Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения».
Выступаю по теме не совсем «научной» в представлении моих коллег-историков из числа позитивистов, агностиков и тем более атеистов. Но именно как историк, защищавший диплом на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ, я считаю важнейшим и древнейшим источником по хронологии Истории Человечества - Священное Писание. Одному последствию нигилистического отношения к хронологическим данным Библии хочу уделить внимание.
Существует традиция наиболее древнего извода Священного Писания - это Септуагинта, перевод на греческий язык, произведенный 72 еврейскими толковниками в III веко до Р.Х. при египетском царе Птолемее II Филадельфе (284-247 годы до Р.Х.), который решил создать в Александрии библиотеку из всех существующих к тому времени книг... Именно этот Корпус Книг Священного Писания тщательно, канонически исследовался Святыми Апостолами, Святыми Отцами Вселенских и Поместных Соборов, установившими Свод Канонов для Христовой Церкви. Весь текст Библии почитается как Богодухновенный, при наличии авторских особенностей в каждой из Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, всё их содержание является Божиим Откровением, записанным людьми под действием благодати Святаго Духа. Апостол Павел во Втором Послании к Тимофею говорит: Всё Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16-17).
Особое же значение Божественной Откровенности имеет первая Книга Библии - Книга Бытия, так как там сообщаются основополагающие сведения о сотворении самого мiра, Вселенной, человека, события древнейшей жизни человека не по человеческим свидетельствам, но записанные Божиим повелением Пророком Моисеем, который жил тысячелетия спустя после сотворения мiра, человеком из первых эпох существования человечества. Именно Книга Бытия, называемая по-гречески «Генезис», то есть «Происхождение», сообщает нам главные сведения о Библейской хронологии.
По тексту Септуагинты мiр существует на сегодняшний день 7519-й год. Есть поздняя западная Библейская традиция, которая сокращает этот срок почти на тысячу лет. Есть традиция талмудического иудаизма, где хронология мiра была сокращена почти на 2 тысячи лет, по талмудической традиции сейчас 5771 год от Сотворения мiра, от Адама... Эта традиция сформировалась при редактировании Книг Ветхого Завета иудейскими талмудистами массоретами в III-IV веках уже по Рождестве Христовом.
Русская научная историография, которая стала формироваться на рубеже XVII-XVIII веков, придерживалась православных позиций и признавала Библейскую хронологию именно по Септуагинте. Православной хронологией пользовался высокообразованный Святитель Димитрий Ростовский, которого можно считать первым русским научным историографом. Этой хронологической традиции придерживался первый русский светский ученый-историк В.Н.Татищев. Такая хронология лежала и в основе исторических трудов академика М.В.Ломоносова, и после них русская историография жила и развивалась преимущественно в рамках именно такой Библейской хронологии.
Начала Библейской хронологии изложены в 5-11 главах Книги Бытия-Генезиса. Она основывается на годах рождения третьего сына Адама Сифа, который родился, когда Адаму было 230 полных лет, и далее на годах рождения первенцев в потомстве Сифа - Еноса, Каинана, Малиила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха, Ноя и его трех сыновей Иафета, Сима и Хама(1).
Ною было шестьсот лет, когда 27 числа второго месяца 2462 года начался Всемiрный Потоп, в котором погибло все человечество, и только семейство Ноя, которое состояло из деда Ноя - нашего праотца Мафусала, жены Ноя, трех сыновей Ноя - Иафета, Сима и Хама, и их жен, спаслось от Потопа в громадном ковчеге-корабле, который Ной начал строить по повелению Божию ещё за сто лет до начала Всемiрного Потопа. Ровно через год после начала потопа, 27 числа второго месяца 2463 года, семейство Ноя вышло из ковчега.
Далее Библейская хронология продолжает исчисляться в потомстве Сима. Через два года после Потопа, когда Симу исполнилось 100 лет, у него родился первенец Арфаксад (Быт. 11, 10), в потомках которого в Библии далее ведется хронологическое исчисление.
Почему общее летоисчисление истории человечества ведется только по старшим потомкам поколения Сифа, а потом аналогичным образом по потомкам Сима, а например, годы рождения сыновей Каина не называются?
Во-первых, Каин был проклят Богом, и его потомки, предаваясь плотскому неистовству, вскоре перестали держаться брачных порядков, и понятие отечества и порядка рождения от определенного отца у них через три-четыре поколения утратило смысл. Во-вторых, одновременное совмещение счета лет по разным родословиям внесло бы большую путаницу в общий расчет. Ведь дети рождаются и в начале, и в середине, и в конце текущего года, и если на протяжении десяти допотопных поколений при таком расчете разница с «астрономическими» годами существования мiра, возникающая от разного времени рождения детей, не может превысить девяти лет, а на самом деле оказывается гораздо меньше, то при совмещении счета возрастов двух, трех и большего числа родословий пришлось бы перегружать сакральный текст избыточной и для мiропонимания ненужной информацией о днях и месяцах рождений. Тут важно и то, что Господь Бог ставит мерой существования Вселенной человеческий возраст.. Тем самым Бог показывает нам: человек, будучи Венцом Божественного Творения, иерархически является главной мерой для всего остального Творения, а не периоды вращения Земли вокруг собственной оси, движение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. И только при описании Всемiрного Потопа Творец сообщает Пророку Моисею точные даты с указанием дней и месяцев начала Потопа, его этапов и конца. Тем самым мы видим, что календарная точность не пренебрегаема Господом, но для неё в Книге Бытия указано подобающее ей место, которое не может довлеть над судьбой человека и историей человечества.
Именно для ясности, простоты и однозначности исчисление лет до Всемiрного Потопа ведётся только среди старших потомков праотца Сифа, которые имели Божие благословение и потому именуются в Священном Писании сынами Божиими (Быт. 6, 2), в отличие от потомков Каина, которые именовались сынами человеческими, то есть подчинившими себя плоти.
По той же причине сохранения единообразия и после Потопа счет лет указывался только через старших потомков Сима. Это потомство промыслительно выделялось потому, что именно в роду Сима спустя три тысячи с небольшим лет после Потопа должен был воплотиться Сын Божий Иисус Христос.
Сим умер в 2965 году, пережив на 163 года своего отца Ноя и на 35 лет своего первенца Арфаксада. Сим был из числа последних допотопных долгожителей, поскольку после Всемiрного Потопа по Божией воле людской век стал значительно сокращаться. Через 29 лет после смерти Сима - в 2994 году родился его прапраправнук и сын Евера Фалек. Имя его означает «разделение». Он назван был так, потому что во дни его земля разделена (Быт. 10, 24) на разноязыкие народы.
Прежде этого все потомки праотца Ноя имели единую человеческую речь, хотя по нравам потомки Сима, Иафета и Хама различались: среди них наметилось в большей или меньшей степени отступление от Бога и Его Завета, заключенного между Богом и Ноем после Потопа. Особенно в таком отступничестве погрязали потомки Хама, которые были прокляты Ноем за известный Хамов грех. Внук Хама Нимрод, видимо, через свою бабку - супругу Хама, унаследовал гордость, неистовство и физические свойства допотопных исполинов, потомков смешанных соитий части потомков Сифа и внучек братоубийцы Каина. Нимрод царствовал в Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне в земле Сеннар, подчинив своей власти потомков Сима и Иафета. Именно Нимроду принадлежал богоборческий проект - строительство гигантского столпа «до небес». Как объясняется у православных писателей позднейшего времени, цель этой затеи была - попытка избежать Божьего гнева, обрести свободу от Бога в случае нового Всемiрного Потопа. И это вопреки Завету Божьему, по которому Господь свидетельствовал Ною, что Он не будет больше губить человечество Потопом.
Но Господь наказал горделивых безумцев иначе: он смежал единую человеческую речь и разделил её на 72 языка, тем самым лишив хамитов возможности управлять послепотопным человечеством как единым целым. Поэтому согласно Библии время около 2994 года (рождение Фалека) исторически нужно рассматривать как важнейший творческий этап этногенеза и лингвогенеза всех существующих ныне народов и языков, составляющих человечество. Конечно, светская лингвистика и этнология давно отошли от Библейской основы и перешли на позиции эволюционизма, но свидетельство Откровения Божьего от этого не умалилось по своей природе.
Одним из последствий Всемiрного Потопа 2462-2463 годов от Сотворения мiра стало глобальное оледенение всех полярных и приполярных областей и земель, располагавшихся гораздо южнее. Великий Ледник занимал всю северную половину Западной Европы, но еще южнее крайняя граница Великого Ледника располагалась в Центральной и Восточной Европе. Так, в Восточной Европе языки ледника доходили до северных границ нынешних степей Поднепровья. Мощность же толщи ледника к Северу Восточной Европы достигала полутора тысяч и даже более метров. Когда Север Западной Европы по действие Гольфстрима почти освободился от Ледника, в Восточной Европе отступление Великого Ледника, его масштабное таяние длилось еще несколько столетий.
Именно поэтому первоначально - первые столетия после Всемирного Потопа большая часть послепотопного человечества сосредоточилась в Передней Азии, где был в тот период благоприятный климат, и в конце Третьего Тысячелетия от Сотворения мiра в Передней Азии, в Аравии и на всем Севере Африки не было никаких песчаных пустынь. По мере постепенного таяния ледника менялась картина окружающего мiра, и возникали условия для более широкого расселения уже разделенных к 2994 году от Сотворения мiра языковыми барьерами человеческих племен по просторам Европы, Азии, Африки и других континентов, очертания которых значительно менялись по мере таяния Великих Ледников Северного и Южного полушария и подъема уровня вод мiрового океана. Менялась и внутренняя гидрография той же Восточной и Центральной Европы, на равнинах которой в результате таяния ледника образовывались цепи гигантских водоемов с плавным, но мощным течением с Севера на Юг в сторону Каспия и Черного моря. Именно такой взгляд помогает нам рассматривать свидетельства античных преданий и писателей о Гиперборее как о стране сильной стужи, в которой протекает река Океан(2).
Потомок Сима и Фалека, праотец еврейского народа патриарх Аврам родился в 3544 году от Сотворения мiра, в 3643 году патриарх Аврам заключил завет с Богом и стал именоваться Авраамом.
Около 5500 года от Сотворения мiра в Истории человечества произошло самое главное событие - Боговоплощение, Рождество Иисуса Христа. В пору Средневековья летоисчисление от Сотворения мiра сначала на Западе христианской цивилизации, а несколькими столетиями позже и на Востоке стало вытесняться летоисчислением от Рождества Христова с обратным отсчетом лет до Р.Х. - для событий, предшествующих Рождению Спасителя(3).
Уже примерно во второй половине XVIII века отношение в светской культурной среде к Библейскому летоисчислению стало в лучшем случае скептическим, а большей частью просто нигилистическим. Произошло это под мощным идеологическим и пропагандистским влиянием европейского «просвещения» и наступающей эпохи «научного» атеизма. Именно в недрах этой воинственной антихристианской, богоборческой идеологии родились хронологические формулы «нашей эры» и «до нашей эры». Эти формулы вытесняли Само Имя Иисуса Христа в историческом счете лет. Такой абстрагированный подход в совокупности с идеей ничем не ограниченного развития, прогресса заложил основу для умозрительного умножения лет как в несуществующую «древность» далеко за пределы дней и года Творения, так и в любое воображаемое «будущее».
Такое умозрительное искажение Библейской ретроспективы привело к созданию иной, так называемой «новой», хронологии, по которой Вселенная и земля будто бы существуют миллиарды лет. Знаменательна сама история возникновения и повсеместного насаждения сначала в общественном мнении, потом в науке и, наконец, в системе образования такой антихристианской идеологии и пропаганды.
Появлением той «новой хронологии» мы обязаны мистику, визионеру Эммануилу Сведенборгу (1688-1772). В возрасте 56 лет с 1744 года он стал переживать ряд видений из потустороннего мiра. По его собственному свидетельству, во время второго такого визионерского сеанса он приобрел способность «сверхзнания»: «В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мiра духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям...» В трактате «Земли во Вселенной. Мiры в пространстве» Э.Сведенборг указывал, что во время одного из таких сеансов он «узнал», что Земля существует пять миллиардов лет.
Примерно в тот же период - в 1755 году философ Иммануил Кант (1724-1804) в возрасте 21 года опубликовал книгу «Общая естественная история и теория неба», в ней он спекулятивно развивал идеи, подобные идеям Сведенборга о миллиардах лет древности Вселенной. Но если Э.Сведенборг, хотя и был нетрадиционным мистиком, все же в своих заблуждениях апеллировал к авторитету Иисуса Христа, то И.Кант в своей философии полностью ушел от какой-либо христологии и превратил «идею Бога» в полную умозрительную абстракцию. Однако идеи молодого Э.Канта получили достаточно широкое распространение среди «просветителей» Европы.
Во второй половине XVIII столетия в противовес христианским воззрениям о Божием Творении начали появляться различные «теории» возникновения и истории Земли, эволюционные, материалистические по своей сути.
В 1785 году шотландский врач Джеймс Хаттон (James Hutton, 1726-1797) на основании идей Э.Канта и собственных трактовок, изучения осадочных и вулканических пород написал трактат, озаглавленный «Теория Земли». Он выдвинул гипотезу о том, что Земля изменялась постепенно в течение весьма и весьма длительного периода времени в десятки тысяч лет. Друг Джеймса Хаттона шотландский математик Джон Плэйфер (John Playfair, 10.03.1748-20.07.1819) в 1802 году после смерти Хаттона выпускает в свет его третье издание «Теории Земли» и другие его сочинения. Благодаря красивым иллюстрациям книга сразу завоевала популярность и авторитет в области геологии.
Французский натуралист Жорж-Луи де Бюффон (1708-1788) в 1778 году издал трактат «Эпохи природы», где описал развитие Земли, «определил» ее возраст, объяснил появление на ней органического мiра. Он выдвинул гипотезу о том, что Земля возникла в результате столкновения кометы с Солнцем, изначально пребывала в расплавленном состоянии и постепенно остывала на протяжении как минимум 75 000 лет, это число он получил, будто бы изучая охлаждение металлов(4).
Совсем не скрывал своих атеистических взглядов французский астроном, математик, физик Пьер Симон Лаплас (1749-1827), в 1796 году выдвинувший небулярную гипотезу. Лаплас утверждал, что Солнечная система изначально представляла собой облако газа и возникла путем конденсации в течение огромного периода времени(5).
Французский натуралист Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк (1744-1829) в своей книге «Философия зоологии», вышедшей в 1809 году, выдвинул гипотезу длительной биологической эволюции по принципу, известному как наследование приобретенных признаков.
Шотландский юрист по образованию сэр Чарльз Лайелл (1797-1875) увлекся геологией и открыто отверг существование Всемiрного Потопа в книге «Принципы геологии», вышедшей в 1830 году. Там он выдвинул идею «геологической колонны», ископаемые останки он расположили в таком порядке, в каком они, по его предположениям, произошли; каждому слою земли был дан возраст и индексное ископаемое, а также своё название, как например: кембрий, девон, юра, мел... Возникла циклическая «аргументациея» - период датируются окаменелостями, окаменелости датируются формациями. С тех пор в геологии стали употребляться датировки со ссылками на палеонтологические находки, а в палеонтологии - на геологические. При этом единую систему датировок, непротиворечивую для всех районов земли, так и не создали, а многочисленные противоречия в Северной Америке, Сибири, Китае или Австралии, скажем, девонширской схеме осадочных слоёв или силурийской последовательности пород, относили к неким местным особенностям. Наличие же единого для всей земной суши глиняного слоя «делювия», который так и переводится - «потоп», слоя, обозначенного еще учеными-геологами XVII-XVIII веков, вовсе перестали замечать, как наглядное свидетельство о гневе Божием и о древней глобальной катастрофе. Большое влияние идеи Лайелла оказали на Чарльза Дарвина (1809-1882), который в 1859 году издал свой труд «Происхождение видов» о самостоятельном развитии растительного и животного мiра от простейших организмов к более сложным. Иерархия сотворения жизни Творцом была подменена теорией эволюции, для которой требовались безконечные миллионы и миллиарды лет. Так за сто с небольшим лет со времени выхода книги И.Канта новая хронология стала главной идеологемой в естественнонаучной истории Земли и Вселенной.
Идеи эволюционизма очень быстро проникли и в гуманитарные сферы - в историю народов, государств и всего человечества, в филологию, лингвистику, этнологию, философию, искусствоведение, социологию.
Однако внимательное рассмотрение этого процесса в общественном сознании наглядно демонстрирует тот факт, что умозрительные гипотезы, зачастую выдвинутые не специалистами, в первую очередь в геологии, без критических проверок и доказательной научной полемики очень быстро превращались в «теории», а эти «теории» с помощью назойливой рекламной пропаганды и агитации превращались в якобы научно установленные «истины». Таким образом, широкое распространение представлений о гигантской хронологии существования мiра произошло не благодаря кропотливым исследованиям и опытам геологов, астрономов, физиков и палеонтологов, но с помощью оккультного мистика, философа, доктора медицины, математика, анатома, юриста и других ловких дилетантов. Большинство из названных ученых обладали даром слова, но употребили этот дар не в собственной специальности, где этот дар необходимо сочетать с достоверностью данных, добытых многолетними научными изысканиями, дабы коллеги-специалисты не подняли на смех, а в сфере своих любительских изысканий.
В XVIII веке антихристианство и воинственный атеизм стали щедро финансируемой идеологией, пропагандой, агитацией и политикой, направленной на разрушение христианских основ государственности и европейской цивилизации. Развитию капиталистической алчности стали тесны рамки христианских национальных государств. Разрушение христианских моральных основ в европейских народах превращало эти народы в безумную толпу, готовую под самыми нелепыми лозунгами громить всё и вся, да ещё заниматься самоуничтожением. Великая Французская революция и революционный антихристианский террор 1780-1790-х годов наглядно продемонстрировали эту демоническую силу.
Христианские воззрения на мiр, человека, общество, государство, на науку и образование в просвещенном обществе XIX и XX столетий стали предаваться сначала скрытому, а потом и явному шельмованию. Даже в православной Царской России верующие ученые по мере карьерного роста старались скрывать свои взгляды, и только достигнув определенного авторитета в своей сфере, могли позволить себе открыто говорить о своем христианском мiровоззрении. Таковы были физиолог академик И.А.Павлов, химик Д.И.Менделеев, врач С.П.Боткин, историки Д.И.Иловайский и С.Ф.Платонов.
Вернусь к началу. О том, что мiр был сотворен Господом Богом 7519 лет назад, свидетельствовал через Пророка Моисея и других Писателей Священного Писания Сам Господь Бог. Это Откровение Божие не вступает ни в какое противоречие с нашими подлинно научными данными и знаниями о Вселенной, о человеке, об истории человечества, о свойствах материи. Каждый школьник, гимназист, который начал изучать физику и химию, знает, например, что время течения любой физико-химической реакции зависит от двух основных факторов - температуры и давления. Так, например, росту кристаллов алмаза «эволюционисты» отводят тысячелетия. Но в замкнутой камере при взрывном воздействии на графит алмазные кристаллы образуются в доли мгновения. Такое доступно теперь человеку. Но можно ли говорить о пределах невозможного перед лицом Всемогущества Божия?!
Библия - это все-таки Откровение Божие. Она содержит не обычные знания, полученные Пророком Моисеем опытным или экспериментальным путем, или на основании чтения каких-то летописей. Свидетельство о начале Вселенной и человечества дал Писателю Книги Бытия Сам Господь Бог. Отрицание Библейской хронологии утвердилось сначала в светской науке. Потом взгляды, что в земной геологии физико-химические процессы шли сотни тысяч и миллионы лет, проникли в представления и части церковного народа, духовенства.
Поэтому так трудно духовно оценивать состояние всей современной светской науки, когда некоторые православные верующие уступают ее идеологии, пропаганде и агитации, отказываются от исповедничества, от свидетельства истинности Библейских данных. Множество служителей современной науки не только погрязли в безбожии, но академическая и прикладная наука превратилась в большой бюджетный и фондовский, грантовый бизнес, который обслуживает антихристианские идеи глобализма. Поэтому я обращаюсь только к отечественной историографии и особенно археологии.
Большинство археологических исследований на территории России относится к вполне исторически обозримым эпохам - это различные городища Средневековой Руси. Но когда исследуются стоянки и артефакты древнейшие - различных «каменных веков» - палеолита, мезолита и неолита, особенно в Сибири, на Урале, на Алтае, на Русском Севере, да и в Центральной России, например, под Воронежем, сплошь и рядом возникают датировки в 8-10 и даже 20 тысяч лет. Если допустить, что стоянки каинитов существовали в этих областях Евразии (ареалы расселения допотопных человеческих племен специально не изучался), всё равно они не могут датироваться отдаленнее 7-5 тысяч лет тому назад. Большая же часть древних стоянок и артефактов на территории нашей страны, особенно в тех краях, где после Всемiрного Потопа образовался Великий Ледник, датируется периодами более поздними, то есть не ранее 4-3 тысяч лет от нашего времени.
При ином подходе мы становимся на позиции безумца, который в сердце своем говорит: «нет Бога» (П. 13, 1; 52, 2), то есть говорит, что нет Бога Творца Вселенной и человека! Господи, помилуй! Измена человеческому разуму, дарованному нам Творцом, оборачивается против подлинной науки, против достоверного знания.
Заканчивая экскурс в Библейскую и старую-новую хронологию, хочу сказать, что подобные измены Божественному разуму, Божественному Откровению не проходят безследно. Когда в гносеологии, в познании окружающего мiра берется несуществующая, условная точка зрения, она порождает безумие дурной безконечности. В такую дурную безконечность нас увели геологические «теории» философа Иммануила Канта, врача Джемса Хаттона, юриста Чарлза Лайеля, теория эволюции коллекционера-натуралиста Чарлза Дарвина. И когда современные ученые-историки возмущаются популярностью в части российского общества «теории» сокращенной хронологии, «новой хронологии» академика математика А.Т.Фоменко, они должны помнить, что это тиражируемое безумие - естественная, закономерная, обличительная реакция жизни на безумие миллионов лет «до нашей эры». Это плоды нигилизма современной официальной науки по отношению к хронологическим свидетельствам Библии.
Все же я надеюсь на постепенное возвращение российской исторической науки в Библейскую систему временных координат, на её обращение к Богооткровенной хронологии, на преодоление нигилизма и гиперкритицизма. Российская историческая наука, переболев искушением дурной хронологической безконечности, расточит, яко дым, и безумие с новой «фоменковской» хронологией. Да поможет нам Бог! Благодарю за внимание.
+ + +
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Выдержка из Книги Бытия в русском переводе. Годы, названные словами, соответствуют масоретской талмудической традиции, в квадратных скобках обозначенные цифрами годы по Септуагинте, Глава 5: «1Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. 3Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. 4Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. 5Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. 6Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса. 7По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей. 8Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. 9Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана. 10По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей. 11Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. 12Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила. 13По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей. 14Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. 15Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда. 16По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей. 17Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. 18Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. 19По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. 20Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. 21Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала. 22И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей. 23Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. 25Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. 26По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. 27Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. 28Ламех жил сто восемьдесят два [188] года и родил сына, 29и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]. 30И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять [565] лет и родил сынов и дочерей. 31Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь [753] лет; и он умер. 32Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета».
2. Гиперборейская страна страшной стужи не фантазия, а реалия первого тысячелетия Европы после Всемiрного Потопа. Следы этих реалий сохранялись и пору похода аргонавтов, и во времена Троянской войны XIII-XII веков до Р.Х., их следы были существенны в эпоху Гомера, относящуюся к IX-VIII векам до Р.Х. Так, в «Одиссее» читаем:
Я, отвечая Цирцее, такое ей слово промолвил:
- Кто же меня, о Цирцея, проводит такою дорогой?
Не достигал еще царства Аида корабль ни единый. -
Так я сказал. И богиня богинь мне ответила тотчас:
- Богорожденный герой Лаэртид, Одиссей хитроумный!
Не безпокойся о том, кто вас через море проводит.
Мачту только поставь, распусти паруса и спокойно
Можешь сидеть. Дуновенье Борея корабль понесет ваш.
Переплывешь наконец теченья реки Океана.
Берег там низкий увидишь, на нем Персефонина роща
Из тополей чернолистных и ветел, теряющих семя.
Близ Океана глубокопучинного судно оставив,
Сам ты к затхлому царству Аидову шаг свой направишь.
Там впадает Пирифлегетон в Ахеронтовы воды
Вместе с Коцитом, а он рукавом ведь является Стикса.
(Песнь 10-я стихи 500-514)
Мачту поставив и снасти наладивши все, в корабле мы
Сели. Его направлял только ветер попутный да кормчий.
Были весь день паруса путеводным дыханием полны.
Солнце тем временем село, и тенью покрылись дороги.
Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
Там страна и город мужей коммерийских. Всегдашний
Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце
Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
Ночь зловещая племя безсчастных людей окружает.
К берегу там мы пристали и, взявши овцу и барана,
Двинулись вдоль по теченью реки Океана, покуда
К месту тому не пришли, о котором сказала Цирцея.
(Песнь 11-я. Стихи 9-22) Перевод В.Вересаева.
В дни Гомера продолжала еще существовать «всемiрная» Река-Океан с отмеченным на ней Клавдием Птолемеем в районе Ютландского полуострова киммерийским городом Херсонесом Киммерийским. Река-Океан прекратила свое течение вокруг Ойкумены вскоре после похода Александра Македонского в Индию на грани IV и III веков до Р.Х. С этого времени Каспийское море перешло к современному состоянию замкнутого усыхающего водоема, и греки - наши основные летописцы по истории Каспия - утратили с ним прежде существовавшую связь. Венский геоморфолог Альбрехт Пенк (1858-1945) в докладе на Венском международном четвертичном конгрессе в 1936 году о Европе в последний ледниковый период сообщал, что по окончании оледенения на юге Европы, то есть у берегов гомеровского мiра, появилась гигантская река морей, называемая Пенком «Дарданелльской». Эта река, по Пенку, «была аналогичной нынешней реке Святого Лаврентия в Северной Америке, поскольку она протекала по большим внутренним озерам и имела такой же невыровненный режим». Река-Океан, протекала вокруг Ойкумены, объединяя проливами в единую цепь шесть внутренних морей; от Нашего (Средиземного. - Л.Б.) и Эгейского моря на юге Эллады, за ним Каспий - Пруд Солнца на востоке от нее, и до северных вод Маримарусы. Сиракузский поэт Филемон, посетивший янтарообильную Скифию в III веке до н.э. (Прибалтику. - Л.Б.), сообщал о существовавшем еще в его дни на Севере Скифии обширном бассейне - Маримарусе, как передавал об этом Плиний Старший (XXXVII. II, § 1). На картах Европы, носящих имя прославленного географа II века н.э. александрийца Клавдия Птолемея, «дальние пределы Реки-Океана» были отмечены им в районе Ютландского полуострова. Здесь именитый картограф поместил «Херсонес Кимврийский», ибо, по Страбону (VII, 2, 2), эллины называли киммерийцев кимврами (По материалам статьи: Ковалевский Сергей. Река-Океан и плавание аргонавтов // Океан и человек: сборник. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1978.
3. В 525 году по Р.Х. римский монах Дионисий Малый по поручению папы Римского Иоанна I составил пасхалий и предложил форму летоисчисления от Рождества Христова, указав на год Рождества Иисуса как соответствующий 5508 году от Сотворения мiра. Каких-либо твердых обоснований этому рубежу Дионисий не предложил, и такое летоисчисление не было признано почти два столетия, но в начале VIII века по Р.Х. английский хронист Беда Достопочтенный (ок. 672 или 673 - 27 мая 735) стал использовать это летоисчисление в своей Истории Англии. В официальных государственных актах эра от Р.Х. встречается уже в капитулярии от 21 апреля 742 года Карломана (ок. 710 - 754), который был франкским майордомом в 741-747 годах. В папских актах такое летоисчисление начинает использоваться с Иоанна XIII (Римский папа в 965-972 годах).
Однако хронологические расчеты показывают, что известная Римская перепись при Императоре Августе, в ходе которой плотник Иосиф и Приснодева Мария отправились в родной город Иосифа Вифлеем, состоялась в 7 году до Р.Х., а иудейский царь Ирод Великий, устроивший избиение Вифлеемских младенцев по Рождестве Христовом, скончался в 4 году до Р.Х., и к этому времени должно относиться возвращение Святого Семейства из Египта в Палестину. Следовательно, и Рождество Христово должно свершиться около 5501 года от Сотворения мiра. Этому же времени по расчетам соответствует и пророчество ветхозаветных Пророков о Спасителе. Пророк Иеремия свидетельствовал о падении и восстановлении Иерусалима (Иер. 25, 12; 29, 10). Разъяснение этого пророчества получил от Господа Пророк Даниилом в первый год Царствования Дария, сына Ассуирова, - о восстановлении Иерусалима и Рождестве Мессии (Дан. 9, 24-27). На Востоке Православная Церковь долго не принимала традицию западного условного летоисчисления от Рождества Христова, только в XIII-XIV веках такое летоисчисление сначала стало входить в светский обиход Восточной Ромейской Империи, и только после падения Царьграда постепенно западное летоисчисление стало употребляться греками и в церковном обиходе. Однако при этом сохранялось параллельное употребление традиционного летоисчисления от Сотворения мiра. В России в церковных документах одно из первых употреблений западного летоисчисления относится к 7174 году от Сотворения мiра - к 1665-1666 году от Р.Х. При Царе Петре Великом в 1700 году летоисчисление от Рождества Христова было введено в государственный и гражданский обиход, но в церковном обиходе весь XVIII век продолжали использовать параллельное указание сначала лета от Сотворения мiра, и потом года от Р.Х. Однако на протяжении XIX столетия и в начале XX века и в церковном обиходе укоренилось новое летоисчисление, а параллельное указание современных дат по летоисчислению от Адама практически прекратилось, оно сохранялось только в исторической и церковно-исторической литературе. Строгое следование древнерусскому обычаю летоисчисления от Адама сохранялась только в некоторых монастырях и, естественно, повсеместно в старообрядческой среде.
4. Georges Comte de Buffon, Epochs of Nature (1778). Судя по неопубликованной рукописи Бюффона, он полагал, что на образование осадочных пород должно было уйти по меньшей мере три миллиона лет. Однако, опасаясь реакции современников, Бюффон в своей книге остановился на цифре в 75 тысяч лет. См.: Buffon, Georges-Louis LeClerc, Comte de,» Dictionary of Scientific Biography, 579. (Мортенсон Терри. Философия материализма и возраст земли: есть ли между ними связь? // The Master’s Seminary Journal, 15:1 (Spring 2004), pp. 72-91. http://www.scienceandapologetics.org/text/346.htm)
5. Pierre Laplace, Exposition of the System of the Universe (1796).
Доклад впервые опубликован на сайте «Культурно-просветительного фонда имени Святителя Василия Великого»
4. Ерусалимцу
3. Анониму на № 49
2. Это моя ошибка
1. 8 или 9 в Ковчеге Ноя?