1/14 мая мы отмечали годовщину со дня рождения великого русского православного мыслителя, одного из основоположников истинного славянофильства, Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). Сегодня мы публикуем статью его сына Дмитрия Алексеевича (См. подробнее о нем: «К 90-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова».)
Д.А.Хомяков (1841-1919) был свидетелем и участником Великих церковных торжеств, посвященных преподобному Серафиму Саровскому в 1903 г. Статья была написана 27 мая 1903 г. в тульском имении Хомяковых в Богучарово и опубликована за подписью «Д.Х.» в журнале П.И.Бартенева «Русский Архив» (Д.Х. А.С.Хомяков о преподобном Серафиме Саровском // Русский Архив.- 1903.- N7.- С. 479-480).
Управляющий тульской Палатой Древностей, известный знаток русской истории, почитатель А.С.Хомякова, Н.И.Троицкий в издаваемом под его редакцией журнале «Тульская старина» перепечатал в 1903 г. (N13) из «Русского Архива» эти небольшие воспоминания Д.А.Хомякова.
Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по первому изданию и правилам современной орфографии), подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета Александр Дмитриевич Каплин.
+ + +
В нынешнем году совершается церковное торжество, давно подготовлявшееся в уме и чувстве православного русского народа, чтившего преподобного Серафима еще при жизни его и не переставшего стекаться к его могиле в течение семидесяти лет, протекших со времени его преставления. То, что на официальном языке называется прославлением почивших подвижников или праведников, есть ни что иное, как торжественное признание законности благоговейного отношения народа к их памяти; святые это - те народные герои духа, кого народ сам себе излюбливает, ожидая от церковной власти лишь разрешения торжественно проявлять чувства, сложившиеся в его душе помимо всякого властного указания (как это ведется, наоборот, у латинян). Не говоря о святых издревле прославленных, вспомним только тех, прославление коих совершилось в последнее столетие, и мы увидим, что они все были прославлены благодарною и благоговейною памятью народа задолго до их официальной «канонизации». Симеон Верхотурский: его имя даже было забыто, или вовсе неизвестно, а память не переставала жить, до того времени, когда сама земля вынесла на поверхность его останки. Митрофаний Воронежский, еще более Тихон Задонский, Феодосий Черниговский и теперь Серафим Саровский, все они не переставали чтиться со дня кончины их; и потому прославление их есть действительно народно-церковное торжество, радостное тем, что оно завершает собою чаяния целых поколений. Конечно, бывали случаи в церковной истории, когда прославление святых совершалось не столь живым порядком; но тем отраднее, если имеющее совершиться торжество можно вполне отнести к разряду тех торжеств, в которых процесс подготовления совершенно безъискуственный. Серафим Саровский чтился при жизни, и его слава дала еще в начале XIX века общую известность избранной им обители, хотя таковая основалась и пользовалась уважением и до него, чему доказательством служит напр. щедрое наделение ее землею еще при императрице Анне Ивановне. Но все-таки настоящее возвеличение Саровской пустыни, несомненно, связано с подвижнической жизнью преподобного Серафима.
В числе его почитателей еще при его жизни, а также и по преставлении, был А.С.Хомяков. Деревенский дом его в с. Богучарове изобиловал изображениями Серафима, теми разнообразными литографическими портретами его, которые во множестве стали распространяться вскоре после кончины преподобного. Но из этого одного трудно бы заключать, как и в какой степени чтил память Серафима сам Хомяков, т. к. весьма возможно, что почин почитания преподобного подвижника шел более от матери его, Марьи Алексеевны, настолько благоговевшей перед Саровским подвижником, что она постоянно носила шапочку, освященную на его могиле, и пила воду не иначе, как кладя в нее кусок от камня, на котором Серафим проводил ночи в молитве. Случайно перелистывая третий том сочинений ее сына, напал я на одно место в письме об общине, которое явно доказывает, какое значение придавал он духовным подвигам Серафима. Хомяков прямо его не называет, но, упоминая о Сарове, он дает ему (Сарову) такое выдающееся значение, что ставит его в параллель с Кремлем и Киевом; это едва ли не указывает на то, что он имел в виду славу Сарова, приобретенную им чрез препод. Серафима. Вот что Хомяков писал одному своему приятелю (не названному в издании 1900 г., которым мы пользуемся): «Беда... когда начало умозрительное вздумает создавать. Эта забота постоянного умничанья идет у нас со времен Петра безостановочно и беззапиночно. Какого она вздора насоздала! Теперь оглянись, и ты увидишь, что все; у нас ново и безкоренно: мы с тобою, т. е. дворяне, цехи, городское устройство, чиновничество во всех его разветвлениях, выборы наши, просвещение наше с его прививочным характером, наши привычки, все от альфы до омеги. Корень и основа: Кремль, Киев, Саровская пустынь, народный быт с его песнями и обрядами и по преимуществу община сельская».
Надо было очень высоко ценить подвиги и народную славу Серафима, чтобы сопоставить Сарово с Киевом и признать за ним значение корня и основы. Конечно, это сказано не в том смысле, что «де» сама Саровская пустынь легла в основу народной жизни; она, взята, как олицетворение идеи монашеского подвижничества, столь высоко ценимого народом. Но для того, чтобы избрать именно ее, надо было иметь очень высокое мнение о том, кто ее прославил.
Письмо это писано к Александру Ивановичу Кошелеву в то самое время, когда Хомяков и И.В.Киреевский совместно обращали его из западника, скептика и противника общины в свою «русскую веру». Очень может быть, что эти самые слова Хомякова побудили Кошелева предпринять паломничество именно в Саров. Воспоминание об этой обители и ее пустынножительстве навсегда оставило глубокое впечатление в А.И.Кошелеве, и, может быть, способствовало ему сделаться тем твердо убежденным православным человеком, каким он остался до самой кончины своей.
Примечания:
Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович) (1754-1833) - преподобный, всея России чудотворец; по инициативе Государя Императора Николая II канонизированный Российской Церковью в 1903. Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150 000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.
Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский) (ок. 1607-1642) - святой, почитается в лике праведных как небесный покровитель Уральской земли.
Митрофан Воронежский (1623-1703) - святитель, первый епископ воронежский (с 1682 г.).
Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов) (1724-1783), святитель, епископ Воронежский, церковный деятель, иерарх и богослов, крупнейший православный религиозный просветитель 18 в.
Феодосий Черниговский (Полоницкий-Углицкий) (? - 1696) - святитель, архиепископ Черниговский.
Анна Иоанновна (1693 - 1740) - российская императрица (с 1730) из династии Романовых. Вторая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и П.Ф.Салтыковой.
Кошелев Александр Иванович (1806-1883) - известный славянофил, публицист, журналист, общественный деятель, принимал самое активное участие в издании журнала «Русская беседа», являясь одним из его учредителей.
Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) - религиозный мыслитель, критик, один из основоположников истинного славянофильства.