Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Наша последняя миссия

Александр  Горбунов, Русская народная линия

Какой должна быть миссия / 11.09.2010


Выполнить или погибнуть …

Данность

Великорецкий Крестный ходНаверное никто не станет спорить о том, нужно ли современной России миссионерство. Пожалуй, только очень наивный или враждебно настроенный к Православию человек скажет, что никакая миссия нам не требуется, и надо тихо укрыться в приходах, ожидая Второго Пришествия.

Христианин, видящий духовное бедствие своего народа, подобного малодушия себе позволить не может. По воле Божией, Патриарх Кирилл понимает первостепенность задачи народного просвещения.

Россия, христианская по складу свой души, исторически православная и крещеная держава, ныне не вполне приобщена ко Христу и по сути не воцерковлена.

Основной вопрос состоит в определении объекта, на который должна быть направлена миссия и какова ее подлиннная цель. Если задача состоит в подлинном превращении русского народа в народ православный - тогда одно дело. Если же речь идет о модных акциях, об упражнениях в красноречии среди «продвинутой» аудитории и тому подобных вещах, то это совсем другое.

Стоит определить причины пробуксовки христианизации России. Конечно, можно отрицать факты и твердить мантру об идущем «духовном возрождении», но человеку живущему в реальном измерении легче от ее повторения не становится. Полноценного и постоянного приобщения народа к Церкви, осознанного исповедания, органического восприятия христанских ценностей, - пока нет. С чем это связано?

Уж точно не с вопросами о богослужении на церковнославянском языке, старостильном календаре или высокой требовательности к морально-нравственной стороне жизни прихожанина. Говорить обо все этом, как о препятствии на пути к воцерковлению могут только лицемеры.

Напротив, верность традиции привлекает. Если будет допущена фатальная ошибка и Церковь пойдет на уступки (обкарнает богослужения, переведет их на площадной современный язык, сменит календарь), то количество прихожан сократится на порядок к нынешнему. Кстати, опыт католической церкви в этом отношении показателен. Десакрализация, проводимая собственными руками - это либо величайшая глупость, либо измена.

Еще более важно не допустить приближения РПЦ к «западным стандартом» и ее излишнего сближения с католичеством, с западными конфессиями в целом. Судя по внешним проявлениям, Запад вплотную подошел к своей смерти. Призывы отменить термины «отец» и «мать», массовая содомия, остановка деторождения, растворение тел умерших в щелочи с последующим сливом в канализацию - таковы печальные признаки наступающего конца.

Смерть цивилизации означает ее отсеченность от Источника жизни. Каждый верующий человек знает, что источником жизни и жизненных благ является Господь. Стало быть, конфессии Запада утратили или почти утратили (пока еще в канализацию смывают не всех) свою благодатность. И думающие европейцы, в частности, представители едва теплящегося искусства ищут «возможность острова» где угодно, но только не в западных религиозных институтах.

Мы должны надеятся на то, что возрожденное Православие поможет Европе избавиться от окончательной гибели. Но данный вариант развития осуществим при условии неукоснительного сохранения канонического Православия. Оно - наша главная ценность, через него мы сохраняем связь с Источником жизни.

Воспринятое таким образом - как подлинная Церковь Христова, исключительный канал связи с Господом, Православие способно стать духовным маяком и крепостью для всех, кто желает жить, спасаться и побеждать. И не только в самой России, но и во всем мире.

Данный мотив неявно и явно прослеживается в высказываниях Святейшего. Но те идеологемы и концепты, которые рождаются на других уровнях церковной иерархии, увы, и близко не стоят. Здесь более популярно мелкотемье, увязание в никому не нужных дискуссиях вокруг спорных исторических фигур и фактов, невдумчивое, порой плоское поучительство и т.п.

Будущие христиане

Наиболее активные слои населения, в первую очередь, молодежь, «идейный материал» такого рода не удовлетворяет. Чувствуя несправедливости и ужасные перекосы нынешней жизни (как духовной, так и в социальной), они уходят в протестные формы существования.

Кого-то привлекает левая, левацкая, кого-то национал-радикальная идеология. Оба эти поветрия, распространяющиеся среди юношества, опасны для нашего будущего и для самих молодых людей.

Среди так называемых «бритологовых» идет рост регрессивных расистских настроений, что вкупе с культивацией подростковой злобы и прививкой синтетического «неоязычества» - крайне серьезная проблема. И православное миссионерство не должно обходить ее стороной. О проблеме вовлечения молодежи в самоубийственные формы «патриотизма», как и возвращении искусно оболваненного русского актива в лоно Православия стоит говорить отдельно.

Заметим лишь, что на данный момент как по размерам, так и по энергетической емкости это неизмеримо большая, чем «байкеры» или какие-нибудь «эмо», молодая страта русского народа. Конечно, и с ними надо работать, но зачем же «отцеживать слона».

Тем большее недоумение вызвали статьи на РНЛ, «разоблачающие» творчество Констанина Кинчева - адекватного эмоциональным запросам молодежной среды рок-миссонера. Кинчев популярен, потому что он человек по-настоящему талантливый, искренний и полезный. Он приводит заблудшую молодежь в притвор, на «подготовительную ступень» Православия, и спасибо ему за это. Занудство и «инквизиторство» юного писателя, не до конца продумавшего жизнь, выглядит странным и излишним.

Не успевшие сформироваться в личностном плане, пассионарные подростки, по-видимому, не находят в современной Церкви адекватного отклика на токи, бушующие в их сердцах. Каждый день они встречают трудное положение, в котором оказались они сами и их родители. Видят незавидную долю большинства притесняемых русских. Наглый глумеж над историей, традициями, славой России. Но с амвона, из современной церковной литературы и печати они редко могут получить нечто совзвучное своим переживаниям.

То же самое касется «коммунистического электората» и «левой молодежи». К этой категории принадлежит огромное число наших соотечестенников. Многие из них заявляют о своей православности. Но на самом деле, кроме декларируемой принадлежностим к «культурно-историческим ценностям» России за данными заявлениями ничего не стоит. Не надо строить иллюзий. Миссия среди этих людей не состоялась. Они в массе своей еще не преображены, не просвещены светом Христовым и религия, Вера для них не более, чем пустой звук.

Эту жизнеспособную, богатую по своим возможностям категорию часто отталкивает демонстративная индифферентность церковного официоза к социальной катастрофе, в которую вот уже долгие годы погружены слишком широкие слои. Не секрет, что в той или иной степени испытывает состояние бедности до 80 процентов населения России. А ведь среди них есть еще и те 20-30 процентов (то есть каждый третий русский), что живут в полной нищете. Бывает, им элементарно нечего поесть. И Церковь, если она заботиться о миссии, должна активно указывать на это.

Конечно, Христос прежде всего дает пищу духовную. Но кто сказал, что он не дал есть проголодавшимся людям совершенно конкретной рыбы?

Ни на минуту не надо забывать, что представления о религии, о церковной жизни и даже о том, о чем сообщает Евангелие у многих из нынешних русских людей находятся на самом зачаточном, а то и вообще примитивно-суеверном уровне.

И тем не менее, нередок протест против того, чтобы «у попа ручку целовать». Как и обвинительный пафос в адрес церковных служителей и священноначалия.

Проблема

Увы, богатую почву для подобных настроений дает поведение иных клириков, нацеленных исключительно на «хозяйствование» в рамках ввереных им приходов и более крупных церковных структур. Ведь попадаются среди священства те, кто даже и не скрывает столь низкого мотива священнической деятельности, как личное обогащение.

Наряду с частными проявлениями любостяжания не вызывает у многих восторга и общая отдаленность Церкви как института от социального бедствия народа.

Пресс экономического гнета и растление народной души при помощи медиа и новых «образовательных стандартов» стали повседневностью. И именно на их фоне появились такие смертельно-ядовитые плоды, как массовая абортизация совсем юных девочек, алкоголизм, наркомания, преступность. По всем этим социальным болезням, присущим наиболее отсталым странам, мы заняли первые строчки в мировых рейтингах.

Можно понять Церковь, пережившую 70-летние гонения, включая большевистский террор. Ее осторожность в отношениях с государством естественна. Тем более, что многие важные вопросы, в том числе и о беззаконно отнятой еще в эпоху коммунизма церковной собственности, остаются открытыми.

По сути, Церковь в любой момент может вновь подвергнуться гонениям (как минимум имущественного характера) и диффамации, шельмованию в СМИ. Как представляется, это и служит причиной сдержанности первоиерархов, когда они затрагивают взрывоопасные социальные темы.

Но кроме них, слава Богу, теперь уже существует армия приходских священников, которые имеют возможность напрямую общаться со своей паствой. Нет и помысла к тому, чтобы ждать от них призывов к бунту. Но объяснения происходящего, доброго наставничества, водительства среди потрясения самих основ человеческого бытия прихожане ожидать вправе.

Между тем, некоторые проповеди вызывают недоумение. Недавно довелось побывать в приволжском городке, рожденном сталинскими стройками. Там поставили новый хороший храм. Кажется, не найти более яркого примера того, как Православие возвращается и преображает.

И вот священник, не убеленный еще сединами, обращается к малочисленной группе женщин, пришедших в будний день на службу. Что же он им говорит? Несколько минут рассказывает сколь неоходимо повиноваться начальству и ни в коем случае на него не роптать. В конце концов, подчеркивает, что безропотное служение начальству и повиновение ему это едва ли не служение самому Богу.

Допустим, подобное обращение было бы уместно по отношению к воинам иили курсантам. Возможно, батюшка ранее их окормлял. Но при чем здесь замордованные тяготами и без того смиреннные по отношению к начальникам провинциальные домохозяйки и работницы?

Данный пример приведен не для «обличительства», но лишь для того, чтобы неким образом ввести читателя в контекст одной из самых серьезных проблем нашей Цекрви. Она с трудом устанавливает коммуникацию с современным русским народом. И если женщины из упомянутого прихода смиренно примут все, что им сообщит местный батюшка, то привлечь прихожан из более активной среды он не сможет. А значит апостольский потенциал его служения останется нераскрытым.

Последняя миссия

Не очень понятно, почему столько копий сломано вокруг миссионерства среди субкультур. Например, среди байкеров.

Во-первых, мотоциклетное движение, особенно в России - это экзотика. Байкеров в процентном отношении к остальной молодежи ничтожно мало. Во-вторых, ничего плохого в том, что эти активные парни встали под знамя Христа. Наоборот, это очень хорошо. Конечно, они не без греха. Но разве среди людей таковые имеются?

Неразумный «ночной волк», который прокатил полуголую девушку во время прошлогоднего севастопольского мотопробега был из рядов мотосообщества исключен. Это говорит о том, что перекати-поле прислушиваются к общеправославному голосу. И пусть они лучше ездят под хоругвями, чем под знаменем сатаны. Не правда ли? Рискую натолкнуться на хор недовольных пуристов, эдакого коллективного Суслова от Православия, но что поделаешь.

И все же миссия должна обратиться к более значимым неравнодушным группам, сформировавшимся в российском обществе на данный момент.

Но главное даже не в этом. А в том, что отчетливо осознается Патриархом, если судить по его проповедям, - Миссия необходима 90 процентам населения России.

Ведь упомянув наиболее «пассионарные» круги, мы не сказали о преобладающем в нынешнем народонаселении образе жизни. Вне зависимости от своих материальных возможностей, люди нацелены на гедонизм, потребительство, наркотизацию различными страстями (в том числе и непосредственнно при помощи наркотиков).

Вот какой «поиск» становится подменой их духовности. А православная религия в этом контексте - всего лишь ни к чему не обязывающий, никуда не зовущий обряд, дополненный украшением в виде золотого нательного крестика.

Как миссонерствовать в зачастую порочной (пусть изначально и не по своей воле), во многом деградировавшей среде?

Ясно, что со знаменитыми «разоблачениеми Рерихов», которыми столь славен протодиакон Андрей Кураев соваться сюда не стоит. Не поймут. Конечно, можно и дальше делать умный вид, рассуждая на языке, понятном столичным профессорам. Можно и дальше представлять себе тех же Рерихов или даже кришнаитов в качестве главных враждебных цитаделей на пути утверждения православной духовности.

А можно начать серьезную работу по взаимодействию с собственным народом, учитывающим его реальное состояние, настроение, сомнения и запросы.

Никакое «Двоесловие», никакие постмодернистские игры с извращающимися умниками здесь неуместны. Зачем ходить в обнимку с художниками от слова «худо», на которых обществу «глубоко наплевать», как бы не замечая того, что действительно волнует большинство людей?

Каждая акция, наподобие «Двоесловия-Диалога», способствует формированию образа Церкви, как элитарной, чуждой и двусмысленной.

Вкупе с прохладностью к насущной проблематике, это может привести не только к расколам, но и к тому, что массовая отчужденность из нейтральной переродится во враждебную.

Похоже, эту страшную угрозу пока еще толком никто не осознает. А ведь РПЦ имеет столь трагический, печальный опыт, который должен был бы нас многому научить.

Но если так пойдет дальше, то даже дореволюционная церковность, на которую большевики сумели натравить значительную часть населения, покажется куда более народной, чем нынешняя.

Пусть еще не все церковные раны залечены, но наступило время самоосознания Церкви, как полнокровной и полноценной. Посттравматическое, постсоветское время прошло. Ничинается другое время, и спрос Всевышнего тоже будет другим.

Миссионерство сегодня - путь не только к настоящему православному возрождению. Оно еще и путь спасения РПЦ, предотвращения катастрофы изоляции РПЦ от русского народа. Уйдя в неправосланые формы национального протеста и греховно-гедонистическое падение, он может оказаться по отношению к церковной организации абсолютно чужим.

А при определенных неблагопритных условиях наша Цероквь вновь станет объектом вражды. И со стороны кого же? Тех, кто должен был стать ее верными детьми.

Прошу рассматривать данную заметку, как призыв ко всем неравнодушным православным к началу разработки и непосредственного осуществления миссии среди современного русского народа. Будем также помнить, что миссонерство, апостольское делание - прямая обязанность каждого христианина.

У нас остался только один шанс, миссия в любом случае будет последней. Оставим взаимные, упреки, книжничество и фарисейство. Спасем Церковь и Россию!



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 59

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

59. В.М, : Артуру на 56
2010-09-21 в 10:28

Артур, спасибо, что потратили на меня время и воздержались от наклейки ярлыков.
Эклектичность отмечают все прочитавшие, и она была неизбежной. Цель работы - показать образованному атеисту, что христианство - это не набор нелепых поповских сказок, лишенных логики и здравого смысла. Поэтому задача решалась на понятном атеисту логическом языке, но без эмоционального и гуманитарного компонента попытка заведомо была обречена на провал.
При попытке решения задачи такого уровня неизбежна серьезная систематизация собственных воззрений. И знаете, я обнаружил, что в рамках поставленной задачи не могу объяснить традиционную концепцию грехопадения и первородного греха, который довлеет над человеком. Ее можно объяснить только метафизически, но метафизика и философия могут объяснить ВСЕ. Я сразу, разумом и сердцем принял Символ Веры, Святое Евангелие, и главной аксиомой для меня является: Бог – это Любовь. Но всегда в сознании занозой сидела концепция первородного греха. Чем больше я изучал эту концепцию в трудах богословов, тем больше беспокоила эта заноза. Да и интуиции протестовала – слишком изощренной и вычурной казалась такая любовь. Я большой поклонник принципа Оккама, наверное, Вы это заметили. Истина всегда проста. В поисках более простых вариантов я пришел к концепции обучения.
Съев яблочко, Богом не станешь, это бесконечный и тяжелый путь, и начинается он с познания добра и зла. Свобода выбора, соединенная с разумом и бессмертием, однозначно ведет к злу. Помните мои рассуждения по поводу Люцифера? Поэтому проклята за нас земля и воцарилась на ней смерть. Только уязвимый и смертный может понять на собственной шкуре, что такое зло, и принять добро не как абстрактную программу (с точки зрения разума она крайне уязвима), а всем существом своим.
Ветхий Завет соответствует младенческому, дошкольному периоду жизни человечества. Категории добра и зла только начинают определяться, везде подробные и строгие инструкции, определяющие жизнь и поведение богоизбранного народа; главное – неукоснительное повиновение, Бог строг иногда до жестокости, но справедлив и всепрощающ. Однако категория проступка – наказания для древних евреев является определяющей. Вспомните, разве не таким представлялся в детские, дошкольные годы Ваш земной отец?
Вот Господь является на землю в ипостаси Христа. Кем мы были для Него изначально? Лишь вершина земной пирамиды, одушевленный прах, дерзнувший уподобиться Богу. Что же Он сказал? Дети мои, Я пришел сказать вам, что Я есть Любовь и возвестить о вашем спасении. Понимаете? Дети, а не глина, в этом и Благая Весть, и Спасение и бессмертие.
Не поняли и распяли Его. Только за детей Отец может принять смерть, но не за глину, даже одушевленную. В этом свидетельство, и Истина.
Фундамент христианской веры закладывали правоверные иудеи. И в здании христианства поселился суровый и ревнивый Бог Ветхого Завета. Это представление они впитали с молоком матери, и отрешиться от него почти невозможно. Неодолимый стереотип мышления: проступок – наказание – прощение. На фронтоне здания прибили плакат: Бог есть Любовь. Здание само по себе и плакат сам по себе. В рамках этой парадигмы размышляли и Святые Отцы. Позвольте напомнить, что традиционная концепция первородного греха проистекает из Ветхого завета, о принципиальных свойствах которого см. выше. Будешь не слушаться – папа козу сделает. Устрашающая получилась коза.

Вот, пожалуй, самое существенное, сжатое до предела.
Займусь теперь долгим, многотрудным делом. Нужно проанализировать, втискиваются ли мои воззрения в рамки теологумена, или в них наличествует ересь.
Еще раз, спасибо Вам за внимание и терпение. Признаюсь, от ярлыков уже устал.
58. Артур : 57. В.М. :
2010-09-20 в 17:35

А я и прочитал :)
57. В.М. : Артуру
2010-09-20 в 16:12

Артур, :)) - это по поводу п.50, думал, Вы прочитали.
Об остальном - позже.
56. Артур : 54. В.М. :
2010-09-20 в 13:53

Ага, Вы, наверное, о Вашей статье – я недотумкал. Да, есть к чему придраться, но только Вы же хотели нетривиальных замечаний, а у меня все тривиальные – в лоне воззрений Православной Церкви, как я их понимаю. :)

Если угодно, могу сказать несколько слов. По форме статья показалась мне очень сумбурной. Вы постарались затронуть и вопросы догматики, и космологии, и философии истории, нравственности, эсхатологии и вопросы общественные злободневные и т.п. Поскольку формат работы не позволял каждый из них раскрыть в полной мере, мне показалось, что эта работа – скорее отражение Вашего личного мироощущения, переживания христианства, такой эмоциональный обзор некоторых принципиально важных для Вас вопросов, вокруг которых Вы строите свое мировоззрение. И честно сказать, оно мне показалось как раз весьма «гуманитарным» по внешнему его представлению. Системы я пока не увидел.

Там есть много такого, с чем я мог бы легко и с готовностью согласиться, и есть вещи, для меня совершенно неприемлемые, а есть просто непонятные, нераскрытые. Мои недоумения касаются, прежде всего, наиболее важных для меня вещей: проблемы грехопадения и спасения. И в этой связи – роли Спасителя, Его Воплощения, Крестной Смерти и Воскресения – т.е. вопросов кардинальных для Православия. Конечно, для меня неприемлем тот взгляд на историю искушения Адама, что ослушание человека, его отпадение от Бога было запрограммировано в самой природе человека, что фактически никакого повреждения природы не имело места, что таким образом был просто запущен процесс познания, продолжающийся до сих пор. Мне непонятно, зачем при таком подходе вообще нужен Христос, в чем состоит спасение и каким образом оно происходит. Какой смысл вообще говорить о спасении в таком случае? Если продолжающийся и поныне исторический путь человека не есть болезненная девиация, о каком спасении можно говорить?
55. Артур : 54. В.М. :
2010-09-20 в 13:25

Простите, Валерий, не понял вопроса :((
54. В.М. : Артуру.
2010-09-20 в 13:01

Вы изначально выбрали неверное слово: оправдать, правда, дословно воспроизведя слова досужих критиков. Вернее будет: получить дополнительное обоснование через разум, что примирит положения веры и здравый смысл.. По поводу возможности этого, см. п.52, адресованный Люсии.
Кстати, Артур, много нечестивых блох нацепляли на ГУМЕРе? :))
53. Артур : 51. В.М,
2010-09-20 в 10:52

Да, плохой, не плохой… Он просто не нужен. Если вера человеком переживается ну, экзистенциально, что-ли… в определенном единстве субъекта и объекта, то она в оправдании не нуждается. А философы хорошие у нас были и иные. Киреевский, например, Иван Васильевич…
52. В.М : lucia
2010-09-20 в 10:52

Словечко умники традиционно уже несет "заковыченный" смысл.
Я знаю, что Господь непостижим, но думаю, если бы Он усомнился в нашей возможности правильно трактовать Писание, то оставил бы четкую инструкцию по спасению (неизбывная мечта нынешних дураков). В ветхозаветные,"детсадовские" времена, человечество в лице еврейского племени такие инструкции и получало: как молиться, как отделять тук от шкуры или чего-то там еще, не вникал, и т.п., по первым книгам Торы, очень детально и подробно. С тех пор Господь счел, что мы повзрослели.
51. В.М, : Артуру
2010-09-20 в 10:19

Соловьевский подход, думаю не самый плохой. С.А Нилус очень уважал этого философа, и намекал на таинственные обстоятельства его смерти. Категорически не нравился он жидо-масонам.
50. Александр Изгоев : 49. Артуру
2010-09-17 в 13:28

"...Валерий же тоже философствует."

Погодите-погодите! Как вернется, он нас всех тут еще поучит уму-разуму. Подкинет еще "новеньких" "вшей" в голову.
Давайте лучше не будем обманываться и поддаваться на... очередной "развод".

А "его" статья... Ну, "коллективный разум" ишо и не такое могёт сварганить...
Не то что заглатывать или даже просто пробовать на зубок, а и приближаться к подобным "крючкам", по-моему, недушеполезно. Рыбачий "максимкин" ум - он изворотливый...
49. Артур : 46. lucia : В.М.
2010-09-17 в 12:50

Поэтому они выдумали "бога философов" :-). Кстати, Валерий же тоже философствует. На мой взгляд, это в принципиальном плане, но с другими средствами, тот же соловьевский подход - с позиций разума "оправдать веру отцов"
48. Lucia : В.М.
2010-09-17 в 12:11

Проблема первых людей вовсе не в ослушании.
47. lucia : В.М.
2010-09-17 в 12:06

Ваша ученая и возвышенная беседа сама по себе прекрасна и я не хочу нарушать ее ход. Но неужели Вы не догадались, что для постижения Бога наш ум не годится, потому что это совершенно негодный инчструмент? Невозможно познать Бога таким негодным инструментом. Кроме того, как известно, мы не можем приблизиться по своей воле. Когда Вам надоест, просто встаньте на коленки и попросить, что Он Вам объяснил и показал.
46. lucia : В.М.
2010-09-17 в 11:37

"Умников" я бы взяла в кавычки. Потому что настоящий ум - это когда он подчиняется. И какое Вам дело до того пастора?
Вы тоже насчитали столько же мест? Как ни странно, тут мы сталкиваемся именно с действием ПОВРЕЖДЕННОЙ природы. Умы порченые, понимаете? Кстати, философам еще труднее придти к Богу - если статистически.
45. Артур : 44. В.М. :
2010-09-17 в 11:15

А я постараюсь на выходных дочитать
44. В.М. : Артуру.
2010-09-17 в 06:59

Значит, Вы владеете многими языками, поздравляю. Я - только русским, технократическим и матерным:)
Действительно, просмотрел в посте Люсии о пути Артура.
Вы говорите:
Я про логику. Нельзя обосновать применимость человеческой логики к анализу Замысла Божьего. Ведь такое применение автоматически предполагает ту самую антропоморфность Сверхразума, который т.о. вынуждается руководствоваться вполне земной логикой. Что противоречит Вашей собственной концепции, которую Вы проиллюстрировали примером небесной иерархии. :-)

Будь я гуманитарием, сослался бы на богоподобие и скрыл правду за длинным частоколом слов:) Если серьезно, то за всем этим стоит огромная человеческая проблема. Применение логики к анализу Божьего Замысла априори неправомочно. С другой стороны, одно из воплощений Замысла, наш материальный мир, законам логики подчиняется, о чем свидетельствуют успехи физики и математики. Раз Вы не гуманитарий, то способны оценить сказочную красоту теоремы Нетер, есть еще более поразительные примеры. Несколько аксиом, логика, и какие поразительные результаты в познании материального мира! Но, если мы отрицаем логику как инструмент богопознания, какие инструменты у нас остаются? Да никаких нет, только Священное Писание и решения Соборов до раскола.
Один протестантский пастор насчитал 10000 мест в Библии, которые можно толковать по разному. Вот и изощряемся в меру фантазии 2000 лет.
Цельное знание, дарованное свыше, говорите? Ага, вроде измышлений Дионисия, на что-то подобное он робко намекал. Если говорить прямо и жестко, то наследие Святых Отцов так же выносятся за скобки, поскольку не объявлено Вселенским Собором богодухновенным. А только решения Вселенских Соборов, проведенных по апостольским правилам, освященны Святым Духом.

Люсия скажет: это ваш крест, умники, молитесь, любите ближних, не мудрствуйте. И будет права. Но последнее не получается почти у всех, кроме немногих счастливцев. Поэтому продолжу:)

В рамках неоднозначного толкования Писания мне видятся два основных варианта миропонимания (прошу простить за крайне жесткое утрирование):
1. Человек - это падшая но прощенная тварь, которая должна сидеть на сундуке с трудами Святых Отцов, непрестанно повторяя: спаси мя, Господи. Мир ей интересен только в рамках парадигмы личного спасения.
2. Человеки суть малолетние дети Божьи, по неразумию и непослушанию отправленные в школу познания добра и зла. Как маленький ребенок видит в своем земном отце строгое, часто наказующее, всемогущее и бесконечно любящее существо, так и мы должны относиться к Отцу Небесному. Мы должны осваивать бесконечно прекрасный мир, который Он создал для нас, учиться добру и активно препятсвовать злу, поскольку Он сказал, что есть добро, а что зло.
Соответственно есть и два варианта мотивации и поведения в земной жизни каждого христианина.
P.S.
На несколько дней прервусь, неотложные дела.
43. lucia : В.М.
2010-09-16 в 22:40

Конечно. рабы. смирение. Кроме того. мы знаем, что любой самый гордый технарь. как и гуманитарий легко обращается в рабство. Это мы видели при социализме. Молчание в тряпочку. фига в кармане.
Вот у средневековых людей не было проблем с иерархией. Они общество строили по такому же принципу. Средневековый универсум. слыхали про такое?
А вообще мне хотелось бы спросить. кк Вы-то сами понимаете грехопадение и прочие важные моменты? Но не спрошу. Но, скорее всего, будет так: Вы прочтете кучу умных текстов, проникнете в глубины, а потом вдруг обнаружите, что ВСЕ - об иерархии, грехопадении, о печати антихриста, нужно понимать просто буквально.
42. В.М. : Александру Изгоеву
2010-09-16 в 16:19

Уважаемый Александр, по поводу свойств воды. Артур начал читать мою статью на другом сайте, а здесь указал на одну из моих ошибок, получилась чересполосица, потому непонятно, сожалею.
По статистике. Если внимательно вчитаетесь в пост Люсии, станет очевидно, что я имел ввиду. Собственно, я хотел сказать, что исключение подтверждает правило
41. Артур : 40. В.М.
2010-09-16 в 16:11

Уверен, что Вы гуманитарий.


Неа… ;)

Поэтому скажу проще: логично предположить, что коммуникативные возможности Сверхразума исключают необходимость многоступенчатой иерархической структуры передачи информации. Ну вот, теперь Вы приметесь за структуры:)



Не, не за структуры :-). Я про логику. Нельзя обосновать применимость человеческой логики к анализу Замысла Божьего. Ведь такое применение автоматически предполагает ту самую антропоморфность Сверхразума, который т.о. вынуждается руководствоваться вполне земной логикой. Что противоречит Вашей собственной концепции, которую Вы проиллюстрировали примером небесной иерархии. :-)

Вы мне простите такой совет, без обид: постарайтесь сначала принять то или иное положение вероучения как факт, а потом уже объяснить его научно, елико возможно. Вот это задачка для ученого! Постарайтесь выйти из, как писал прот.В.Зеньковский, «тупиков антиномизма» не просто за счет отрицания такого факта, а за счет его объяснения в терминах современной науки. Это вызов, конечно, но это гораздо интереснее. И полезнее, имхо. Ведь в рамках той же науки Вы не сможете обосновать невозможность иных путей познания, кроме научных, скажем, невозможность откровения, непосредственного «цельного знания». Ведь самооткровение Бога о Себе Самом в степени, доступной для нашего восприятия и понимания – и есть единственно возможный для нас путь. Понятно, что можно познавать Бога опосредовано, в феноменах тварного мира, в т.ч. средствами научного поиска, но и путь прямого откровения мы встречаем в истории не однажды.

В моем понимании человек лишь вершина земной тварной пирамиды, а богоподобие лишь означает, что он наделен потенциальной способностью стремиться к Абсолюту, как к ассимптоте.


Я совершенно согласен. Но это и означает, что он был сотворен совершенным – совершенной тварью. Совершенно пригодной для реализации Замысла Божьего. Тварь, именно тварь, не могла быть «более совершенна». Ведь иначе – Бог создал бы лишь другого бога. Состоявшегося. Тварь, устремляющаяся на пути достижения истинного богоподобия к Абсолюту – совершенна. Но как необходимое условие своего совершенства она несет в себе свободу – в т.ч. свободу от своего совершенства отказаться. Парадокс: тварь реализует свое изначальное совершенство, пойдя по пути к истинному богоподобию, но она реализует его и сойдя с этого пути. Но в первом случае она свое совершенство приумножает, если можно так сказать, а во втором – теряет.
40. В.М. : Артуру.
2010-09-16 в 15:09

Артур, в рассуждениях о Сверхразуме и Сверхсистеме Вы продемонстрировали блестящее владение приемами софистики, я даже не способен уловить все пируэты Вашей мысли! Это замечательный пример разноязычия, о котором я говорил. Уверен, что Вы гуманитарий.
Поэтому скажу проще: логично предположить, что коммуникативные возможности Сверхразума исключают необходимость многоступенчатой иерархической структуры передачи информации. Ну вот, теперь Вы приметесь за структуры:)
Но перейдем к более серьезным вещам. Вы написали фразу, которая порядком меня удивила:

Это не может быть так, Валерий, поскольку если бы человек не захотел познать, значит, Бог сотворил несовершенное существо. Это противоречит понятию о Боге как о Совершенном во всем, в том числе и как о Творце. Богоподобие означает подобие Богу.

Вы считаете, что Господь сотворил совершенное существо? Так почему же оно пало?
В моем понимании человек лишь вершина земной тварной пирамиды, а богоподобие лишь означает, что он наделен потенциальной способностью стремиться к Абсолюту, как к ассимптоте. Это косвенно подтверждает невероятно избыточная сложность генетического кода.
39. Александр Изгоев : В.М.
2010-09-16 в 14:53

№33.
"... потряс сам факт памяти воды и воздействия на нее человеческой воли."

Валерий?
Сие двоякое...эээ...заблуждение до сих пор Вас потрясает? Или это просто фигура речи - "потряс"?

№36.
"Единичные явления не отменяют данных статистики."

В методологическое основание скрупулезно накапливаемых статистических данных нередко могут закладываться/вкрадываться изначальные ошибки.
38. Артур : 34. lucia :
2010-09-16 в 13:29

Прекрасно сказано, коллега!
37. Артур : 33. В.М. :
2010-09-16 в 13:28

Да нет, уважаемый Валерий, это не такое уж буквоедство. Ведь это основание Вашей теории – средствами, которыми располагает земной познавательный аппарат человека в падшем состоянии его природы, можно истолковать Бога в некоторых Его аспектах.

Вот, на мой взгляд, в этом абзаце у Вас в связи с критикой Дионисия – внутреннее противоречие.

Технократ…отчетливо понимает, что Сверхразум непостижим, и антропоморфен только при общении с человечеством, однако имеет представление о возможностях и эволюции информационных систем, а Сверхразум в том числе Сверхсистема.



1. Сверхразум – непостижим (в Его сущности – правильно я понял?)
2. Сверхразум – среди прочего, Сверхсистема.
3. Постижим ли Сверхразум как Сверхсистема?

Что это означает? Он Сверхсистема – в Его сущности, или в Его отношении к тварному? Если в Сущности, то Он непостижим и как Сверхсистема, более того самое усвоение ему термина Сверхсистема – есть положительное суждение о Его Сущности, которое противоречит тезису «Сверхразум непостижим в Его Сущности»). И тогда «представления о возможностях и эволюции информационных систем» к Нему неприменимы.

Если же Он – Сверхсистема в Его отношении к тварному, в Его проявлении, в Его действовании, в Его функции Вседержителя (так же как и Его антропоморфность) – т.е. по домостроительству, тогда нет оснований утверждать, что (как версия) небесная иерархия не выстроена данным образом для того, чтобы соответствовать критерию антропоморфности, а точнее социоморфности, которая (как предвидит Сверхразум) будет иметь место в человечестве в ходе его исторического процесса.

35. В.М. : Артуру на 32.
2010-09-16 в 12:18
Артур, в моем представлении мы находимся в начальной школе, изучая предмет: познание добра и зла. Захотели познать, и были отправлены Отцом в школу познания. Дьявол, смерть, искаженная природа - все это школьный антураж.



Это не может быть так, Валерий, поскольку если бы человек не захотел познать, значит, Бог сотворил несовершенное существо. Это противоречит понятию о Боге как о Совершенном во всем, в том числе и как о Творце. Богоподобие означает подобие Богу. Бог всеведущ. Поэтому человек был создан для познания, стремления к совершенному знанию, в чем он был уподоблен Богу, в Котором совершенное знание включено в Его природу. Здесь нет альтернативности – захотели бы или нет. Не могли не захотеть. Но как захотеть?

Ослушание, грехопадение связаны не с жаждой познания как таковой, а с образом действий на пути познания: «станете как боги» прямо сейчас и автономно от Бога, или в постепенном возрастании в ведении вещей в их сути в неразрывной связи с Богом, как хотел Сам Бог. Таким образом, если грех ослушания заложен в природе человека, то остается два пути: либо Бог опять же не совершенен как Творец, т.к. сотворил актуально грешное существо, что абсурдно, либо грех не трактуется как грех вовсе – со всеми вытекающими «дьявол, смерть, искаженная природа – школьный антураж», и тогда торжествует гностицизм, для которого Сам Христос – не Спаситель, а в лучшем случае учитель, да и вообще не нужно ни Воплощения, ни Крестной Смерти, ни Воскресения, ни Церкви.
36. В.М. : lucia
2010-09-16 в 13:20

Единичные явления не отменяют данных статистики. Блаженны принимающие веру сердцем, но тернист путь к Христу умствующих. Нужно стремиться облегчить этот путь.
Мы знаем, что в христианстве не ничего принижающего человека, что может ущемить гордость разумного существа, наоборот, сверкающая перспектива стать рядом с Отцом как сыны и дочери божьи.
Но что слышат неверующие? Раб, смирение, подставь щеку...А о чем попы так умилительно расказывают моему ребенку в воскресной школе? Как праотец Авраам наживал богатства, торгуя собственной женой! Ноги его здесь больше не будет...
А Вы говорите гордыня. Я категорический противник обновленчества, но миссионерство должно стать другим.Методики надо менять, создавать центры православной науки.
35. В.М. : Артуру на 32.
2010-09-16 в 12:18

Артур, в моем представлении мы находимся в начальной школе, изучая предмет: познание добра и зла. Захотели познать, и были отправлены Отцом в школу познания. Дьявол, смерть, искаженная природа - все это школьный антураж.
В известном смысле, это совпадает с изложенной Вами и известной мне метафизической концепцией.
Однако, выводы разные, моя предполагает активное противление воплощению зла.
Перейдем в ортодоксальную плоскость. Последние времена. Царство антихриста продлится 3,5 года. Хочешь - не хочешь, получишь метку зверя, есть что-то надо, кормить детей. А получил - нет тебе спасения, будь ты даже святым праведником до зтого - в Откровении сказано об этом предельно жестко и лазеек нет. Практический вывод тотже - сопротивление воплощению зла, или мученическая смерть.
Впрочем, я вынужден вульгарно излагать собственную работу. Может быть отложим обсуждение, если Вы решили дочитать ее до конца?
Там не в пример более пространно и художественно:)
34. lucia : В.М.
2010-09-16 в 11:38

Будем надеяться. что Вы преувеличиваете. У меня почти все родственники физики и математики. Поскольку я их знаю и чувствую очень хорошо, поскольку знаю с детства. Они не веруют во Христа не из-за профессиоальной деформации мировоззрения, а просто от гордыни. Если с ними хорошенько поговорить, то все сводится - а почему я должен встать на колени? Но для того. чтобы их хорошенько разговорить и привести к этому признанию, требуются навыки гуманитария. Так что не в непротиворечивой системе аксиом дело. Но те же технократы. если им ЛИЧНО чего-то захочется. легко прощаются с логикой. Вернее. начинают использовать ее пр-другому. Грубый пример, но вт. один мой родственник, увы, женился в шестой раз. Все хорошо помнят все предыдущие, как он обосновывал и дивились - как такой могучий ум, который властно проникает в загадки физического устройства мира может заниматься обоснованием таких странных действий? Я этим примером хочу показать. что причина сопротивления вовсе не в уме или образовании. Означает ли это. что технократам более присуща гордыня? Видимо. да. потому что им кажется. что их наука дает им власть. Ведь это именно физики могут в любую секунду придумать что-нибудь ужасное. что способно уничтожить мир. Должно быть, в глубине души они чувствуют что-то такое.но не понимают этого.
Могу сказать, как в моей детской душе произошло понимание ограниченности физиков.
Мои родители были людьми общительными, эрудированными и чрезвычайно светскими. в нашем доме с утра до вечера болтались умники разных видов и непрерывно вели речи, соревнуясь друг с другом в блеске.
Все почти они были "физиками". Но иногда заходил один
человек. который был философом. Окружающие. конечно, знали, что его эрудиция, по сравнению с их собственной - как океан, но все равно презирали его. Они, конечно, были воспитаными людьми, но со стороны мне это было видно. Никто не обращал книмания на ребенка, который болтался неподалеку, но мне было видно, что этот человек превосходит своим умом своих собседниколв. как кедр-тыкву. Он аредвидел весь ход их рассуждения, знал все их возможные аргументы и сам направлял беседу в любое русло. какое хотел. Когда я наблюдала это, мне припоминалось прочитанное об охоте - пока охотник идет по следу россомахи. полагая, что охотится за ней, эта россомаха давно охотится на него. Но что самое интересно - этот философ был необыкновенно добрым и деликатным. Он ни разу не дал понять своего превосходства. не уличил в нелогичности, невежестве. не стремился разбить противника в пух и прах. Ему было неважно, считают его умным, или нет.
Можно, кончно, сказать гуманитарию, который начнет критиковать Дионисия Ареопагита или Апокалипсис в том, что он просто даже на десять ступеней просто не дошел в своем образовании до Царственной Теологиии по средневековым принципам. Ведь ее изучали последней. Мы не находим смешным, что они при помощи буковок и циферок описывают процессы. происходящие в мире частиц. Но это все не принесет пользы. Если Вы пойдете по пути Артура и воздействуете логикой, то тоже не преуспеете. А вот любовь смягчает всех. Или загадки. Есть такой путь в педагогике - а ну-ка, кто угадает?... Молодец, сам открыл.
33. В.М. : Артуру на 27.
2010-09-16 в 11:33

Уважаемый Артур, Вы пообещали не заниматься буквоедством :)
Технократ не говорил о полном представлении возможностей Сверхразума, поскольку он отчетливо понимает, что Сверхразум непостижим, и антропоморфен только при общении с человечеством, однако имеет представление о возможностях и эволюции информационных систем, а Сверхразум в том числе Сверхсистема.
За ссылку благодарю, непременно посмотрю наследие.
Про кластеры переписал механически, потряс сам факт памяти воды и воздействия на нее человеческой воли.
Статье более 2-х лет, лежала без движения, но мой христианский опыт значительно меньше Вашего.
Если будут принципиальные нетривиальные замечания (ортодоксальные наверное, все слышал) буду счастлив принять, желательно на gumer.info, здесь как-то неуместно.
32. Артур : 20. В.М. :
2010-09-16 в 10:52

Если позволите, брошу пять своих копеек.

Меня крайне беспокоит православный богословский тезис: природа дьявола ДОБРА. Мой комментарий:



Валерий, вопрос о природе дьявола не стоит ни в какой связи с проблемой спасения и с проблемой исторического пути твари.

Природа дьявола добра, потому что Бог, его Творец, не творит злого, не творит несовершенного. Более того, зло вообще несущностно – не имеет собственной сущности, а является как акт уклонения твари от воли Божьей, влекущий некоторые последствия для твари. Тяжесть такого уклонения, коснение в своем заблуждении делают природу искаженной, поврежденной, все более склонной ко греху – к новому еще более тяжкому отступлению от воли Божьей. Возможно, даже в логарифмической зависимости ;). Но это не отменяет того факта, что изначальная природа сатаны – добра.

Мне кажется, у Вас имеет место путаница онтологической проблематики и проблематики исторического процесса в тварном мире, включая духовный мир.
31. Артур : 27. В.М. :
2010-09-16 в 10:34

Технократ понимает, что коммуникативные возможности созидающего Сверхразума полностью исключают наличие иерархической цепочки небесной бюрократии, построенной по земному образцу



Валерий, стало быть, земная бюрократия не может служить образцом для небесной иерархии, а земной научный аппарат позволяет иметь полное представление о возможностях Сверхразума, а главное – о том, как и для чего Он этими возможностями распоряжается? ;).
30. Артур : 25. Олегк :
2010-09-16 в 10:26

Я, Олег, думаю, что таких, как я, грешный, очень много, а настоящих проповедников и миссионеров очень мало. Много распространителей христианской грамотности, распространителей сведений о христианстве. Однако, и Юлиан Отступник изучал Православие...
29. Артур : 27. В.М. :
2010-09-16 в 10:23

Валерий, здесь на РНЛ публиковался цикл интересных и глубоких, с моей точки зрения, работ ученого Игоря Непомнящего, недавно ушедшего от нас, занимавшегося в последнее время вопросами отношения науки и Православия. Можно найти по автору. Возможно, это покажется Вам небезынтересным. Кстати, он "технократ" - по Вашему выражению. ))
28. Артур : 22. В.М. :
2010-09-16 в 10:17

Уважаемый Валерий, нет у меня никакой миссионерской концепции – ни в прошлом, ни ныне. Если говорить о каждом человеке конкретно, то ничего более оригинального, чем вспомнить слова прп.Серафима Саровского о стяжании Духа в себе как залоге спасения многих, мне в голову не приходит.

Свои размышления, которые Вы нам представили, Вы подписали «новообращенный», поэтому я с большим сочувствием отношусь к Вашему желанию поделиться открывшейся Истиной с иными, не столь счастливыми. Я начал читать, и уже нашел то, с чем можно не согласиться (от мелочей вроде отождествления макромолекулы с кластером :))) до утверждения вроде «Грехопадение было неизбежным»), но не имею желания пускаться в обличительный раж, поскольку верю, что Вами руководят самые добрые и мне самому понятные по моему прежнему состоянию мотивы. Я Вам желаю удачи – не сочтите, пожалуйста, это за барственно-пренебрежительное похлопывание по плечу :-).
27. В.М. : lucia
2010-09-16 в 08:58

Уважаемая Люсия, Вы совершенно правы. Каждый мало-мальски мыслящий технократ приходит к убеждению о существовании некого абстрактного мирового разума. Но лишь единицы приходят к Христу, остальные ударяются в эзотерику, даосизм, и прочие, как правило, сатанинские учения, и список их бесконечен. Попробую изложить свою точку зрения, почему это происходит.
Бьюсь об заклад, что абсолютное большинство православных участников форума - гуманитарии, как и все духовенство. Я немного знаком с работами современных православных миссионеров, среди них есть блестящие умы. Как бы не относиться к о.Кураеву, несомненно, зто энциклопедически образованный человек, блестящий полемист. Но он - гуманитарий, и его блестящая философская аргументация неубедительна для технократа. Технократ, как правило, с подозрением и усмешкой относится к философии, как умозрительному знанию, а попросту - словоблудию.
С точки зрения технократа философия - проститутка познания и политики. Надо обслужить идеализм - пожалуйста, материализм - запросто, фашизм - сей момент, иногда даже опережает потребности. Математик бы сказал: быть царицей наук мешает многозначность слов и неопределенность понятий. Введите непротиворечивую систему аксиом, дайте четкие определения понятий и инструментов и дерзайте, в меру интеллекта. Я это к чему говорю - гуманитарий и технократ мыслят по-разному, собственно и говорят на разных языках. Помните дискуссию 60-х годов между физиками и лириками? Она вечна, только переходит в новые измерения.
Поэтому экспансия православного миссионерства с метафизическим багажом в современном технократическом мире обречена на неуспех. Наверное нынешние 4 процента неформально верующих в современной Россиянии, это верхний предел.
Приведу пример. Недавно пролистал труд Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. Технократа сие произведение способно отвратить от христианства раз и навсегда. Технократ понимает, что коммуникативные возможности созидающего Сверхразума полностью исключают наличие иерархической цепочки небесной бюрократии, построенной по земному образцу, но не отрицают наличие существ служения, исполнителей Божьей воли. Тем более, что все это высосано из пальца, хотя Дионисий робко намекает на богодухновенные откровения некоего богослова. Уверен, что для гуманитария изыскания Дионисия могут оказаться вполне убедительными.
Я безмерно уважаю Церковь, что она избежала великого соблазна объявить отдельные работы и мнения некоторых святых и подвижников богодухновенными. Богодухновенно только Священное Писание и решения Вселенских Соборов до раскола. На этом должен стоять каждый верующий во Христе. Все остальное, даже наследие Святых Отцов, привнесено в Церковь людьми. Уважая традиции православия, не следует забывать об этом факте.
В работе, упомянутой в п.12, я сделал попытку перевода с языка "лириков" на язык "физиков" основных положений христианства. Не из гордыни, а от нужды. Мои взрослые и образованные дети были христианами лишь по названию, для них и писалось.
Заранее знаю все ярлыки, которые навесят на меня после этого поста. Отчетливо понимаю, что останусь в вашем кругу изгоем.
С уважением и любовью Валерий, раб Божий.
26. В.М. : Александру Изгоеву
2010-09-16 в 05:53

Уважаемый Александр, травма совсем не давнишняя. Каждый день, когда мои родные включают телевизор, места себе не нахожу. Моя малолетняя внучка перешла от СТС к ТНТ, прогрессирует... Думаю, аналогичное происходит и у Вас.
Благодарю за общение и добрые пожелания. Спаси Вас Бог.
25. Олегк : Артуру
2010-09-15 в 21:09

Не повезло, однако. Теперь, дорогой Артур, понимаю корни вашего настороженного отношения ко всякой миссии :) Вспомнился такой фант.рассказ десятилетней давности из Техника-молодежи. Курсы водителей будущего. Полная виртуальная имитация аварии в которой погибают все твои пассажиры, семья. Ты все это переживаешь как будто оно произошло на самом деле. Потом тебя пробуждают и говорят что это была виртуальная имитация. Если ты после этого находясь под впечатлением от только что пережитого наотрез отказываешься брать права и когда либо садиться за руль - тебе торжественно вручают твою водительскую лицензию. А если готов взять права и завтра уже водить - прав не дают, причем уже никогда.
24. Александр Изгоев : 20. В.М. - вдогонку
2010-09-15 в 19:19

ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВАМ (и себе):

"Зреть свои прегрешения и не осуждать брата своего" = любить Бога и ближних.
23. Александр Изгоев : 20. В.М.
2010-09-15 в 18:59

Валерий, Вы петербуржец?
...
Впрочем, мы с Вами друг друга поняли (внутренне).
...
Мне мiрянину Вашу давнишнюю личную травму не вылечить. Это под силу только Господу, при Вашем личном участии.
Думается, Вам нужна неторопливая дружелюбная беседа со священником. Однако покамест специфика Вашей...деятельности этого не позволяет. Жаль.

ПОДЧЕРКИВАЮ (во избежание новых свежих потоков изящной и ироничной словесной вязи в своей адрес с Вашей стороны): всё вышеизложенное - ИМХО.
22. В.М. : Re: Артуру
2010-09-15 в 18:42

Уважаемый Артур, поскольку Вы упомянули меня в п.19, рискну обратиться к Вам с просьбой. Не скрою, меня всегда коробил барственно-пренебрежительный тон Ваших постов, но прочитав Вашу полемику с неким зубастым либерастом в паралельной ветви, я несколько изменил точку зрения:)
Итак, могу ли я ознакомиться с Вашей ранней и нынешней миссионерской концепцией?
21. lucia : В.М.
2010-09-15 в 18:40

Почему для математика труден? Древние греки. видя. что в космосе все на своем месте, все подчиняется ЗАКОНАМ, что каждая планета оказывается на положенном месте в положенное время сделали вывод, что и человеку, тем более, нужно иметь границы, форму и знать свое место. Казалось бы: чем больше ученые совершенствовались в своих науках, тем больше убеждались в том, что ВСЕ в мире совершается по законам и все имеет свои правила и знает свое место. Было бы естественно для людей понять, что именно наличие законов предполагает волю Законодателя и Устроителя. Ваша же область - та. где совершенство замысла особенно очевидно. Даже людей. которые не искали Бога сознательоно, эта наука приводила к Нему.
Но мы не можем объять необхъятное. За ребенка мы ответим на Страшном Суде. А в отношении остальных мы можем проповедовать только своим примером. "Стяжи дух мирен..."
20. В.М. : Re: на 17
2010-09-15 в 18:21

Уважаемый Александр, Ваш ответ и рекомендации предполагают наличие богатого духовного опыта и значительного продвижения на стезе спасения собственной души. Поэтому прошу Вас дать развернутый и честный ответ на тот вопрос-крик, который прозвучал ранее, тем более, что это совершенно в тему обсуждаемой статьи. Итак, детализирую п14.
Меня крайне беспокоит православный богословский тезис: природа дьявола ДОБРА. Мой комментарий:

бесстрастное восприятие природы дьявола как элемента и стимула богопознания приводит нас к самоизоляции от внешнего мира и концентрации на идее личного спасения. Но как быть с заповедью: возлюби ближнего своего больше самого себя? Каждый день мы видим, как сатанинская мясорубка блудницы вавилонской перемалывает души наших близких, что перед дьявольским искушением – права человека без моральных ограничений – не устоял и пал весь мир.
Можем ли мы отвернуться от мира и заниматься только самоспасением, и признает ли Господь такое самоспасение в наши, последние времена?
Я каждому брату по вере задаю один и тот же вопрос, и никогда не слышу честного ответа. Вот этот вопрос, вопрос о собственном ребенке(сыне, внуке).
Вы ведь знаете, что застить экран телевизора трудом Ефрема Сирина Вам не удастся, когда Ваш ребенок выйдет в интернет, на него посыпятся ссылки не на Феофана Затворника, а на жесткое порно. В школе его убедят в естественности гомосексуализма и обучат безопасному сексу и правам человека без моральных ограничений. Его сознательно искалечит именно та вавилонская блудница, по поводу которой вы обычно столь иронично проходитесь. Ваш личный пример конечно действует, но воздействие мира неизмеримо мощнее. Вы предлагаете тяжкий труд над самим собой, а мир – фейерверк соблазнов при отсутствии ограничений. Правильный выбор делают единицы из тысяч. А если он выберет то, что выбирает абсолютное большинство?
Может быть Вы тогда отвернетесь и от своего ребенка, как от мира, и продолжите заниматься личным спасением в своем очень узком, но уютном мирке? Будете только молить о его спасении Господа, а сами умоете руки?

Этот вопрос я задавал батюшке на форуме сайта Православный Мир. Получил ответ: Вы не правы. Уж лучше бы он меня послал...
Да, меня совершенно поставил в тупик Ваш вопрос: Валерий, часом, Вы не Провинциал? Что Вы имели ввиду? Возможно интеллектуально-образовательный уровень? Я неплохо закончил мех-мат не самого захудалого университета, потом работал в крупнейших оборонных научных центрах страны
19. Артур : 18. Олегк :
2010-09-15 в 14:46

Лет эдак пять назад начал я миссионерствовать.

Я усвоил доктрину. Она показалась мне ослепительной, безупречной и исчерпывающей. И я, должно быть, решил, что если доктрину эту поведать неверующим, но разумным людям, то они не устоят, ибо невозможно сопротивляться совершенству.

Ну, вот, начал что-то такое писать в Интернете. Как вот Валерий – ВМ. Есть у меня хороший интернетный знакомец. Умница, эрудит, знаток античной истории. И считал он себя христианином. Правда, христианином такого моралистического толка. Был пленен нравственной высотой Нагорной проповеди. Ну, я ему рассказал, что к чему… Открыл глаза, вывел на свет Божий, вразумил и т.п. Разбил в прах его предрассудок – моралистическое понимание христианства – и над обломками водрузил сияющую чистую великолепную башню ДОКТРИНЫ. Человек признал, что совсем неверно понимал христианство. И с тех пор более не считает себя христианином. Подался в даосы…
18. Олегк : Артуру
2010-09-15 в 13:25

Это все от русского менталитета :) Немцы готовились к войне с Россией 20 лет и проиграли. Россия готовилась к войне с Германией в ходе самой войны и выиграла. Не путать с принципом Наполеона "сначала ввяжемся в заварушку а потом поглядим". Мысль автора статьи (минус отдельные недочеты ) - нет у нас времени на раскачивание. Нужно определиться с принципами и действовать. Так говорит автор.
17. Александр Изгоев : 14. Валерию
2010-09-15 в 11:44

А по-моему, В.М., Вы занимаетесь обычным ПУСТОЗВОНСТВОМ.
Валерий, часом, Вы не Провинциал?

Последние 2 фразы я специально не стал трогать. И сейчас не буду.

А на Ваш последний вопрос-вскрик ОТВЕТ очень простой, который и мне тут изредка адресовали и адресуют, за что я таковым людям премного благодарен:

Для начала, займитесь Богоугодным спасением СОБСТВЕННОЙ души, очищения ее! А через некоторое время, может быть, снова попытайте счастья в отвращении от гибели своих ближних. Если эти новые попытки будут Вами совершаться, как и прежде, прекратите их. И снова займитесь собою... И так, чередуя, в какой-то момент непременно заметите в себе проблески перемен. И сразу же возблагодарите Господа! И тут же и в дальнейшем просите Его даровать Вам бОльшее исцеление. И Он непременно подаст его Вам: через... - через многое что - Мало не покажется! Ваше дело - благодарить и стремиться максимально исполнять Его заповеди, а их неисполнении - каяться. Успех Вашего делания будет зависеть от ВАШЕГО ВНУТРЕННЕГО ОТНОШЕНИЯ к этому деланию! Поскольку глядя на Ваше произволение, Господь всегда будет его целовать, т.е. приветствовать. То есть всячески споспешествовать Вам на пути ВАШЕГО спасения, вразумляя по мере Вашего очищения, ЧТО и КАК Вам следует делать в том, чтобы и ближние Ваши спаслись: надо ли Вам им что-либо говорить, ЧТО говорить, КАК и КОГДА. И в каком количестве. И какими делами проявлять к ним свою ЛЮБОВЬ, так их спасение и Ваше собственное имеет своей конечной целью только одно - стяжание Духа Святаго, т.е. Любви Божией, восприятие Ее всем свои существом, т.е. восприятие в себя Христа по мере своего предочищения.
16. Реплика на п.14 : В.М.
2010-09-15 в 11:24

"Да какое, к черту, это будет спасение,"

Не чертыхайтесь! Грешно!

"Занимайся спасением своей души."

Может Вам заняться тем же!?
15. Артур : 8. Олегк :
2010-09-15 в 10:55

Как раз вся штука в том, что, действительно, речь почему-то все время идет главным образом об объектах миссии, а не о миссионерах. Такое впечатление, что тьма всецело готовых к этому людей, с почившими на них огненными языками, рыщет по России, "иский кого обратити". Будто бы адекватность миссионеров миссионерским же задачам не ставится под сомнение вовсе.

Вот и Кинчев определен как адекватный - причем "эмоциональным запросам молодежной среды". Полагаю, такая адекватность означает, что человек не может быть определен как соблазн для иудеев, и безумие для эллинов. Адекватный же...
14. В.М. : Реплика по поводу п.13
2010-09-15 в 07:32

Попробуйте перечитать две последних фразы статьи.
Как же достали фарисействующие ревнители чистоты веры. Не до жиру, быть бы живу
. Один праведный богослов мне заявил: природа дьявола ДОБРА. Любой семинарист, не знающий или не признающий эту истину, не получит зачета. Что ты суетишься? Занимайся спасением своей души.
Ему не страшен ни антихрист, ни гибель Руси.
Да какое, к черту, это будет спасение, если я равнодушно буду наблюдать нравственную гибель ближних своих?
13. Аноним : Re: Наша последняя миссия
2010-09-14 в 18:03

Уважаемый Александр!

"Еще более важно не допустить приближения РПЦ к «западным стандартАм» и ее ИЗЛИШНЕГО сближения с католичеством, с западными конфессиями в целом."

Простите, а какую смысловую нагрузку несет слово "ИЗЛИШНЕЕ" в вышеприведенной цитате? Зачем вообще было использовать его?

Попробуйте перечитать свою статью еще раз. Попробуйте начать испытывать сомнения по поводу содержащихся в ней формулировок. Хотя бы некоторых. Иначе хвалебные отзывы под нею не прекратятся.
12. В.М. : Re:
2010-09-14 в 17:38

Для современного миссионерства самой серьезной проблемой является наличие рациональнного, материалистического склада сознания наших сограждан, подвергающих сомнению и проверке логикой любую концепцию.
Что мы можем им предложить? Архаичные тексты двухтысячелетней давности и смутные метафизические концепции, которые, как правило, воспринимаются как нелепые поповские сказки.
Приведу пример. Вот наш современник, отягощенный материалистическими догматами, с любопытством берет великую книгу - Откровение Иоанна Богослова. Читает, все более недоуменно морщась: какие-то четверо животных, исполненных очей спереди и сзади; старцы, непрерывно падающие ниц... Ну зачем всемогущему богу этот балаган? - думает он, и отправляется смотреть очередной сериал. На этом знакомство с христианством заканчивается.
Ваш покорный слуга - математик по образованию. Поэтому, в силу указанных причин, путь к Богу для меня был наиболее труден.
Христианство - Истина, а истина должна быть логичной во всех ее звеньях, таким создан наш мир. Много лет я размышлял и выстраивал логически связную картину христианского миропонимания, и думаю, это удалось сделать, не впадая в ересь.
Хочу представить на ваш суд мою работу "Размышления о Боге", и прошу быть снисходительными, учитывая направленность на аудиторию, которой работа адресована.

http://www.gumer.inf...showthread.php?t=559
11. Алевтина : Re: Наша последняя миссия
2010-09-13 в 16:31

Спасибо автору статьи!Проблема - как и прежде: "жатвы много, а делателей мало"! Как всегда - не хватает лидеров,возле коих образуется ядро.
Зато в преизбытке - злая ирония по отношению даже к своим "братьям и сестрам". И нет снисхождения к каким-то ошибкам, промахам, слабостям - особенно если это люди, что называется, "публичные".
10. тов.Сухов : хорошая статья
2010-09-13 в 12:25

Строго говоря, Церковь это конечно не какой-то чисто социальный институт, с которого можно "спросить" за "состояние дел" в государстве - пусть своё дело она спокойно и честно делает. Эта брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесья. Господь покажет... но надо быть внимательными.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме