Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О духовной жизни композитора М.А.Балакирева

Елена  Павина, Русская народная линия

03.06.2010

«Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим»

(преп. Силуан Афонский)

Меня давно привлекала личность Милия Алексеевича Балакирева, особенно духовная сторона его натуры, вера в Бога. И вот перечитываю летопись его жизни и творчества, воспоминания современников, переписку. Восхищение и огромное уважение вызывает та духовная сила, с которой Балакирев нес свой крест по однажды выбранному пути...

«...Болезнь настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не могло уберечь. Они разбиваются, ничего не отставляя на удовлетворение душе, кроме горечи. Отсюда и все бедствие нашего времени», - писал М.А.Балакирев П.И.Чайковскому в 1881 году. Такой вывод мог сделать только много страдавший человек. Тот, кто пережил боль потери по-детски «очарованного взгляда на мир» и горькую цену разочарования в своих надеждах. Тот, к кому мир был безжалостен. «Господь не дает ноши не по силам!» - учат отцы Церкви. Такая высоко значимая деятельность возможна только человеку с Богом в сердце.

Балакирев воспитывался в христианской семье. Он был очень религиозен в детстве, и родные даже звали его «будущий архиерей». Не могло не повлиять на духовное формирование композитора его общение в юные годы с М.И.Глинкой, духовным отцом которого был святитель Игнатий Брянчанинов - интереснейшая личность в православной России. Он оставил нам богатое духовное наследие. На протяжении всей жизни Балакирев обращался к вопросам религии. Его всегда интересовала духовная музыка, церковные жанры. В 1861 году в письме к В.В.Стасову он излагает замысел своего «Реквиема», просматривая сочинения В.Моцарта и Г.Берлиоза в данном жанре.

5 мая 1868 года Балакирев управляет общедоступным концертом, о программе которого Н.А.Римский-Корсаков написал так: «Все эти хоры были ни что иное, как православные песнопения.., исполненные на латинском языке». Перевод был вызван тем, что церковная цензура запретила их публичное исполнение с оригинальным текстом. Ну разве это не одна из форм музыкального духовного просвещения?

Духовное начало стало основой в его системе музыкального образования, что нашло отражение в уставе Бесплатной музыкальной школы (1862 год). Балакирев считал, что «исполнение православных церковных песнопений должно быть неотъемлемой частью каждой семьи». В 1870 году им был задуман проект обновления Церковно-певческого обихода. Для удобства исполнения Балакирев хотел переложить на ноты скрипичного ключа (вместо цефаутного) все издаваемые книги церковного пения. Милий Алексеевич хорошо знал историю церковного пения и понимал проблемы в службе регентов и певчих церковных хоров.

Судя по переписке, композитор на протяжении всей жизни постоянно общался с представителями духовного сословия. Но до 1870-х годов большую часть времени Балакирев проводил в светских кругах. «В 60-е годы он резко высказывал свое неверие в Бога; не позволял сестрам зажигать лампадок, называл их коптилками, смеялся над почитанием икон», - вспоминала о Милие Алексеевиче одна из его сестер. Он называл себя неверующим. Возможно, бесконечные заботы разнообразной деятельности закрыли толстым слоем его религиозность. Но не погребли навеки, не сделали последовательным атеистом.

На долю Балакирева выпало много жизненных невзгод, тяжелых перемен. Его постоянно сопровождали интриги, клевета, оскорбления. Против него велась организованная кампания в печати. С юных лет он страдал серьезным заболеванием и постоянно мучался головными болями. Они нередко вызывали страшные приступы отчаяния. И вот наступил предел. «Его болезненно-нервная и впечатлительная натура» не смогла вынести этих испытаний. Он потерял веру в себя. От безысходности Балакирев какое-то время обращается к гадальщице. Пока в человеке остается хоть малое чаянье на свои силы, Господь не вмешивается. В 1871 году он попытался уйти из жизни. И этот страшный греховный помысел еще нескоро оставил его. На пути к Богу сколько бы человек не спотыкался и не падал, ему всегда останется возможность восстать, если только он захочет. О всех своих невзгодах того времени Балакирев поведал в письме И.С.Покровскому (1906 год): «Только в дружеской беседе еще можно было бы передать Вам все то, что мне привелось испытать в 70-х годах.., а перо мое оказалось бы бессильным все это описать, настолько ощущения были сильны, а в конце концов я должен был убедиться в бытии Божием, и благодарить за спасение себя, стоявшего на краю гибели». «Бог есть ревнитель; когда мы не обращаемся к Его помощи, приводит в такое положение, которое вынуждает нас искать Его помощи», - говорил святитель Иоанн Златоуст. Что и произошло с Балакиревым.

В самый трудный, критичес­кий период жизни М. А. Балакирев полу­чает необходимую духовную помощь священника Ивана Тимофеевича Верховского. «Христос воскресе! Возлюб­ленный духовный сын Милий Алексе­евич! Не малодушествуйте, уповайте на Господа Бога. Ежели Ему было благоугодно послать и воспламенить в вашем сердце искру познаний Его и любви к Нему, то Он силен, чтобы не допустить врагу своему погасить эту искру. Слуга вашему спасению иерей Иоанн Верховский. 29 марта 1871 года».

И.Т. Верховский происходил из образованнейшей семьи. Это был человек с разносторонними интере­сами, литератор, ученый, обществен­ный деятель. Верховский прекрасно разбирался в церковной музыке раз­ных эпох. Между ними установились теплые, доверительные отношения. К Верховскому пришел Балакирев на исповедь. Милий Алексеевич вспоми­нал: В 1871 году со мной произошла огромная перемена: из атеиста, ка­ковым я был.., я сделался человеком верующим, вследствие необычайных обстоятельств».

Балакирев много читает из Биб­лии, жития святых. Он изучает труды, посвященные духовной музыке, цер­кви. Верховский помогает ему разо­браться в вопросах веры, религии.

В своей разнообразной деятель­ности Балакирев ориентировался на национальные основы русской культуры. И теперь пришло глубокое понимание, что религия - это важ­нейшая сфера духовного наследия народа, а точнее, его источник.

В этот период жизни его музы­кальная деятельность была более скромной. Он дает уроки фортепи­анной игры, иногда посещает му­зыкальные вечера у знакомых. Он сочиняет, обращаясь и к жанрам церковной музыки.

Балакирев старается понять ду­ховность как жизнь по Евангелию, как норму человеческой жизни. Все большее место занимают в его жиз­ни церковь, молитва, чтение жития святых. Балакирев становится глубо­ко верующим человеком. В поисках сердечного покоя и тишины он же­лает укрыться за стенами монастыря. Известны его «Заметки о пустынни­ческой жизни», свидетельствующие о духовном взрослении (1870-е годы).

Проходит время. Что теперь думает Балакирев о своей христианской жиз­ни? В феврале 1903 он пишет редак­тору «Русской музыкальной газеты» Н.Ф. Финдейзену: «Когда я начинаю размышлять о здешних музыкальных делах, то не перестаю радоваться тому, что я давно ушел от так называемого музыкального мира, и благодарить Бога за настоящее моё положение, де­лающим меня независимым». Балаки­рев приходит к осознанию того, что независимость, чувство свободы оп­ределяется силой веры. И духовность позволяет ему правильно, с Евангель­ских позиций видеть и оценивать ок­ружающий мир.

Духовное перерождение проявля­лось и в облике Балакирева-педагога. Один из его учеников В.А.Золотарев долго игнорировал увещевания учи­теля обратиться к религии для того, чтобы найти выход из тяжелого поло­жения. «Вы опять предложите столь­ко-то поклонов, столько-то молитв, а я не буду силы иметь сказать, что не сделаю этого, потому что не верю в чудесную силу действия этого на душу.. Вы поймете, сколько я выстра­дал от этого, боясь потерять Вас». И дальше, в воспоминаниях Золотарева мы читаем: «И только теперь, прожив долгую жизнь, сопоставив и обдумав все, что я знаю о Балакиреве, я понял и почувствовал, какой это был не­обыкновенный, большой души чело­век, и как много он для нас сделал».

Многие музыканты отмечали сложность музыки Балакирева. «Бала­кирев вообще трудный композитор... и интересный», - отзыв В.В. Нильсена, одного из самых вдохновенных ис­полнителей Балакирева. «Исламея» он определил как «изумительное со­чинение». Может, путь к пониманию его музыки лежит через глубину пра­вославного мироощущения? В связи с этим привлекают слова из воспомина­ний М.В.Волконской, ученицы Милия Алексеевича. «У Балакирева и в харак­тере, и в творчестве, по-моему всегда было более философско-эпическое воззрение на жизнь, чем индивидуаль­но-лирическое. Прятал ли он, задушал ли в себе проявление чувств, не знаю, но кроме романсов, писанных в моло­дости, ничто в его музыке не звучало ни страстью земной любви, ни отча­яния, пи далее элегией, которая всегда сентиментальна. Все было и есть воз­вышенно и возвышающе прекрасно».

В монастырь Балакирев не ушел. Вновь обретая опору, фундамент зда­ния жизни, Балакирев-творец с верой в сердце возрождался. Он смог высто­ять все последующие испытания, кото­рые ничуть не стали легче. Балакирев сильно изменился. В его душе надолго поселилась боль. Уже не было человека с огромной, кипучей энергией. Но был человек, который больше всего хотел со смирением донести свой крест до конца. Возможно, Балакиреву удалось преобразовать свою израненную душу после всех страданий, которые её очи­щают и возвышают, которые закаляют дух человека, всем сердцем верующего во всеобъемлющую отеческую любовь Бога, Которому все возможно.

10/23 ноября празднуется память священномученника Милия, епископа персидского. Он много потрудился, обличая словами и делами язычников, исцеляя людей, совершая множество чудес, приобщая людей к вере Христо­вой. Это было время гонений христи­ан. Святой был схвачен и замучен.

Не правда ли, Балакирев в чем-то повторяет жизненный путь своего небесного покровителя, его жертвен­ность? Судьба отечественной музыки была для Балакирева всегда важней собственной творческой судьбы.

«Сердце человека обдумывает свой путь, по Господь управляет шес­твием его». (Притчи Соломоновы)

Павина Елена Александровна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева

(По материалам газеты «Балакиревское обозрение»)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. А.В.Шахматов : ИСКУШЕНИЕ ВСЕГДА РЯДОМ...
2010-06-03 в 09:56

Конечно, Милий Алексеевич Балакирев был гениальным композитором, но с душевным раздвоением - на духовную и светско-греховную. Все талантливые люди очень чувствительные, и если они не иметь крепкой веры в Бога, то попадают под влияния лжи и зла, то есть дьявола, и, к сожалению, русский творец не был исключением, в этой безбожной душеловке. И нет церковной музыки в Русской Православной Церкви, или Вы хотите сравнять нашу Веру с католической, протестантской и сектантской?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме