Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Слава, Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»?

Протоиерей  Алексий  Касатиков, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 30.10.2010

Не так ли следует теперь отредактировать слова, которые мы слышим в начале Всенощного Бдения? Ведь после публикации в «Журнале Московской Патриархии» (N 9, 2010 г.) статьи доктора геолого-минералогических наук А.В.Гоманькова «Как описать историю мира?»[1] следует не Бога, а эволюцию признать истинным творцом всего в мире!

ШестодневВ прошедшем году весь атеистический мир широко праздновал 200-летие со дня рождения своего величайшего «пророка» Ч.Дарвина и 150-летие выхода в свет его скандально знаменитого труда «Происхождение видов путём естественного отбора». Одному из почитателей Ч.Дарвина, к сожалению, нашлось место и на страницах издания, выражающего официальную точку зрения Русской Православной Церкви!

Целью нашей работы не является подробный разбор позиции автора. Этот разбор давно и на достаточно высоком уровне уже выполнен. Его результаты известны автору-эволюционисту, поскольку он цитирует эти труды, но игнорирует приводимые в них доводы[2].

Не станем подробно останавливаться и на утверждении доктора Гоманькова, что возможно «перетолковывание» мыслей Святых Отцов «в другую сторону».[3] Конечно, «перетолковывание в другую сторону» не только Святых Отцов, но и Священного Писания вполне возможно, но занимаются этим еретики и сектанты, извращающие ясный смысл Божественной Истины.

Эта статья вообще не заслуживала бы внимания, если бы она не была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» - официальном печатном органе Русской Православной Церкви! В результате - почтенное церковное издание сделалось рупором откровенной ереси!

Не думаю, что статья А.В.Гоманькова является приглашением к дискуссии. Слишком безапелляционен её тон. А.В.Гоманьков даже употребляет кавычки в таких словосочетаниях как ««патрологический» креационизм» и ««научный» креационизм». Похоже, он считает, что креационист, то есть человек, верящий, что мир, и всё что в нём, произошёл путём творения (!) не может быть патрологом или учёным.

Но даже если это приглашение к дискуссии, то ЖМП - не место для споров по тем догматическим вопросам, которые уже однажды были разрешены Полнотой Вселенской Православной Церкви. О том, что мир сотворён Богом так, как это описано в Книге Бытия, свидетельствует согласное мнение огромного количества Святых Отцов, и именно это, а не эволюционное понимание творения утверждается в 1-м члене Православного Символа Веры. Все попытки «перетолковать в другую сторону» это ясное изложение церковного учения нельзя воспринимать иначе, как антицерковный выпад, оскорбительный для каждого православного человека. Тем более, что эти «перетолковывания» напечатаны в издании, выражающем мнение Русской Православной Церкви.

Доктор Гоманьков, конечно, может уверять нас, что ничего страшного не произошло и глумливо повторять слова своего кумира Ч.Дарвина: «Я не вижу достаточного основания, почему бы воззрения, излагаемые в книге «Происхождение видов», могли бы задевать чьё-либо религиозное чувство»[4]. Но об оскорблении должен судить не тот, кто нанёс оскорбление, а тот, кого оскорбили. Ч.Дарвин прекрасно понимал, что своим трудом он наносит удар по христианской вере многих людей. Свой атеизм и антихристианство он однозначно засвидетельствовал в своей автобиографии: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и, в конце концов, я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие - а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей - понесут вечное наказание. Отвратительное учение! (выделено мной - о. А.К.)»[5].

Печально, что уважаемый журнал, являющийся рупором этого «отвратительного учения» предоставляет свои страницы «христианскому» эволюционисту для того, чтобы оскорблять то, что дорого каждому православному человеку!

Нынешний год уже, к сожалению, ознаменовался скандалом, когда Великим Постом (!) хор Миссионерского Отдела МП принял участие в суперэкуменическом поп-проекте вместе с представителями иудаизма, ислама, буддизма и шаманизма в едином молитвенном хоре под управлением Стаса Намина. Это вызвало такое возмущение церковного народа, что Миссионерскому Отделу пришлось на своём сайте сделать заявление, «в котором он выразил сожаление по поводу произошедшего на концерте, а также в связи с введением в соблазн многих верующих»[6].

Ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» является Сергей Чапнин, который по своей должности несёт ответственность за публикацию статьи А.В.Гоманькова. Не является ли эта публикация пощёчиной всему православному епископату, всей священной иерархии Русской Православной Церкви? Два мирянина de facto объявили пересмотр важнейших догматических вопросов, игнорируя при этом мнение священноначалия! Не «тёмных» ли «попов» изображает А.В.Гоманьков в вымышленном диалоге «просвещённого» эволюциониста и «убогого» креациониста:

«Эволюционист (Э.): Откуда взялись все те виды живых существ, которые мы во множестве видим вокруг себя?

Креационист (К.): Их сотворил Бог.

Э.: Из чего Он их сотворил?

Ответить на этот вопрос «из ничего» креационистам препятствует свидетельство Священного Писания, где о человеке, например, прямо говорится, что он был сотворён Богом из праха земного (Быт. 2, 7), поэтому продолжение диалога выглядит, как правило, примерно так:

К.: Я не знаю, из чего Бог сотворил виды, но точно знаю, что не из других видов.

Э.: Но как вы можете утверждать это, если вы не знаете, как происходил процесс творения?»[7]

Так и видится воображаемая доктором Гоманьковым картина: на ораторском месте, ex cathedra - вдохновенный доктор геолого-минералогических наук, а перед ним, потрясённые своим невежеством, но - слава доктору!, расстающиеся с ним, - креационисты, в нелепых старомодных рясах и архиерейских мантиях. Многие каются в «грехе креационизма», а некоторые даже срывают с себя мантии, рясы, клобуки и дают торжественное обещание «покончить с проклятым прошлым» и «поработать ревностно всемогущей Эволюции, якоже прежде поработали Творцу неба и земли, видимым же всем и невидимым»! И всё благодаря доктору-эволюционисту Гоманькову!

Манера повергать воображаемых противников воображаемой силой воображаемых аргументов сильно попахивает фрейдизмом. А что, если предположить другой сценарий развития воображаемого диалога Э. и К.? Вдруг креационист неожиданно ответит эволюционисту словами Священного Писания:

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду на земле. (Быт. 1, 11-12)

И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И стало так. (Быт. 1, 20)

И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1, 24)

Алексей Владимирович! Неужели до сих пор Вы этого не читали?

Великий Исаак Ньютон девизом своим имел: «Гипотез не измышляю» (лат. - Hypotheses non fingo). Поэтому его труды актуальны и по сей день. Что же мы увидим, если возьмём любой справочник по истории науки и посмотрим статьи, посвящённые «успехам теории эволюции», которыми умиляется А.В.Гоманьков? Каждая из них заканчивается примерно такой эпитафией: «Теория не подтвердилась, но автор внёс значительный вклад в дело торжества эволюционизма»[8]. Это касается и гипотезы Бюффона о происхождения земли, и космогонической гипотезы Канта-Лапласа, и эволюционной теории Ламарка, и теории происхождения видов от других видов Жоффруа Сент-Илера, и теории самого Дарвина, и якобы «открытого» Геккелем филогенетического «закона», и трудов незабвенных классиков Маркса и Энгельса, и фантазий Тейяра де Шардена, вместе с фальсифицированным им «пилтсдаунским человеком» и т.д. и т.п. Этому ли призывает нас поклониться доктор Гоманьков со страниц православного журнала?

Нельзя, впрочем, сказать, что перечисленные учёные были бездарями. Им принадлежит и много ценных научных трудов. Но, ни один из их трудов, сохраняющий и поныне научную ценность, не был основан на эволюционизме! Зато все опусы на тему торжества эволюции доставляли скандальную славу своим авторам и вскоре были отправляемы на кладбище истории.

Именно кладбище является местом, где очевидно торжество эволюции, поскольку её главной силой и единственным «творцом» новых форм, по сути, признаётся Смерть! Эволюции нужны миллионы лет, в течение которых якобы появляются новые виды. За этим туманом нелепой выдумки, которую нельзя ни проверить, ни доказать (можно лишь по-большевицки приказать в неё верить) скрывается идея жертвоприношения её величеству Смерти.

В действительности наука ни разу не наблюдала в природе появление новых видов. Зато много раз на глазах учёных виды вымирали и вымирают. Это значит, что зафиксированная скорость вымирания видов бесконечно (!) превышает скорость их появления! Мы знаем, что ныне живущие бактерии, очень часто сменяющие свои поколения, совсем не отличаются от тех, останки которых оцениваются эволюционистами в сотни миллионов лет. А ведь могли бы проэволюционировать! Второе начало термодинамики неуклонно понижает степень порядка в любой системе, кроме той, в которой действует Сила, однажды сотворившая из ничего всё «видимое и не видимое»[9]. Сила, Которой не нужны были выдуманные в угоду эволюционизму «миллиарды лет», потому что эта Сила - Сила Всемогущего Бога, Который есть Всеживущая, Всеживотворящая, Вечная Жизнь. Вечность ничем не обязана времени и не нуждается в нём. Но Время нуждается в Вечности, чтобы уберечься от собственной всеразрушающей силы.

Вечному Богу не нужны миллиарды лет, чтобы сотворить, то, что Он задумал: Яко Той рече и быша, Той повеле и создашася (Пс. 32, 9). Не помогут миллиарды лет и Смерти, потому что Смерть ничего не творит, но только разрушает. И Всепожирающее Время ей в этом первейший помощник. Чем дольше длится Время, тем более успевает разрушить Смерть. И если она будет разрушать в течение миллиардов лет, то от этого не только ничего нового никогда не появится, но и старое полностью исчезнет.

Мы, верные чада Русской Православной Церкви, чающие «жизни будущего века» (Лк. 18, 30), «жизни вечной» (Иоан. 3, 36), «жизни с избытком» (Иоан. 10, 10), не можем молчать, когда со страниц церковного издания нас призывают поклониться эволюции и смерти. Мы вправе потребовать от главного редактора журнала Сергея Чапнина извинения перед читателями и официального опровержения той точки зрения, которая попала на страницы главного печатного органа Русской Православной Церкви. Фактически от имени Православной Церкви была провозглашена антихристианская, смертепоклонническая эволюционистская ересь!

Надеемся, что эта провокация (или недоразумение?) получит должный отпор со стороны Церкви - Невесты Христовой, которая должна противиться всякой попытке посягнуть на её «святость и непорочность» (Еф. 5, 27). А мы будем молиться, чтобы Господь обратил эту «немощную дерзость» эволюционистов во благо, чтобы во услышание всей Церкви подтвердить, что есть истина, а что есть неприемлемая для Церкви ложь и заблуждение.

P.S. К сожалению, на прошлых XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях, в 2010 г. по непонятной причине не была представлена традиционная секция «Православное осмысление мiра и современная наука», проводимая Миссионерско-Просветительским Центром «Шестодневъ». Эта отмена стала полной неожиданностью для десятков (!) по-настоящему православных учёных, которые традиционно принимали в ней участие. Тексты выступлений участников этой секции всегда отвечали самым высоким требованиям научности и православного вероучения и регулярно издавались после каждой конференции[10].

Печально, что эту авторитетную и многочисленную группу православных учёных почему-то лишили голоса, который всегда звучал в защиту чистоты Церковного Православного учения. Именно эти учёные могли бы дать достойный отпор тем, кто, оседлав самую высокую трибуну в Русской Православной Церкви, творит эти самые «немощные дерзости» в адрес чистого церковного вероучения, сохранённого за две тысячи лет церковной истории Святыми Отцами Православной Церкви. Впрочем, «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).


[1] Гоманьков А.В. Как описать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение/Журнал Московской Патриархии, № 9, 2010 г., сс. 82-89.

[2] «Православное осмысление творения мiра и современная наука» Вып. 1-5, М.: «Шестодневъ», 2005-2009.

[3] Гоманьков А.В., там же, с. 86.

[4] Гоманьков А.В., там же, с. 83.

[5] Ч. Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Религиозные взгляды/Ч. Дарвин. Сочинения, т. 9, с. 166-242, М., 1959.

[6] Черкашина М. Победил ли Юлиан Отступник, или Где проходят границы миссии/ Православный голос Кубани, август 2010г., № 8 (237), Краснодар, с. 4.

[7] Гоманьков А.В., там же, с. 85.

[8] Например: Почему до сих пор эволюционисты с почтением вспоминают космогоническую гипотезу Канта-Лапласа? Потому что Кант «… сумел создать развивающуюся картину мира, которая не соответствовала философии Ньютона, враждебной эволюции (здесь и далее выделено мной – о. А.К.). Идеи Канта о возникновении и развитии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVII века. Его космогоническая гипотеза пробила первую брешь в метафизическом взгляде на мир» (Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000, с. 96.);

или: «…взгляды Ламарка не получили должного обоснования. Однако это не умаляет его заслуги как создателя первого в истории науки целостного, систематического эволюционного учения» (Там же с. 98);

или:        «Несмотря на грубые методические недочёты, допущенные Жоффруа в доказательной части его выступлений, передовые идеи, которые он защищал, встретили горячую поддержку всех прогрессивных учёных и мыслителей и получили дальнейшее развитие в разных областях естествознания» (Амлинский И. Е. Жофруа Сент-Илер и его борьба против Кювье. АН СССР. Институт истории естествознания и техники Издательство АН СССР, М.: 1955, с. 383) и т.д., и т.п.

[9] Кстати, как эволюционисты рассматривают эволюцию относительно мира невидимого, то есть Ангельского? Интересно, ангелы тоже произошли путём эволюции? Если да, то от какой-такой «неведомой зверушки»? Не поискать ли на земле, в животном мире какого-нибудь «эволюционного предка» ангельских чинов? Нелепость таких вопросов очевидна, но они должны возникать, если признаётся всеобщность мифического «закона эволюции» (прот. А. К.).

[10] С текстами выступлений прозвучавших на всех прошедших секциях можно ознакомиться на сайте: www.shestodnev.ru.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 506

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

506. Прот. Алексий Касатиков : Благодарность всем участникам дискуссии
2010-12-30 в 19:18

Дорогие отцы, братья и сёстры, все, кто откликнулся на мою статью и принял участие в обсуждении этого, как мне кажется, важнейшего вопроса нынешней церковной жизни. Попытка протащить эволюционизм под видом «научных данных» в церковное вероучение – это попытка заставить Церковь Христову, которая не имеет ничего «от мiра сего», подчинить этому мiру.Я рад, что православная точка зрения нашла столько защитников. Уверен, что не все из солидарных с нами писали свои комментарии. Благодарю также и тех, кто был оппонентами. Они прекрасно показали, что искренний эволюционист может быть только атеистом. Конечно жаль, что искренние атеисты не познали радости Православия (надеемся, что только пока), но про них можно сказать, что «в них нет лукавства» и они не пытаются совместить несовместимое – богооткровенное учение о сотворении мiра Богом в течение шести дней и безбожное учение об Эволюции, которую, кстати, ещё раз повторю, никто никогда не наблюдал и не сумел произвести даже в лабораторных условиях. Дай Бог православным участникам дискуссии непоколебимо пребывать в той Истине, которую нам открыл Бог, искренним атеистам, ищущим истину, найти её и стать православными, а «православным эволюционистам» - услышать наконец голос совести, которая есть у каждого человека, сотворённого Богом, и перестать, наконец, насиловать свою совесть, которая есть голос Бога внутри человека. Человека, созданного Богом по Своему образу и подобию, а не выродившемуся от обезьяны, которая создана Богом для того, чтобы показать всем, во что может превратиться человек, который потеряет стыд и не станет слушать свою совесть.
Всех от души поздравляю с приближающимся Праздником Рождества Христова, который не имел бы никакого смысла для нас, если бы в мире действовала эволюция (направленная или ненаправленная). Ведь если бы действовала эволюция, то естество каждого поколения людей отличалось бы от естества своих предков, а, значит, не имело бы смысла Богу принимать и исцелять человеческое естество, которое во времена первого Адама одно, во времена воплощения Второго Адама – другое, а в наше время – третье.
С Рождеством Христовым! Да просветит Своим Вечным Светом всякого человека, грядущего в мiр наш Господь и Спаситель Иисус Христос, Емуже слава честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков! Аминь.
С благодарностью ко всем вам, протоиерей Алексий Касатиков.
505. Петр Добросельский : Благодарность протоиерею Алексию Касатикову
2010-12-11 в 21:57

Петр Добросельский,канд. техн. наук, автор книг религиозно-философской серии "Очерки православной антропологии", автор комментариев №№ 144, 178, 217.Москва.

ДОРОГОЙ ОТЕЦ АЛЕКСИЙ!
Ваша замечательная статья «СЛАВА, ТЕБЕ, ЭВОЛЮЦИЕ, СОТВОРИВШАЯ ВСЯ!»?, с учетом весьма большого количества комментариев к ней, как очевидно, является весьма актуальной. Тема ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ или «ШЕСТОДНЕВА» уже давно является острополемической.
К сожалению, на различных сайтах полемика по данной тематике часто превращается из конструктивного обмена мнениями, либо в рассмотрение второстепенных вопросов, либо в необоснованные обвинения в: ереси; приверженности к протестантизму; несоответствии буквального понимания длительности дней творения научным данным.
Вам, как автору тематической статьи, пришлось взять на себя нелегкую задачу – отвечать на различные вопросы и, в определенной степени, координировать сам процесс полемики. С этой сложной задачей Вы, по моему мнению, достойно справились.
Большое Вам спасибо за организацию полемики по столь важной и сложной теме.
В заключении хочу привести две тематические цитаты:
«… Хотя древняя церковь не имела случая высказать соборное свое решающее слово относительно рассказа Моисеева о шестидневном творении, но главным и господствующим между ее пастырями воззрением было то, что здесь заключается не аллегория, а действительная и подлинная история миротворения, и что под днями здесь разумеются не воображаемые только, а действительные и подлинные дни. Это воззрение продолжало сохраняться не только в церкви восточной, но и западной» (епископ Сильвестор (Малеванский);

«Но невозможно допустить, чтобы существовало действительное противоречие между Библиею и естествознанием. Бог не мог написать на страницах Библии противное тому, что Он написал в великой книге вселенной. Пользуясь светом разума, науки не могут достигнуть точных заключений, которые были бы противны учению Библии. В том же случае, когда Библия и естествознание, по видимому, противоречат друг другу, то это противоречие или несогласие между ними всегда оказывается мнимым, происходящим от того, что неправильно читают или библию, или книгу природы, или обе эти книги…
Будет время, когда и те несущественные разности, какие находят ныне, устраняться, и Библия и природа, как откровение единого Бога, будут читаемы и понимаемы людьми одинаково» (протоиерей Николай Малиновский).

С поклоном, Петр Добросельский
504. В.М. : 503. Прот. Алексий Касатиков
2010-12-09 в 06:33

Дорогой о. Алексий, возможно, Вы правы. Но каждый раз оказывается что мир Божий устроен сложнее, чем предполагают люди.
503. Прот. Алексий Касатиков : 481. В.М. К вопросу множественности вселенных
2010-11-29 в 23:55

Ув. В.М.!
Думаю, что некоторой основой для рассуждений на тему единственности нашей вселенной может быть положение, выраженное в Православном Символе веры. Там сказано, что мы веруем "во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Представляется разумным, что без Церкви никакая вселенная не имеет смысла. По мысли свт. Николая (Велимировича) Сербского - "целью мира является человек, а целью человека является Бог". Если нет во вселенной человека, то она и не нужна. Если же есть во вселенной человек, то он должен быть един с Богом, а это единство - только в Церкви, которая есть Тело Христово. Не станет же Христос в каждой из вселенных воплощаться и образовывать там своё Тело? Какая же в таком случае может быть "Единая Церковь"? Поэтому, думается, что вселенная всё же одна.
502. М.Яблоков : Священнику Евгению Селенскому.
2010-11-20 в 19:07

Если у нас есть такие пастыри как Вы и протоиерей Алексий (автор статьи) - Россия и Православие живы!
Смиренно прошу молитв и благословения. Недостойный Михаил.
501. священник Евгений Селенский : теологумены...
2010-11-20 в 16:37

Дорогой Михаил, спаси Господи. Именно так. Никаких теологуменов... Есть лишь Православие и неправославие.
500. Аналитик : Замечание
2010-11-20 в 13:04

После ознакомления с некоторыми материалами по данному вопросу, у меня возникло закономерное удивленное замечание: Гипотеза эволюции и креационная гипотеза являются объектами веры, так как на современном этапе наука не в состоянии доказать истинность ни той, ни другой. БОльшая группа ученых верит в эволюцию. Меньшая - в творение. Почему же тогда гипотеза эволюции преподается во всех средних и высших учебных заведениях, включая православные, как единственно верная? Честнее рассказывать о той и другой, раз уж доказать ничего не можем...
499. М.Яблоков : В.М.
2010-11-20 в 11:49

Никаких "теологуменов" нет и быть не может! Это все Болотов взял из гегельянства - постепенного воплощения Бесконечного в конечном. Отсюда вышли и совершенно чуждые Православию теории догматичексого развития кардинала Ньюмана.
Все это чушь собачья, опрадывающая все новые и новые "откровения".
Наша Вера "единожды преданная святым" (Иуд.1,3). ВСЕ, что Христос открыл апостолам, то неизменно хранит Св.Церковь.

Вы можете свои мнения высказвать какие хотите, только они не будут авторитетными. Вы ведь тоже отнюдь святой и небезгрешный, чем это Ваше мнение вдруг стало лучше мнения отцов? Вы себя умнее их считаете? А вот чем их мнение лучше Ваше, я Вам объясню. Единое мнение отцов Церкви - консенсус патрум - утвердила Св.Церквоь. А по Св.Писанию только лишь она одна является столпом и утверждением истины. Она - последняя инстанция, выше которой на земле ничего нет. А кто Ваше мнение утвердил? Фонд Нобеля или Гаагский трибунал? ))) Не обижайтесь...
Вам просто нужно смириться перед автортетом Церкви, и выкинуть из головы всякую чушь, как я это сам в свое время сделал.
"Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее."(Мф.13,45-46).

