Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Армия - не резерв Церкви!

Сергей  Иванеев, Русская народная линия

01.06.2010


Взгляд атеиста: массовая религиозность военнослужащих является потенциальным источником конфликта …

От редакции: Церковь и государство находят все больше точек соприкосновения. Процесс идет непоследовательно и не так быстро, как хотелось бы, но все же некоторые результаты есть. Это относится, в том числе и к планам введения в Вооруженных силах и других силовых структурах священников традиционных для России вероисповеданий, призванных окормлять военнослужащих, как во время повседневной службы, так и в период боевых действий, что особенно важно. Всем понятно, что главным образом речь идет о православных священниках, поскольку в армии и силовых структурах в подавляющем большинстве служат крещеные в православной вере люди. Но мы должны признать, что в обществе и армии есть немало противников введения института военного духовенства и пока они имеют немалое влияние. На наш взгляд, читателям РНЛ будет полезно ознакомиться с их доводами и уровнем аргументации, чтобы быть готовым к дискуссии, в том числе на страницах «Русской народной линии». Руководствуясь этими соображениями, мы решили опубликовать статью подполковника С.Иванеева, которую он прислал нам в редакцию с припиской: «Надеюсь на то, что Вы в качестве дискуссии сможете и мою позицию разместить на Вашем сайте».

                                                                                    + + +

«Бог-то Бог, да сам не будь плох»,

«На Бога надейся, а сам не плошай»

(русские народные пословицы)

 В настоящее время о религии в армии не пишет, наверное, только ленивый. За последние двадцать лет написаны тысячи статей, проведены сотни конференций и семинаров, защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, ставящие цель доказать, что религия есть совокупность высоких общечеловеческих идеалов, моральных принципов и норм, и особенно для армейской среды.

Тем не менее, последней каплей, переполнившей чашу терпения и удивлением для автора явилась статья уважаемого прославленного генерал-полковника В.Баранова, в которой герой чеченской войны считает, что принятое руководством страны решение о возобновлении служения Церкви в армии «...послужит единению армии и народа, улучшит ее моральный климат и повысит боеготовность и боеспособность» [1].

Цель данной статьи заключается в доказательстве того, что массовая религиозность военнослужащих является потенциальным источником конфликта в воинском коллективе, т.к. всякая религиозная система, как результат антагонистических социальных условий, в своем содержании имеет (и сохраняет) недружелюбное, а то и откровенно враждебное отношение к другим религиям. Это отношение, получая гипертрофированные формы, может экстраполироваться на целые сообщества, находящиеся вне данного религиозного культа.

Перед тем как приступить к развенчиванию мифа о религиозных убеждениях, как панацеи от бездуховности, которая поразила наше общество после крушения социалистических идеалов, автору хотелось бы привести анализ ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации пятилетней давности, данный в серьезной «Литературной газете» талантливым военным журналистом В.Шурыгиным:

«Армия деморализована и расколота на касты. Высший генералитет бесконечно далек от жизни войск..., занят решением узкокорыстных интересов.., оставаясь безразличным к проблемам и нуждам подчиненных... Никогда... жизнь русского солдата не ценилась столь дешево, как в первой чеченской кампании... И, хотя полностью сменилось руководство армии, МВД, ФСБ, никакого существенного изменения в ходе и исходе этой войны не произошло. Армия утратила внутреннее единство и сплоченность, веру в государство... Никогда до этого за последние 40 лет не было столь частой сдачи в плен не только отдельных военнослужащих, а целых подразделений, не было такого масштабного дезертирства и переходов на сторону противника, как в чеченской войне... Из «всенародной» Российская армия превратилась в армию изгоев, куда попадают дети бедных слоев общества, у которых нет ни связей, ни денег, чтоб откупиться от службы. Из ста призывников призываются лишь десять... Быт и мораль российских казарм все больше напоминают исправительно-трудовые колонии, служба рассматривается как форма «отсидки», офицеры выступают в роли надзирателей и охранников, а сослуживцы - как тюремное сообщество. По самоубийствам наша армия вышла на первые места в мире...Воины осознают,.. что честное исполнение воинского долга в обществе, лишенном каких-либо иных ценностей, кроме стяжательства, наживы... и всеобщего безразличия, лишено какого-либо смысла. Отсюда и стремительный рост случаев предательства, трусости, массового дезертирства...Отношение к службе большинства офицеров неприязненное, увольнения среднего и младшего офицерского состава в последние пять лет приняли характер массового исхода... Офицерский корпус озлоблен, деморализован и влачит жалкое полунищенское существование... Офицеры живут на положении государственных «бомжей»... На первое место как служебный стимул у большей части офицеров выходит желание получить квартиру, выслужить пенсию...Идет моральная деградация офицерского корпуса. Многие... откровенно торгуют отпусками, увольнительными, проводят незаконные денежные поборы с солдат срочной службы. Торгуют имуществом, амуницией, «сдают» солдат «в аренду» на работы знакомым предпринимателям, используют мордобой как главное средство воспитания...Армия нищих оборванцев, наемных ландскнехтов, армия изгоев и отребья, которые за лишние сто баксов готовы замочить кого угодно, - вот та армия, которую сегодня строят в России ее руководители...Обветшалая Россия не способна защитить себя»[2].

Теперь зададимся вопросом, а сможет ли в такой армии председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов со своей православной ратью что-нибудь изменить?

Ответ очевиден: нет, нет и еще раз нет!

Сегодня крайне важно не игнорировать, но и не переоценивать влияния религии, ее нравственных установок и ориентиров на формирование духовности военнослужащих. В последнее время про­исходит интенсивное проникновение РПЦ во многие государственные структуры, включая армию и правоохранительные органы. При этом церковь пользуется государственной поддержкой. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и многоконфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Конституции Российской Федерации. Представляется целесообразным пересмотреть складывающуюся практику и ее законодательное регулирование, с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфес­сиональным конфликтам, в целях формирования реальных условии признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

На сегодняшний день участие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в мероприятиях, связанных с выполне­нием физической работы, по постройке религиозных сооружений (а также по их ремонту, оформлению и т. п.) является неправомерным. Также религиозные основания необходимо исключить из регламентации служебно-боевой и учебной деятельности части. Религиозные убеждения военнослужащих не должны влиять на определение распорядка дня в воинской части, порядка и очередности несения службы.

Наша сила, сознательность и боеспособность - не в молитве, а в грамотном миропонимании, в сознательном выполнении своего воинского долга. В нашей армии, отметившей свое 91-летие, не было религиозного пиетизма. И мы побеждали! Теперь в стране процветает клерикализм, частично захвативший армию. Во многих частях воздвигнуты храмы. Солдаты нередко кичатся своей религиозной принадлежностью, а то и щеголяют набожностью. Откуда это? - Оттуда, из нашего общества, больного по многим статьям. И там, где оно не справляется в решении насущных проблем, обращается к помощи церкви. Все это отлущится, отпадет, когда наше государство станет более отлаженным в его основных структурах. Тогда в религии просто отпадет необходимость. Соблюдая принципы свободы совести, давайте не забывать и о том, что вся правда за наукой, а не за религией. Поэтому необходимо всемерно овладевать научными знаниями. Их дают военнослужащим по призыву командиры, научные книги и самая жизнь, развивающаяся отнюдь не по религиозным канонам, а по объективным законам самого бытия. Автор не имеет цели в данной работе заниматься атеистическим воспитанием наших военнослужащих, а хочет только опровергнуть тезис о том, будто введенный институт священников эффективнее бывших комиссаров и нынешних замполитов.

Проповедники религии тенденциозно подбирают факты, убеждая, будто в военно-экстремальных условиях солдат остро ощущает Бога и вооружается религиозной верой, словно щитом от экстремальной опасности. Не все и не всегда! Это индивидуально, в зависимости от того, какое воспитание будущий воин получил в семье, школе и в своем окружении. Религиозные чувства - это ведь не врожденные религиозные качества, а привитые и развитые окружающей средой. Поэтому на войне не бывает ни одних тянущихся к Богу, ни отвергающих его, атеистов. Там уравнены единой целью сокрушения врага. Поэтому отношение к Богу не выступает доминирующей идеей. Но это в целом. Для верующих все же привитое чувство заступничества сверхъестественных сил остается убеждением, словно духовный оберег.

Давайте не будем верить проповедям о том, будто война ускоряет процесс перехода от безверья к вере в Бога, т.к. отдельные факты и совпадения нельзя возводить в прямоперпендикулярный закон.

Разделение военнослужащих по их отношению к религии есть противоестественное отделение человека от человека. На место принципа «человек человеку друг, товарищ и брат» воздвигается узколобое внушение, разделяющее людей на «своих» и «чужаков». Свой - только единоверец, чужой - признающий другого Бога(ов). «...Предай их (иноплеменников и иноверцев. - С.И.) заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына его. Ибо они отвратят сынов твоих от Меня (иудейского Бога Яхве. - С.И.); чтобы служить иным Богам» (Библия. Второзак. 7.2-4); «Пусть верующие не берут себе близкими неверующих помимо верующих» (Коран. 3, 27). Религия веру в Бога(ов) возводит в главный принцип отношения человека к человеку. Это всегда сеяло рознь не только между отдельными индивидами и этническими ассоциациями, но и между целыми народами и странами, препятствуя их консолидации. Выработанная религией традиция чувства локтя только между единоверцами, препятствует интернационализации людей в погонах, воздвигая между ними искусственные барьеры и препятствуя установлению многообразных гражданских отношений. Примером этого является последний случай на Балтийском флоте, когда срочники из Дагестана в силу мусульманской исключительности и превосходства, быстро сплотившись в банду, начали терроризировать остальных русских новобранцев. У них отбирали деньги и мобильные телефоны, еду и новую форму. При этом связываться с кавказцами опасались даже «деды». Развлекаясь, кавказцы заставляли сослуживцев исполнять национальные горские песни и танцы. Но последней каплей стал инцидент, когда дагестанцы выложили телами матросов слово "KAVKAZ". Один из мучителей вскарабкался на трубу ближайшей котельной и оттуда запечатлел происходящее на камеру.

Данный случай говорит о глубоком моральном упадке русской нации, не способной даже дать отпор более наглому агрессивному меньшинству, и мораль «неосуждения и всепрощения» особенна вредна в армейских условиях. Без взаимной требовательности, непримиримости к нарушителям уставного порядка нет крепкой воинской дисциплины, а без нее победы. Верующий воин в лучшем случае может формально выполнять требования уставов, но бороться за укрепление дисциплины не будет. Сила воинского коллектива в его боевой сплоченности, в крепком войсковом товариществе, основанных на принципах интернационализма, а не религиозной принадлежности.

Зададимся еще одним вопросом, а поможет ли разрешить данный конфликт, уже получивший большую общественную огласку, проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, который неустанно призывает вынести из мавзолея «вонючку Ленина», как вынесли «вонючку Сталина»? Священник, который превратился в политика, и учит «стадо Христово», что «Сталин - гангстер и друг Гитлера, который его обманул и напал на Советский Союз».

Нет, нет и нет!!!

А разрешить данный конфликт, равно как и другие им подобные, можно только, если вместо попов, муфтиев и раввинов вопросами воспитания начнут заниматься те, кому это положено (видимо, замполиты и психологи - ред. РНЛ).

Необходимо вспомнить наконец-то лекцию, прочитанную в Военно-политической академии им. В.И. Ленина еще в 1964 году, где политработников учили, что «...Советская Армия по своему составу многонациональная, в ней служат представители всех народов и народностей Советского Союза. Поэтому при организации работы по воспитанию воинов в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма необходимо учитывать национальный состав части, показывать ведущую роль русского народа в великом социалистическом содружестве советских народов, помогать войнам нерусской национальности изучать русский язык, пропагандировать успехи союзных республик, воспитывать дружеские отношения среди военнослужащих разных национальностей»[3]

Вот Вам пастыри стада Христова как нужно воспитывать «христолюбивое воинство», а не «опираясь на религиозные убеждения военнослужащих-мусульман, где каждый командир может использовать позитивный материал исламской религии для улучшения морально-психологического климата в подчиненной части (подразделении)»[4]. Поражает идеологическая и мировоззренческая близорукость офицеров, разработавших брошюру совместно со специалистами Совета муфтиев России, наивно верящих в способность бороться с неуставными взаимоотношениями, употреблением спиртных напитков, наркотических и токсических веществ и др. злоупотреблениях с помощью Корана. Видимо они не понимают, что наиболее отчетливо агрессивно-идеологическая подноготная религии выступает в исламе.

А издание пособия, составленного не на основе научного исламоведения, а на основе современного модернистско-приспособленческого Богословия как раз и направлено на укрепление позиций ислама в обществе, отведения от него критики со стороны прогрессивной общественности.

Эта религиозная система, сложившаяся в условиях Средневековья, отразила в своем содержании политические коллизии стран Халифата. Немусульмане представляются главной священной книгой, Кораном, врагами ислама с соответствующими рекомендациями не вступать с ними в дружественные и родственные отношения, вести войну, жестоко относиться к ним вплоть до физического уничтожения, аннексируя их территорию. Все это говорится от имени Аллаха и представляется его «волей» (см.: 2. 92, 186-187, 189, 245; 3. 27, 114; 14. 86, 91, 143; 5, 56; 8. 12, 17, 40; 9. 5; 14. 23, 29, 41, 74, 124; 47. 4 и др.). Погибшие на «стезе Аллаха» объявляются шахидами - мучениками за веру, которых ждут райские кущи (см.: 3. 151, 163; 4, 76; 47, 5). Шахиды нередко возводятся в ранг святых. Сам же ислам и мусульманские общины возвеличиваются над другими верами как истинные (см.: 3, 106; 4, 124; 22, 77; 9, 33; 61, 9 и др.).

Такова морально-идеологическая основа ислама, генерирующая и освящающая принципы джихада - войны против «неверных». Мусульманский терроризм, таким образом, является уже практической реализацией этих принципов. Лучше бы составители пособия почитали бы К.Маркса, который указывал, что «Коран и основанное на нем мусульманское законодательство, сводят географию и этнографию различных народов к простой и удобной формуле деления их на две страны и две нации: правоверных и неверных. Неверный - это харби, враг. Ислам ставит неверных вне закона и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными»[5].

К тому же Россия, по мнению известного исламоведа А.В.Малашенко, почти два десятилетия (с коротким перерывом) воюет с мусульманами. Конкретный враг в массовом сознании представляется афганским муджахедом, кавказским боевиком. Нынешнее поколение ветеранов вправе называть себя «ветеранами мусульманских войн»[6].

Значимость «исламского фактора» для военной политики будет возрастать[7]. Это связано с демографической ситуацией, с остротой межэтнических и межконфессиональных отношений. В качестве одной из угроз в военной доктрине России останется религиозный радикализм, а это означает, что воину-мусульманину неизбежно придется выстраивать в душе внутренний компромисс между конфессиональной идентичностью и исполнением воинского долга[8].

На острие борьбы против религиозного экстремизма и сепаратизма находятся армия и другие силовые структуры, в которых служит немало мусульман. Растет число воинов призывников из мусульманских республик, где население значительно моложе. Да и сравнительное количество уклонений от воинской службы, например, на Северном Кавказе, в процентном отношении ниже, чем в целом по России.             Существующая ныне в разных частях мусульманского мира, а также и непосредственно в России нестабильность является долговременным фактором, поэтому вполне может сложиться ситуация, когда российский воинский контингент может быть привлечен для разрешения конфликтов на мусульманских территориях. При этом мусульмане могут оказаться как противником, так и союзником россиян[9].

Могут возникать необычные коллизии.

Так, в Югославии миротворцы из России явно симпатизировали православным сербам, а отнюдь не мусульманам. После решения о посылке в Ливан для охраны российских саперов подразделений, сформированных на базе чеченских батальонов «Север» и «Юг», их бойцы вполне могли оказаться в положении, когда им пришлось бы вступить в бой с единоверцами из «Хизбаллы» (после кавказских войн «чеченский щит» для российских военнослужащих на Ближнем Востоке выглядел весьма неожиданно).

Уместно напомнить, что в 1999 г. в начале второй чеченской войны Государственный совет Татарстана принял постановление «О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу». Целью постановления было вернуть из Дагестана солдат-татар, где они сражались против кавказских единоверцев. Также было принято постановление о запрете вербовки на территории Татарстана добровольцев из военнослужащих запаса для участия в боевых действиях на Северном Кавказе. Присутствие мусульман в рядах вооруженных сил требует от армейского руководства внимательного отношения, понимания того, чем является религия для мусульманина.

Таким образом, не стоит обольщаться Богословской пропагандой, амальгамирующей религию всевозможными превосходными эпитетами, памятуя, что всякая религия несет в своем содержании возможность стать мощным идеологическим фактором в борьбе реакционных кругов за свои социально-экономические интересы, а соблюдение принципов свободы совести и светского государства является лучшим средством для консолидации армейского общества, недопущения роста национально-религиозного сепаратизма и идейного раскола среди военнослужащих.

Сергей Васильевич Иванеев, подполковник юстиции, кандидат юридических наук, доцент кафедры Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии военных наук


[1] «За Честь, за Родину, за Веру», ВПК, № 34 (02.09.09-08.09.09).

[2] Владислав Шурыгин, «Литературная газета», «Марш на месте», 3-9 ноября 2004 г

[3] «Воспитание советских войнов в духе нравственных принципов морального кодекса строителя Коммунизма», М. – 1964.

[4] Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами / Сост. С.А. Григорян, С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев. – М., 2005. – 102 с.

[5] К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, т. 10, с. 167.

[6] Ислам для России / Алексей Малашенко ; Моск. Центр Карнеги. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 192 с., ил.

[7] См. С.А. Мельков, Исламский фактор и военная политика России. Монография.М.  2001.

[8] Ислам для России /Алексей Малашенко; Моск.Центр Карнеги.- М..:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.— 192 с..,ил.

[9] Там же.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 107

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

107. православный : на 106
2010-06-24 в 14:20

Замечательно, но пропущен один важный член данного символа: сердце - даме :) там еще было. Какие у них там существовали нормы поведения до революции? Сведения на этот счет противоречивы :( Сейчас возможно понять только косвенно. Всякие были нормы.

Ну вот, а сегодня годовщина парада Победы на Красной площади 24 июня 1945.
http://www.sovross.r...s.php?name=News&;file=article&sid=57865 Приведена фотография криптоправославного воинства на параде, жаль только мелкая :(

Псс: Есть еще проблема мавзолея. Но ее правильно будет не спутывать с другими проблемами.
106. Писарь : 94Демагогу.
2010-06-07 в 00:42

"Богу Душу,Жизнь Царю,Честь Никому".
Это не мои слова.
Честно говоря, я не знаю имени автора.
Однако,такие представления, о Воинском Долге, были Нормой для Офицера Русской Армии.
Вполне естественным делом,Нормой Поведения.
105. Демагог : Православному (с большим удовольствием читал Ваши 100ящие комментарии )
2010-06-05 в 22:23

Откуда-то оно (сознательное понимание воинского долга) бралось у коммунистов и комсомольцев во время Великой Отечественной - именно сознательное понимание воинского долга, совершенно сознательное. Странно да?



Ничего странного, повторюсь, что религиозное чувство - врождённое, а не привитое окружаещей средой. Примеры героизма среди коммунистов безусловно были, однако не надо забывать, что в то время многие скрывали свои религиозные убеждения, но всё же в душе не отвергались Христа и православной веры, кто знает, а может эти подвиги совершались криптоправославными членами партии (яркий пример - Жуков, Рокоссовский). Были примеры и противоположного характера. Вот некоторые из них:
Маршал Еременко так объясняет успех Вермахта в первые месяцы войны — "Наши войска не имели достаточного опыта борьбы с танками. Тяжелая артиллерия оказалась неповоротливой и также не имела опыта борьбы с танками. Пехота и кавалерия при появлении танков чаще всего уходили в недосягаемые для танков районы — в леса и болота". Другими словами, красноармейцы попросту разбегались при первом натиске противника.

Из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского - "Нанесенный врагом неожиданный удар огромными силами и его стремительное продвижение в глубь территории на некоторое время ошеломили наши не подготовленные к этому войска. Они подверглись шоку... Наблюдались случаи, когда даже целые части, попавшие под внезапный фланговый удар небольшой группы вражеских танков и авиации, подвергались панике... Беспорядочное движение мчавшихся поодиночке и группами машин больше напоминало паническое бегство, чем организованную эвакуацию".

Генерал А.В.Горбатов оставил воспоминания об «обороне» Демидова. Этот город, являвшийся важным узлом шоссейных дорог, защищали части полностью укомплектованного личным составом и техникой стрелкового корпуса. Немцы взяли Демидов без единого выстрела. Стрелковый корпус фактически разбежался, даже не вступая в бой.

Из справки НКВД - За первый месяц боев только в полосе Юго-Западного фронта были задержаны более 75 тысяч дезертиров — целая армия. С начала войны по 10 октября 41 года особыми отделами НКВД и заградительными отрядами войск НКВД по охране тыла задержано 657 364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта... По постановлениям особых отделов и по приговорам военных трибуналов расстрелян 10 201 человек (в среднем 100 человек каждый день, экипаж подводной лодки). За годы Великой Отечественной войны были расстреляны по приговору трибунала 300 тыс военнослужащих советской армии. Для сравнения: боевые потери США во второй мировой войне составили примерно столько же.
Всего за историю Великой Отечественной войны, согласно немецким источникам, в плен попало более 5 млн советских воинов, из них в первые полгода войны - более 4 млн чел. Из письма Сталину писателя Богданова - "Я видел массу примеров героизма, но я видел и то, как целыми взводами, ротами переходили на сторону немцев, сдавались в плен с вооружением без всяких «внешних» на это причин. "
Раз не было внешних, значит, были внутренние. Какие же это "внутренние" причины? Одна из них - страх и нежелание раставаться с собственной жизнью ради жизни других людей во имя сомнительного Чувства гражданина. Только из чувства человеческого достоинства ещё может быть. Красноармейцы фактически были духовно обезоружены атеистической пропагандой.

Тогда возникает вопрос: как позднее они совершали безпримерные подвиги самоотверженности, подобные описываемому немецким офицером, учавствовавшим в боях под Киевом: "С расстояния в 600 метров мы открыли огонь, и целые отделения в первой волне атакующих повалились на землю... Уцелевшие одиночки тупо шли вперед. Это было жутко, невероятно, бесчеловечно. Ни один из наших солдат не стал бы двигаться вперед. Вторая волна тоже понесла потери, но сомкнула ряды над трупами своих товарищей, павших в первой волне. Затем, как по сигналу, цепи людей начали бежать. С их приближением доносилось нестройное раскатистое: «Ура-а-а!»... Первые три волны были уничтожены нашим огнем... Пулеметы раскалились от непрерывного огня, и часто приходилось прекращать стрельбу для замены стволов... Количество, продолжительность и ярость этих атак совсем истощили нас и довели до оцепенения. Не буду скрывать, они испугали нас. Для отражения подобных атак русских нужны крепкие нервы и сознание того, что наше прекрасное стрелковое оружие в состоянии противостоять массовому наступлению русских... Атаки русских проходят, как правило, по раз и навсегда данной схеме — большими людскими массами — и повторяются несколько раз без всяких изменений... Отбитые атаки повторяются снова, не щадя сил..."

Ответ жесток: Советское руководство, видя развал армии, массовую сдачу в плен солдат и нежелание их воевать за тоталитарное государство, ответило испытанным средством — репрессиями. 16 августа 1941 г. Сталин подписал приказ № 270. В соответствии с этим приказом солдаты, попавшие в плен, зачислялись в предатели и дезертиры. Каждый боец и командир, отправляясь на фронт, теперь знал, что оставляет у советской власти в заложниках членов своей семьи. Члены семей «изменников Родины» не только лишались государственной поддержки, но часто подлежали аресту и ссылке в отдаленные местности СССР на срок в пять лет.
И ещё, писатель-фронтовик В.Быков писал в своей статье «За Родину, за Сталина!»: "Правилом ... была полная покорность перед старшими и беспощадная жестокость по отношению к подчиненным; на этом в войну преуспели многие. Именно степень требовательности, а не что-либо другое, определяла карьеру самых выдающихся полководцев сталинской школы." (спорное утверждение, но вот он так писал)
104. православный : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-05 в 16:29

Знаете, братья и сестры, вот я долго думал и наконец удалось кажется сформулировать давно вертящуюся мысль. Есть ведь еще очень серьезный аспект - "БЛАГОЧЕСТИЕ", назовем так условно. Душа человека, как нас учат, по природе христианка. Наверное да! То есть человек изначально по природе все-таки хочет хорошего, хочет быть хорошим, готов за это бороться. Вот у русских, у нас, наверное это развито как раз наиболее "сильно".

В советское время духовный фундамент (что-ли) имел примерно такие черты. Мы делаем хорошее дело, у нас это хорошо получается, мы сами хорошие, мы будем еще более хорошими и поможем (а кто не хочет, заставим) остальным - это наша цель. Поэтому нам, русским - это пришлось по душе, например, тем ребятам, которые в Харькове встали на пути врага. Именно благочестие! Может быть в этой группе был кто-то из православных, но вряд ли все, потому что судя по слаженности их действий, это было какое-то целостное подразделение.

По путям к хорошему идти было конечно тяжело, и в итоге надорвались(с чьей-то помощью). К тому же совсем не учитывался такой аспект как грех. И восторжествовало зло - ведь хорошими быть трудно. Распространение зла быстро приняло характер духовной эпидемии, пожара. Люди быстро свыклись (с чьей-то помощью), что все плохо, и так это и должно быть, и мы сами плохие, и это неизбежно, и выхода нет.

Свыклись-то свыклись, но душа все равно остается христианкой. Наш Господь милостив, и Он какой-то выход показал. Начала подниматься Церковь, где снова провозгласили: добро есть, благочестие есть, хорошие люди есть. Все сюда! Давайте будем делать, чтобы этого становилось больше. Вот мы, русские, и снова на это откликнулись. Но откликнулись именно на призыв прежде всего к благочестию и наверное снова интуитивно.

Что касается армии (под этим я как раз могу тоже "подписаться"), там вообще все экстремальное. В условиях армии, а т.б. войны, добро и зло проявляются как-то более рельефно что-ли. Поэтому конечно же, если батюшки утверждают дух добра, справедливости, то конечно аудитория будет, даже если и не слишком станет вникать в религиозные тонкости. Помоги Господи :)
103. православный : на 100. Олегк
2010-06-05 в 15:49

Спасибо!
Нет, друзья мои, клерикализации армии - быть.

Совершенно верно. Чему быть, того не миновать. Однако рано или поздно все равно придется за ум как-то браться.

Дело в том что в священниках даже самых плохих гораздо больше жизни и бодрости и стойкости.

Возможно! Мне кажется, я это тоже замечал. Священники конечно люди в чем-то особенные, и само Священство вообще является Таинством. Без Православной Церкви, без священников мы сейчас свою жизнь уже конечно не мыслим.

Но с другой стороны, священнослужители это граждане страны. И они относятся к такой категории граждан, под которой - как бы это выразиться - "ничего не горит". В очень туманной форме эта категория отвечает за какую-то очень туманную область (если не считать богослужения). И в этом наверное источник соблазна. Но конечно к ответу Господь призывает и их, причем сугубо (и это уже было).

В чем-то есть аналогия с историей о том, как хаджа Насреддин по заданию эмира взялся за обучение ишака человеческой речи: за двадцать кто-нибудь все равно умрет - "или я, или эмир, или ишак". Ну истребят Российскую армию в случае серьезного конфликта (а заоодно и полстраны) - ну что же делать. Веры значит не было, веры! Говорите, одержал победу вонючка-Сталин, да вы что на полном серьезе, вы что в своем уме? Это же было не правильно - без веры. Как можно поклоняться идолам?
102. православный : на 89 Свечкодуй странно
2010-06-05 в 14:57

Спасибо!
Простите, можно я кину пять копеек?

Это у Вас один к одному повторение мысли отца Димитрия Смирнова Да откуда же взяться сознательному миропониманию воинского долга без веры в Бога и в вечную жизнь? Откуда? Ну вот откуда-то оно бралось у коммунистов и комсомольцев во время Великой Отечественной - именно сознательное понимание воинского долга, совершенно сознательное. Странно да? Чувство гражданина, ответственность перед соотечественниками, человеческое достоинство. В основе своей вообщем-то христианские мотивы - но у формально-атеистов, представьте себе!

Зачем наводить религиозную тень на плетень? С какой стати воин должен готов отдать свою жизнь, если после смерти ему будет абсолютно всё равно, что будет, а он ещё так мало пожил! С такой стати, что душа тоже тоже ведь чего-то стоит. Существует "тело, душа и дух", как учит архиепископ Лука. Человек может что-то любить, что-то ненавидеть. С такой стати, что очевидно, и без веры в загробный мир существуют какие-то вещи, которые дороже своей собственной жизни. Или иначе, что без каких-то вещей, жизнь будет просто не нужна, не в радость она будет - даже формально-атеисту, язычнику и т.д.
101. православный : на 95 Андрею
2010-06-05 в 14:19

Спасибо!
Безусловно в отношении своей оценки, что Церковь "не готова" я и сам буду только рад, если ошибаюсь. У меня конечно нет целостной картины, чтобы правильно оценить этот вопрос. Разве что, несколько лет назад участвовал в православных мероприятиях в окружном военном госпитале. Мне тогда все это не очень "понравилось". Бесхребетно! Если что-то рекомендуете почитать, укажите пожалуйста - обязательно это сделаю (в интернете имеется в виду). Если можно, где Вы нашли цифру 2000 священников? Да, например отец Олег Тэор (когда-то был в его псковском храме, подходил под благословение о.Олега, но очень кратко - жаль).

С другой стороны согласитесь, Андрей, ведь не может существовать отдельно взятая "военная" Церковь и отдельно взятая "гражданская". Вижу по себе самому, и вокруг себя, и привожу оценку отца Евгения (!), что воцерковляемость крайне низкая http://ruskline.ru/a...vojne_kak_na_vojne/ Почему? На мой взгляд, хотя бы по той простой причине, что не хотят разбираться в духовных путях революции и всего последующего. Просто не хотят! Это не выгодно - лучше замять вопрос. В результате, там где дело доходит до нашей повседневной жизни "опровославленных совков" (шутка), на такой основе сделать слово Евангелия живым в полной мере и не получается, ничего удивительного. Евангелие и лукавство не совместимы. Один из самых главных вопросов - социальный не обозначен, а именно замят. Вместе этого видим церковные парады, построения, шествия, помпезные речи и... возрождение Церковного суда.

Армия плоть от плоти и кровь от крови народа. Так ведь? Вот свежий пример. Трагедия на шахте Распадской. Конечно же собирается епархиальное собрание. Очень хорошо! Принимается обращение
http://kneparhia.ru/content/view/3241/1/
"мы должны взвешенно и грамотно оценить происшедшее. Не распаляя сердец, без гнева и осуждения, не поддаваясь на провокации". И ни словечечка о том, почему произошла трагедия, какие пути выхода. Они что, не разумеют? Разумеют: "за 2009 год число долларовых миллиардеров России возросло в два раза - с 32 до 62".
http://rv.ru/content.php3?id=8461
А почему не глаголят, если разумеют? Как будут служить призывники из Кемеровской епархии? Подземный раб и военный раб. На быдло и VIP нас Господь разделил - вот и все живое Евангельское слово.

И все это когда-то уже было. 1912 год Ленский расстрел. Два батюшки отправляются к страждущим - причащать, соборовать, отпевать. Оба получили сердечный приступ, и один из батюшек там же умер. Неужели история ничему не учит? Где живое Евангельское слово? Никто из православных людей своим сердцем не хочет озлобляться, поддаваться на провокации и т.д., как сказано в епархиальном обращении, но мы живем-то не на луне. Быдлу по определению суждено быть в безысходном грехе - оно туда загнано.

Отвечу по поводу деятельности отца Димитрия Смирнова. Я знаю, что это очень хороший священник, любимый своими прихожанами. Поэтому тем более обидно! Для деятельности о.Димитрия - там где она выходит на общественно-политический путь - характерна крайняя антисоветская, антикоммунистическая направленность. И не просто крайняя, а вообще дикая, пещерная. Причем сам отец Димитрий никогда до объяснений не снисходит, например когда публично обзывает Сталина вонючкой, гангстером и т.д. Такой подход БЕЗУМНЫЙ, он не соответствует никакому элементарному здравому смыслу (не говоря уже о науке). Вопрос. Кому выгодно, чтобы руководителем военного духовенства был человек с такой позицией? Давайте подумаем, кому.

В течение более 20 лет под руководством вражеских спецслужб (безусловно) в нашей стране проводится вредительский эксперимент по реставрации капитализма. В результате по всем без исключения значимым показателям страна оказалась на краю гибели, в т.ч. по военным - оборона разрушена. Провалился капиталистический эксперимент, пора его заканчивать, иначе нам реально конец, но отцу Димитрию все это "до лампочки" - главное побольше храмов. Плюс дымовая завеса религиозной риторики вместо живого Евангельского слова. Вот экспериментаторам это и выгодно.

Погибших батюшка конечно же пожалеет и квалифицированно отпоет. Можно догадаться и какой будет его ответ на вопрос (будущий) почему все так получилось? Веры у вас нет, веры, и грех на вас коммунистический - вот и смывайте кровью. Сего ради долларовые миллиардеры на храмик-то скинутся уж наверное (свои же люди).
100. Олегк : ...
2010-06-05 в 12:46

Это были православный с ковшеком - доставляли простыню генералу Власову. Нет, друзья мои, клерикализации армии - быть. Дело в том что в священниках даже самых плохих гораздо больше жизни и бодрости и стойкости.
99. Ева : Это вселяет надежду
2010-06-05 в 12:05

ЦИТАТА:"Но ее нигде не взяли, объяснив, что ее содержание противоречит линии сегодняшней партии"
98. Автор статьи : Комментарий от автора
2010-06-05 в 10:16

Дорогая редакция! Огромное спасибо за публикацию моей статьи.
Да, я в письме в редакцию сам попросил опубликовать мое несогласное мнение с клерикализацией ВС РФ. И я не сокрушаюсь о публикации. И нет раздвоения личности. Причина в другом: данная позиция автора является протестом против клерикализации военной организации государства, но не открытым вызовом православной аудитории, противопоставление себя ей. Направляя Вам статью, я хотел лишь обозначить противоположную точку зрения на роль религии в армии, а не ввязаться в конфликт. Тем более уже после публикации данной работы в "ЗС". С уважением, автор статьи.
97. lucia : Автору
2010-06-05 в 09:25

Да что там чувства? Разве мы похожи на чувствительных? Вот без боеспособной армии оказаться - это срашно. А откуда возьмется боевой дух? Из убеждения. что после смерти человек превразается в кучку перегноя? И не более того?
96. Автор статьи : Комментарий от автора
2010-06-05 в 08:36

Уважаемые читатели моей статьи! Я не понимаю зачем мне такое общение:"А если хотите что-то обсуждать с православными то хотя бы из элементарной вежливости надо свой атеизм на время беседы убирать подальше ... А то немного непонятно для чего вы пришли сюда - проблему обсуждать или атеизм проповедовать..."
Я к вам не приходил, да и не имел цели вас как-то раззадорить или же бодаться с Православием. И вот почему. Данная статья была написана мной полгода назад и направлена в ВПК (основной рупор клерикализации армии) и ряд других военных изданий. Но ее нигде не взяли, объяснив, что ее содержание противоречит линии сегодняшней партии. Единственное из изданий, осмелившихся ее опубликовать, это авторитетный атеистический журнал "ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ", хотя статья в силу политкорректности была частично изменена. См.: http://i-r-p.ru/page...nt/index-25981.html
Именно в тот момент и была мной направлена моя статья на сайт РНЛ. И мне непонятно зачем ее было публиковать спустя 5 месяцев. Еще раз приношу свои извинения верующим читателям, если они увидели оскорбление своих религиозных чувств в моей статье. С уважением, автор.

[От дорогой редакции: Дорогой товарищ подполковник. Вы же в письме в редакцию сами попрочили опубликовать Ваше несогласное мнение. А теперь сокрушаетесь зачем было публиковать. Какое-то прямо раздвоение личности. А что до сроков публикации, так их определяет редакция. У нас помимо С.Иванеева полно статей, которые ждут своей публикации, поскольку наши возможности не безграничны.]
95. Андрей : Ошибаетесь, милейший!
2010-06-05 в 02:10

Откуда у некоторых православных дерзновение расписываться за то, от чего они, как видно, по жизни далеки? Как полковник запаса, имеющий в настоящее время прямое отношение к воинскому служению нашей Церкви, рад высказать свое мнение - Церковь наша к воинскому служению на сегодняшний день готова гораздо больше, чем 20 лет назад и это время не прошло даром - 2000 священников, которые в настоящее время НА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОСНОВЕ (в том числе и в "горячих точках")окормляют наши силовые структуры лучшее этому подтверждение! А НА ШТАТНОЙ ОСНОВЕ пока только десяток с небольшим должностей, да и с ними вопрос полностью пока что не решен... Только с Богом возродим по Его милости и Русскую Армию и саму Россию!
И еще-знают в нашей Церкви, как сделать слово Евангелия живым - почитайте хотя бы проповеди отца Димитрия Смирнова, о котором Вы позволяете себе так уничижительно отзываться - не по православному это как - то...
А останется время, почитайте материалы, написанные современными людьми Церкви - и священнослужителями и мирянами на тему истории нашей страны и Церкви в прошлом веке (хотя бы то, что размещалось на "Русской линии") - очень даже глубокие вещи встречаются, так что ошибаетесь, милейший!
94. Демагог : Соблюдая принципы научной логики, давайте признаем, что вся правда за религией
2010-06-05 в 01:40

Соблюдая принципы свободы совести, давайте не забывать и о том, что вся правда за наукой, а не за религией. Поэтому необходимо всемерно овладевать научными знаниями. Их дают военнослужащим по призыву командиры, научные книги и самая жизнь, развивающаяся отнюдь не по религиозным канонам, а по объективным законам самого бытия.


Чем занимается наука? В общем смысле: изучением законов бытия. Тот феномен, который мы называем Природой или в более широком случае Вселенной, живёт и развивается по неким законам. Более того удивительно, что существует разум, способный понять и изучить эти законы. Если в этом нет разногласий, то зададимся вопросом: может ли быть закон без законодателя? скажем, в силу объективной необходимости? Допустим, некий демагог заявит, что светофор - это дерево, которое росло на перекрёстке и в силу объективной необходимости (чтобы машины не врезались в него) эволюционировало в светофор. Пожалуй, такого мудреца засмеют даже дети! Кто же этот законодатель? Все религии согласны: Высший Разум. Даже учёные говорят об энтропии и упорядоченности, а если есть упорядоченность, то ответьте, кто упорядочил весь этот стройный танец мельчайших молекул и величайших планет? кто закрутил колесо истории? Большой Взрыв, быть может? а кто тогда заложил эту Бомбу? Правдивый учёный должен признать, что есть Высший Разум. Низший, человеческий разум, не способен познать Его, но способен понять Его законы. Мы познаём Бога (Законодателя) настолько, насколько Он сам открывается нам, в высшей степени Он открылся нам в Иисусе Христе, которого мы называем ещё Слово Божие. И законы мы познаём по мере открытий. Менделеев, говорят, открыл свою таблицу во сне, что это, если не откровение свыше? А величайший русский учёный Михайло Ломоносов? Какой величайший разум даровал ему Господь, что он такие великие открытия сделал! Очень верующий человек был. И Исаак Ньютон, чьи законы мы знаем наизусть, и Нельсон Бор, религия не мешала им овладевать научными знаниями, а помогала.

PS
Браво, Писарь : О праве на самозащиту."Богу Душу,Жизнь Царю,Честь Никому." - просто великолепно, лучше не скажешь, последнюю рубаху мы готовы отдать, а вот Честь никому.
93. Писарь : О праве на самозащиту."Богу Душу,Жизнь Царю,Честь Никому."
2010-06-05 в 00:15

Есть такая русская поговорка
"Встречаем по одежке,провожаем по уму".

Русский человек Вообще и гостеприимен и доброжелателен.
К людям,(без различия) Проявляет Неподдельный,Искренний Интерес.
Что еще характерно для русского человека-Простота Нравов.
Люди, ее лишенные,ошибочно принимают за Наивность.
Эта ошибка всегда дорого обходится, тем,кто ее допускает.

Приезжает некто,в Россию,огляделся по сторонам-люди радушные,что попросишь дают,а чего и не попользоваться.
И то и это,надо, и последнюю рубаху.
Смотрит человек-"малахольные" какие-то,другие бы в зашей давно вытолкали,а эти помалкивают.
Дальше больше,теряет человек чувство реальности,заносится,"учительствовать" начинает.
И такие вы и сякие, и все у вас не так.
Вообщем, жить вы не умеете,я вас научу.

И не понимает того человек,что Учитель у Русского Народа Один-Христос.
Он для Русского Народа Все- и Ум и Честь и Совесть.(мы просто над этим не задумываемся).
Тут уже русский человек не выдерживает и провожает "учителей" по "уму".
Вежливо так, провожает.
Аж до дому.
Кого куда.
Кого до Парижа,кого до Берлина,а кого и прямым сообщением... к Господу Богу.

Сидят "учителя" дома,охают.
Не так синяки и шишки мучают,как мучает то,что не понимают Искренне,За Что?
Мы им "европейский культур-мультур","политес-деликатес",а они нам... "кулачищем в морду".
"Мужичье сиволапое".
Обидно,до слез.
И вот,глядь,"новый Мальбрук" в поход "сбирается".
"Господи,ну будет этому когда-нибудь конец-то...".

Честь Никому!
Почему так?
Честь и Достоинство Человек обретает во Христе.
А то(Честь и Достоинство) Господь от Человека Вернуть Никогда не Требует.
92. Демагог : Религиозные чувства - не врожденные, а привитые и развитые окружающей средой?
2010-06-04 в 23:23

Позвольте и с этим не согласиться. Мне, человеку воспитанному в советской среде, с самого детства казалась невозможной мысль о том, что после смерти я перестану существовать. Мне легче было бы представить границы вселенной, хотя тоже невозможно: если есть граница, то должна быть и заграница. Откуда такая уверенность в вечной жизни у советского пионера, да ещё и некрещённого в то время? Я, когда узнал, что Христос воскрес и вознёсся на Небо, даже не удивился, сразу поверил. Потому, что только в этом случае есть смысл жизни, всё иное - только тлен.
91. Георгий Р : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 23:20

Наша сила, сознательность и боеспособность - не в молитве, а в грамотном миропонимании, в сознательном выполнении своего воинского долга.


Атеист верит, что последнее возможно без первого.

поможет ли разрешить данный конфликт ... проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, который неустанно призывает вынести из мавзолея «вонючку Ленина», как вынесли «вонючку Сталина»? Священник, который превратился в политика, и учит «стадо Христово», что «Сталин - гангстер и друг Гитлера, который его обманул и напал на Советский Союз».


Здесь придется согласиться – не поможет

Необходимо вспомнить наконец-то лекцию, прочитанную в Военно-политической академии им. В.И. Ленина еще в 1964 году, где политработников учили, что «...


Зачет.
Даже если бы автор достиг поставленной им цели, то это не имеет значения для верующего. К неверующим можно только проповедовать.
90. Демагог : Церковь - это и есть общество, православное
2010-06-04 в 22:55

...там, где наше общество, больное по многим статьям, не справляется в решении насущных проблем, оно обращается к помощи Церкви. Все это отпадёт, когда наше государство станет более отлаженным в его основных структурах. Тогда в религии просто отпадет необходимость...


Это всё равно, что заявить: для того, чтобы ракета полетела в космос, её нужно только разогнать, дальше она полетит сама. Но государство - это не ракета, а общество - это не космос. Да и Церковь - это не средство решения насущных проблем, это корабль духовного спасения в пучинах космического зла.
89. Свечкодуй : какое это счастье рвануться в Небо на поле брани с молитвой "Господи, приими дух раба Твоего"!
2010-06-04 в 22:33

Наша сила, сознательность и боеспособность - не в молитве, а в грамотном миропонимании, в сознательном выполнении своего воинского долга.


Да откуда же взяться сознательному миропониманию воинского долга без веры в Бога и в вечную жизнь? С какой стати воин должен готов отдать свою жизнь, если после смерти ему будет абсолютно всё равно, что будет, а он ещё так мало пожил! с какой стати он должен нести тяготы воинской повинности, если только не из страха быть наказанным за неподчинение, да и что это за воин, который служит из страха быть наказаным, так он и наступающего врага испугается. Другое дело верующий человек. Православные тоже подвержены первородному греху, нам присущи те же пороки и страсти, что и остальным людям, в том числе и животный страх перед смертью, но мы каемся в своих грехах и боремся со страстями. Нам есть, во имя чего это делать!
88. Аноним : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 22:24

Простыня и кладбище...Ползти и не чем не думать...

http://www.rusk.ru/n...ata.php?idar=176697 Там пятеро ребят ни о чем не думали. Встали в круговую на Привокзальной площади Харькова у станков своих "сорокопяток" и сожгли колонну любимца Гитлера Рейхенау.

А кто-то полз по направлению к кладбищу, до Волги, руководствуясь указанием Ставки
87. Свечкодуй : является ли религиозность источником конфликта? отнюдь
2010-06-04 в 22:03

Цель данной статьи заключается в доказательстве того, что массовая религиозность военнослужащих является потенциальным источником конфликта в воинском коллективе, т.к. всякая религиозная система, как результат антагонистических социальных условий, в своем содержании имеет (и сохраняет) недружелюбное, а то и откровенно враждебное отношение к другим религиям.


Следует различать отношение православных к другим религиям и к своим сослуживцам, исповедающим другие религии. Господь учит нас любить даже врагов своих, Он заповедовал нам, невзирая на религиозные воззрения наших ближних, оказывать им равное расположение: если они нуждаются в нашей помощи, оказывать эту помощь, не оскорблять никого и никому не делать никакого зла, только добро. Если кто ударяет нас в ланиту, то мы подставляем другую, но если кто поднимает на нас оружие, то Господь дал нам право защищать свою жизнь и своих близких, даже от кулака мы имеем право защищаться (удар рукой по щеке является скорее оскорблением, чем нанесением физической травмы, хотя Серафим Саровский воспринял эту заповедь буквально и позволил забить себя почти насмерть). Это право на самозащиту вытекает из слов Иисуса: "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему", то есть мы можем отстаивать свои интересы, а прощать должны, если брат кается, то есть исправляется, а если нет, то мы можем и наказать такого, то есть научить кое чему. А можем и даром простить, как Господь простил своих распинателей, но это уже высшая мера совершенства.
Иноверцы для нас (как и атеисты) просто несчастные люди, которых мы можем только пожалеть, так как они лишены благодати Святаго Духа, лишены возможности причащаться тела и крови Христовых. За что же нам испытывать к ним вражду? Другое дело, если кто замышляет против нас злое, то мы в обиду себя не дадим. Смерть нам не страшна, она для нас желанна, но только такая смерть, чтобы непостыдна и доброго ответа на Страшнем Судище достойна. А тем, кто хочет жить с нами в мире, - наша дружеская рука, неважно: мусульманам, евреям, атеистам, да хоть папуасам.
86. Олегк : ///
2010-06-04 в 21:15

Ну понятно же - простыней и на кладбище. Одна моя знакомая когды была у протестантов лично объехала с проповедью N-цать воинских частей ;) Красной Армии совершенно не брезгуя тем что она (Армия) Красная. А вот сейчас стала Православная - и куда там... Точно не готовы :)
85. православный : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 20:21

Еще я думаю, что современная РПЦ серьезно работать в армии просто не готова. Это видно хотя бы из того, что Из десяти крещенных в православной вере русских людей только один регулярно посещает храм. В живом слове Евангелия в наше время нуждаются не внешние, а верные. В РПЦ пока еще не знают, как сделать слово Евангелия живым, т.е. как вообще надо правильно работать с людьми.
http://ruskline.ru/a..._vojne_kak_na_vojne/

Если без дураков, Православие ведь очень сложная штука. Сложность состоит в том, что в сущности это "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Христианство религия ортодоксальная. Чего тут нужно добиваться? Спасения. А что это такое? Куда-то как-то поворачивать свое сердце. Но вообщем, когда доходит до практики, никто толком не понимает.

В мусульманстве такого положения нет, поскольку эта религия ортопроксическая, иначе "бытовая". Чего тут нужно добиваться? В сущности одного - благополучия. Что это значит? Будь благочестив, выполняй не сложные обряды, держись за своих, дави неверных и ничем не заморачивайся, т.е. все то, что соответствует чаяниям простого мусульманского обывателя.

В добавок еще, современное русское православие, в отличие скажем от греческого, чрезвычайно заморочено на "политике". Ведь нигде, кроме России, не было таких вещей, как синодальный период, революция, гражданская война, репрессии, построение социализма, реставрация капитализма. Причем, пока не видно, чтобы у нас в Церкви кто-то пытался в этих вещах серьезно разбираться. Объявили, что во всем виноваты безбожные власти, "вонючки" и все. Но людей-то не обманешь. Так что грекам легче :)
84. lucia : Провинциал
2010-06-04 в 19:17

Вот тут я с Вами не соглашусь Если еще и армия будет сама определяться. пиши пропало. Да оно и так уже пропало.
Впрочем, ура правительству.
83. Олегк : ...
2010-06-04 в 18:48

Т.е. рекомендуете накрыться простыней и ползти на кладбище ? Ибо опыт ВОВ показал - без Церкви русский народ не побеждает.
82. Олегк : ...
2010-06-04 в 18:46

Это не наивность а борзость - и не надо себя путать.
81. Провинциал : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 15:52

75. Блинов: "Эх, Валерий, Валерий. Прочитали и молчок."

- Если это мне, то я уже высказался, и не раз. К сожалению, последнее слово не дошло.
Не вижу смысла далее мусолить тему. Разговор разбивается на соершенно малосвязанные со статьей темы.
У нас власти разрушают, все, что связывает население в единое государство и убивает само население. Армия - не исключение. Честно говоря, я не вижу реального способа мирно разговаривать с властью. В "выборы" не верю: из не будет, никогда не дадут реально участвовать в них и выдвигать патриотов.
Армия сама должны определиться, на чьей она стороне. Как и все мы. При этом условии крови будет меньше.
80. Ева : Анне Райт
2010-06-04 в 15:27

Ну что Вы,дорогая Анна,тогда и я присоединюсь на этот раз к Вашему "женскому рассуждению" и с Вашего позволения поддержу Вас.Хотя тут кто-то сказал неженское это дело армия.
Вся надежда на этих солдатиков.Раз вышестоящие командиры не хотят видеть окормленную армию священниками.Им нужны только политработники,а духовники не нужны,потому что в Армии солдат видеться,не как человек,а как отдельный винтик военной махины.И никаких религиозных соплей,простите,за грубость.
79. КовшекЪ : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 15:04

Вообще наивность православных поражает! Нас не пустят ни в школы, нас не пустят ни в армию, нас не пустят в медицину, нас никуда не пустят. Нам максимум дадут поляну в интернете.

Человек вам честно заявил - "православные вы лишние, мы как-нибудь без Вас". А вы пытаетесь выстроить воздушные замки из собственных домыслов и иллюзий.

НИКТО, НИГОГДА не пустит пастырей в армию, все должности заняты политработниками (психологами). А то, что есть некоторые исключения в отдельных (ракетных), частях лишь подтверждает правило - "попы никогда не войдут в СИСТЕМУ"
78. КовшекЪ : олегку
2010-06-04 в 14:39

Этим и отличается армия соединенных штатов - у них есть на один православный взвод англоязычный о.Трифон, а нашей милионной армии не нужен даже о.Дмитрий Смирнов, со всем его острословием.
77. Олегк : Ковшеку
2010-06-04 в 14:09

Вот это глупости. Возможно же такое служение в глобалистско-сатанисткой армии США. Представьте себе у американских солдат есть Православный капеллан, какой-нибудь англоязычный отец Трифон (есть! есть! и очень неплохо себя чувствует!) , а у русских нет.
76. АННА РАЙТ : Natalie
2010-06-04 в 13:51

Да, уважаемая Natalie, нет никакого противоречия в ковшековском поведении. Помните "там добивать можно"? "Это все совок, от которого "подлинно русского православного человека" воротит"...власовцы - они всегда власовцы. А я вот (опять Ева мне скажет, что по женски рассуждаю)знаю, что на этих солдатиков только и надежда. А других у нас нет и не будет. У ковшеков с читательницами будут, а у нас нет. Так зачем нам их слушать?
75. Блинов : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 13:14

Эх, Валерий, Валерий. Прочитали и молчок.
74. КовшекЪ : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 12:06

Олегку:
В Красной Армии церковное служение невозможно. Невозможно в принципе. Как бы не желал этого о.Дмитрий Смирнов, как бы не назвалась РККА, хоть Советской, хоть Российской, как была рабоче-крестьянской, так и останется.

Автор четко обозначил свою позицию: "нам попы не нужны". Ясно и конкретно. А вся полемика идет о деталях.
73. Олегк : ...
2010-06-04 в 11:27

Перлмуттер обещал показать "последнего попа" по телевизору. А о своих походах в синагогу он не считал своим долгом докладывать широкой советской общественности.
72. Олегк : ...
2010-06-04 в 11:25

Ясность мысли порождает ясность слова и что немаловажно последовательность действия: "...когда срочники из Дагестана в силу мусульманской исключительности и превосходства..." Милая совковая корявость формулировки не случайна - объяснение факту дать надо, а суть вопроса обойти. Хочется переадресовать автору его вопрос: Что русский солдат как личность способен противопоставить в духовном плане псевдодуховности основанной на чьей-то убежденности в своей исключительности и превосходстве ? Конспект лекции о руководящей роли русского народа ? А может показывали - не сработало - почем вы знаете ? Понимаете есть очень немаловажные вещи однако не принадлежащие официальной идеологии. В первую очередь это - внутреняя основа человека, духовный стержень. Тот самый который в совке успешно подрывался. И если эта основа подгнила то официальная идеология вряд ли ее выправит.
71. Александр : для трезвления
2010-06-04 в 10:50

В помощь автору:
http://badnews.org.r...nost/2010-06-03-1431
70. Провинциал : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 10:48

42. Олегк: "А так называемые Хрущев, Брежнев были разве не евреями?"

- Не могу с уверенностью говорить, т.к. таких материалов не читал. Хрущ по крайней мере в синагогу не ходил.
69. Ева : 63
2010-06-04 в 10:13

Зря Вы так волнуетесь,уважаемый КовшекЪ,скорее всего автор прекрасно понимает на чей суд выставляет свою статью.Эпитеты там не хуже навешаны на православных.Почитайте его дополнительную ссылку.И можно задаться вопросом,а можно,как-то покорректнее и уважительней отзываться о верующих людях.
И Вы правы акценты расставлены не совсем правильно и в довольно грубой форме....А упрямства и нам не занимать.

Не могу понять,что больше волнует автора - образ молящегося солдата или то что " застланные" батюшки будут пропагандировать воевать и равняться на нынешних государственников(внедрять в сознание военных правильность нынешней государственной политики).А может и то и другое.
Если бы автор без всяких предвзятых издевок,рассчитанных ради красного словца на атеистически настроенную аудиторию,изложил свои волнения четко и ясно,то реакция быть может была бы другая на его статью.
68. Олегк : ...
2010-06-04 в 09:11

Вы правы, Lucia, много еще будет людей в погонах авторитетно выступать доказывая то что доказывает автор с единственной целью - чтобы православные послушав сами умылись и отступились. Но новейшая история Православия в нашей стране в последние 70 лет показывает совершенно иные образцы терпения и cмирения в сочетании с несгибаемой волей к выполнению своего долга по несению слова Божия. Можно сказать так - Церковь топтали сапогами а она продолжала дело Христово. А тут нас откровенно берут на понт. Не Церкви дело - высокоточные оружия. И точка. Ищите прежде Царствия Божия и ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ (и оружия и что там еще) ПРИЛОЖИТСЯ. Кто в эти слова Спасителя не верует - тому надо сперва уверовать и по иному никак.
67. Олегк : ...
2010-06-04 в 08:57

В чем уж такая честность то, Ковшек ? Автор отстаивает ту модель которая собственно и привела к тому, что ему и прочим теперь не нравится. Поражаюсь я на таких верующих - вы уж сами разберитесь нужна вам армия неверующих организованная по любому иному принципу только кроме Веры Православной или не нужна. Подумайте над этим внимательно. Мне лично до боли жаль воинов которые самоотверженно служа при этом лишают себя богатства Православия, этим как бы сознательно ослабляя и себя и свое служение. Все что им остается в таком случае либо терпеть либо "честно" сетовать. Но мы то знаем что дьяволу угодно буквально все кроме их обращения к Богу. Надеетесь на дьявола в подъеме армии ? А я бы все таки доверился бы Богу. Не ради каких-то выгод... Статья вообще ужасная.
66. Natalie : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 01:50

Г-н Ковшек, известный власовец, берется выступать патриотичным "защитником офицеров от православных". Это после того, как он доказывал, что Власов был истинным православным патриотом и борцом со сталинским режимом. Наверное, г-ну Ковшеку хотелось бы, чтобы российская армия побыстрее стала напоминать РОА. Встроят ее в НАТО, и все будет "по науке".
65. АННА РАЙТ : Lucie
2010-06-04 в 01:41

Уважаемая Lucie, разве наступление ожидается с "той" стороны? Наступление идет и идет оно с "этой":-)
64. Lucia : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 01:21

Боюсь, подобнрое выступление - плохой знак. Сейчас. когда начнется наступление на церковь по всем направлениям. это и будет позицией противника.
63. КовшекЪ : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-04 в 00:21

Хорошо православные разбили позицию Сергея Васильевича Иванеева. Грамотно!

Атеист проклятый! Рогатый!

Возможно он во многом не прав, возможно он неправильно расставил акценты, возможно его точку зрения можно оспаривать ( в грубой форме).

Он в чем-то заблуждается, как танкист, в чем-то упорствует, но это честный человек, а таких на РЛ немного.

Вы же умеете уважать, позицию других людей, даже если она отдает червотчиной (на Ваш взгляд).?
62. Ева : православному
2010-06-03 в 21:22

Спаси Господи,православный!
Спасибо, не знала!
Царствие Небесное рабу Божьему Константину!

Вот с такими православными войнами есть еще надежда на возрождение нашей Армии! Если,конечно,подобным не будут ставить палки в колеса и насмехаться над их нательными крестами и тихой молитвой.
61. православный : путаницу
2010-06-03 в 21:21

Предположим, у нас есть проблема "виноград". Как мы можем подойти к этой проблеме (распорядиться виноградом)? Очевидно, все зависит от подхода, ну например виноград можно:
а) съесть
б) засушить
в) изготовить уксус
г) варенье
д) получить сахар
е) вино (10 вариантов)
ж) просто выбросить или испортить наконец.
Все зависит от подхода.

Предположим, у нас есть проблема "православие" (которая на три порядка сложнее предыдущей). Как мы можем подойти к этой проблеме? Очевидно, все зависит от подхода, ну например православие можно (это очень-очень грубо):
а) не понять
б) не хотеть понимать (атеизм, пантеизм)
в) примерно понять и решить для себя, что этим руководствоваться не нужно (материализм, пантеизм, инославие)
г) испугаться (ага) и не трогать
д) понять головой и стараться не делать явных духовных ошибок (аборт)
е) принять Христа сердцем и стараться не допускать отклонений
ж) полностью подчинить жизнь Христу
з) начать строить собственный вариант
и) создать религиозную заморочку себе и окружающим
к) превратить все в демагогию
л) превратить в фантастику (резиновый танк + кадило + имитация молитвы > настоящий танк + боевая подготовка)
м) превратить в источник "личной пользы"
н) согласиться с авторитетом и формально что-то выполнять (освятить колесницу)
о) понять, начать движение, сломаться и погибнуть (гибель в пустыне израильского народа)
п) создать повод для агрессии
р) просто выбросить как заведомо ненужное
Все зависит от подхода :)

Так о чем у нас с вами речь, братья и сестры?
60. Ева : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-03 в 21:04

Простите,но уважаемому автору,на мой взгляд бесполезно объяснять,что для России Православие.Он воспитан на других идеалах и ему с ними и сейчас неплохо.Поэтому такое непонимание присутствия священников в армии,которых на дух не было в советское время.
59. Natalie : Re: Армия - не резерв Церкви!
2010-06-03 в 20:23

"Соблюдая принципы свободы совести, давайте не забывать и о том, что вся правда за наукой, а не за религией."

При всем глубоком уважении к автору - как это наивно! "Правда" - не у науки или еще чего, а у тех, кто "захватил почту, мосты, телеграф", т.е. у тех, кто владеет ресурсом власти и сопутствующими ресурсами. А "наука", "закон" и пр. - что дышло в их руках.

Автор указывает на проблему исламизации. Но подходит не с той стороны. На самом деле, это проблема не религии или религиозности, а ложной ПОЛИТИКИ "толерантности". Это проблема намеренно неверной национально-религиозной политики государства.

Наконец, о ПРАВДЕ (настоящей). Вообще неверно говорить, что она - в религи или в науке. Религии бывают разные. Наука - вещь ограниченная в силу собственных дефиниций и на ВСЮ правду никак претендовать не может.

Где же ПРАВДА - вся? Мы, православные, не говорим - "в религии". Мы говорим: Правда - это Христос. "Аз есмь Путь и Истина и Жизнь". На чем нам, человекам, вообще можно утверждать правду? Как мы станем различать добро от зла, правду от лжи? Это нравственные вопросы, духовные. Наука тут вообще не при чем. Христос - наша правда. Автор, увы, не понимает (как неверуюший человек) той истины, что ни один его моральный принцип не возник сам по себе, из "природы". Все, на чем мы стоим, что считаем справедливым, верным, любовью, правдой, чистотой - все от Христианства. Мы вышли из христианства, как русская литература из гоголевской "Шинели". Никуда, никуда мы не можем уйти от христианства. Это наш ЕДИНСТВЕННЫЙ дом, наш корень, на котором выросло древо Святой Руси. Никакая наука никогда не заменит древа жизни...

Уважаемый автор, Вы ошибаетесь, когда думаете, что можно обойтись без Православия. В нем не только спасение, но и сама наша жизнь. Вся история России - это история ее духовности. Без нее нет России, не будет и быть не может. А духовность эта одна - православно-христианская. Поверьте, слова Христа о себе: "Аз есмь альфа и омега" - это не только для "религиозных". Это реальность нашей жизни как людей на земле. Никуда мы не денемся с того пути, на который стали РАЗ и НАВСЕГДА. Где альфа, там и омега. Поверьте.
58. православный : нашел
2010-06-03 в 20:14

Нашел - Васильев Константин Иванович.
Например
http://www.slavrus.net/cs/20/1403/
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме