2 ноября сего года в Москве в конференц-зале юридического факультета Государственного торгово-экономического университета прошла конференция, посвященная 15-летию со дня кончины митрополита Иоанна (Снычева).
Оглядываясь на пятнадцать лет назад, на годы, прожитые без дорогого Владыки Иоанна, теперь ясно вижу три основных узла на моей памяти, связанные с его именем. Очищенные в горниле времени эти духовные вехи определяют в значительной степени и по сию пору мое мировоззрение как православного человека и русского монархиста.
Впервые лицом к лицу с Владыкой Иоанном я оказался 27 Октября 1993 года в Санкт-Петербурге в епархиальной резиденции на Каменном острове. В тот день я сопровождал Супругу родного племянника святого Царя-мученика Николая II Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову. Их разговор касался животрепещущих на тот момент тем: прославления Царственных Страстотерпцев, перезахоронения т.н. «екатеринбургских останков». Но мне особенно в память врезались рассуждения Владыки о характере Царской власти и неправомерных попытках придать ей догматический характер.
Его опасения, по сути, оказались провидческими: начав с неприятия соборных формулировок канонизации святой Царской Семьи, недовольные пришли к требованию не много ни мало изменить догматическую систему Вселенского Православия, придать земной Царской власти значение непогрешимой истины. В финале, уже в наши дни, этот дисциплинарно-психологический раскол, состоящий из различных течений, принял на вооружение католическую теорию «развития догматов» и образовал собственную иерархию. Более того, они учредили «Святейший Правительствующий Синод» во главе с «Обер-Прокурором» и его «Товарищем». По логике скоро дадут своей пастве «царя», а для России - очередного самозванца.
В тогдашнем разговоре все эти только намечающиеся «игры разума» Владыка назвал одним словом - «философия», в смысле «ложное мудрование». Вообще же болезнь самозванчества в нынешнее время расцвела буйным цветом и пронизала все сферы современного общества. Вот почему с особой остротой переживается уход настоящих духовных вождей и наставников, особенно такой высоты, как Владыка Иоанн. После его ухода в селения праведных в русском монархическом движении возник, как я его называю, «эффект чертовой бабушки».
У классика русской литературы Николая Лескова, написавшего много чего спорного, есть рассказ про чертову бабку. Там лукавый всячески искушает человека, чтобы отвратить его от Божественной Истины - и зло всевает в сердце, и эгоизм, и меняет правду на ложь, но ничего не выходит. При этом он каждый раз бегает в ад к своей бабке за советом и одобрением. Чертова бабушка каждый раз сомневается в успехе внука. И правильно делает - тысячи лет не удается отвратить людей от Бога. Наконец, чертовские «игры разума» достигли апогея: если я не могу Истину заменить ложью, докладывает черт бабке, то я дам каждому человеку ощущение, что Истина именно ему одному открывается в самом наилучшем виде. Тогда ни с кем спокойно и умно он советоваться не будет, а станет только то считать истиной, что в лоб ему придет, а всех других почитать в заблуждении. После такой придумки громко на весь ад хохотали черт с бабкой. А Россия до сих пор кровавыми слезами умывается под гогот чертовых хохмачей.
Тогда, уже после первой встречи, и легло на сердце «иоанново поучение», завязался первый узелок на память: избегать мертвой философии «монархических проектов», поверять деятельной любовью отношения с русскими царистами, ведь Истина у нас - одна.
В тот памятный визит в Санкт-Петербург Ольга Николаевна и сопровождавшие ее лица расположились на частной квартире. Владыка Иоанн благословил одну из своих келейниц помогать нам по хозяйству. В один из дней возвращаемся под вечер усталые после многих встреч и разъездов. Женщина встречает нас горячим обедом (или лучше сказать, ужином), главное блюдо которого - вкуснейшая картошка с грибами. Келейница рассказала, что вчера она была в резиденции у митрополита, они шли по асфальтовой дорожке у лужайки с редкими деревьями, и Владыка неожиданно спросил у нее: «А почему ты не кормишь наших гостей грибами?» «Да, какие же грибы, Владыка?» - удивилась келейница. «И тут грибы, и тут - грибы», - отвечал старец-митрополит, постукивая архиерейским посохом по траве с краю дорожки и под деревьями. Но женщина ничего не видела, вокруг была ровная земля, покрытая осенней пожухлой травой. Она оставалась в недоумении до следующего утра, когда еще раз прошла вчерашним путем. На указанных владыкой местах поднялись молодые грибочки. А вечером женщина подала их жареными к столу Ольги Николаевны, сдобрив сметаной и этим рассказом. Как были вкусны эти «архиерейские грибы», можно сказать, выращенные и собранные с такой любовью!
В 2004 году мне посчастливилось редактировать книгу О.Н. Куликовской-Романовой «Живая душа. Встречи с Владыкой Иоанном (Снычевым)», выпущенную питерским издательством «Сатис» в 2005 году, к 10-летию кончины приснопоминаемого Невского Архипастыря. В ней чуткое любящее сердце найдет нелицемерное свидетельство неумирающей любви к Владыке, молитвенного обращения к нему, пребывающему у Престола Божьего, за помощью и поддержкой в наши скорбные дни, когда еще усерднее злодейски злодействует зло.
Книга О.Н. Куликовской-Романовой «Живая душа» вышла по благословению Высокопреосвященного архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина. За десять лет до ее выхода, 12 декабря 1995 года, в сороковой день праведной кончины митрополита Иоанна, Владыка Вениамин произнес Слово о нем, названное «Всероссийский духовник». Приведу выдержки из этого Слова, раскрывающие значение Невского святителя для нашей Матери-Церкви и православного народа:
«Смерть святителя митрополита Иоанна явилась как бы внезапной для нас. Мы надеялись, что он еще послужит здесь, на земле, на благо Церкви воинствующей. И потому были поражены известием о его праведной кончине. Господь благословил владыку Иоанна отойти от дольнего мира, чтобы продолжить борьбу со злом и помогать нам своими молитвами у Престола Божия.
(...) Не раз слышал хорошие добрые отзывы о нем. Старцы одного из монастырей называли его исповедником. Братия Троице-Сергиевой Лавры считала владыку своим духовником. О нем теперь смело можно сказать как о Всероссийском Духовнике. (...)
Ревностный пастырь Церкви Христовой, болеющий душой о Ней и о России, владыка изложил свое упование, свое христианское мировоззрение в многочисленных статьях и книгах. Его наставления будут полезны для всех нас. Я встречал людей, которые с восторгом отзывались о митрополите Иоанне, потому что после чтения его статей у них открывались духовные очи и наступало прозрение.
Владыка Иоанн стремился в статьях и книгах раскрыть глаза современному человеку, забывшему Бога, свои духовные традиции и православные Российские истоки. Он старался разрубить духовным мечом любви узел, завязанный силами зла (...) в России. Путь воскрешения Святой Руси в прежнем достоинстве святитель видел там, где его должны видеть и все православные христиане, - в возвращении народа в лоно Церкви, во Всероссийском покаянии.
Это убеждение определяло и его точку зрения на государственное устройство Отечества: владыка считал, что во главе Русской Государственности должен стоять Монарх как Помазанник Божий, как внешний епископ Православной Церкви, призванный к Ее защите на земле от поползновений антихристовых слуг. В этом владыка не сомневался, об этом говорил и писал.
Своеобразное духовное Завещание Петербургского святителя Иоанна, его последнее Слово об угрозе экуменизма «Смотрите, не ужасайтесь...» - было исчерпывающе смелым. Показав сатанинскую ложь экуменизма, его разрушительное воздействие на соборную христианскую государственность, боговдохновенный писатель указал и цель, куда в первую очередь направлено вражье жало (...) - оно направлено против Русского Православия.
Но Бог поругаем не бывает. И уходя от нас к Его Престолу, владыка Иоанн, вслед за Христом, ободряет нас, маловерных, - «Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть» (Мф. 24, 6), и как бы завещает своей исповеднической жизнью: чтобы с Божией помощью победить мир, требуется мужество и мудрость, смирение и осмотрительность, терпение и настойчивость, но ИНОГО ПУТИ НЕТ!
Царствие Небесное митрополиту владыке Иоанну! Упокой, Господи, его душу в селениях праведных! Аминь».
Слово о митрополите Иоанне Владыки Вениамина тогда же было опубликовано в православных средствах массовой информации, а позже вошло в его книгу «Сила русского народа», вышедшую во Владивостоке в 1996 году, которую мне посчастливилось, опять же, редактировать и готовить к печати. Такое не забывается и сегодня, завязавшись вторым узлом воспоминаний о старце на Невской кафедре.
С книгами же связан и третий «иоанновский» узел на моей памяти. В 1993 кровавом году, после братоубийственной бойни, вышла в свет моя книга «Восстановление монархии в России» о Приамурском Земском Соборе 1922 года во Владивостоке. Впервые в отечественной историографии на конкретном документальном материале было рассказано о действенной попытке русских людей на Дальнем Востоке преодолеть начавшуюся в феврале 1917 года Великую Смуту. Тираж моей книги был невелик. Поэтому, когда цитаты из нее привел в своем замечательном сборнике «Россия перед Вторым пришествием» известный православный писатель С. Фомин, то был ему признателен. Книга С. Фомина выдержала массу переизданий и, таким образом, с феноменом Приамурского Земского Собора ознакомилось большое количество православных клириков и мирян. Но когда глава о Соборе во Владивостоке, где были использованы научно корректно мои материалы, вошла в фундаментальный труд Владыки Иоанна «Русь Соборная», это значило, что обсуждение темы выходит на общецерковный и государственный уровень.
С тех пор соборное движение, в разных видах и ипостасях, растет и ширится. Сегодня набирает силу общественно-церковная инициатива по празднованию 400-летия «Народного единства». Оргкомитеты возникли, насколько мне известно, в Костроме, Ростове, Ярославле, Калуге и других местах. На проведенной в г. Боровске 29-30 октября 2010 г. Всероссийской конференции «Уроки смутного времени», посвященной 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря от польско-литовского войска, ее участники обратились к Верховной власти отметить грядущее 400-летие преодоления Смутного времени, восстановления российской государственности и народного единства на общенациональном уровне.
В Открытом обращении говорится, что «участники конференции присоединяются к числу учредителей общероссийского общественно-государственного Оргкомитета и призывают все общественные силы России и Русского мира поддержать наше обращение». Возможно, и наше высокое собрание посчитает долгом поддержать данное обращение. На мой взгляд, это станет реальной лептой в общенародную память о митрополите Иоанне, земным воплощением его духовного завещания о возрождении «Руси Соборной». Чем сильнее мы любим Владыку, тем он больше любит и помнит нас.