Молдавское русофильство

К 20-летию Приднестровской государственности

Новости Москвы 
0
277
Время на чтение 11 минут

Вот уже 20 лет Приднестровская Молдавская республика является единственным регионом мира, где продолжает свободно развиваться традиция молдавской кириллической письменности.

Кириллица - драгоценный дар Славянских Апостолов - в течение столетий была мостом, связывавшим цивилизацию восточных романцев со славянским и православным миром. Её ликвидация в Румынии в 1860-1862 годах была актом революционного насилия, в 1989 году это насилие захлестнуло и Бессарабию, но было остановлено на Днестре.

В дни, когда Приднестровье отмечает юбилей своего государственного подвига, мы должны с благодарностью вспомнить имена тех, кто защищал цивилизационное единство восточных романцев и славян в прошедшие полтора столетия.

Трагическим рубежом в истории Карпато-Дунайского региона является Крымская война. После поражения России в этой войне княжества Молдавия и Валахия были оккупированы австрийскими и турецкими войсками. Однако наибольшую выгоду для себя в регионе извлекла Франция. Князь А.П.Лопухин писал: «Соединение Дунайских княжеств в одно (то есть образование Румынии - А.П.) было делом рук Франции; Наполеон Третий в своей речи по этому поводу называл унию княжеств делом справедливости и торжеством цивилизации» [1]. Избирательное собрание Молдавии 5 января 1859 года избрало на престол полковника Александру Иона Кузу, а 24 января того же года Куза был избран и на престол Валахии. 11(23) декабря 1861 года князь Куза официально объявил о соединении княжеств. «Человек, несомненно, даровитый, получавший европейское образование (в Германии - в Потсдаме и Мюнхене), демократ и унионист революционного пошиба, пострадавший от преследования ненавистных румынским националистам русских властей..., А.Куза пришёлся очень по душе верховодившей тогда националистической партии демократов - унионистов, которые и провели его кандидатуру» [2]. В феврале 1860 года распоряжением министра внутренних дел Валахии Гики, в Валахии, а затем и в Молдавии была начата замена традиционной молдавской и валашской письменности новой, «румынской», письменностью на основе латиницы [3]. Одновременно подвергся революционной ломке богослужебный обряд: было запрещено богослужение на греческом языке.

«Уничтожались древние богослужебные книги, написанные на церковнославянском языке, была уничтожена типография Нямецкого монастыря с кириллическим оборудованием, было запрещено проводить службы в честь русских святых и даже упоминать их» [4].

Правительство Кузы, по примеру Комитета общественного спасения эпохи Французской революции, стало преследовать духовенство. В том же 1860 году был арестован и отправлен в ссылку митрополит Ясской Молдовы Софроний. «Воспитанник Нямецкой лавры, получивший там своё пострижение от митрополита Вениамина, ученик последнего, блестяще одарённый от природы, Софроний во всей своей деятельности и жизни являлся пастырем глубоко преданным православию; он доказал своею проповедническою деятельностью и административными распоряжениями на пользу церкви и наконец запечатлел праведною мученической кончиной от рук нечестивых приспешников князя Кузы. Когда вполне обнаружились замыслы этого князя, Софроний мужественно выступил против них и искал поддержки в православной России» [5].

«Долгие годы иерархи с правого берега Днестра продолжали видеть в России главную защитницу православной веры в регионе. В этой связи показателен факт обращения митрополита Ясского Софрония в 1859 году к Кишиневскому архиепископу Антонию, как ближайшему духовно-административному лицу Российской Церкви с просьбой о ходатайстве перед Императором о защите Церкви от тогдашних притеснений местного правительства. В «Записке... о происках к ниспровержению православной веры в княжествах Молдавии и Валахии и о средствах к поддержанию оной», представленной, по благословению митрополита Софрония, его поверенным (по-видимому, иеромонахом Феофаном (Кристя), основателем Ново-Нямецкого монастыря - А.П.) российскому правительству, выражалась просьба «обеспечить неприкосновенность и права православной веры в княжествах». В записке, между прочим, говорилось: «Производящаяся в Дунайских княжествах духовно-нравственная реформа румынской нации не является случайностью: она подготовлялась постепенно в течение продолжительного времени, то под предлогом покровительства и сострадания к слабому народу, которому (якобы) угрожало влияние могущественного соседа (России), то под формою европейской цивилизации, когда являлись различные наставники, которые, не открывая настоящей своей цели и значения, овладевали народными умами и порабощали их, сделав орудиями своих целей... Некоторые духовные лица, подстрекаемые английским консулом, тайно проповедовали, что сбываются пророчества о том, что все зло в Европе происходит от севера, то есть от России». В тот период в Румынии была назначена особая комиссия из мирян для преобразования церковного устава. Духовные типографии были «отняты для того, чтобы печатать Священное Писание и все церковно-богослужебные книги, вместо славянских букв латинскими, и притом на понятном не для всех румын языке, но на изобретенном вновь, полулатинском и полуфранцузском <...> оплот Православия и рассадник духовного просвещения в Молдавии, Нямецкий монастырь, издревле находившийся под покровительством монархов России, снабжавший всю страну богослужебными книгами и назидательными сочинениями <...> лишился теперь всех моральных и материальных средств». Утверждая, что «все материальные средства Молдавской Церкви сохранились теперь только в пределах Русской империи», автор упомянутой записки заверял, что он уполномочен митрополитом Софронием и православными обителями Молдавии «на все действия <...> какие будут одобрены императорским правительством, которому сиротствующая Молдавская Церковь вполне вверяется, как единственной своей надежде, опоре и защите» [6].

Не только святитель Софроний искал помощи у России для отражения революционного натиска на Церковь. В 1864 году к святителю Московскому Филарету обратился молдавский боярин Николай де-Росетти-Розновано, потомственный русофил и ревнитель православного благочестия. Он писал: «Официальные органы правительства начали при всяком случае возбуждать в нас ненависть и презрение к нашим единоверцам в России и к Греческой Константинопольской Церкви, нашей общей матери... Начали изгонять в народных семинариях изучение языка отцов греческих, и заменять его изучением языков французского и латинского. В школы молодого поколения ввели профессоров греко-униатов... Приготовлено введение греко-униатского календаря и в настоящее время обсуждается в Государственном Совете, равно как проект кодекса, который признаёт обязательным брак только гражданский и провозглашение развода по церковному праву заменяет разводом по суду гражданскому... Я не имею нужды указывать здесь внутреннее отношение, соединявшее пропаганду католическую в нашей стране с пропагандою, которую совершал в то же время вдохновляемый тою же политикою клир польский в западных областях Империи. Так должен был окончиться тот обширный план, который не имел другой цели, кроме нападения на православную русскую империю в одно время с двух противоположных сторон, создавая ей на Висле и на Дунае врагов веры и политики» [7]. Боярин Розновано оказался пророком: в последних словах можно увидеть предсказание войны маршала Антонеску против СССР и нападение на Приднестровье!

Николай Розновано взывал к православной совести России, умолял Митрополита Филарета и Императора Александра Второго защитить православие в Молдове и молдавскую национальную честь. К сожалению, Россия была связана условиями Парижского мирного договора...

Лишь в 1864 году, после многих мытарств и даже покушения на жизнь о.Феофана, инокам, спасавшимся в России от румынского революционного насилия, было разрешено основать Ново-Нямецкий монастырь...

Следует отметить, что в 1850-1860-е годы попытки изгнать кириллицу из народной жизни предпринимались в различных регионах - в Галиции, Закарпатье, Сербской Далмации, Воеводине, но самым слабым звеном оказалась Румыния.

В 1866 году князь Куза был свергнут заговорщиками: Наполеон Третий счёл его недостаточно лояльным. Французский император решил подыскать такого правителя для Румынии, который был бы послушной пешкой.

Николай Розновано, воспользовавшись неразберихой в Бухаресте, попытался восстановить автономию Молдовы с тем, чтобы защитить Молдову от революционного переустройства по западным образцам. Он решил опереться на Парижскую Конвенцию 7 (19) августа 1858 года, согласно которой Молдавия могла иметь своё правительство и законодательное собрание. Но Временное правительство в Бухаресте отказалось от выполнения Парижской Конвенции. В город Яссы прибыли члены Временного правительства (локотененты) генерал Николае Голеску и Ласкэр Катаржиу. 3 (15) апреля 1866 года, после торжественного богослужения, огромная толпа под предводительством Митрополита Каллиника (Миклеску) направилась ко дворцу администрации, чтобы выразить протест против нарушения прав молдавского народа. Голеску и Катаржиу распорядились открыть огонь по толпе. Какой-то мунтенский вояка выбил саблей крест из рук Митрополита, Владыка получил множественные ранения, ему скрутили руки за спиной и отвели в тюрьму. Был арестован и Николай Розновано. Число убитых и раненых приближалось к трёмстам.

Боярин Димитрие Манолиу-ага и князь Константин Мурузи чудом избежали ареста и сумели перебраться под защиту России. Манолиу-ага в письме бессарабскому губернатору расценил Ясское побоище как «революционный акт, акт безбожия, акт деспотизма, акт варварства» [8].

После прибытия Принца Карла Гогенцоллерн-Зигмарингенского в Бухарест Митрополит Каллиник и Николай Розновано были выпущены из тюрьмы.

В конце XIX столетия фамилия Розновано ещё имела значительное влияние. Её представители присутствовали на юбилее 900-летия Крещения Руси в Киеве, на Коронации Царя-Мученика Николая II.

«Самым безстрашным противником современных порядков политических и церковных, - писал князь Лопухин в книге, выпущенной в 1901 году, - и смелым защитником былого строя, покоившегося на началах православия и солидарности с Россией, выступает ныне Г.А.Рознован. Будучи ещё недавно председателем палаты депутатов, Рознован горячо отстаивал права попираемого латинствующим правительством православия, доказывая необходимость для Румынии союза с православными государствами, а главным образом с Россией. Когда, по распоряжению румынского правительства, был закрыт известный в истории Молдавии монастырь со славянским названием Быстрица (недалеко от города Пятры), основанный одним из лучших молдавских князей - Александром Добрым, Рознован просил Короля сохранить этот монастырь, по крайней мере, как исторический памятник. Как русофил, Рознован в своём имении построил богатую церковь в строго - московском стиле, по плану русского архитектора Султанова; иконы для этой церкви написаны тоже русским художником Хлебниковым. Этот храм, по своему стилю, красоте художественной отделки является замечательным произведением зодчества в Румынии» [9]. Во внимание к трудам Розновано Император Александр Третий Миротворец даровал ему образ святого Александра Невского.

Вот что пишет о церкви в Рознове совеменный исследователь О. Р. Савельев: «Церковь в с. Рознове строилась во второй половине 1880-х - начале 1890-х го­дов. В 1894 году зодчий создавал для нее окон­чательные рисунки внутреннего убранства и был награжден за эту работу иностранным ор­деном. «2 / 14 февраля [1894]: <...> [делал] эски­зы "мест" (столей) в церковь в Розновано (в Ру­мынии), которая уже два года назад выстроена по моему проекту. Пришел [В.В.] Суслов - от­дал ему перечерчивать в чисто. <...> 15/27 фев­раля <...> За Розновано - получил Командор­ский Крест Румынской звезды». Объемная композиция храма слу­жила дальнейшим развитием первого архитектурного опыта зодчего. При сохранении круп­ных лаконичных форм, появляется больше де­талей: богато украшенный «перспективный» портал, декор окон. Усложняется форма коло­кольни над главным входом в храм с изящным покрытием и декоративной двойной подвес­ной аркой с «гирькой». Сохраняется традици­онный декор лопаток и карнизов. Но в этом храме появляется и новшество. Из-за устройст­ва крипты, храм поднимается на высоком цо­коле, и появляется необходимость мощных ле­стничных всходов со сплошными парапетами, декор которых повторяет украшение лопаток. Подобные лестницы встречаются и в других проектах зодчего - храме в Мариенбаде (Марианске Лазне) или в Одессе, а также Петропавловском храме» [10]. В конце XIX столетия выдающийся российский учёный молдавского происхождения профессор Полихроний Агапиевич Сырку (1855-1905) отмечал что под влиянием деятелей так называемой Трансильванской школы речь румын сильно изменилась по сравнению с молдавской. В 1860-х в Румынии была введена латиница и вместе с ней и многие латинизмы. Молдаване (в Бессарабии - А.П.) же продолжали употреблять кириллицу и пользоваться славянскими терминами [11].

Необходимо сказать, что Гогенцоллерн-Зигмарингенская династия в 1870-1910-е годы была настроена по отношению к России лояльно и иногда даже дружественно - в 1877 году Король Карл посодействовал России в освобождении Болгарии, а в 1916 году Румыния стала союзницей России в Первой Мировой войне. Однако румынская аристократия и буржуазия были пронизаны сетями тайных антирусских организаций, и после марта 1917 года враждебность правящих кругов к России выяснилась вполне. Бессарабия была аннексирована Румынией, причём, присланные из Бухареста политические и военные деятели не останавливались и перед убийствами своих противников, как большевиков, так даже и белогвардейцев. Архиепископ Кишинёвский Анастасий был арестован румынской полицией и под конвоем выслан из Бессарабии.

Как известно, бессарабское крестьянство было глубоко верующим и монархически настроенным, но румыны умудрились настроить его против себя после того, как в 1923-1924 годах румынская церковь перешла на новый календарный стиль. Мы знаем о подвиге Валаамских старостильников - нам следует так же почтить и подвиг старостильников бессарабских, прошедших через унижения, пытки и тюремное заключение!

... К середине 1980-х годов это насилие над совестью молдаван, казалось, отошло в область преданий, но в 1989 году над Днестром и Прутом вновь замаячил революционный призрак «Великой Румынии». Атеистическая пропаганда превратила книгу молдавской православной традиции в палимпсест, на гладко выскобленных страницах которого отныне разрешалось писать только на латинице.

Но Приднестровье не согласилось подчиниться новой революционной стихии, облачённой в одежды демократизации и европеизации.

Это даёт надежду и тем гражданам Молдовы и Румынии, которые имеют мужество считать себя молдаванами и мыслить по-молдавски.

Нам следует обратить серьёзное внимание так же и на румынских старостильников митрополии Слатиоара, и на старообрядцев-липован.

Мы должны помнить великие имена Гавриила Банулеску-Бодони, Николае де-Росетти - Розновано, Полихрония Сырку, Каллиника Миклеску, Александра Крупенского. И имя президента Приднестровья Игоря Николаевича Смирнова - в этом ряду.

Примечания:

1. Лопухин А. П., кн. История Православной Церкви в XIX веке. Том 2. Славянские Церкви.- Москва, Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. С. 470.

2. Там же.,С. 471

3. Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, Изд-во Приднестр. ун-та, 2007. С. 180.

4. См.:Памятники русской культуры и истории в Молдове: Фотоальбом / авт.- сост.: Т. П. Млечко, Л. Ф. Чащина, Л. Ф. Барбус; фот.: Д. А. Топал; Фонд «Русский мир», Славян. ун-т Респ. Молдова. - К.: «Valinex» SRL, 2009 - со ссылкой на архив: НАРМ, ф. 2119, оп. 1, д. 35, л. 48-49.,С.16..

5. Лопухин А.П. Ук. Соч. С. 480

6. http://www.patriarchia.ru/db/text/385640.html

7. Цит. По: Письма духовных и светских лиц к митрополиту Московскому Филарету ( с 1819 по 1867 г.)//Христианское Чтение.1900. № 2. С. 214-219.

8. Суляк С. Выступления молдаван против объединения с Валахией (О событиях, произошедших 3 апреля 1866 г. в Яссах) //Русин. - 2009.-№ 2(16).С. 41

9. Лопухин А.П. Ук. Соч.С. 487

10. Савельев О.Р. Храмостроительство в творчестве Н.В. Султанова/Искусство Христианского Мира. Сб. статей. Вып 8. М. Изд-во ПСТГУ, 2004. С. 354.

11. Сырку, Полихроний Агапиевич

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29