Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Встречь солнцу…»

Андрей  Хвалин, Русская народная линия

15.11.2010


Казачий род Клыжко и освоение Дальней России …

Особое значение дальневосточных земель России для внешней и внутренней политики страны всегда ясно понималось ее правителями. Здесь бывали Наследник Цесаревич Николай Александрович, Великие Князья, Генеральные секретари, президенты и премьеры... В 2012 году Владивосток примет саммит участников государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на все политические тайфуны и муссоны наша держава продолжает твердой ногой стоять на дальнероссийском рубеже. Обустраивать эти земли в третьей четверти XIX в. прибыл с семьей и мой пра-пра-пра-прадед. Здесь ковались люди особой, «имперской», породы.

 Продвижение на восток Русской цивилизации сперва носило разовый, можно сказать, индивидуальный характер «хождений за три моря», религиозных поисков обетованного Беломорья, потом географических, казачьих и торговых экспедиций. С эпохи Царя Иоанна IV Васильевича Грозного началось государственное освоение Сибири и Дальнего Востока. По выражению М.В. Ломоносова, «Россия будет прирастать Сибирью». С насиженных и обустроенных мест люди уходили «встречь солнцу», как о том сообщают древние летописи. Стали возникать первые поселения, крепости, форпосты - Тобольск, Мангазея, Хабаровка, Посьет... В отличие от испанской, английской или американской колонизаций новых территорий огнем и мечом, русские шли к Тихому океану, по точному определению известного миссионера конца XIX- начала XX века о. Иоанна Восторгова, «с Крестом и Евангелием». С 1860 г. на географических картах появился порт, самим наименованием закрепивший главенствующую роль России на этих землях - «владеющий Востоком» - Владивосток. В нынешнем июле широко отмечался его 150-летний юбилей.

К концу XIX - началу XX века Дальний Восток, или как его еще называли в тогдашней печати - Дальняя Россия, стал неотъемлемой составной часть Российской империи. Глубокими и прочными узами край был связан со всем ее социально-экономическим и политическим строем, развиваясь под воздействием тех же основных процессов, которые были присущи и стране в целом. Как пишут современные авторитетные исследователи А.И. Алексеев и Б.Н. Морозов, в эту эпоху «положение на Дальнем Востоке (...) находилось в центре внимания правительства России» (Алексеев А.И., Морозов Б.Н. «Освоение русского Дальнего Востока». М. 1989. С. 5).

Вместе с тем, Дальний Восток имел только ему присущие черты, выделявшие его в особый район. Главными из них были: хозяйственное освоение и прибытие переселенцев из центральной части страны; военное положение как форпоста; протяженные сухопутные и морские границы как предпосылка для развития торговых и культурных связей со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Решение такой глобальной цивилизационной задачи было по силам только нашей исторической мощной триаде: церкви, государству и народу. Итожа выполнение первой части этой задачи, академик А.Л. Нарочницкий писал: «Освоение северо-восточных областей Евразии русским народом и русские географические открытия принадлежат к выдающимся явлениям мировой истории» (Нарочницкий А.Л. «Западные державы и государства Восточной Азии в XVI-XVIII вв. Международные отношения на Дальнем Востоке». Кн. 1. М. 1973. С. 7).

ПереселенцыСреди сотен тысяч русских переселенцев, творивших «мировую историю» на Дальнем Востоке, оказался и древний казачий род Клыжко. Первым, известным на сегодня прародителем этого рода, был казак Петр Клыжка, рождения ок. 1780 года, славный предок автора этих строк. У него родилось три сына: Даниил, Прокопий и Петр. Имеются незначительные сведения и об их детях. Так, у Даниила Петровича Клыжка было трое сыновей: Василий, Григорий и Иван.

Их родовое гнездо - село Бирино (Бирин) Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, входившей в те годы в состав Российского Государства. По мнению выдающегося краеведа Левобережной Украины А. Лазаревского, с. Бирин было основано не позднее XVI века, а возможно и раньше. Во времена Гетманщины казаки села входили в Шептаковскую сотню Стародубского полка, а крестьяне - в Шептаковскую волость, которая была ранговой (т.е. служебной) местностью (имением) гетманов Украины. В состав волости крестьяне села входили в 1665-1713 г.г., а в 1713 г. гетман Иван Скоропадский закрепил их за основанным им и его женой Анастасией (Настей) Пустынно-Харлампиевским Гамалеевским монастырем. В конце XIX в., на момент переселения казаков на Дальний Восток, село Бирино находилось в общем владении вдовы губернского секретаря Н.А. Косинской, общества казаков и казенных крестьян.

По частично сохранившимся с 1798 по 1844 годы метрическим книгам о рождении, сочетании браков и умерших Георгиевской церкви подтверждается проживание рода Клыжко в с. Бирино с 1811 года. Косвенные признаки указывают на более раннее появление рода в этих местах, а также на то, что мужчины этого рода были, в основном, казаками и свой казачий род ведут не позднее середины 18 века. Тому подтверждение - запись в метрической книге Георгиевской церкви с. Бирина за 1838 год о смерти 88-летней Марины Павловны Клыжкиной, казачки, вдовы. Нетрудно подсчитать, что год ее рождения - 1750. В метрических книгах также встречены упоминания и о других казаках этого рода: о Гаврииле Трофимовиче Клижка как поручителе при бракосочетании (1838 г.), о Терентии Григорьевиче Клижка, казаке, как восприемнике при рождении (1811 г.), Екатерины Елисеевны Клыжкиной, казачки (1836 г.). Кроме того, в материалах Черниговской межевой палаты сохранился список казаков с. Бирин (Бирино) за 1886 г., вызванных повесткой для свидетельствования при размежевании земли села, в котором упомянуты Василий Данилов (сын) Клыжка, Иван Данилов (сын) Клыжка и его наследник Павел, а также казаки по фамилии Клыжка: Ефим и Яков Петровичи, Мария Леоновна, Степан Миронович, Давид Петрович, Федос и Иван Прокофьевичи, Купреян, Марк и Корней Степановичи. И сегодня в с. Бирино живет две семьи рода Клыжко, сохранившие верность родовому гнезду.

Точных данных, с какого времени род Клыжка стал казачьим, не имеется, но существует три версии:

1. Со 2-ой половины XV века, при поселении беглых из захваченных Польшей территорий Украины за пределами линий сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах России и Украины, в основном по pp. Днепр, Дон и Яик и их притоков. Село Бирино находится вблизи р. Десны, притока Днепра.

2. С середины XVII века при образовании Слободского Казачества на территории восточной части Украины, отошедшей к России.

3. Позже, при пополнении казачьих станиц вольными людьми.

Возможно, в дальнейшем будут найдены факты, подтверждающие ту или иную версии.

Фамилия на родине звучала и писалась как КЛЫЖКА, правда, встречаются и другие вариации Клижка, Клыжкина, но неизменно оканчивается на букву «а». Имеется основание считать, что эта фамилия у рода была уже около 1770 года, а возможно, и ранее.

По метрическим книгам, хранящимся в Государственном архиве Черниговской области, фамилия Клыжка прослеживается до 1844 года, в списке казаков села значится Василий Данилов (сын) Клыжка, да и все другие казаки этого рода под фамилией Клыжка. Фамилия произносилась и писалась в родительном падеже.

Уже с начала 18 века казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 году они перешли в ведение военного ведомства; постепенно отпала необходимость в выборности войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством, а слободские казаки Манифестом императрицы Екатерины II от 28 июля 1765 года были превращены в войсковых обывателей. К концу XIX в. быт казаков Черниговщины устоялся, но дух прежней вольницы, смелых походов, лихих стычек с врагами по-прежнему кипел в их крови. Даже иностранец, французский инженер Боплан, долго живший на Украине, хорошо уловил дух вольного казачества. «Казаки, - записал он, - страстно любят свободу и смерть предпочитают рабству». Недаром о казаках в исторической науке сложилось устойчивое мнение как о «бесшабашных удальцах, которые легко переносят холод и голод, зной и жажду, в войне неутомимы, отважны, храбры или, лучше сказать, дерзки и мало дорожат своей жизнью» (Скрынников Р.Г. «Ермак». М. 1992). Вот почему обращение правительства к массовому переселению на Восток у казаков с. Берино пало на благодатную почву. Вполне вероятно, что именно желание получить землю и свободу было основной причиной, заставившей потомственных казаков из рода Клыжко переселиться в Южно-Уссурийский край, несмотря на предстоящие трудности бытия на новом месте.

Внук основателя рода Петра, Василий Данилович Клыжко, в 1886 году, в возрасте 56 лет, решился с семьей покинуть родину и поехать осваивать далекие земли. Его жене Агафии на момент переселения исполнилось уже 50 лет. С ними отправились трое их сыновей: Андрей, Косьма и Иван. Старший сын Андрей был женат, и в семье подрастала двухмесячная дочь Евгения.

Это был второй период заселения Дальнего Востока, начавшийся с 1883 и продолжавшийся до 1899 года, когда резко увеличилось число переселенцев. Оно было больше, чем за предшествующие годы. Вот что пишет об этом времени современный исследователь Л.Л. Рыбаковский: «...Среди переселенцев в Приамурский край значительный удельный вес занимают выходцы из центрально-черноземных губерний и с Украины, особенно из Черниговской губернии». Переселенцев привлекали свободные земельные наделы и значительные государственные льготы. Согласно закону в Южно-Уссурийском крае отводилось в пользование 15 десятин удобной земли на каждую душу мужского пола и не более 100 десятин на семью. Землю можно было приобрести и в собственность, уплатив по 3 руб. за десятину. В течение 5 лет переселенцы освобождались от государственных податей и повинности. (Рыбаковский Л.Л. «Население Дальнего Востока за 150 лет». М. 1990).

До Одессы семейство Клыжко добиралось, где на лошадях, а где по железной дороге, преодолев путь более чем в 600-700 км. В списках своекоштных переселенцев Черниговской губернии, отправляемых в Южно-Уссурийский край на пароходе Русского общества Пароходства и Торговли «Царь» 20 марта 1886 года, под номером 60 записан казак Василий Данилович Клыжко из с. Бирина Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 702. Оп. 5. Д. 495). Причем, впервые фамилия зафиксирована в именительном падеже. Как и при переселении, в Южно-Уссурийском крае в дальнейшем фамилия Клыжка претерпела также изменения, и в настоящее время потомки Василия Даниловича, живущие в Приморском крае и за его пределами, имеют фамилии Клыжко, Клышко, а женщины этого рода встречаются с фамилиями Клыжкова, Клыжова.

28 апреля 1886 года пароход «Царь» причалил к берегам бухты Золотой Рог г. Владивостока. Пароходы в Одессе комплектовались переселенцами одной губернии. Так, в той партии на судне «Царь» прибыли только черниговцы из разных уездов, всего 63 семьи (440 душ). Все они добирались своекоштным способом, т.е. за свои деньги. Всего в весенний заезд 1886 г. пришли из Одессы четыре парохода - «Царица», «Россия», «Санкт-Петербург», «Царь», на которых было отправлено 222 семьи (1742 души). Не все они выдержали тяготы морского пути - дорогой умер 51 человек.

Семья Василия Клыжко, состоявшая из 7 душ, внесла сумму залога 1140 руб. По окончании переселения в г. Владивостоке им был представлен расчет, и остаток денег возвращен. Так, по расчету, проезд по железной дороге с места жительства до Одессы составил 39 руб. 58 коп. Остаток по отчету исправника Руцкаго - 1100 руб. 42 коп. Платежи за услуги перевоза на пароходе с учетом питания составили на одного взрослого по 60 руб. и 40 руб. на ребенка (Ивана). Евгения, которой было два месяца, в расчет не бралась. Итого удержано было 340 руб. за перевоз семьи Клыжко на пароходе. Стоимость перевоза багажа составляла 5 коп. за весь груз. Остаток в сумме 760 руб. 34 коп. был возвращен Василию Даниловичу Клыжко на обустройство.

По прибытии во Владивосток переселенцев размещали по баракам. Заведующий переселением в Южно-Уссурийском крае Ф.Ф. Буссе перед приходом очередного судна объезжал поселения, выясняя, где и сколько осталось свободных мест, и предлагал их на выбор переселенцам.

Вот как писал о расселении вновь прибывших Ф.Ф. Буссе: «...Отправка переселенцев производилась по возможности быстро, поэтому продолжительность пребывания семьи в бараках больше зависела от времени посланного ею ходока. В общем надо считать, что последние переселенцы каждого эшелона оставляли город через три и редко четыре недели по прибытии парохода» (Буссе Ф.Ф. «Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893 гг. с картою». С-Пб. 1896). Переселенцами не только пополнялись уже обжитые поселения, но и образовывались новые деревни и села. Места для этих поселений предлагались им, или они могли выбрать сами.

Семья Клыжко выбрала для поселения село Владимиро-Александровское Сучанского участка. Наиболее удобный путь добраться из Владивостока до Владимиро-Александровки был морской. Благодаря сохранившемуся отчету Ф.Ф. Буссе по расселению переселенцев весеннего заезда 1886 г., известно, что «...желающие водвориться в Сучанском участке нанимали китайскую шаланду».

Название Владимиро-Александровское село получило от названия речек, между которыми оно расположено. Образовано в 1854 году (Анучин Г. «О переселении русских людей в Приморский край». Вып. 1. Б.г.). Массовое заселение с. Владимиро-Александровского закончилось в 1885 г., тогда было направлено на жительство 33 семьи (207 чел.), прибывшие eще за казенный счет. Из весенней партии 1886 г. были поселены только 2 семьи (13 душ), в том числе семья Василия Клыжко. В это время село относилось к Сучанскому участку Южно-Уссурийского округа и являлось его центром, с введением уездного деления село Владимиро-Александровское стало центром Сучанской волости Ольгинского уезда Приморской области.

В материалах обследования крестьянских хозяйств Приморской области в 1912 году имеются следующие сведения о селении Владимиро-Александровском:

«Селение расположено в долине при р. Сучане и Владимировке, в 130 верстах от г. Владивостока, в 75 верстах от ж. д. станции Кангауз. Через селение проходят следующие дороги: почтовая в пост Св. Ольги, тоже на Сучанский каменноугольный рудник, проселочная в Хмелевку и такая же в бухту Находка.

Участок отведен в 1890 г. на 82 номера. После первых засельщиков, прибывших в 1865 г., никто не переселился до 1885 г. Выбор места для поселения произведен ходоками. По прибытии на участок устраивали землянки и избы, лес для построек брали на своем наделе. Скот покупали у местных китайцев, инвентарь у них же или во Владивостоке. Первое время крестьяне занимались хлебопашеством. За все время существования из селения ушли только 3 семьи в другие места области. Бывали нападения на новоселов со стороны китайских хунхузов» (Меньшиков А. «Материалы по обследованию крестьянских хозяйств Приморской области. Т. IV. Описание селений. Саратов. 1912). По р. Сучан с моря к селению подходили шаланды с товарами. Летнее сообщение с селом осуществлялось пароходом из Владивостока. Время в пути составляло 16 часов.

По сохранившимся родовым преданиям, на первых порах жизнь у моря преподносила новичкам немало сюрпризов. В те годы рыбы - кеты ловилось много, да и стоила она очень дешево - 3 рубля воз. Переселенцы научились, как ее готовить, а вот что делать с икрой, не знали. Пытались варить, жарить... Икра лопалась, твердела и была невкусной. Они ее выкидывали. Потом узнали, что ее надо солить...

На момент переселения во Владимиро-Александровское Василия Клыжко с семьей в селе была деревянная церковь, построенная в честь иконы Владимирской Божией Матери. Таинство крещения, бракосочетания и отпевания совершал священник Григорий Прозоров.

Действовала в селе и церковно-приходская школа. Как свидетельствуют архивные документы, «школа была построена в 1888 г., но еще до устройства школы в бытность на Сучане Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича, крестьяне в разговоре упомянули о необходимости устройства школы, присовокупив, что желали бы (открыть ее) в память посещения Сучана Его Императорским Высочеством, на что Великий Князь выразил полное сочувствие к устройству школы и тут же приказал выдать крестьянам 100 рублей, которые и получил бывший в то время общественный староста Игнатий Пика. Деньги пошли на устройство школы» (РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 616). В этой школе училась и Евгения Клыжко, и многие другие из рода Клыжко. В 1894 г. крестьяне с помощью пристава приступили к реконструкции школы, используя деньги общества. В 1898 г. школу посещало 29 мальчиков и 13 девочек.

Имелась в селе и лечебница Сучанского участка. Вот ее описание из книги «Сельская медицина Приморской области за 1911 год»: «Лечебница на 6 кроватей, построена в центре села, близ горы, деревянное здание, с боковым коридором, имеет 5 палат, комнату акушерки и кухню. Квартиры врачу и фельдшеру нет. При лечебнице врач, фельдшер и акушер, прислуги двое». Эта книга находилась в медицинском отделе хабаровской выставки к 300-летию Династии Романовых в 1913 году.

О том, что с. Владимиро-Александровское уже в то время было политическим и культурным центром уездного значения, говорит следующий факт: в 1914 г. Государь Николай II утвердил положение «О Состоящем под ВЫСОЧАЙШИМ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА покровительством Романовском комитете» с целью «воспособления сирот сельского населения без различия пленен, состояний, сословий и вероисповеданий, а равно объединения правительственной, общественной и частной деятельности в этой области». В Южно-Уссурийском крае было создано 4 уездных отделения. Одно них - Ольгинское - с центром в с. Владимиро-Александровское, которое возглавил местный священник отец Петр Лапикен (РГИА ДВ. Ф. 702, Оп. 3. Д. 518).

В связи с ограниченностью земельных наделов заселение села было прекращено. Правда, еще в 1888 году, на освободившиеся земли, в связи с выбыванием, заселено 2 семьи (14 душ). Вблизи с. Владимиро-Александровского образовались поселения: Екатериновка, Хмыловка, Золотая Долина, Козьмино.

Род Клыжко был тесно связан с другими переселенцами: Pуденко, Громовыми, Алексеевыми, Соломенными, Колесниковыми, Горбачевыми, Касаткиными из с. Владимиро-Александровского; Косницкими из д. Унаши; Доман из д. Екатериновка, Федько из д. Хмыловка, с которыми делил заботы и радости бытия.

В дальнейшем род Клыжко, в связи с созданием новых семей; увеличивался и отпочковывался от родителей, расселяясь в эти вновь образованные села. Проживание рода Клыжко в с. Владимиро-Александровском первоначально, а в дальнейшем расселение его в села Екатериновку, Хмыловку, Врангель, Сучанский рудник, а затем уже в города Никольск-Уссурийский, Владивосток, Находку, Лесозаводск прослеживается по церковным метрическим книгам, где отражено рождение, бракосочетание и смерть. Был у рода Клыжко и свой хутор в 30 км южнее с. Владимиро-Александровского, в верховьях притока р. Глинки. Хутор с названием «Клышко» зафиксирован на топографической карте масштаба 1:84 000 съемки 1910 г. (Топографическая карта Южно-Уссурийской области, съемка 1910 г. масштаб 1:84 000). Память о роде Клыжко, осваивавшем свободные земли Южно-Уссурийского края, запечатлена и в географическом названии сопки с высотной отметкой около 380 м, расположенной южнее в 1-1.5 км от хутора «Клышко». Название сопки Клышко имеется на всех специализированных топографических картах масштаба 1:50 000.

Все трое сыновей Василия Даниловича Клыжко стали крестьянами Южно-Уссурийского округа Сучанской волости с. Владимиро-Александровского. В селе Владимиро-Александровском у них родились дети: у старшего Андрея Васильевича Клыжко и его жены Ксении Федоровны родился сын Федор (р. 1889г.), дочь Варвара (р.1891 г.), дочь Дарья (р. 1895г.), сын Александр (р. 1896); среднего - Косьмы и его жены Евгении Авксентьевны родились сыновья: Иван (р. 1891 г.), Федор (р. 1893 г.), Михаил (р. 1900) и дочери: Васса (р. 1896 г.), Елизавета (р. 1898 г.), Антонина (р. 1905 г.); младший сын Василия Даниловича Клыжко - Иван обручился в с. Владимиро-Александровском с Афанасией Трифоновной Фелько из д. Хмыловки. Таким образом, село Владимиро-Александровское стало родовым для потомков казака Василия Даниловича Клыжко.

Сведения о своих многочисленных предках и родственниках по крупицам долгие годы собирала летописец рода Татьяна Карповна Кушнарева, сама человек выдающийся - заслуженный геолог России, заместитель председателя Приморского краевого клуба «Родовед», автор книги «Янковские» о знаменитом польском роде, внесшем большой вклад в освоение Дальнего Востока (Кушнарева Т.К. «Янковские. Записки клуба «Родовед». Владивосток. 2008).

В результате кропотливых архивных изысканий, запросов в другие города и страны, поездок и встреч Т.К. Кушнарева вместе с сестрой Альбиной Карповной Цыганок составили летопись рода Клыжко и сейчас готовят книгу к изданию. Поучился солидный фолиант в 200 страниц большого размера. Установлено, что род Клыжко за время бытия на Дальнем Востоке породнился с 43 фамилиями, среди которых: Арсентьевы, Бугаевы, Волынские, Крыловы, Лесковы, Платоновы, Семиковы, Яковлевы и др. Среди них люди всех социальных слоев и положений: крестьяне, рабочие, служащие, военные, доктора и кандидаты наук, множество орденоносцев, есть даже Герой социалистического труда и лауреат Ленинской премии - геолог В.В. Онихимовский.

Более того, в ходе работы над летописью рода Татьяна и Альбина Карповны выяснили «тайну» рождения собственной матери, которая долгие годы скрывалась в семье по политическим мотивам.

Дело, по рассказу Т.К. Кушнаревой, обстояло следующим образом:

«С мамой, Розой Петровной Цыганок, урожденной Чмырь, я прожила всю жизнь, а это - полвека. Мне и всем родным было известно, как то и записано в паспорте, что мама родилась 30 сентября 1910 года в г. Никольск-Уссурийском. Крещена была православной верою, и при крещении получила имя София. День рождения мамы родственники всегда отмечали именно в день памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Несмотря на то, что «в миру» - на работе, в официальной обстановке маму называли Роза Петровна, ее отец и мой дедушка, Петр Леонтьевич, до самой смерти звал ее только Софьей, да и письма от старых друзей приходили на «первое» имя.

По семейным преданиям было известно, как произошла смена имени. После установления советской власти в моду по всей стране вошли так называемые «красные крестины». При вступлении детей в пионеры они должны были из «бочки счастья» тянуть опущенные туда на веревочках бумажки с записанными на них именами революционеров. Юная Софья вытащила листок, на котором стояло - «Роза Люксембург». Так потомственную казачку «перекрестили» в честь немецкой феминистки.

История эта в семье была известна, поэтому при составлении родословной искала в метрических книгах запись о рождении Софьи Петровны Чмырь, но не находила. Уже отыскались сведения о рождении в г. Никольск-Уссурийском других родственников, и, зная, что они жили в железнодорожной слободке возле вокзала, внимательно изучила метрические записи Никольской (вокзальной) церкви, прихожанами которой были бабушка - Евгения Андреевна, урожденная Клыжко, и дедушка, Петр Леонтьевич Чмырь. Но, к моему величайшему сожалению, записи о появлении на свет и крещении Софьи Чмырь обнаружить не удалось. Пересмотрела все метрические книги по г. Никольск-Уссурийский за 1910 год - тот же результат. Я терялась в догадках.

Как водится, истина приоткрылась случайно. В 1996 г. мы с сестрой Альбиной Карповной Цыганок поехали к родственникам в Хабаровск и Вяземский с целью собрать как можно больше документов, воспоминаний, легенд для семейного архива. У двоюродного брата Александра Александровича Яковлева среди бумаг встретили удостоверение, датированное 1 августа 1915 г., в котором засвидетельствовано, что наш дедушка Петр Леонтьевич Чмырь с 21 декабря 1908 г. по 1 августа 1915 г. работал механиком на паровой мельнице фирмы «В. Энгельбрехт и А. Шишко» в посаде Ядов Варшавской губернии Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи. Документ отчасти проливал свет на место рождения мамы, но нужно было найти документальное подтверждение.

Елена Андреевна Чмырь, урожденная Клыжко, с мужем Петром Леонтьевичем Чмырь и детьми: Верой, Софьей, Татьяной. Посад Ядов, 1912 г.При помощи М.И. Ефимовой, председателя Общества русско-польской культуры во Владивостоке «Гмина», направили запрос в Польшу о рождении Софьи Петровны Чмырь и ее брата Сергея. В июне 1997 г. был получен долгожданный ответ от директора отдела гражданских дел Воеводства Siedlce Марека Бялы и копии двух свидетельств о рождении Софьи и ее младшего брата Сергея. В одном из них значилось, что Софья Чмырь родилась 1 марта 1910 г. в Варшаве, отец ее Петр Чмырь, а мать Евгения. Так была раскрыта тайна о рождении нашей мамы - Софьи Петровны Чмырь.

Возникает резонный вопрос: что же заставило родителей изменить дату и место появления на свет детей? По моему мнению, логика поступков дедушки и бабушки такова: началась Первая мировая война, поляки рвались к независимости, поднялись антирусские настроения, шла эвакуация русских. Петр Леонтьевич с семьей вернулся в Приморье, где уже пустили прочные корни родители Евгении Андреевны - переселенцы из Черниговской губернии 1886 года. По возвращению на родину Петр Леонтьевич и Евгения Андреевна с детьми обосновались в г. Никольск-Уссурийский, где жили бабушкины родственники - мать, брат, сестры. Построили собственный дом по ул. Владивостокская, 19. В 1922 г. советская власть докатилась и до Приморья. Родители решили уберечь детей от вполне возможных будущих репрессий, поэтому в новых документах изменили им место и дату рождения, выбрав для дочери 30 сентября - день памяти святой Софии. Таинственная легенда стала историческим фактом нашей родословной, о чем теперь знают все родственники», - заключает свой рассказ Т.К. Кушнарева.

Судьба разметала род Клыжко: часть так и продолжает жить в Черниговской области, ставшей частью независимого государства Украина; потомки представителей рода, переселившихся в Южно-Уссурийский край, также разъехались в разные уголки бывшего СССР: Кишинев, Джамбул, Киев, Москву, Санкт-Петербург, иные отбыли в очень неблизкое зарубежье, но до сих пор на Дальнем Востоке, в том числе и в Приморском крае, живут потомки казака Василия Клыжко, внося свой вклад в освоение и процветание Дальней, но всегда сердечно близкой России.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Dimon-777 : Клышка
2013-01-13 в 02:09

Добрый вечер. Я живу в Киеве, но мои корни идут с Черниговской области, с хуторка Клышки, хотелось бы знать, не являэться описаный ваш род, мне каким либо родственным. Знаю что моего прапрадеда звали Антон Клышка, он родился где то в 1870 годах.В Ичнянском районе они жили на этом хуторе.
9. dina : Re: «Встречь солнцу…»
2012-04-21 в 10:15

Здравствуйте,маю прабабушку звали Клышкова Варвара Павловна 1895 года рождения в замужестве Сугай родом из черниговской облости, проживала в с.Милоградово там и были раскулачены!!!имеется много фото!! хотелось бы знать являеться она родственницей!!!!!
8. Valeriya2 : Re: «Встречь солнцу…»
2012-01-09 в 00:27

Спасибо Вам огромное за столь интересную и познавательную статью. Мои предки - Рябоконь и Самойленко то же переселились с Украины на Дальний Восток. Пароход "Царица" :)
7. Проскурина Ирина : Re: «Встречь солнцу…»
2011-03-13 в 20:26

С огромным интересом прочитала вашу статью Мой дед пришел из Черниговской области в одно время с вашим.Возможно в своих поисках вы встречали упоминания об Иване Кожухове.Буду очень благодарна, если ответите на мой эл. адрес. .
6. Лилия Ивановна Любченко : Эта история и про мою семью
2011-02-24 в 08:04

Статья не только познавательная, но и бесконечно полезная. Я родилась в Никольск-Уссурийске, а закончу свои дни в Австралии.
Мой дед переселился из Полтавской губернии в Никольск-Уссурийский до 1900 года. Семья жила в железнодорожной слободке, 3-й или 4-й дом от дамбы. Все дети были крещены, видимо, в Никольской (вокзальной) церкви. Подскажите,где хранятся метрические книги этой церкви.
Благодарю Вас за интерес к истории не только России, но и её простых граждан.
Прошу ответить, при возможности, на мой электронный адрес.
5. Клыжко Геннадий Владимировичь : Re: «Встречь солнцу…»
2011-02-13 в 04:59

давайтепознакомимся ведь наша фамилия единственная ко мне даже приходили из музея Арсеньтьева
4. Геннадий ВЛАДИМИРОВИЧ Клыжко : Re: «Встречь солнцу…»
2011-02-08 в 18:09

очень было интересно узнать о происхождении своей фамилии Клыжко
3. Клыжкор Фёдор Павлович : Род Клыжко?
2011-01-29 в 11:57

Спасибо большое за статью. Очень интересно было узнать о роде Клыжко.
Мои предки с Украины во время ВО, были переселены в Киргизию. Я о моих предках ничего не знаю. Думаю что корни те же. Сейчас я живу на камчатке, и не знал, что у меня есть однофамильцы, а может и родственники.
2. Макаренко Павел Иванович : Переселенцы в Приморский край
2011-01-18 в 09:32

Для меня этот материал не просто интересен. У меня мои родные уехали в Приморский край в то время. Об этом я узнал лищь сейчас. Как оказалось брата моего деда репрессировали и растреляли в 1938 году в Уссурийске, потому и нет никакой информации, даже никто из семьи не отважился говорить об этом. А теперь уже некому... У меня есть к автору несколько вопросов, если не сожно отпишитесь на мой эл.адрес, потому как я вашего не знаю. Спасибо за материал!!!
1. Роман В.С. : Re: «Встречь солнцу…»
2010-11-17 в 01:32

Спасибо. Всегда очень интересно и трогательно читать такие живые повествования, когда спрягаются истории рода и Отечества. Пространство и время словно исчезают и ощущается единство. Хочу вот попробовать и свою родословную поближе узнать. Не уверен, что смогу копнуть глубоко, но хоть что-то надо узнать. Есть такая потребность, особенно когда живёшь на далёкой Камчатке. Хочется быть ближе, пусть не расстоянием, но через память. Это ведь сближает.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме