Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иоанн Кронштадтский - почётный член «Казанского Общества Трезвости»

Лариса  Алексеева, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Иоанн Кронштадтский / 20.09.2010


Тезисы выступления на Первых научно-практических чтениях, посвящённых казанскому трезвенническому движению (г. Казань, 11 сентября 2010 г.) …

Среди почётных членов «Казанского Общества Трезвости» (КОТ) особое место занимал «всероссийский батюшка» - протоиерей Андреевского собора в Кронштадте И.И.Сергиев (Иоанн Кронштадтский) (1829 - 1908), прославленный в 1990 г. Поместным собором РПЦ в лике святых.

Будучи известным обличителем пьянства, он являлся для казанских трезвенников не только непререкаемым духовным авторитетом, но и живым примером в деле борьбы с этим пороком. Поэтому, как отмечалось позже в журнале «Деятель», уже на первом собрании КОТ, «принимая во внимание сочувствие о. Иоанна существовавшим Обществам Трезвости» и «его значение для страждущего человечества», было постановлено просить протоиерея И.И.Сергиева принять звание почётного члена.

Св.прав.Иоанн Кронштадтский (В.В.Павлов, 2005)Ответом на это стали присланные о. Иоанном Кронштадтским сначала сто, а затем - ещё двести рублей на нужды КОТ, что дало возможность обществу открыть чайно-столовую и приступить к ремонту полуразрушенного здания, переданного ему городом. Одновременно было постановлено «не отказывать никому из нуждающихся в пропитании». «Этого постановления, - подчёркивалось в опубликованной в № 11 за ноябрь 1899 г. «Деятеля» заметке, - при помощи Божией Общество держится и теперь, пропитывая всех присылаемых и обращающихся к нему больных, престарелых, неспособных к труду, а также и способных, возлагая на последних посильный труд. Такой постановкой дела Общество Трезвости обязано отцу Иоанну».

Там же говорилось, что при расширении своей деятельности, при открытии каждого нового учреждения КОТ «просило у отца Иоанна молитв, и нет ни одного учреждения, которое не получало бы от него помощи при начале своей деятельности: ночлежный приют, больница, издаваемый Обществом журнал - всё это имеет вклад отца Иоанна, и все учреждения живут и будут жить при помощи Божией». Известно также, что материальную и молитвенную помощь о. Иоанна Кронштадтского в начале своей деятельности получали многие отделы КОТ.

По случаю 70-летия «всероссийского батюшки», отмечавшегося 19 (31) октября 1899 г., Комитет КОТ постановил «отслужить молебен о его здравии со всеми призреваемыми в ночлежном приюте, предложить всем нуждающимся обед и послать телеграмму отцу Иоанну».

«Привычным делом» для КОТ являлись письменные послания от о. Иоанна Кронштадтского. К примеру, на многолюдном общем собрании членов КОТ 30 января (12 февраля) 1905 г. была прочитана его поздравительная телеграмма, в которой говорилось: «Призываю благословение Божие на Богу угодное дело». КОТ, в свою очередь, всемерно популяризовало взгляды о. Иоанна Кронштадтского, издавая массовыми тиражами «Слово отца Иоанна Ильича Сергеева против пьянства» и другие его проповеди и обращения.

После кончины о. Иоанна Кронштадтского, КОТ и созданный на его базе Казанский отдел «Русского Собрания» (КОРС) прикладывали заметные усилия к тому, чтобы почтить и увековечить его память. Известно также, что 7 (20) января 1909 г. на заседании Совета КОРС был зачитан доклад об о. Иоанне Кронштадтском известного деятеля трезвеннического движения священника Н.М.Троицкого, который решено было опубликовать.

Очевидно, что тема участия о. Иоанна Кронштадтского в деятельности КОТ нуждается в дальнейшем изучении.

Лариса Владимировна Алексеева, учитель истории МОУ «Лицей № 145» (Казань)

 

Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. «Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен// Традиционные чтения: Материалы первых научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2010 г.)/ Эйфория. - 2010. - № 2 (120). - С.с. 17 - 19.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. тов.Сухов : О праведном Иоанне Кронштадском
2010-09-20 в 18:58

Не знаю, насколько это правда, но:
биограф святого И.К.Сурский прямо называет «мученичество о.Иоанна». Он приводит рассказ А.А.Анкировой: «В Петербурге на Тимофеевской улице жила молочница Надежда, у которой я брала молоко <…> Однажды ее упросили богатые люди привезти батюшку к трудно больному. Надежда стала просить батюшку туда поехать, но батюшка ответил: «На заклание меня повезешь?» Надежда испугалась этих слов, но ничего не поняла. <…> Приехали в очень богатый дом; в столовой был сервирован стол и поставлены всевозможные закуски. Батюшка спрашивает: «а где больной?» Ему показывают на комнату рядом и приглашают войти, а когда мы захотели за ним войти, нас быстро отстранили и щелкнули замок. Мы все забезпокоились. Слышалась за дверью возня; две из нас стали стучать в дверь, а третья побежала за кучером, который был богатырской силы. Кучер вбежал и со всей силы плечом ударил в дверь и сломал замок. Нам представилась такая картина: батюшка лежал поперек кровати, на нем были подушки, а на них сидели три изувера; на полу была кровь. Кучер сбросил изуверов, взял на руки батюшку и отнес в карету. Мы все обливались слезами и просили у батюшки прощения. Мы не знали, что там были изуверы. Они порезали батюшке в паху. Когда батюшка пришел в себя, то строго запретил кому-либо говорить об этом, чтобы не было погромов (курсив наш – В.К.). На другой день в газетах было объявлено, что батюшка болен». В происшедшем действительно была мученически явлена двойная тайна Христианства – тайна девства (место нанесения удара) и тайна Израиля («чтобы не было погромов») как «оси истории», с библейско-христианской точки зрения, верность которой хранил о.Иоанн.

После этого символически страшного события праведный Иоанн Кронштадтский заболел и через три года, на восьмидесятом году жизни, отошел ко Господу.


http://www.rusimperi...fo/catalog/891.html

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме