Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В вотчине князя Дмитрия Пожарского

Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия

10.12.2010

Осталось три года до великого юбилея - 400-летия освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. Хороший повод приехать в места, связанные с нашим полководцем князем Дмитрием Пожарским. А для нынешнего приезда тоже повод - десятилетие преставления известного и в тоже время таинственного старца схиархимандрита Алексия.

Но обо всём по порядку. Вотчина Пожарского - это уголок Нижегородской земли (ныне на территории Ивановской области), где располагаются три Мугреева: Центральное или собственно Мугреево, Мугреево-Никольское и Мугреево-Дмитровское. Вот сюда мы и направили свои стопы после литургии на праздник Архистратига Божия Михаила. Стартовали как обычно, т.е. с искушениями. Опять - двадцать пять: « А почему не я? А он уже был! А у тебя же ограничения на общинные поездки» и т.д. Поездка была под угрозой. Удержала следующая мысль: «Ну и кому от этого лучше будет, враг будет только радоваться, что поездка сорвана». Вздохнул (тяжела шапка игумена на приходе), взял себя в руки и - вперёд.

По пути обязательно посещаем храм у дороги, тем более в воскресный вечер. На сей раз был Успенский храм в Петушках. Попали на полиелей (был канун праздника иконы Божией Матери «Скоропослушница»). Храм построен в начале прошлого века, внутреннее убранство в стиле модерн. Приложились после помазания к мощам святителя Афанасия (Сахарова), который был первоначально погребен в ограде храма, и двинулись дальше. В конечный пункт приехали за полночь. Утром, с 6.30 - полунощница в домовой Ильинской церкви, а затем молебен прп. Евфимию Суздальскому в одноименном храме. На месте приходского храма Мугреево-Дмитровское с XIV века был скит, в котором на покое проживали монастырские старцы. В этом селе провел детство князь Дмитрий Пожарский. Здесь же он лечился после полученных ранений в период первого ополчения. Он и построил нынешний храм в честь преподобного Евфимия Суздальского, которого очень почитал.

Служили по старому обряду с настоятелем храма иеромонахом Алексием. Главная храмовая святыня - икона с изображением св. вмч. Димитрия Солунского и прп. Евфимия Суздальского с частицами их св.мощей. Когда-то это село было подворьем Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Был ещё величественный Иверский собор, от которого сохранилась высоченная колокольня. Собор закрыли в 30-е годы, а в начале 50-х он «сложился», т.е. рухнул в одночасье. И колокольню хотели завалить с помощью металлических тросов, но она устояла. Сейчас на ней висит один колокол и ещё пять ожидают подъёма. Рассказывали, что этими местами интересовались представители раскольнической РПАЦ из Суздаля...

Отец Алексий (кстати, армянин по национальности) оказался человеком рассудительным, аскетичным, высоко духовно настроенным. Начинал церковное возрождение здесь в начале 90-х протоиерей Леонид. Первые службы проходили в приспособленном помещении в бывшем магазине. Отец Леонид - бывший военный, колоритный типаж представителя малороссийского духовенства. «Берсеневский Евдокимов» - прихожанин нашего храма Георгий Иванов очень ярко в лицах воспроизводил приемы пастырской работы с жителями здешних деревень этого простонародного батюшки....

Моя стихия - отслужить шестичасовую всенощную, «накачать» до предела духовными наставлениями и церковно-общественной проблематикой пасомых, вызвать на ковёр за то, что трапезу начали на полторы минуты позже, а службу на целых семь минут и т.д., а вот так возиться с народом, ну не моя стихия.

На могиле схиархимандрита АлексияТри часа общения за чашкой чая с о. Алексием и следующий пункт программы - заупокойная лития на могиле старца Алексия в Мугреево-Никольском. Могила находится за алтарём кладбищенского храма в честь вмч. Артемия Веркольского. Настоятелем храма является схиигумен Митрофан. В Мугреево-Никольском он частично восстановил Никольский храм, где уже три года проходят службы в летнее время. Руки не дошли пока до Троицкого храма, расположенного напротив Никольского. Была ещё им построена деревянная церковь во имя св. мч.Уара. Этот храм, однако, сгорел. Теперь несколько слов о погребенном здесь старце - схиархимандрите Алексии.

В этом году, на десятилетие преставления старца, в Мугреево-Дмитровское приезжала старушка, которая поведала рассказ своей матери о том, что будущий старец с 28 лет отличался прозорливостью. Среди местных жителей бытует легенда, что он был спасшимся царевичем Алексием. Говорят о том, что старец знал наизусть Псалтырь и Евангелие, еще четыре древних языка. Когда в конце жизненного пути в военном госпитале города Краснознаменска ему отнимали без общего наркоза вторую ногу, то на операционном столе старец шутил. Пораженные медсестры плакали. Врачи удивлялись, видя нежное, чистое, без морщин тело старца. В заключение в общей сложности старец провел более 20 лет. Говорил, что самое тяжелое наказание на Соловках было то, когда заключенному обматывали голое тело мокрой простыней и на час выставляли на 60 градусный мороз. Сажали также его зимой в холодный карцер, где он усердно молился. Охрана удивлялась, что он оставался жив. Когда в юности власти изгнали старца из Киево-Печерской Лавры, он решил посетить Дивеево. Дело было глубокой осенью. Молодой монах стал замерзать. В это время к нему приблизились несколько медвежат с медведицей. Медвежата играючи стали его слегка подталкивать. Потом появился медведь. У нашего монаха от страха и усталости подкосились ноги. Он сложил крестообразно руки на груди и заснул. Утром проснулся, окруженный теплыми медвежьими тушами. Покашливая, разбудил медвежье семейство. У него было сильное недоумение - куда дальше идти. Медведи же, подталкивая его своими тушами, вывели на верную тропу. И действительно, пойдя в этом направлении, он увидел монастырскую колокольню. Хлеб, который был у него, в знак благодарности отдал медведям. Казачьему полковнику Олегу Чепсову, с которым старец лежал в одной больничной палате, были предсказаны четыре операции, что и произошло.

Когда один из моих духовных чад стал рассказывать о моих трудностях в связи с отказом от ИНН на храм, старец заплакал и у него со стоном вырвалось: «Спаси его, Господи. Пусть он идет до конца». Я посетил его в Луховском монастыре, где он был духовником последние два года жизни, и сказал ему о том, что мой знакомый видел заготовленный указ о моем освобождении от должности настоятеля. На это старец сказал: «Ничего у них не получится, указ положат под сукно». Так и произошло. Когда незадолго до смерти у него в палате собирались врачи на свой консилиум, он отдавал им честь, выражая тем самым свою готовность принять их приговор. Одному из своих помощников на тяжком одре болезни старец говорил о своей мученической смерти. Есть версия о его отравлении.

...Совершили на могиле старца заупокойную литию, потом каждый молился про себя. Обедали у давнего нашего знакомого, отца Валентина. Хотел бы об отце Валентине и о беседе с ним рассказать поподробнее. Отец Валентин - из потомственных старообрядцев-безпоповцев Латвии. Здесь, кстати, старообрядцам принадлежало до трети всех земель. В его роду были старообрядческие наставники. После армии длительное время он жил в лесах в разных районах России. При проживании в лесу случались драматические моменты. Например, встреча с медведем. Закончил три курса старообрядческого духовного училища при Гребенщиковской общине. Из наставников училища особо ему запомнился отец Иоанн Миролюбов, преподававший катехизис. Из положительных впечатлений в этот период его жизни особенно ему памятна общинная жизнь у старообрядцев. Тяготило отсутствие таинств, ощущение оскудения благодати, внешним выражением которого было отсутствие святилища, Святая Святых за иконостасной перегородкой. Большим событием в его жизни была встреча с игуменом Алексием и особенно с архимандритом Кириллом Бородиным, который стал его духовным отцом.

Семья отца ВалентинаУ отца Валентина 11 детей: младшей, Варваре, 3 года, а старшей, Евдокии, 19 лет. Одно время к старшим дочерям батюшки Серафиме (18 лет) и Евдокии сватались таджики-мусульмане. Отец Валентин крестил их в пруду, полноценными христианами однако они не стали, и из брачной затеи ничего не получилось. Дети отца Валентина никогда не учились в общеобразовательной школе, что не мешало получать им качественное образование дома. Семья отца Валентина стала лауреатом Всероссийского конкурса «Семья России 2009 года», им присвоили звание почетных граждан России.

В 2006 году отец Валентин был признан отцом года. Детей в семье практически не наказывают, потому что они послушны. По светскому образованию отец Валентин художник-модельер. Своими руками он сделал сотни прекрасных вышивок. В основном это иконописные изображения, но есть и светские, например, герб княжества Монако и знак князя Дмитрия Пожарского. Каждая работа, по словам отца Валентина, рождается как дитя и ее жалко отдавать.

Посетили в Мугреево Центральном Святоезерскую Иверскую пустынь. Основание пустыни относится к глубокой древности.

По преданию, здесь, среди непроходимых лесов и болот, подвизался святой старец Филарет. Он выкопал колодец, дававший необычайно чистую воду. Со временем колодец начал обваливаться по краям, и постепенно на этом месте образовалось обширное (окружностью более 10 км) удивительной красоты озеро, которое названо было Святым.

В 1385 г. святитель Киприан, митрополит Московский, долго подвизавшийся на Афоне и имевший большую склонность к уединению, посетил Святое озеро, а затем стал часто удаляться сюда для молитвы; построил церковь в честь Преображения Господня, и тем положено было начало монастырю. Преемник его, святитель Фотий, также любил уединяться здесь.

Первоначально Святоезерский монастырь был мужским, но в конце XVIII он был упразднён и обращён в приход. В середине XIX в. шуйский купец М.С. Посылин устроил при Святоезерском храме богадельню для женщин, которая затем была преобразована в монастырь.

Открытие Святоезерской женской общежительной пустыни произошло 4 октября 1860 г. В 1907 г. построен величественный трёхпрестольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

Святоезерская Иверская пустынь была одной из немногих женских обителей, где был принят и строго соблюдался Саровский устав.

В начале XX века в обители было около 78 сестёр. Уединённое положение монастыря, строгий подвижнический устав и необходимое внешнее благоустройство способствовало духовному возрастанию насельниц. Паломники отмечали необыкновенно высокий духовный настрой святоезерских сестёр. К 1928 г. монастырь был закрыт. Вновь он был открыт в 2001 г. На сегодня в обители около 30 насельниц.

На обратном пути в Москву посетили монастырь с редким необычным названием «Боброк». Помянули здесь павших воинов. Этот монастырь был основан в XVII веке на месте встречи двух ополчений - Минина и Пожарского. Сейчас в нем расположен детский интернат. Когда проехали Владимир, возникла идея посетить Боголюбский монастырь.

В БоголюбовоПодъехали к обители к началу вечерней службы. Услышав трезвон, подумали, что праздник. Оказалось, что трезвон у них ежедневно, в т.ч. к рядовым службам. В главном храме обители полтора десятка насельниц и считанные единицы мирян. Не видно никаких патрулей, штурмующих и защищающихся. Содержание песнопений в огромном храме не очень четко прослушивалось. Обратило на себя внимание то, что после вечерни читалось повечерие с канонами. Да, не во многих монастырях так строго исполняется богослужебный устав. Конечно, хотелось встретиться со старцем, засвидетельствовать ему свое почтение и заверить в молитвенной поддержке. Созвонился с близкими к обители людьми и попросил их содействия в организации встречи. Объясняю послушнице, сопровождавшей к келье о. Петра, что мы с ним знакомы аж с 1984 года. Тогда, я будучи простым иноком, приезжал в знаменитую пустыньку под Ригой, где он был духовником «А вас тогда еще на свете не было», - говорю своей спутнице. «Нет, мне уже тогда был год», - отреагировала она, улыбаясь. В коридоре у кельи старца несколько молодых монахинь. Глядя на их аскетичный облик, невольно пришел в смущение в связи со своим «трудовым мозолем» - заметно выступающим вперед животом. Вышел старец - знакомое впечатление наполненности внутренней духовной силой. «Как, отец Кирилл, с Берсеневки?» Я: «Батюшка, вот проезжая мимо, решил заодно заехать. Хотел бы выразить Вам свою молитвенную поддержку, сказать, что неоднократно на проповедях и по «Радонежу» касался темы гонений на вашу Святую обитель. В интервью Русской народной линии сказал, что идет настоящая зачистка традиционных очагов нашей духовности, которые так неугодны глобалистам, либералам, экуменистам и модернистам». Старец: «Да-да, именно традиционных очагов нашей веры». Я: «Наверное, и нас скоро ожидают похожие нападки». Старец тяжело вздохнул. Затем сказал: «Я вот месяц, как только это началось, страдаю от высокого давления». Я: «Мне, как человеку битому, знающему кухню подобных дел, было с самого начала ясно кто двигает это дело, как оно будет проходить и чем всё это кончится». «Да-да», - поддержал старец. Я: «А мы с Вами земляки». «Да? - удивился старец, - откуда Вы?» Я: «С Донбасса, с Луганской области, а я знаю, что Вы с соседней Донецкой». Старец: « А где Вы там в Луганской области жили?» Я: «В районе городов Алчевска, Зоринска, Стаханова». Отец Пётр: «Стаханов от меня 60 км». Я: «А от нашего Артемовска 25 км». Отец Петр: « И я из Артемовска». Я: «У нас небольшой городок, 13 тысяч населения». Отец Петр: «А у нас 90».

