«Память праведного с похвалами»

Именные стипендии в память Ивана Сергеевича Аксакова (1886 год)

Новости Москвы 
0
323
Время на чтение 11 минут

Любы николиже отпадает (Любовь никогда не перестаёт)

(Первое послание Святого Апостола Павла к Коринфянам, глава 13, стих 8).

Славянские Благотворительные общества, существовавшие в России в 1858-1917 годах, оказывали помощь выходцам из славянских стран, обучавшимся в России.

Даже после ликвидации наиболее сильного из них, Московского, его капитал продолжал расходоваться на содержание учившихся в Москве сербов и болгар.

Вплоть до самой кончины его последний председатель Иван Аксаков (1823-1886) надеялся на возобновление его работы, но по определённым обстоятельствам этого сделать не удалось.

В год кончины Ивана Сергеевича было учреждено несколько стипендий в его память, ставших подспорьем для нуждавшихся в помощи славян.

В предлагаемой вниманию читателей статье, выходящей в дни Московских Всеславянских торжеств, мы предлагаем ознакомиться с малоизвестными документами из архива Вифанской Духовной семинарии, проливающими свет на духовную жизнь семейства Аксаковых-Тютчевых.

И.Е.Репин. Портрет Ивана Сергеевича АксаковаИван Сергеевич Аксаков был выдающимся общественным деятелем XIX столетия, представителем идейного течения славянофильства. С 1858 года он фактически редактировал главный славянофильский журнал «Русская беседа», с 1861 года стал редактором еженедельной газеты «День». В 1875 году Аксаков был избран председателем Московского Славянского Благотворительного Комитета, преобразовал его в Общество и возглавил общероссийское движение в поддержку Болгарии, Сербии и Черногории в их борьбе против Турции. В 1876 и 1877 годах он сумел превратить Славянское Благотворительное Общество во Всероссийскую организацию, подготовить и отправить на Балканы большое количество одежды и медикаментов. Ближайшей помощницей его в этом деле была Анна Фёдоровна. В период 1875-1878 годов супруги Аксаковы тесно взаимодействовали с московскими и подмосковными учебными заведениями, заботясь о воспитании детей- сирот, эвакуированных с Балкан.

В 1878 году Русско-турецкая война, начавшаяся по призыву Аксакова, завершилась победоносным миром в Сан-Стефано, но условия этого мира были изменены Берлинским Конгрессом к невыгоде России и славян: Болгария была разделена, а Сербия не получила своих исконных земель. По этому поводу Иван Аксаков произнёс речь, в которой раскритиковал российскую дипломатию. Речь послужила поводом для закрытия Московского Славянского Благотворительного Общества. Близость Анны Фёдоровны к Императорскому двору позволила Ивану Аксакову избежать более серьёзных проблем, но до самой кончины он тяжело переживал невозможность активно участвовать в общественной жизни. В 1886 году он скончался, до последних минут жизни работая за письменным столом [1].

Известие о смерти Ивана Аксакова отразилось болью в сердцах русских и зарубежных славян. Торжественные панихиды прошли в Москве, Софии, Белграде и Праге.

Очень скоро сподвижниками Ивана Сергеевича был поднят вопрос об учреждении именных стипендий а его память.

Московское Купеческое Общество взаимного кредита, где Иван Сергеевич в течении многих лет состоял председателем Правления, постановило: В память незабвенного служения в Обществе покойного Ивана Сергеевича Аксакова, отложить из сумм Общества шесть тысяч рублей для учреждения стипендии, подробные условия которой определяются Советом Общества, главные же основания таковы: 1) Стипендия имени Ивана Сергеевича Аксакова учреждается в Московской Духовной Академии; 2) пользование стипендиею И.С.Аксакова предоставляется исключительно уроженцам Южно-Славянских стран, готовящимся к принятию духовного сана. Постановление это шестнадцатым очередным общим собранием членов, состоявшимся 9 марта 1886 г., - утверждено единогласно.

В собрании выборных Московского купечества 18 февраля было прочтено письмо следующего содержания на имя старшины купечества, Н.П.Сергеева:

«Милостивый государь, Николай Петрович! С 1874 года председателем Правления Московского Купеческого Общества взаимного кредита состоял покойный И.С.Аксаков. В период этого времени обороты сказанного Общества всё более, более расширялись, доверие к нему крепло, и в настоящее время оно занимает видное место в ряду других находящихся в Москве частных кредитных учреждений. С расширением деятельности Общества, с развитием общественного к нему доверия, росли и увеличивались отчисляемые им средства на содержание благотворительных учреждений Московского купечества (с 1874 года сумма этих отчислений достигает 700 тыс. рублей).

Таким упроченным своим положением Общество взаимного кредита обязано главным образом деятельности покойного Ивана Сергеевича Аксакова и высокому общественному к нему доверию. Не касаясь великих заслуг и исторического значения его в области политической, общественной и литературной деятельности, - деятельность и заслуги его на скромном поприще служения Обществу взаимного кредита, по тесной связи успехов этого общества с пользой, принесённой им благотворительным учреждениям Московского Купеческого Общества, обязывают последнее сохранить о нём благодарную память.

Проникнутые этим сознанием, мы позволяем себе покорнейше просить Вас, милостивый государь, предложить собранию выборных Московского Купеческого Общества, в одном из ближайших его заседаний, учредить от имени Московского купечества в память Ивана Сергеевича Аксакова, в Московской практической академии вечную стипендию его имени».

Это обращение было подписано известнейшими российскими предпринимателями - И.А.Ляминым, С.М. и П М. Третьяковыми, Т.С.Морозовым, К.Т.Солдатенковым, А.И.Абрикосовым, П.П.Боткиным, А.А.Колли, С.В.Перловым, Э.И.Бромлеем, Н.И.Гучковым.

Собрание единогласно одобрило это предложение [2].

Ещё при жизни Аксаков поддерживал связи с Вифанской Духовной семинарией, поскольку там учились выходцы из славянских стран, находившиеся под покровительством Московского Славянского Комитета.

И весной 1886 года вдова Ивана Сергеевича Анна Фёдоровна предложила учредит Аксаковскую стипендию в этом учебном заведении.

Анна Федоровна Аксакова (Тютчева, 1829-1889) была дочерью великого русского поэта и видного дипломата Фёдора Ивановича Тютчева. Она воспитывалась сначала в доме отца в Мюнхене, а затем в доме тёти в Веймаре, училась в Мюнхенском Королевском институте благородных девиц. В сентябре 1845 года переселилась в Россию, с 1853 года была фрейлиной Великой Княгини, а затем Императрицы Марии Александровны.

В 1866 году Тютчева вышла замуж за Ивана Сергеевича Аксакова.

Огромное влияние на мировоззрение Анны Фёдоровны оказали эстетические и политические взгляды её отца, идеи супруга, а также религиозно-философские воззрения Алексея Степановича Хомякова. В течение многих лет Аксакова была «проводником» славянофильских воззрений при Дворе: наделённая характером «порывистым и властным» (слова отца), она выделялась в этой среде прямотой поступков и безбоязненной речью, преданностью долгу и «живым благочестием»; позднее она снискала репутацию «неумолимой громовержицы» московских салонов (И.С.Тургенев) [3].

Анну Фёдоровну связывало с мужем не только любовное чувство, но и единство убеждений. Она как никто другой понимала значимость сочинений и общественной деятельности Ивана Аксакова для России и славянства.

После смерти мужа Анна Фёдоровна приложила огромные усилия для сохранения памяти об Иване Сергеевиче. Она перевезла из Москвы в тютчевское поместье Мураново вещи Аксакова, постаралась расшифровать и издать его бумаги. Весной 1889 года она вызвала из Самары в Троицу, где жила, племянницу И.Аксакова Ольгу Григорьевну и собиралась передать ей свой архив, поскольку не была уверена в том, что сможет довести до конца «личную задачу» по сохранению аксаковского наследия.

В рукописном отделе Пушкинского Дома хранится проект духовного завещания Анны Фёдоровны, согласно которому переписка Ивана Аксакова с 1838 года должна была перейти в собственность Ольги Григорьевны Аксаковой. Однако Анна Фёдоровна умерла внезапно, не успев оформить завещание [4]. Тем не менее, она успела сделать одно важнейшее дело для увековечения памяти мужа - она добилась учреждения двух именных стипендий в честь Ивана Аксакова в Вифанской Духовной семинарии

Духовником Вифанской семинарии был священник усадьбы Тютчевых Мураново протоиерей П.А.Соловьёв [5].

Профессор Вифанской семинарии Добронравов был женат на дочери протоиерея Иванцова-Платонова [6], который был особенно близок к семье Аксаковых в 1870-1880-е годы. Поэтому вполне логично, что именно Вифанская семинария была избрана Анной Фёдоровной для учреждения аксаковских стипендий.

Вифанская духовная семинария была основана в Митрополитом Московским Платоном (Левшиным) в 1797 году по согласованию с Императором Всероссийским Павлом I и предназначалась для воспитания духовенства Московской епархии. По своей программе она приближалась к академическим образцам.

Известная российская благотворительница, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская подарила для Вифанской семинарии орган.

В 1877 году в учебном заведении была учреждена именная стипендия в честь епископа Никодима (Белокурова).

В Центральном Историческом Архиве Москвы [7] сохранилось «Дело Правления Вифанской Духовной семинарии 1886 года об учреждении стипендий (двух) имени Ивана Сергеевича Аксакова на проценты с пожертвованного им капитала - 5 тысяч рублей (начато 12 мая 1886 года, кончено 8 августа 1886 года)».

Оно содержит следующие документы.

1. «Ведомство Православного исповедания, Правление Московской Духовной Академии. 30 апреля 1886 года, №537.

В Правление Вифанской Духовной семинарии.

Правление Московской Духовной Академии честь имеет препроводить при сем в Правление Вифанской Духовной семинарии пять тысяч рублей (5 тысяч рублей) облигациями первого Восточного займа с текущими купонами на 1 июня сего 1886 года, пожертвованные А.Ф.Аксаковой на учреждение в семинарии стипендии имени И.С.Аксакова, покорнейше прося о получении означенной суммы уведомить.

Академии ректор протоиерей Смирнов.

Секретарь М.Фивейский».

2.«Ведомство Православного исповедания. Вифанская Духовная семинария, 19 мая 1886 года.

В Правление Московской Духовной Академии.

Вследствие отношения Правления Московской Духовной Академии от 30 апреля сего года за номером 537, Правление Вифанской Духовной семинарии сим честь имеет уведомить, что препровождённые при означенном отношении пять тысяч рублей (5 000 рублей) облигациями первого Восточного займа текущими купонами на 1 июня сего 1886 года, пожертвованные А.Ф.Аксаковой на учреждение в семинарии стипендии имени И.С.Аксакова Правлением семинарии получено.

Семинарии ректор архимандрит Христофор.

Секретарь коллежский советник Иван Пятницкий».

Также сохранилась копия письма Анны Фёдоровны: (3)«В Правление Вифанской Духовной семинарии от вдовы надворного советника Анны Феодоровны Аксаковой.

... Эту сумму жертвую на учреждение при Вифанской семинарии двух стипендий имени Ивана Сергеевича Аксакова на следующих условиях:

1). Обе стипендии из сего капитала должны быть назначаемы ученикам, вступающим в семинарию из уроженцев Южно-Славянских стран.

2). Избрание стипендиатов должно принадлежать мне, а после моей смерти - Правлению семинарии.

3). Суммы, могущие оказаться в излишке от процентов против установленных годичных взносов, а так же могущие образоваться в случае если бы в иной год не оказалось надлежащих кандидатов, должны выдаваться Аксаковским стипендиатам в субсидию или во время их нахождения ещё в семинарии, или при выходе из неё по окончании курса, - каждый раз по усмотрению Правления семинарии».

На основании письма был составлен «Проект положения о стипендиях имени Ивана Сергеевича Аксакова» (4):

«Параграф 1. На проценты с капитала в 5000 рублей, пожертвованного вдовою Надворного Советника Анною Феодоровною Аксаковой, заключающегося в облигациях Первого Восточного займа 1877 года, за удержанием из них суммы, подлежащей в силу закона.... о сборе с доходов от денежных капиталов, учреждаются при Вифанской Духовной семинарии две стипендии имени И.С.Аксакова.

Параграф 2. Обе стипендии назначаются ученикам, поступающим в Вифанскую Духовную семинарию из уроженцев южно-славянских стран.

Параграф 3. Право избрания стипендиатов принадлежит пожизненно вдове Анне Ф. Аксаковой, а после смерти её Правлению Вифанской Духовной семинарии.

Параграф 4. Избранные стипендиаты принимаются на полное семинарское содержание с отчислением на то из годовых процентов с капитала суммы, одинаковой с платою,взимаемою за полных пансионеров епархиального общежития, учреждённого для детей Московской епархии.

Параграф 5. Процентные суммы за отчислением из них установленных годичных взносов за содержание стипендиатов в семинарии, могущие оказаться в излишке, а так же остатки, могущие образоваться в том случае, если бы в иной год не оказалось надлежащих кандидатов, выдаются Аксаковским стипендиатам в субсидию или во время их нахождения ещё в семинарии, или при их выходе из неё, по окончании семинарского курса, каждый раз по усмотрению семинарского Правления.

Подлинный подписали:

Ректор Архимандрит Христофор

Инспектор иеромонах Пётр

Священник Сергий Виноградов

Преподаватель коллежский советник Александр Благовещенский

Преподаватель коллежский советник Алексей Виниградов

Преподаватель Сергий Сокольский

За секретаря Правления семинарии преподаватель, коллежский советник Алексей Виноградов».

27 июня 1886 года Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) направил в Синод представление о стипендии. Синод утвердил Положение о стипендии Определением от 16 - 26 июля 1886 года за №1505. Проект устава, предложенный Анной Фёдоровной Аксаковой, был утверждён без изменений.

Из приведённых документов следует, что Анна Фёдоровна желала учредить стипендии с целью улучшения материального положения выходцев из южнославянских стран, обучавшихся в Вифанской семинарии, при чём она выказала доверие к руководству семинарии, но вместе с тем пожелала, чтобы до её кончины выбор кандидатов принадлежал исключительно ей. Аксаковы вели переписку с церковными деятелями южного славянства, особенно важным было поддержание постоянных контактов с Митрополитом Михаилом (Йовановичем). Ещё с 1850-х годов Иван Аксаков имел обыкновение лично знакомиться с теми гостями из славянских стран, которые приезжали в Москву с рекомендательными письмами, адресованными ему. Очевидно, Анна Фёдоровна желала продолжить эту традицию.

Из документов Вифанской семинарии видно, что её воспитанники - иностранцы получали пособие из разных источников: от Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества, Священного Синода Болгарской Церкви, а так же от различных российских учреждений.

В 1888 году о приобретении стипендии ходатайствовал серб Живкович, в 1913 году она выплачивалась сербу из Королевства Урошевичу, уроженцу Черногории Йовановичу, перешедшим в Московскую Духовную семинарию [8].

Основание аксаковских стипендий имело важное моральное значение, как для Анны Фёдоровны, так и для славян. Вдова Ивана Аксакова не только желала почтить его память, но и продолжить его дело - дело помощи братьям по вере. Благодаря документам из Центрального Исторического архива Москвы мы увидели ещё одну грань жизни и творчества семейства Тютчевых и Аксаковых, что поможет нам яснее понять значение этого семейства для судеб России и славянских народов.

Примечания:

1. Русская Народная Линия уже помещала статьи об Иване Сергеевиче, например, работу о.Артемия Зеленина. См.: «Романтик славянской души: штрихи к интеллектуальной биографии И.С. Аксакова»

2. Стипендии в память И.С. Аксакова/ Сборник статей, напечатанных в разных периодических изданиях по случаю кончины И.С.Аксакова. М. 1886. IV.С. 22-23

3. Славянофилы. Историческая энциклопедия./Сост. и отв. Редактор О.А. Платонов. М. ИРЦ. 2009. С. 39-40.

4. Пирожкова Т.Ф. Переиздание дневника Веры Сергеевны Аксаковой // Из истории русской литературы и журналистики: Ежегодник / Под общ. ред. И.В.Петровицкой, И.В.Прохоровой, - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2009. С. 26

5. ЦИАМ, Ф. 427, оп. 1, Д. 2720.

6. ЦИАМ, Ф. 427, оп. 1, Д. 2761.

7. ЦИАМ, Ф. 427, оп. 1, Д. 2667.

8. ЦИАМ, Ф. 427, оп. 1, Д. 2794, Д.4244.

Иллюстрация:

Илья Ефимович Репин. Портрет Ивана Сергеевича Аксакова Илья Ефимович Репин. Портрет Ивана Сергеевича Аксакова (Варварино, 1878 год):

http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/.photo1.jpg

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 04:10
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24