Сейчас много говорят об известном инциденте с участием протодиакона Андрея Кураева в Кишиневе. Со своей стороны мне хотелось бы также сказать несколько слов по этому поводу, чтобы по возможности немного прояснить суть происходящих событий.
Начну издалека. В феврале этого года мне пришлось побывать в Молдавии, где я участвовал в работе конференции «Исповедание веры между любовью и толерантностью». Уже проезжая по этой стране начинаешь замечать некоторые интересные детали. Так, например, сейчас принято устанавливать при дороге православные кресты. Но если на Украине один такой крест обычно встречается на два-три села, то в Молдавии 2-3 креста бывают в одном населенном пункте, что говорит о благочестии его обитателей. Далее, кафедральный собор Кишинева расположен в административном центре молдавской столицы, рядом со зданием парламента и президентским дворцом - своего рода архитектурная симфония между государственной и церковной властью, о чем может только мечтать православный патриот в России или на Украине. Еще одна деталь, уже непосредственно относящаяся к вышеупомянутой конференции, которая происходила в светском здании, в зале, специально предназначенном для всякого рода собраний и съездов. Еще до начала ее работы батюшка окропил весь зал святой водой. А в центре президиума была поставлена чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери. Кстати сказать, еще перед поездкой я сильно переживал, не зная, как оно будет и что получится, поскольку за день до этого у меня начались мои «любимые» головные боли, которые всегда продолжаются несколько суток и особенно усиливаются в местах скопления большого количества людей, как в том зале. Зайдя в него, я сразу подумал, что через несколько часов дело будет плохо. Но, несмотря на то, что конференция значительно затянулась, я совсем забыл о головной боли, а когда потом вечером вдруг подумал о ней, то и с удивлением почувствовал и вспомнил, что голова уже давно полностью перестала болеть. Сразу не понял в чем дело, а потом вспомянул, что трижды ведь прикладывался к Гербовецкой иконе с молитвой, и Божия Матерь помогла.
Так вот, какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? А тот, что молдаване - весьма благочестивый народ, они значительно более благочестивы, чем украинцы (малороссы) или русские (великороссы). Тем более обидно, что этот народ ныне прозябает не только в страшной нищете, но не видно и выхода из того исторического тупика, в который попала страна. В СССР МССР процветала, продукция ее относительно интенсивного земледелия имела там большой спрос, а после развала Советского Союза аграрная, не имеющая никаких запасов полезных ископаемых Молдавия оказалась никому не нужной, а ее виноград и вина в очень большой степени - невостребованными. Отсюда, как я уже сказал, нищета народа. Моя невестка - молдаванка из одного села близ Одессы. А ее родственники живут в Молдавии. Когда умер ее дядя, еще совсем не старый человек, то не на что даже было купить гроб из-за нищеты семьи. Вот так живет этот бедный народ, который страдает за грехи своих правителей, лица которых повернуты только на Запад, которых привлекает только Европа. И действительно, какое привлекательное географическое понятие! Состоящее из двух частей: евро и па. Поскольку привлекательность евро в связи с ростом его курса по отношению к доллару растет, это заставляет нынешних правителей Молдавии делать все новые и новые реверансы и прочие танцевальные па в сторону ЕС. А поскольку Западу Молдавия нужна лишь в одном качестве - в виде «санитарного кордона» с Россией, то отсюда известная антироссийская риторика молдавских властей. А за все расплачивается простой народ. То РФ цены на газ повысит, то вино молдавское окончательно покупать откажется и т.д. В общем, страдает народ Молдавии, прозябающий, как я уже сказал, в нищете.
Разумеется, Православная Церковь, которая всегда вместе со своим народом, не может оставаться в стороне от всего этого. Деятели Церкви конечно же видят все эти беды, начиная от бедственного положения населения страны и заканчивая ражем некоторых, желающих выслужиться перед ЕС политиков навязать своему народу пресловутые «европейские ценности», в частности, толерантность (в основном, к извращенцам). Отсюда и произошла та конференция, возглавляемая Высокопреосвященнейшим Владимиром, Митрополитом Кишиневским и всея Молдовы, в работе которой мне пришлось участвовать в феврале сего года, и где была дана достойная церковная оценка толерантности, что уже тогда вызывало зубовный скрежет власть предержащих. Учитывая, что общество блаженной Матроны Московской сыграло значительную роль в организации сей конференции, «демократическая» власть Молдовы уже по одной этой причине, мягко говоря, не испытывала никаких симпатий к нему. А ведь еще до этого у властей были и другие причины не любить это общество, начиная от его названия - имени исконно русской святой, да еще и нашего последнего времени, и заканчивая тем, что его члены не принимают ИНН. А ведь последнее - также «большое достижение» «европейской демократии». Но с февраля сего года поезд ушел еще дальше. В СМИ, в частности, на РНЛ появились сообщения, что Православная Церковь Молдовы готова поддержать на очередных выборах альтернативную, третью силу (ни коммунисты, ни демократы), но православного кандидата. А это уже что-то!
Надо сказать, что подобные попытки уже были и в России, и на Украине. Там они закончились неудачно. Но в Молдавии возможен другой исход. Учитывая более высокий уровень благочестия ее народа, позиция Православной Церкви может оказать очень большое влияние на реальную расстановку политических сил в этой стране. Ведь там слову священника доверяют, оно имеет большую силу. Мне, например, приходилось там видеть и уважаемого руководителя большого села, и преуспевающего предпринимателя в полном послушании, чуть ли не на побегушках у священника. Так что, по моему мнению, если Православная Церковь Молдовы в лице ее Предстоятеля и священства скажет свое веское слово, молдавским либералам и коммунистам грозит фиаско в пользу другой, народной и православной силы. Впрочем, вполне возможно, что этого не будет, и все это предприятие, как в России и на Украине, также закончится неудачно. Но дело в том, что, как показывает опыт, «демократическая» власть везде и на всех уровнях панически боится вышеозначенного поворота в политической жизни страны в сторону реально им альтернативной, поддержанной Православной Церковью силы, даже если этот поворот весьма маловероятен. В этой связи вспоминается трагикомический случай, произошедший у нас в Одессе лет 10 назад. Тогда некий выдвинутый православными политик в преддверии каких-то очередных выборов во всеуслышание заявил с телеэкрана, что у него в нашем городе 300000 сторонников. Это он видно сосчитал всех считающих себя православными жителей Одессы. И хотя на самом деле дай Бог, чтобы у него хоть 300 сторонников набралось, перепуганная местная власть немедленно приняла меры. На следующий же день незадачливый политик оказался за решеткой по какому-то вздорному обвинению в убийстве. Так что реакция и молдавской «демократической» власти в отношении такого потенциального деяния Церкви была заранее вполне предсказуема. Они истерически требовали, чтобы «Церковь не занималась политикой» еще во время вышеупомянутой конференции, а последующее развитие событий должно было еще более усугубить противостояние.
Конечно, сама Православная Церковь неоднородна. Там есть и либералы, симпатизирующие Западу, есть и консерваторы, ревнители православия, пламенные противники «европейских ценностей», в частности, той же толерантности. Члены общества блаженной Матроны Московской относятся к последним, в молдавских церковных кругах они занимают во всех смыслах правое положение. Что касается самого протоиерея Анатолия Чибрика, то я бы сказал, что это ревнитель православной веры и русский православный патриот молдавской национальности. Что, конечно же, вызывает особую ненависть прозападных русофобских властей Молдовы, ненависть, помноженную на страх потери власти в связи с вышеупомянутыми возможными действиями Церкви, застрельщиком которых властям видится влиятельное в Молдавии и Православной Церкви Молдовы общество блаженной Матроны Московской. Поэтому по логике этих властей ему следовало нанести тактический удар в духе классических действий психологической войны.
Теперь, когда штрихи к портретам написаны, читатель уже сам может легко догадаться о подоплеке визита протодиакона Андрея Кураева в Молдову. Очевидно, что приехал он туда не по собственной инициативе, а был приглашен с вполне определенной провокационной целью - дискредитировать руководство и членов общества блж.Матроны Московской. И это приглашение исходило отнюдь не из церковных кругов, и даже не из России, а от антироссийских и русофобских сил в руководстве Молдовы. Спецслужбы этой страны, специализирующиеся на психологической войне и провокациях против собственного народа, сделали, надо сказать, правильный и «достойный» выбор. И действительно, Кураев им в этом смысле очень подходит. Во-первых, многие, в том числе и в Молдове, его весьма почитают и прислушиваются к его мнениям; во-вторых, не любит он, в отличие от нас, преподобную Матронушку; в-третьих, он большой борец за ИНН (так что его портрет надо обязательно рисовать со штрих-кодом), от которого отказались члены ее общества.
Итак, поняв все это, мы поймем многие загадочные события этого визита. Например, то, что российский протодиакон был принят премьер-министром Молдовы. И с каких это пор бродячих миссионеров стали принимать премьер-министры?! А если они состоят у них на спецслужбе, то ради придания им нужного веса можно и принять. Поймем, почему на, так сказать, богословской лекции Кураева в Теологическом институте были представители МВД (т.е. тех же спецслужб) в штатском. Поймем источники скандальных сплетен, которые огласил болтливый протодиакон, к примеру, заявивший, что семья о.Анатолия Чибрика имеет много заграничных паспортов. Но такая информация носит достаточно конфиденциальный характер и может даваться только соответствующими государственными органами по требованию, например, тех же спецслужб. Или вот такой факт. Во время перепалки в Теологическом институте Кураев назвал руководителя общества блж.Матроны «фюрером». Откуда он это взял? Ну «подонок» - это понятно, хотел Кураев побольнее ударить и оскорбить человека, это он умеет, но почему «фюрер»? Ведь фюреры бывают у фашистов, а какой же фашист, например, о.Анатолий Чибрик? А все очень просто. Давайте вспомним хорошо нам знакомую любимую страшилку либеральных российских СМИ про «русский фашизм» и «русских фашистов», под образ которого они пытаются подвести всякого ревностного православного русского патриота. Так если в России это есть, насколько же сильнее такие вот страхи в антироссийских и русофобских кругах руководства Молдовы, для которых православный священник-ревнитель - это, естественно, «фашист», да еще к тому же посягающий на их поганые «демократические завоевания». Видно они, во время своих контактов с о.Андреем, и промыли ему мозги именно этим сильнодействующим «антифашистским» стиральным порошком. Поэтому, как я уже сказал, не в меру болтливый и заносчивый протодиакон прямо по Фрейду и проговорился, обозвав противостоящего ему православного ревнителя фюрером. Так что в целом действовал о.Андрей в этой миссии не как богослов и миссионер, а прямо таки в стиле Джеймса Бонда. Надо еще сказать, что такие спецзадания обычно неплохо оплачиваются. Думаю, оплатили и о.Андрею, как известному ученику Христа, но, разумеется, в евро. Впрочем, возможно я ошибаюсь, и о.протодиакон действовал по чисто духовным мотивам (нелюбовь к преп.Матроне и любовь к ИНН и т.д.), ну тогда он просто простофиля, чего на самом деле о нем никак не скажешь.
Однако кто-то спросит: даже если все это правда, зачем ворошить все это грязное белье? Но, как говорят в Одессе, «такова селяви»; такова суровая правда жизни, и с ней надо считаться. Надо ведь четко понять, что провокационный визит Кураева в Кишинев организовала не Московская Патриархия, а русофобские власти Молдовы и ее соответствующие спецслужбы. Организовали, надо прямо сказать, достаточно искусно, а затем в дальнейших провокационных целях дали понять протоиерею Анатолию Чибрику, что этот визит устроила именно ненавистная им МП. В чем он до сих пор уверен. Хотя это совершенно не так, как свидетельствует об этом, опираясь на достоверную информацию из высокопоставленных церковных источников, редактор РНЛ А.Степанов («Кишиневский скандал»).
Перейдем теперь к другому вопросу, перейдем непосредственно к богословию, поскольку протодиакон Андрей Кураев считается некоторыми «величайшим богословом всех времен и народов». Итак, этот богослов назвал общество блаженной Матроны Московской сектой. Но секта и раскол это разные вещи. Раскол - это отпадение по каким-то причинам от Церкви группы людей, которые, однако, сохраняют одинаковое с Церковью вероучение. Секта же - это отпадение от Церкви людей уже по причинам догматическим, вследствие того, что эти люди впали в ересь. То есть секта - это и раскол, и ересь. Но известное Открытое письмо к Патриарху, под которым подписались члены общества блж.Матроны, никак не тянет на ересь, никаких ересей там нет. Даже в самом худшем случае, даже если вдруг члены этого общества действительно захотят отделиться от Церкви (чего они на самом деле категорически не хотят, а хочет этого именно Кураев) - это будет всего лишь раскол, а не ересь и не секта. Так почему же наш «главный богослов» называет их сектой, какие его мнения дают основание ему так говорить, т.е., иными словами, какую мнимую ересь или ереси видит он у почитателей блаженной Матроны Московской? Думаю, такими мнениями о.протодиакона являются его весьма специфические взгляды на саму преподобную Матрону, которую он как-то даже назвал «колдуньей», а также борьба о.Андрея с, как он их называет, «иннистами» (правильнее было бы сказать, с «антииннистами»), т.е. с людьми, до сих пор не принявшими ИНН, к коим относятся и члены общества блж.Матроны, в частности, сам протоиерей Анатолий Чибрик. Но матушка Матрона уже достаточно давно канонизирована Русской Православной Церковью, поэтому попытка обвинить ее почитателей в связи с этим почитанием в какой-то «ереси» свидетельствует лишь о, мягко говоря, заблуждениях самого обвинителя. Мы почитали и будем почитать преподобную так, как заповедала нам Святая Церковь, и никакие протодиаконы нас от этого не отговорят. Тут и говорить не о чем.
Поэтому подробнее остановимся на втором возможном обвинении, на титанической борьбе протодиакона Андрея Кураева за ИНН... В этой связи снова придется вернуться к «свинцовой правде жизни». Вспоминаются события конца 90-х годов прошлого века, когда на Украине определенные, мягко говоря, плохие силы пытались ввести эти коды. Украинская Православная Церковь, народ Божий твердо встали на пути этого замысла. И вот когда чаша весов колебалась из стороны в сторону - то побеждаем мы, то, казалось, - эти темные силы, - приезжает на Украину из РФ тогда еще диакон Андрей Кураев и начинает учить нас, что коды - это ничего страшного, их можно всем без разбора принимать и т.д. и т.п., хотя, заметим в России эта проблема тогда еще не стояла. Далее, Кураев издает свою брошюрку в защиту ИНН, где, как у него принято, шельмует основных православных украинских борцов с кодами. Не вдаваясь в богословские тонкости, сразу замечу, мы, люди, борющиеся с ИНН, однозначно восприняли это как удар в спину. Позднее выяснилось, что о.диакон приехал на Украину не просто так, а по приглашению некоторых церковных деятелей, которым очень не хотелось создавать себе неудобства, связанные с борьбой против кодов. Они и профинансировали эту поездку. Не на свои же, в самом деле, кровные рубли, гривны и «последние» копейки Кураев издал вышеупомянутую брошюрку. И заметим, какое сходство с Кишиневскими событиями, ну прямо какой-то богослов по вызову у нас в Церкви завелся.
Интересно и другое. Лично я до этого, как и многие другие, уважал о.Андрея Кураева. От других, посещавших его выступления, я слышал, что есть такой замечательный богослов и миссионер в Русской Православной Церкви, и радовался этому. Правда, уже тогда поступали некоторые тревожные сигналы. Помню, как-то во время моей лекции на одесских катехизических курсах, когда я сказал, что бесов надо ненавидеть, одна бабушка вдруг воскликнула: «А о.Андрей Кураев учит, что бесов надо любить». Это Кураев взял у преподобного Исаака Сирина (но вычитал, думаю, у В.Лосского, цитирующего преп.Исаака), который говорил о «сердце милующем» и жалеющем всякую тварь, в том числе и бесов. Это одно из высших состояний святости, когда святой по заповеди Спасителя (Мф.5,45) уже усыновляется и уподобляется Богу, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Проповедовать же учение о «любви к бесам» нам грешным, это то же самое, что пытаться насильно кормить грудного младенца колбасой - подавится и умрет. Так же и христианин, пытающийся полюбить беса. Последний быстро споет ему известную песенку: «Люби меня, как я тебя (на самом деле ненавижу), и не гуляй с другими», т.е. с Христом и христианами.
Однако тогда я все это считал просто издержками миссионерства, а, может быть, бабушка не правильно поняла. Но после украинского визита Кураева изменил свое мнение о нем. Так появилась брошюра «Прав ли Кураев», на которой хотя и стоит мое имя, и она содержит некоторые мои мысли, но написана и издана не мною. О.Андрей, естественно, ответил на эту брошюру массированной критикой по разным направлениям, в интернете до сих пор торчит куча его филиппик в мой адрес. Но у меня возможности отвечать не было, поскольку на это не было благословения Божия. Тогда я еще глубже задумался над так сказать феноменом о.Андрея Кураева, и вот что понял. О.Андрей, конечно, человек не православный, в чем нет особой беды, поскольку в наше время очень трудно найти истинно православного христианина в смысле досконального знания и понимания всех догматов Православной Церкви. Но дело в том, что можно остаться все таки православным, и не зная, и не понимая все догматы, но смиряясь. Когда не знаешь чего-то из вероучения, сказать правду: «Я этого не знаю». Так поступали святые, ничуть этим себя не постыжая. Если в чем-то ошибся, и тебе указали на ошибку, признать ее. Ничего этого у о.протодиакона и близко нет. И все-то он знает, и по каждой проблеме может высказаться, и на всякий вызов отзывается - прямо какой-то догматический гений человечества. И при этом кто-то когда-то слышал, чтобы о.Андрей где-то признал какую-то свою ошибку? Я не слышал, зато известно другое, что некоторые его почитатели признают его непогрешимым. Был такой почти анекдотический случай. На каком-то сайте обсуждалась какая-то богословская проблема. Одни говорили так, другие иначе, наконец, один фан Кураева изрек буквально следующее: «Это так-то и так-то, потому что именно так считает о.Андрей Кураев». Таким образом, в Русской Православной Церкви мы имеем «новый эталон истины» - «непогрешимого папу московского» в сане протодиакона.
Но при всем при этом о.Андрей весьма талантливый и энергичный молодой человек, создавший свой, достаточно специфический способ миссионерства. Этот способ состоит в крайнем упрощении, вплоть до пошлости, церковных истин и преподавания их в таком виде народу, который, по причине долговременного пребывания в атеизме, сам погряз в пошлости, поэтому ему такое миссионерство понятно, поэтому многие идут за Кураевым, но, что, к сожалению, не за Христом. Но и Он имеет в миссионерской деятельности о.Андрея Свою часть. Пока тот подобно евангельскому богачу «пиршествует блистательно» на поприще своего миссионерства, Он, подобно Лазарю, питается крохами со стола богача. На той же РНЛ после каждой очередной пошлой протодиаконской выходки все время то там, то здесь слышишь один и тот же вопль: «Ой, я раньше почитал(а) о.Андрея, а сейчас потерял(а) всякое уважение к нему». Стало быть, есть надежда, что станет почитать Христа - это и есть те крохи, которыми Он хочет напитаться. Поэтому Господь до времени и сохраняет о.Андрея, поэтому-то я раньше благословения на его критику не получал. Но ныне, видно, и долготерпению Божию приходит конец. И Святейший высказался против проповеди на рок-концертах, и мне, грешному, видно ради этого дерзновения Первосвятителя, да еще по молитвам матушки Матроны благословение Божие на сию статью, к моему удивлению, дано.
Да и действительно, есть же пределы или нет протодиаконским пошлостям? Когда он поучает студентов духовной школы, как выбирать себе матушку, которая, по его мнению, должна позволить себя везде целовать, то так и кажется, что еще немного и Кураев запоет известную похабную песню: «Ты целуй меня везде, я уж взрослая уже». А может быть, еще под нее какой-то эротический танец исполнит? И вправду не знаешь, какой очередной выходки следует ожидать от этого миссионера.
Но вернемся к богословию, немного поговорим об ИНН, причем, в чисто утилитарных целях, в качестве парирования возможного обвинения Кураевым членов общества блж.Матроны. Как известно, Русская Православная Церковь соборно приняла определенные решения по этому вопросу, которые о.Андрей Кураев посчитал своей победой, а некоторые борцы с кодами - своим поражением. Но, по моему мнению, эти решения были продиктованы издержками борьбы с ИНН. Ведь дискредитировать какое-то дело можно разными способами. Можно яростно выступать против него, а можно поставить агитировать за него человека... недостойного или явно ущербного. Как, например, если бы за призыв в армию и участие в военных действиях агитировал бы безрукий и безногий военный инвалид. Нечто подобное произошло и у нас. Серьезнейшую богословскую проблему пытался решить каждый встречный поперечный, решить всего лишь с несколькими цитатами из Апокалипсиса на руках, каждая бабка стала «богословом». Помню, одна такая бабуля пришла ко мне и очень долго рассказывала о своей личной борьбе с ИНН, которые она, по ее словам, практически уже победила, осталась самая малость. Когда же я поинтересовался - чего же ей не хватает? Она ответила, что ей надо всего лишь 26 гривен (около 5 долларов), чтобы послать в какие-то инстанции какие-то письма, которые, по ее словам, нанесут смертельный удар по ИНН. Я с удовольствием дал ей эти 26 гривен, прекратив, таким образом, словоизвержение разговорчивой бабушки, от которого буквально уши вяли.
Вот из таких «компетентных богословских» источников и родилось мнение, что ИНН - это и есть печать антихриста, и другой уже не будет; что принявшие его совершили страшный грех; что человек, принявший ИНН, не может спастись и т.д. Что явно противоречит православному вероучению и нравоучению, да и очевидным фактам. Например, у меня, как у священника, бывали такие случаи, что приходилось исповедовать и причащать людей, которые, будучи крещенными в детстве, всю жизнь провели вне Церкви, но на смертном одре принесли покаяние. Некоторые из этих людей имели ИНН. Естественно, что такой постельный больной, которому и жить-то осталось всего несколько дней или даже часов, уже не может в обычном порядке снять с себя ИНН, на такой процесс уходит несколько месяцев. Так что же из этого, что он не снял, что, разве его покаяние недействительно, и из-за наличия ИНН он все равно погиб? Не слишком ли жирно было бы сатане, если бы это было действительно так? И очевидно, что такое еретическое учение душепагубно, поскольку внушает таким людям (с ИНН) и на смертном одре проявлять нерадение о своем спасении - «все равно из-за кода, мол, погибнешь». А ведь борцы с кодами начинали правильно, называя ИНН не печатью, а лишь образом печати антихриста. Но разница между образом и первообразом такая же, как, например, между тигром-людоедом и его изображением - картиной или чучелом. К первому и близко подойти страшно, а второе можно поместить и у себя в квартире и даже подергать чучело за усы, все равно не укусит.
Поэтому Русская Православная Церковь и решила, что принятие или не принятие ИНН не есть грех. Причем в Послании Святейшего Патриарха Алексия и принявшие коды, и не принявшие их призывались не осуждать друг друга. Поэтому зря протодиакон Андрей Кураев считает, что победила его точка зрения, и он может обвинить членов общества блаженной Матроны в ереси на том основании, что они отказались от ИНН. Сам по себе отказ от него, согласно соборному решению Церкви, не может служить основанием для обвинения в ереси или нравственных преступлениях, поскольку Церковь постановила, что и не принятие ИНН не есть грех. А вот осуждать другие за это непринятие - это значит действовать вопреки духу и букве церковных постановлений.
Но кто-то скажет: если принятие ИНН не есть грех, то почему же вы их не принимаете? Да, действительно, это не грех, но это и не добродетель. Как, скажем, бегство от гонения. Оно не грех, но и не подвиг, поэтому и не увенчивается. А мужественное исповедание Христа перед гонителями достойно награды, поэтому мученики и исповедники всегда получали и получают венец правды от Подвигоположника Христа. В некотором смысле таким же подвигом исповедания является и не принятие ИНН, но, разумеется, только в том случае, если христианин подвизается законно, т.е. ради Христа, со смирением, не осуждая других, главным образом тех, которые код приняли.
Наконец, несколько слов хотелось бы сказать об Открытом письме членов общества блаженной Матроны. Думаю, что это их ошибка. В этой связи вспоминается другой, подобный же случай. В начале патриаршества Алексия II, после его печально известной речи перед иудеями в США некоторые пытались обвинить Патриарха чуть ли не в ереси. И вот тогда в Одессе от некоторого высокопоставленного лица я получил задание составить богословское опровержение этой речи. Как русский патриот я со рвением взялся за это дело и составил, на мой взгляд, убедительный документ с весьма основательной богословской подоплекой. Но когда вышеупомянутое высокопоставленное лицо собрало священство, где этот документ был зачитан, они реагировали на это сочинение резко отрицательно, отказались его подписать, так что это дело не прошло. Я даже тогда обиделся, но позднее понял, что были правы они, а не я, и дух соборности был с ними, а не со мною. Как оказалось позднее, вся эта возня вокруг выступления Патриарха была инспирирована митрополитом Филаретом (Денисенко), он тогда еще не излил свой внутренний яд и возглавлял УПЦ. Была инспирирована с одной целью: дискредитировать Патриарха, подготовляя почву для будущего раскола. А потом это выступление забылось, все рассеялось как дым, и мы все знаем и почитаем почившего Первосвятителя как доброго пастыря.Так что дело не в богословии. Православный Патриарх это не папа римский, обладающий непогрешимостью. Да, Святейший Патриарх Алексий в чем-то ошибся, в чем-то оговорился, но наш сыновний долг, подобно Симу и Иафету, покрыть наготу этих ошибок одеждой своего сыновнего послушания, а не подобно Хаму звать других, чтобы и они любовались этими ошибками. Поэтому я призываю наших молдавских собратьев и братьев проявить преимущественно именно это сыновнее послушание, а не ревность не по разуму в некоторых богословских вопросах, от которых никому ни холодно, ни жарко, погоды они не делают. Зато документы такого рода, я имею в виду и Открытое письмо, и вышеупомянутое собственное сочинение, объективно, вне зависимости от наших желаний или нежеланий, симпатий и антипатий, готовит почву для раскола, раскола с Русской Православной Церковью. Что абсолютно противоположно духовной направленности самого общества блаженной Матроны Московской, и чего, надеюсь, даст Бог, не будет!