Кураев богохульник. Богохульников не канонизируют, но предают анафеме.
498. В.М. : М.Яблокову
2010-11-20 в 09:53

Уважаемый М. Яблоков, Вы позиционируете себя знатоком канонов и Предания, что косвенно подтверждает Ева в п.483. Учитывая замечание в мой адрес в п.479 батюшки Евгения, прошу Вас ответить на несколько вопросов.
В п.473 Вы приводите толкование блж. Феофилакта Болгарского по поводу известных слов Христа об обителях. Я не принимаю его толкование, но не опровергаю, считая частным богословским мнением (теологуменом). Труд Дионисия Ареопагита об устройстве Царства Небесного по образцам земной бюрократии считаю досужим домыслом, высосанным из пальца, и отвергаю, как профанирующий Бога. Могу ли я публично излагать и отстаивать свою точку зрения? Упомянутый труд входит в наследие св. Отцов. С другой стороны, как я уже говорил, ни одно творение человеческого ума не считается Церковью богодухновенным. Формально все толкования св. Отцов являются теологуменами, однако в ортодоксальном Православии авторитет св. Отцов неоспорим, не подлежит сомнению и практически приравнен к Писанию, которое богодухновенно.
Прошу Вас прокомментировать мои суждения. Определение ереси и теологумена в церковном праве мне известно.
Сложнее с 19-м правилом 6-го Вселенского Собора. Оно богодухновенно, поскольку принято соборным разумом во всей церковной полноте. Прославление святых производится всегда после смерти. Но толкования св. Отцов давались прижизненно. Они нарушали правило? А вдруг о.Кураев после смерти будет канонизирован, ведь многие исповедники были гонимы при жизни? (Не сочтите поклонником Кураева, просто живой полемичный пример)
Просьба оставаться в рамках логики, метафизика может объяснить ВСЕ.
С уважением, Валерий.
497. В.М. : 484. скептик
2010-11-20 в 09:50

Ув. Скептик, как раз мысленный эксперимент Шредингера служит косвенным доказательством существования Творца. Вероятностный характер мироздания – фундаментальный закон. Всеведение Творца устраняет неопределенность, в частности, еще до вскрытия ящика с котом. Согласно принципу Оккама – самое простое решение неразрешимой загадки.
Если интересно, подробнее в моей работе, адресованной как раз скептикам, которым был сам эдак лет 15 тому назад. Зуд миссионерства свойственен всем нам, грешным:).
http://www.gumer.inf...showthread.php?t=559
496. скептик : Re: «Слава, Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»?
2010-11-19 в 22:50

Аноним
хорошая и рабочая для чего - ответ на этот вопрос очевиден, более того, он уже давался здесь в комментах.

кто злится? злятся и пререкаются в основном противники т.э./православные (вернее, те, кто называет себя таковым; реально они верят или нет, лично я не в курсе) и пишут всякие странные вещи или просто глупости, примеры которых можете видеть на этой странице :)
495. Аноним : скептик
2010-11-19 в 21:00

хорошая и рабочая - для чего? И если это просто гипотеза, почему ее сторонники так злятся?
494. скептик : Re: «Слава, Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»?
2010-11-19 в 20:23

феерично.
просто феерично.

когда ж, наконец, дойдет, что т.э. не объект культа и не религия и не что-то там еще, чо приходит в больные головы, а просто научная гипотеза, хорошая и рабочая.

и что миллионы лет - это чуть больше человееческой жизни.

2 православный
вас давно выпустили? о_0

2 яблоков
ну да, ну да...зато библия или фразочки патриарха или простые эпизоды из жизни верующих ничему не противоречат)
493. М.Яблоков : 490. священнику Евгению Селенскому
2010-11-19 в 20:07

"теория" эволюции - это религия со своими догматами, безжалостными и бессмысленными, как она сама. Она требует слепой веры, не колеблющейся от обилия фактов, ей противоречащих. Но тем хуже для фактов...

Спаси Вас Господи, батюшка.
492. православный : Re: «Слава, Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»?
2010-11-19 в 19:42

эволюцию придумали безбожники. нет эволюции а только воля Божъя\ поэтому
лысенко враг народа мичурин враг народа дарвин враг народа
491. скептик : Re: «Слава, Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»?
2010-11-19 в 19:28

добрый день.
так для такого эксперимента надо прожить сколько-то тысяч лет, а христиане всего мира всячески сопротивляются работам в области клонирования (хороший способ жить долго - постоянно клонировать себя), а на этом сайте исследования в области генетики (в этой и других областях) некоторые комментаторы называют фашистскими, как уже не раз отмечал.

так что тут есть небольшая проблема..)
к тому же никакой эксперимент не убедит тех, кто считает возраст планеты = 7500 годам.

2 м.яблоков
как установлено экспериментально, с вами дискутировать не о чем и не за чем, так все единственное, что могу ответить, - перечитайте пост и вдумайтесь в его содержание. это поможет вам точно понять интонации акценты, а заодно избавиться от взаимоисключающих параграфов, которые регулярно проскакивали в ваших комментах к этой статье.
490. священник Евгений Селенский : скептику про долгий эксперимент
2010-11-19 в 18:59

А если серьезно, сколь долгий эксперимент Вы собираетесь ставить? Для простейших сколько поколений Вам достаточно? Вот уже 150 лет пытаются поставить подобный эксперимент, для простейших это довольно большое число поколений. Результатов нет, одно бесплодное теоретизирование. Максимум, что удалось сделать, насколько мне известно, - это научить бактерии питаться тем, чем они в природе не питаются. Вид остался видом. В другую бактерию не превратился.

Поймите, что "теория" эволюции - это религия со своими догматами, безжалостными и бессмысленными, как она сама. Она требует слепой веры, не колеблющейся от обилия фактов, ей противоречащих. Но тем хуже для фактов...
489. В.М. : 486. священник Евгений Селенский
2010-11-19 в 18:40

Дорогой о. Евгений, valerymih@rambler.ru, буду очень признателен. Очень прошу также ознакомиться хотя бы с последними постами обсуждения статьи с Артуром, по адресу:

http://www.ruskline....poslednyaya_missiya/
488. М.Яблоков : скептику.
2010-11-19 в 18:27

Вы что не понимаете, что точки приложения у веры и науки совершенно разные? Вера познает Творца, а наука изучает творение. И чем это Вас так кот Шреденгера рассмешил?
487. священник Евгений Селенский : скептику
2010-11-19 в 18:03

Дорогой Скептик,

Приветствую. Вот и замечательно. Поставьте такой эксперимент, опубликуйте. Нобеля возьмете, как минимум :) До сегодняшнего дня, впрочем, это никому еще не удавалось...
486. священник Евгений Селенский : В.М.
2010-11-19 в 17:48

Уважаемый Валерий, я готов с Вами поделиться своими мыслями по поводу Ваших записей. Укажите свой email и я напишу. Спасибо.
485. М.Яблоков : священнику Евгению Селенскому, Еве.
2010-11-19 в 16:58

"где он почти сам толкует места Писания в своей статье."
Ну-у-у, это совсем плохо! Это в каждой протестантской секте происходит.
484. скептик : Re: «Слава, Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»?
2010-11-19 в 16:39

Ибо невозможно ни доказать, ни опровергнуть бытие Божие научно - тогда вопрос: во что верят верующие?)) аналог кота шредингера?))

т.э. подтвердить или опровергнуть очень легко: достаточно поставить долгий эксперимент.
483. Ева : 477. М.Яблоков
2010-11-19 в 16:22

Уважаемый Михаил,лучше почитайте работу Валерия,где-то есть ссылка,где он почти сам толкует места Писания в своей статье.Эта работа есть с ссылками,где-то здесь в сообщениях на этой ветке.Очень интересно.С Вашим критическим мышлением это было бы занятно.Как заметил о.Евгений Селенский некоторые моменты очень спорные.
Поэтому можно понять,откуда вытекают некоторые заблуждения.
Спаси Бог.
482. священник Евгений Селенский : В.М.
2010-11-19 в 15:39

"Кто может сказать?"

Сам Бог. Бог есть един существом и троичен в Лицах. Священное Писание и Предание не есть человеческое измышление. Бог открыл нам о Себе Сам. Он неисчерпаем и превыше всякого разумения, не только человеческого, но и ангельского.

Нам лучше не касаться богословия, ибо для богословия потребна святость жизни. Поскольку мы не святые, то мы с Вами такого можем "наворотить"... Прочее, как сказали свв. отцы, да почтено будет молчанием.
481. В.М. : 478. священник Евгений Селенский
2010-11-19 в 15:10

Уточню еще раз. ТЭ противоречит Писанию, а гипотеза множественных Вселенных скорей всего, нет.
Нам явлены три ипостаси Бога, но кто может сказать, что ими исчерпывается Бог? Нам сказано о создании нашей Вселенной, но откуда уверенность, что она единственная?
480. священник Евгений Селенский : М.Яблокову
2010-11-19 в 15:03

Если быть точнее, то это 19-ое правило 6 Вселенского собора.
479. священник Евгений Селенский : М.Яблокову
2010-11-19 в 15:01

Дорогой Михаил,

Воцерковление образа мысли - процесс постепенный. В своих записках Валерий сам говорит, что он недавно в Церкви. Проявим терпение и братолюбие.

Валерию:

Я напишу Вам, как прочту Ваши записи. Забегая вперед, скажу, что далеко не совсем соглашаюсь :) Спаси Христосъ.
478. священник Евгений Селенский : В.М.
2010-11-19 в 14:46

Уважаемый Валерий, это дела не меняет. Умопостигаемое (в терминологии прп. Максима Исповедника) находится принципиально вне рамок возможностей научного метода (эксперимент - анализ - гипотеза - теория - эксперимент - ...). Наука оперирует лишь с тем, что возможно научно проанализировать и либо отвергнуть, либо принять. Подобные же гипотезы (эволюционизм, ветвление миров и т.д.) не имеют отношения к строгой науке, а являются философской надстройкой, поэтому я и поставил их в один ряд.
477. М.Яблоков : В.М.
2010-11-19 в 14:38

Никто никогда не собирался приравнивать труды свв.отцов Церкви к Св.Писанию. Откуда Вы это взяли? Это первое.
А второе, - есть 16-й канон Шестого Вселенского Сорбора, который запрещает самочинное толкование Св.Писания. Для Вас это не указ?
476. В.М. : 475. священник Евгений Селенский
2010-11-19 в 13:53

Батюшка, Вы неправильно меня поняли. Я возразил против того, что Вы поставили эту гипотезу в один ряд с теорией эволюции, которая есть полный бред и существует только через политическую востребованность известных сил.
Гипотеза эта широко известна, как и предположение о ветвлении миров Эверетта.
475. священник Евгений Селенский : Об обителях небесных
2010-11-19 в 12:26

Это мысль не моя, а академика Гинзбурга. Он выдвинул гипотезу, согласно которой якобы существует множество параллельных вселенных и только в небольшом их числе (может быть, лишь в нашей одной-единственной) наблюдается набор значений мировых констант, благоприятный для возникновения жизни и, в конечном итоге, человека (объяснение т.наз. антропного принципа). Эта гипотеза по понятным причинам не может быть ни доказана, ни опровергнута научно и может быть лишь принята на веру.

Нам даны лишь 5 чувств для научного познания мiра, а что сверх того, то от лукавого (я говорю здесь ТОЛЬКО о научном познании). Познание мира не исчерпывается, конечно же, весьма ограниченным научным методом. Обители Отца небесного, упомянутые Вами - духовная = нематериальная = реальность, ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕДОСТУПНАЯ научному анализу. Ибо невозможно ни доказать, ни опровергнуть бытие Божие научно.
474. В.М. : 473. М.Яблоков
2010-11-19 в 12:07

При всем уважении к Вам, и блж.Феофилакту Болгарскому, не могу признать это толкование единственно возможным. Знаю стремление многих приравнять труды св. Отцов к Св. Писанию, но не разделяю его. Церковь бесконечно мудра - ни одно из творений слабого человеческого ума не признано богодухновенным, только решения соборного разума во всей церковной полноте.
473. М.Яблоков : В.М.
2010-11-19 в 10:27

"Мы не знаем, какой смысл вкладывал Христос, говоря об обителях. Думаю, не о комнатах и зданиях говорил."
Мы - это кто? Вы. Возможно. Только не надо здесь за всю Одессу говорить уважаемый! Святая Церковь это уже как более 2000 лет знает:

"В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я."
Господь сказал Петру: после ты пойдешь за Мною. Чтобы прочие не подумали, что это обещание дано одному только Петру, а им нет, Господь говорит, что и вас примет та же страна, которая примет Петра. Посему не нужно смущаться из-за места. Ибо много обителей "в доме Отца Моего", то есть под властью Отца. Под "домом" разумей власть и начальство. Если же бы не было обителей, то Я пошел бы и приготовил бы вам, так что вам не должно смущаться в том и другом случае, готовы или не готовы обители. Ибо, если бы они не были готовы, Я со всем усердием приготовил бы их для вас. Если бы для приготовления вам места Я и отошел, то в этом случае Я не оставил бы вас, но взял бы с Собою, чтобы и вы были там же, где Я. Видишь ли, сколько утешения и одушевления в словах: "чтоб и вы были, где Я". Итак, неразумно смущаться вам, когда вы будете со Мною.)В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я. Господь сказал Петру: после ты пойдешь за Мною. Чтобы прочие не подумали, что это обещание дано одному только Петру, а им нет, Господь говорит, что и вас примет та же страна, которая примет Петра. Посему не нужно смущаться из-за места. Ибо много обителей "в доме Отца Моего", то есть под властью Отца. Под "домом" разумей власть и начальство. Если же бы не было обителей, то Я пошел бы и приготовил бы вам, так что вам не должно смущаться в том и другом случае, готовы или не готовы обители. Ибо, если бы они не были готовы, Я со всем усердием приготовил бы их для вас. Если бы для приготовления вам места Я и отошел, то в этом случае Я не оставил бы вас, но взял бы с Собою, чтобы и вы были там же, где Я. Видишь ли, сколько утешения и одушевления в словах: "чтоб и вы были, где Я". Итак, неразумно смущаться вам, когда вы будете со Мною. (блж.Феофилакт Болгарский).
472. В.М. : 470. священник Евгений Селенский
2010-11-19 в 06:03

Батюшка, с Вашей мыслью относительно множественности вселенных не могу согласиться. Мы не знаем, какой смысл вкладывал Христос, говоря об обителях. Думаю, не о комнатах и зданиях говорил.
471. В.М. : 469. Прот. Алексий Касатиков
2010-11-19 в 05:52

Дорогой батюшка, бегло просмотрел атеистический форум. Критика уровня а-ля Губельман. К сожалению, за недостатком времени не могу принять участие в "избиении младенцев".
Хочу обратить Ваше внимание на труд известного беллетриста Александра Бушкова "Планета призраков. Как создавалась фальшивая реальность" Олма Медиа-групп,2007. Там приведена обширная критика дарвинизма, целая глава посвящена всемирному потопу, есть очень интересные мысли и готовые ответы младенцам форума, очень озабоченным подробностями плавания ноева ковчега. Все изложено умным человеком и на языке младенцев.
С уважением, Валерий.
470. священник Евгений Селенский : о любопытстве
2010-11-18 в 14:16

Любопытство - дело десятое. Наша цель - не любопытство, а защита святоотеческого учения о Сотворении мiра в научных кругах. Нам необходимо отстаивать правомочность святоотеческого взгляда в науке и ненаучность эволюционизма. Дни эволюционизма в науке сочтены, и это объективная реальность. Сегодня эволюционизм - это короста на теле науки, мешающая ее дальнейшему развитию. Научная мысль взрослеет, а "теории" типа эволюционизма и множественности реализаций вселенных - всего-навсего болезнь роста.
469. Прот. Алексий Касатиков : Всем! Всем! Всем!
2010-11-17 в 21:44

Дорогие отцы, братья и сёстры!
В то время, как мы обсуждали проблемы в своём узком кругу, я успел ввязаться в дискуссию на Сайте "Научный атеизм" http://atheism.ru/li..._2.phtml?type=phorum. Если кто-то хочет поддержать меня и померяться силами с грубыми и немилосердными атеистами и сектантами (такие там тоже водятся), того приглашаю по этой ссылке. Я там под своим, известным Вам именем выступаю. Как говорили в Запорожской Сечи: "Кто за Православную Веру хочет быть колесован, на кол посажен, живьём сварен - выходи к нам". Приглашаю Вас в этот полезный, увлекательный, но, признаюсь, не очень-то приятный поход. Жду поддержки.
468. Писарь : 466.В.М.
2010-11-17 в 20:52

"...но мы любопытные дети его".

Ув.В.М.

Есть такая поговорка...
"Кошку сгубило любопытство".
Думаю,к месту.

"Господь нам дал неимоверно сложный мозг,наверное не только для того,чтобы стучать им об пол Церкви"
.
Ув.В.М.
Всякое познание, именно с этого и начинается.
Более того,без этого, процесс познания, чего-либо, невозможен.
Возможно лишь приобретение "суммы информации".

Научаемся по Закону(Божиему),познаем по Благодати(Божией).
Всякий процесс познания,чего-бы то ни было,именно с этого и начинается.
С приобретения Божией Благодати.
Без Веры в Бога, невозможно ничего.
Ни познания,ни творчества.
И здесь, важно не ошибиться, с Церковью.
В какой Церкви "головой об пол стучать".
Ошибка, дорогого может стоить.
Головы.
Чаще в переносном смысле.
Однако,бывает что и в прямом.
467. М.Яблоков : 466. В.М.
2010-11-17 в 11:55

"Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..."(Рим.1,19-20).
466. В.М. : По поводу 454. Писарь
2010-11-17 в 06:54

Уважаемый Писарь, Господь дал нам неимоверно сложный мозг, возможности которого мы используем лишь на 3-4%, наверное не для того, чтобы только стучать им об пол церкви. Впрочем, хозяин - барин, каждый использует свое достояние как хочет.
По большому счету познание суетно, но мы - любопытные дети Его. Собственно, Христос об устройстве Божьего мира сказал лишь одну фразу: в доме Отца Моего обителей много, а писал Он только на песке. Возможно, Он полагал, что Отец дал нам достаточно возможностей для самостоятельного познания мира.
465. Писарь : Прот.Алексию Касатикову."От бедного писаря".
2010-11-17 в 01:24

Ув.Протирей Алексий Касатиков.

Разумеется я все перепутал.
Разумеется,после грехопадения мир изменился.
Изменился кардинально.
Как?

"Время повредилось и в мир вошло второе начало термодинамики".
Прот.Алексий Касатиков.

Ничего не попишешь,как-то придется с этим жить.
464. Писарь : Владимиру Бирюкову.
2010-11-17 в 01:14

Ув.Владимир Бирюков.
Если Вы вознамерились принять участие в обсуждении таких "увлекательных" тем,а именно...
"Повреждение времени и возникновение второго начала термодинамики,как результат грехопадения"...
"Взаимоотношения человека и гельминтов,сиречь глистов,до грехопадения и после сего"...
"Система пищеварения животных-следствие грехопадения человека"...
Я Вам в том,не препятствую,но и не советую.
Не душеполезно это для русского человека.
463. Писарь : Прот.Алексию Касатикову.
2010-11-17 в 00:49

Ув.Протоирей Алексий Касатиков.

Разумеется "дискуссия" принесла пользу.
Польза же состоит в том,что "обсуждение" лишний раз продемонстрировало,какую опаность прдставляет для Православия и православных "увлечение" "еретическими учениями",рядящамися в тогу христианства.
Тот,кто начинает с искажения Истины,неизбежно приходит к Ее отрицанию.

" начал цитировать нас в качестве креационистов.Считаю за честь".
"Не заметил материализма в рассуждениях М.Яблокова."

Ув.Протоирей Алексий Касатиков.
Плакать надо.
Я уже Вам говорил,"творения" "креационистов" обсуждать не имею желания.
Попробуйте уговорить М.Яблокова.
Все я считал нужным сказать по поводу самого явления,я сказал.
462. священник Евгений Селенский : протоиерею Алексию
2010-11-17 в 00:42

Батюшка, думаю, наш уважаемый Писарь очень удивится, узнав, что некоторые протестантские исповедания формально вернулись к Никейскому символу веры. Но от этого, они, увы, не перестали быть протестантами...
461. Владимир Бирюков : Писарю о душевном здравии
2010-11-16 в 23:42

Обращение – ув. протоиерей (вместо – батюшка, или, дорогой батюшка), для русских, тоже, много чего значит.
460. Прот. Алексий Касатиков : Писарю на № 457.
2010-11-16 в 23:11

Ув. Писарь!
Я, признаться, не заметил материализма в рассуждениях М. Яблокова. К тому же, никто здесь и не утверждал, что мир сотворён креационистами. Мы утверждаем, что мир сотворён Богом. Простите, если чем-либо Вас обидел
459. Прот. Алексий Касатиков : священнику Евгению Селенскому на № 450.
2010-11-16 в 23:06

О. .Евгений!
Всё-таки, Писарю эта дискуссия пошла на некоторую пользу. Он уже начал цитировать хотя бы нас в качестве креационистов. Считаю за честь.
458. Прот. Алексий Касатиков : Писарю на № 436
2010-11-16 в 22:56

Бедный Писарь!
Вы всё перепутали! Ведь это именно протестанты, как и католики, считают, что после грехопадения мир не изменился. Протестанты многие искажения вероучения унаследовали от католиков, на которых они восстали за их безобразия. Правда, безобразий они не исправили, но своих безобразий добавили. Лютер, например, отменил посты, заявляя, что "если Бог сотворил таких прекрасных щук, то грех нам их не есть". Он отменил монашество и призвал монахов жениться на монахинях, сам подавая в том пример. И всё это основывалось на той уверенности, что мир после грехопадения не изменился, а значит "спасённым" протестантам следует вовсю пользоваться его наслаждениями, соблюдая некоторый минимум приличий. Всё это основывалось на авторитете Фомы Аквинского, который считал, что: «Бессмертие первого состояния было основано на сверхъестественной силе в душе, а не на каком-либо внутреннем расположении тела… Человек не был сотворён в благодати, но благодать была низведена на него впоследствии, до согрешения» (Сумма богословия, I, Вопрос 95, 1)(Цит. по Роуз Серафим, иеромонах. Приношение современного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. Изд. 4-е. - Братство Преподобного Германа Аляскинского Платина, Калифорния. Российское Отделение Валаамского Общества Америки. – М.: 2003, с. 513). А вы читали это творение о. Серафима. Он - православный креационист. В чём Вы с ним не согласны.. Его творения во всём согласуются с учением Свв. ОТцов, которое Вам, кажется очень плохо известно.
457. Писарь : 455.Прот.Алексию Касатикову.
2010-11-16 в 22:35

Ув.Протирей Алексий Касатиков.

Для материалистов,вроде М.Яблокова,нет различий между "душевным нездоровьем" и "духовным нездоровьем".
Признаком духовного здоровья,на мой скромный взгляд,является ясное представление о том,что Мир сотворен Богом.
Богом,ув.прот.Алексий Касатиков,но не "креационистами".
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме