Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мининская копейка

Андрей  Вязигин, Русская народная линия

Консервативная классика / 07.06.2010

Предлагаем вниманию читателей две небольшие статьи лидера фракции правых в 3-й Государственной Думе, профессора Харьковского университета Андрея Сергеевича Вязигина 1906 и 1908 гг., которые имеют непосредственную связь с нашим временем. Ибо к нему не в меньшей степени относится призыв вековой давности о творческой, созидательной работе, о создании русской общественной взаимопомощи, о необходимости «освобождать русскую народную мысль от нового «вавилонского пленения»...

Для того чтобы действенно противостоять анти-русской смуте, в июле 1906 г. А.С.Вязигин выдвинул идею о самообложении русских людей хотя бы одной копейкой. Впоследствии эта идея приобрела всероссийскую известность, вылившись в стройную систему сборов «Мининской копейки».

После публикации этой статьи в журнале «Мирный Труд» (1906, N9) периодически стали издаваться «Отчеты по приходу и расходу «Копейки Минина», с подробным изложением от кого поступали средства и на что расходовались. В частности, отправлялась печатная продукция (противореволюционные издания) во многие города России различным монархическим организациям и церковным братствам.

Вторая статья «Несколько слов по поводу «Мининской копейки»Мирный Труд», 1908, N5) была вызвана уменьшением поступлений.

Публикацию (по правилам современной орфографии) подготовили составители сборника трудов А.С.Вязигина профессор А.Д.Каплин и гл. редактор РНЛ А.Д.Степанов.

+ + +

Судьба сделала нас современниками новой великой смуты, грозящей учинить «разорение» Русскому государству, лишить наш народ его заветных вековых святынь и отнять у него первенствующее положение, приобретенное многовековыми усилиями длинной цепи поколений. На нашу государственность обрушился свирепый напор инородческих притязаний, ибо потомки покоренных нашими предками под ноги Самодержца Всероссийского «врагов и супостатов» высоко подняли голову и дерзко стремятся к упразднению Св. Руси. Их слепыми холопами-»ворами» и изменниками Родине выступают, к вящему позору, наши братья, купленные золотом, одураченные сладкими речами и соблазнительными посулами. К счастью, мощь русская так еще велика, что выдержала и трудную, безславную войну и безсмысленную «революцию». О несокрушимую верность русского народа законной Власти разбилась первая яростная волна мутного освободительного движения, но опасность еще не миновала: вдали белеют гребни новых надвигающихся валов и на обезсиленную внутренними неурядицами Россию вот-вот налетит «девятый вал» в виде иноземного вмешательства: по всей границе нашей идут соседские приготовления к войне, и она может вспыхнуть скорее, чем ожидают многие. Поэтому русским людям надо заблаговременно приготовиться ко всяким случайностям и помнить, что из «московской разрухи» начала XVII века нас вывело духовное объединение и самоотверженная всенародная жертва на уплату жалованья «ратным людям». Великий Минин понял значение всенародной копейки и умелым ее расходованием дал земским ополчениям устойчивость, прочность и силу.

В надвигающейся великой борьбе за духовную, а может быть и политическую свободу России вопрос о денежных средствах имеет сугубо важное значение, ибо сейчас идет незримая для многих, отчаянная, мировая борьба: человечество охвачено все плотнее сжимающимися кольцами золотой змеи и поклонение развратному кумиру - золотому тельцу приобретает все большее распространение, не только отдельные люди, но целые народы и царства попадают в кабалу его жрецам. Средством закабаления является принявшая повсюду неслыханные размеры государственная и всеобщая задолженность. Ежегодно из России сотни миллионов идут целыми вагонами золота в карманы банкиров: им мы отдаем и тук наших полей, и богатства наших недр, лесов, рек и морей. На алтарь золотого тельца привносится и личное дарование и женская красота и душевная чистота юношества. Из страны медленным, «но верным путем высасываются все соки и хозяйское место занимают пришельцы: печать в их руках, а потому они руководят мнением толпы, будят в ней низкие страсти, толкают на ложный путь, дабы расширить дорогу своим присным; бедняк не найдет себе защиты, ибо правосудие сменилось черной неправдой, ибо законы превратились в густой непроходимый лес, где без проводника не найти управы, а суд «скорый и милостивый» существует только для богатых и клевретов освободителей. Вопиющая дерзость молодежи, оскорбляющей своего наставника, наказывается пустым денежным штрафом и тем внушается опасная мысль, что богатому все позволено и с деньгами можно совершать самые дикие проступки, а тюрьмы существуют только для бедняков, - в большинстве наших братий по вере и крови. И в самом деле несчастные русские люди, выступившие на защиту своих верований, по долгу присяги вставшие за поруганную честь своего Государя, томятся по тюрьмам, а их дети голодают, между тем как разные «бомбисты» и «освободители» вносят крупные залоги и остаются на свободе. Осиротевшие семьи верных сынов России, кровью своею мученически запечатлевших свою преданность Матери, остаются без помощи, обрекаются всем ужасам нищеты и полупрозябания. Русских рабочих пытают и выгоняют из заводов и фабрик, дабы лишением честного заработка покарать их за твердость убеждений, ненавистную лживым проповедникам свободы.

Всем этим жертвам освободительного движения надо помочь, надо утереть слезу вдовицы и сироты, надо воспитать из детей погибших - продолжателей подвига их доблестных отцов. Надо поддержать безработного, надо протянуть руку помощи русскому торговцу, несущему «бойкот» за свое «черносотенство». Надо создать русскую школу, где бы наши сыновья и дочери не развращались «освободителями», а воспитывались, согласно неоднократно выраженной воле Государя и желанию миллионов родителей, в духе преданности Св. Церкви, Престолу и Отечеству. Надо открывать глаза ослепленным, надо будить спящих, надо, освобождать, русскую народную мысль от нового «вавилонского пленения», рассеивать туман лжи и обмана, окутавший нашу Родину благодаря продажной печати. Надо создать русскую общественную взаимопомощь, ибо только тогда мы твердо станем на собственные ноги и займем устойчивое положение, независимое от правительственных веяний и направлений. Наше дело - чистое и должно остаться чистым, а потому нам не нужны правительственные подачки, всегда обязывающие и развращающие. Если Россия жива, если в ее сынах сильно сознание долга, то каждый из них пойдет по стопам Минина и скажет: все, чем мы владеем - дало нам Отечество; в моих жилах течет влага его рек, мое тело состоит из праха его полей; я - мимолетный гость земли родной, получивший в пожизненное пользование унаследованное от предков достояние; я - управитель своего имущества, ибо его с собою в гроб не заберу. Настал грозный час испытаний для Родины, давшей мне жизнь, защиту государственную, имущество, образование. Как признательный сын я должен помочь своей матери в ее горькой нужде, я должен от средств своих уделить своим братьям и способствовать всеобщему излечению от искусственно прививаемой болезни, я должен содействовать отрезвлению и освобождению от духовной неволи своих ближних, а потому надлежит мне последовать примеру предков и внести свою лепту на великое общенародное дело. Правда, еще не настал час, когда, по образцу нижегородцев, для спасения отечества, потребуется поступаться третью имущества, но надо опасность прозревать и предупреждать заблаговременно и в основу своего гражданского поведения положить не минутный порыв, а неуклонное служение насущным интересам России, постоянную поддержку русского дела неиссякаемым притоком средств. Каждый из нас должен всегда чувствовать себя членом великой семьи, нуждающейся в помощи и борющейся за свои святыни, ежеминутно угрожаемой со всех сторон вражескими ковами и домашним предательством.

Для самовоспитания русского человека, способного на высокое самопожертвование, но быстро охладевающего, надо ему приучиться к постоянной заботе о России для русских. Для осуществления этого стремления важны не случайные пожертвования, а постоянные, хотя и небольшие, взносы. Поэтому пусть каждый определит возможный, по своим достаткам и средствам, размер такого взноса и делает его постоянно, не смущаясь его размерами. Для огромного большинства членов разных союзов не будет в тягость отчислять по одной копейке в день на общерусское дело, это составить всего лишь 30 коп. в месяц, или 3 руб. 65 коп. в год. Но необременительный для отдельного лица взнос даст нам необходимые денежные средства, ибо в черносотенных рядах насчитывается теперь до 6.000,000 занесенных в списки членов. - Если все они будут вносить «копейку Минина», то это составит 60,000 руб. ежедневного прихода, или 1.800,000 руб. в месяц. С такими средствами нам не страшен никакой «кагал» и многоразличные нужды русских людей найдут быстрое и своевременное удовлетворение. Конечно, каждый может сделать для себя обязательным больший или меньший взнос - бедняк внесет, быть может, всего лишь одну копейку в год, зато богатый имеет возможность затратить и рубль в день на святое дело. Кто хочет, может внести свое имя в списки обязавшихся вносить копейку Минина в определенном размере и в установленные сроки, а кто пожелает остаться неизвестным, тот будет опускать свою лепту в кружку для сбора мининской копейки, или станет поддерживать то или иное патриотическое начинание, распространять противореволюцюнные листки и книжки, учреждать и пополнять читальни для союзов, устраивать чайные, содействовать денежной поддержкой облегчению горькой участи страдальцев за Родину и их семейств, откликаться на неотложные и многообразные местные нужды, ибо потомкам хозяев земли русской в иных городах даже негде собраться, тогда как к услугам врагов русского народа безвозмездно имеются великолепные залы земских и городских собраний, народные дома и иные помещения, воздвигнутые, однако, на средства, доставляемые прежде всего «господствующей народностью». Всюду ощущается нужда то в том, то в другом, и перед каждым из нас открывается необозримое поле служения родному народу, обширная, требующая делателей добрых духовная нива.

Выходите же на творческую, созидательную работу русские люди и пред лицом всего мира покажите, что вы достойные потомки предков, освободивших Россию от боярской крамолы, воровства служилых людей, иезуитских замыслов, буйного своеволия черни и иноплеменного порабощения. Да послужит нам всем путеводной звездой великий образ нижегородского «говядаря», в силу пламенной любви к Церкви Православной и Родине сделавшегося «выборным всея земли человеком» и спасителем России!

Несколько слов по поводу «Мининской Копейки»

Во всех странах пробуждение национального самосознания вело к появлению духовного голода, к стремлению получить умственную пищу, которая давала бы утоление жгучим вопросам современности и питала бы стихийно сложившиеся чувства и убеждения их разумным обоснованием. Всюду национальное движение встречало в знатных и богатых людях поддержку, и чешская, польская, греческая, итальянская родовая и денежная аристократия вписала свои имена в историю освобождения родного народа. Бедный люд также вносил и вносит свою лепту на общенародное дело; множество мелких взносов давало и дает борющимся за национальные начала постоянный прилив средств, необходимых для отстаивания родных устоев. Опыт показал, что важнее всего упорство, настойчивость и постоянство стремления. Громадные пожертвования быстро испарялись благодаря необъятным нуждам и только непрерывный прилив мелких капель восполнял пробелы, создавал «матицы» и другие общеполезные предприятия. Они держались и держатся на самообложении, которое имеет крупное нравственное значение: наше воспитание не развивает воли, а потому у нас «широкие, благие порывы» преобладают над «маленькими делами». Нам надо развить в себе волю и в этом отношении даже незначительное самообложение является пробным камнем: надо ежемесячно исправно вносить свою лепту на какое либо общеполезное народное русское дело. Для громадного большинства внесение одной копейки в день отнюдь не обременительно, но зато весьма полезно для развития живого интереса к той или иной задаче, для выработки характера, для установления воли.

Судьба «Мининской копейки» показывает, что лишь немногие, по преимуществу женщины, обладают постоянством и твердостью решений. Неизвестная никому вдова исправно каждый месяц доставляет ежемесячную «лепту вдовицы»; заведомо малосостоятельные женщины также выполняют свое самообложение и даже «извиняются», когда по внезапной болезни или какому-либо чрезвычайному расходу не могут во время взнести свой обычный взнос, просят «обождать». Эти чистые души вселяют несказанную отраду в сердце и придают мужество в упорной борьбе за просвещение русского народа, за распространение в его среде здоровых и трезвых понятий в противовес революционной пропаганде.

Конечно, в общем средства малы, рвение многих жертвователей ослабело, многие «забывают», но вся сила в том, чтоб наша душа всегда помнила раз принятые обязанности, всегда горела любовью к братьям своим, всегда протягивала им посильную руку помощи. Помощь эта нужна, ибо с разных мест России присылают просьбы о присылке книжек и листков, описывают благотворное воздействие полученной патриотической литературы и просят еще и еще, сетуя на бедность отделов, на скудость их средств.

Но эти средства есть всюду, ибо в мирской копейке кроется несокрушимая сила; нужно только, чтоб она действовала неуклонно и постоянно, ибо и океан состоит из капель, слившихся воедино. Так и русские люди, установив для себя размер своей ежемесячной капли, могут без особого обременения собрать море необходимых средств и взаимной, неустанной поддержкой сохранить добрые и полезные начинания. Надо только, не смущаясь размерами лепты, помнить всегда о ней и о питаемом ею великом общем деле.

Примечание

Минин Кузьма Минич (?-1616) - торговец мясом («говядарь»), земский староста и начальник судных дел у посадных людей, организатор освободительной борьбы русского народа против польской и шведской интервенции в период Смуты начала XVII в.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. А.Д. Каплин : Василию
2010-06-21 в 19:49

Уважаемый Василий!
Вы пишете: «Во-первых у меня вопрос к автору статьи, какая цель ее написания?
Сама по себе статья прекрасна, но дальше что? Если уж Вы публикуете статью то укажите также и цель ее публикации».

Автор двух опубликованных статей – православный христианин Андрей Сергеевич Вязигин – был зверски зарублен в 1919 г. (См. http://www.ruskline...._andrej_sergeevich/).
В самом начале нашего (с А.Д. Степановым) предисловия написано: «Предлагаем вниманию читателей две небольшие статьи лидера фракции правых в 3-й Государственной Думе, профессора Харьковского университета Андрея Сергеевича Вязигина 1906 и 1908 гг., которые имеют непосредственную связь с нашим временем. Ибо к нему не в меньшей степени относится призыв вековой давности о творческой, созидательной работе, о создании русской общественной взаимопомощи, о необходимости «освобождать русскую народную мысль от нового «вавилонского пленения»...».
Выбирайте, что Вам по душе и по силам.
6. Василий : Re: Мининская копейка
2010-06-21 в 18:58

Во-первых у меня вопрос к автору статьи, какая цель ее написания?
Сама по себе статья прекрасна, но дальше что? Если уж Вы публикуете статью то укажите также и цель ее публикации.
Во-вторых хочется спросить у авторов, которые пишут свои комментарии-Вам что больше поговорить не о чем, как спорить о профессии Минина? Статья говорит совсем не об этом.
С уважением, Василий
5. А.Д. Каплин : Сергею Скатову
2010-06-07 в 21:19

Уважаемый Сергей!
Вот Вы пишете: «Кузьма Минин – купец. Почему вслед за дурацким советским учебником мы твердим и твердим – говядарь и говядарь? Само слово уничижает героя!»
Отвечаю, так как вместе с А.Д. Степановым готовил текст А.С. Вязигина к публикации.
Читал не только «дурацкий советский учебник».
"Воздвизает бо некоего от христианска народа, мужа от рода неславна, но смыслом мудра, его же прозванием нарицаху Козма Минин, художеством бяше преже говядарь. Сей по случаю чина чреды своея бысть начальник в то время судных дел во братии своей, рекше посадьских людей в Нижнем Новеграде". Это из хронографа 1617 г.
Вот из Н.И. Костомарова: «Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил перед народом выборный нижегородский земский староста Козьма Захарыч Минин-Сухоруков, ремеслом "говядарь».
У В.О. Ключевского: «мясной торговец К. Минин» (Курс русской истории. Т.3. М., 1988, с.57).
Недавно на РНЛ опубликована статья Н.И. Черняева («Кое-что о Кольцове» http://www.ruskline....6/koechto_o_kolcove/), который, конечно, «советских учебников» не читал. В конце Николай Иванович сказал: «Но Кольцов не хныкал по поводу своего «говядарства», хотя и не вспоминал о двух великих мясниках: Кромвеле и Минине, и не без иронии отзывался о вегетарианцах своего времени».
Разве и он унизил Минина и Кольцова?
А последний Ваш вопрос, безусловно, ко всем нам.
Всего Вам доброго.
4. Русский Сталинист : Re: Мининская копейка
2010-06-07 в 21:05

Вероятно, для г-на Скатова и замечательный русский советский историко-патриотический фильм "Минин и Пожарский" 1939 года- тоже "дурацкий".
И "Александр Невский" Эйзенштейна с былинным Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева- тоже "дурацкий".
Ну а как же- ведь "совки" поганые снимали и играли...
Только почему-то за последние 20 "свободных" постсоветских лет наши
дорогие г-да антисоветчики ничего и близко похожего не сняли.
Странно, отчего это так вдруг?
Удивительное дело...
3. Русский Сталинист : Re: Мининская копейка
2010-06-07 в 20:58

Ну надо же к чему-нибудь прицепиться и ни к селу ни к городу вспомнить о "советском" и пнуть его своей истинно-русской белогвардейской ножкой.
Без этого никак не прожить ни дня.
Интересно, в нашествии татаро-монгол на Русь тоже "Советы" и лично Сталин виноваты были?
2. Историк : По поводу говядаря
2010-06-07 в 19:32

Обратите внимание, что в данной статье слово "говядарь" употребляет дореволюционный историк, профессор А.С.Вязигин, который ну никак не мог начитаться советских учебников...
1. Сергей Скатов : Re: Мининская копейка
2010-06-07 в 18:25

Кузьма Минин – купец. Почему вслед за дурацким советским учебником мы твердим и твердим – говядарь и говядарь? Само слово уничижает героя! Даже если логически разложить – не было среди 5 тысяч населения Н.Новгорода в начале XVII в. в торговых лавках такого расклада, чтобы – тут рыба, тут свинина, тут – говядина. 5 тысяч населения – это село районного масштаба!
Кузьма был – купец. Торговал всем (как эти купчики и сейчас торгуют). Ну, где выгодно. Однако Минин спас Россию! А мы, друзья, чем занимаемся?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме