Матерью, ангелами и святыми, молимся за наших умерших родных и близких.

Храм является для нас училищем благочестия, превышающим по важности для нашего спасения всякий университет, всякую академию, ибо источником всякой истинной мудрости является премудрый Господь.

Нынешнее лукавое время предоставляет нам невероятно огромные возможности получения информации. Газеты, радио, телевидение, Интернет тщатся обрушить на нас лавину всевозможных новостей. Если это происходит, то наше сознание уподобляется той придорожной почве, о которой Спаситель говорит в притче о сеятеле: «Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали, то есть пришел лукавый и похитил посеянное в сердце его». Так и мы подобны той придорожной полосе, на которую постоянно сыплется мусор, грязь, обрывки газет из проходящих мимо машин. Лишь ветер иногда потреплет всю эту мешанину.

И только в храме Божием мы услышим важнейшие для нас истины о Боге Творце, о Божием Промысле, мудро ведущем нас ко спасению, о той высочайшей любви Божией к падшему роду человеческому, ради которой Бог воплотился, претерпел страдания и самую позорную крестную смерть, о чудном Воскресении и телесном Вознесении Христа, о заступничестве за нас перед престолом Всевышнего Матери Божией и всех святых.

Везде и всюду нам твердят о человеческом достоинстве, о свободе личности, о правах человека, а ныне и показывают, как освободиться от совести, от стыда. И лишь в храме Божием мы узнаем о том, как далеко находится падший человек от Бога, о повреждении первозданной человеческой природы. Лишь в храме мы узнаем о том, что очистить этот искаженный грехом образ Божий, уподобиться Богу можно только через глубочайшее смирение, познание своей немощи.

Храм является врачебницей духовной, где лечение гораздо действеннее любой дорогой больницы; лекарство, подаваемое в этой духовной врачебнице неизмеримо сильнее любого самого совершенного лекарства. Здесь всегда течет источник здравия духовного - всеоживляющая Кровь Христова, преподается Его всеоживляющее Тело, преподается через Таинства благодать Духа Святого - жизни Подателя. И как не велики грехи наши, от каких бы язв не страдала совесть, прибегая к сему животворящему источнику с верой и страхом Божиим, мы становимся здравыми в душе. Нет недостатка в церкви и в особенных лекарствах против особенных болезней. Невоздержанному прописывается пост, бдение, молитва; страждущему гордостью возвещается, откуда мы взяты и во что обращаемся, как все обезображены грехом; болящему сребролюбием напоминается, что все богатство он оставит по смерти здесь, а в жизнь вечную возьмет лишь добродетели или греховные навыки.

В последнее время самой распространенной духовной болезнью даже среди церковных людей, наравне с отсутствием любви, является маловерие и неверие. Интересны в данном случае воспоминания о своих годах учебы в Петербургской Духовной академии митрополита Вениамина (Федченкова) - замечательного архипастыря, после долгих лет эмиграции вернувшегося в 1947 году в Россию и закончившего жизнь в начале 60-х годов в Псково-Печерской обители.

Его студенческие годы пришлись на предреволюционное время. Все русское общество было охвачено теплохладностью в вере, поражено болезнью рационализма. Затронуто этой болезнью было и духовное сословие, семинаристы и студенты академий. Характерно, что, как вспоминает владыка Вениамин, лишь через три месяца после поступления в Петербургскую духовную академию, после того, как были посещены все театры и музеи, он пошел посмотреть на знаменитого на всю Русь, чтимого и за границей, великого молитвенника и чудотворца отца Иоанна Кронштадтского. А огромное большинство студентов академии, будущих пастырей, даже из любопытства не удосужились видеть его в течение всего времени обучения в академии.

И вот, продолжает митрополит Вениамин, «незадолго до смерти о. Иоанна Кронштадтского Бог привел меня... посетить святого пастыря.

- Батюшка! - спросил я, - скажите, пожалуйста, откуда у вас такая пламенная вера?

Мы семинаристы и студенты, были хладными в вере, а потому и в других не могли понять горячности ее. Для меня его вера была как бы загадкою: чего сам не знаешь, все кажется непонятным.

- Откуда вера? - задумчиво переспросил уже болезненный старец и некоторое время помолчал.

- Я жил в Церкви! - вдруг твердо и уверенно ответил батюшка.

Я, «богослов», студент академии, - увы! - не понял этих слов: жил в Церкви. Печально, что мы, будущие пастыри, не понимали таких простых вещей, как Церковь. А о. Иоанну было очевидно. И я переспросил:

- Что это значит - жили в Церкви?

О. Иоанн даже несколько огорчился:

- Ну, что значит? Ну, я служил Божественную Литургию и другие службы, молился вообще в храме, любил читать каноны святым...

Он действительно всегда на утрени читал на клиросе каноны святым. И как читал! С великим дерзновением.

- Вот что значит: жить в Церкви, - закончил он беседу».

Далее владыка Вениамин с горечью рассуждает, на чем же еще держалась в нем и в его товарищах эта слабая вера. Священное Писание они воспринимали лишь как учебник, житий святых и творений святых отцов и не читал из них почти никто, ни одна из слышанных ими проповедей не произвели на них сильного впечатления, чтение Апостола и Евангелия за службой они расценивали более с точки зрения громогласия и красоты голоса...

«Тогда что же оставалось от Церкви? - Самое главное: вот это простое стояние в храме... вот эта служба, особенно же литургия, сами по себе, то есть без особенного участия ума, хранили и воспитывали нашу веру. Вот это самое простое: я был в церкви, я ходил к обедне, я отстоял службу - какими-то дивными путями держали в нас веру».

Так и у нас. Если не повторяем мы вслед за святым пророком Давидом: Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его; так вот, если мы не испытываем подобных чувств, если наша душа не стремится в Божий храм, то значит далеки мы от правильного духовного устроения, близки к духовной погибели, ведь Сам Господь здесь присутствует, здесь, в храме, мы соединяемся с Ним в Таинстве Евхаристии.

А ныне в начале Рождественского поста мы переживаем чудное Вхождение Богородицы во храм. Пять с половиной тысяч лет после грехопадения ждал мир этого события - наконец-то, среди падшего мира явилась Та, Которая смогла в силу Своего личного подвига, Своей личной чистоты и безгрешности войти во святое святых, и тем ввести с Собой в Церковь все человечество.

Преблагословенная Отроковица входит в Иерусалимский храм, чтобы через десять с небольшим лет произошло вхождение Бога в мир, принятие Сыном Божиим от Пречистой Девы человеческого естества. И мы уже сейчас, за месяц до этого великого праздника, начинаем литургически переживать грядущее Христово Рождество, ибо слышимое в храме радостное песнопение призывает нас встречать рождающегося Богомладенца: Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите! Аминь.

Впервые опубликовано на сайте Православие. ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Адриан (Пашин)
Все статьи Игумен Адриан (Пашин)
Пастырская проповедь
Для Бога нет невозможного
Слово в пятницу 2-й седмицы Великого поста
29.03.2024
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09