Такой вот диалог. В заключение говорю о. Петру: «Батюшка, я рад, что побывал у Вас, хоть как-то поддержал Вас, а то знаете, как бывает: когда человек при должности, занимает солидное положение, тогда все к нему стремятся, хотят общаться, а когда гонения, тогда очень многие отходят, какая-то пустота образуется». «Да, да, вакуум», - отреагировал архимандрит Пётр. Уходя, подарил ему лестовку. По настоятельному приглашению батюшки поужинали в монастырской трапезной.

P.S. Большой радостью для меня был подарок от о. Петра, врученный мне через несколько дней после нашего разговора. Эта была прекрасного письма Боголюбская икона Божией Матери.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. иерей Илья Мотыка : "Шахматову А. В."
2010-12-20 в 20:38

Долг священника проповедовать истину Христову,когда надо опровергать, еретика, кощуника,раскольника или иноверца. И делать это в любое время в пост ли не в пост, а когда в этом будет необходимость. Какой инструмент он использует речь, письмо или форум в Интернете это важно. К тому же, если вы считаете, что нельзя пользоваться Интернетом в пост, что вы делаете на форуме РНЛ?
10. А.В.Шахматов : Не грешите.
2010-12-20 в 15:06

Иерей Илья,сейчас Пост, так что лучше молитесь,а не сидите за компьютером.
9. иерей Илья Мотыка : лже Шахматову А. В.
2010-12-20 в 14:53

Молодой человек хватит подставлять знаменитого русского певца, составляя от его имени всякую чушь. Вас не учили хорошим манерам. Кричать я русский, я истинный христианин большого ума не надо. Вам необходимо извиниться перед игуменом Кириллом Сахаровым и Лючией, даже если они не ваши единоверецы, нужно уважать людей заведомо старше себя.
8. А.В.Шахматов : Мария,пожалуйста,не учите нас,как жить на белом свете,тем боле анонимно.
2010-12-20 в 13:55

Лучия,понятно,что вы неравнодушны к русскому певцу,но причем здесь я,мне 23 года и зачем мне общение с вами, со старушкой,или это ваше единоверие? Он духовное лицо не для древлеправославных,так что обращаюсь к нему,как рядовому человеку.
7. lucia : А.В.Шахматов
2010-12-20 в 12:15

У Вас ни к кому нет любви и это взаимно. Но это мелочи! А вот к духовным лицам нужно обращаться с уважением.
6. А.В.Шахматов : Мария Анонимовна успокойтесь,хотя мы знаем вашу фамилию.
2010-12-20 в 03:08

Лучия,от вас я ничего не требую-лишь отстать от меня,так как у меня к вам нет любви!
5. lucia : А.В.Шахматов
2010-12-20 в 01:40

Требуете каких-то ответов. а даже не соблюдаете этикета. обращаясь к духовному лицу. Безобразие.
4. А.В.Шахматов : Re: В вотчине князя Дмитрия Пожарского
2010-12-20 в 00:46

Где игумен Кирилл, почему не отвечает на вопросы, или он уже ушёл с РНЛ?
3. А.В.Шахматов : Re: В вотчине князя Дмитрия Пожарского
2010-12-17 в 09:50

Автору,уважаемый игумен Кирилл,расскажите о единоверии,когда и кто его начал,заранее благодарю, спаси Христос!
2. Алексей Бахмутов : земляки из Артемовска
2010-12-10 в 12:11

О. Кирилл, спасибо за светлое повествование. С радостью узнал, что мы с о.Петром земляки - из Артемовска, Донецкой области. Спаси Господи Святую Русь!
1. А.В.Шахматов : Яркий экуменизм...
2010-12-10 в 10:12

Экуменическое повествование единоверца, игумена Кирилла, то есть он хотел показать, что у "старообрядцев" и "новообрядцев" полная гармония. А про теплых медведей и 60 градустный мороз, то это сказка,простите.И употреблять ярлык "старообрядцы", а не древлеправославные, точнее не истинные чада Веры Христовой, это не по христиански. Про Ивана Миролюбова - мутилу среди истинного Православия, говорить не будем. И 400 летний юбилей не будет юбилеем без единства русской нации.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме