Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи посредством государственной молодёжной политики

Сергей  Елишев, Русская народная линия

Молодежное движение / 19.05.2010

Войны выигрывают не генералы,

войны выигрывают школьные учителя

и приходские священники.

Отто фон Бисмарк

 Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.

Состояние социальной неопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее время пребывает российское общество, делает проблему формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. В настоящее время наблюдается автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потере путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций. Большинство традиционных институтов социализации, таких как институты семьи, системы образования и воспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественных объединений, находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировыми глобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими в российском обществе.

Социализационные процессы, перестав быть традиционными, но так и не став инновационными, носят непредсказуемый, стихийный и малоуправляемый характер. Принципиальным затруднением для нормализации, эффективности деятельности институтов социализации молодёжи является отсутствие четко очерченного образа будущего и ближайших перспектив развития нашего общества как целостного социального организма; отсутствие единой структуры, единого понимания о деятельности по социализации молодёжи. Следствием этого затруднения является недоверие молодёжи к существующим институтам социализации и ценностной системе общества, рост влияния на молодёжь десоциализирующих факторов в условиях снижения социальных гарантий, неизбежный конфликт инновационного потенциала молодёжи с его институционными формами.

Говоря о процессе формирования ценностных ориентаций современной молодёжи, мы, прежде всего, имеем ввиду, целенаправленное управление процессом такого формирования. Т.е. целенаправленное воздействие со стороны различных субъектов молодёжной политики, обеспечивающее достижение намеченного уровня духовно-нравственного бытия путем преобразования социально-экономического, культурного и информационного ресурса в усвоенную и самовоспроизводимую систему традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, а также поддержания их динамичного равновесия со средой.

Воздействие это может носить разноплановый характер: в зависимости от форм применения, методов управления ценностной сферой (1) по линии регулирования (т.е. действий, направленных на упорядочивание, нормализацию отношений и поведения людей, приведение их в соответствие с установленными нормами и правилами, устранение напряженных и конфликтных ситуаций (1) - определение, культивирование и регламентация ценностной сферы; 2) по линии влияния - поступательное построение систем ценностных ориентаций), а также ресурсных возможностей субъектов молодёжной политики.

Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодёжи может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции:

1) институционализации - установлении норм и эталонов поведения, определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться;

2) профилактики - системе методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений;

3) контроля - установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки;

4) коррекции - исправлении социальных отклонений, аномалий (2).

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина к инструментам влияния на ценностный базис общества, а значит, в частности, и на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, относятся:

1. ресурсы государственного аппарата (способствующие: созданию соответствующей законодательной базы, цензуре, влиянию на общественные институты);

2. общественные институты (СМИ, образовательные учреждения, иные институты гражданского общества);

3. традиционные религиозные институты (к ресурсам которых отнесены: опыт противостояния чуждым деструктивным ценностям, опыт идейной консолидации нации, опыт преодоления социальной диверсификации; к ожидаемым формам активности - воспитательная работа с детьми, просветительская активность совместно со светскими институтами) (3).

Понятно, что ресурсная база и методы воздействия на институты социализации у этих инструментов влияния весьма различны. Большую роль на формирование систем ценностных ориентаций молодежи оказывают изменение социального устройства, законодательной базы, видов социальной защиты, способов хозяйствования, экономической ситуации.

Однако, вне зависимости от наличия или отсутствия ресурсных возможностей, участвовать в процессе формирования систем позитивных ценностных ориентаций молодёжи должны все субъекты молодёжной политики: государство, религиозные конфессии, политические партии, общественные организаций и корпорации.

Процесс формирования систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи представляет собой сложный, комплексный, многоаспектный процесс, требующий разработки единой стратегии и объединения усилий общественных и государственных составляющих молодёжной политики. Для эффективного функционирования институтов социализации и воспитания молодёжи, как инструментов и факторов формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи требуется соблюдение таких условий, как четкое определение целей, функций деятельности каждого института; скоординированность действий всех институтов; оптимизация деятельности существующих или появление новых институтов.

Активно взаимодействуя между собой, субъекты молодёжной политики должны достигнуть единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство; выработать единый алгоритм действий по преодолению кризиса институтов социализации; обеспечить воспитание самостоятельной, идейной, одухотворённой, ответственной молодёжи и формирование у неё системы позитивных традиционных ценностных ориентаций.

Особая роль в этом процессе принадлежит государству. Ведь государство обладает наибольшими ресурсами и возможностями для осуществления целостной молодёжной политики, координируя свою деятельность с её общественной составляющей.

В государственной молодёжной политики условно можно выделить пять основных механизмов её реализации в процессе формирования ценностных ориентаций молодёжи:

1) Механизм институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи, в рамках чётко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на определённых идеологических установках, определяющих выбор, иерархию ценностей; стратегию выбора и реализации механизмов, инструментов и методов осуществления процесса формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством юридического закрепления и констатации выбранной системы ценностей в различных основополагающих нормативно-правовых актах, документах, программах.

2) Механизм нормативно-правового регулирования различных сфер жизнедеятельности нашего общества, деятельности и взаимодействия между собой различных институтов социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов.

3) Механизм создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодёжной политики. Реализуется посредством создания системы органов управления, контроля, профилактики и исправления социальных отклонений в рамках осуществления молодежной политики, эффективного взаимодействия различных её субъектов.

4) Механизм осуществления целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Т.е. практическая деятельность субъектов по достижению поставленных целей перед молодёжной политикой.

5) Механизм информационного воздействия, пропаганды систем ценностных ориентаций, посредством использования средств массовой информации.

К большому нашему сожалению содержащееся в Конституции РФ положение о «деидеологизации» (т.е. о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией), в настоящее время, фактически, является своеобразным правовым барьером, тормозом для дальнейшего национального развития и, в частности, реализации механизма институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ по отмене этого положения, на наш взгляд, является одним из первых шагов, необходимых для работы самого важного механизма молодёжной политики в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи. «Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии и остальных составляющих идеологии, адекватных современному общественному сознанию и традициям народа» (4). В настоящее время в отсутствие четко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития, государственная молодёжная политика в Российской Федерации, к сожалению, по-прежнему пребывает в состоянии своего становления и не может должным образом и в полной степени, реализовывать возложенные на неё задачи и цели, эффективно отвечая на вызовы времени. Деятельность государственных органов по осуществлению государственной молодёжной политики в значительной степени формализована и в силу этого - нерезультативна.

Формализованность государственной молодежной политики особенно хорошо проявилась в нормативно-правовой сфере. Создание эффективно работающей законодательной базы является важным элементом государственной молодёжной политики. Ведь у государства в отличие от других субъектов молодёжной политики «есть возможность опереться в своей молодёжной политике на систему права, но нет достаточных средств по установлению нормативности идеальных образов молодого человека и молодёжи. Лишь в отдельных условиях политической жизни возможно в государственной деятельности соединение воедино идеала и правовых механизмов его поддержания» (5).

Однако до настоящего времени, в Российской Федерации так и не был принят федеральный закон «О государственной молодёжной политике в Российской Федерации». Основные законодательные акты по осуществлению государственной молодёжной политики на федеральном уровне также были приняты ещё в 90-х годах прошлого века. Подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации впервые были обозначены в 1992 году Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»; затем закреплены в утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. N 5090-I «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», являющихся базовым документом в современном российском законодательстве о молодёжи. В 1995 году был принят Федеральный закон N 98-ФЗ от 28.06.1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации». На региональном уровне (в большинстве субъектов РФ) и на уровне местного самоуправления, в отсутствие федерального закона о государственной молодёжной политике, также были приняты региональные законы и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления по осуществлению государственной молодёжной политики, государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений. 18 декабря 2006 года распоряжением Правительства РФ N 1760-Р была утверждена «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации».

Анализ содержания этих документов показал, что, несмотря на законодательно обозначенные благие принципы, цели и направления государственной молодёжной политики в современной России, все они в значительной степени декларативны, формализованы и фрагментарны. Аксиологическая (ценностная) тематика не только не получила своё развитие как приоритетное направление государственной молодёжной политики, но и слабо отображена в законодательных и нормативно-правовых актах в сфере осуществления государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Реалии же современной действительности говорят, что государственная молодёжная политика в настоящее время однозначно находится на периферии деятельности государства, и в ней соседствуют крайне противоречивые тенденции. И дело здесь не только в определённом противодействии принятию федерального закона о государственной молодёжной политики в РФ: проекты которого раз за разом не получали своего законодательного закрепления. Обращаясь к изучению вопроса институционализации государственной молодёжной политики в постсоветской России, следует отметить особенность осуществления государственной молодёжной политики в Российской Федерации на протяжении 90-х годов XX века. А именно: крайнюю «незаинтересованность федеральных органов исполнительной власти в продвижении вперед на этом направлении, отбрасывании насущных задач в этой области на периферию внутренней политики государства» (6). В.А. Луков отмечает, что: «вопросы государственной молодёжной политики в работе органов государственной власти отодвинулись на задний план. В организационно-правовом отношении это нашло выражение в многократной ликвидации федерального органа государственной власти, ведущего вопросы государственной молодёжной политики. Крайне незначительны масштабы финансирования федеральных мероприятий в сфере государственной молодёжной политики.» (7). «Противоречия между активизацией действий органов исполнительной власти по разработке молодежной политики и отсутствие заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики на современном этапе. Это противоречие характерно для всех основных направлений государственной молодежной политики.». Как показывает опыт последних лет организационные перемены в реализации государственной молодежной политики отнюдь не приводят к реальным изменениям в положении молодежи. На практике реализация государственной молодёжной политики встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления.

Существующие модели реализации государственной молодёжной политики: федеральная, региональная и муниципальная призваны органично дополнять друг друга. Государственная молодежная политика вбирает в себя такие жизненно важные направления деятельности, как демографию, экономику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, досуг и отдых, поддержку молодежных инициатив, в частности молодёжных организаций, объединений и движений. Реализация государственной молодёжной политики основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативном, правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. Институциональное обеспечение государственной молодёжной политики включает в себя как формирование органов по государственной молодёжной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне, так и формирование учреждений различных организационно-правовых форм по работе с молодежью.

Федеральная модель государственной молодежной политики включает в себя деятельность как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. В структуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 1995 году был образован Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи; в настоящее время после реорганизации структуры комитетов Государственной Думы в Государственной Думе 5-го созыва молодёжной проблематикой занимается Комитет по делам молодёжи. В 1997 при Совете Федерации Федерального Собрания РФ был также сформирован Совет по делам молодёжи, который впоследствии был реорганизован в Комитет Совета Федерации по делам молодёжи и туризму. В системе органов исполнительной власти на протяжении всего постсоветского периода наблюдались периодические реорганизации и ликвидации органов, занимающихся осуществлением государственной молодёжной политики. Первоначально осуществлением государственной молодёжной политики занимался Государственный Комитет РФ по делам молодёжи; после его ликвидации этим вопросом стал заниматься Департамент по делам молодёжи Министерства образования РФ. После реорганизации Министерства образования РФ в Министерство образования и науки РФ, в рамках министерства вопросами осуществления государственной молодёжной политики непосредственно занимается Департамент по государственной молодёжной политике, воспитанию и социальной защите детей и Управление по делам молодёжи Федерального агентства по образованию. Впоследствии после реорганизации структуры органов исполнительной власти и в настоящее время органом исполнительной власти, осуществляющим государственную молодёжную политику является Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.

Различные органы по делам молодёжи (министерства, комитеты и отделы по делам молодёжи) созданы и функционируют как на региональном уровне, так и на уровне местного самоуправления. К началу 2006 г. На региональном уровне в них работало более 1000 человек; на муниципальном уровне около 3000 человек, в органах и социальных службах, непосредственно занимающихся работой с молодёжью около 15 000 человек (8). Например, в Москве, где в отличие от большинства регионов существует в достаточной степени развитая нормативно-правовая база в сфере осуществления молодёжной политики, осуществлением государственной молодёжной политики непосредственно занимаются три органа. В структуре органов исполнительной власти это, прежде всего, Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы, а также Совет по делам молодёжи при Правительстве Москвы, решения которого, впрочем, носят исключительно рекомендательный характер. При Московской Городской Думе создана Молодёжная палата при Московской Городской думе, куда входят 10 депутатов муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований города Москвы, 30 человек по представлениям политических партий, имеющих представление в Московской городской Думе, 10 человек из числа работающей и учащейся молодёжи по представлению Московской федерации профсоюзов.

На муниципальном уровне осуществлением молодёжной политики занимаются представительные органы и различные структурные подразделения администраций муниципальных образований. По замыслу на них ложится социальная поддержка молодежи, молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства. На практике, однако, участие этих органов в осуществлении государственной молодёжной политики носит в значительной степени формализованный и «мероприятийный» характер. Тексты принимаемых нормативно-правовых актов в области государственной молодёжной политики представляют собой по своей сути компиляцию положений, принятых в 1993 г. «Основных направлений государственной молодёжной политики в Российской Федерации». (Например, принятое Советом депутатов города Люберцы Положение «Об организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодёжью в городе Люберцы» N 64/2 от 19.06.2006 года). Действия структурных подразделений администрации направлены скорее на осуществление и проведение ряда целенаправленных акций и мероприятий, а не на систематическую работу с молодёжью по месту жительства. И такая ситуация является характерной для большинства регионов и муниципальных образований, хотя за прошедшие с момента принятия «Основных направлений государственной молодёжной политики в Российской Федерации» 17 лет, многое что успело измениться.

Государственная молодёжная политика в Российской Федерации на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в настоящее время призвана реализовываться и реализуется посредством осуществления социального проектирования (активной реализации национальных проектов и молодёжных программ, обеспечивающих создание, модернизацию или подержание в изменившейся молодёжной среде духовных и материальных ценностей). Способность государства оказать содействие и помощь молодёжи в созидании духовных и материальных ценностей, её способности самореализовать свои чаяния и устремления является одним из главных критериев определения эффективности государственной молодёжной политики.

К сожалению, спецификой проектного подхода к осуществлению государственной молодёжной политики в Российской Федерации в настоящее время является то, что практически все молодёжные проекты и программы на самых разных уровнях декларативно ориентированы, прежде всего, на улучшение качества жизни молодёжи, а не на формирование у неё системы ценностных ориентаций.

В соответствии с принятой в 2006 году Стратегией государственной молодёжной политики в РФ, в основу которой был заложен именно проектный подход, механизм её реализации требует осуществления целого ряда общенациональных социальных проектов, как на федеральном, так и региональном уровнях. К таким проектам относятся проекты: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»«, «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России», «Команда», «Успех в твоих руках», «Шаг навстречу». В рамках этих проектов на федеральном уровне, после проведения соответствующих конкурсов среди уполномоченных органов по работе с молодёжью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодёжной сфере, проводятся мероприятия, массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодёжные акции, ориентированные на всю молодёжь страны. На региональном уровне должны быть созданы условия для решения задач, определяемых Стратегией и среднесрочными программами социально-экономического развития Российской Федерации. Программы реализуются в пределах пространственно-временнных и ресурсных границ и призваны оказывать, как правило, на людей положительное (по их мнению) влияние.

Одной из основных целей проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»«, реализуемого в рамках утверждённой Распоряжением Правительства РФN 1760-р от 18.12.2006 года «Стратегии государственной молодёжной политики в РФ» провозглашена: «вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе». Одним из основных видов работ в рамках реализации этого проекта обозначена «популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы». В этом документе нет ни слова о формировании, механизмах формирования системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи, а говорится лишь о «популяризации» произвольно собранных и системно не структурированных «ценностей российского общества».

Государство, реализуя эти проекты, не занимается продвижением и пропагандой традиционных ценностей российского общества (этим в настоящее время занимаются традиционные конфессии и некоторые общественные организации), что особенно хорошо заметно на примере попытки внесения в школьную программу и противодействия этому, кура основ православной культуры. В государственной молодёжной политике (как, впрочем, и во всей внутренней политике современного российского государства, в силу чего до настоящего времени четко не сформулирована национальная идея и стратегия национального развития) преобладает либеральный подход, который подразумевает под предлогом плюрализма максимальное дистанцирование государственных институтов от участия в процессе формирования, продвижении и модернизации системы традиционных ценностей нашего общества. Государственные институты оказываются в стороне от этого аспекта деятельности в процессе социализации молодёжи: не оказывая содействия, влияния в выработке позитивных ценностных ориентаций и не принимая фактического участия в процессе воспитания молодёжи. Наблюдается своеобразная «переуступка» государством своих непосредственных обязанностей в этой области институту СМИ и коммуникаций, что в нашей действительности, в свою очередь напрямую способствует и приводит к формированию потребительских ценностных ориентаций у молодёжи и росту негативных факторов в молодёжной среде.

В основе либерального подхода и всего курса современной государственной молодёжной политики заложена предпосылка о том, что поведение молодёжи определяется, прежде всего, уровнем удовлетворённости её первичных жизненных (биологических и витальных) потребностей, а уж затем включается мотивация на ценностные ориентации. В силу чего акцент делается в большей степени на материальном аспекте: попытке удовлетворения этих потребностей, повышения качества жизни молодёжи. Однако достигнуть этого, в особенности, в условиях мирового кризиса, не представляется возможным.

Предпринимаемые государственными и муниципальными органам меры по реализации молодёжных проектов и программ по трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей оказываются недостаточно эффективными в силу их малой и частичной обеспеченности. Они охватывают лишь маленькую, «избранную» и незначительную в процентном соотношении часть молодёжи, в силу чего доля контролируемого соответствующими программами рынка жилья, образования, трудоустройства и т.д. оказываются чрезвычайно малой, не создавая диапазон действительных социальных возможностей и спектр прозрачных и осуществимых способов социальных действий. Отмечаемый многими экспертами крах, нереализованность и невыполнимость ряда молодёжных программ и проектов, лишний раз подтверждают этот тезис.

Анализ текстов ряда муниципальных программ муниципальных образований Московской области (например, Муниципальной целевой программы «Молодёжь города Люберцы на II-е полугодие 2008 года» и Муниципальной целевой программы города Люберцы, направленной на реализацию Указа Президента РФ от 18.09.2008 года N 1383 «О проведении в Российской Федерации «Года молодёжи» в 2009 году») показал, что по своей сути, они представляют собой развёрнутый перечень запланированных к осуществлению мероприятий, приуроченных к тем или иным датам (Рождественские и Новогодние праздники, Масленица, День Победы, «День святого Валентина», день защиты детей и т.д.) и событиям. Под проведение которых закладываются те или иные денежные средства из местных бюджетов (сумма до 100 тысяч рублей - без проведения конкурсов в соответствии с 94-ФЗ, более 100 тысяч рублей - с проведением конкурсов). Давать оценку эффективности подобного рода мероприятий в плане выполнения поставленных целей и задач государственной молодёжной политики очень сложно. Если же оценивать эти мероприятия в плане удовлетворения потребностей молодёжи в предоставлении ей «хлеба и зрелищ», то возможно они имеют определённый эффект и с этой точки зрения, представляют собой вполне нормальное явление.

Однако такое откровенное пренебрежение и нежелание государства заниматься и участвовать в процессе формирования и модернизации системы традиционных ценностных ориентаций у современной российской молодёжи в значительной степени усугубляют негативные процессы, происходящие в современной молодёжной среде, напрямую способствуя торжеству антиценностей.

Говоря об эффективности осуществления механизмов формирования ценностных ориентаций молодёжи, нельзя не отметить ту особую роль, которую играют в этом процессе средства массовой информации. Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций молодёжи. Средства массовой информации, будь-то печать, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием. Распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться. Часто используют манипулятивные технологии как инструмент воздействия на групповое и индивидуальное сознание.

Усвоение информации, полученной посредством СМИ, у детей и молодёжи в настоящее время происходит подчас лучше и быстрее, чем усвоение информации, полученной в семье, школе и других институтах социализации. Семейное и религиозное воспитание, школьное и вузовское образование и воспитание носят в большей степени индивидуальный характер, а их эффективность является отсроченной во времени.

Роль СМИ в процессе социализации и формирования ценностных ориентаций молодёжи бывает различной, нося как позитивный, так и негативный характер. В деятельности СМИ находят своё отражение все изменения ценностной ориентации, все перемены в идеологии государства. По мнению большинства авторов, оценивающих воздействие СМИ на современную российскую молодёжь, в деятельности СМИ по социализации и формированию традиционных позитивных ценностных ориентаций молодёжи пока преобладают в большей степени негативные моменты, связанные с фактическим самоустранением государства из сферы регулирования деятельности СМИ.

В настоящее время государство перестало заниматься корректирующей пропагандой посредством СМИ традиционных духовно-нравственных ценностей нашего общества, а значит и формированием традиционных духовно-нравственных систем ценностных ориентаций у молодёжи. В отсутствии цензуры и четко проводимой политики, направленной на передачу молодому поколению традиционных ценностей и образа жизни нашего общества, российские СМИ в большей степени осуществляют непрерывную пропаганду западного образа жизни, стандартов массовой культуры и потребления, разврата и насилия. Естественно подобного рода ситуацию следует искоренить в самые кратчайшие сроки.

Создание эффективной системы регулирования деятельности СМИ и осуществления государственной пропаганды посредством СМИ, как одного из самых эффективных механизмов формирования у современной российской молодёжи систем традиционных, духовно-нравственных систем ценностных ориентаций, должно является одной из первоочередных задач в выработке единой стратегии молодёжной политики в РФ.

Государственная пропаганда должна быть направлена на формирование систем традиционных ценностей российского общества, социальную консолидацию, формирование институтов гражданского общества, формирование идентичности молодых граждан России, гражданского и правового самосознания, постепенные позитивные социальные изменения, преодоления кризиса институтов социализации, единую политику в области культуры и образования, в области воспитания и т.п.. Дополнять её должна пропаганда с опорой на СМИ систем традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, осуществляемая, как религиозными конфессиями, так и различными общественными и государственными объединениями и организациями.

К концу первого десятилетия XXI века, несмотря на ряд положительных сдвигов в этом направлении (например, факте появления «Стратегии - 2020» как попытки сформулировать основные тезисы стратегии национального развития; возросшее внимание к проблемам молодёжи со стороны государства), можно вполне согласится с мнением ряда аналитиков и констатировать, что, хотя «все признаки институционального закрепления государственной молодёжной политики в России налицо, но их нестабильность, постоянные повороты назад (отмена принятых правовых норм, закрытие специализированных органов по делам молодёжи и т.д.) не позволяют видеть процесс близким к завершению» (9).

Государство слабо и не в должной мере осуществляет свою политику по социализации молодёжи и формированию ценностных ориентаций молодого поколения, не использует имеющиеся у неё возможности и ресурсы. Фактически все имеющиеся у государства механизмы реализации молодёжной политики по формированию ценностных ориентаций современной российской молодёжи в настоящий момент не работают.

Более того, в отсутствие четко сформулированной национальной идеи и стратегии национального развития, государственная молодёжная политика и дальше будет пребывать в процессе своей институциализации, оставаясь такой же формализованной и неэффективной; не координирующей свою деятельность и не взаимодействующей с общественной молодёжной политикой. И лишь декларативно занимающейся «популяризацией» произвольно собранных ценностных ориентаций современной российской молодёжи.

Молодёжная политика может быть полноценно осмыслена и реализована лишь в рамках полноценного стратегического планирования национального развития, основываться на единении основополагающих целей, задач и направлений, взаимодействии основных субъектов молодёжной политики. Среди которых, основную роль по формированию позитивных систем ценностных ориентаций молодёжи, безусловно, играют и будут играть традиционные религиозные конфессии нашей страны.

Сергей Олегович Елишев, старший научный сотрудник Института религиозно-социальных исследований РАН, пресс-секретарь Союза православных граждан

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И., Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995, с. 110.

2. См. Л.Я. Дятченко «Социальные технологии в управлении общественными процессами», Белгород, 1993, с. 343.

3. См. «Ценности в современной России: итоги экспертного исследования», http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt

4. «Партия «Единая Россия» цитирует Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Соборные документы ВРНС» (www.vrns/ru)

5. А.И. Ковалева, В.А. Луков «Социология молодёжи. Теоретические вопросы», М., Социум, 1999, с. 303

6. А.А. Тарасов «Есть ли у молодёжи будущее?»//Свободная мысль, 1996, N 7, с. 18

22. «Социология молодёжи. Энциклопедический словарь», М, ACADEMIA, 2008, с. 73

7. См. «Социальная работа с молодёжью», М., изд. «Дашков и К», 2007, с.16.

8. И.В. Глазунов «Региональные особенности институционализации государственной молодёжной политики в современной России», диссертация... канд. социол. Наук, М., 2007, с. 21

9. «Молодое поколение России. Проект Доктрины», М., Фонд «Русский предприниматель», 2008, с.47



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Карпиков Владимир : встреча с автором
2010-08-06 в 10:35

Уважаемый Сергей Олегович. Имею счастье быть с Вами знаком лично, однако в силу давности все Ваши координаты утеряны. В случае наличия возможности, а равно как и времени прошу связаться со мной по электронной почте.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме