В декабре 2011 года исполняется 175 лет со дня рождения Милия Алексеевича Балакирева, великого сына России, человека, во многом определивший культурное и духовное развитие России в XIX и XX столетиях.
К сожалению, обстоятельства сложились так, что ни при жизни, ни после смерти деятельность Милия Алексеевича не получила должной оценки. Сейчас, когда отгремели идейные, холодные и горячие войны минувшего столетия, когда Россия мучительно ищет свой путь, свою духовную сущность, свою национальную идею, воспоминание и творческое усвоение того наследия, которое оставил М.А.Балакирев, может оказать существенную помощь в этих страстных поисках.
Прежде всего Балакирев - гуманист и патриот, выросший со своей страной и любивший ее действенной, жертвенной любовью. В сочетании с гениальным музыкальным даром, кипучей душой, беспрерывно искавшей путей духовного возрастания России, могучим педагогическим призванием, великолепными журналистскими (писательскими) и полемическими способностями, не в последнюю очередь благодаря искренней, горячей Православной вере. Эти качества Балакирева позволили ему оказывать коренное, может быть, решающее воздействие на формирование духовной жизни русского общества.
Перейдем к фактам его деятельности. Балакирев - первый музыкант, осознавший особенный характер и столбовой путь развития русского народа. Именно благодаря Балакиреву определилось направление развития русской музыки, имеющей в своем основании Глинку (чьи творения были бережно собраны, отредактированы Милием Алексеевичем и, собственно, благодаря ему получили всемирное признание).
Балакирев - творец основного события в русской музыке, которое решительным образом повлияло и продолжает влиять на судьбы мировой культуры. Мы имеем ввиду рождение т.н. "Могучей кучки", - не имеющего аналогов в мировой истории братства великих композиторов: Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Кюи. Они были молодыми инженерами, офицерами, разночинцами, и в них каким-то промыслительным образом Балакирев узрел свет Божественного дара. Он обучил каждого из них, не ломая индивидуальных особенностей. Их начальные музыкальные произведения - буквально плод совместного с Балакиревым сотворчества, где доля наставника - в развитии первоначальной робкой идеи, в обработке, в законченности и совершенстве формы, - была, пожалуй, преобладающей. То же самое можно сказать и о его воздействии на творчество Чайковского, не входившего в "Могучую кучку". Многое определяющее в своем творчестве Петр Ильич воспринял именно от Балакирева.
В этих выразительных фактах, кроме музыкального, педагогического, общественного дара Балакиревым проявлена величайшая гражданская жертвенность и скромность. Он подчинил себя творчеству своих учеников и никогда не упоминал о своих заслугах. Позднее, когда ученики обрели почет, всемирную славу, не шел ни на какие компромиссы с ними, твердо отстаивая свою духовную, творческую, общественную позицию.
Русская исполнительская школа, на всех континентах прославленная ныне именами Мравинского, Гилельса, Рихтера, Ойстраха, Светланова и десятками других великих наших артистов, одним из своих оснований имеет деятельность Милия Балакирева - гениального пианиста и дирижера.
Как воспитатель творцов музыки Балакирев известен прежде всего фактом существования "Могучей кучки". Меньше знают о его служении в двух учебно-творческих заведениях - Бесплатной музыкальной школе и Придворной Певческой капелле. В первом случае он явился, в сущности, основателем той системы детского художественного образования, которая существовала у нас до последнего времени и которую уважает весь мир. Достаточно сказать, что с людьми, пришедшими в Бесплатную школу без начатков музыкального образования, Балакиреву удалось исполнять на профессиональном уровне такие капитальные творения как «Высокая месса» Баха, «Реквием» Моцарта, оратории Генделя, всю панораму современной русской и европейской музыки!
Деятельность Придворной Певческой капеллы была преображена Балакиревым и Римским-Корсаковым до такой степени, что о ней сейчас вспоминают как о чем-то легендарном. Здесь были заложены прочные основы отечественного профессионального музыкального воспитания, родились великий хор и великая хоровая культура, прославившие Россию, выросла плеяда подвижников русской музыки.
Милий Алексеевич выступал блестящим и страстным публицистом, соратником великого Стасова. Его деятельность в этом направлении по-настоящему не изучена и не оценена.
Наконец следует вспомнить о многогранной творческой и общественной деятельности самого Балакирева. Он - основатель изучения и собирания русского и славянского фольклора. Он также - автор образцовых музыкальных произведений во многих жанрах - симфонии, концерты, фортепианные произведения, романсы, духовные композиции. Кто знает, если бы Балакирев не отдал почти все свои творческие силы на обогащение русской культуры и духовности, может быть, мы, не имея почти ничего из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, знали бы только шедевры одного Балакирева? И куда пошли бы пути Прокофьева, Шостаковича, Шнитке?..
К концу жизни Милий Алексеевич Балакирев пришел к состоянию, подобному аскезе, схимничеству. Обычный путь беспокойного, ищущего русского ума. Но это его состояние не было понято в окружавшем его обществе, все более и более склонявшемся к скепсису, нигилизму и цинизму, что и привело к катастрофе, случившейся с нами через семь лет после смерти Балакирева. Известны очень неуважительные отзывы об эволюции Милия Алексеевича в "Летописи моей музыкальной жизни" Римского-Корсакова. Мы знаем и о непонимании этого процесса в "элитных" кругах тогдашнего общества.
Дальнейшие пути России оказались далеко от всего того, что исповедовал Милий Алексеевич. Богоборческая власть могла ли принять в свои объятия патриота, христианина, духовидца? Позднее наступили времена иные, и Балакирев опять не вписался в "духовную жизнь", где властителями дум предстали Боря Моисеев и «Тату»...
Но если придет осознание того, что мы - не клонированные в пробирке гомункулусы, если у нас еще не разворочены могилы предков, есть общая вера (по крайней мере, в Россию), если мы объявляем всему миру, что ищем национальную идею, как же нам обойтись без Балакирева, как же можно бездумно предать его забвению!
Счастливым образом лучшая, может быть, в Европе, Детская школа искусств гордо носит имя Милия Алексеевича Балакирева, и ее существование и благородная творческая жизнь - суть факты, от которых уже не легко отмахнуться. Все русские интеллигенты, вымирающее племя, помнят и чтят святое имя Балакирева. Красноречивые документы и факты, свидетельствующие это, письмо замечательного русского композитора Сергея Слонимского и организация Балакиревского движения, которое с именем своего адепта связывает сохранение живого родника русской культуры и духовности. Произведения Балакирева звучали при открытии возрожденного Храма Христа Спасителя. Их исполняют величайшие музыканты на Западе.
А на земле, где творил и проповедовал Балакирев, в России, нет ни памятника ему, ни даже переулка, названного его именем, нет музея. Есть только идеалисты, помнящие и чтящие М.А. Балакирева, несмотря на высоченную стену равнодушия.
Как было бы прекрасно создать в Нижнем Новгороде, где родился Милий Алексеевич, теплоход в его честь! Какой яркой гражданской и патриотической акцией было бы, например, плавание на этом теплоходе по великой реке и Волго-Балту к городам, прославленным и его заслугами - Москве и Петербургу! Это ли не патриотическое воспитание молодежи?
При наших непростых взаимоотношениях с бывшими "братскими" странами (а славяне - все-таки братья...) как ни вспомнить, сколько сделал Балакирев в Польше, Чехии, Словакии, где его буквально носили на руках, помнят и любят до сих пор!
Неужели в очередной раз мы окажемся в положении библейского Исава, продавшего право первородства за чечевичную похлебку!?
Л.Н. Комарова, директор Детской школы искусств им. М.А. Балакирева, кандидат педагогических наук
А.С. Невзоров, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского