Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О любви с осторожностью

Лидия  Коппер, Русская народная линия

21.12.2010

Почему-то среди множества воспоминаний о встречах, дружбах, очарованиях и разочарованиях особняком стоит одно - воспоминание о мимолетном случае, который произошел в далеком детстве, и который неизменно всплывает в памяти, когда я кончаю перебирать приятные или, часто, горестные воспоминания.

ПодснежникМне - семь лет, я со старшим двоюродным братом ранним весенним утром иду по пустому перрону какой-то дальней станции, мы едем к родственникам. Очень холодно и неуютно, брат держит меня за руку. Навстречу идет мужчина и, поравнявшись, вдруг наклоняется и... дарит мне букет тюльпанов. Я, конечно, не помню, что он сказал при этом и сказал ли что-нибудь вообще. Детское воображение поразило другое: на утреннем холоде цветы были плотно закрыты, но немного погодя от тепла ладошки, которая сжимала их стебли, они стали раскрываться. Это было чудо! Прошли годы, прошла жизнь, и я воспринимаю как чудо, что незнакомый человек без причины подарил ребенку цветы. Почему-то это для меня теплее и важнее многих других, несомненно добрых и великодушных поступков людей, помогавших мне в трудные минуты - почему? Почему, посреди реальных благ сердце тянется к чему-то неуловимому, такому, что «и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Иоан. 3:8).

Однажды Бог повелел Аврааму принести в жертву единственного сына, которого Он же даровал ему в обетование умножения рода его. Он потребовал преданности до конца, до самого донышка, до «вот, я весь стою пред Тобою». Потом, уже в Новом времени, по Воскресении, Он не требует, но спрашивает: "Любишь ли ты Меня больше, нежели они?" (Иоан.21:15). Это не вопрос Господина. В этом вопросе звучит что-то очень личное, оно натягивает струну, что протянута от души к душе, и ее звучание могут слышать только двое.

Спрашивает трижды: ты-то, ты, ты любишь ли Меня?

И все большее внутреннее отторжение вызывает употребление слова «любовь» в православных СМИ и в разговорах церковных людей.

Когда мы переходим на уровень построения жизни по заповедям, то происходит странное превращение понятия «любовь». Говорят и пишут так: «атмосфера любви», «любовь христиан друг ко другу», «между нами (христианами) нет любви» и тут же подразумевается известный ряд условий, организации приходской жизни, при соблюдении которых и будет являться «любовь». Почему «любовью» надо называть доброжелательность, внимание, благотворительность, милосердие, терпение?

Мы постоянно слышим заповедь о милосердии, о делах любви. И Сам Господь требовательно повелел делать эти дела: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25; 35, 36). Беда в том, что современный постхристианский мир часто трудно попрекнуть отступлением от Христа в свете этой заповеди - благотворительность и социальная защита там часто на ой-ой какой высоте. Но о телесной ли жажде и телесном ли голоде только говорил Спаситель?

Милостыня есть милостыня, и ничего больше, благотворителю НУЖНА ЛИ ДУША этого ближнего??? Эти дела, как мотыга, рыхлящая каменистую высохшую землю. Возделываем почву в поте лица. Но каков плод трудов этих?

Можно тратить много сил и времени по уходу за больным, чувствуя жалость и сострадание. Но душа этого больного нужна ли волонтеру? Выйдет благодетель из больницы и с облегчением вернется к своим, к любимым. Да и облагодетельствованный человек рано или поздно задаст вопрос, который задавал один из героев Достоевского: «Ну вот, я наелся, а дальше что?»

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25). Одни не накормили, не одели, не посетили и - забыли. Другие все это сделали - жертвовали, сочувствовали, помогли и... тоже забыли. Но можно ли забыть любовь? Окамененные наши сердца, и каменная наша любовь. Сами мы не в силах из не-живого произвести живое. Единственно живое - любовь. Она - дар Бога в ответ на наш труд и нашу жажду. И только эта жажда есть память о нашем происхождении.

Вот если мы, делая дела милосердия, будем помнить это, помнить, что к нам относятся слова ап. Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (Кор.13,1-3), - то избежим греха фарисея от милосердия, который уверен, что он любит ближних. В любви есть сострадание, но сострадание - не любовь, в любви есть жалость, но жалость - не любовь. Может быть, не надо употреблять слово «любовь» там, где речь идет о другом? «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26) - вот любовь. Душа жаждет своего восполнения - сначала в ближнем. Но закон устроения души человеческой таков, что не утоляется эта жажда любовью между людьми, обречена душа искать своей истинной полноты - Христа.

Любовь - это свойство Бога, а мы будем являть ее отблески только тогда, когда Он удостоит нас этого дара. Преподобные, святые имели право употреблять это слово так смело. А мы делаем это дерзко и самозвано, мы, кто только копает свой огород, долбит каменистую почву. Как часто слова «христианская любовь» становится синонимом благотворительности, даже миссионерства, при этом величайшая тайна профанируется. Христианская любовь - это встреча со Христом, и только Он даст ощутить ее сладость, животворящую силу. Я сама - не смогу ее явить никогда. Принуждая себя будем готовить почву, надеясь на благодатный дар.

Все-таки, цветы истинной Любви цветут только в Его садах, а здесь мы можем увидеть их распускающимися только в Его руке.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 39

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

39. Дмитрий В.Ч. : 37. Александр Строитель
2010-12-27 в 16:21

/Эти "профессионалы" устроили нам красивую жизнь./
Вам? Александру Строителю?
38. Александр Строитель : Марине
2010-12-27 в 14:59

Странно только, что у коренного населения Прибалтики - латышей и эстонцев нет никакой ненависти к немцам поработителям. Зато к русским у них просто патологическая ненависть. При первой же возможности они перекрыли все границы с Россией и бросились в Евросоюз и просили помощи у США для защиты от русских. К чему бы это????
37. Александр Строитель : Дмитрию В.Ч.
2010-12-27 в 14:50

Эти "профессионалы" устроили нам красивую жизнь. Продолжайте в том же духе, нам это только на пользу.
36. Дмитрий В.Ч. : 34. Александр Строитель
2010-12-25 в 23:09

Вы забыли про слонов! Ведь ясно же, что Псков - родина слонов! Ах да, еще и ариев :)
Стыдно!
Явились на ветку, где Вам, неверующему, делать уж совсем нечего, вполне "по-мужски" (или по-псковски?) обхамили женщину, о которой ничегошеньки не знаете, да еще и врете про "археологические данные".
Даже если Вы не сами врете, а повторяете чужую ложь - это само по себе показывает, что в истории и археологии Вы не разбираетесь. Потому что знание - системно!
1500 лет назад славян здесь еще не было, они были на Дунае.
Поймите простую вещь: здесь на сайте достаточно профессионалов едва ли не во всех отраслях знания и деятельности. И стряхивать лапшу с ушей мы научились давно.
С наступающим новым годом Вас! Глядишь - повзрослеете.
35. Марина : Ответ на пост № 31
2010-12-25 в 21:47

О том, какими «добрыми христианами» были немцы, очень хорошо знают западные славяне. Мы же можем прочитать, например, в книге В. А. Истрина «1100 лет славянской азбуки» (изд. Академии Наук СССР, Москва – 1963), излагающей на основе летописных и документальных источников, историю жизни и деятельности Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, о том, как «неожиданное, для немцев, назначение греческого монаха архиепископом всей Моравии и Паннонии вызывает буквально взрыв ярости у немецких епископов и прелатов, давно привыкших к получению доходов с этих славянских земель. Не решаясь открыто выступить против решения самого папы, они начинают плести вокруг Мефодия такую сложную сеть интриг, предательства, доносов и подлогов, на которую была способна только римско-католическая церковь. Коварно расправившись с князем Ростиславом (покровителем Мефодия), немцы, подстрекаемые архиепископом зальцбургским, арестовали Мефодия и устроили над ним суд. «Жития» подробно рассказывают об этом суде. Есть упоминания о нем и в папских письмах. Согласно этим источникам, судили Мефодия баварские епископы, доходы которых особенно страдали от его деятельности. Несколько лет немцам удавалось скрывать от Рима их расправу с архиепископом, назначенным папой. Правда, до Рима иногда доходили смутные слухи о событиях в Моравии. Но когда посещавших Рим немецких епископов спрашивали об этих событиях, они все отрицали. А один из участников суда над Мефодием, епископ фрейзингенский, на вопрос о судьбе Мефодия нагло ответил, что даже не знает этого человека.» После преставления ко Господу святого Мефодия в Моравии начинаются гонения на православных. «Иных мучили бесчеловечно, у других расхищали дома, с нечестием соединяя любостяжание, – с горестью рассказывает «Житие» Климента (ученика Мефодия) о последовавших событиях. – Иных нагими влачили по терновнику и притом людей престарелых, а пресвитеров и диаконов, тех, которые были моложе, продавали в рабство …» О духе, водившем немецких католиков, так же свидетельствует средневековая легенда об архиепископе Гаттоне из германского города Метца, относящаяся к X веку. В легенде рассказывается о том, как епископ могунтийский, будучи нищененавистником, во время голода свирепствовавшего в стране, созвал в «житницу пространну» множество людей, якобы для раздачи хлеба, а затем поджег помещение, спалив дотла вместе с людьми. На этот сюжет были написаны баллады Соути и Жуковским, вирша, «Казнь за сожжение нищих», Симеоном Полоцким. Превзошли своих немецких братьев по духу, только польские католики, всячески издевавшиеся над русскими православными людьми, в захваченных русских землях. Вот от таких лютых зверей, прикрывавшихся Именем Господнем, уберег нашу землю Святой благоверный князь Александр Невский.
Ганзейский союз, Ганза (нем. Hanse, древн.-верхн.-нем. Hansa, буквально «группа», «союз»), тж.: Любекская ганза, Немецкая ганза (лат. Hansa Teutonica) — союз немецких свободных городов в XIII-XVII веках в Северной Европе — для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратства. В союз входили города Германской империи, либо города, населенные немецкими гражданами (бюргерами), имеющие автономное городское управление («городской совет», нем. Stadtrat) и собственные законы (Любекское право или аналогичные местные правовые нормы). Членами Ганзы в разное время были более 200 больших и малых городов, расположенных главным образом в бассейне Северного и Балтийского морей. Для выработки общих правил и законов представители городов регулярно собирались на съезды в Любеке. Ганзейские купцы и компании пользовались определенными правами и привилегиями. В неганзейских городах существовали представительства и филиалы Ганзы («конторы»), крупнейшие из которых были в Брюгге, Бергене, Новгороде и Лондоне (http://ru.wikipedia.org/wiki/Hansa). Интересно, не ганзейские ли купцы притащили в Новгород ересь жидовствующих? А вы, случайно, не из секты иеговистов, современных последователей жида Схарии?
Я не знаю, зачем Вы пишете такие комментарии, но искренне благодарна Вам на них. Потому что, наличие у Православия таких «компетентных» критиков, как Вы, является лучшим доказательством правильности Христианского Православного мировоззрения.
34. Александр Строитель : Дмитрию В.Ч,
2010-12-25 в 19:27

По археологическим данным Псковскому городищу 1500 лет, и происхождение самого слова Псков до сих пор не ясно, возможно оно не славянское. Но вот например в Латвии Псков называют Плескава. Первые в летописи Псков упоминается в 903г. Следовательно в 2003 году Псков отмечал 1100-летие летописной даты. То случай с древлянами, который описан в житии княгини, ярче всего свидетельствуют, княгиня Ольга была псковичкой. Она говорит древлянам: " Пусть всё увидят вашу знатность, которой я почитаю вас такой великой честью перед моими людьми". Это фраза не понятна, если не знать языческие обряды погребения. Всем известны скандинавские курганы с коряблями викингов. Также хорошо известен обряд сожжения на погребальном костре. Во псковских курганах обнаружены кремационные камеры с особой дверцей. Это похоже на созжение древнян в бане. Таким образом княгиня действительно похоронила древлян с высокими языческими почестями.
33. Дмитрий В.Ч. : 31. Александр Строитель :
2010-12-25 в 15:06

/По археологическим данным Пскову 1500 лет./ Я смотрю, для Вас плюс-минус 600 лет - не проблема? Вы хотите, чтобы к Вам здесь относились серьезно, или предпочитаете, чтобы Вас вышучивали?
32. Александр Строитель : Дмитрию В.Ч.
2010-12-25 в 11:59

В год 1100-летия Пскова, в городе был установлен громадный памятник святой равноапостольной княгине Ольге. Великая княгиня вернулась на родную землю. Хотите его снести?????
31. Александр Строитель : Марине
2010-12-25 в 11:55

По археологическим данным Пскову 1500 лет. Хотя для православной науки, которая всё аргументирует цитатами из Священного Писания , это не важно. Как ни странно немцы были добрыми христианами и пришли в Прибалтику воевать с язычниками. Были даже совместные походы псковичей и немцев против язычников эстов. Войну развязал полоцкий князь перебив немецкий отряд в Кокнесе. Летописи также не упоминают, что после двухлетнего сидения немцев в Пскове город был разграблен и опустошен. Наоборот, за это время Псков вступил в Ганзейский союз. Псков и Новгород были ганзейскими городами до самого присоединения к Московскому государству. Ганзе война с русскими княжествами вообще была не нужна. Немецкие крестоносцы нападали на русские земли, ганзейские купцы в обход всех запретов продавали русским партии высококачественного европейского оружия, в т.ч. и огнестрельного. Германия на пользу русских воевала сама с собой.
30. Дмитрий В.Ч. : 16 и 20. Александр Строитель
2010-12-25 в 06:02

Вообще-то, летописи опубликованы и есть в сети в оригинале. Так что каждый желающий может убедиться, что жену Игорю Олег привел не из Пскова (которого тогда еще и не было), а из Плескова. Плесков - город в Болгарии.
Но кроме того, Ваше замечание, Александр, простите, выглядит как-то не по-мужски. Типа: вот каковы русские женщины! Таких мужчинам и защищать не надобно: сами всех защитят и за всех отомстят!
29. Марина : Александру
2010-12-25 в 01:45

В исторических документах нет упоминания о западном Псковском княжестве. Как я, уже, писала в предыдущем комментарии, город Псков, основанный княгиней Ольгой, на тот момент, уже, принявшей крещение, (Иоакимовская летопись) на месте, бывшего прежде поселения, всегда был в составе: сначала, Киевской Руси, затем, Новгородской и, наконец, Московской Руси.
Храм, как любая другая святыня, не является талисманом, охраняющим обладателя независимо от его духовного устроения. Самостоятельность Новгородской Руси – заслуга Святого благоверного князя Александра Невского, не пошедшего на союз с еретиками-папистами ради земных владений, но склонившего голову перед язычниками-монголами, ради сохранения Веры Православной. Понимал это и Святой благоверный князь Довмонт, ставший достойным продолжателем дела Александра Невского.
Если у Вас нет доверия к Рифмованной хронике, обратитесь к Псковской 3-й летописи; где сможете прочитать о том, что в 1240 году псковские войска вышли навстречу немцам и были разбиты, потеряли своего воеводу Гаврилу Гориславича, а немцы по следам бегущих подступили к Пскову, сожгли окрестные городки и села и целую неделю стояли под городом. Псковичи вынуждены были исполнить их требования и дали своих детей в заложники. Как утверждает летописец, в Пскове вместе с немцами стал править некто Твердило Иванович, который и привел врагов.
Сдача города без боя не умаляет достоинств защитников города, а лишь свидетельствует о том, что в сложившихся обстоятельствах, сражение было не возможно. У русского народа славная история, не только повествующая о взлетах и о падениях, раскрывающая черты народного характера и показывающая благородство русской души, но и свидетельствующая о том, что русские никогда не были народом подлым, народом мстительным. Месть – удел слабых и трусливых; такие строителями империи не становятся. Выхолащивание, приукрашивание или очернение истории говорит о комплексе неполноценности горе-историков.
Заранее прошу меня извинить, если что-то в моем комментарии покажется Вам резким.
28. Александр Строитель : Марине
2010-12-24 в 07:15

Уважаемая Марина. Православные храмы были в Киеве, Чернигове, Полоцке, Юрьеве и даже Ерсике. Однако, эти древнерусские города больше не входят в состав Российского государства. Из западных княжеств только Псков навсегда остался российским городом. И как-то странно оценивать историю Пскова по ливонской хронике. С таким же успехом можно судить о действиях Красной Армии по сводкам вермахта.
27. Екатерина Домбровская : 26. Галина Старикова
2010-12-23 в 14:23

Дорогая Галина, спаси Христос! Вот только похвала Ваша не мне адресована, а одной рабе Божией по имени Нина, которой я рассказала об этой дискуссии и она мне напомнила про эту молитву покойного Батюшки. Я сама была рада вспомнить о ней, хотя книжица давно лежит у меня дома. И за мальцевскую статью - спасибо "Благодатному огню". К сожалению, сам Вячеслав - такой удивительный церковный человек, отошел ко Господу очень еще молодым. Помянем его, оставившему нам такое важное напоминание и предостережение. Розовое христианство - это "христианство" без Креста.
26. Галина Старикова : Екатерине Домбровской
2010-12-23 в 14:01

Дорогая Екатерина! Спаси Вас Господи! Один батюшка знакомый говорил мне, что похвала - ржавчина для души. Это меня сдерживает, а то бы я тут по своей эмоциональности чрезмерной напела бы Вам диферамбов. А так вот просто сердечно благодарю Вас за безценное сокровище данное мне даром: молитву, оставленную отцом Иоанном. Низкий поклон дорогая сестра! И вот еще очень жду продолжения темы о "розовом христианстве", статья Вячеслава Мальцева замечательная(спаси Христос за ссылку). Это самое "розовое христианство" просто заполонило нашу церковь, оно так усыпляюще действует на прихожан, что вспоминается сказка наша замечательная "Марья искуссница", когда ее околдовали и она говорила :" Что воля...что неволя..." Как в паутине мы...Помоги Господи!
25. Галина Старикова : Александру Строителю с сочуствием
2010-12-23 в 13:43

Вот вам и живой пример , бедный Александр так и не понял о чем тут речь.И почему вот так уничижительно:" любительницы цветочков, кошечек и собачек."? Это все мир Божий, созданный Богом для нашего утешения в этой юдоли плачевной. И страждет ПО НАШИМ ГРЕХАМ всякая тварь. И сказано нам: блажен , кто скоты милует. А вы не милуете? Здесь ведь речь не о синтементальном сюсюканьи, а о Любви Христовой, которая и в том что :кого люблю, того и наказываю. И о страхе Божием, который есть начало премудрости. Подумайте об этом пожалуйста! Не торопитесь с ответом, особенно, если в нем снова собираетесь нас, собравшихся на этой ветке обидеть.Помолитесь прежде, Господь поможет. Простите!
24. Екатерина Домбровская : 23. Марина
2010-12-23 в 12:44

Уважаемая Марина, спасибо Вам за Ваше важное дополнение. Все дело в том, как наши прадеды сами относились и к собственному героизму и к собственной жертвенности, которая зиждилась на безграничной любви ко Господу, на всеохватной сыновней любви к Отечеству своему, на благоговейной любви к Церкви Христовой, ныне разрушаемой и колеблемой несытыми очами и загребающими руками тех, кто хочет переделывать святую Церковь под свое плотское мудрование,
Предки наши, героические, и армия наша непобедимая, стояли Верой и Любовью, - плодами многовекового христианского воспитания народа. И воспитание это сделало русских смиренными и терпеливыми, милостивыми и кроткими, и очень простыми - от генералиссимуса Суворова и адмирала Ушакова до последнего солдатика. Здесь «большие» и «малые» в сем мире были равны и неотразимо похожи друг на друга. Потому и непобедимы были. Смирение - вещь внутренняя и сокровенная, миру не показываемая, чаще всего являемая мiру в юродстве. Потому что смирению похвалы мира - яд. А хула - Крест и Благодать. А то, что мир называет смирением - не есть смирение. Это чистой воды фарисейство. О том, между прочим, написал в своем собственном надгробном слове святой праведный батюшка Алексий Мечев, а отец Павел Флоренский дал этому дивному свидетельству очень глубокое истолкование. Как полезно иногда заглядывать в эти тексты…

Не трудно понять наших соотечественников, которые жаждут возрождения русской силы - кто не жаждет этого! Каждый русский жаждет... Но вот каким путем и какую силу возрождать, - вот в чем вопрос.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, "Сила Моя в немощи совершается":
"У святого апостола Павла было жало в плоть. Этим жалом был медник Александр, ненавидевший его, повсюду и всегда его преследовавший, чинивший ему всяческие неприятности, поносивший его злыми словами. И трижды молился святой Павел Богу, прося, чтобы избавил его от этого жала в плоть, но Господь сказал ему: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12, 9-10).

Как, как это может быть, чтобы немощный был силен? (...) Так скажет с удивлением и даже с насмешкой человек душевный, не духовный, который совершенно не понимает того, что у Бога все совершенно иначе, чем у нас, людей; что пути Его – это особенные, святые, часто непонятные нам пути. Он этого не понимает, не понимает, что Священное Писание совсем не то, что книги, хотя бы и самые мудрые, написанные людьми. Что же мы ответим ему, этому непонимающему? О ты, бедный! Ты разумеешь только цели и дела мира сего, дела и цели, направленные к благосостоянию твоему телесному, и совсем, совсем не понимаешь ты того, что надо понимать духовно. Ну как же ты не понимаешь, что эти слова Павловы: "когда я немощен, тогда силен" и слова Божии относятся не к телесной немощи, а к немощи духовной.

Никогда ты, верно, не слыхал того, что говорил апостол Павел: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." (1 Кор. 1, 27-28).

Ты этого никогда не слыхал, не понимаешь, а для нас это великое откровение, ибо знаем мы, как немощными, ничего не значащими рыбарями, апостолами Своими посрамил Господь всю мудрость мира, явил миру совершенно новое, никогда не слыханное учение – учение не о царстве земном, а о Царстве Небесном".
23. Марина : Ответ на пост № 20
2010-12-23 в 04:02

Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. C XII века — в составе Новгородской земли. Во время похода епископа Германа, магистра Тевтонского ордена и их союзников на Русь, как сообщает «Рифмованная хроника», при взятии Изборска «ни одному русскому не дали уйти невредимым», «в той земле повсюду начался великий плач». Псков был захвачен без боя, в нём остался небольшой гарнизон Ордена, большая часть войска вернулась обратно. Прибыв в Новгород в 1241 году, Александр Невский застал Псков и Копорье в руках неприятеля… С 1266 года по 1299 год Псковом правил Святой князь Довмонт (Тимофей). Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч. У святого защитника "Дома Святой Троицы" (так стал именоваться Псков после воздвижения святой Ольгой креста и основания храма во имя Святой Троицы на месте видения, сходящих с неба трех пресветлых лучей) был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Обратите особое внимание на этот обычай. Именно праведной жизнью, пониманием того, что «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.» (Пс. 126), а не какой-то исключительной храбростью горожан объясняется неприступность Пскова. Территорию Восточной Германии когда-то населяли славянские племена, превосходившие своей храбростью и воинственностью наших предков, но не пожелавшие принять христианство. Память о них осталась лишь в названии немецких земель. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами (первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году). С 1399 года псковские князья называются московскими наместниками. Василий II добивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причем они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю. При Иване III псковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей. В 1510 великий князь московский Василий III прибыл в Псков и объявил его своей вотчиной. Вече был распущено, приблизительно 300 богатых псковских семей было выслано из города. Их имения распределили между служилыми московскими людьми. Князей и наместников в Пскове больше не было. Небесные покровители Пскова святые князья Всеволод и Довмонт, святая княгиня Ольга не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. И во время героической обороны 1581 -1582 годов, от войск польского короля Стефана Батория, под началом, москвича, воеводы Ивана Шуйского, и во время осады («Псковское сиденье») войсками шведского короля Густава II Адольфа в 1615 году (возглавляли оборону города московские воеводы Василий Морозов и Федор Бутурлин). После окончания Северной войны Псков утратил свое значение оборонительного и торгового центра на Северо-западе страны.
22. Марина : Екатерине Домбровской
2010-12-22 в 21:47

Уважаемая Екатерина, спасибо Вам за Ваши комментарии.
21. Марина : Петр М.
2010-12-22 в 21:33

«И вот борются некоторые против апостасии, против глобализации, а про любовь-то совсем забыли,» – забыли и пытаются противостоять процессам, поддерживаемым враждебной силой, с помощью этой же силы и лишь усиливают ее.
20. Александр Строитель : Екатерине Домбровской
2010-12-22 в 20:24

Уважаемая Екатерина. К сожаление я лучше Вас знаю, кто такая была княгиня Ольга. Псковская земля и Господин Псков, где родилась и выросла княгиня - это особое место в России. Псков - единственный из древнерусских городов, который 700! лет не могла взять ни одна вражеская армия. Вот среди таких людей выросла княгиня. Они сражались до последнего, не бежали и не отступали и никогда не сдавались. Жестоко расправившись с главарями заговора, княгиня Ольга уберегла свою страну от дальнейших беспорядков, смут и бесчинств. В этом проявилась решительность и государственная мудрость княгини.
19. Екатерина Домбровская : Молитва отца Иоанна (Крестьянкина)
2010-12-22 в 18:37

Если в статье Вячеслава Мальцева о «розовом христианстве», ссылку на которую я дала ниже, говорится о чудовищной фальсификации Христианской любви, что мы видим в современном иудеохристианстве, в последователях о. А. Меня и Кочеткова, то в древней молитве, которую нашел и оставил нам в наследство приснопоминаемый отец Иоанн (Крестьянкин) речь идет о том, какими должны быть мы, православные христиане, как строго с себя спрашивать и какова эта подлинная любовь во Христе.
Удивительная молитва! По ней одной можно готовиться к исповеди и всегда проверять свое сердце – Христово ли оно?

«Господи, Боже мой! Удостой меня быть орудием мира Твоего!
Чтобы я вносил любовь там, где ненависть.
Чтобы я прощал, где обижают.
Чтобы я соединял, где ссора.
Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение.
Чтобы я воздвизал веру, где давит сомнение.
Чтобы я возбуждал надежду, где мучает отчаяние.
Чтобы я вносил свет во тьму.
Чтобы я возбуждал радость, где горе живет.
Господи, Боже мой! Удостой!
Чтобы не меня утешали, но я утешал.
Чтобы не меня понимали, но я других понимал.
Чтобы не меня любили, но чтобы я других любил.
Ибо кто дает – тот получает. Кто себя забывает – тот обретает. Кто прощает – тому простится. Кто умирает – тот просыпается к жизни вечной. Аминь».
18. Екатерина Домбровская : 16. Александр Строитель
2010-12-22 в 18:23

Вы глубоко ошибаетесь, уважаемый Александр. Равноапостольная княгиня Ольга совершила эту знаменитую своей изощренной жестокостью МЕСТЬ по убитому мужу будучи язычницей. Обращение ее ко Христу произошло гораздо позднее, когда уже подрос сын – князь Святослав. Он унаследовал героический характер матери, но вместе с ним и упорное язычество. Он так и не принял христианства, несмотря на ее великие уговоры. Слезные мольбы и молитвы Богу. Язычество Святослава было для Ольги до последнего мгновения жизни постоянной мукой и болью. Она много скорбела: сын ее был как бы ответом на ее дохристинскую непомерную жестокость к врагам, причем не в бою. Ужасная смерть сына подтвердила это: как сообщает летописец, Святослав был убит печенежским князем Куреей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. И только во внуке, да и далеко не сразу «отмылась» языческая жестокость Ольги: князь Владимир довольно долго жил и слыл ярым язычником. Но обратившись силою Божией ко Христу и приняв святое крещение, князь Владимир запечатлел подлинное начала христианства на Руси своим собственным поразительным преображением. Он принес на Русь великий и изобильный дар Благодати, мир Христов, милосердие, любовь, собственное смирение, милость к падшим… Да! Он первым делом выпустил всех преступников на свободу из темниц. Но тут уж из Византии ему пришлось сделать поправку, что государь должен иметь и применять строгость ради охранения народа и веры. А теперь два слова о нашем последнем Государе страстотерпце Николае II. Если удивительной красоты и силы христианство просияло во внуке Ольги, и в правнуках ее – кротких Борисе и Глебе, которые не случайно явились потомку и сроднику св. благоверному Александру Невскому перед битвой на Чудском озере: «Не в силе Бог, а в правде», то замкнулся великий русский царственный ряд сродным начальным князьям царственным подвигом. Государь-страстотерпец был милосерд и кроток. Единственное, в чем его с пеной у рта упрекали современники, так это в недостатке последовательной жесткости власти и ее карающей функции.
Что только сегодня не перевернуто с ног на голову в жизни церковной… Но лик русской святости, ее неповторимые черты – никому перевернуть и оболгать не удастся. Такова сила ее неоспоримого сияния. Таковы критерии, по которым наши предки заповедали строить свою жизнь и самих себя. Смирение, терпение, кротость - ничуть не мешали, а помогали бить врагов Руси. И не прославилась, к счастью, Русь карательными акциями над врагами. Во множестве войн, которые вынуждена была вести не агрессивная Россия (99% из них были войнами оборонительными), нас не интересовали чужие земли и чужое добро. Все было так, а что изменилось в наших душах, то принесла проклятая революция, которая поселила в людях дух злобы и высокомерия. Это называется на дух. языке - демонические энергии. Не они ли тут оплевали ни в чем неповинных людей, людей, никому ничего плохого не сделавших, людей Вам не знакомых?
Вследствие этого уже не про "цветочки" хочу Вам сказать, а еще раз напомнить о страхе Божием.
17. Лидия Коппер : 15. Екатерина Домбровская
2010-12-22 в 17:51

Да, Екатерина, статья В. Мальцева, действительно, прекрасная. Я ее не только читала, но и перечитывала :).
16. Александр Строитель : Деяния святой равноапостольной княгини Ольги
2010-12-22 в 17:09

Святая равноапостольная княгиня Ольга убийц своего мужа велела закопать живьём в ладье, а других сжечь в бане. Вот такие ЖЕНЩИНЫ создали Великую Святую Русь. А не любительницы цветочков, кошечек и собачек.
15. Екатерина Домбровская : В развитие темы
2010-12-22 в 17:01

Дорогие друзья, уважаемый автор и участники обсуждения, разрешите предложить тем, кому это интересно перечитать (кто не знаком) статью покойного Вячеслава Мальцева
"Розовое христианство". Она была напечатана в 20 номере журнала "Благодатный огонь" http://www.blagogon.ru/articles/297/. Сегодня статья эта и сама проблема, которой посвящено эссе Лидии Коппер, очень актуальны. Фальсификация духовного понятия "любви" - это сегодня, пожалуй, самая неприятная ложь, за которой стоит глубинное и тотальное искажение Православного Предания. Не говоря уж о том, что "любовь" - это высшая добродетель, а добродетели растут в строгой восходящей последовательности,где предшествующая добродетель становится матерью последующей и никак иначе, о чем пишет прп. Исаак Сирин, сегодня "исказители" низводят духовное понятие любви на уровень душевности, обыденности, повседневности, разменивают свойство Божие на пятаки человеческого понимания.
В замечательной статье В. Мальцева "розовое христианство" раскрывается как один из серьезнейших и опаснейших соблазнов.
14. Петр М. : Марина
2010-12-22 в 00:14

Вы правы: здесь на этой ветке и в обсуждении этой статьи - такой маленькой и тихой - очень уютно и тепло. Она о любви - недосягаемой, высокой во Христе, но такой необходимой каждому. Даже воспоминание о любви согревает сердце, напоминает нам, что мы не должны забывать о том, какие мы, умеем ли любить людей, хотя бы умеем ли быть благодарными, уж не говорю о высоте любви духовной - к нашим обидчикам и врагам. Оскудение любви - примета последних времен. И вот борются некоторые против апостасии, против глобализации, а про любовь-то совсем забыли. Даже жалость и та уже ушла из нашей жизни, даже просто добрые люди, - редкость бесценная.
Спасибо Лидии Коппер за ее небольшой подснежник, который напомнил нам о любви, о весне, о том, для чего создал Бог человека. И, конечно, о том, как страшно и подло превращать святую любовь в орудие. Но об этом даже и говорить не хочется. Столько хорошего уже здесь написано. Пусть в памяти все хорошие слова о любви останутся. Спасибо.
13. Галина Старикова : Екатерине Домбровской
2010-12-21 в 23:55

Да и большинство не поверят, да еще и "растопчут" - честно говоря я этого опасалась, но так меня тронули слова автора и Ваш рассказ, что вот решилась...переживала конечно, но вот Вы меня так утешили, что я тоже плакала, спаси Вас Господи, дорогая сестра, и про "озарение ужасом" (как же здорово сказано!) тоже мне знакомо... Низкий поклон Вам Екатерина и Лидии . Именно посредством вашего слова Господь чуть-чуть приоткрыл наши сердца друг другу... Слава Богу нашему слава!
12. Дмитрий В.Ч. : 8. Александр Строитель
2010-12-21 в 23:25

Бедняга, Вы уже совсем потеряли представление о справедливости?
11. Екатерина Домбровская : 8. Александр Строитель
2010-12-21 в 23:21

Александр, за что же Вы так женщин... Лучше бы рожали... Да вообще-то женщины рожают как-то совместно с мужчинами. Беда России - женоподобные мужчины. Храбрецы среди овец.Настоящие мужчины когда-то в России спрашивали с себя в первую очередь, женщин берегли и относились к ним как к немощным сосудам во Христе ( по апостолу Павлу), боясь, что иначе у них будет преткновение в молитвах. У современных женщин - во всяком случае православных - достаточно горькая и одинокая судьба. У многих. "Ю́ношы и́хъ поядé óгнь, и дѣ́вы и́хъ не осѣ́тованы бы́ша" (Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен) - Пс. 41.
Как Вы можете, так бездумно слать свое слово в воздух, в космос?!, когда за этой статьей и ее обсуждением стоят конкретные люди? Вы не боитесь взять на душу грех осуждения, вы не боитесь поранить людей ни за что ни про что?
Это участие в форумах Вас так научило швыряться словами и обвинениями?
Да, тут много подобных примеров, - грубых и очень жестоких суждений. Называемся православными, а так жестоки.
10. Борис : Строителю
2010-12-21 в 23:15

Жены рожают только от нормальных мужиков,а нет ворчунов строителей. Мужи,если вы еще мужи не топчите красоту, читайте лучще Проханова,а еще лучще Зюганова,а тут лучше помолчать!!!
9. Марина : Re: О любви с осторожностью
2010-12-21 в 21:36

В Москве метель, на улице неуютно, зябко, а здесь такая теплая, душевная статья. Спасибо, Вам Лидия!
8. Александр Строитель : Женская любовь
2010-12-21 в 21:34

Женщины пишут о любви, лучше бы рожали больше деток. И дарили ИМ свою любовь. А то всё скоро канет в Лету, и обезлюдившая России и их восторженные воспоминания, всё сгинет в НЕБЫТЬЕ. Какая уж тогда ЛЮБОВЬ, когда кругом будет только МРАК ЗАБВЕНИЯ.
7. М.Яблоков : Re: О любви с осторожностью
2010-12-21 в 18:33

Истинная любовь - это высшая степень христианского совершенства.
Современные богословы и церковные либералы в конец это святое понятие испохабили.
6. Екатерина Домбровская : Галине Стариковой
2010-12-21 в 18:25

Благодарю Вас, дорогая Галина, за Ваш рассказ. Вы сумели передать то, что почти непередаваемо - я плакала... Увы, мы помним умом и сердцем такие мгновения озарений (бывают и озарения ужасом, когда вдруг Господь в какой-то миг даст нам увидеть самих себя...), но поведать о жизни духа словом человеческим очень трудно, почти невозможно. Да и большинство не поверят, да еще и "растопчут". А Вам помог Господь ради нас читателей это сказать. Вот такой пронзительной должна быть наша любовь, как если бы мы вдруг увидели своего ребенка, возвращающегося вот так на костылях... Но это все - уже человеческие слова... Бывало, кто-то долго мучил тебя, досаждал, обижал, а ты никак не мог даже с предельным терпением растопить этот очаг недоброго к тебе отношения. И сам закипал в ответ, ища слова увещеваний и укоризн. Но Господь этого "мучителя" в одно мгновения мог "открыть" перед нами так, что сердце буквально сжималось от жалости к его человеческой немощи. Да разве ж после того ты мог сказать ему что-то жесткое и холодное?
Духовников и старцев великих теперь нет,но старчествует Сам Господь и никого не оставляет никогда, если мы сами Его не оставляем.
Поклон Вам, дорогие сестры, - Лидия и Галина. Ваша Е.
5. Борис : автору
2010-12-21 в 18:21

бальзам на сердце,БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ
4. Лидия Коппер : Откликнувшимся
2010-12-21 в 15:17

Спасибо Вам, Екатерина за благожелательный отзыв! Рада, что мое лирическое эссе послужило поводом для рассмотрения темы более серьезно и развернуто. Конечно же, тема так необъятна, что только коснись, и одно звено тянет за собой другое.
Спасибо и Вам, Галина, за то, что поделились сокровенным. Да, первое прикосновение – всегда неожиданно, «и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», и всегда действует так, как необходимо душе в данный момент.
3. Галина Старикова : автору и Екатерине с сердечной благодарностью
2010-12-21 в 14:39

Прочитала это замечательное эссе и сразу захотелось откликнуться. Но не дерзнула, ждала, что кто-то более духовно опытный напишет комментарий. Дорогая о Господе Екатерина! Спаси Вас Христос за Ваш рассказ. Что же такое - Любовь Христова? Расскажу, что произошло со мной однажды много лет назад. Иначе, как посещением Божиим я это не считаю, потому что после этого изменилась вся моя жизнь. У меня случилось горе, большое и неизбывное. Я страдала так сильно, что думала уже, что сердце мое не выдержит. Воцерковлена я тогда не была даже и молитв толком не знала, была крещена в старообрядчестве, но на стене стояла икона Божией Матери Неопалимая Купина, подаренная дедушкой, я к ней обращалась взором и сердцем и вопила только :" Это невыносимо! Помоги!" Подошла к окну, вся в слезах и вдуг увидела молодую женщину, шедшую на костылях медленно-медлено...И вот тут случилось Это... Сердце мое пронзила дикая боль, я еле устояла на ногах, но вместе с болью была какая-то необъяснимая сладость, я готова была отдать жизнь за эту незнакомую мне женщину, только бы она не страдала! Словами это трудно описать, долгое время я жила с ощущением посещения и утешения Кем-то, о Ком еще почти ничего и не знала. Боль моя стала утихать, а жизнь меняться. Господь на какие-то доли секунды показал мне, что такое Любовь. Но мое оскверненное грехами сердце, конечно не способно носить эту сладкую боль, и нужен труд по его очищению, безусловно нелегкий. И еще осталось понимание того, что Любовь Христову способно воспринять только страдающее сердце. Как понятно то, что говорил Святитель Лука : Я полюбил страдание... Только вот плохо получается справиться с самой главной глыбой, стоящей на пути очищения сердца - гордыней, у меня не получается совсем, от исповеди к исповеди подстригаешь кустики, возросшие на этой глыбище, а сама она стоит себе недвижима, охо-хо... Помоги Господи!
2. Екатерина Домбровская : Вслед предыдущему посту
2010-12-21 в 14:03

Прошу прощения за добавку к моему обширному посту. Вот еще очень важное в контексте сегодняшнего дня слово у автора:

«И если мы, делая дела милосердия, будем помнить это, помнить, что к нам относятся слова ап. Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (Кор.13,1-3), - то избежим греха фарисея от милосердия, который уверен, что он любит ближних. В любви есть сострадание, но сострадание - не любовь, в любви есть жалость, но жалость - не любовь. Может быть, не надо употреблять слово «любовь» там, где речь идет о другом?"
Замечательно точное определение фарисея: он уверен, что любит ближних.
Мы слышим и видим это сегодня на каждом шагу. И когда слышим укоризны, а то и грубые одергивания со стороны:"У вас любви нет!", мы не можем не понять, что ТАК кричать могу только те, кто думает, что у них-то ЛЮБОВЬ ЕСТЬ!
1. Екатерина Домбровская : Автору с признательностью
2010-12-21 в 13:13

Хочу поздравить автора, который выступает хотя довольно редко, но зато метко. Как бы было прекрасно поговорить нам о любви (о ней не все сказано!). Приветствую Дорогую редакцию, поставившей замечательную картинку к этому эссе - любовь, о которой тут говорится, всегда пробивается через снег или лед. Ей больно и трудно, но она сильнее снега и льда. Если она движима чистым намерением, хотя и нечисто исполненным (а этим не нужно смущаться - это естественно для человека), она растопит и холод. Весь вопрос в том, КАК она рождается в человеках и КАК ВОЗРАСТАЕТ человек к (именно такой предлог!) Любви. Она - вершина добродетелей. Лествичник посвящает ей свое последнее 30 слово в единстве с Верой и Надеждой. Кстати, ответ на этот вопрос подсказала мне одна уже пожилая монахиня. И я позволю себе поделиться этим рассказом с дорогими читателями… Матушка N. Рассказала мне, как в юности уже в монастыре она много молилась Богу о даровании Любви. Однажды очень долго она простояла на коленях перед Распятием и молитва шла у нее уже непроизвольно: она просила у Господа с дерзновением, которое, наверное, одна только помощь Благодати могла даровать: "Как познать мне, Господи, Твою Любовь? - вопрошала инокиня, - и в один какой-то миг услышала в своем сердце тихий ответ: "познаешь скорбь - познаешь и Любовь".
А потом была долгая жизнь и была она исполнена непрерывных и тяжких для этой монахини скорбей. "И что же, матушка, познали Вы?" - спросила я ее. - Только начала познавать, - ответила она, - и то только после того, как благодаря скорбям стала познавать собственную душу, которую не могла не возненавидеть. Вот что скорби-то сделали! И я поняла, что мешает нам любить - окаянная гордыня, проявляющаяся в любви к себе. Чтобы возлюбить Бога и брата, и сестру - ближнего - надо уничтожить в себе любовь к себе, которая воздвизает между человеком и Богом и человеком и человеком стену, имя которой Гордыня".
Вот так наставляла та старенькая монахиня. А я подумала тогда, что тот, кто сумел всем путем жизни (да хватит ли его на это?) научиться возненавидеть свою душу, отречься от нее по Евангелию, тот получает Дар Божий Любви еще и потому, что он через себя познал всю бездну горя греховности человеческой, и стал, возненавидя себя, терпелив, снисходителен и милостив к другим. И вот тут только одно у меня есть маленькое дополнение к замечательному эссе Лидии Коппер... У такого, как та матушка человека, - все подлинно и на месте: и жалость (познанное СОЧУВСТВИЕ брату, который проходит трудный крестный путь, которым шел и ты), СОСТРАДАНИЕ другому, который совсем еще не познал себя и ему много чего предстоит претерпеть, ЖАЛОСТЬ к погибающему и желание ему помочь... Ведь как известно, искушенные становятся искусными и могут искушаемым помогать ("муж не искушен, не искусен есть" (Сир. 34:10)).
Сердечный поклон автору за этот небольшой, но проникновенный и очень дорогой текст-золотничок.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме