16 - 17 октября 2010 г. в Адыгее, в Свято-Михайловой Афонской Закубанской Пустыне состоялась научно-историческая конференция памяти почетного ктитора монастыря, наместника Кавказа, председателя Государственного совета Российской Империи, Великого Князя Михаила Николаевича Романова.
Конференция была проведена по благословению преосвященного Тихона, архиепископа Майкопского и Адыгейского, трудами игумена Герасима (Буняева) и братии монастыря, и приурочена к 100-летию Великого князя Михаила Николаевича Романова, 125-летию его почетного ктиторства и 180-летию со дня рождения основателя Пустыни архимандрита Мартирия. К проведению конференции так же совпали даты: 150-летие учреждения Кубанского (до того Черноморского) казачьего войска и 20-летие его воссоздания.
Отдельно подчеркивалось, что и тема и место проведения конференции не позволяют обойти вниманием тему Кавказской войны, окончившейся более полутора века назад, тем более, что монастырь задумывался основателями как памятник победе в этой великой и кровопролитной войне, памятник «Замирению Кавказа».
И действительно, уникальность места, пересечение символов и смыслов вокруг монастыря, поражает. Сегодня это единственный в России действующий афонский монастырь, основанный русскими монахами-афонитами. Монастырь находится в горах Кавказа (Адыгеи) на месте одной из последних битв с горцами. Само его основание мыслилось как символ «Замирения Кавказа» и новой мирной жизни. Ктитором монастыря стал сам наместник Кавказа, Великий Князь Михаил Николаевич. Обитель стала единственной в своем роде сословной, с приданием ей статуса «сословного казачьего монастыря», прозванного в народе «Казачьей Лаврой». В Гражданскую войну стала последним оплотом обороны Кубанского казачества и местом хранения золотого запаса Кубанской Рады. Затем претерпела страшное разорение, а ныне стремительно возрождается, за неполных 10 лет вновь став русским мощным духовным центром на Северном Кавказе удивительно органично соединяющим в себе афонские, имперско-монархические и казачьи традиции.
Основан монастырь был после окончания Кавказской войны, в дикой местности, незадолго до того присоединенной к Российской империи, в среде русского православного населения, совсем еще недавно расселенного, не всегда добровольно, в окружающих горах. Все это требовало решительных мер по укреплению новых начал мирной жизни.
Основания обители долго добивались кубанские казаки, в среде которых существовал благочестивый обычай, когда холостые престарелые казаки, после ратных трудов, постригались в монашество. Идея основания афонского монастыря на русском Кавказе вдохновила святогорца о. Мартирия (Острова) на переселение в Россию вместе с еще шестью русскими монахами, терпевшими притеснения на Святой Горе от националистически настроенных греков.
По твердому убеждению насельников, исход со Святой горы русских афонитов и основание обители стало проявлением прямой воли Богородицы, чьим первым мирским уделом, по жребию, брошенному апостолами, выпало стать Кавказу (Иверии). Несмотря на то, что в земной жизни Богородице не случилось побывать на Кавказе, Пречистая не забыла о своем уделе, и после замирения Кавказа и утверждения на нем православной власти, крестом четырех афонских монастырей осенила кавказские горы, благоволив русским монахам, выходцам из второго удела Богородицы – Афона, принести святогорскую духовную традицию в Ее первый удел – Кавказ. По утверждению насельников, есть все основания говорить, что именно Свято-Михайлов мужской монастырь стал первым из четырех афонских обителей, возникших на Кавказе в конце 19 века.
Первоначально прошение об основании монастыря было подано в 1874 году, для чего казаки близлежащих станиц обязывались выделить 430 десятин станичной земли. В прошении было отказано, однако спустя три года, Великий Князь Михаил Николаевич, лично встретившийся с о. Мартирием, разрешил строительство монастыря и отчуждение в его пользу войсковой земли. Учреждение пришлось на 1878 год. Спустя несколько лет почетным ктитором (устроителем) обители стал сам наместник Кавказа, Великий князь Михаил Николаевич, много потрудившийся для возрождения христианства на Кавказе и всегда подчеркивавший именно возрождаемый характер христианства среди бывших когда-то православными северокавказских горцев.
Удивительно, но в первые годы количество насельников монастыря увеличивалась до нескольких раз в год - при основании в обители поселилось 7 монахов, через год их было уже 30, а спустя три года, к 1981 году, количество братии составило 101 человек. Трудами братии и архимандрита Мартирия, потратившего на становление обители огромную по тем временам сумму из личных средств в 55 тысяч рублей, в кротчайший срок были возведены 5 храмов, 20 корпусов с келиями, странноприимный дом, больница, церковно-приходская школа, мастерские, производства, обустроено огромное подсобное хозяйство. К концу 1880 годов обитель превратилась в русский оплот и духовный центр на Севером Кавказе. Ежегодно ее посещало до 100 тысяч паломников, так что иногда в трапезной монастыря в обед потреблялось до 300 ведер щей и 1600 килограммов хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей лаврой».
Монастырь стал духовным центром Кубанского казачьего войска и первое время даже находился в двойном подчинении епархии и Войскового круга, а в братию принимали только казаков. В дальнейшем подчинение Кубанскому войску было устранено, но в братию продолжали принимать предпочтительно выходцев из казачьей среды.
До сих пор все торжественные мероприятия местного казачества проходят на территории монастыря – награды и войсковые отличия местные казаки получают из рук атамана с благословения и в присутствии игумена монастыря. Каждое воскресенье у ворот монастыря на добровольных и безвозмездных началах выставляется охранный пост Православного казачьего братства, что оказалось особенно ценным в первые годы после передачи монастыря Церкви, когда казакам приходилось вразумлять приезжавших по старой привычке к стенам монастыря на разгульный «отдых» адыгейцев.
Промыслительность выбранного для основания монастыря места подтверждается тем, что в его окрестностях расположены древние рукотворные пещеры, предположительно VIII-X века, связанные, по одной из версий, с периодом Византийской иконоборческой ереси, когда православных ревнителей изгоняли за иконопочитание за пределы Империи на Кавказ, в Крым и Таманский полуостров. Пещеры вырыты в плотных серых песчаниках где до наших дней сохранились часть келий, зал и коридоры протяженностью около 200 метров, некоторые из которых были взорваны в Советский период. По поверью, существующему в этих местах, в древности подземные коридоры тянулись на многие километры и соединяли собой кельи и церкви, разбросанные в окружающих монастырь горах.
К 1917 году в монастыре подвизалось 215 насельников, но после революции монастырь, как и сотни других русских обителей, постигла трагическая судьба. В Гражданскую войну Михайлова пустынь с ее выгодным положением и крепкими крепостными стенами была превращена белоказаками в свою базу и неприступную крепость. В сентябре 1920 года отступающие белые отряды генерала Фостикова перевезли в монастырь золото Кубанской Рады и спрятали его в древних пещерах. Монастырь выдержал двухмесячную осаду красных, сопротивление было столь упорным, что большевики, думая захватить твердыню хитростью, угрозами пытались выпытать у местных жителей расположение подземных туннелей ведущих в монастырь, но даже расстреляв 43 человека так и не смогли найти иуду. Однако, в силу невозможности дальнейшей обороны от превосходящих сил красных, было принято решение готовиться к отходу. Рассказывают, что перед оставлением обители, генерал Фостиков приказал всем казакам не пожелавшим оставить родную землю отсыпать из сохраненного золота по папахе золотых червонцев, после чего белые отряды организованно отступили вместе с золотым запасом, вначале в горы, а затем в Грузию и Крым.
После ухода войнов генерала Фостикова монастырь стал добычей ЧОНовских отрядов. Ворвавшиеся в прекративший сопротивление монастырь красные отобрали, увели за несколько километров от обители и расстреляли около 100 показавшихся подозрительными трудников, послушников и богомольцев. Однако и после этого в монастыре осталось больше 60-ти человек братии, у которой в том же году были конфискованы вся земля, заводы, оборудование мастерских, ферма, экономия, подворье, гостиница и скот. В 1926 году на территории обители был открыт Дом отдыха ГПУ, отдыхающие которого устроили в Троицкой церкви клуб, а на месте снесенного монастырского кладбища фруктовый сад. В 1927 году на территории монастыря была организована коммуна «Владилен», которая, однако, проев за короткий срок всех монашеских бычков, из монастыря съехала. В 1928 году монастырь был закрыт.
В Великую Отечественную войну в обители был организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которой фашисты расстреляли во время оккупации Кавказа. После освобождения, в 1944 году, на территории монастыря была организована Детская трудовая колония, для обустройства которой был взорван Успенский собор, а в 1952 году, на горе Физиабго, разорен и взорван храм Преображения, видимый, до того, со всех сторон, на расстоянии в десятки верст. Впоследствии, в монастыре размещались Спецшкола для детей, плодосовхоз и даже конная турбаза.
В 1992 году началась долгая борьба верующих за передачу обители Православной церкви. В возрождении обители, как и полтора столетия назад в ее основании, приняли активнейшее участие местные казаки в лице Майкопского православного казачьего братства. Десять лет, под давлением части адыгейской интеллигенции, не желавшей возрождения русского духовного форпоста в горах Кавказа, власти Адыгеи боялись принять решение о закрытии конной турбазы и возрождении обители. Только в 2001 году Церкви была возвращена часть монастыря, а окончательная передача всего комплекса состоялась в 2003 году.
Сейчас в монастыре 20 насельников живущих по афонскому уставу и, несмотря на все затруднения материального характера, монастырь стремительно возрождается. За неполные 10 лет трудами братии, игумена Герасима (Буняева) и его предшественников отремонтированы и заново отстроены три храма в самом монастыре и часовня в скиту, восстановлен келейный корпус, паломническая гостиница, обустраиваются два подворья, монастырь окормляет два прихода. Планируется возведение Успенского храма, а на месте массовых захоронений возведение часовни в честь Воскресения Христова. В сентябре этого года на территории обители братия, при поддержке попечителей «Аллеи Российской Славы», установила памятник Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу Романову, бывшему и продолжающему оставаться ктитором монастыря.
Константин Новиков, зам. гл. редактора «Русской народной линии»