Из воспоминаний о Вадиме Кожинове

Новости Москвы 
0
715
Время на чтение 11 минут

Прошу прощения за некоторую непоследовательность рассказа о друге моего отрочества, - так уж оно вспоминалось во время беседы с Ильей Колодяжным, который приехал ко мне из Петербурга в Сергиев Посад. Я благодарен ему за то, что он дал мне повод пережить еще раз весьма дорогие для меня воспоминания. Ну, вот литературная студия «Пионерской правды», - здесь мы особенно сдружились. Собирались мы там по четвергам к восьми часам вечера в прекрасном зале библиотеки за длинным дубовым столом, покрытым зеленым сукном. Нас было - отроков и отроковиц - около пятнадцати. Мы назывались «Объединение юных московских поэтов» при пионерской газете. Перечислю только некоторых из ребят, тех, с которыми я был ближе. Это - Вадим Кожинов, Михаил Грисман (позднее публиковал переводы стихов с африканских языков под именем Михаила Курганцева), Илья Аркин, - впоследствии советский педагог-теоретик, помещавший статьи в «Правде» и «Известиях»; будущий журналист Юрий Графский, Валентин Ястребцев, впоследствии военный летчик, но рано скончавшийся; ученики Центральной музыкальной школы при Консерватории пианист Лев Эпштейн, сочинявший «кавказские» поэмы под Лермонтова, и Марк Лубоцкий, ныне скрипач с мировым именем, а тогда писавший стихи «лесенкой» под Маяковского. Первые наши публикации были именно в «Пионерской правде» в 1946 году. Замечательный редактор Елена Успенская (из рода известного писателя 19 века Глеба Успенского) очень внимательно относилась к нашему творчеству. Тогда, отроками, я и Вадим не без удовольствия видели свои стихи в «Пионерской правде» и слышали в «Пионерской зорьке» по радио, а она звучала каждое утро.

Руководителем нашего объединения был литературовед Владимир Иванович Ошанин-Таут - двоюродный брат поэта Льва Ошанина. Он пришел с фронта офицером в чине капитана и приходил на наши занятия в военной форме. Владимир Иванович был большим знатоком поэзии. Мы знали, что он тогда работал над книгой о Лермонтове. Изредка мы бывали у него на квартире на Малой Бронной, и он читал нам отрывки из своего исследования. Мы слушали затаив дыхание. Он был добрым, но не веселым, а скорее грустным и очень располагающим к себе человеком. Мы все любили его.

До прихода в эту литстудию состоялось мое знакомство с Игорем Сергеевичем Павлушковым. Собственно говоря, с него всё и началось, - он нас всех собрал и перезнакомил. Павлушков работал библиографом в Библиотеке имени Ленина. Он оставался человеком Серебряного века, - ничего советского к нему не пристало. Вадим в одном своем интервью говорит, что Павлушков вышел из купеческой семьи. Это неправильно. Семья его приехала в Москву из Петербурга. Его отец - ученый-ветеринар, профессор, основатель Московской ветеринарной академии (а в Петербурге он был профессором в Лесном институте). В старое время она располагалась в усадьбе Кузьминки. Там и жил Павлушков-старший с сыновьями Львом и Игорем. Лев был замечательным художником, он и отец скончались в начале Великой Отечественной войны. Игорь Сергеевич был книговед-литератор, - писал стихи, занимался библиографией. В свое время он был знаком со многими известными поэтами начала XX века: Блоком, Белым, Верховским, Цветаевой, Есениным. Свои же произведения он никогда не печатал, он с полной отдачей служил книжно-библиотечному делу. В «Ленинке» он работал в каталоге под началом Льва Бухгейма, известного московского библиофила. Павлушков был издавна дружен с такими знатоками литературы, как Дмитрий Дмитриевич Благой и Иван Никанорович Розанов. Во время войны, в трудное для него время, Игорь Сергеевич за небольшую плату делал для них выписки из книг и статей в библиотеке. В начале войны Павлушков перенес менингит, после которого потерял слух и стал с трудом передвигаться. Из каталога библиотеки ушел. Тем не менее он из Кузьминок на паровике ежедневно выезжал в Москву. Жилось ему крайне трудно[1]. После смерти отца и брата он остался совершенно один, не умел себя обеспечить, питался скудно, ходил в изношенной шинели и кирзовых сапогах, с вещмешком на спине, где ничего, кроме книг, рукописей и черного хлеба, не бывало. Иногда он, припозднившись, шел в темноте от станции Вешняки в свои Кузьминки (а это около трех километров по полю мимо кладбища), и случалось, что его останавливали грабители. Посветивши фонариком ему в лицо, они с разочарованием говорили: «А! Игорь Сергеевич! Ну, проходи».

Из старых друзей Павлушкова еще был жив Юрий Никандрович Верховский, интересный поэт и литературовед, который умер в 1953 году. Известны его работы о Дельвиге и Боратынском, а также великолепная антология «Поэты Пушкинской поры» с большой вступительной статьей. По совету Верховского, Павлушков начал собирать библиографию прижизненных публикаций поэтов пушкинского времени. Он почти завершил эту работу и перед кончиной успел передать ее в Библиотеку имени Ленина. Павлушков познакомил меня с Верховским, - мы бывали у него на Самотеке.

Игорь Сергеевич интересовался стихами детей. Еще перед войной он задумал издать некую антологию современного детского творчества, - именно поэтов, - и начал разыскивать талантливых детей, пишущих стихи. Получив от Самуила Маршака рекомендательное письмо, он ходил с ним по школам и литературным студиям. И вот представьте себе, приходит человек в истертой шинели, кирзовых сапогах, плохо побритый - он шаркает ногами и говорит плохо, а чаще всего - пишет свои вопросы на бумаге. Тем не менее, ему всегда верили и с ним хорошо обращались. Он неизменно располагал людей к себе. Потом, познакомившись с нами, он посещал нас дома. Бывал он часто и у нас. Вот он стучит в дверь, - звонков в нашей коммуналке не было. Входит, снимает вещмешок и шинель. А тогда голод был, и все равно - кормили тем, что есть.

Надо сказать, что Павлушков занимался со мной больше, чем с другими отроками, поэтому я знал его лучше, чем Вадим. Мы выпускали с Павлушковым около двух лет (1944-1945 гг.) рукописный журнал «Памяти прошлого». Вадим не участвовал в этом журнале и, кажется, даже не знал о нем. Журнал этот делался на ватмане, который достался Павлушкову в наследство от брата-художника. Я нарезáл нужного размера листы, сшивал их, рисовал обложку, потом делал всё остальное. Журнал был весьма содержательным. Так, благодаря Павлушкову, я прошел большую литературную школу. То,что я узнал от него о поэтах, книгах, литературном быте эпохи, легло прочным фундаментом в мою будущую литературную работу, а я именно стал специалистом по эпохе Пушкина-Жуковского и потом написал ряд биографий поэтов, издавал и классику с предисловиями и комментариями. Все эти книги я дарил Вадиму, а он всегда выражал шутливое удивление: «Витя, ты что-то дуришь с книгами - так часто издаешь!». Вадим также говорил, что любовь к поэтам Пушкинской поры у него именно от Павлушкова.

Павлушков ходил и к Вадиму домой (он жил на Донской улице). Но реже, так как стеснялся его отца, который был строг и, видимо, не весьма гостеприимен. Вадим, конечно, бывал у нас, в нашей коммуналке, - в здании бывшего Благородного университетского пансиона на Тверской улице (тогда Горького). Как-то в начале 1990-х годов мы говорили по телефону о нашей юности. Он сказал: «Я вспоминаю, как к тебе приходил... Ты был тогда жутко бедный!». Действительно, наша семья голодала долго и после войны.

Еще до знакомства с Павлушковым, с 1943-го, я ходил во Дворец пионеров на Кировской улице. Так литружком руководила Вера Ивановна Кудряшова, глубоко интеллигентная и добрая женщина. Именно во Дворце пионеров меня и нашел Павлушков. Кожинов тоже бывал здесь, но там я видел его всего один раз и мы тогда не познакомились. Он читал стихи, которые мне понравились. Помню, одно было посвящено весне, и там были такие строки: «Май-художник... красит синим неба своды и зеленым листья сада». Павлушков в литстудии при Пионерской правде не бывал, хотя с Ошаниным-Таутом был знаком. Кто пригласил нас туда, - не могу вспомнить.

В студию при Пионерской правде я ходил с 1945 по 1947 год. Вадим пришел в 1946 году. Впоследствии наши пути разошлись. Я учился в ремесленном училище при типографии «Правды» на переплетчика. Потом в этой типографии работал. Затем я ушел в армию, а Кожинов окончил МГУ и потом стал работать в ИМЛИ. Там у него был другой круг друзей. Я служил в Азербайджане, а потом поехал в Норильск. Но вернемся к ранним годам.

Однажды как-то собрались у меня дома Кожинов и Запенин (с Колей Запениным мы были хорошо знакомы, часто обменивались книгами: он был, как и я, библиофилом). Я тогда подарил Вадиму тетрадь со своими стихами с таким посвящением: «Сии стихи дарю в дар Вадиму Кожинову, сему гению». А чуть ниже расписался Коля: «С подлинным верно. Свидетель: Николай Запенин». В это время я в школе не учился, а работал - учеником продавца в букинистическом магазине возле театра Ермоловой. Вадим бывал у меня там. Его как моего друга пускали за прилавок, и он рассматривал редкие издания. Он завидовал (по-хорошему) мне в том, что я мог с разрешения директора (его фамилия Подрезов) носить домой и читать любые книги. Больше этого счастья мне тогда не нужно было ничего.

Незадолго перед кончиной Вадим мне позвонил (мы с ним перезванивались, и я заходил к нему домой, возвращаясь из Ленинки) и говорит: «Витя, я у себя в архиве нашел тетрадь твоих стихов, которые ты мне подарил в 46-м году. Хочешь, я тебе почитаю?». А я и забыл про них. Прочитал. Я говорю: «О, какие стихи!» - «Что, это лучшие из твоих стихов?» - «Конечно!». Мы с ним посмеялись. А после эту тетрадку через Володю Воропаева передала мне вдова Вадима Елена Владимировна.

У нас не всегда совпадали литературные вкусы, в частности относительно поэзии. Он любил, к примеру, Боратынского и даже пел под гитару многие его стихи, а я к нему относился и отношусь прохладно (Иван Козлов был поэт посильнее). Что касается Тютчева и кожиновской книги о нем в серии ЖЗЛ, - здесь, мне кажется, Вадим изображает поэта не на настоящей его основе. Тютчев не был православным поэтом, хотя многие сегодня пытаются это утверждать. Тютчев писал лирику и так называемые политико-религиозные стихи, дополняющие его французские статьи о Православии против католиков. Его, по правде сказать, трудно назвать верующим человеком. Конечно, здесь не место разворачивать доказательства, ну, я и не буду. Впрочем, этой темы я с Вадимом в наших разговорах не затрагивал. Но мы много говорили о том, что я тогда писал и готовил к изданию. Это были биографии Ивана Козлова, Жуковского, Лермонтова. Он мне говорил: «Ты смотри, не сделай из Лермонтова второго Байрона». Но я уже знал, что Лермонтов, будучи самым талантливым в России байронистом, первым от этого избавился, и это было в ранней его юности.

Вернусь еще раз в давнее время. Был там один очень яркий момент. В 1945 году пришли с фронта поэты: Семен Гудзенко, Марк Максимов, Виктор Урин, Александр Межиров, Вероника Тушнова, Николай Старшинов, Юлия Друнина и другие. Все в военной форме, молодые. В Москве начались незабываемые вечера поэзии, на которые народ просто ломился. И вот мы - Кожинов, Аркин, Ястребцев, Графский и я - собираемся стайкой в Колонном зале Дома союзов или в Политехническом. Денег у нас нет. Сидим у входа и ждем, когда появятся поэты. Мы знаем, что всех добрее - Семен. И вот он идет. Мы к нему: «Семен! Проведи нас! Попроси контролершу» - «А что, вы не стихотворцы ли? Вот ты, стихи пишешь?» - спрашивает он меня. - «Да». - «Садись, сочини четверостишие». В страшном волнении сажусь, сочиняю. Он прочитал и говорит: «Всё ясно, поэт... Пошли!». Он ведет всех нас и с улыбкой басом говорит контролерше: «Пропустите! Поэты».

Когда в 1969 году вышел мой первый стихотворный сборник, я подарил его Вадиму. Он прочитал и сказал так: «Витя, стихи хорошие, но не все». Ну, я и не стал допытываться конкретностей.

Однажды я у него дома застал Петра Паламарчука. Вадим ему говорит: «Петя, представляешь, мы с Витей знакомы 40 лет!». Тот: «Да?! О-о-о!». Прихожу к нему через неделю, и он другому знакомому говорит: «Это Витя Афанасьев. Мы с ним знакомы 45 лет». Ну, тут я и говорю: «Вадим, а что в следующий раз нашей дружбе будет 50 лет?».

Еще один эпизод наших отношений с Вадимом был примерно в начале 90-х годов. Он (я до сих пор этого не понимаю) пожелал сделаться депутатом, кажется, в Думе Московской области, почему-то от Фрязинского района. Он знал, что я езжу в храм села Гребнева в этом районе, - там служил знакомый батюшка отец Сергий Киселев. Там же служил тогда вторым священником и отец Аркадий Шатов, ныне епископ Орехово-Зуевский. Я подсел к Вадиму в машину в Москве, и мы поехали. Он просил познакомить его с батюшками, так как хотел, чтобы они во время проповеди или после службы призвали паству голосовать за Вадима на выборах. Конечно, мы были сначала на всенощной. Потом нас пригласили в трапезную, где и состоялась беседа. Я представил Вадима батюшкам. Но разговора о выборах не получилось (и не могло получиться). Отцы Сергий и Аркадий, особенно второй, сразу приступили к Вадиму с вопросами о его вере. Конкретно я этой беседы передать не могу, но очень тогда сожалел и скорбел о том, что Вадим не оказался воцерковленным человеком, - то есть, признавая и любя нашу родную Русскую Церковь, он стоял как бы в стороне от нее, почти никогда не посещая служб, иногда даже ссылаясь на свою крайнюю занятость историко-литературными трудами. Собственно вопроса о выборах Вадим так и не сумел поставить. По мере беседы в трапезной он становился всё мрачнее. Того, чего он хотел, не вышло. Обратно в Москву мы ехали вообще в молчании. Где-то на пути, простившись с ним, я вышел из машины и направился к станции метро. В дальнейшем мы никогда в своих разговорах не касались этого эпизода. Кажется, это была единственная попытка Вадима сделаться политическим деятелем.

У Кожинова я познакомился с литературоведом Еленой Кузнецовой, которая впоследствии занималась Блоком и Борисом Зайцевым. Она была на последнем курсе филфака МГУ. Вадим привлек ее к работе над книгой «Поэты Тютчевской плеяды». Он поручил ей написать краткие биографии поэтов. Вадим мне говорит: «Вот, Витя, я тебе передаю Елену. Научи ее, пожалуйста, работать в архивах и библиотеках». И я с ней ходил по разным библиотекам и архивам, приучая к порядку работы. Попутно и между делом я рассказывал ей всё, что знал сам и чему меня научил Павлушков.

Вадим много способствовал возникновению альманаха «Памятники Отечества». Редакция тогда располагалась не где-нибудь, а прямо в одной из церквей Высоко-Петровского монастыря (тогда, конечно, не действовавшего). Разыскивая авторов для нового издания, Вадим привлек и меня, - он привел меня в редакцию и представил Тамаре Александровне Князевой, заведовавшей редакцией. Для первого номера (1980-го года) я написал статью об историке М. Д. Хмырове и потом печатал там разные очерки.

С конца 1970-х годов я работал в Литературной консультации Союза писателей и там, среди множества рукописей, нашел талантливую повесть неизвестного тогда ярославского писателя Валерия Есенкова о Гоголе. Я показал ее Вадиму. Он прочитал и согласился со мною, что это очень талантливо. Он рекомендовал ее воронежскому журналу «Подъем», - она там и была напечатана (а потом вышла и книга). Затем Есенков прислал повесть о Тютчеве, тоже интересную. Я договорился с альманахом «Истоки» (издательства «Молодая гвардия») о ее напечатании и попросил Вадима написать предисловие. Он написал, щедро и с большой симпатией к автору. И это вышло в свет. Мы с Вадимом заинтересовались Есенковым, он приехал, мы познакомились с ним. Он тогда был педагогом, преподававшим в школе литературу. После окончания института Есенков увлекся биографическим литературным жанром, - к нашему знакомству у него «в столе» лежал ряд готовых вещей. Это были биографические романы о Достоевском, Гончарове, Тургеневе, Грибоедове, Булгакове... И вот Вадим предложил мне пойти с ним вместе к директору издательства «Современник» (не помню его имени). Пришли. Долго беседовали втроем о молодом писателе и, наконец, Есенков получил сразу два договора, - на книги о Достоевском и Гончарове. Они вышли в 1989 году. Сейчас у Валерия Есенкова на полках стоит много изданных им биографических романов. Тут, кроме русских писателей есть немалого объема вещи о Томасе Море, Бомарше, Генрихе VIII, Стефане Цвейге и о других героях. Недавно выпущена в свет его книга о Царе Иване Грозном («Царь» - первая часть тетралогии, 2010 год). Вадим, собственно, своим авторитетом поставил его на издательские рельсы и не ошибся: Есенков действительно настоящий писатель.

Что ж еще вспомнить? В квартире на Молчановке я бывал часто. Вадим с трудом добился этой квартиры, когда перестраивали дом на Арбате, где он жил. Он рассказывал, что написал тогда городским властям, что он писатель и, что важно для дела, коренной москвич. И поэтому просит не отсылать его из привычного центра на окраину (как тогда практиковалось), а дать ему жилье здесь. И сумел убедить. Он получил старинную квартиру с очень высокими потолками, огромной прихожей, несколькими комнатами. Беседовали мы с ним всегда в его кабинете, где бывало изрядно накурено, а иногда Вадим садился в холле с гитарой и без всяких предисловий начинал петь - русские стихи: Боратынского, Дельвига, Языкова, Лермонтова, Рубцова (которого он, как известно, открыл для читателя). Пел он речитативом, без каких-либо певческих претензий, как человек, влюбленный в поэзию. Это было приятно. В кабинете у него громоздились застекленные полки, - просто одна на другой во всю стену. Тут были книги по истории России, которые он стал в какое-то время собирать, - он хотел написать полную и правдивую историю России. И очень серьезно готовился к этой работе.

За два или три дня до смерти Вадим мне позвонил и сказал: «Витя, я тебя очень люблю...». Я настолько удивился, что не мог сразу ответить. А он положил трубку.

Пока жив был Вадим, я как-то тверже чувствовал себя в литературной жизни, - вот есть, есть у меня старые друзья-литераторы. Но годы шли... Один за другим друзья мои уходили. И вот Господь призвал Вадима.

Милость Божия да будет с тобою, дорогой Вадим.

Виктор Афанасьев (монах Лазарь), г. Сергиев Посад


[1] У него был родственник, кажется, по линии матери, - Федор Кнорре, преуспевающий советский писатель, но он Игорю Сергеевичу совсем не помогал.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Монах Лазарь (Афанасьев)
Все статьи Монах Лазарь (Афанасьев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Новый комментарий от С. Югов
24.04.2024 11:40
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36