Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О канонической состоятельности анафемы И.Мазепе

Протоиерей  Андрей  Новиков, Русская народная линия

27.10.2010


Доклад на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения» …

Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения».

Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Поэтому нельзя не задаться другим вопросом: кому и зачем сегодня необходимо церковно реабилитировать, отлученного от святой Церкви почти 300 лет назад, клятвопреступника?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это выгодно националистическим и раскольническим силам на Украине. Если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь - погрешима, а наложенная ею анафема - вещь весьма относительная. Коль скоро сама эта Церковь признает недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная той же Церковью иному клятвопреступнику - Михаилу Антоновичу Денисенко (лжепатриарху Филарету). Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причем, с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь - это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случаи с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: «С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдут годы, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине». Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить.

Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода (конца 1990-х годовю. - А.Н.). Наиболее выразительной из них можно считать статью Оксаны Хомчук "Мазепа и Филарет", опубликованную в журнале "Украинцы Америки за Киевский Патриархат" и сразу переизданную в Киеве отдельной брошюркой. Сравнив жизненный путь и особенности карьеры гетмана Мазепы и митрополита Филарета, она находит, что «повторения судьбы, подвига, воздаяния и обстоятельств были просто разительными...». «Через 289 лет после знаменитой анафемы, принятой 23 листопада 1708 года, наложившей тень на славу и гордость украинского народа - великого гетмана Ивана Мазепу, Русская Церковь проклинает Патриарха Украины. А мы можем только признать с недоумением, что нация допустила повторение большего позора. Что 289 лет ушло на то, чтобы колесо украинской истории повернулось и остановилось», - писала она»[1].

На конференции *Научный православный взгляд на ложные исторические учения*Кроме того, таким шагом (который, уверен, не состоится) священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990- е годы торжественно снял с Мазепы анафему. И это показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета.

Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Давайте разберем их и убедимся, действительно ли это аргументы.

1. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления.

Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана.

Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву Помазаннику Божию, данную на Святом Кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский... сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную»[2].

Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. Очень жаль, что это не известно тем, кто сегодня в УПЦ МП поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе.

25-е Апостольское правило говорит о клятвопреступлении клириков: «Епископ, или пресвитер, или диакон... в клятвопреступлении... обличенный, да будет извержен от священного чина»[3]. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима (Милаша): «Если какое- либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога...»[4].

Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило святителя Василия Великого) или одиннадцатилетнему (82-е правило святителя Василия Великого) отлучению от святого причастия[5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам - таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия[6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» (свидомый - осознанный, сознательный) священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе...

Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни (историк Е.В. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам[7]). Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь.

Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский... привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8].

Следующие факты подтверждают слова анафемы.

А. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа... вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили)» [9].

Б. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. 1708 г., декабря 1 -го» содержится свидетельство об уничтожении шведами православных храмов в городе Недрыгайлове: шведы «под городом спешились, и шли в строю к городу с ружьем, и прежде стрельбы говорили они шведы недрыгайловским жителям, когда они от них ушли в замок, чтобы их пустили в тот замок, а сами б вышли, и обещали им, что ничего им чинить не будут. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [7].

Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». «Наглядный пример - иконы полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения. Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» (Шестаков В. Как шведы украинцам независимость несли // http://news2000.org.ua/f/41759).

«На V Толедском Соборе (633 г.) поражались анафемою все домогавшиеся царского сана, без всяких на то прав по своему происхождению... а также злословившие государя» [14].

«О греках известно, что анафема дерзающим на бунт произносилась в XI- XIV веках... Так подпал анафеме в XII столетии, по свидетельству византийского историка Киннама, Андроник Мануил. "Этот изменник, враг отечества делал из Персии частые набеги на Римские пределы, поработил множество людей и военную добычу передавал персам, за что Церковию был предан анафеме" (Иоанн Киннам. Визант. историки. Изд. Спб. Дух. Акад., 1859 г. Т. I, стр. 278)»[15].

Поразительно, сколь похожи причины предания анафеме Андроника Мануила Константинопольской Церковью в XII веке и Мазепы Русской Церковью в XVIII веке!

Общеизвестно, что Русской Православной Церковью в течение истории предавались анафеме самозванец Лжедмитрий - Гришка Отрепьев, Степан Разин, Емельян Пугачев. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме.

Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе - это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви.

2. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение.

И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором... А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу... за такое его богомерзкое... дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» [16].

Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором.

В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями - Черниговским Иоанном (Максимовичем) и Переяславльским Захарией (Корниловичем). «Малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от Церкви и от причащения святых тайн всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю» [17]. Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных?

Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом (по крайней мере, кафедральном) храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема. Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? А ведь среди архиереев, провозглашавших за этот период анафему Мазепе, были такие великие святые, как святители Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и др.

3. Третий аргумент. Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе.

Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева[18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца?

Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков»[19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора?

4. Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т.п.

Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа... вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол»[20], то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола.

Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император.

И вообще, с какой это стати пожертвования на строительство храмов признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви.

Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду. Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19 (!) православных храмов в Третьем рейхе, а в 1936-1938 годы построило на свои деньги для Русской Церкви новый берлинский кафедральный собор Воскресения Христова. С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т.п. В 1939 году в Бреслау (Силезия) на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт[21]. Трудно даже сказать, кто больше потрудился - Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы.

5. Пятый аргумент. Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов.

Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой - Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи.

В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А.С. Пушкина как на источник по истории Древней Руси.

6. Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония (Храповицкого) один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви.

Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того.

Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» (независимом) расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от Матери-Церкви.

Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. Это «Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над шведским королем Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавою, в лето от воплощения Господня 1709-е, месяца июня, в 27-й день». В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее.

И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»...

И ныне седальна по второй кафизме на утрени: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»...

Стихира по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавший за своего Владыку»[22].

Думается, перевод и пояснения излишни. Служба эта, между прочим, подверглась правке пером самого священномученика митрополита Арсения (Мацеевича) и именно в его редакции сохранилась в Минее до сих пор. До революции служба «О Полтавской победе» торжественно совершалась в Русской Православной Церкви. Она является бденной. Желающие пересмотреть анафему Мазепе упираются в то, что они открыто должны заявить: они считают, что Русская Православная Церковь с начала XVIII века совершала неправильное, ошибочное по своей сути богослужение.

Здесь не лишним будет напомнить, что литургическое, богослужебное предание является частью Священного Предания. Вот, что говорится в «Послании восточных патриархов» о всех богослужебных книгах Православной Церкви: «Почему и мы, когда поем утешительные песни из Триоди и Минеи, не делаем ничего такого, что было бы не прилично христианам: потому что все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней, или выбранных из Священного Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а, собственно, мы поем то же, что в Писании, только другими словами» [23].

Итак, становится совершенно понятно, что никакой силы «аргументы» в пользу снятия анафемы с предателя, клятвопреступника и осквернителя храмов Мазепы не имеют. Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания. Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать.

Протоиерей Андрей НОВИКОВ, кандидат богословия, член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ МП

Список литературы:

[1]             Стародуб А. Анафема гетману Мазепе: факты известные и неизвестные // Зеркало недели. N 32 (457) 23-29 августа 2003 г.

[2]             Анафема / Сост. П. Паламарчук. М., 1998. С. 255.

[3]             Цит. по: Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Т. I. С. 84.

[4]             Там же. С. 86.

[5]             Текст указанных правил см: Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. II. С. 440, 451.

[6]             Текст правила см.: Там же. С. 7.

[7]             Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию.

[8]             Анафема, С. 255-256.

[9]             Там же. С. 253.

[10]         См.: Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию.

[11]         Шестаков В. Как шведы украинцам независимость несли.

[12]         Анафема. С. 256.

[13]         Казаков М.М. Христианская Церковь и Римская империя в IV веке.

[14]         Правило 75. Цит. по: Анафема. С. 240.

[15]         Иоанн Киннам. Византийские историки. СПб., 1859. Т. I. С. 278. Цит. по: Там же.

[16]         Там же. С. 254.

[17]         Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2004. С. 785.

[18]         Анафема. С. 254.

[19]         См.:.

[20]         Анафема. С. 254.

[21]         Новиков А.В. Русская Православная Церковь за границей: каноническое положение и история. Киев, 2000. С. 253.

[22]         Минея. Месяц иуний. М., 1995. С. 169-170.

[23]         Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723) // Догматические послания православных иерархов ХVII-ХIХ веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. С. 193.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 13

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

13. Киевлянин : Запорожцу
2010-10-28 в 20:38

1. Не передёргивайте. Я привёл доказательство того, что козаки были ни какие не союзники, а БЫЛИ "ВЕЧНЫМИ ПОДДАНЫМИ" Росийского государя.
2. Козацкие войска ни какую территорию защитить не могла и в реальном бою проиграла армии любой приличной страны. Безопастность територии Малороссии гарантировала российская армия и польско-российские договоры. На основании вашей логики можно решить, что никакой Речи Посполитой вообще не было, а была федерация магнатов. Магнат (не в пример гетману) имел независимое войско (приличное - в отличие от козацкого) и был хозяином на своей территории в Польше. Магнат мог позволить себе во много раз больше чем любой гетман.
3. Привидите хотя бы один документ подтверждающий наличие козацкого государства. Оно существует только в умах отдельных современных историков.
4. Гетман Мазепа был типичный "новый русский" тех времён и нажил своё громадное состояние обирая украинских крестьян. О тяжёлой доле простого народ под управлением Мазепы много написано. Отсутствие налогов с Украины свидетельствует лишь о слишком лояльной политике Москвы по отношению к Малороссии и козацкой старшине. Повашему любая свободная экономическая зона, наших времён это уже отдельное государство ?
5. Вы так и не ответили почему так перепугался Мазепа, что решил передать Малоросию Польше ( половина 17 века это сплошные востания против поляков украинский селян - и море пролитой украинской крови, он над этим надругался), а сам уехать хозяйничать в Белорусию. Вообще не зря его сейчас возводят в герои - это идеал современного чиновника -- наворовать по больше, а в случае опасности сдать с потрохами своих подчинённых и уехать за границу сохранив свой капитал.
5. Совет:Мировую историю всё-таки читайте, а то решите, что Украина - это центр мировой цивилизации и из неё произошли все племена и народы ( к сожалению я видел книги написанные в таком духе).. :((
12. Запорожец : Re: О канонической состоятельности анафемы И.Мазепе
2010-10-28 в 17:33

Бидолаху В.В.

Так что же архиереи не дерзнули осудить грех Мазепы, когда он был совершен - видимо потому, что был Мазепа в фаворе у Петра, не рискнули ссориться с царским любимчиком, а как с Петром поссорился, так сразу же и анафема. Причем согласитесь, что постой шведских лошадей в храме (который был не факт, что с ведения Мазепы; причем похоже, что случай был единственный - "великий государь" носился с ним как с писанной торбой, упоминал его к делу и не к делу) все таки гораздо меньший грех, чем, как вы утверждаете "духовное кровосмешение" (хотя единственный "исторический документ" - поэма Пушкина "Полтава", точно также, как единственный известный русским патриотам запорожец - гоголевский Тарас Бульба). Так что анафема все равно получается политическая, т.к. из политических соображений главный грех Мазепы никто не осудил. Хотя, повторяю, нужны доказательства более серьезные, чем сочинение Пушкина, который сам целомудрием не отличался.

Киевлянину

Вы так и не привели доказательство крестного целования на Переяславской Раде. А насчет того, что не взимались налоги - так это главное доказательство суверенитета Украины. Это говорит, что у Украины была собственная казна, из которой гетман Мазепа финансировал постройку православных храмов, а казна Российской империи здесь вообще не причем (к тому, что говорит уважаемый автор обсуждаемой статьи). Казачьи Войска были суверенными государствами - истории надо знать, а не повторять имперские сказки советского разлива (потому что до революции все-таки признавали первичную государственность казаков, о чем тайно мечтали императоры реализовали большевики). А что касается Европы - она мне совершенно не интересна. Мне интересен только мой родной православный казачий народ и его трагическая судьба.
11. Бидолах В.В. : Мазепа- кровосмеситель
2010-10-28 в 01:09

Уважаемый отец Андрей! Прочитал Вашу статью и стало грустно из-за того, что вся Ваша статья посвящена попытке объяснения и оправдания перед украинскими националистами действий Русской Православной Церкви относительно Ивашки Мазепы. При этом Вами и не упоминается изначальный грех Мазепы, вследствие которого произошли его последующие грехи, из-за которого было опозорено семейство Кочубеев и погиб сам Кочубей и Искра.
Это страшный кощунственный грех духовного кровосмешения, когда Мазепа, будучи 70-летним стариком совратил свою крестницу - несовершеннолетнюю дочку Кочубея Матрону, грубо надругавшись над церковным Таинством Крещения, тем самым соверши грех первого клятвопреступления перед Христом и Его,Церковь, по правилам которой павшие в блуд с крестницей подвергаются епитемье до 20 лет.Ведь блуд с крестницей или духовной дочерью приравнивается к блуду с родной матерью. А из блудного греха часто происходит и грех предательства,как мы видим на примерах таких блудников как Арий, Троцкий и Власов.Таким образом,Мазепа вначале изменил Христу, а потом царю, а не наоборот. И все сознательно поддерживающие блудника-кровосмесителя Мазепу становятся сами причастны его извращенно-кощунственным блудным страстям.А Вы как духовный пастырь должны быть озабочены тем, что этот кощунственный грех будет распространяеться извращенцами-мазепинцами среди в неведении пребывающих малороссов.
10. СанГри : Запорожцу
2010-10-27 в 21:46

Не стану спорить с Вами о церковных канонах. Но из своего личного опыта общения (живу на Украине) могу заявить, что гетман Иван Мазепа, никогда не пользовался и не пользуется уважением, тем более любовью у народа Малороссии. Да и в во времена своего правления его не уважали(ибо не пошли за ним против Петра).
И не нужно создавать пантеон "героев" Украины из Мазепы, Петлюры, Бандеры и т.д. Поищите более достойных.
9. Киевлянин : Запорожцу
2010-10-27 в 21:44

"В критический час реальной опасности кровавой расправы московских карателей он прибег к чрезвычайным полномочиям и обратился к Карлу, не посоветовавшись со старшиной." Вы себе представляете ситуацию Великая Отечественая Война, Глава какой-нибудь советской республики ни с кем не посоветовавшись,сам решает и переходит на сторону Гитлера. Как это называется?
8. Киевлянин : Запорожцу
2010-10-27 в 21:34

Вы о что имеете ввиду, когда пишите "критический час реальной опасности кровавой расправы московских карателей" ? Зачем Петру ни с того ни с сего ехать и с кем то расправлятся в Малороссии?
Вы почитай те как " своего гетмана" не любили ни народ ни запорожцы, а "свой гетман" писал доносы Петру на запорожцев. За ним бы ни кто не пошол. Прощитался старый лукавый карьерист - думал Карл Россию одолеет, а он тёпленькое местечко при Карле получит. Ведь известен договор с королём польским (союзником Карла)по которому Мазепе отходило воеводство В БЕЛОРУССИИ, а Малороссия становилась частью Речи Посполитой
7. Киевлянин : Запорожцу
2010-10-27 в 21:08

По-моему это вы невнимательно читаете источники. И у Вас по-моему проблемы с логикой - из автономного положения Украины ни как не следует военный союз. Почитай те внимательно о том как посольство Хмельницкого просилось принять "всю Малороссию его и все Войско Запорожское в вечное свое твердое владение, подданство и покровительство". А в Переяславле 8 января 1654 года в Соборе Успения Пресвятой Богородицы, гетман, полковники и старшины дали присягу быть «вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его». Где вы тут увидели военный союз. У Малороссии действительно было крайне льготное положение - с неё не взимались налоги и не набирали рекрутов войско, а саумоуправление было отдано казацкой старшине. Т.е. Россия ни на что особенно не претендовала,когда взяла в своё подданство украинскую территорию и ввязалась в войну с Польшей. Ни какого особенного украинского государства не существовало. Упоминаемое в документах Войско Запорожское не было государством.
А по поводу Дона, хотя это и не по теме, но хочу заметить, что подавления бунта довольно жестоким образом это обычная на тот момент европейская практика (почитайте историю Европы там вы найдёте примеры значительно более кровавые).
6. Запорожец : Re: О канонической состоятельности анафемы И.Мазепе
2010-10-27 в 18:40

"Такая же ситуация и с козаками после переяславской рады - не было никакого союза, была присяга Московскому царю" - это вы сами очень долго сочиняли? Читайте источники внимательно. Даже после Петра 1 Украина сохраняла формальную видимость автономии вплоть до Екатерины 2 (конец 18-го, а не 17-го века - я опечатался в предыдущем посте). Об этом можете почитать у вполне российского историка Ключевского.

Мазепа был Гетманом - главой Украинского государства, находящегося под протекторатом Москвы. В критический час реальной опасности кровавой расправы московских карателей он прибег к чрезвычайным полномочиям и обратился к Карлу, не посоветовавшись со старшиной. Народ он все-таки свой спас. Петру пришлось задабривать украинцев, чтобы они не последовали за своим Гетманом, поэтому о карательных походах речи уже быть не могло. А что такие походы были возможны - показывает пример Дона.

Вообще, когда москалям что-то не нравится - они всегда говорят о "запутанности и туманности" источников, противоречащих их идеологическим установкам. Яркий пример тому - протодиакон Кураев, не очень положительно на этом сайте поминаемый. Панихиду по Мазепе служили - это факт.
5. Киявлянин : Re: О канонической состоятельности анафемы И.Мазепе
2010-10-27 в 17:44

Память в народе о Мазепе действительно есть. Деды ещё помнят ранее распространёное ругательство "Проклятая Мазепа"
4. Киевлянин : Запорожцу
2010-10-27 в 17:31

1. Автор говорит о целовании креста и присяге Петру (а не Карлу), которую он предал (я думаю вы этого отрицать не будете).
2.Шведская армия была гроза всей Европы,а с Русской армией до Великой Полтавы всерьёз ни кто не считался.
3.Союз можно заключать между представителями государств или покрайней мере равных сторон. Какой союз мог заключить Мазепа (сам по себе, он ни кого не представлял, козаки были не в курсе) со шведской армией? - Это же абсурд, это все равно, что говорить - Резун заключил союз с Англией или Власов заключил союз с Германией.
4. Такая же ситуация и с козаками после переяславской рады - не было никакого союза, была присяга Московскому царю. Козацкая старшина не была легитимна как власть и не могла заключать ни каких союзнических договоров.
3. Запорожец : Re: О канонической состоятельности анафемы И.Мазепе
2010-10-27 в 16:41

Известно ли увжаемому о. Андрею, что Киевская метрополия вплоть до конца 17-го века была в юрисдикции Константинопольского Патриархата (кстати вопрос - о каноничности насильственного переподчинения Екатериной 2 Киевской метрополии Петербургскому Синоду!)? Как могли предать анафеме гетмана Мазепу в той юрисдикции (бывшей Московской Патриархии, кстати еще один вопрос - о каноничности учреждения Синода!!!), которой он не подчинялся?

Что касаемо крестного целования, то Карлу Мазепа крест не целовал, а вступил с ним в союз (замечу оборонительный, т. к. он всерьез опасался повторения на Украине тех кровавых карательных походов, которыми доблестная Петровская армия прославилась на Дону). Если уж говорить в глобальном историческом аспекте, то Мазепа просто помог Петру выиграть эту войну. До Полтавы шведская армия дошла голодной и оборванной. Вся "великая баталия" продолжалась несколько часов - шведы "для порядку" посопротивлялись и пошли сдаваться, чтобы поесть и отмыться в бане. Зато совместная пьянка двух войск продолжалась несколько дней ("и за учителей своих..." Пушкин). И не погнушался Петя пировать вместе с осквернителями православных храмов.

Так что анафема Мазепе - чисто политическая, как не крути. К тому же крестное целование казаков царям вначале не предусматривалась - это был военный союз, а не подданство. Оно было введено и на Дону, и на Украине через подкуп Москвой старшины (за что старшина и поплатилась - Кочубей головой, а Мазепа посмертной памятью, хотя на Украине его всегда считали своим героям).
2. Сергей : Re: О канонической состоятельности анафемы И.Мазепе
2010-10-27 в 15:02

Благодарю за компетентную аргументацию.
1. Диакон Владимир Василик : Автору
2010-10-27 в 09:46

СПаси Господи.о.Андрей

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме