А.С.Хомяков о преподобном Серафиме Саровском

Консервативная классика 
0
312
Время на чтение 6 минут

1/14 мая мы отмечали годовщину со дня рождения великого русского православного мыслителя, одного из основоположников истинного славянофильства, Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). Сегодня мы публикуем статью его сына Дмитрия Алексеевича (См. подробнее о нем: «К 90-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова».)

Д.А.Хомяков (1841-1919) был свидетелем и участником Великих церковных торжеств, посвященных преподобному Серафиму Саровскому в 1903 г. Статья была написана 27 мая 1903 г. в тульском имении Хомяковых в Богучарово и опубликована за подписью «Д.Х.» в журнале П.И.Бартенева «Русский Архив» (Д.Х. А.С.Хомяков о преподобном Серафиме Саровском // Русский Архив.- 1903.- N7.- С. 479-480).

Управляющий тульской Палатой Древностей, известный знаток русской истории, почитатель А.С.Хомякова, Н.И.Троицкий в издаваемом под его редакцией журнале «Тульская старина» перепечатал в 1903 г. (N13) из «Русского Архива» эти небольшие воспоминания Д.А.Хомякова.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по первому изданию и правилам современной орфографии), подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета Александр Дмитриевич Каплин.

+ + +

Прп. Серафим СаровскийВ нынешнем году совершается церковное торжество, давно подготовлявшееся в уме и чувстве православного русского народа, чтившего преподобного Серафима еще при жизни его и не переставшего стекаться к его могиле в течение семидесяти лет, протекших со времени его преставления. То, что на официальном языке называется прославлением почивших подвижников или праведников, есть ни что иное, как торжественное признание законности благоговейного отношения народа к их памяти; святые это - те народные герои духа, кого народ сам себе излюбливает, ожидая от церковной власти лишь разрешения торжественно проявлять чувства, сложившиеся в его душе помимо всякого властного указания (как это ведется, наоборот, у латинян). Не говоря о святых издревле прославленных, вспомним только тех, прославление коих совершилось в последнее столетие, и мы увидим, что они все были прославлены благодарною и благоговейною памятью народа задолго до их официальной «канонизации». Симеон Верхотурский: его имя даже было забыто, или вовсе неизвестно, а память не переставала жить, до того времени, когда сама земля вынесла на поверхность его останки. Митрофаний Воронежский, еще более Тихон Задонский, Феодосий Черниговский и теперь Серафим Саровский, все они не переставали чтиться со дня кончины их; и потому прославление их есть действительно народно-церковное тор­жество, радостное тем, что оно завершает собою чаяния целых поколений. Конечно, бывали случаи в церковной истории, когда про­славление святых совершалось не столь живым порядком; но тем отраднее, если имеющее совершиться торжество можно вполне отнести к разряду тех торжеств, в которых процесс подготовления совершенно безъискуственный. Серафим Саровский чтился при жизни, и его слава дала еще в начале XIX века общую известность избран­ной им обители, хотя таковая основалась и пользовалась уважением и до него, чему доказательством служит напр. щедрое наделение ее землею еще при императрице Анне Ивановне. Но все-таки на­стоящее возвеличение Саровской пустыни, несомненно, связано с под­вижнической жизнью преподобного Серафима.

В числе его почитателей еще при его жизни, а также и по преставлении, был А.С.Хомяков. Деревенский дом его в с. Богучарове изобиловал изображениями Серафима, теми разнообразными литографическими портретами его, которые во множестве стали распространяться вскоре после кончины преподобного. Но из этого одного трудно бы заключать, как и в какой степени чтил память Серафима сам Хомяков, т. к. весьма возможно, что почин почитания преподобного подвижника шел более от матери его, Марьи Алексеевны, настолько благоговевшей перед Саровским подвижником, что она постоянно носила шапочку, освященную на его могиле, и пила воду не иначе, как кладя в нее кусок от камня, на котором Серафим проводил ночи в молитве. Случайно перелистывая третий том сочинений ее сына, напал я на одно место в письме об общине, которое явно доказывает, какое значение придавал он духовным подвигам Серафима. Хомяков пря­мо его не называет, но, упоминая о Сарове, он дает ему (Сарову) такое выдающееся значение, что ставит его в параллель с Кремлем и Киевом; это едва ли не указывает на то, что он имел в виду славу Сарова, приобретенную им чрез препод. Серафима. Вот что Хомяков писал одному своему приятелю (не названному в издании 1900 г., которым мы пользуемся): «Беда... когда начало умозрительное вздумает создавать. Эта забота постоянного умничанья идет у нас со времен Петра безостановочно и беззапиночно. Какого она вздора насоздала! Теперь оглянись, и ты увидишь, что все; у нас ново и безкоренно: мы с тобою, т. е. дворяне, цехи, городское устройство, чиновничество во всех его разветвлениях, выборы наши, просвещение наше с его прививочным характером, наши привычки, все от альфы до омеги. Корень и основа: Кремль, Киев, Саровская пустынь, народный быт с его песнями и обрядами и по пре­имуществу община сельская».

Надо было очень высоко ценить подвиги и народную славу Серафима, чтобы сопоставить Сарово с Киевом и признать за ним зна­чение корня и основы. Конечно, это сказано не в том смысле, что «де» сама Саровская пустынь легла в основу народной жизни; она, взята, как олицетворение идеи монашеского подвижничества, столь вы­соко ценимого народом. Но для того, чтобы избрать именно ее, надо было иметь очень высокое мнение о том, кто ее прославил.

Письмо это писано к Александру Ивановичу Кошелеву в то самое время, когда Хомяков и И.В.Киреевский совместно обращали его из западника, скептика и противника общины в свою «русскую веру». Очень может быть, что эти самые слова Хомякова побудили Кошелева предпринять паломничество именно в Саров. Воспоминание об этой обители и ее пустынножительстве навсегда оставило глубокое впечатление в А.И.Кошелеве, и, может быть, спо­собствовало ему сделаться тем твердо убежденным православным человеком, каким он остался до самой кончины своей.

Примечания:

Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович) (1754-1833) - преподобный, всея России чудотворец; по инициативе Государя Императора Николая II канонизированный Российской Церковью в 1903. Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150 000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.

Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский) (ок. 1607-1642) - святой, почитается в лике праведных как небесный покровитель Уральской земли.

Митрофан Воронежский (1623-1703) - святитель, первый епископ воронежский (с 1682 г.).

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов) (1724-1783), святитель, епископ Воронежский, церковный деятель, иерарх и богослов, крупнейший православный религиозный просветитель 18 в.

Феодосий Черниговский (Полоницкий-Углицкий) (? - 1696) - святитель, архиепископ Черниговский.

Анна Иоанновна (1693 - 1740) - российская императрица (с 1730) из династии Романовых. Вторая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и П.Ф.Салтыковой.

Кошелев Александр Иванович (1806-1883) - известный славянофил, публицист, журналист, общественный деятель, принимал самое активное участие в издании журнала «Русская беседа», являясь одним из его учредителей.

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) - религиозный мыслитель, критик, один из основоположников истинного славянофильства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Хомяков
Народность: с «живой» точки зрения и «отрицательной»
Ко дню памяти православного мыслителя
15.03.2013
Граф Л.Н. Толстой
Предисловие к рассказам Мопасана
19.11.2012
Все статьи Дмитрий Хомяков
Консервативная классика
Светлое Воскресение
Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»
07.05.2024
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Религиозно-философское творчество
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Человек
08.05.2024 00:22
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55