Православная патриотическая общественность Белграда в конце минувшей недели была взбудоражена слухами о том, что Синод Сербской Православной Церкви принял решение о запрете священнодействовать отправленному на покой владыке Артемию. На презентации очередного номера газеты «Збиля», проходившей в Удружении Книжевников Сербии, по сообщению специального корреспондента РНЛ в Белграде Ранко Гойковича, центральной темой обсуждения была ситуация, складывающаяся сегодня в СПЦ. Речь шла о том, что всё подготовлено для того, чтобы спровоцировать в СПЦ раскол, т.о., слить «в раскольчик» всех тех, кто неудобен для экуменически и модернистски настроенных кругов внутри руководства СПЦ. По слухам, непосредственным поводом, могущим спровоцировать раскол, должно было стать запрещение владыке Артемию чинодействовать.
Часть слухов подтвердились.
Вот как преподнесла дело весьма далекая от святосавских идеалов газета «Blic»:
«Решение о запрещении, попросту говоря, является последним предупреждением собратьев архиерея Артемию, который нападает на Синод, собирает вокруг себя единомышленников, которые превратили его в идола и воспевают его, что совершенно странно для Православия. Между тем, последние действия владыки представляют собой следующий шаг. Артемий официально сообщил, что снимает с себя все обвинения. Отказ от решений, принятых по его делу Собором, практически означает то, что он не признает своей отправки на пенсию. Несмотря на то, что он более не является епископом рашко-призренским, он и далее подписывается этим титулом, а теперь потребовал возвращения себе Рашко-Призренской епархии».
В конце статьи в очередной раз публикуется апокриф о том, что почивший патриарх Павел якобы предупреждал о том, что «владыка Артемий направит раскол в церкви», а также автор пытается сострить на тему того, что, дескать, «несмотря на то, что владыка высокообразованный богословски человек, он утверждает, что епархия ему дана Богом. Между тем, управление епархией ему доверила Церковь, чьим решением он и был смещен в мае месяце».
Поскольку публикация в газете «Блиц» преподносилась в качестве материала, основанного на сообщениях, полученных в Синоде СПЦ, и, как таковая, не относилась к разряду обычных «пробных шаров», то вслед за публикацией последовала реакция известного в православно-патриотических кругах портала «Борба за веру».
Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы обращения редакции сайта к читателям:
«Тактика Синода по отношению к владыке Артемию заключается в непрестанном унижении владыки с целью вынуждать его соглашаться с антиканоническими решениями тех, кто взял власть в СПЦ и теперь преподносит себя в качестве Церкви.
- Владыка Артемий смиренно молчал, когда его беззаконно сменили;
- Владыка Артемий призвал священство и монашество уважать временного администратора Епархии Рашко-Призренской Афанасия, который, будучи отправленным на покой, не имел никаких оснований быть администратором чужой епархии;
- Владыка Артемий принял решение Собора о смещении с поста Епископа Рашко-Призренского, несмотря на то, что решение принято с нарушением Устава СПЦ и Святых канонов;
- Владыка Артемий не препятствовал тому, что его выгонят из Косова, хотя, в соответствии с решениями Собора, имел право остаться в любом монастыре своей епархии как епископ на покое;
- Владыка Артемий согласился быть в монастыре Шишатовац, наибеднейшем и наименее устроенным во всей Сремской епархии, поскольку господа синодалы не позволили ему разместиться в монастыре Крушедол;
- Владыка Артемий, по желанию Синода, призвал свое монашество вернуться в монастыри Епархии Рашко-Призренской.
Одним словом, владыка Артемий согласился на всё, лишь бы защитить Церковь от раскола.
И несмотря на всё это, учиненное с целью мира и единства Сербской Церкви, Синод ему запретил принимать народ на Св. Литургии в мон. Шишатовац.
А непосредственным поводом к «закручиванию гаек» послужило посещение влиятельных духовных лиц Греческой Православной Церкви, которые открыто заявили, что правоверный греческий народ в курсе того, кто и почему сменил владыку Артемия. Ложные Иустиновцы в Греции больше не смогут прикрываться аввой Иустином Поповичем, на чью могилу они плюнули своим папопоклонством и предательством Догматики прп. Иустина.
Это угодило не в бровь, а потому последовала резкая и незамедлительная реакция, которая предварялась реанимацией апокрифа о якобы предостережении покойного патриарха.
Уснувшие уста не могут ни подтвердить, ни опровергнуть тех слов, которые ему приписывают».
В заключение обращения редактор сайта «Борба за веру» напомнил о том, что решение Синода было опубликовано в газете «Блиц» в день памяти святого священномученика Петра Дабробосанского, погибшего от рук папиных слуг - усташей.
Приводим фрагменты интервью, которое журналист белградской газеты «Правда» М.Карич в пятницу, 17 сентября взял у находящегося под прещением монаха Антония. Того самого монаха, который регулярно собирает народ на молитвенное стояние перед канцелярией Патриархата:
- С содержанием письма владыки к Синоду не знаком, но на основе фразы, которая просочилась в прессу, точнее, которой злоупотребляют последние дни, можно сказать следующее. Проект экуменических владык, которые, к сожалению - большинство в СПЦ, срочно сфабриковать раскол. При этом ускоренными темпами конструируется схема, по которой «отброшенная группа» была бы как можно меньшей, а отпор запланированной на 2013 год унии был как можно более безболезненным. Запомните, что хочу подчеркнуть: с каждым днём становится всё яснее, что речь идет не о конфликте Артемия с Синодом, но о сегменте фронтальной войны между православием и экуменизмом Христа с антихристом.
Владыка Артемий, по-видимому, отдаёт себе отчёт в том, что никто ему епархии не вернёт, но своим обращением он желает продемонстрировать то, что всякий компромисс имеет свои границы, пусть бы хоть целый свет подталкивал на это.
- Отец не хочет оставить своих чад, и несколько дней назад владыка Артемий получил от Синода новый акт, представляющий собою обвинение в том, что он, якобы, «создаёт шишатовацкую епархию», принимает беглое монашество и «создаёт собственную секту». Сам слышал ответ владыки:
- Хорошо, люди, расставьте вокруг Шишатовца стражу, пусть никто не приходит. Я не имею ничего против, но я уж точно не стану на ворота, дабы отгонять приходящих детей (http://www.pravda.rs/2010/09/17/raskol-se-nastavlja/).
Итак, нарочитая изоляция владыки, запрет на контакт с духовными чадами, может либо осложнить дело канонического отпора разгулявшемуся в СПЦ экуменизму, либо, как неоднократно отмечалось, станет провокацией, выталкивающей людей в раскол.
В субботу, 18 сентября на официальном сайте СПЦ (http://www.spc.rs) было опубликовано решение о временном запрещении вл. Артемия совершать все священнодействия, а также адресованное ему открытое письмо патриарха сербского Иринея.
В открытом письме, в числе прочего, вл. Артемий упрекается в том, что «поливая грязью Патриарха, Собор и Синод, обвиняя их с ощущением собственной «папской непогрешимости» в «подталкивании» СПЦ «на путь богомерзкой унии», а также в других канонических беззакониях и бесчинствах, Вы, возносясь над Церковью, развиваете целый ряд неправославных понятий, которые отрицают саму природу Церкви и показывают отсутствие здравого соборного сознания...
Это особенно заметно в Ваших идеях о вечном, «ex opere operato", навеки полученном священстве, монашестве и епископстве. Эти Ваши идеи - осознанно или неосознанно заимствованы из средневековых католических теорий, из недр которых и вышел «непогрешимый» папский примат и власть над Церковью. К этому добавляете «пожизненные административные права епархиального архиерея!»
В Православии, между тем, Соборная Церковь есть именно Та, посредством Которой Бог преподаёт благодатные дары и службы: даёт, меняет и отнимает, «то, что оскудело, дополняя, и то, что немощно - исцеляя», в зависимости от нашего отношения к Церкви и от способа, которым осуществляется своя евангельская миссия в мире. Благодатные дары приходят от Бога сквозь Церковь, как Тело Христово. Следовательно, отступление от Церкви приводит к утрате даров, полученных от Церкви. В этом смысле, отпадение в ересь или раскол, как и лишение чина и отлучение от Церкви не представляют собою внешнее решение, которым отменяются некие гарантированные навечно права (если бы духовные дары существовали сами по себе, тогда бы еретики, раскольники и грешники, отлученные от Церкви, и дальше сохраняли бы чины и права, которые они имели в Церкви), но само соборное подтверждение Церкви о том, насколько некто самого себя исключил из единственного спасительного литургийно-соборного порядка Церкви или в какой мере Церковь добавила или сократила некие из своих даров и служений, среди которых находится и епископское служение.
При этом, привязав вместо Церкви Христовой к самому себе и своему «неизгладимому отцовству» некоторое число своих нынешних «духовных чад» (группу монахов), вдохновили их бунтарским духом, и повели, неминуемо, на путь раскола, оправдывая их бегство из монастыря верностью и следованием за Вами, как за «пастырем добрым», чьему гласу они внемлют, принося при этом в церковный народ немирное расположение, а также соблазняя общественное мнение. Этим своим актом определённо утверждаете их в раскольническом духе, а себя провозглашаете вождём раскола.
Исходя из всех вышеприведённых причин, согласно Уставу Сербской Православной Церкви чл. 70. тч. 20 и 35б, и в соответствии с апостольскими канонама 34, 74, 15, 16; 4-м каноном Антиохийского поместного собора, 13-м каноном Сардийког собора, 5-м каноном Первого Вселенского собора, и на основании решения Св. Архиерейского Собора N 66 зап.161. от 4 мая 2010 года, Святой Архиерейский Синод Вас ставит под временный запрет всех священнодействий до первого следующего очередного заседания Св. Архиерейского Собора, который должен будет по этому предмету принять своё окончательное соборное решение.
С тугой в сердце и братским попечением еще раз умоляю Вас, Преосвященный брат, пред Ликом Христа Живаго и Его Святой Церкви, ради собственного спасения и ради добра Церкви Божией и народа Божьего, переосмыслите свое решение и сойдите с того пути раскола, которым Вы двинулись.
Брат во Христе Вашего Преосвященства
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СВЯТОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА
Патриарх сербский Ириней».
О том, какое решение владыки Артемия имел ввиду патриарх Ириней, общественному мнению стало известно вчера после обеда - когда в 15-30 по среднеевропейскому времени была опубликована в светских СМИ (Вести-онлайн) переписка с Синодом, включая полный текст той ноты, «просочившиеся фрагменты» которой и стали причиной возбуждения в кругах общественности
(Продолжение следует)