Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Формирование и внедрение здоровьесберегающих технологий в Детской школе искусств имени М.А.Балакирева

Людмила  Комарова, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 04.06.2010


Выступление на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» …

Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Сегодня такое понимание практически ничем не наполнено: ценность здоровья и здорового образа жизни лишь декларируется в обществе, конкретные реалии современной жизни, условия образовательных учреждений не позволяют не только материально, содержательно, но главное - концептуально оснастить, наладить, организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Ухудшение здоровья нации по основным качественным характеристикам народонаселения (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) является значимым показателем кризиса качества жизнедеятельности российского населения.

Вышесказанное рассматривается как серьезный фактор риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития нации, экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников:

·  ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);

·  низкий уровень организации питания обучающихся;

·  отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

·  нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

·  несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

·  увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущих к переутомлению, стрессам;

·  недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

·  низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования и др.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера дополнительного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь ученику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Осуществление оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации образовательных учреждений, педагогов, психологов, медицинского персонала, участие родителей.

Что же мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении?

Прежде всего, отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в организации образовательного простран­ства. Ведь здоровьесберегающие технологии - это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья взрослых и детей.

Это касается всех предметов образовательного цикла, воспитательной работы, психологи­ческой и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии - это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

Что же необходимо сделать администрации учреждения и педагогу, чтобы внедрить здоровье сберегающие технологии в образовательный и воспитательный процесс?

В детской школе искусств имени М.А.Балакирева (далее - ДШИ) активно применяется система комплексного взаимодействия по внедрению здоровьесберегающих технологий обучения, направленная на рациональную организацию учебного процесса, обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение и укрепление их здоровья.

Определяя основные концептуальные подходы к проектированию создания здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды нашего учреждения, мы ориентируемся на понятие здоровья в широком смысле: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, психическое и физическое.

ДШИ располагается в здании площадью 12000 кв. метров, что позволяет создать для учеников комфортные условия обучения. В школе имеются 6 компьютерных классов для занятий по предметам «Компьютерная графика», «Компьютерное музыкальное моделирование», «Современная звукотехника», «Компьютерная аранжировка и компьютерная композиция», «Эстрадное пение», «Телережиссура», «Художественная фотография», студия звукозаписи, «Интеллект-Медиа-Центр», в котором учащиеся и преподаватели школы могут осуществлять: работу с компьютером; доступ к сети Интернет, электронной почте; Real-time общение в чатах и на форумах; поиск тематических сайтов по интересам; посещение электронных библиотек, а также сайтов и порталов, содержащих вспомогательную информацию для учебного процесса; поиск программ; специально оборудованы: 3 зала для хореографии со специальным настилом, станками, зеркалами; 2 зала для занятий современной хореографией со спецполом; 1 класс живописи и 1 студия живописи; оркестровый зал; 3 класса - дошкольное обучение; 2 класса - теоретическое обучение; 10 классов - инструментальное музицирование; 2 класса духовых и ударных инструментов; класс органа; класс арфы; читальный зал. В школе имеются 2 художественные галереи, мастерская по керамике и скульптуре. Школа располагает 4-мя концертными залами. В школе функционируют 2 музея: музей художественного образования им. М.А. Балакирева и музей крестьянского быта и этнографических коллекций (класс фольклора).

Все кабинеты оснащено необходимыми средствами обучения: музыкальными инструментами, телевизорами, видеомагнитофонами, мультимедийными проекторами, досками, методическими и дидактическими пособиями.

Книжный фонд школьной библиотеки насчитывает порядка 23000 единиц хранения, видеотека - 120 кассет, слайд-комплектJD - 18, фонотека - 2000 единиц хранения, медиатека - 57 СD - дисков. Такое разнообразие и широкий спектр информационных и методических материалов даёт возможность преподавателям грамотно выстраивать образовательный процесс, получать недостающую информацию.

Школа располагает физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК): тренажерный зал; оздоровительно-восстановительный зал; игровой зал. Для проведения оздоровительных мероприятий в школе имеется медицинский кабинет, где проводится физиотерапия (ингаляции, кварцевание носоглотки, магнито-инфракраснолазерная терапия), мероприятия по профилактике и коррекции нарушений осанки - групповые занятия ЛФК, массаж, тренажеры, регулярный контроль соответствия мебели росту ребенка, физкультминутки на уроках, проветривание кабинетов.

Трудно переоценить важность питания в здоровье детей. Школьная буфет-столовая «Утро» отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, соблюдается калорийность, витаминизация, разнообразие в приготовлении блюд. С целью соблюдения режима питания в школе запрещена продажа таких продуктов как чипсы, газированные напитки, энергетические напитки, фаст-фуд.

Основанный на здоровьесберегающих принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему состояться как здоровому, активному, свободному, интеллектуально развитому, творческому, образованному человеку.

Для внедрения этих принципов используются методы и методики обучения, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, максимальные величины недельной образовательной нагрузки учащихся не превышают допустимые нормы, расписание индивидуальных и групповых занятий составлено в соответствии с существующими требованиями, длительность занятий на компьютере не превышает допустимых норм для соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Здоровьесберегающие технологии активно применяются при изучении всех учебных предметов и выражаются в условиях организации и проведения уроков, соблюдении гигиенических норм и правил, тематике занятий, дозировании домашних заданий, использовании новейших педагогических технологий.

Введение любых инноваций в образовательный процесс происходит только под контролем методистов школы.

В школе на отделении инновационных арт-технологий получила широкое распространение проектная деятельность, так как она помогает сплотить коллектив учащихся и преподавателей различных направлений для реализации единого творческого дела. Каждый видит результат своей работы, способен оценить положительные и отрицательные моменты, что-то взять себе на вооружение у других.

Огромное влияние на работоспособность человека (по утверждению ученых) имеет музыка и вокал, т.к. дыхательные голосовые упражнения обеспечивают качественное функционирование сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом. Песня - это пространство, в котором раскрывается душа ребенка. В школе работают отделы академического и эстрадного пения, многие дети поют в хоре, в вокальных ансамблях.

Приобщая ребёнка к музыке, как источнику положительных эмоций, мы защищаем его и от пагубных пристрастий. Учёными приведены убедительные доказательства того, что среди учащихся ДШИ, ДМШ практически не бывает ни правонарушителей, ни бытовых хулиганов, то есть музыка обладает большими духовно-нравственными и оздоровительными возможностями.

Также, огромное влияние на нравственное и духовное здоровье учащихся оказывает работа нашей филармонии. В рамках программ «Балакиревского филармонического общества», в которых участвуют лучшие преподаватели и ученики школы, в течение года проходит более 24 тематических концертов. Для учащихся общеобразовательных школ района Выхино-Жулебино составлен специальный филармонический абонемент по их заявкам.

Качественное кадровое обеспечение школы является ключевой предпосылкой успешности здоровьесберегающих технологий образовательного и воспитательного процесса. В педагогическом коллективе 330 преподавателей. На протяжении последних лет сохраняется постоянный состав учителей, что важно для поддержания традиций школы, накопления опыта. Созданы условия для творческого роста преподавателей, благоприятный микроклимат, поощряется и стимулируется добросовестный труд и инновационная деятельность. Опытные педагоги и молодые учителя работают в тесном сотрудничестве. Хорошая школа - это место, где интересно учиться ученикам и работать педагогам, а существующий творческий союз «учитель - ученик - родитель» благотворно влияет на каждого участника этой триады.

Администрация школы проводит большую информационно-просветительскую работу, ориентированную на сохранение жизни и здоровья детей.

Проводится целенаправленная работа по антитеррористической безопасности: организован контрольно-пропускной режим; установлены КТС, АПС; проводятся учения по эвакуации при возникновении ЧС.

Регулярно ведется работа по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и предотвращении гибели школьников при ЧС и на дороге.

Для решения этой задачи школа добилась, чтобы при переходе через дорогу к школе установили светофор и пешеходный переход.

Большое значение для успешности здоровьезберегающих технологий имеет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном и воспитательном процессе: помощь в решении актуальных задач обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п.

Особое внимание надо обратить на подростков и старших школьников, так как они страдают от застенчивости и синдрома физического недостатка. Эти факторы дают основания говорить об этом возрасте как периоде развития, нуждающемся в соответствующей психологической помощи и поддержке. Потребность в круге друзей и интимном общении и в то же время тяга к уединению и переживание одиночества дополняют эту и без того богатую палитру эмоциональных переживаний.

Недооценка важности эмоций в жизни, их игнорирование и отрицание приводит к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни. Это, в свою очередь, приводит к психосоматическим расстройствам. Для избегания этих негативных процессов от педагогов и психологов требуется разработка приемов и методов воспитания культуры выражения чувств. Немаловажную роль играет социально-психологическая поддержка здоровья педагога в процессе его профессиональной деятельности. Развитие обучающихся непосредственно зависит от здоровья педагога. Вместе с тем, анализ результатов специальных исследований показывает, что увеличивается рост заболеваемости педагогов; возрастает травматизм; снижается уровень финансирования санаторно-курортного лечения педагогов; сокращается средний биологический возраст педагогов, что связано с высоким нервно-эмоциональным напряжением, сопровождающим их труд.

Лучший выход, по нашему глубокому убеждению, состоит в том, чтобы направить конфликтующие стороны характера подростка в русло музыкального развития, и там, в области музыки, в области средств музыкальной выразительности, находить разрешение назревших проблем. Иными словами, наилучший выход состоит в использовании качеств, которые мы считаем отрицательными, на пользу творческого развития подростка. С помощью грамотного подхода в музыкальном развитии педагогу по силам добиться того, чтобы через общение с музыкой и через развитие музыкальных задатков подросток мог повысить самоуважение, мог выразить свое Я, ослабить противоречия между Я-идеальным и Я-реальным, мог легче преодолеть трудности эмоциональных жизненных конфликтов, мог получить нравственную и психологическую защиту, а также сформировать и выразить свое отношение к жизни и окружающему миру.

И здесь нужно поднять очень важный и острый вопрос о необходимости введения в ДШИ психологической службы, которая решит многие психологические проблемы. Пока этот вопрос никак не рассматривается.

В школе с 2009 года психологами Государственного научного центра РФ, Институтом медико-биологических проблем РАМ, институтом внедрения новых медицинских технологий «Рамена» с детьми, преподавателями и родителями проводится аппаратное программно-комплексное исследование «Варикард», которое позволяет корректировать методику преподавания в соответствии с индивидуальным состоянием ребёнка в данный момент, изучив степень его эмоционального напряжения. Это исследование уже даёт свои положительные результаты, позволяет снизить эмоциональное и психическое напряжение учащихся и повышает уровень психолого-педагогического мастерства педагогов.

В целях создания благоприятных здоровьесберегающих условий для сплочения учащихся, преподавателей, коллектив школы ведёт поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития. Эти задачи реализует Детско-молодёжное общественное объединение «Балакиревцы» - (далее ДМОО). На это направлены внутришкольные конкурсы «Самый «классный» классный», «Моя школа, моя планета», фестиваль «Семья и творчество». Ребята ДМОО проходят обучения в лидерских сменах, в творческих летних лагерях (Евпатория, Болгария, Подмосковье, Судак, «Орлёнок») побывали уже более двухсот «Балакиревцев». Ребята обретают новых друзей, познают мир, становятся коммуникабельными и идут в ногу со временем. Они не только обретают новые знания, но и делятся со сверстниками тем, что умеют сами, своим творчеством.

Одним из направлений ДМОО «Балакиревцы» является организация отдыха детей и подростков. Это не только поездки в лагеря, но и экскурсионные программы, обучающие игры, вечера встреч.

Общешкольные праздники, конкурсы, обширная экскурсионная программа, интересные дела классных коллективов наполняют жизнь учащихся яркими эмоциональными переживаниями, объединяют «школьную семью» учеников, родителей, педагогов.

Объединяющим ресурсом юных и взрослых «балакиревцев», родительской общественности, является ежемесячный выпуск газеты «Балакиревское обозрение», которая стала рупором общественного молодёжного движения за творческие права детей.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

31 марта 2010 года была проведена 2-ая Внутришкольная научно-практическая конференция на тему: «Решение задач духовно-нравственного, социального и здоровьесберегающего воспитания детей в школе художественного образования», где ведущие преподаватели Школы активно включились в обсуждение педагогических инноваций, вопросов современной методики обучения в школах искусств и здоровьезберегающих технологий.

Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги, родители и другие специалисты.

Организация здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности, требует обучения таких специалистов в университетах, на факультетах педагогики, психологии, коррекционной педагогики.

Комарова Людмила Николаевна, директор ДШИ им. М.А.Балакирева



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме