Журналист, позвонивший пару недель назад, представился от «Новой газеты» и попросил неких комментариев. По поводу предлагаемого сотрудничества я высказал сомнения, так как раньше от данного насквозь пролиберальненного издания ничего хорошего не видел, не жду этого и впредь. Журналист, однако, заверил, что приведет мою точку зрения слово в слово. Что ж, комментарии я дал.
И каково было удивление, когда несколькими днями позже в новостном интернет-потоке выловил публикацию... на сайте Радио Свобода (надо полагать, что и в радиоэфир новость пошла, но вражьих, как говаривали в советские времена, голосов давненько не слушаю)! В статье мои слова, признаем, хотя и частично, привели, но в собственных выводах-комментариях над ними поёрничали изрядно. А еще в материале досталось губернатору Нижегородской области В.Шанцеву, а еще - ряду «общественных "православно-патриотических" организаций» (это я цитирую: нас, православных патриотов, Радио Свободы так любит, что априори берет в кавычки).
Впрочем, через несколько дней «Новая газета», ее нижегородский региональный выпуск, все же выступила. На ту же тему, в тех же интонациях и за подписью того же, что и Радио Свободы, автора (как выяснилось, журналист в поте лица трудится на оба издания). Затем «откликнулся» «МК» (тоже региональный выпуск), причем, нагнетая обстановку, журналист начинал со слова «скандал»...
«Скандал» - это кровная заинтересованность областного руководства и нижегородской православно-патриотической (без всяких кавычек!) общественности в том, чтобы достойно встретить 2012 г., когда всей стране, а нижегородцам в особенности предстоит празднование 400-летия победы Народного ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского над польско-литовскими оккупантами.
* * *
«Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев объявил 2011 год годом гражданина Кузьмы Минина в регионе. Как пояснили в областном правительстве, сделав громкое заявление, глава региона заложил новую региональную традицию - объявлять наступающий год в Нижегородской области в честь известного нижегородца или события», - сообщило Радио Свобода. Верно сообщило. Именно в 1611 г., то есть аккурат 400 лет назад, нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к землякам со знаменитым своим воззванием. Чем же плоха инициатива губернатора? А вот чем: «Скептики в свою очередь утверждают, - сослалось Радио Свобода на неведомые источники, - что таким способом областные власти пытаются выбить средства из федерального бюджета на празднование в 2012 году 400-летия нижегородского ополчения». В связи с чем статья на сайте с умыслом называлась - «Гражданин Минин, кормилец».
«...пытаются выбить». Из федерального-то бюджета? Попробуй только! Губернаторы нынче «центром» фактически назначаются, и не одна уже строптивая голова «полетела». В то же время убедить в чем-то федеральную власть, добиться от нее дополнительного финансирования - это да! В этом - одна из первостепенных задач руководства любого региона. И похвалы земляков достойны, к примеру, казанские или ярославские власти, которые нашли нужные аргументы и получили из федерального бюджета немалые вспоможения на городские юбилеи, не так давно с международным размахом прошедшие в Ярославле и Казани.
К тому же, «выбивает» Валерий Шанцев не только для «себя», но для России в целом. Как известно, еще в 2008 г. нижегородский губернатор предложил создать Всероссийский оргкомитет, который бы загодя начал подготовку к 400-летнему юбилею победы Нижегородского ополчения.
2012 г. не за горами, однако ни оргкомитета, ни поддержки от федерального бюджета, увы, нет. А в одиночку регионам с подготовкой празднеств не справиться. Что вовсе не волнует, а, похоже, радует либерал-издания.
Не по нутру либеральной мысли и тот факт, что одновременно с инициативой В.Шанцева (Год Кузьмы Минина) ряд авторитетных нижегородских православно-патриотических организаций «направили в адрес архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия обращение, в котором ходатайствуют о канонизации народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. «Воины Христовы, люди удивительных духовных качеств, прекрасные семьянины - именно такие образы, примеры для особого почитания нужны сегодня нашему бедствующему народу, в особенности молодежи! - считает один из авторов обращения (...) Сергей Скатов».
«Зачем Минина и Пожарского хотят сделать святыми?» - в статье «Смута «мутного времени»» вопрошает «Новая газета». И приводит такое мое суждение: «...канонизация станет событием не только церковной, но и светской жизни - на смутное время будет лишний раз обращено внимание властей». Намекая на то, что наше ходатайство к архиепископу - явление, де, того же порядка, что инициативы В.Шанцева. Другими словами, православные патриоты, и я в их числе, только тем и занимаются, что тоже «выбивают» деньги из вконец обнищавшего федерального бюджета! Так и хочется спросить: «Где деньги, Зин?!» Мнение это крепнет, когда слушатель-читатель узнает, что мы, православные, всецело на стороне нижегородского губернатора. А как иначе? «Если нам дорога история, - приводит «Новая газета» мои слова, - надо убеждать российское правительство выделить средства на подготовку 400-летия мининского ополчения, которое планируется праздновать на протяжении целого года. А в 2013 году торжества должны плавно переливаться в 400-летие династии Романовых». «Вот так вот, - возмущенно заключает «Новая газета». - Плевать мы хотели на какой-то там кризис - гулять, так гулять!»Какое «гулять»? Ребята, вы о чем? Сколько памятников истории, архитектуры к 2012 г. нужно бы отреставрировать, восстановить, книг издать, фильмов снять, новых музеев и экспозиций открыть! В конце концов, дороги, инфраструктуру по маршруту ополченцев в порядок привести - повсеместно же натыкаешься на ущербность, нищету и разруху (подтверждаю лично, поскольку не раз сей маршрут испытал)!
По поводу «кризиса», кто его устроил и на нем зарабатывает, за неимением места и времени, умолчу.
Что же касается канонизации народных героев К.Минина и Д.Пожарского, сюда вам, атеистам-монетаристам (или какой вы там веры?), нос лучше бы не совать! Это сугубо наш, православных, вопрос! И стоял он «на повестке дня» сто лет назад, когда в 1913 г., на 300-летие царственного Дома Романовых, был канонизирован другой величайший герой Смутного времени - Патриарх Гермоген. По его благословению которого Ополчение Минина и Пожарского двинулось на Москву! Прославлению героев тогда помешала Первая мировая война, затем череда «революций», которую «замутили», между прочим, дедушки и бабушки многих из нынешних либералов, не менее бережливые, но тоже за народный, заметьте, за наш с вами, читатель, счет.
Но более всего места в названных и других статьях либеральные СМИ уделили зданию Арсенала Нижегородского кремля. Тут-то, на мой взгляд, собака и зарыта! А уж нам с губернатором досталось «для большей убедительности», до кучи.
* * *
Дело в том, в Арсенале сейчас размещен филиал государственного центра современного искусства (ГЦСИ), возглавляет который некая Анна Гор, большой, видимо, специалист в этом самом искусстве. Анна Марковна, по сообщению Радио Свобода, крайне возмущена, что «некая инициативная группа граждан выступает за передачу исторического здания Арсенала в нижегородском кремле, где сейчас располагается филиал центра современного искусства, под музей народного ополчения. Один из главных аргументов "патриотов" заключается в том, что рядом с арсеналом некогда стояла церковь, где покоился прах Козьмы Минина. (...) Юридически желание неких людей и организаций занять помещение Арсенала не имеет под собой никаких оснований».Что за «инициативная группа»? Оказалось, что это... всего один человек! И главный аргумент у него со-овсем иной!
«Нижегородец опубликовал в Интернете открытое письмо к президенту страны Дмитрию Медведеву с просьбой устроить в здании музей, посвященный народному ополчению 1612 года, - прояснил ситуацию вокруг Арсенала «Московский комсомолец». Инженер по профессии, Игорь Карпов тем не менее написал в письме Президенту («МК» цитирует): «Приближается 400-летие удивительного подвига народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Стыдно, что до настоящего момента в Нижнем есть только одна маленькая экспозиция, посвященная народному ополчению. Она ютится в Ивановской башне. Надо исправить эту непростительную ошибку и восстановить историческую справедливость»».
Г-жа Гор, как ей показалось, резонно возразила нижегородцу (вновь «МК»): «Для меня вообще удивительна подобная инициатива. Это как если бы Нижегородскую филармонию, в которой раньше располагался кадетский корпус, ради восстановления исторической справедливости решили отдать кадетам». Еще ее контраргументы (в «Новой газете»): «...нас может выселить только суд и только в случае, если здание используется не по прямому назначению. Например, если мы будем здесь продавать колготки. А пока мы в этом здании занимаемся искусством и ремонтируем его под эти цели... В конце концов, наш центр - не краеведческий музей: у нас немного другие задачи».
СМИ явно на стороне Анны Марковны: «Новая жизнь Арсенала началась именно с размещения в нем филиала ГЦСИ» («МК»), «...вопрос о передаче здания Арсенала под музей нижегородского ополчения пока завис в воздухе и, скорее всего, там и останется» («Новая газета»). Но инженер Карпов не сдается - пишет и пишет на городской интернет-форум, в своем интернет-дневнике: «Отстоим арсенал Нижегородского Кремля!», «Они не считают территорию Нижегородского Кремля уникальной... Что можем мы?», «Г-жа Анна Гор забеспокоилась...». Молодец, ничего не скажешь! Разумеется, инженера Карпова я не мог не поддержать. «Передача здания арсенала под центр современного искусств - это, конечно, не дело, - процитировала меня «Новая газета». - Центр современного искусства мог бы располагаться в любом другом помещении, а в сердце Нижнего Новгорода - Кремле должно быть совершенно другое учреждение культуры. Кремль сам по себе - оборонное сооружение. Все, что находится внутри него, имеет определенную историческую и духовную ценность. Если в Арсенале в конечном итоге разместится музей нижегородского ополчения, я буду только «за». В России до сих пор нет ни одного музея ополчения 1612 года. Панорама Бородинского сражения, после которого «Москва, спаленная пожаром, была французу отдана», представьте себе, есть, а панорама битвы 400-летней давности, когда иноземцы из столицы с позором были изгнаны, отсутствует. В стране также нет ни одного музея Минина и Пожарского - только отдельные экспозиции. Поэтому, если музей нижегородского ополчения или народного единства в Арсенале все-таки появится, нижегородцы и россияне, думаю, воспримут эту новость на «ура». Центру современного искусства можно подыскать помещение в другом месте, поскольку для них этот момент не принципиален». А теперь, господа, немного истории.* * *
Построить Арсенал Нижегородского кремля в оборонных целях распорядился Николай I, когда в 1834 г. посетил Н.Новгород и удивился общей его запущенности. В 1843 г. здание было сдано (проект А.Л.Леера и П.Д.Готмана, известных архитекторов того времени). В настоящий момент - федеральная собственность, ценнейший памятник, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, крупнейшее сооружение Нижегородского кремля, если не считать сам кремль, площадью около 4000 кв. м.
До середины 2002 г. здесь находился картографический архив Минобороны. В марте 2003 г. здание, как уже говорилось, было передано в оперативное ведение филиалу Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Это решение, по сути, кулуарно, единолично принял С.Кириенко, в то время полпред Президента России по Приволжскому федеральному округу. Сама идея, думается, была подсказана, и не кем-нибудь, а небезызвестным «галеристом» и манипулятором общественным мнением М.Гельманом, который в начале «нулевых» годов, специально призванный, «рулил» в Нижнем и области выборными кампаниями. Те кампании нижегородцам помнятся скандалами в рамках так называемых «грязных» технологий. При всей «грязи», Гельман тогда потерпел ряд крупных поражений. И вот вдобавок - скандал на «искусствоведческой» почве.
«Грязные трусы у святых алтарей» - так называлась статья в «Нижегородской правде» (5 июля 2003 г.). Статья имела не менее звонкий подзаголовок: «Нижегородская общественность возмущена передачей кремлевского Арсенала «деструктивной организации»». Газета писала:
- Вход свободный, - заявили нам досужего вида девицы, караулящие настежь распахнутые двери Арсенала. В здании царили сумрак и пустота. Во всем громадном его пространстве встретился лишь один посетитель, похожий на призрак. На теле- и киноэкранах, расставленных вдоль голых каменных стен, мельтешили какие-то изображения без звука. В одном случае это был некто, корчивший перед зрителем рожи, в другом - часть женского тела (от грудей до лобка) совершала совокупления с надувной куклой, чайником и прочими неодушевленными предметами. Вся выставка носила малопонятное, но безобидное название - «Проекция».
«Из-за такого вот, с позволения сказать, кинематографа, - сокрушалась газета, - перенесенного под сень Нижегородского кремля, и грозит разразиться очередной общественный скандал. В роли его застрельщика выступает так называемый Государственный центр современного искусства, которому в марте этого года Арсенал передали в оперативное управление. Нижегородская общественность осознавала этот факт в течение нескольких месяцев. Наконец, осознав, составила обращение к владыке Георгию и губернатору области Геннадию Ходыреву. Обращение содержит просьбу ходатайствовать об отмене передачи Арсенала перед президентом Путиным, поскольку передача эта состоялась благодаря хлопотам его подчиненных, полпреда Сергея Кириенко и министра культуры Михаила Швыдкого. Авторы обращения - профессора университетов, руководители творческих союзов, архитекторы, скульпторы, общественники, студенты (всего 170 человек) указывают на два обстоятельства. Во-первых, на то, что Нижегородский кремль - это святое место, во-вторых, на крайне низкую репутацию Центра современного искусства. "Этот государственный центр, - пишут авторы обращения к президенту страны, - целенаправленно занимается последовательным разрушением традиционных человеческих ценностей и активно демонстрирует свою деструктивную направленность».
Что изменилось в Арсенале с тех пор? Да, в принципе, ничего. Решаются здесь, по-прежнему, «немного другие задачи».
Арсенал остается федеральной собственностью, вернее, три его стены, потому что стена четвертая - кремлевская, к коей Арсенал примыкает. Парадокс, но сам кремль, другие территории и сооружения внутри Кремля находятся в областном ведении.
Идеология расположенного здесь ГОСУДАРСТВЕННОГО учреждения культуры неизменна. Хотя бы потому, что и ГЦСИ, и его нижегородский филиал активно, не скрывая, сотрудничают с Фондом Форда, за спиной которого, по свидетельству специалистов, торчат уши американских спецслужб!
Автор этих строк с год назад заходил в Арсенал - все те же уродливые кино-«инсталляции», бесплатно. Впрочем, и народу было - один автор...
За семь(!) лет здание так и не отреставрировано. Хотя деньги, как поговаривают, из федерального бюджета шли, и немалые. Руководство ГЦСИ уверяет, что первая реставрационная очередь будет сдана к весне 2011 г., вроде, появится в Арсенале кинотеатр. Что там будут показывать? Понятно, что не для «средних» наших умов... Н-да... С.Кириенко теперь «командует атомом», М.Швыдкой - вещает на телеканалах, М.Гельман куролесит в Москве и других регионах, да только дело их, как видим, живее всех живых!
И все же я бы просил Игоря Карпова не отчаиваться! Игорь в своем стремлении переустроить жизнь, вернуться к нашим традициям, истокам не одинок!
Общественный Фонд Минина и Пожарского, членом Попечительского совета которого я со дня основания Фонда являюсь, начиная с 2003 г., как Минобороны покинул Арсенал Нижегородского кремля, тоже шлет и шлет во всевозможные инстанции предложения по созданию на базе этой исторической реликвии Музея боевой славы, Центра народного единства...
Названий-предложений может быть много, но суть их должна быть одна. Арсенал Нижегородского кремля изначально нацелен на будущее России, на укрепление обороноспособности страны, а значит - на любовь к Родине, патриотизм!
Сергей СКАТОВ, член Попечительского совета Фонда Минина и Пожарского, зам. директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, координатор Движения «Народный Собор»