Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения».
Моя гипотеза как историка заключается в том, что проект, именуемый «Противодействие попыткам фальсификации истории» является спецпроектом власти. В пользу этого предположения говорят следующие факты:
1) Создание 15 мая 2009 года специальной Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при президенте Российской Федерации. Введение в ее состав министров и других официальных лиц, один из которых депутат Госдумы Мединский выступал у нас вчера.
Лично мне сложно представить себе в роли борца с фальсификацией истории телесудью Николая Карловича Сванидзе или заместителя министра образования и науки России Исаака Иосифовича Калину, которому российские школьники обязаны нынешними чудовищными учебниками по истории.
2) Мощную поддержку этого спецпроекта ведущими средствами массовой информации Российским информационным агентством «Новости», газетой «Известия», телеканалом RTVi, радиостанцией «Эхо Москвы». Названные СМИ, участвуя в спецпроекте, объединили свои усилия под брендом «Осторожно: история». Каково название! Добавим сюда также ежедневную телепередачу «Суд истории» по 5 каналу.
3) Основными персональными двигателями этого спецпроекта являются известные личности Венедиктов с радио «Эхо Москвы», а на телевидении Сванидзе, Млечин и Кургинян. Причем Сванидзе, входящий в президентскую Комиссию, оказавшись в роли судьи в телепроекте «Суд истории», каждое заседание начинает одним из магических, но лживых заклинаний либералов: «Как известно, Россия - это страна с непредсказуемым прошлым». Напомню, что Сванидзе является автором другого спецпроекта - 100 телесерий по истории России ХХ века, предвзятость (мягко говоря) которых очевидна для всех.
Следует особо подчеркнуть, что спецпроект «Противодействия попыткам фальсификации истории» имеет не только очевидную пропагандистскую составляющую, но и не менее очевидную коммерческую. То же самое, кстати говоря, можно сказать и о спецпроекте Фоменко-Носовского «Новая хронология», поскольку совокупный тираж изданий всех их книг на сегодня превышает несколько миллионов экземпляров.
Между прочим, спецпроект «Противодействия попыткам фальсификации истории» был обкатан на акции «георгиевская ленточка», который тоже был придуман теми же самыми СМИ. Несмотря на предупреждение опытных людей о том, что георгиевская ленточка как символ георгиевского креста и русской гвардии может быть попран, акция получила разрешение свыше. И вот уже три года мы видим, что георгиевскую ленточку повсеместно попирают и буквально втаптывают в грязь.
Почему так произошло?
Потому что между христианским и светским мировоззрением есть одно принципиальное отличие. Конечно, отличий множество, но имеется одно принципиальнейшее. Светское мировоззрение оперирует ценностями - общечеловеческими, гражданскими, правовыми, относительными, абсолютными, но ценностями. А христианское мировоззрение имеет дело со святынями.
Здесь уже вспоминали о том, что вскоре мы будем отмечать один из новых праздников - День народного единства. И действительно выход из Смуты не может не быть для русского человека праздником. Но следует помнить и о том, что после изгнания поляков из Москвы, после позорного завершения земной жизни Лжедимитрия и соборного избрания на русское царство первого Романова - великого государя Михаила Федоровича, одним из деяний новой власти явилась казнь ребенка, пятилетнего сына Лжедимитрия. Летопись об этом сообщает скупо: «А ворёнка повесили». Жуткий факт, но разве он перечеркивает или фальсифицирует нашу русскую историю: трагичную, сложную, противоречивую, но славную, освященную подвигами сонма русских святых и героев.
Сам этот факт - повешение ребенка - приведенный летописцем убедительно доказывает нам утверждение покойного академика Лихачева о том, что «древнерусская литература не умела врать». Чего не скажешь о современной ей западноевропейской литературе, обо всех этих Штаденах, Курбских и прочих чтителях так называемых общечеловеческих ценностей.
У нас на конференции не в одном выступлении звучал призыв открывать архивы. Бесспорно, рассекречивать закрытые архивы надо. Но открытия, которые делали и делают трудолюбивые и добросовестные исследователи, совершались и совершаются в уже открытых - незасекреченных - архивах. Об этом нам сегодня поведал докладчик И.А. Курляндский, который, разоблачая некие фальсифицированные документы, с одной стороны вольно или невольно своим сообщением поставил под сомнение и репутации многих достойных авторов и изданий, названных им поименно, а с другой стороны старался как бы подтолкнуть нас к сомнениям относительно подлинности и иных исторических фактов, касающихся кровавой эпохи гонений на Церковь при большевиках.
Это выступление наглядно показывает нам, с какой осторожностью следует излагать исторические факты, особенно впервые вводимые в научный оборот.
Хочу привести пример из собственной архивно-исследовательской практики. В оно время мне довелось обнаружить в одном из государственных архивохранилищ подлинные документы из временного патриаршего синода при митрополите Сергии Страгородском, которые, в частности, подробно излагали факты, мотивы и поступки действующих лиц, связанные с отменой клятв на старые обряды в 1929 году. Об отмене этих клятв уже говорилось на нашей конференции. Сообщение об этом было мною сделано почти два года тому назад на «Рождественских чтениях» в Храме Христа Спасителя. Аудитория была подготовлена к восприятию такой специфической темы нашей церковной истории и с нетерпением ждала публикации моего сообщения.
Однако, готовя свое сообщение к печати, мне открылись еще некоторые архивные документы, незамедлительное обнародование которых может, как мне кажется, привести к поспешным выводам публики.
Могу сказать, что в акте отмены клятв на старые обряды в 1929 году синодом митрополита Сергия Страгородского переплелись интересы и влияния, как гражданской власти, так и практически всех христианских конфессий: и православных, и обновленцев, и единоверцев, и старообрядцев, и беглопоповцев, и катакомбников, и даже католиков. И тема эта может болезненно откликнуться сегодня в некоторых из этих конфессий.
Полагаю, что историкам любого вероисповедания, особенно атеистам, следует помнить не только врачебную заповедь «Не навреди», но и отдавать себе отчет в том, что незнание закона Христова не освобождает от Страшного Суда. Никого.
Александр Викторович ЗНАТНОВ, главный редактор АНО КП «Русский Издательский Центр»