Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)

Архиепископ Красноярский и Енисейский  Антоний  (Черемисов), Русская народная линия

Какой должна быть миссия / 11.10.2010

От редакции: Поводом к публикации этой замечательной проповеди владыки Антония, увидевшей свет в июньском и июльском номере газеты «Православное слово Сибири», стала почти детективная история, в центре которой оказался наш главный борец с архиереями протодиакон Андрей Кураев. Напомним, что отец Андрей еще в июле в свойственной ему манере «отчехвостил» архиепископа Антония за то, что владыка «осмелился» поставить на место священника своей епархии из города Енисейска протоиерея Геннадия Фаста. Об этом на «Русской народной линии» писал диакон Владимир Василик.
Собственно публикуемая нами проповедь красноярского владыки и посвящена критике сомнительных богослужебных экспериментов отца Геннадия: служения литургии на русском языке, отказа в крещении под предлогом недостаточной катехизации, исповеди без причастия, чтения Евангелия спиной к алтарю, служения Литургии с открытыми царскими вратами, всеобщего целования прихожан во время литургии и пр. Однако верный последователь осужденных нашей Церковью практик священника Георгия Кочеткова, отец Геннадий Фаст вместо того, чтобы смиренно принять критику своего епископа решил побороться с архиереем. Видимо, получив поддержку протодиакона Андрея Кураева и других поборников модернизации богослужения, отец Геннадий пошел в атаку на владыку Антония.
И тут собственно начинается детективная история. 8 октября в 9:49 отец Андрей Кураев выложил в своем блоге статью «Ответ о. Геннадия Фаста архиепископу Антонию», но вскоре почему-то убрал ее «под замок». Сейчас статья, которая размещалась по адресу
http://diak-kuraev.livejournal.com/118205.html?view=comments, недоступна читателю. В этой статье, которую успели скопировать некоторые бдительные читатели кураевского блога и прислали нам в редакцию, отец Геннадий откровенно защищает все свои сомнительные «эксперименты», как некую традицию, забытую ныне Церковью (словом, все в духе «учения» отца Георгия Кочеткова). Статью предваряла любопытная фраза хозяина блога: «Сокращенный и доработанный вариант этой статьи вышел в октябрьском номере Журнала Московской Патриархии». В свежем номере ЖМП действительно есть статья отца Фаста, но другая. Словом, тут сокрыта какая-то интрига, содержание которой знает отец Андрей Кураев, но вряд ли сообщит общественности. Видимо, покровители отца Геннадия Фаста в Москве в самом деле планировали нанести удар по владыке Антонию через ЖМП, но в последний момент кто-то им помешал. А отца Андрея забыли поставить в известность, вот он и «прокололся».
Поэтому мы публикуем статью архиепископа Антония, который решился дать бой экспериментаторам от Православия. Ведь речь идет в частности ни много ни мало, как о крещении русского народа, которому хотят помешать так называемые «катехизаторы».

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Архиепископ Красноярский и Енисейский АнтонийВ настоящее время наши городские и иные сайты в интернете с легкой руки главного «дирижера» всей этой лукавой возни всячески муссируют тему о «катехизации», порой преднамеренно искажая смысл самого вопроса. Православная наша Святая Церковь изначально руководствовалась Духом Святым, избегая влияния на Нее извне. О чисто-светском мире Сам Господь сказал: «Я не от мира сего» (Ин. 18, 36). Наша Святая Церковь никогда не являлась, и не является ныне неким придатком светской жизни, или наоборот. Она является Институтом независимым и непоколебимым, по слову Ее Создателя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Созданный Богом и данный нам для вечного спасения, этот институт веры нашей управляется Святейшим Патриархом — Предстоятелем Святой Церкви — и Священным Синодом, то есть Собором епископов, облеченных Духом Святым при их рукоположении, которое является продолжением Сошествия Духа Святаго на святых Апостолов в день Святой Пятидесятницы (Деян. 2, 1-8). Они поставлены Богом, чтобы соблюдать по слову Господа все, что Он повелел (Мф. 28, 20).

Вопрос о Святом Крещении и катехизации при Святом Крещении был одним из важнейших на пороге развития церковной жизни, то есть, от основания Ее и до наших дней. Еще в I веке это происходило при участии Святых Апостолов и священников, поставленных ими Благодатию Святаго Духа. Последние получили право преподать новокрещаемым того же Духа Святаго через Святое Крещение, а также другие Святые Таинства, Духом Святым, епископами и священниками, на то поставленными, совершаемые. Перед Святым Крещением совершалось и ныне совершается — оглашение (катехизация), раскрываются смысл и понимание новокрещаемыми необходимости Святого Крещения для Вечного Спасения и жизни в Духе Святом, подаваемым при Святом Крещении. По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации. Главное, чтобы человек взрослый или восприемники младенца понимали, как важно ориентировать себя на жизнь, достойную христианина, жизнь, немыслимую без Святой Церкви и данных нам Самим Господом в ней установлений. Всем нам очень важно помнить о том, как важны для каждого из нас слова Спасителя, сказанные Святым Апостолам о Святом Крещении: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Мф. 28, 20; Ин. 3,3). Последнее относится к любому возрасту. Поэтому относительно Святого Крещения или Святого Причастия, к примеру, востребованного больным, находящимся при смерти, — священник не имеет права в этом отказать, даже и в ночное время. Относительно крещения младенцев, в Новозаветной Святой Церкви Православной (как и в Церкви Ветхозаветной относительно обрезания), младенца положено крестить на восьмой день или позже. Но за ради, цитирую, «ежели младенец немощен и не принимает грудь матери, но к смерти зрит, не подобает ожидать шестого или восьмого дня, но крестить — немедля». Святое Крещение есть приобщение души для Царства Небесного, и мы не имеем права препятствовать детям приходить ко Христу для наследования ими Его Царства в вечности. Сам Господь сказал своим ученикам, когда они пытались удержать детей, не позволяя им подойти к Нему: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). После этого Господь «возложил на них руки», тем свидетельствуя о необходимости Крещения их Духом Святым, что и везде совершается в Православной Церкви, в полном соответствии с апостольскими на то указаниями, Духом Святым руководствуемыми.

В практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором. По существу-то каждый священник обязан быть катехизатором, что и имеет место на каждом приходе. Немыслимо, если люди священнику малознакомы, не выяснить, как они веруют, ходят ли в храм, элементарно объяснить им, в чем суть веры, если это необходимо, но Святое Таинство — совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события. Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия, крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто.

В наше постатеистическое время перед священником часто стоят граждане, десятилетиями напичканные атеистической пропагандой, и надо бы только радоваться, что где-то там, в фибрах их русской души, в поисках спасительного для себя выбора пути в жизни, горит еще огонек веры их древних предков. И приятно, что это желание креститься и бывших коммунистов, и заблудившихся в сектах, или даже по гордыне диавольской «воюющих» все еще с Богом, — имеет место и они тем — идут к Богу! Конечно же, их согласие на получение Дара Духа Святаго, который дает им Господь, и молитва всецерковная за них со временем обновят их для жизни духовной, ибо всем без исключения желает Господь в разум Истины прийти и Царство Небесное — наследовать. Краткое же оглашение перед Святым Таинством Крещения всегда непременно будет началом процесса дальнейшей катехизации, и да поможет им Сам Господь!

Особо ярким примером для нас является первое краткое оглашение в истине Православной веры Святого Апостола Петра в день сошествия Святаго Духа на Апостолов. Когда проповедь была завершена, крестилось «в тот день около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 37-43). Как видим, все они крестились, а потом продолжилось последующее, по существу оглашение, или полноправное пребывание в Таинствах изначально Православной Церкви. Св. Крещение воистину есть врата св. Церкви и врата Рая, Святой Церковью нам открываемые. Обратим здесь внимание и на то, что Господь никогда не ставил перед исцеляемыми Им иудеями и даже язычниками каких-либо «предварительных» условий, кроме одного — веры в Господа.

С устроением Святой Церкви на земле были и проблемы, связанные, например, с языческими, настолько глубоко укоренившимися диавольскими заблуждениями, что крестить пришедших из таковых без предварительного объяснения сути христианства и отречения от ложных богов, — было бы просто нелогично. По этому поводу здесь также уместно было бы привести слова Святого Апостола Павла в Послании к евреям: «Для вас нужно молоко, а не твердая пища… Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 12-14). В решение этой проблемы, готовившиеся из язычников, и не только из них, проходили какое-то время «оглашение», проводимое священнослужителями и их помощниками для приуготовления их к Таинству Святого Крещения. В настоящее же время, кто приходит к нам креститься? Те, коих генетический фонд, продолжившийся со времен всего тысячелетия христианства на Руси, подвигает к этому, ибо это не язычники, а наши собратья, вышедшие из недр нашей общероссийской православной жизни. Как мы можем отказать в общецерковной нашей молитве за них, сподобившихся принять Святое Крещение, сознательно принявших все то, что определяет духовную жизнь их благочестивых предков? Никак не можем отказать им в этом, как и в самом Святом Крещении, дающем нам право за них молиться. Где здесь ответ на вопрос, достойна ли или недостойна русская душа Святого Крещения, как только не в Самом Духе Святом, который и маловерующего «наставит на всякую истину» (Ин. 16, 13). То, что каждый крещеный обязан посещать храм, новокрещеному надо пояснить, но гонять его, еще не крестившегося, в храм и обратно из храма во время ектении об оглашенных, имевшей место тогда еще, при оглашении язычников (что было чисто-педагогической необходимостью) — не стоит. Это будет в наши дни не столько привлечением к Святому Крещению, сколько окончательным изгнанием из храма в какую-либо секту, где таким, по их мнению, «манипуляциям», не подвергают.

Ныне последнее, естественно, не практикуется, а ектения об оглашенных в Божественной Литургии — осталась? Потому, что эта ектения всем нам, уже крещеным, напоминает о тех древних временах, когда грех идолопоклонства и заблуждений довлел над людьми настолько, что готовившиеся к Святому Крещению недостойны были своего в храме присутствия в это время. Благочестивый человек и нынешний, молясь за ектенией об оглашенных, еще глубже вздохнет о грехах своих с мыслью: буди милостив ко мне, Господи, прегрешившему, — может быть еще и более, чем жившие еще в те языческие времена. Во время Святой Евхаристии Дух Святый сходит на Святые Дары, и только просвещённые Духом Святым, то есть получившие его при Святом Крещении, могут это почувствовать, понять это великое действие Божие, к которому мы готовимся и за Всенощной, и во время Святой Проскомидии, и во время ектении оглашенных. Поэтому всякому причащающемуся в особенности необходимо молиться на всех предварительных богослужениях и обязательной Исповеди, предшествующих Святой Евхаристии, дабы «не в суд себе» принять Святые Таины Христовы.

По аналогии с вопросами по катехизации, когда некоторые священники вводят фактически запреты и ограничения по принятию Святого Крещения, вплоть до случаев смерти не дождавшихся завершения периода катехизации, там же всем верующим, стоящим в храме, предложено целоваться перед Евхаристическим каноном. Конечно, мирянам свидетельствовать любовь к ближним целованием с ними при встрече можно и до богослужения, и после, дома или даже на улице, о чем говорится в св. Евангелии. Так, у св. Ап. Павла сказано: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13, 12), а также и в иных посланиях (1 Пет. 5, 14; 1 Фес.5, 26). Но не следует это путать с лобызанием священников, облеченных Благодатию священства, у Святого Престола Божия во время пения Символа Веры. Облеченные Духом Святым, они во время целования в ланиту свидетельствуют перед Богом радость и свое святое единодушие в благодарности Богу за ниспосланное им Благословение быть участниками схождения Святаго Духа на Святые Дары в предстоящий момент Святой Евхаристии. Целование, каковое имеет место между священниками у Святого Престола при произнесении особых слов, несравнимо с целованием мирского толка, и поэтому последнее в этот момент — просто неуместно. Некоторые же, за ради особой «оригинальности» богослужения в их храмах, ссылаясь на древние ошибки, пытаются их возродить у себя, но не в силу духовной озабоченности, а просто от скудности ума или от протестантского настроения. Объясню, почему. Утеряв Благодатную силу священнодействий в инославии и заменив ее показной оригинальностью, таковые «пастыри» вводят у себя не только общие «целования» в собраниях своих, но и «освящения», к примеру, любимых собачек и кошечек, и даже… однополых браков, что, как известно, предвещало гибель Содома и Гоморры (Быт. 19, 24, 25).

Не менее и тот иерей прегрешает, который язык богослужебный славянских наших братьев святых равноапостольных Кирилла и Мефодия заменяет в храмах на наш современный, на котором ежечасно и суетимся, и ругаемся. Объясняется это тем, что якобы язык славянский многим непонятен. Но, уверяю Вас, кто внимателен к своему спасению и духовному вдохновению за богослужением, нам передаваемым тем же духом молитвы, каковым веками молились по-славянски российские люди, — тому этот язык святой дорог, доходчив и понятен. Переведите «Отче наш» на русский, современный наш язык, и нецелесообразность эта сразу будет понятна. Не составит особого труда любому, даже только еще переступившему порог Святой Церкви, уяснить себе лишь некоторые малопонятные слова, как он привыкнет читать по-славянски, и в молитве преуспевать — будет. Конечно, некоторые архаизмы можно аккуратно заменить, но заниматься этим должна богословская комиссия по решению Священного Синода.

Тема изучения славянского языка в богослужебных текстах паремий праздничных, евангельских и апостольских чтений, стихир и изъяснение их еще до наступления дней св. праздника — вот тот востребованный нашими верующими материал для катехизаторского дела в любом приходе, наряду с изъяснением и Символа, и всех вопросов нашей веры.

В наше время, когда многие священники успели побывать за границей и посетить, соответственно, там православные храмы, по простоте своей, видя там некоторые отступления от нашего богослужебного устава, в восторге у себя на приходе вводят нечто «новенькое», к примеру, чтение Святого Евангелия за Божественной Литургией не на Святом Престоле, как это положено по Уставу Святой Церкви, а в Царских вратах, или на солее лицом к народу, спиной же — к св. Алтарю. Вероятно, эти священники побывали и у всякого рода иноверцев, где не только евангелие читают лицом к народу, но и все «богослужение» совершают на обыкновенном столе — лицом к народу. Собственно говоря, последние так далеко ушли из Православных обычаев, начиная с упомянутых к примеру чтений и порядка богослужений, что даже и иконостас в свои времена был ими аннулирован, а со временем и сами храмы стали использоваться для концертных программ любого жанра. Естественно, зачем тогда такому храму св. Престол, Святое Святых — Алтарь, и даже иконы? Их там уже нет, ибо «дом»-то — пуст. Думаю, первый великий отступник от православной чистоты и низверженный в своё время ересиарх Арий мог бы этому только диавольски радоваться! Повторюсь, начиная с ничтожно незначительного нарушения, казалось бы, можно дойти не только до нарушений Православного Устава, но и до значительного искажения всех догматов Святой Христовой Церкви, что уже и завершило отпадение от чистого Православия ввергших себя в тенеты прагматизма и мистицизма.

Несколько слов о чтении Святого Евангелия в храме. Каждый священник должен понимать, что Святой Престол — это Святая Святых храма, особо благодатное место, как и слова Святого Евангелия, также благодатные и более важные для души, чем для слуха тех, кто это понимает. Можно ясно не расслышать, например, всех слов евангельского текста, читаемого в храме, но все равно душу обогатить от Благодати Святого Престола, на котором оно читается (тем более, что евангельские тексты мы почти все про себя в душе имеем) — дело важное. Почему св. Евангелие благословлено во время архиерейской или иерейской службы с диаконом читать в первом случае — на кафедре, а во втором — на солее? Ответ очень прост. Когда служит архиерей, он благословляет читать св. Евангелие на своей архиерейской Кафедре, отдавая тем особую честь Господу и Его Св. Евангелию. Когда служит священник с диаконом, то диакон, по благословению священника, читает св. Евангелие на солее. Евангелие всегда читается лицом к св. Престолу, как и священник, совершающий богослужение один, без диакона, непосредственно на Св. Престоле. Согласно Уставу, диаконы не имеют права читать св. Евангелие на св. Престоле, что непозволительно по их сану.

Если и далее пояснять странные дела по известному благочинию, то дело коснется еще более яркого момента, когда самовольно допускается совершение богослужения с отверстыми Царскими Вратами всю Божественную Литургию, невзирая на то, что это великая награда Святой Церкви, и разрешена она не всем. Такой чести удостаиваются только те заслуженные протоиереи, которые безукоризненно несут свое многолетнее послушание Святой Церкви, а выделять этой наградой таковых — дело высшей Церковной Власти. Иерей, допускающий это самовольно по своей гордыне, дерзко приписывая сам себе «особые» заслуги, каковых в действительности не имеет, — воистину прегрешает перед Богом, собирая на главу свою «горящие угли»: Бог ему Судия. Такого характера непослушание Святой Церкви ведет и к более тяжким недопустимым явлениям, заимствованным от неправославного исповедания: св. Агнец — Тело Христово — раздирать руками на части, вместо использования св. Копия, на ектении взывать о помощи «в бизнесе, в торговле, в покупке чегонибудь», и тому подобные вещи, отнюдь не призывающие верующих за богослужением отложить всякое мирское попечение.

Мне пишут из Енисейского благочиния. «В одном из храмов благочиния приехавшим из Енисейска священником было нам предписано причащаться «поновому», без Исповеди, и 30 человек приняли Святое Причастие… Мы совершили смертный грех — дерзнули преступить к Святому Причастию без должного приготовления и исповеди, тем нас, 30 человек, отлучили от Церкви… Нам покоя нет ни днем, ни ночью…» Вот о чем плакать надо бы горькими слезами. Люди, глубоко православные, слава Богу, понимают глубину беды. Причастивший же их — навряд ли понимает, как велик грех. Посему грех сей на прямого лже-учителя и ляжет, а не на причастившихся, но глубоко впоследствии раскаявшихся. Другой христианин жалуется: «Когда я приехал в Енисейск для Святого Причастия, священник мне отказал в Святом Причастии из-за того, что я не имею бороды. И мне непонятно, разве благодать заключается в бороде?» Что ответить? Для батюшки — да, наверное, а вы, проделав такой длинный путь из глубинки к этому батюшке, — навряд ли уже приедете к нему, чтобы причаститься. Ради Бога, простите таковаго, явно в своих «новшествах» заблудившегося, тут и сам храм-то — трещину даст. Уклоняющиеся от Устава святой Церкви Православной изначально впадают и в более страшные вещи, конечный итог чего — стремительный развал жизни в целом. Имея в виду Святое Православие, Достоевский сказал фразу — «Красота спасет мир». Я очень хорошо понимаю, почему он сказал именно так, имея в виду другое. Потому что он жил среди тех, кто подготавливал губительную революцию, и истинное содержание этих слов из той интеллигенции просто никто бы не понял. Он же хотел сказать: «Православие спасет мир», и ничто иное. Те, кто у нас не понимают этого, обычно хвалят всякие другие веры, будучи даже в священном сане православного пастыря. У одних, мол, больше порядка, банки, у других — надо учиться детей воспитывать, у иеговистов — уж не знаю, чем еще и восхищаться. Я бы посоветовал таковым вникнуть в нашу российскую историю и понять непобедимый дух нашего благословленного Богом народа. Домостроительство Царства Божия в нас есть очищение души человеческой в Таинствах св. Христовой Церкви. В Евангелии св. Церковь сравнивается с домом, построенным на прочном камне, по слову: «Камень же — Христос» (1Кор. 10, 4; Мф. 21, 42; Мр. 12,10). Этот дом — непоколебим, и даже самые страшные противостояния и бури никогда не смогут разрушить его: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 24). Дом же иной, построенный на лукавстве века сего, а не на истинном богопознании — не устоит, как дом, по словам Спасителя, построенный на песке: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). Замечательны слова на тему выбора для себя того или иного «дома на песке», ибо в наш век их множество. Господь же изначально дал нам один. И не случайны Его слова: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15, 18). «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). В последнем слове ведь не только имеются в виду живущие во тьме греховности, но и избравшие себе добровольно «дом», эту греховность узаконивающий. Еще в Ветхом Завете было еврейское слово «авен», «означающее, собственно, ничтожность, суету, а затем ложь, обман», как пишут о том свв. отцы, добавляя при этом и греческое «аномиа» уже в новозаветном понимании того же слова «беззаконие». «Это люди, призывая имя Христа, совершая чудеса Его именем, пророчествуя и изгоняя бесов, совершали преступления против нравственного закона», и, соответственно, против Бога. «Весь мир во зле лежит» (1Ин. 5, 19). Соблазнов в нем неисчислимое количество, но если будем пребывать в нашем Доме Отчем — в святом православии, нам Богом данном для вечного спасения, то его и наследуем. В наше время постперестроечная государственная система по отношению к духовной жизни стала иной. Построено много новых храмов, открылись монастыри, повсюду есть возможность безбоязненно принять русскому человеку свое родное истинное Святое Крещение и всесторонне участвовать в жизни Святой Церкви, внимая также деяниям новосозданного Президиума Межсоборного присутствия для подготовки обсуждения различных тем на Архиерейских Соборах. При этом все постановления Архиерейских Соборов совершаются при усердной молитве Святейшего Патриарха и Епископов Святой Церкви перед заседаниями и выражением: «Изволися нам и Духа Святому» — после заседаний. Поэтому, естественно, постановления, не констатированные Собором, недействительны, и в практике Церковной жизни — не приемлемы.

В заключение хочу привести несколько слов одного современного архимандрита: «Мы должны всегда внимать своим поступкам, мыслям, мотивам своих действий, чтобы проверять, действительно ли мы живем по Евангелию, действительно ли оно является для нас жизненным руководством или же мы, сами того не замечая, следуем человеческим, там называемым здравым, а на самом деле безумным представлениям о добре и счастье. Нам необходимо стремиться к духовному блаженству, которое нам преподал Господь Иисус Христос, и стремиться жить так, как нам объяснили святые отцы и, самое главное, показали примером своей жизни. Тогда мы будем чадами, достойными своих духовных предков — русских святых». Аминь, и Богу нашему слава во веки веков!

Впервые опубликовано в газете «Православное слово Сибири», № 6-7, 2010



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 29

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

29. тов.Сухов : спасибо
2010-10-15 в 18:45

Хорошая статья!
Обновленчество ни в какой форме недопустимо.

Однако не могу не возразить против утверждения:
В наше постатеистическое время перед священником часто стоят граждане, десятилетиями напичканные атеистической пропагандой

меня за всю жизнь в советское время никто атеистической пропагандой не пичкал. Как ни странно! Те люди, которые в своё время под неё реально попали - они уже далече.

Если же речь идёт о слабом воцерковлении людей, отсутствия интереса к Церкви вообще, то прошлая "атеистическая пропаганда" среди причин этого явления находится, думаю, на самом последнем месте. Зато удобная отговорка - на безбожные власти теперь можно списывать всё, что угодно - от пожаров, до плохого воцерковления.
Действуйте! Чего вам не хватает? Атеистической пропаганды уже целых два десятилетия точно нет.
28. Сергий Агапов : 26. oniks
2010-10-15 в 15:10

Дорогой брат Oniks, дважды я попадал на службу в храмы, где преподают целование на литургии. Один раз это было в Бехове, на Оке (Поленово) в храме Святой Живоначальной Троицы, где настоятелем служит отец Алексий Дарашевич. Всем советую, у кого есть возможность, побывать в этом храме у этого батюшки. Там чудесный приход, кажется, в основном, москвичи, чудесно поют они старинными распевами и дают друг другу целование. Я попал туда случайно, был один, было радостно видеть искренние объятия, взаимные поцелуи. Ко мне, человеку со стороны, правда, никто не подошел. И я, грешный, по своей немощи чувствовал уже себя всю оставшуюся службу сторонним для них человеком. Правды был я еще у них на прощеное воскресение, и здесь уже ко мне и подошли, и просили прощение, и знакомились, так что, не подумайте, что у меня есть какая-то обида на них. Я всегда с удовольствием слушаю выступления отца Алексия на «Радонеже», он для меня один из дорогих для меня пастырей. К сожалению, не могу сказать, практикуется у них и сейчас целование, но стремление отца Алексея возродить у себя в храме старинное благочестие вызывает у меня уважение.
Второй раз на службе с целованием я был в модернистском храме бессребреников Космы и Дамиана где настоятельствует отец Александр Борисов, очень добрый и прогрессивный священник, по отзывам его почитателей. В храме этом все очень культурно, верхнюю одежду они оставляют в гардеробе, совсем не так как в храмах, куда привык ходить я. Мне это очень понравилось, а многие мои друзья, даже и являются прихожанами этого храма. Но я окаянный поначалу не разобрался в этой ситуации и со своей спутницей так и остался в шубах. Обнаружил я свою оплошность именно во время всеобщего целования. А надо заметить, что действительно прогрессивные христиане это делают с особенным ликованием и экзальтацией (сужу еще и по впечатлениям моих друзей). Нам с моею спутницей братского целования так, правда никто и не подарил, в этом случае, честно говоря, я, грешник, не очень и огорчился.
Но что я хочу этим сказать, дорогой Oniks, не зря, наверное, этот обычай древней в церкви не прижился у нас сегодня. Если в древности, люди собирались тайком в катакомбах, если они знали, что за исповедание своей веры они завтра могут быть казнены, конечно, это целование было выражением любви к братьям, тем, которых в следующий раз уже не возможно не застанешь в живых. А ныне, когда по своему милосердию и икономии Церковь не призывает искать среди прихожан чужаков и не выдворять их из храмов, кого только не встретишь во время литургии. Я бы тоже не хотел на литургии оказаться в объятиях какого-нибудь экстрасенса, пришедшего «подзарядится энергетикой» для своих порочных занятий, а такие, как известно, тоже заглядывают к нам. И что, будем разбираться и копаться, кого целовать, а кого нет? Хотя я и не исключаю, что придет время, когда придет время и христианам снова будет неизвестно, кто из них останется назавтра жив. Вот тогда братское целование снова будет естественным среди них.
И уже конечно, дорогой брат, никак невозможно заподозрить Священномученика Петра (Полянского) в противлении возрождения Матери Церкви. Ограждая церковь от поспешных реформ, он видел тайные и гнусные происки обновленцев, стремящихся под видом реформ погубить и разрушить истинное православие. Помогай вам Бог. Простите старого дурака.
27. Ева : 23. Сергий Агапов
2010-10-14 в 22:36

""Так бы и нам надобно бы поступать, памятуя откуда реформаторский смрад на нас дует""

Очень верное предостережение!
26. oniks : Сергию Агапову (23)
2010-10-14 в 22:27

Брате Сергий, вы пишите:"Кто это делает? Это делают, в основном, обновленцы, которые доказывают свое видение священства мирян,...".
При чём тут эти обновленцы, когда прошу Вас смотреть на целование не через обновленцев и их стремление доказывать что-либо, а просто: через призму простоты любви: "возлюбим друг-друга, ДА ЕДИНОМЫСЛИЕМ ИСПОВЕМЫ...". НА ПАСХУ НАМ УСТАВОМ ПРАЗДНИКА ПРЕДПИСАНО ЧИННОЕ ЦЕЛОВАНИЕ. Каждая Евхаристия для меня - Пасха. "Приветствуйте друг-друга лобзанием святым". И горе нам, что мы в таком простом братСком жесте говорим о плотском, а не освятом - принять друг-друга ради Христа. Можно расшаркиваться и улыбаться, и пожимать друг-другу руки, но в этом нет такого проявления приятия друг-друга, как в жесте СВЯТОГО (духовного, неплотского) целования. Я видел не однажды целование в Евхаристии людей, которых никак не заподозришь в обновленчестве, которые для меня - ревнители Христовой веры. Они целование давали друг-другу не ради чего-либо, как только ради братского во Христе чувства единства, которое так неформально. А какая волна простоты, умиления, разливалась по Церкви и в мою душу от этого дела , в котором каждый выходил из своего "молитвенного футлярчика" навстречу друг-другу - не передать! Всё там было просто. И я видел и чувствовал их простоту, неформальность. Если аскеты-монахи во дворе приветствуют друг-друга лобзанием святым, то почему в Церкви, за Евхаристией этого между нами не может быть? И без всяких там обновленцев!
Вас я воспринимаю своими единомышленниками, потому и прошу Вас смотреть на дело не через обновленцев, а через Евангелие и его опыт.
25. Владимiръ : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-14 в 22:08

После перестройки были открыты границы и духовенство устремилось знакомиться с греками-новостильниками.К не к чему хорошему это не приводит,неокрепший и неутвержденные крепко в вере новопоставленные малообразованные попы научились от греков
всяким гадостям и мерзостям.Надо учиться у старообрядцев:уставные службы без сокращений и извращении,единогласное пение,в их среде даже понятия не существует-обновленец.А кто такие греки ,это обновленцы,новостильники у которых каноны Церковные попирают,службы сокращают,одежда у прихожанок неправославная,посты попирают,исповеди перед причастием нет ,одним словом страх и ужас,отрицательный пример.Далеко не надо ездить ,старообрядцы рядом,у них надо учиться,но никак не у греков.Но как известно плохое легче перенять,чем хорошее.
24. Писарь : 13.oniks"Вопрос-ответ".
2010-10-14 в 20:43

Ув.Оникс.
В вопросах Веры компромиссов нет.
Либо человек принимает "все и сразу",либо не принимает вовсе.
23. Сергий Агапов : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-12 в 21:13

Если священников несколько, они все дают друг другу целование: целуют друг друга в плечи и в руку. Старший священник говорит: «Христос посреди нас», на что младший отвечает: «И есть, и будет». С теми же словами, между собою целуются и диаконы.
В древности не только священнослужители, но и все верующие в храме целовались и приветствовали друг друга искренними объятиями.



Дорогой во Христе брат oniks, искренне прошу прощения за мою глупую иронию, действительно в древности верующие приветствовали друг друга на литургии целованием и объятиями, действительно в некоторых храмах стали практиковать этот древний обычай. Но… Кто это делает? Это делают, в основном, обновленцы, которые доказывают свое видение священства мирян, последователи постового мирового сионизма отца Александра Меня. Отсюда и требования выноса престола на середину храма, служения при открытых Царских Вратах, да и отмены самого иконостаса, чтения тайных молитв священника вслух. Поэтому достойна сожаления глупость тех священников, если таковые есть, которые в своей ревности не по разуму пытаются обезьянничать, глядя на реформаторов типа отца (как говорит протоиерей Владимир Правдолюбов, все еще!) Георгия Кочеткова. Когда знаменитому поэту Иосифу Бродскому, известному противнику социалистической России, лежащему на больничной койке, друзья передали о том, что известный русский советский поэт высказался против колхозного строя, антисоветский поэт,зная о лживости и изворотливости советского поэта, приподнявшись с больничного одра, ответствовал: «Если он против, то тогда я за колхозы». Так бы и нам надобно бы поступать, памятуя откуда реформаторский смрад на нас дует. С уважением, Сергий.
22. Князь Черниговский : oniks : С. Агапову (16)
2010-10-12 в 21:08

"Знающие богослужение пусть сообщают своё ведение таин не сведущим".Вы, очевидно, вполне сведущий в Богослужебном Уставе человек.Начните делиться.По пунктам.Для начала интересует:"Чтение Евангелия лицом к народу".
Сам я человек не местный.Из Лондона.Глухомань, что и говорить.Пункт сей оживает на каждой Литургии в Успенском Соборе.Понятно почему с таким восхищением о митрополите Антонии, говорит о.Геннадий.Непонятно, почему он про Шмемана ничего не написал.Ну да ладно.Так вот - делитесь.Правильно или нет читать Евангелие лицом к народу?Да, нет?Вашими сообщениями вы целитесь в Проповедь, попадаете или нет дело второе.Главное, что желание попасть у вас очень большое.Вы слишком часто употребляете слово "ревнители", задеть оно никого не может, но ясно свидетельствует о вашей позиции в данном разногласии между обновленцем и Пастырем.
21. М.Яблоков : oniksу
2010-10-12 в 19:58

Извращение - это обновленчество. А Церковь всегда свята и непорочна, она - Невеста Христова.
Вы Символ веры хоть раз в жизни читали?
20. Ева : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-12 в 18:53

""Что за марсиане""

Марсиане...точно! Спасибо!
19. oniks : С. Агапову (16)
2010-10-12 в 17:49

Хочется целоваться?
"Приветствуйте друг-друга лобзанием святым".
Митр. Пётр (Полянский) ничего о целовании не говорил. А вот богослужебный Устав нашей Церкви предписывает, насколько мне известно, обязательное чинное целование в День Пасхи. Или уже и его отменили мои братья-ревнители?
Да, хочется целоваться! - и в этом для меня нет ничего плотского, как и в тех, в коих я видел таковыми же, не имеющих никакого отношения к модернизму.
Если уж мы такие поборники веры, то да не забудем, что ВСЕ мы желанием друг-другу ведения во Христе Иисусе, и наши собрания молитвенные (богослужения) должны быть именно собраниями во имя Христово.
Знающие богослужение пусть сообщают своё ведение таин не сведущим. Если в этом преуспели НЕВЕРНО Кочетков и Компани, то это вовсе не означает, что мы не должны стремиться не обезьянничать святыми поцелуями, а братолюбствовать во Христе Иисусе.
Я не был ни у Кочетковцев, ни у подобных им, я сподобился видеть святое целование в обычных приходах ревнителей веры, а не её модернизма. Извращение святого обычая в Церкви были есть и будут, и именно с извращениями надо бороться. Есть такое сегодня извращение у нас ЛИТУРГИЯ БЕЗ ЕВХАРИСТИИ.
Стреляйте метко!
18. Сергей Ш. : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-12 в 17:10

=Они-обновленцы пришли уничтожить нашу веру=

Это кто? Что за марсиане? Не те ли, что у Вершиллы в списке? (Достоевский, например)
17. М.Яблоков : Сергию Агапову.
2010-10-12 в 16:19

Мы должны быть вместе.
Они-обновленцы пришли уничтожить нашу веру, уничтожить наши души и души наших детей. Церемониться и ними ни в коем случае нельзя. Только жесткий отпор, и чем жестче, тем лучше. Пусть убираются вон с нашей земли, если не имеют уважения к нашей вере, к нашим традициям, к нашему народу.
16. Сергий Агапов : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-12 в 14:36

Указ Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (ПОЛЯНСКОГО)
об упорядочении богослужебной практики и недопустимости богослужебных нововведений



C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:
1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.
2) Опущение молений об оглашенных на литургии.
3) Чтение Евангелия лицом к народу.
4) Употребление неположенных обращений к молящимся перед чтением Евангелия («Христос с нами» и др.).

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике … Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.


Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов

14 сентября 1925 г.

Дорогой oniks, вам этого мало? Неужели так уж целоваться хочется?

Михаилу. Спасибо дорогой Михаил, ваша поддержка для меня очень много значит.
15. М.Яблоков : Сергей Ш.
2010-10-12 в 12:05

Бывал... я много где бывал.
14. Сергей Ш. : Яблокову
2010-10-12 в 11:34

Вам случалось бывать на Кочетковской службе?
13. oniks : вопрос
2010-10-12 в 11:16

Михаилу Яблокову - "спасиБог!" за отклик, который, надеюсь, будет дополнен более вескими доводами.
ЦЕЛИМСЯ В ЛОЖЬ МОДЕРНИСТОВ, А ПОПАДАЕМ В ПРОПОВЕДЬ. Может быть, люди как о. А. Кураев, о. Геннадий Фавст, о. г. Кочетков и подобные имеют РЕВНОСТЬ НЕ ПО РАЗУМУ, но архиеп. красноярский Антоний для меня того же поля ягода, что и они.
Почему-то не видно ищущих золотой середины "И это делать, и другого не оставлять". Что за крайности? Кто-то пытается устроить аттракцион из насущной потребности - трудиться над сознанием приходящего в Церковь, а не быть "департаментом по удовлетворению псевдодуховных запросов населения" или "клубом почитателей Христа".
Почему идёт разговор только в рамках "всё и сразу" или "нет, потому что - нет", вместо того, чтобы внимательно, не торопясь, не охлопью с наскоком поправить покосившееся здание Церкви. А то тут видно только два решения защищают: или взорвать и перестроить, или ни-ни не трогать, "хай валится".
Крещёных много, да верующих - мало. Архиеп. антония, видно, такой подход удовлетворяет.
П.С.: почему-то телявидение считает, что раз русский патриот, значит - скинхед. Но и здесь поступают нехорошо владыки: лишь бы не было жалоб от населения и правительства. Вам такой подход не напоминает логику насельниц домов терпимости?
12. Аноним : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-12 в 09:18

4. Ольга Ф. : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-11 в 14:02

От всего сердца благодарю владуку Антония и низко кланяюсь ему за Высшую Правду и твердость в защите нашей Матушки Церкви от посягательств модернистов. Господи, Спаси и Сохрани владыку Антония на Многая Лета!

Я прослезился... Ольга, а сколько людей выбрали для своих детей в Красноярске ОПК для своих детей? И что епархия делает для того, чтобы Правда Православия хоть лучиком осияла школьников в 4 классе?
11. М.Яблоков : oniksу.
2010-10-12 в 08:53

Если Церковь отменила, значит так нужно. Многое, что бы отменено того, что было в древности. Например, агапы, "целование мира", ежевоскресное причащение и т.п. Почему? По разным причинам. И самая главная - снижение духовного уровня жизни христиан, об этом говорится и в Св.Писании.
Что касается "целовая мира", то оно было отменено по причине злоупотреблений, которые наблюдались еще в дрвности. Кто был на кочетковской службе знает, что происходит в этот момент. Мужики начинают целовать баб, причем в губы. Но это еще ладно... но когда мужики начинают так же с мужиками целоваться, то это вызывает просто отвращение. Храм превращается в гей-клуб. Это только лишь подтверждает, что все они - дегенераты.
Так что плоды Кочеткова и прочих обновленцев - прямая дорожка в ад. И эта мерзость не имеет право на существоване в Русской Церкви.
10. Сергей Ш. : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-12 в 01:11

Дорогая редакция! Уж если Вы публикуете статью вл. Антония в пику Кураеву, стоило сообщить, что о. Андрей опубликовал ее в своем ЖЖ задолго до Вас.
http://diak-kuraev.l.../106359.html#cutid1
А вот здесь ответ Кураева на эту статью
http://diak-kuraev.l...rnal.com/106208.html
9. oniks : вопрос
2010-10-11 в 23:52

А что плохого в всеобщем целовании за Евхаристией, если это никак не противоречит Евангелию, если в этом приход ощущает для себя пользу? Почему вы говорите, что священник читает Евангелие "спиной к алтарю", когда тот читает Евангелие "от лица Алтаря" лицом - к народу, как это делают, напр. греки?
Почему пастырь, которому дана власть "вязать и решить", который САМ будет (а не архиерей) отвечать за крщаемого, САМ не вправе рассудить готов ли он крестить такого "неготового" оглашенного. и при чём тут Кочетков со своими издержками, если то, что мною прежде перечислено ОБРАЩАЕТ людей ко отвержению души своея ради Христа и Его Евангелия? Или это - реакция на "новые ворота", которые новыми совсем не являются?
Если нечто из того, что делается на приходах, делает о. кочетков, то это разве осудительно?
"По плодам их узнаете их". Крещеных у нас - почти все, а в Церкви - почти никого (по сравнению с числом крещёных).
И за этих "отставших" будем отвечать не мы, а те, кто их крестил. или если Кочетков скоро "патриархально" бороду отрастит, то это уже в других тоже будет считаться "кочетковщиной"?
А архиеп. антоний - не тотли упра. епархией, к которому иереи на приём без дозволения благочинного попасть не могут? Да и само фото владыки не располагает доверять ему, хотя не станем "смотреть на лица".
8. Ева : Сергий Агапов (5)
2010-10-11 в 22:57

Спаси Господь,Сергий!
Очень своевременная информация!
7. Писарь : "Смотрите как опасно ходите..."
2010-10-11 в 22:09

Слава Тебе Господи!Слава Тебе!
Наконец-то.
Владыке Антонию-Низкий поклон и Многая лета.
6. М.Яблоков : Сергию Агапову.
2010-10-11 в 15:54

Сергию - респект.
5. Сергий Агапов : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-11 в 15:35

Письмо протоиерея Геннадия Фаста размещено на Кредо.ру 8 октября.
http://www.portal-cr...ru/site/?act=lib&;id=2805
Очень полезно прочитать его. Как мы помним, протодьякон Андрей Кураев обрушился на владыку Антония за якобы его противодействие катехизации, благоразумно умолчав о главном. Отец Геннадий же, не обладая дипломатическими дарами отца протодиакона, простодушно выложил в письме все причины случившегося конфликта. Суть противостояния не в том, как и когда, крестить новообращенных и не в качестве и длительности катехизации, нет, выставляя вопросы крещения на первый план, необновленцы пытаются увести в тень остальные свои программы модернизации Церкви. А именно эти программы и являются теми воровскими отмычками, с помощью которых они надеются вскрыть и похитить сокровища святоотеческого наследия нашей Церкви. Катехизация, это только лишь повод для взламывания неподготовленного сознания, впервые пришедшего в Церковь человека этими самыми отмычками, чтобы заполнить его мозг обновленческим и католическим дерьмом. Вот как говорил, к примеру, на прокатолическом радиоканале «София» священник Владимир Лапшин слушателю пожелавшему стать прихожанином храма, в котором о. Владимир настоятельствует: «Вы еще должны будете с годочек походить в наш храм на собеседования, а уж потом только мы посмотрим, подойдете ли вы нам». (Цитирую по памяти, но в аудио архивах, думаю, это можно найти). Поэтому мне кажется неслучайным, то, что из блога отца Андрея убрали письмо отца Геннадия. Кому то не захотелось открывать свои обновленческие карты. Потому что все их козыри при гласном обсуждении будут непременно биты, как недавно это сделал священник протоиерей Владимир Правдолюбов на Русской народной линии 4.10.2010 г.
http://www.ruskline....rah_bogosluzheniya/

Кстати о детективной истории с письмом отца Геннадия, о которой пишется в предисловии к статье владыки Антония. Вся это новообновленческая муть, изложенная отцом протоиереем, ведь когда то была вложена и ему, человеку искренно стремившегося в православие, отвергнувшему свое протестантское прошлое, но получившему в протянутую руку вместо спасительного хлеба необновленческую ересь. Как, какими путями эти метастазы раковой опухоли обновленчества, а именно с раковой опухолью сравнил отец Владимир Правдолюбов учение (пока еще!) священника Георгия Кочеткова, как они добрались до берегов Енисея. Что это за заботливые покровители отца Георгия действуют подобно боящимся света упырям и уже в течение 20 лет способствуют распространению этой заразы по телу нашей матери Церкви. Мне кажется пора, наконец, нам заняться этим вопросом, памятуя слова архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Если мы это страшное движение не разорим, они будут разорять церковь».
4. Ольга Ф. : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-11 в 14:02

От всего сердца благодарю владуку Антония и низко кланяюсь ему за Высшую Правду и твердость в защите нашей Матушки Церкви от посягательств модернистов. Господи, Спаси и Сохрани владыку Антония на Многая Лета!
3. Иван Прокофьев : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-11 в 11:38

о.Андрей опубликовал полный текст статьи без разрешения о.Геннадия Фаста. После вот этого обращения: "Я прошу закрыть данный топ. Эта статья о.Геннадия внутреннего пользования и не имеет отношения к опубликованной в ЖМП для общественности.
Кристина Фаст" - статья была закрыта.
2. Ева : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-11 в 11:03

Низкий поклон владыки Антонию! Вот пример проповеди истинного,драгаценного пастора православных людей.
Господи, сохрани нам таких пастырей.И воззри на пастрей волков в овечьей шкуре.Да не будут расхищать и прельщать овец Христовых.
1. М.Яблоков : Re: «Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
2010-10-11 в 10:39

Многая лета владыке!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме