От редакции: Диакон Георгий Малков в последнее время часто выступает в православных СМИ с размышлениями о современной России, духовном кризисе, перспективах развития церковно-государственных отношений. О содержании статьи, которую он предложил для публикации редакции РНЛ, можно догадаться из названия. Автор дает жесткие, порой пессимистические, оценки нынешнему состоянию России и русского народа, видя причину всех бед в неизжитом коммуно-советском наследии. С этим тезисом можно отчасти согласиться, отчасти и поспорить, но с чем категорически нельзя согласиться - так это с идеей «большого скачка» или контрреволюции, осуществляемой революционными темпами. Такого рода контрреволюция может незаметно для инициаторов перерасти в свою противоположность, и мы окажемся в итоге на пепелище России. На наш взгляд, этой опасности автор не видит. Тем не менее, статья будет, несомненно, интересна взыскательному читателю РНЛ, поскольку автор анализирует те проблемы, над которыми думает каждый мыслящий русский православный человек.
Оценочные ретроспективы нашей истории (особенно с религиозной, православной точки зрения) ныне весьма важны для выработки противоядия по отношению как к идеологии большевистского типа, десятилетиями вбивавшейся в головы миллионов граждан СССР, так и к современным влияниям антидуховной и не менее разрушительной идеологии Запада.
Как замечает в одной из своих книг известный наш публицист-политолог и теоретик-математик, академик И.Шафаревич: «В нашем катастрофическом положении - когда реальным является гибель народа - стоит ли тратить силы на размышления об истории, о том, что всё равно уже в прошлом? Мне кажется это необходимым», ибо, продолжает он, «из образов прошлого, из исторического материала создаются идеологические концепции, являющиеся орудиями современной идеологической борьбы и влияющие на наше будущее» (Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. М., 2000. С. 162).
Образ подлинной России - тот, что встаёт перед нами на страницах подлинной истории и каким его всегда видел и видит православный человек, особенно важен для нас теперь, когда мы ищем реальных (и религиозно-культурных, и социально-политических) ориентиров на нашем будущем пути. А путь этот всё еще завален горами фальшивых идеологем и обломками прежней, деструктивной в самой своей основе и антирусской в своей глубинной сути, государственности прежних десятилетий. И сейчас мы - в своем длительном распаде - всего лишь испытываем вполне закономерные последствия духовно разрушительной большевистской революции, и даже прежняя бесконечная Гражданская война, перешедшая постепенно в социальную, - между самими гражданами и государством, между разными слоями населения, между представителями различных национальностей, между противостоящими финансовыми группами и мафиозными кланами, - война, в масштабах страны, слава Богу, пока остающаяся «холодной», - всё еще продолжается в России вот уже почти девять десятилетий. Продолжается, по сути, она и сегодня!
И не на пустом месте рождаются те скорбные строки о сохраняющемся у нас вопиющем общенациональном расколе, какие мы читаем в одном из писем известного критика В.Курбатова к писателю В.Астафьеву - и хотя пишет он в данном случае о духовном разладе между литераторами России, это в точно такой же мере приложимо и ко всему российскому обществу: «...у всех у нас теперь свои заботы - все врассыпную. И так по всему народу и даже порой по семье через всю державу - бескровная, но оттого едва ли не более смертельная гражданская война. Души пошли в расход при здоровых телах - этого матушка Россия еще не знала. Боюсь, что виноваты мы в этом все поровну своим безлюбовным, не знающим снисхождения ожесточением. Виноваты не тем, что сейчас пошлó (теперь уже не склеишь, да и не надо - понаделано уже много неизвиняемого), а тем, что позволили втянуть себя в это, что не были достаточно крепки душой, чтобы не поддаться общему безумию... Глупо и горько. Только и утешения, что это говорит о молодости русского народа и вполне отроческой его глупости» (Крест бесконечный. В.Астафьев - В.Курбатов: Письма из глубины России... С. 318-319).
Но как же быстрей и всеохватней закончить эту войну, особенно учитывая, что в противном случае вполне возможен переход ее в новую фазу, гораздо более «горячую»? Ведь если всё будет идти в стране и далее - как идет сегодня - то это вовсе не исключено! Однако даже и на нынешних заржавевших, но всё еще острых и колючих обломках советизма мы всё так же по-прежнему продолжаем пребывать в неопределенной политической дрёме. Революция всё ещё продолжается - пусть и в новом, теперь якобы «капиталистическом» обличье...
Как в свое время высказался по этому поводу директор Института политического и военного анализа, академик Академии военных наук, полковник Александр Шаравин: «Революция - это не всегда бунт. Революция - это коренная ломка каких-то социальных устоев. Так у нас в принципе эта революция идет с конца 80-х годов... У нас это всё-таки революция, а не реформы. Беда как раз в том, что в начале 90-х понятие «строить новую Россию» было заменено понятием «реформировать». Это абсолютно неверно. Реформировать можно то, что подлежит неким изменениям. А мы начали ломать прежнюю социально-экономическую и политическую системы. Однако из того государства автоматически взяли государственные институты в новое. Наши так называемые реформаторы не поняли, что этого делать было нельзя. Надо было строить совершенно новую Россию (выделено мной. - Г.М.)... В тот момент нам был дан исторический шанс - запрос «снизу» на создание нового общества. А наши друзья демократы создали правительство на базе ЦК КПСС, даже «поселились» в том же здании. Гайдар и его правительство сидели сверху и думали, что они управляют страной. На самом деле аппарат оказался сильнее их. Даже в сегодняшнем правительстве сотрудников не оправдавшего себя ЦК КПСС остаётся предостаточно. И живут и правят они по тем же советским законам. Хотя делают вид, что подчиняются воле премьер-министра и президента. Поэтому машина и пробуксовывает... Вот чего не поняли наши реформаторы - что нужно было создавать новую систему (выделено мной. - Г.М.)» (Шаравин А. Политическая брага уже бродит... // «Литературная газета». 29 июня - 5 июля 2005 г. N 26 (6029): Действующие лица. С. 1).
...Что же в такой ситуации может ожидать нас в дальнейшем, учитывая повсеместно царящую у нас ныне «антисистему» полного смешения, двойственности всех основ современного российского бытия - этой невообразимой смеси «коммуно-советского капитализма» с всеподавляющим тоталитаризмом изворовавшегося и непомерно разбухшего чиновничества (чиновников сегодня раза в два, если не в три, больше, чем при Брежневе), с во многом еще шкурной, получастнической и продолжающей быть, по большому счету, всё так же антирусской внешнеполитической «программой»-однодневкой и «прогрессистскими сказками» политиканов-«нефтяников», политиканов-«газовиков» и политиканов-«нанотехнологов»?
Что будет дальше с Россией в нынешней нашей атмосфере всеобщего идеологического обмана и экономического грабежа всех и вся, тем более, когда и по сию пору продолжается ограбление самÒй русской души - то под изуверские истерические вопли «верных ленинцев», с их дьявольским шабашем вокруг полимерной куклы «Ильича», то под откровенно антирусские лозунги бывших комсомольских трибунов и вожаков, ставших вдруг необыкновенно принципиальными «демократами», то под липовые «суверенные» лозунги новоявленных постсоветских кремлевских «патриотов»?
Тот же И.Шафаревич так, например, ответил на этот вопрос: в дальнейшем у нас «произойдет одно из двух: либо «язык» коммунистических понятий и символов будет заменен и осознан как требование социальной справедливости, стремление возродить великую страну, а марксистская «нерусскость» - как тенденция слоя, чуждого основной части народа (ничем не лучшего вэ том смысле, чем «новые русские»), - это и был бы конец эпохи революции гражданской войны, тогда можно будет сказать, что «Россия переварила коммунизм» (по выражению В.Г.Распутина); либо русские надолго останутся расколотыми, большая их часть останется в стороне от борьбы за Россию.
Конечно, надежду сулит только первый выход» (Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью... С. 178).
Здесь же И.Шафаревич дает и один из возможных ответов (отличающийся весьма прагматичной простотой) на вековечный для нас вопрос - «что делать?»: «Кто сомневается в том, что необходимо прекратить воровство в общенациональном масштабе и судить главных воров; что нужно остановить выкачку последних ценностей из разграбленной страны; что нужно всеми оставшимися силами противостоять хищнику, пытающемуся поработить весь мир? Нужна власть, которая на деле показала бы, что она народу - не враг, что ее главный интерес не снабжение Запада дешевым газом и нефтью, не тщательная охрана американского посольства в Москве, не заседания в Совете Европы, не квартиры в Москве и особняки под Москвой - а обеспечение народу хоть самого скромного прожиточного уровня и хоть надежды на устойчивую жизнь» (Там же. С. 179-180). (Кстати, относительно уровня жизни в той же Москве заметим попутно, что, например, по данным еще 2006 года наша столица находилась не на 1-м и не на 10-м, а на 170-м месте в мире, а по уровню личной безопасности - на 198-м (По данным независимой исследовательской компании Mercer Human Resource Consulting (см.: Коренева Г. Почему Москва прибедняется // «Аргументы и факты». N 27, 2006 г. С. 6). Сейчас, естественно, лучше не стало...) «И, - продолжает И. Шафаревич по поводу обеспечения нормальной жизни народа, - для этого сейчас никаких открытий не нужно. Нужны самая обычная честность и (это, вероятно, нужнее всего) политическая воля. Она же дается широкой народной поддержкой, доверием... А чтобы была народная поддержка, нужен народ, ощущающий себя единым организмом» (Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью... С. 180).
Для ощущения же подобного рода нужна общая мысль и общее живое чувство нации - нужна русская идеология, не философски отстраненная, а реально-жизненная и понятная всему народу. Сердце этой многовековой общенародной идеологии есть религиозно-национальная, традиционалистская идея устроения нашего бытия на православно-русских началах: свободного честного труда, русского хозяйствования, русской власти и государственной ответственности, русской крепкой, обеспеченной семьи и всеобщего единения на основе единой веры и единой русской культурной традиции.
Острейший и разумнейший русский публицист И.Солоневич совершенно верно отмечал, что:
«1. Ни одна великая культура не строилась на основах философии - все они строились на основе религии.
2. Ни одна государственность, кроме якобинской, большевицкой и нацистской, не строилась на основах философии - она строилась на основах традиции.
3. Ни одна из тысяч попыток построить любое человеческое общежитие на любых философских началах не кончилось ничем - кроме уголовных скандалов... от платоновских коммун до толстовских общежитий... Всё это - от Платона до Толстого - кончилось с истинно унылой закономерностью: скандалы, уголовщина, террор и «иностранная интервенция»: приходила просто полиция и разгоняла банду философски настроенных импотентов, психопатов, утопистов и просто жуликов. Точно так же кончились и две попытки философски обоснованной государственности: якобинская и нацистская. Так же, - предрек Солоневич в этой цитируемой статье еще 1949 года, - кончится и третья - большевицкая» (Солоневич И. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия... С. 97)!
И вот теперь, на пути к неизбежному в будущем окончательному уничтожению у нас в России любых фантомов коммунистической идеологии, вновь становятся предельным образом необходимы две отмеченные выше составляющие любой нормальной государственности, ее созидающие и укрепляющие, - религия, то есть православная вера, и национальная культурная традиция.
«Русская идея», вбирающая в себя эти две основные, потенциально мощнейшие духовные скрепы той российской государственности, что должна быть построена в дальнейшем на руинах СССР, - есть единственное, что может действительно стать реальным двигателем будущего возрождения Русской земли: только эта идея и есть та реально-творческая идея общенационального масштаба, что способна вытянуть нас из нынешнего нашего посткоммунистического болота. Только национальное русское единение, с призывом включиться в него и всем живущим с нами малым коренным народам (как и вообще всем подлинным гражданам России - безотносительно к их национальности) - вот что может положить конец вековой антирусской смуте!
О необходимости такой «русской идеи» и ее главных чертах давно уже было сказано одним из выдающихся представителей отечественной религиозной общественной мысли первой половины XX века - философом и политологом И.А.Ильиным, предельно ясно и четко заявившим, что России нужна «ответственная идея, - на десятилетия, на века... Идея не отрицательная, а положительная; государственная созидательная; но не формальная, т.е. не ограничивающаяся простым указанием на голую форму правления, т.е., например, на «монархию» или «республику», так, как если бы этим разрешались важнейшие и глубочайшие проблемы... Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная» (Ильин И. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. Издание Национально-Трудового союза нового поколения. Генеральное представительство в Германии, 1937. С. 6).
Однако разве видим мы в деятельности наших властей предержащих хотя бы намек на понимание таких, казалось бы, простых истин?
Ведь вот и Путин, так и не решившись разрушить сложившуюся у нас коррупционно-монетарную «экономическую» систему, как и был, так по прежнему и остается далек от «русского», а не от «постбольшевистского» понимания своей собственной страны.
Иначе мы не услышали бы от него таких поразительно некомпетентных и в историко-культурном, и в чисто политическом смысле - и столь подрывающих его авторитет в глазах нации - презрительных и достаточно циничных слов: «В России есть «старинная русская забава» - поиск национальной идеи»! Однако таких речей Россия, как правило, не прощает.
...Силы, которые должны воплотить в нашей политической реальности идею русского национального всеобщего объединения, пока еще только формируются, но становящаяся всё более страшной и внутренне бесперспективной наша жизнь в конце концов своё возьмет: эти национальные силы на нашей политической арене скоро будут просто вынуждены появиться - и они появятся... Ибо к чему еще могут привести липовые «реформы» и копеечные «национальные проекты» - при реальной годовой инфляции по отдельным показателям от 30 до 40%, вместо 10-12% (а чаще даже якобы 6-7%), объявляемых во всеуслышание?
Без этой «русской идеи» и этих «русских сил» мы не сможем ни создать собственного мирного, духовно и материально процветающего дома, ни устоять на политических «стогнах мира», ибо, как точно выразилась уже цитировавшаяся выше историк Н.Нарочницкая, «без положительного идеала невозможно ощутить ни целей, ни ценностей исторического бытия, и без духовного задания нация не может быть державотворящим субъектом мировой истории» (Нарочницкая Н. Освобождение от мифов // «Литературная газета». 19-25 мая 2004 г. N 19 (5972). С. 3). Нам поэтому сегодня нужны даже не столько демократические свободы, самодостаточное применение которых зачастую оказывается лишь выражением разрушительных - и для государства, и в целом для общества - тенденций индивидуализма, сколько гражданская ответственность и любовь к нашей несчастной стране, которой давно уже пора избрать иную участь, вернувшись наконец к алтарям своих православных предков и к подлинным святыням национального русского духа.
Главное же - нужно ясно наконец понять, что ни на принципах прогнившего безбожного коммуно-советизма (повсеместные и пока никак не умирающие рецидивы которого составляют, по сути, основную атмосферу существования всех властных структур РФ и значительной части общества), ни на принципах «западно-демократического» капитализма нам Россию не возродить: её путь, хотим мы этого или не хотим, - совершенно особый...
Когда, как и насколько быстро вся нация достигнет наконец осознания необходимости кардинальных перемен в России - как единственного средства спасения страны не только от внутренних предателей (самых разнообразных политических мастей), но и от удесятеряемых ими внешних угроз для нее - сегодня сказать нельзя. Однако, в чем уж совершенно твердо можно быть уверенным, так это в том, что для нашего всеобщего пробуждения окажутся необходимыми немалые скорби и немалые потрясения, которые, к несчастью, уже явно не за горами.
К сожалению, русский народ, издавна отученный - особенно десятилетиями большевизма! - от всякой собственной инициативы, ныне еще более ослаблен в своем национальном самосознании. От этой его душевной (соответственно - и политической) вялости процесс, так сказать, накопления критической массы, всегда предшествующий взрыву, самым непозволительным образом растягивается.
И, тем не менее, учитывая складывающуюся и вполне возможную реализоваться в будущем смертоубийственную (а для иных - и самоубийственную) ситуацию в России - при условии, что и в ближайшем будущем власть не пойдет на решительное изменение ситуации в стране, можно с достаточным основанием утверждать: вряд ли этот самоохранительный взрыв всей страны можно будет предотвратить, ибо сама нация в конце концов просто не даст уничтожить себя.
Вероятно, многие социально-экономические противоречия и можно было бы со временем как-то утрясти и разрешить более или менее мирным путем - но только если бы у нас было это время. Но его у нас нет, и дальнейшее промедление - смерти подобно.
Если же власть не образумится и среди нее не найдется никого, кто мог бы с ясной и трезвой головой в самое ближайшее время полностью увидеть разверзающуюся перед нами геополитическую и экономически-финансовую пропасть и сделать соответствующие «оргвыводы», произойдет самое худшее (причем внешний повод может оказаться самым ничтожным и достаточно неожиданным - как в теории домино)...
В этом случае, однако, окажется единственно важным - на что будет направлен взрыв: только лишь на окончательное разрушение того (всё еще остающегося по существу своему «старым», реликтово-постсоветским) государства, что оказалось ныне, в повседневной реальности, чуждым собственному народу (с какой политической платформы на это ни посмотреть) и во многом предательским - сколько бы оно ни пыталось строить «хорошие мины» при своей весьма «плохой игре»?
Или же этот взрыв окажется в итоге направленным на воссоздание подлинно российского государства - как формы существования действительно ответственно-свободной и процветающей русской нации, объединенной общей верой и общей жизненной традицией нашей тысячелетней религиозно-национальной православной цивилизации.
Способен ли сегодня на это второе - творческое и духовно осмысленное - деяние сам русский народ?
Несмотря на общие наши нравственные падения за последний век, несмотря на утрату многими из нас ясных религиозно-национальных ориентиров, надежда на такое радикальнейшее действие (в случае возникшей его необходимости) - несмотря ни на что! - всё-таки остается. На глубинном генетическом уровне «русская традиция» и - как выражение ее на уровне программном - «русская идея», безусловно, продолжают и поныне жить в душе народа, как внутреннее (порой почти что в подсознании) знание его о себе самом. И сегодня, как никогда прежде, нужно лишь чтобы знание это вновь пробудилось в народной душе, укрепив ее новой энергией и новой волей!
... «Вера» прежнего государства фальшивой «диктатуры пролетариата» - той политической системы, что незаконно существовала долгое время на территории России, заключалась в коммунистических химерах, в насаждении классовой ненависти, всеобщего страха и в создании постоянной атмосферы столь же всеобщего лицемерия и предательства. Именно это и есть внутренняя суть и злобесная «вера» революции - а отнюдь не та справедливость, правда, законность и честь, о которой старались из десятилетия в десятилетия лгать русскому человеку коммунистические «проповедники» этой «веры».
И именно поэтому самая насущнейшая и самая для всех нас спасительная задача, стоящая ныне перед нашей страной, - это бесповоротно и окончательно противопоставить непозволительно затянувшейся у нас большевистской революции всенародную духовную контрреволюцию, - как выступающую против убогого и обманного революционного «материализма» контрреволюцию духа Православной России, контрреволюцию, которую и должна - по возможности в исторически самое ближайшее время - осуществить русская нация для своего выживания и последующего истинного возрождения! Духовные слепцы, предпочитающие и сегодня не видеть ничего дальше своего носа, могут сказать: да где она - эта Православная Россия? Что за авторские фантазии? Да, действительно, сегодня она еще продолжает таиться под спудом, но само жесточайшее наше будущее (и по историческим меркам - отнюдь не за горами) заставит нацию в конце концов придти к осознанию того, что без четко выраженного и вновь уясненного всеми нами метафизического, метаисторического духовного фундамента (прямо говоря - нашей православной веры) никакой положительной истории у нас не будет вовсе!
Скорее всего, подобно революции, которая фактически продолжается у нас в стране вот уже целое столетие, лишь сегодня постепенно переходя в предлетальную, но все еще неистово цепляющуюся за жизнь и весьма еще заразную для окружающих стадию, - точно так же и проведение столь необходимой для спасения России «духовной контрреволюции» займет еще немало исторического времени.
Как предупреждал незадолго до своей кончины псково-печерский, блаженной памяти старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «если, по милости Божией, Россия, все мы, и станем подлинной Русской землей, то только очень постепенно, и полное выздоровление сможет наступить лишь через три поколения».
Однако за дело духовного своего возрождения приниматься нам нужно - и самым скорейшим образом - уже теперь, ибо каждый упущенный ныне час лишь усиливает возможность расчленения и окончательной нашей гибели в будущем. Именно поэтому все мы - Церковь, Государство, всё Российское Общество - должны начать становиться всё более духовно точными (и прежде всего, в самом непосредственно христианском смысле) в наших сегодняшних действиях, а отсюда и всё острее ощущать грозящее нам дуновение общегосударственной и общенациональной смерти в грядущем!