Ружица Баич: «Без России мы жить не сможем»

Беседа с сербским лингвистом

Новости Москвы 
0
493
Время на чтение 6 минут

От редакции РНЛ. С сербским лингвистом Ружицей Баич постоянный автор РНЛ Андрей Юрьевич Хвалин познакомился несколько лет назад на Международных Рождественских чтениях, куда ее пригласила сопредседатель секции церковно-славянского языка Ирина Владимировна Бугаева. Р.Баич - внучка священномученика Сербской Православной Церкви Душана Прийовича, ученица Ксении Кончаревич, ученого с мировым именем, референта приснопамятного Сербского Патриарха Павла. В свой последний приезд в этом году Р. Баич любезно согласилась ответить на вопросы А.Ю.Хвалина. Их беседу предлагаем сегодня вашему вниманию.

Андрей Хвалин: - Ружица, что на этот раз Вас привело в Россию? Скажите несколько слов о круге Ваших научных интересов.

Ружица Баич: - Поскольку я работаю в институте Сербского языка Академии наук в Белграде, то мои исследования посвящены истории родного языка, его лексике, взаимовлиянию церковно-славянского, сербского и русского языков, функционированию сакральных текстов в дискурсе православных верующих. Цель нынешнего моего приезда в Москву: участие в международной конференции в Институте печати с докладом «Слова-повторы в некоторых богослужебных текстах на материале акафиста Иустину (Поповичу), Челиешскому». К конференции написала специальную статью, т.к. выступаю на «грамматической» секции, а моя основная специализация все же лексикография. Публикуюсь в разных странах и, конечно, дома и в России. Плодотворное сотрудничество установилось сейчас с белградским журналом «Стиль», в редколлегию которого входят многие известные ученые как сербские, так и иностранные. Поскольку в издании журнала активно участвует Православный богословский факультет Белградского университета, на страницах журнала печатается много статей по сакральным текстам и стилистике разных языков. Кстати, в одном из номеров «Стиля» опубликован хороший отзыв на книгу Вашего русского лингвиста И.В. Бугаевой, посвященную проблематике православного социолекта.

А.Х.: - Куда сегодня смотрит Сербия: на Запад или на Восток? И в связи с этим хочу уточнить: велик ли среди сербов процент изучающих русский язык? Как обстоят дела с его преподаванием?

Р.Б.: - Сербия смотрит на Запад по экономическим причинам. Особенно это касается молодых, взирающих на мир сквозь призму денег. Конечно, дело обстоит так не везде, но в Белграде - точно так. Поэтому в последние годы, к сожалению, в Сербии мало изучался русский язык. Когда я училась в средней школе, первым иностранным языком был английский, а вторым меня заставили учить русский, хотя до слез хотела - французский, даже плакала. Теперь очень благодарна педагогам, что заставили учить русский в школе. Потом еще два года его совершенствовала на филологическом факультете университета и сдавала экзамен. Сегодня без русского языка не представляю своей жизни. Сейчас в десять раз больше пользуюсь русским, чем английским - он нужен только тогда, когда читаю зарубежную научную литературу. Русский же для меня, а, может быть, и для многих других сербов, - духовная связь с Россией, Святой Русью. Много лет я мечтала приехать в Вашу страну. И случилось чудо: десять лет назад познакомилась с русской, которая меня пригласила в гости, я взяла и приехала. С тех пор побывала во многих местах не только России, но и ныне «самостийной» Украины: была в Москве, С-Петербурге, на Валааме, в Карелии (Кижи), Нижнем Новгороде, Суздале, Муроме, Екатеринбурге (на Уральской Голгофе), в «матери городов русских» Киеве - целых четыре раза, в Почаевской Лавре, трижды - в Крыму. Велико притяжение этих святых мест для православного сердца. Там сербы и русские говорят на одном духовном языке.

В Сербии же за последние два года, по моему мнению, ситуация с преподаванием русского языка стала чуть лучше, чем была еще совсем недавно. Скорее всего, это связано с возрастающей мощью России. Сегодня у нас думают, что Россия вновь - богатая и крепкая страна. В Черногории положение лучше, потому что там много русских, есть даже школа на побережье.

А.Х.: - Вы родилась на севере Черногории, живете в Белграде, там и работаете. Есть ли отличия Черногории от Сербии? И откуда берет начало Ваш славный род?

Р.Б.: - Отличий между Черногорией и Сербией нет. Исторически мы - один народ. Только современная политическая власть Черногории стремится отделиться от Сербии. На территории исторической Черногории живут не только православные, но и сербы-мусульмане, которые приняли ислам, когда мы 500 лет жили под турецким игом. Видимо, современная черногорская власть ощущала себя под игом Сербии, отсюда главная причина отделения - сепаратизм. Но, повторяю, мы - единый народ. У нас в Черногории одна «слава» с Сербией. Слава - это престольный праздник храма или день памяти покровителя рода, который у каждой семьи особенный. В нашей семье, роде, например, слава - первомученик Стефан.

Вообще же мы выходцы из Цетина - древней столицы Черногории. Папа из известной купеческой семьи Баич, во время коммунистов они все потеряли. Мой дедушка, мамин отец, был священником. Окончил знаменитую семинарию в косовском Призрене. Основана она была в 1880 г., существовала во времена Османской империи, пережила две мировые войны. Теперь же в результате погромов и этнических чисток в Косово ее закрыли. После учебы, как положено, дедушка женился и был рукоположен. У них с матушкой родилось семеро детей, двое умерло маленькими, остались сын, который сейчас живет в Париже, и четыре дочки, одна их которых - моя мама. Дедушка никогда не скрывал своих антимарксистских убеждений. На Воздвиженье 1943 года им сожгли дом, матушку с детьми приютили родственники, а он жил в лесу. 27 января 1946 года, в день праздника святого Саввы Сербского, мой дедушка, в возрасте 39 лет, был замучен коммунистами за веру. Ныне причислен Сербской Православной Церковью к лику святых в сонме священнномучеников. Так что мы помним свою славу - и древнюю, и новую.

Сама же традиция праздновать славу возникла много веков назад, когда сербы принимали христианство. Слава передается из поколения в поколение и никогда не забывается. Даже во время коммунистов все помнили, что или кто является «славой» его рода, хотя отмечали этот день тайно, а кто-то вовсе «покинул» традицию. Но те же мусульмане-сербы живут сейчас и знают, что их пра-пра-пра-дедушка прославлял когда-то такого-то святого. По обычаю утром надо сделать «колач», по-сербски, или пшеницу, затем идут в церковь их освящать или приглашают в дом священника. Потом приходят гости. Сейчас, бывает, празднуют не традиционно - просто зовут гостей в кафе. Однако никто не забывает родовую славу.

А.Х.: - Какие еще сербские православные традиции сохраняются?

Р.Б.: - Особенно у нас прославляется Рождество Христово - празднование этого дня отличается от других православных народов. В России Новый год по старому стилю называется «Старый», у нас же 14 января - Сербский Новый год - «Србска Нова година». Так как мы живем рядом с хорватами-католиками и постоянно находимся под католическим влиянием, то в этом противостоянии стараемся сохранить историческую традицию. Празднование Сербского Нового года после Рождества Христова - это верность старому юлианскому календарю, отрицание католического григорианского летосчисления. По обычаю на Рождество в каждый дом рано утром приходит человек и приносит дубовое дерево - символ Христа. Внесли дубовое дерево - Христос входит в этот дом. Кто раньше поссорился, просят друг у друга прощение, все примеряются. Хозяйка печет особый Рождественский хлеб. Точно также происходит и в каждом монастыре.

А.Х.: - Как Вы оцениваете в целом влияние католиков на сербов, православную веру, традиционную культуру?

Р.Б.: - Большое влияние. Зачастую оно происходит не открыто, а прикровенно. Из нашей истории всем памятны открытые гонения на сербов со стороны инославных и иноверных. Менее известны факты скрытых, но не менее опасных угроз. В XVIII веке, например, возникла ситуация, когда нам легко было навязать унию: часть страны была под турками, север Сербии оккупирован Австро-Венгрией - они жгли наши богослужебные книги. Тогда сербский митрополит обратился к Императору Петру I за помощью, и русские привезли сербам православные богослужебные книги. Слава Богу, мы остались православными!

Во время Второй мировой войны именно католики-хорваты с благословения католической церкви убили 500.000 (данные разнятся от 50 тыс. до миллиона) православных сербов в лагере Ясеновац. Теперь эти новомученики прославлены Сербской Церковью в соборе Ясеновацких святых. До патриарха Павла нашу Церковь возглавлял патриарх Герман, к которому Римский папа обратился с просьбой посетить Белград. Патриарх Герман ответил, что папа может приехать только в том случае, если попросит прощение у ясеновацких мучеников. Ясеновац в сербском народе - боль и незаживающая рана, вина католиков, которую тяжело простить.

В новейшей истории, в 90-х годах прошлого века, сербы, жившие в Хорватии, вынуждены были принимать католичество, а если не хотели - бежали в Сербию, и таких очень много. Таким образом, католическое влияние не ослабевают, и в результате появляются православные церкви, которые общаются с католиками. И у многих сербов уже нет сил бороться, появились равнодушные, апатичные, думающие только о своих эгоистических интересах, а не о вере, не о Сербии. Однако «малое стадо» сохраняет верность Православию. Думаю, что Бог нас хранит, а так давно уже нас не было.

А.Х.: - В заключение нашей беседы, итожа сказанное, хочу спросить: какими Вам видятся перспективы духовного воссоединения Сербии и России?

Р.Б.: - Сложный вопрос. Не могу говорить за всех сербов, а тем более за Россию. Выскажу только свое личное мнение: дай Бог, чтобы русские и сербы объединились сначала внутри собственных этносов. Когда русский народ сплотится, сербы последуют его примеру. Мы всегда с надеждой смотрели на восток, и сегодня ждем от России материальной и духовной поддержки. Без России мы существовать не сможем. Сербская поговорка гласит: «Нас с русскими 300 миллионов». Как лингвист я знаю: если какая-либо идея или мысль вошла в язык народа, то она обязательно воплотится в жизнь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Юрьевич Хвалин
С чем Россия обращается к Азии?
Полная версия беседы редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями
22.08.2024
С чем Россия обращается к Азии?
Беседа редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями
04.05.2024
Под скипетродержавие Русского Царя
Поздравляем известного богослова и почётного гражданина города Владивостока митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием
07.11.2023
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
Все статьи Андрей Юрьевич Хвалин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36