Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Детское художественное образование - стратегический ресурс духовно-нравственного развития России

Людмила  Комарова, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 27.05.2010


Выступление на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» …

Я представляю самую большую школу искусств не только Москвы, но и Европы. В великолепном здании-дворце на 12000 кв.м занимаются 2000 юных музыкантов, художников, танцоров. Около 30 специализаций предлагают им более 200 высококвалифицированных преподавателей.

Интеллектуальное развитие детей и молодежи в век инновационных технологий не представляет такой проблемы, какой является формирование духовности и нравственности. Процесс детского художественного образования и воспитания в наше время требует четких позиций, сформулированных ценностных ориентиров, сочетающихся с реалиями именно сегодняшнего дня.

Эта ответственная миссия является основополагающей в деятельности детской школы искусств. Ее преимущество состоит в том, что мир искусства становится для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Непосредственная, реальная жизнь в искусстве, народное творчество, постижение основ музыки, театра, живописи, хореографии и других видов искусства дает возможность детям и молодежи приобрести умение видеть мир во всем его многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций.

Нет необходимости доказывать, сколь важным периодом становления личности является детство и юность, когда формируются такие качества, как ответственность и свобода выбора, чувство справедливости, доброты и уважения других людей, гражданственности и веры, человеческого и национального достоинства. Искусство - область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества.

Президент поставил перед страной задачи инновационного прорыва и духовно-нравственного возрождения нации, что подтверждает подписанная им стратегия национальной безопасности. Это вселяет надежду на положительные перемены, эти цели мы разделяем и работаем на них. Мы благодарны, что Правительство Москвы, в мае 2009 года, на своём заседании рассмотрело вопрос о проблемах художественного образования в городе, как мощнейшего средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и утвердило План мероприятий по совершенствованию системы образования в сфере культуры и искусства города Москвы.

Известно, какое значение для духовно-нравственного воспитания имеет сила примера - исторического, общественного, личностного. Вырабатывая концепцию своей деятельности, школа искусств определяет ее направление, придерживаясь конкретного ориентира.

Наша школа искусств носит имя М.А.Балакирева, чья жизнь и творчество стали высоким образцом духовности, созидательности, гражданственности, национальная самобытности, патриотизма, творческого подвижничества. «Обзор деятельности Балакирева, - пишет о нем его современник и ученик С.Ляпунов, - указывает на чрезвычайную разносторонность его дарований, а результаты, достигнутые им, могли бы в каждом отдельном случае доставить почетную славу лицу, потрудившемуся на этом поприще. Исключительный по дарованиям композитор, превосходный пианист и дирижер, воспитатель целого поколения музыкантов, создавших новую русскую школу, и в то же время скромный преподаватель игры на фортепиано, музыкальный критик, прекрасный администратор, все это совмещалось в одном лице, объединявшем необыкновенною цельностью своего характера все стороны своей деятельности. Значение его для развития русской музыки исключает возможность каких либо сравнений, и после Глинки первое место в истории русской музыки должно быть отведено Милию Алексеевичу Балакиреву».

Миссия образования в ДШИ им. М.А.Балакирева - формирование интеллигентной социальной среды, воспитание творческой элиты столичного города, его Юго-Восточного административного округа, муниципальных районов Выхино - Жулебино.

Цель работы школы искусств - личностное развитие и подготовка учащихся к творческому и продуктивному труду в сфере культуры, искусства, информационно-медийных технологий, государственно-общественного управления и арт-предпринимательства в условиях конкурентного мира.

Согласно нашей «образовательной доктрине» наша школа развивается как ЦЕНТР, КОМПЛЕКС культурологического образования и развития, имеющий свои уникальные программы, неповторимое лицо, свой «стандарт качества».

Главная ставка в управлении развитием школы делается на человеческий капитал-интеллект, мышление, знания, профессиональный и жизненный опыт работающих здесь людей. В нашей школе работают 12 кандидатов наук, 1 доктор наук, профессор, 5 человек имеют звание доцента, 12 преподавателей являются аспирантами. В школе работает свой научно-методический совет, совет по инновациям, молодёжный совет при директоре.

Ежегодно проводимые в школе различные фестивали и конкурсы уже приобрели известность и зарекомендовали себя в художественной среде. Это Московский открытый детско-юношеский конкурс юных музыкантов «Исламей», посвященный М.А.Балакиреву, открытый конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Русь», который ставит целью приобщение к традициям русского классического искусства и декоративно-прикладного творчества.

Большим авторитетом пользуется Московский международный фестиваль славянской музыки, приобщающий детей и молодежь к богатейшему художественному пласту, устанавливающий и развивающий творческие связи со странами славянской культуры.

Привлекательной формой культурного общения и художественного воспитания стал Московский открытый фестиваль-лаборатория авторского спектакля «Мой театр», в котором принимают участие детские и молодежные коллективы г.Москвы и городов России со спектаклем по пьесе, написанной в самом коллективе.

Особенное значение в нравственном воспитании балакиревцев принадлежит художественному направлению, содержанием которого стало приобщение к духовной музыке. Этот отдел школы был открыт по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Излишне говорить, насколько важна эта образовательная сфера, закладывающая основы христианской нравственности, воспитывающая чувство любви к родной истории и интерес к изучению классического и древнерусского искусства. По инициативе отдела духовной музыки было осуществлено строительство православного храма Сергия Радонежского на Рязанке.

Школа считает своим долгом вести просветительскую деятельность, основы которой заложены в принципах педагогической и воспитательной деятельности М.А.Балакирева. Поиск формы для нее выразился в регулярном ведении для детей «Уроков Балакирева».

Серьезная роль в духовно-нравственном воспитании отведена Балакиревскому музею художественного образования. Являясь средоточием всех творческих начинаний школы, он представляет собой живую связь поколений, которая необходима не только для сохранения исторической памяти, но и для воспитания нравственных качеств человека.

Очень важен опыт организации и проведения ДШИ им. М.А. Балакирева, при поддержке Департамента культуры, Московского открытого конкурса новых проектов, исследований и технологий в художественном образовании «Балакиревский проект», где интегрируется успешный опыт Москвы и регионов.

Ежегодно проводятся внутришкольные научно-практические конференции, где все преподаватели школы активно включаются в обсуждение педагогических инноваций, вопросов современной методики обучения в школах искусств.

В целях создания благоприятных условий для сплочения учащихся, преподавателей, коллектив школы ведёт поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития. Эти задачи реализует детско-молодёжное движение «Балакиревцы».

Серьезного внимания требует деятельность классных руководителей, как основных участников воспитательной работы. На это направлены конкурсы «Самый «классный» классный», «Моя школа, моя планета», фестиваль «Семья и творчество».

Объединяющим ресурсом юных и взрослых «балакиревцев», родительской общественности, является ежемесячный выпуск газеты «Балакиревское обозрение», которая стала рупором общественного молодёжного движения за творческие права детей.

В рамках программ «Балакиревского филармонического общества», в которых участвуют лучшие преподаватели и ученики школы, в течение года проходит более 24 тематических концертов. Для учащихся общеобразовательных школ района Выхино-Жулебино составлен специальный филармонический абонемент по их заявкам.

В течение года школа проводит более 500 социально-значимых мероприятий и концертов, на которых присутствует около 50 000 слушателей: жители района Выхино - Жулебино, родители учащихся ДШИ им. М.А.Балакирева, ветераны Великой Отечественной Войны и труда.

Благодаря поддержке Правительства города Москвы мы имеем такое великолепное здание, не страдаем от нехватки молодых специалистов. Прошло то время, когда стояла проблема с набором детей в школу. Сейчас на престижные отделы у нас большой конкурс.

Повысилась стоимость квартир в нашем районе. Какова связь? В районе Выхино-Жулебино есть школа искусств, которая взяла на себя функции социокультурного центра, где помимо основного учебно-воспитательного процесса происходит формирование общей культуры детей и их родителей.

Надеемся, что правильность политики Правительства города Москвы будет способствовать дальнейшему всестороннему и динамичному развитию системы детского художественного образования, и именно оно станет стратегическим ресурсом духовно-нравственного развития России.

Комарова Людмила Николаевна, директор ДШИ имени М.А.Балакирева

г.Москва



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. lucia : Re: Детское художественное образование - стратегический ресурс духовно-нравственного развития России
2010-05-27 в 16:26

Музыкальные школы находятся в плохом состоянии. Как правило, руководство.одержимое сребролюбием и честолюбием, заставляют преподавателей гнать наскоро подготовленных детей на конкурсы. Ибо за это в школу притпкают средства от благодарного правительства. Дети, лишеные каникул, уроки делают по ночам. При это губятся руки. почти никто потом не хочет идти учиться дальше. Многие просто не могут. Почти на каждой школе можно повесить название "Школа Загубленных Рук".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме