Святой благоверный князь Александр и любители «альтернативной истории»

Ответ на статью «Александр Невский и его брат Андрей»

0
449
Время на чтение 23 минут

Мною давно замечено, что у боевых офицеров, у тех, кто воевал, терял боевых товарищей, побеждал серьезного врага, всегда особое, глубокое и серьезное отношение не только к войне, но и к жизни, в том числе и к истории нашего Отечества. Оно разительно отличается от отношения и к войне и к жизни, и к истории России той части наших патриотов, что до сих пор будто бы продолжает играть в пионерскую «Зарницу». Статья Владимира Куковенко заставила вновь об этом задуматься.

Странно обвинять святого Александра Невского в недостатке боевого духа и мужества, противопоставляя благоверному князю младшего брата - Андрея Ярославича. Это, по меньшей мере, свидетельствует о том, что автор относится к нашей истории, как компьютерной игре в стиле «фэнтези». Вся статья напоминает модные сегодня попытки создать «альтернативную историю».

Владимир Куковенко, пытаясь сказать добрые слова о младшем сыне Ярослава Всеволодовича, почему-то счел необходимым обвинить в малодушии и предательстве Александра Ярославича. Желание Куковенко вроде бы благое - Русская земля должна помнить своих героев. Князь Андрей действительно храбро сразился с завоевателями, был разбит, вынужден был бежать в Скандинавию. Владимиро-Суздальская земля была разорена татарскими полчищами Неврюя. Затем князю Андрею удалось вернуться на Русь, благодаря помощи Александра Невского, который примирил его с татарами и дал в княжение Суздаль. Князь Андрей Ярославич один из тех храбрых и гордых русских князей, которые не могли смириться с властью монголов: «Лучше мне бежать в чужую землю, чем служить татарам!». Народ Владимирско-Суздальской земли уцелевший после нашествия в чужую землю бежать не мог.

Князь Андрей Ярославич несомненно был храбрым витязем. Но, воздавая должное «безумству храбрых», порыву горячего князя Андрея, не обязательно обвинять в малодушии старшего Ярославича, того, кто сохранил истинное мужество, трезвый ум и заложил основы будущей победы над Ордой.

Думаю, что Куковенко не относится к тем либералам, которые, исходя из собственного опыта и состояния собственной мелкой души, видят в поступках князя Александра лишь жажду власти и корысть. В храбрости победителю шведов, тевтонов и литовцев тоже никто не сможет отказать. Что же тогда заставляет автора обвинять князя Александра Невского в малодушии?

Наверное, страстное желание видеть иной историю своего Отечества. Мне тоже с детства были очень близки и понятны чувства автора любимых мною исторических баллад Алексея Константиновича Толстого: «Когда я думаю, что монголы сделали с Русью, то мне хочется кричать от боли!». Хотелось, чтобы Древняя Русь оставалась единым целым рыцарского христианского мира, где на пирах звучали арфы скальдов, трубадуров и гусли русских певцов-боянов, доблестные рыцари и витязи ломали бы копья на турнирах и воинских ристаниях. И не было бы никакого азиатского ига над Русской землей.

В «альтернативной истории» действительно это возможно. Возможно все, вплоть до объединения русских витязей с тевтонскими рыцарями и полного разгрома монгольских полчищ на берегах Онона и Керулена. Дети тоже, бывает, искренне восклицают: «Эх, нам бы на Калке с десяток пулеметов!»

Но настоящая история Руси была и невероятно трагической и славной одновременно. В детстве читая книгу «Ратоборцы» Алексея Кузьмича Югова, я всегда испытывал невероятную боль, доходя до того момента, когда Александр Ярославич вынужден был поклониться монгольскому хану. Тогда я еще не мог осознать, что это был подвиг не меньший, чем разгром шведов и тевтонов. В детстве трудно понять, что «полагать душу за други своя» можно не только на ратном поле.

Святой благоверный князь Александр НевскийСвятой блгв. князь Александр Невский, митрополит Кирилл, св. блгв. князь Димитрий Донской и прп. Сергий - это и есть Россия, Святая Русь. Не вымышленная страна из «альтернативной истории». У автора статьи прослеживается явное стремление разделить Русскую Церковь и Русский народ. Но именно во времена ордынского ига эти понятия слились. И стали русские смерды-земледельцы - «хрестьянами».

Церковь и иго иноплеменников

В статье Владимира Куковенко отчетливо видна главная мысль автора - Русская Православная Церковь, наученная греками ненавидеть Латинский Запад, ради возможности молиться по греческому обряду благословила свой народ склониться под власть язычников-монголов. И именно Церковь, прививая народу рабские привычки, заставила народ почитать послушного завоевателям князя Александра Ярославича. Это обвинение Православной Церкви в том, что она всегда старательно прививала русскому народу покорность «эксплуататорским классам» было очень модным у лекторов научного атеизма. Либералы упорно обвиняют Церковь в том, что она была «служанкой деспотического режима».

Спорить с такими людьми очень сложно. Желание сохранить чистоту неповрежденной православной веры, т.е. стремление сохранить в мире истинную Церковь Христову, для них непонятно - мыслят в совершенно иных категориях. Такое отношение к вере и Церкви вполне объяснимо для интеллигента ХХ века. Но совершенно невозможно и неприемлемо для таких людей, как митрополит Кирилл, св. Александр Невский, и Даниил Галицкий. В средневековье к этому относились гораздо серьезней. Веру и верность Богу в то время считали главной основой своей жизни.

Отношение Церкви к той страшной катастрофе, что обрушилась на Русь в ХШ веке, ясно прозвучало в слове святителя Серапиона Владимирского.

Из лежащего в руинах и пожарищах Владимира, как из незримого Светлого Китежа, доносится в те годы голос епископа Владимиро-Суздальского и Нижегородского Серапиона. По всей Руси, в списках, расходятся «Слова» святителя.

«Что речем, что отвечаем? Страшно есть чада впасть в гнев Божий...», - обращается епископ Серапион к русским людям. - «Какие казни от Бога не восприняли? Не пленена ли земля наша? Не взяты ли наши грады? Не пали ли отцы и братия наша? Не ведены ли жены и чада наши в плен? Не порабощены ли оставшиеся горькою работою от иноплеменных?»

«Кто же нас до сего довел?» - спрашивает владыко. И отвечает - «Наше безверие и наши грехи, наше непослушание, нераскаянность наша!»

С болью перечисляет епископ грехи русских людей: «Ложь, клевета, грабежи, воровство, разбои, сквернословие, прелюбодейство, зависть, злоба, ненависть, жадность». Страшными грехами считает епископ лихоимство и безжалостное ростовщичество, немилостивые суды. Как же все это напоминает сегодняшнее наше состояние!

И святитель Серапион призывает русских людей к покаянию: «Молю вас, братия моя, каждого из вас; вникните в помыслы ваши, узрите очами сердца ваши дела - и возненавидьте и отриньте их, к покаянию придите!»

Святитель в эти скорбные годы утешает русичей, убеждая в неоскудевающей любви и милости Божией к грешникам: «Господь ждет нашего покаяния, миловать нас хочет, хочет избавить от беды, хочет от зла спасти!»

«Владыки нашего самая важная заповедь - любите друг друга, милость имейте ко всякому человеку, любите ближнего своего как самого себя. Всегда пребывая в любви, спокойно мы заживем!» - от исполненного любви к Богу и людям сердца призывает святитель Серапион русских людей.

И Русская земля в годы сурового наказания Божия( наказ - урок, вразумление), в годы иноплеменного ига ответила на призыв святителя явлением прп. Сергия Радонежского.

Сегодня, как и в ХIII веке, Россия находится в очень сложном положении, именно из-за распространения тех грехов, о которых говорил свт. Серапион. Мы вновь оказались под игом «царства скверного и глухого» - под игом тех, кто поклоняется золотому тельцу. Сегодня те же баскаки, «башафары»-давители выкачивают дань. Методы новые, но смысл тот же: «у кого денег нет, у того дитя возьмет». Не так ли поступают современные ювенальщики? И так же, как ордынцы, растлевают душу. В то время ордынцы стравливали между собой русских князей, каждый из князей вынужден был выживать, думать о благе своего княжества - о будущем своих детей. Сегодня людей заставляют выживать в «конкурентной борьбе свободного рынка».

А прп. Сергий учил главной заповеди «любите друг друга». И прп. Андрей Рублев воплотил это обращение прп. Сергия «взирая на любовь Пресвятой Троицы побеждать ненавистную рознь мира сего». И когда народ научился следовать святому Сергию, научился «преодолевать ненавистную рознь мира сего», то не только иго иноплеменников сбросили, но и великую Православную Державу создали.

Обращаясь к нашему времени, можно сказать, что нынешнее иго русским людям сбросить удастся, когда произойдет победа над игом грехов, которые наши сердца держат в плену. Святитель Серапион Владимирский и к нам обращается. До тех пор, пока не «победим себя», бесполезно уповать на победу в борьбе с «масонами-патиссонами» и «антинародным режимом». Как только Господь увидит, что мы усвоили нынешний урок-наказание - все изменится. Когда сердца хотя бы части русских людей будут готовы на жертву ради Бога и Отечества, то будет посланы Минин и Пожарский. А пока братолюбию учиться приходится. И многие из нас еще не определились в своем сердце, чего больше хочется - спокойной «комфортной жизни», или все же желаем «иноплеменное иго» сбросить. Нынешние «сыроядцы», их власть над Россией в ХХI веке, власть современного «царства скверного и глухого» также попущены Господом для нашего вразумления и исправления. А жертва угодная Богу одна - «сыне, даждь Ми сердце твое».

Русь и Западная Европа

Автор статьи в мечтательных версиях «альтернативной истории» представляет, как русские, если бы согласились принять помощь западных братьев-христиан, могли разгромить азиатские орды. Любому историку, знакомому с реальностью ХIII века ясно, что помощь никто оказать не мог, да и не думал.

Сегодня, наверное, всем понятно, что от Запада никакой помощи в борьбе с современным игом также ждать не приходится. В «доброй старой» Европе протестантских и католических священников преследуют в уголовном порядке за попытку назвать грех грехом, содомиты ходят парадами у Кельнского собора и Собора Парижской Богоматери, а христианские храмы продают как «нерентабельную недвижимость» под рестораны, или мусульманам под мечети. Там иго еще крепче, хотя и большевиков не было. И на всех встречах добрые западные христиане говорят, что все надежды на избавление связывают только с Россией.

Конечно же, больно видеть то, что происходит, и «священные камни Европы» нам дороги. Не хочется видеть мечеть в Париже на месте собора Богородицы. Восточные христиане, как и западные, все же братья во Христе. Несмотря на неприятие ереси экуменизма не согласиться с эти нельзя. Думаю, что искренне верующий ирландец-католик, француз, поляк, лютеранин-германец, белый англосакс-протестант из США всегда будет ближе нам, чем мусульманин-араб, китаец, представитель африканских культов, либо поклонник каббалы.

И в ХIII веке Киевская Русь, вне всяких сомнений, была единой частью Христианской Европы, как и православная Восточно-Римская империя, православные Сербия и католические Польша, Англия и Швеция. Общая материальная культура, особенно близкая с Северной Европой, общее христианское мировоззрение с сохранившимися элементами славянского, германского и кельтского язычества. Русь была тесно связана не только с Византией, но и со всеми странами Западной Европы. Киевская Русь, разумеется, и была и ощущала себя частью единой христианской Европы. Об этом говорят не только тесные династические браки русского княжеского дома с королевскими домами Европы, но и обширные культурные и торговые связи между Русью и европейскими королевствами. Особенно тесными были связи Господина Великого Новгорода и Пскова с Ганзой и Скандинавскими странами. И в Западной Европе к русским князьям относились с почтением. Вспомним, с каким уважением принимает русского игумена Даниила в Святой земле король Балдуин. И ставит русский игумен на Гроб Господень лампаду за «всю Русскую землю».

Но в ХIII веке уже произошло разделение Православной Церкви и латинского Рима. Был безжалостно разгромлен и разграблен западноевропейскими рыцарями Константинополь, создано Латинское королевство на землях Восточно-Римской империи. Разгром Константинополя поражает своей бессмысленной жестокостью к православным ромеям и теми страшными кощунствами, что совершали крестоносцы.

Конечно же, власть Золотой Орды во многом нарушила связи русских с западными христианами, оторвало Русь от Европы. Но в значительной степени единство христианского мира было нарушено расколом Церквей. Т.е. для православных - отпадением западных христиан в латинскую ересь.

Можно ли было уврачевать это разделение? Во всяком случае, князь Даниил Галицкий вполне мог надеяться на обещание римского папы созвать Вселенский собор, на котором состоится примирение Западной и Восточной Церкви. Папа желал соединить «русские королевства» вместе с западноевропейскими королевствами под властью Рима.

Наверное, не только князь Даниил Галицкий, но Александр Невский, другие русские князья могли в те годы сказать «о, злее зла честь татарская!». И потому, никто не осуждает горячего, но слишком «поспешного» младшего Ярославича. Кстати, образ рыцарственного и храброго князя Андрея Ярославича у Югова в «Ратоборцах» написан с огромной симпатией и любовью.

Мне кажется, что Владимир Куковенко в своей статье зря пытается отстоять честь Андрея. Младшего Ярославича никогда и нигде не описывали, как отрицательного героя Русской истории. Также с огромной любовью был описан Юговым в «Ратоборцах» великий государственный деятель, герой Русской истории, доблестный и благородный князь Даниил Галицкий. Даниил Романович вызывает восхищение потомков своей рыцарской доблестью, многими трудами и подвигами на благо Отечества. Но, повторяю, трагедией Юго-Западной Руси стала ее судьба после смерти князя Даниила Галицкого. Галицко-Волынское княжество было разделено между западными соседями - Польшей, Венгрией и Литвой. И в этом нельзя не увидеть определенный промысел Божий и вразумление одновременно. Как и в том, что объединить Русь Господь благословил потомков младшего сына Александра Ярославича - св. Даниила Московского.

Напомню слова из послания Даниила Галицкого папе Римскому: «Требую войска, а не королевского венца - украшения суетного, пока язычники властвуют над нами!». Но римский папа уже понял, что князь Даниил не пойдет на унию, до того, как состоится Вселенский собор, на котором произойдет обещанное примирение Церквей. И поэтому, прислав корону, даже не попытался поднять западноевропейских рыцарей в Крестовый поход на татар. Князь Даниил Галицкий, в отличии от римского первосвященника, вел себя вполне честно и по отношению к Православной вере и по отношению к Риму. Но был обманут.

Потому-то Александр Ярославич и прославлен Церковью: он был не только доблестный полководец и храбрый витязь, как Даниил Галицкий, но сподобился увидеть и исполнить в те страшные для Руси годы волю Божию. Для этого необходима была великая мудрость государственного мужа и великое смирение, чистота сердца. «Чистые сердцем Бога узрят». И святость Александра Невского вовсе не укор Даниилу Галицкому. Хотя, может быть, и в упрек Андрею Ярославичу.

Должен сказать, что никогда не поверю в то, что князь Александр доносил на младшего брата в Орду и сам привел на Андрея татар Неврюя. Не сочетается это совершенно с остальными поступками и житием святого благоверного князя. Есть различные домыслы и версии историков, но есть и правда Божия, которую народ чувствует сердцем. Так было в наши дни и с оклеветанным Царем-Мучеником. Многие из русских людей, не дожидаясь документальных опровержений клеветы, сердцем чувствовали, где правда, а где ложь о святом Царе.

Незначительные стычки на западных рубежах Руси?

Теперь хотелось бы несколько слов об угрозе с Запада. Куковенко считает, что сражения со шведами и тевтонами были незначительными стычками. Но необходимо хорошо представлять численность средневековых армий, чтобы рассуждать о том, представляли ли пять тысяч шведов, пришедших в устья Невы, серьезную угрозу. В то время дружина русского князя, как и подобного западноевропейского властителя, составляла обычно от нескольких десятков до нескольких сотен дружинников. Русская старшая дружина - бояре, соответствовали баронам, младшая дружина - гридни, отроки соответствовали рыцарям, оруженосцам, профессиональным наемным воинам. В случае войны собиралось городское ополчение, которое в зависимости от величины города могло составлять от нескольких сотен до двух-трех тысяч воинов. На Руси созывали и земское ополчение. В отличие от Западной Европы русские крестьяне больше напоминали скандинавских бондов, или английских йоменов, оружием владели и были довольно серьезной боевой силой.

Но, в любом случае, даже если шведов было, скажем, не пять, а две-три тысячи профессиональных бойцов, то угроза Биргера - «Я в твоей земле. Пришел пленить твою землю. Если можешь - сопротивляйся», - вовсе не была пустым бахвальством. И то, что юный князь Александр бросился на шведов только со своей дружиной (явно немногочисленной) и небольшим отрядом новгородцев, не дожидаясь сбора ополчения, способствовало внезапности удара, полному разгрому шведов и небольшим потерям русских. Потому и орденом Александра Невского в Великую Отечественную войну награждали командиров за блестяще проведенные операции, в которых малыми силами с небольшими потерями наносили поражение врагу.

Достаточно почитать русские летописи и западноевропейские хроники, чтобы понять численность сражавшихся и уровень потерь. Счет обычно шел на десятки, редко на сотни убитых. Тысячи погибали лишь в самых крупных сражениях. Самые страшные потери на Руси известны в битве при Липице, где сражались ополчения и дружины нескольких княжеств. Погибло 9 872 человека. Эти огромные потери поразили летописца. Но, судя по всему большинство павших при Липице были ополченцами.

Поэтому, вспоминая разгром Ливонского Ордена на Чудском озере, мы должны понимать, что это была действительно «злая сеча», и Александр Ярославич устроил орденскому боевому клину-свинье на льду озера именно «побоище».

По летописным данным «400 немцев было убито, 50 взяли руками». Немцы утверждают, что погибло всего 20 орденских братьев и 6 попало в плен. В этом нет противоречия. Русские не обязаны были разбираться кто из рыцарей, изрубленных русскими мечами и секирами, принял монашеские обеты, став одним из орденских братьев, а кто был «гостем Ордена», т.е. прибыл, чтобы воевать с русскими «еретиками» ради чести и добычи. Среди погибших могли быть те, кого именовали союзными рыцарями. Историки, работающие с русскими летописями, знают, что летописцы не имели привычки преувеличивать число погибших врагов. В Европе в то время в сражениях рыцари погибали единицами, много - если гибли десятки тяжеловооруженных всадников. На Руси княжеские дружины также насчитывали обычно несколько десятков бояр и несколько сотен дружинников-профессионалов. Как и на Руси в те годы в Европе отряд из 50 рыцарей и нескольких сотен оруженосцев и кнехтов считался очень внушительной силой. Историк Владимир Леонидович Махнач справедливо замечал, что Константинополь, крупнейший и богатейший город, столицу Восточно-Римской империи в 1204 году взяли 4 тыс. рыцарей, 9 тыс. оруженосцев и 20 тыс. пехоты - огромная по тем временам армия, собранная со всей Европы для Крестового похода в Святую землю.

А потому, писал Махнач, разгром на Чудском озере в апреле 1242 года орденского войска и отряда дерптского епископа, войска состоявшего по мнению исследователей из 2-х - 2, 5 тыс. рыцарей, которых должны были сопровождать примерно 4- тыс. оруженосцев и несколько тысяч пехоты собранной из ополчений чудских племен, мы несомненно должны считать разгромом крупной и мощной, по тем временам, европейской армии. Кстати ополченцев из чуди, перебитых во время побоища, не считали - «а чуди пало без числа».

Гибель на Чудском озере нескольких сотен рыцарей (повторяю, это не братья, принявшие обеты) потрясла Орден, его мощь была подорвана страшным разгромом. Потеря в одном сражении такого количества воинов-профессионалов оказалась невосполнимой. И тем же летом в Новгороде появились послы Ордена с просьбой о мире и обещанием «есми зашли мечом Псков, Водь, Лугу, Латаголу, и мы ся того всего отступаем».

Во всяком случае, можно не сомневаться, что Ливонский Орден в битве на льду Чудского озера потерпел сокрушительное поражение. И это поражение решило на ближайшие десятилетия исход жестокого противостояния Ордена и Северо-западных земель Руси.

Судьба славянского Поморья

То, что происходило на западных границах Руси, не было случайными стычками русских с Орденом, схватками между соседями за пограничные земли. Это было планомерное и методичное движение Ордена на Восток, продолжение того знаменитого «Дранг нах Остен», в ходе которого были уничтожены вожди племен всего славянского Поморья, а население этих земель методично частью истреблено, частью онемечено.

Вспомним о том, что в Поморье находились древнейшие святилища славян, именно из земли варягов - воинственных прибалтийских славян и прибыл в Новгород внук Гостомысла, сын его дочери Умилы - Рюрик. Новгородские словене были очень близки с племенами балтийских славян. Об этом и в ХIII веке на Руси помнили хорошо. Земли славян Поморья отличались изобилием и богатством. Обширные земли на южном побережье Балтики по течению рек Лабы-Эльбы, Одры и Вислы со множеством рек, озер, морских заливов, славились плодородием. Немецкие хроники с изумлением описывают изобилие и богатство славянских земель, множество больших городов, в которые съезжались купцы со всего мира. Знаменитое святилище Святовита Аркона находилось на о. Руян-Рюген. Волин, Щецин, Ратибор были крупными городами. Прибалтийские славяне были воинственны, славились своей храбростью и ратной доблестью, именно они были в свое время грозой Варяжского моря. В Волине было пристанище знаменитых йомс-викингов.

Но славяне-язычники даже перед угрозой страшного натиска не прекращали постоянной междоусобицы. Упорно и мужественно отбиваясь от германцев, поморские славяне продолжали не менее ожесточенно сражаться друг с другом. Рим объявлял Крестовые походы на славян-язычников. И на помощь войскам Германской Империи стали стекаться отряды европейских рыцарей. Даже отважные чешские и польские рыцари вместе с германцами шли на войну с язычниками, своими же братьями славянами. И постепенно (по одиночке) храбрые племена были сокрушенны методичным натиском германских рыцарей. Напомним тактику германцев - истреблять вождей и жрецов (часто это делали вероломно), а затем онемечивать оставшихся. Реликт прибалтийских славян - чудом сохранившаяся община лужицких сербов в Германии.

В конце XII века племена руян, ободритов, рарогов, вагров, лютичей, поморян были частью истреблены, частью онемечены. Принявшие крещение князья и старейшины стали ландграфами и баронами новых германских земель. Вслед за католическими монахами-миссионерами и рыцарями на славянские земли двигались немецкие купцы, крестьяне-колонисты.

Итак, в ходе германского методичного натиска на Восток под напором германских рыцарей исчезли земли храбрых прибалтийских славян-язычников, так и не сумевших сплотиться в борьбе с могущественным врагом. На месте славянских городов Липеня стоит Лейпциг, Микулина Бора - Мекленбург, Бранибора - Бранденбург - столицы новых маркграфств Германской империи, на месте славянского города стоит и Берлин. Остров Аркона, где находилось древнее святилище славян (остров Буян наших сказок) стал немецким Рюгеном. Исчезли затем и племена родственных славянам и литовцам пруссов, соседей поморских славян на балтийском побережье. На их землях возникла воинственная германская Пруссия.

Для нас это события и повести древних времен. Но для русичей ХIII века это были воспоминания о недавней гибели под мечами германцев близких родичей. В Пруссии в те годы еще шла упорная борьба с тевтонами. В Новгород родичи жителей Прусского конца города приносили свежие свидетельства о жестокости завоевателей. Конечно, рыцари-крестоносцы в фильме Эйзенштейна бросающие в огонь младенцев в захваченном Пскове - художественный вымысел. Но о безжалостности и жестокости германских рыцарей в Прибалтике, о том, как они обращались с латышами, ливами и эстами хорошо известно из немецких хроник. На Руси тоже старались крестить языческие племена, карелов, весь, мурому и мерь, были и свои мученики от язычников среди монахов-просветителей, и князья сурово карали язычников, виновных в гибели миссионеров, но все же никогда подобной жестокости не было.

Кстати, устав ордена Меченосцев, как и Ливонского, был списан с устава рыцарей Храма Соломона - тамплиеров. Не случайно русский летописец именует их иногда «соломоничами». О связях храмовников-тамплиеров с темной силой, их увлечениях магией и волхованием в Европе говорили многие, и есть свидетельства, что эти слухи подтверждались.

Балтийские славяне погибли в борьбе с германцами, так как не приняли Христа, иначе из отдельных племен могло бы быть создано славянское государство не менее крупное и сильное чем Польша, или Чехия. Почему этого не произошло, мы никогда не узнаем. Возможно, в Поморье, где находились многие древние святилища славян, слишком сильным было язычество, возможно манера проповеди латинских миссионеров препятствовала прибалтийским славянам принять Благую Весть.

Разумеется, русичи были христиане, как и рыцари, сражавшиеся с балтийскими славянами и пруссами. Но, думаю, на Руси не могли равнодушно относиться к гибели родственных славянских племен под натиском германцев. Надо заметить, что даже католики поляки с трудом, вместе с литовцами и отрядами западнорусских княжеств сумели под Грюнвальдом остановить натиск на Восток своих братьев по вере, рыцарей католического Тевтонского Ордена.

Поэтому, когда Сталин в 1945 году сказал о том, что победой закончилась вековая борьба славянских народов с германскими завоевателями, он вписал Победу в Великой Отечественной войне в контекст широкого исторического полотна.

Помощь Запада

В то же время, когда римский папа пытался обмануть Даниила Галицкого, обещая Крестовый поход на татар, в Господин Великий Новгород также прибыло посольство из Рима. Два кардинала, Гольд и Геменд, вручают послание папы Иннокентия князю Александру Ярославичу. Новгородскому князю Рим торжественно обещает поднять на татар всю Европу, если Русь признает власть римского первосвященника.

Но святой благоверный князь Александр привык беседовать со слугами папы - «римлянами», «папежниками», как именовали их летописи, не на богословских диспутах, а в споре мечей на Неве и на льду Чудского озера.

И на сладкие, полные лести и лукавства речи кардиналов звучит ясный и твердый ответ Русского князя. Ответ, который в Риме затем будут слышать от Русских людей на протяжении столетий. И в XIII веке, при папе Иннокентии, и в XX веке при папе Иоанне-Павле: Русская земля приняла веру Христианскую не из Рима, а в чистоте апостольской. И хранит веру в этой чистоте. «И от первого собора до седьмого, вся сия нам добре ведома, а от вас учения не приемлем!»

Получив ответ князя Александра, Римский папа Иннокентий, отбросив лицемерные речи, немедленно приказывает всем католическим епископам вновь проповедовать Крестовый поход - поход против Русских!

Напомним, до того папский легат Вильгельм два года ездил по Дании, Швеции и Норвегии, собирая Крестовый поход. Шведы объявляют «ледунг» - собирают ополчение, чтобы вместе с датскими рыцарями исполнить волю Рима. Поход на Русь возглавляют правитель Швеции ярл Ульф Фаси и зять короля ярл Биргер Фольконунг. Шведы знали о гибели в битвах с татарами русских дружин. И не случайно шведский полководец ярл Биргер, высадившись с сильным войском в устье Невы, не сомневаясь в скорой победе, посылает в Новгород к юному Александру Ярославичу гонца с заносчивым посланием: «Я в твоей земле. Пришел пленить ее. Если можешь - сопротивляйся!»

Папа Римский хорошо знал о бедственном положении Руси и явно торопил Орден, требовал от Ливонских рыцарей немедленно совершить поход на Русь. Дерптский епископ Герман первый собирает рать, поторапливая орденских братьев. Рыцари из Саксонии и Вестфалии, из других германских земель, прибывали в прибалтийские замки. Собирались и добровольцы-рыцари из земли Фризов, из Англии и Франции. И в это же время Тевтонский Орден, отвлекаясь от покорения Пруссов, повернул свои рыцарские отряды на юго-восток и на реке Западный Буг захватил пограничный город Галицко-Волынской Руси Дрогочин.

Мы видим, что Ливонский Орден и шведские рыцари по благословению Римского первосвященника почти одновременно ударили на Русь.

Риму в те годы в натиске на обессиленную монгольским нашествием Русь удалось собрать огромные силы. Совершали набеги на Русь и литовские дружины. Литовские племена в то время объединил жестокий и хитрый Миндовг, льстиво принявшим крещение. И Литва также получила благословение Папы Римского «воевать землю Русских», Тевтонский орден, Меченосцы и Ливонский Орден, шведы и датчане - казалось, одновременного удара всей этой грозной силы Северо-Западной Руси, псковичам и новгородцам, не выдержать. Северо-Западная Русь вполне могла разделить судьбу славянского Поморья.

Но милостив Господь, в час испытаний Он посылает Русской земле великого воина, святого князя-витязя. В Александре Ярославиче сочеталось лучшее, что было в благородных, храбрых, воинственных и одновременно благочестивых мономашичах.

Александр Ярославич разгромил шведов на Неве, а затем на Чудском озере, близ Вороньего камня, устроил Ледовое побоище, не битву, а именно «побоище», знаменитой, закованной в броню «свинье» - железному и грозному строю могучих германских рыцарей. После сокрушительного разгрома у Ливонского Ордена на много лет, несмотря на настойчивые призывы Рима, пропадет желание продолжать свой планомерный «Дранг нах Остен» - натиск на славянский Восток.

А другой доблестный мономашич Даниил Галицкий, узнав о захвате Тевтонским Орденом Драгочина, сказал: «Не хорошо «соломоничам» держать нашу отчину» и, разгромив тевтонов, приведет пленными во Владимир-Волынский «магистра Бруно и много вои». А затем на в битве у Ярослава на реке Сан нанесет сокрушительное поражение соединенным войскам венгров и поляков, знаменитый венгерский воевода Фильней будет «ят руками».

Так бесславно закончился Крестовый поход на Русь, организованный Римом в самое тяжелое для Русской земли время. Были разгромлены отборные европейские бойцы; суровые германские рыцари, из которых железная дисциплина и строгие уставы рыцарских Орденов, создали страшную своей мощью, сокрушительную боевую машину - тевтоны, меченосцы, ливонцы. Были разбиты и сражающиеся со свирепой яростью берсерков могучие дети викингов - шведы и датчане. Жестокое поражение потерпели славные своей превосходной конницей венгры и отважные, завзятые в бою польские рыцари. Затаились, «притихли» в своих лесах дружины храбрых и упрямых литовцев после поражений, которые нанесли им князья Александр Ярославич и Даниил Романович, жестоко разгромив и истребив литовские отряды, совершавшие набеги на Русь.

Так был отбит натиск с Запада на Русскую землю. И мы чтим подвиг доблестных русских князей святого Александра Ярославича Невского и Даниила Романовича Галицкого.

Фильм «Александр Невский» - идеологический миф или художественная правда?

Сегодня часто приходится слышать, что наше восприятие образа Александра Невского основано во многом на фильме Эйзенштейна. Фильм критикуют за якобы историческую недостоверность. Но талантливый художник во многом очень точно отразил эпоху и образ святого князя. Во всяком случае, образ Александра Невского, созданный Николаем Черкасовым, ближе русскому сердцу, чем образ князя из современного фильма «Александр. Невская битва». Время было эпическое, и фильмы снимали эпические. И образы русичей в фильме былинные и одновременно близкие, узнаваемые, и грозная мощь рыцарских Орденов, основу которой составляли могучие бойцы из германских земель, все показано довольно точно и убедительно. Если бы современный российский кинематограф был способен создавать такие «идеологические мифы»!

Разумеется, можно придираться к некоторым неточностям в вооружении, к различным деталям. Например, к соотношению профессиональных воинов и ополченцев в русском войске. Надо заметить, что русские бояре и дружинники были такими же тяжеловооруженными всадниками, как и западноевропейские рыцари, со схожими доспехами и вооружением, такими же профессиональными бойцами, которые посвящали себя ратному делу с младых ногтей. Таких профессиональных воинов было в то время не очень много и в Англии, Германии, во Франции, Польше, Венгрии и на Руси. Но на Руси крестьяне не были такими бесправными, как в западноевропейских странах. Там пешее крестьянское ополчение рыцари просто разгоняли. На Руси не только ополченцы городских полков, состоящие из купцов и ремесленников, но и земское ополчение из крестьян сражалось упорно. Это проявилось на льду Чудского озера, когда русская пехота приняла и выдержала таранный удар немецкой «свиньи», что и позволило князю Александру взять в клещи конными дружинами крестоносцев.

Так что хотя решающую роль в разгроме Ордена на льду Чудского озера сыграли княжеские дружины, но и ополчение свой долг выполнило. Поэтому и в этом случае фильм Эйзенштейна отражал правду. И участие предателей в битве на стороне врага отраженно. (С немцами была «Борисова чадь» - новгородские бояре, бежавшие к германцам).

Иногда выражают сомнение в том, что часть рыцарей провалилась под лед. Действительно, доспехи русского дружинника и европейского рыцаря в то время были практически одинаковы. И никакой тяжести, от которой мог проломиться лед, в рыцарской «свинье» не было. Но все военные историки знают, что под лед провалилась часть рыцарей, которая обратившись в бегство, попала на «сиговицу» - ту часть озера, где лед тоньше, так как там бьют теплые ключи.

Можно услышать иногда, что Чудское озеро якобы очень мелкое, глубина его от 30 см до 1 м и утонуть в нем невозможно. Такие высказывания, по меньшей мере, вызывают удивление: «Длина озера составляет около 96 км, ширина - до 50 км, средняя глубина - 7,5 метра, наибольшая - 16,6 метра» (справка из Википедии).

Во всяком случае, можно не сомневаться, что Ливонский Орден в битве на льду Чудского озера потерпел сокрушительное поражение. И это поражение решило на ближайшие десятилетия исход жестокого противостояния Ордена и Северо-западных земель Руси. Все это в фильме отраженно с художественной правдой. И слова в конце фильма «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет, На том стояла и стоять будет Русская земля» - звучали пророчески в преддверии величайшей в мировой истории войны России с Третим рейхом, объединившим почти всю Европу для натиска на Восток.

Русская земля в самые страшные годы ордынского разоренья сумела выдержать удар с Запада. А затем государь Иоанн Васильевич Грозный сокрушил Ливонский Орден. В ХVШ веке государь Петр Алексеевич разгромил могущественную Шведскую державу, превратившую Балтику в «шведское озеро». И оба государя глубоко почитали память святого благоверного князя Александра Невского.

Царю-Мученику Николаю Александровичу измена и предательство т.н. «союзников», не позволили увидеть уже почти одержанную победу над кайзеровской Германией, но 60 тыс. пленных немецких генералов, офицеров и солдат провели по улицам Москвы именно 17 июля в день памяти Царственных мучеников. А в Берлине в 1945-м русский солдат в Рейхстаге сподобился увидеть Государя и услышать его слова: «Ныне мы победили тевтона».

И мне думается, что в Ледовом побоище присутствует именно этот глубокий духовный смысл победы над врагом, который Эйзенштейн сумел запечатлеть в своем гениальном фильме «Александр Невский». А песня на музыку Прокофьева «Вставайте, люди русские, на правый бой, на смертный бой за нашу землю светлую» - и сегодня звучит также призывно, как и в 38-м году.

Поэтому хотелось бы пожелать Владимиру Куковенко попытаться понять слова митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского: «Патриоты, клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали». Святой блгв. князь Александр Невский и прп. Сергий Радонежский - это и есть настоящая Россия.

Все святые, в земле Российской просиявшие, молите Бога о нас!

Пресвятая Богородица спаси нас!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Саулкин
«Период Горбачева/Ельцина – это полнейшее
предательство партийной элитой собственной страны»
05.10.2023
О войне с IV Рейхом (коллективным Западом)
и его попытке удержать власть над миром
17.08.2023
Подлинный гражданин Святорусского Царства
Борису Глебовичу Галенину 75 лет
10.10.2022
Все статьи Виктор Саулкин
Последние комментарии