Автор статьи, причисляя себя к христианским эволюционистам, резко критикует «научный и патрологический (по его определению) креационизм», называя его при этом «антинаучным учением» [1, с.86], а «аргументация» научных креационистов является, на его взгляд, невежественной и предвзятой и может быть квалифицирована как идеологически окрашенная лженаука» [1, с.86]. Попытаемся кратко ответить данному автору на его основные «научные» доводы в защиту христианского эволюционизма.
1. Христианский эволюционизм - это попытка соединения несоединимого диалектического материализма с христианством, когда его апологеты выступают против апофатических свойств Бога (Его Абсолютности и Его Неизменяемости). «Ведомы Богу от вечности все дела Его...» (Деян. 15:18); «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир. 23:29) и если мы читаем в книге Бытия о том, что человек был сотворен одномоментно из «праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7), то о каких животных предках вообще можно говорить!
2. Вызывает полное недоумение возможность автором «толкования святоотеческих текстов», когда он, ссылаясь на свт. Афанасия Великого и свт. Григория Нисского «Об устроении человека» пытается по-своему (модернистски) вменить им то, о чем они никогда не писали, а писали они лишь о последовательности дней творения и об иерархичности творения - «ступеньки» [1, с.85-86].
3. Христианские эволюционисты обвиняют креационистов в ереси и лжеучении, говоря, что «творение различных токсонов живых организмов не было творением из ничего (ex nihilo). Бог творил одни таксоны из других» [1, с.88], договорившись до того, что существует единый процесс «творения-эволюции», повторяя этим самым чисто атеистическое учение - «В самом деле: новое не может возникнуть из ничего как продукт сверхестественного творения, оно всегда результат предшествующих состояний» [2]. Тогда вполне уместно представить христианский эволюционизм как новое синкретическое учение наподобие двоеверия!
4. «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих(!), ибо Он создал все для бытия и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет царства зла на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Премудр. Соломона 1:13-15). Неужели автор данной статьи и иже с ними никогда не читали Св. Писания и не знают Св. Предания Церкви?! Почему для них существуют два параллельных мира, где они рассматривают смертность животных и растений не как последствия грехопадения прародителей наших, а как «естественный атрибут хорошего мира» и «естественный феномен», и лишь смертность человека - как последствие грехопадения. Не вся ли «тварь совокупно стенает и мучается доныне...», ожидая, что «Освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». (Рим. 8:21-22). Признавая атрибутивность смерти и её феноменологичность, христианские эволюционисты впадают в страшную ересь дуализма, ибо тогда они неизбежно должны принять атрибутивность зла (!), его изначальность. Эволюция и революция для атеистов довольно близкие категории, видимо как и для обновленцев-модернистов из лагеря христианских эволюционистов, но мы помним кто был первый революционер - Денница. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2:8).
5. Бог сотворил человека «по образу и подобию Своему», а не из каких-то промежуточных форм животных, которые не имеют ни образа, ни подобия. Только благодаря этому, именно человеку открыт путь к обожению. Образ и подобие - это Божественная данность высшей твари, также как и «дыхание жизни» - дух человеческий и никакая эволюция (даже Божественная!) не могла постепенно взрастить его в нас, ибо Господь наш Иисус Христос пришел спасти нас от смерти, греха и диавола, а не качественно преобразившуюся обезьяну, целоканта или амебу.
6. Мы полностью присоединяемся к статье прот. Алексея Касатикова «Слава, Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»? и желаем нашим оппонентам внимательно читать тексты приведенной им литературы, в частности, трудов прот. Константина Буфеева, иером. Серафима (Роуза), свящ. Тимофея и текстов трудов секции «Православное осмысление творения мира».
Литература
1. А. Гоманьков. Как описать историю мира? ЖМП, №9 2010 г.
2. Философский словарь. М. Политическая литература, 1986 г. С. 553.