О любви с осторожностью

0
315
Время на чтение 4 минуты

Почему-то среди множества воспоминаний о встречах, дружбах, очарованиях и разочарованиях особняком стоит одно - воспоминание о мимолетном случае, который произошел в далеком детстве, и который неизменно всплывает в памяти, когда я кончаю перебирать приятные или, часто, горестные воспоминания.

ПодснежникМне - семь лет, я со старшим двоюродным братом ранним весенним утром иду по пустому перрону какой-то дальней станции, мы едем к родственникам. Очень холодно и неуютно, брат держит меня за руку. Навстречу идет мужчина и, поравнявшись, вдруг наклоняется и... дарит мне букет тюльпанов. Я, конечно, не помню, что он сказал при этом и сказал ли что-нибудь вообще. Детское воображение поразило другое: на утреннем холоде цветы были плотно закрыты, но немного погодя от тепла ладошки, которая сжимала их стебли, они стали раскрываться. Это было чудо! Прошли годы, прошла жизнь, и я воспринимаю как чудо, что незнакомый человек без причины подарил ребенку цветы. Почему-то это для меня теплее и важнее многих других, несомненно добрых и великодушных поступков людей, помогавших мне в трудные минуты - почему? Почему, посреди реальных благ сердце тянется к чему-то неуловимому, такому, что «и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Иоан. 3:8).

Однажды Бог повелел Аврааму принести в жертву единственного сына, которого Он же даровал ему в обетование умножения рода его. Он потребовал преданности до конца, до самого донышка, до «вот, я весь стою пред Тобою». Потом, уже в Новом времени, по Воскресении, Он не требует, но спрашивает: "Любишь ли ты Меня больше, нежели они?" (Иоан.21:15). Это не вопрос Господина. В этом вопросе звучит что-то очень личное, оно натягивает струну, что протянута от души к душе, и ее звучание могут слышать только двое.

Спрашивает трижды: ты-то, ты, ты любишь ли Меня?

И все большее внутреннее отторжение вызывает употребление слова «любовь» в православных СМИ и в разговорах церковных людей.

Когда мы переходим на уровень построения жизни по заповедям, то происходит странное превращение понятия «любовь». Говорят и пишут так: «атмосфера любви», «любовь христиан друг ко другу», «между нами (христианами) нет любви» и тут же подразумевается известный ряд условий, организации приходской жизни, при соблюдении которых и будет являться «любовь». Почему «любовью» надо называть доброжелательность, внимание, благотворительность, милосердие, терпение?

Мы постоянно слышим заповедь о милосердии, о делах любви. И Сам Господь требовательно повелел делать эти дела: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25; 35, 36). Беда в том, что современный постхристианский мир часто трудно попрекнуть отступлением от Христа в свете этой заповеди - благотворительность и социальная защита там часто на ой-ой какой высоте. Но о телесной ли жажде и телесном ли голоде только говорил Спаситель?

Милостыня есть милостыня, и ничего больше, благотворителю НУЖНА ЛИ ДУША этого ближнего??? Эти дела, как мотыга, рыхлящая каменистую высохшую землю. Возделываем почву в поте лица. Но каков плод трудов этих?

Можно тратить много сил и времени по уходу за больным, чувствуя жалость и сострадание. Но душа этого больного нужна ли волонтеру? Выйдет благодетель из больницы и с облегчением вернется к своим, к любимым. Да и облагодетельствованный человек рано или поздно задаст вопрос, который задавал один из героев Достоевского: «Ну вот, я наелся, а дальше что?»

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25). Одни не накормили, не одели, не посетили и - забыли. Другие все это сделали - жертвовали, сочувствовали, помогли и... тоже забыли. Но можно ли забыть любовь? Окамененные наши сердца, и каменная наша любовь. Сами мы не в силах из не-живого произвести живое. Единственно живое - любовь. Она - дар Бога в ответ на наш труд и нашу жажду. И только эта жажда есть память о нашем происхождении.

Вот если мы, делая дела милосердия, будем помнить это, помнить, что к нам относятся слова ап. Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (Кор.13,1-3), - то избежим греха фарисея от милосердия, который уверен, что он любит ближних. В любви есть сострадание, но сострадание - не любовь, в любви есть жалость, но жалость - не любовь. Может быть, не надо употреблять слово «любовь» там, где речь идет о другом? «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26) - вот любовь. Душа жаждет своего восполнения - сначала в ближнем. Но закон устроения души человеческой таков, что не утоляется эта жажда любовью между людьми, обречена душа искать своей истинной полноты - Христа.

Любовь - это свойство Бога, а мы будем являть ее отблески только тогда, когда Он удостоит нас этого дара. Преподобные, святые имели право употреблять это слово так смело. А мы делаем это дерзко и самозвано, мы, кто только копает свой огород, долбит каменистую почву. Как часто слова «христианская любовь» становится синонимом благотворительности, даже миссионерства, при этом величайшая тайна профанируется. Христианская любовь - это встреча со Христом, и только Он даст ощутить ее сладость, животворящую силу. Я сама - не смогу ее явить никогда. Принуждая себя будем готовить почву, надеясь на благодатный дар.

Все-таки, цветы истинной Любви цветут только в Его садах, а здесь мы можем увидеть их распускающимися только в Его руке.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Арнольдовна Коппер
Все статьи Лидия Арнольдовна Коппер
Последние комментарии
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.02.2025 17:58
Золотой рубль – шаг к созданию валюты стран БРИКС
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.02.2025 17:50
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от С. Югов
12.02.2025 17:39
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.02.2025 17:04
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Алексей Ощепков
12.02.2025 16:48
Сказки Пушкина
Новый комментарий от С. Югов
12.02.2025 16:40
«Год змеи»?
Новый комментарий от Александр Волков
12.02.2025 15:54