Поезд проносится сквозь лес, опускающееся солнце удлиняет тени, и из-под корней и ветвей поднимается вечерний сумрак, затопляя деревья. Только верхушки их ловят последние красноватые лучи. Но вот подошли сумерки, обесцвечивающие все вокруг, а за ними - ночь, и пассажиры, задернув шторки, отвернулись от окон. Поезд мчится сквозь мир, в который никто теперь не смотрит.
Но духота и усталость от дневной жары все-таки заставили открыть окно и посмотреть в этот ночной мир, посмотреть и увидеть. Увидеть, что леса - нет, нет деревьев, полян, полей. Есть нечто, окутанное мраком, мимо чего летят вагоны, а над ним - неподвижное звездное небо. Темные массы проносятся мимо, только иногда мечущийся свет из окон вагона выхватывает из темноты что-то, что не успевает различить взгляд.
А если оказаться сейчас рядом с этой неизвестностью, в которую обратился лес? Наверное, первое, перед чем замрет душа - это исчезновение пространства, вернее, неизъяснимое изменение его свойств. Ты и не в тесноте, но всем существом чувствуешь, что тебя обступило нечто. Оно не отодвигается, не отступает, оно среди темных, молчащих стволов и веток, сразу сделавшихся чуждыми и враждебными, и сколько бы ни идти, ничего впереди не открывается. Движение есть, а пространства нет... Ты знаешь, что лес - живой, что он спит, но вместе с этим душа слышит и нечто иное и поражена им. То, что он живой, я помню, но не вижу, то, что ощущаю - не могу назвать смертью, но не могу назвать и жизнью, она лишена образа во мраке ночи. И я не хочу и боюсь такой жизни.
А усыпанное звездами небо, его стройная неподвижность не отпускает летящий поезд, оно - как обрамление, держащее невидимыми связями бег сквозь темную бездну за окнами. Стук колес не может заглушить величественного звучания тишины, пения вечной гармонии - с ночного неба в душу смотрит великая тайна.
Тайна Божьего мира не может быть осмыслена и разгадана, а может только чувствоваться потрясенной душой - потрясенной и перенастроенной от какофонии суеты в лад с небесной гармонией. Тайна - что наш мир и наша жизнь с их движением внутри себя содержатся в неподвижных, надежных Отчих ладонях. «Ибо утверди вселенную, яже не подвижется». Какая бы тьма не окружала нас, какие бы безОбразные тени ни обступали - подняв глаза к небу, мы увидим путеводные звезды, неизменные и переливающиеся нездешним великолепием и радостью.
Так и в нашем духовном странствовании по жизни. Письмена духовного закона, данного нам Вседержителем, сияют над нами, ободряя и указывая путь через темное царство
- «милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческаго естества, тьмою греха содержимого, но Божественными светы священных Своих учений, законом и пророки светивый миру». [1]
И когда приблизится рассвет, просветлеет небо, темное лесное царство начнет преображаться - оно станет обретать образ, наполняться цветом, светом, как легкие наполняются воздухом при радостном вздохе, начнут открываться пространства... Каждый листок, травинка, цветок воспрянут, оживут, устремятся к источнику света и в нем явят свою красоту и единственность, обласканную любовью утренних лучей.
«Книга природы освещена видимым, величественным исполином, огромным и лучезарным - солнцем; в Евангелии и из Евангелия светит солнце правды - Бог...» [2].
«Ты бо еси свет, освещаяй и просвещаяй всяческая, и Тебя поет вся тварь во веки веков». [3].
Так и душа, открывшаяся Богу, выступает из тьмы греховной, оживает подлинной жизнью, являет свою богоподобную красоту и незаменимость во вселенском хоре жизни.
Трудно представить себе человека, который бы предпочитал гулять по ночному лесу и утверждал, что именно в нем он видит и чувствует всю красоту жизни. Разницу между светом и тьмою не знает только слепец.
Только солнечный свет и тепло рождают и выявляют красоту материального мира, точно так же подлинную красоту, смысл и любовь в жизни можно почувствовать только в свете любви Христовой. И только обращенная к своему первообразу - Христу - душа обретает подлинную красоту.
Не дай нам Бог заплутать во мраке страстей падшего мира, так и не подняв голову к путеводным звездам евангельских заповедей и обетований, к их вечно новой ликующей радости.
Не дай нам Бог пронестись сквозь время нашей жизни в стальном вагоне безбожной цивилизации, в стальном вагоне с зашторенными окнами.
Примечания
[1] - Молитва по 1-й кафизме
[2] - Святитель Игнатий Брянчанинов, «Размышление при захождении солнца»
[3] - Из Утреннего молитвенного правила