Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Покаяние», раскаяние и покаяние

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

06.05.2010

Приближается 65-летие Великой Победы, но не утихает хор ее хулителей, неустанно продолжающих позорить подвиг нашего народа в той войне. Впрочем, вся эта грандиозная хула и ложь являются лишь частью более обширной фальсификации нашего недавнего прошлого - советского периода, который объявляется «черной дырой» в истории России. Однако надо сказать, что в современном российском обществе попытки такой фальсификации, слава Богу, встречают активное сопротивление, значительный вклад в которое внесла и РНЛ. Целый ряд ее самых читаемых авторов выступили с этой трибуны, аргументировано опровергая вышеупомянутые клеветы, а читатели, как правило, активно поддерживали этих авторов на форуме. И действительно, было и есть что интересно почитать. Мне, например, в этом плане особенно нравятся статьи и выступления диакона Владимира Василика.

Но данная моя статья носит несколько иной характер. В ней я не собираюсь опровергать те или иные конкретные мифы, относящиеся к Великой Отечественной войне и ко всему советскому периоду истории типа: «кровожадный тиран Сталин, равноценный Гитлеру, победил в войне, забросав немцев горами трупов своих солдат» и т.д. С меня достаточно и того, что другие уже доказали несостоятельность и просто лживость этих либерально-дерьмократических штампов, коими они усердно шельмуют всю историю нашего народа, особенно последний ее период. Поэтому здесь я принимаю за аксиому то, что доказали эти другие православные русские патриоты, т.е. аксиоматически считаю заведомой ложью все эти хитроумные и не очень (поскольку, в основном, рассчитаны на дураков) выкладки всяких там «резунов», «бешановых» и иже с ними, имя (фамилии) которым легион. Но с другой стороны, посмотрите на ужимки этих лиц, с каким апломбом они превозносят свои сомнительные «исторические открытия», с какой помпой рекламируют свои дурно пахнущие «творения»! Ни дать, ни взять - прямо «пророки» какие-то! Но лживый (как мы аксиоматически признали) пророк - это лжепророк. А что говорит о лжепророках Господь наш Иисус Христос?

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф.7,15-19). Поэтому я, согласно слову Господа, и хочу в этой своей статье по плоду узнать этих наших новоявленных лжепророков; хочу узнать - какие «виноград и смоквы» они обещали нашему народу, а какой реальный плод в виде терния и репейника они действительно принесли? А для этого надо вспомнить некоторые не столь отдаленные времена, время горбачевской гласности, когда вся эта компания и начала свою разрушительную работу.

Вспомним, какой добрый плод они обещали собрать со своего терновника? Этот плод назывался - «покаяние», которое они тогда усердно и настойчиво навязывали нашему народу. Вероятно, начало этой навязчивости положил одноименный фильм Т.Абуладзе, заглавная мысль которого была подхвачена так сказать творческой интеллигенцией, излившей на нас тогда целый ушат своих разноплановых творений, начиная от действительно наболевших, искренне горячо и напряженно ищущих выход из тупика, и кончая откровенной конъюнктурщиной. Короче говоря, тогда на наших глазах возникло своеобразное российское «покаянное творчество, раскрывающее нам глаза на то, какие мы плохие, и призывающее нас раскаяться». Интересно при этом заметить, что сама пишущая о покаянии интеллигенция разбиралась в этом основном предмете своей писанины столь же компетентно, сколь известное животное в апельсинах. Что поделаешь, университетские дипломы, степени и звания различных кандидатов и лауреатов немного прибавляют знаний по тому предмету, о котором мы говорим. Отчасти потому, что в университетах его до последнего времени не изучали. Отчасти же потому, что знания эти даются главным образом не через лекции, чтения да рассуждения, а через практическую аскезу: труд, слезы и молитву, кои нашим новоявленным «учителям народного покаяния» были совершенно чужды. Весь пафос этих лиц ушел на разоблачения, в частности, на разоблачение нашей истории, особенно последнего ее периода. Из этих самых разоблачений, как джины из соответствующей бутылки, потом и выскочили разные «резуны», «бешановы» и прочие «духи». Что же касается положительной, конструктивной части их деятельности, то она свелась к невнятному интеллигентскому бормотанию о «дороге к храму». Вся идея оных обличителей сводилась к другому: показать нашему народу (разумеется, в первую очередь и по преимуществу народу русскому) какие мы плохие, гадкие и грешные и через это вызвать в народе раскаяние и покаяние. Вот и вся «положительная» составляющая их программы (т.е. это самое пресловутое «покаяние»). Так сказать обещанные нам «добрые плоды» - эти евангельские «смоквы и виноград, собранные с терновника да репейника», коими являются души малоцерковных и нецерковных интеллигентов, пытающихся рассуждать о таком сугубо церковном предмете, коим является истинное покаяние.

Впрочем, недалеко от них ушли и лица, формально находящиеся в Церкви, но поддавшиеся напору интеллигентского «покаянного» творчества. Возьмем, например, основную идею известной книги протоиерея Георгия Митрофанова. По его мнению «действительный акт покаяния» совершили генерал Власов и прочие лица, перешедшие на сторону Гитлера и обратившие свое оружие «против Сталина». А вот другие наши воины Великой Отечественной войны, начиная от маршала Жукова и кончая простым русским солдатом, который на своем горбу и вынес всю тяжесть войны, «совершили большой грех, победив фашизм и этим продлив жизнь советскому строю», поэтому, естественно, нуждаются все в том же «покаянии». А С.М.Григорьев вообще считает весь советский период нашей истории сплошной чередой одних антихристов, с которыми сотрудничал весь народ, в том числе и священники, поэтому всем нам также нужно «каяться», всем нужно все то же, давно залежавшееся, это самое интеллигентское «покаяние».

А то, что оно плохо пахло и выглядело еще в начале гласности, наш народ понял сразу, уже тогда назвав все эти попытки известных лиц очернить нашу историю и сам народ очень точным, не в бровь, а в глаз бьющим термином - чернуха. По аналогии со словами «сивуха», «порнуха». Люди уже тогда предчувствовали, что под видом пресловутого «покаяния» их и здесь хотят опоить каким-то идейно-опьяняющим суррогатом весьма низкого качества. Поэтому в этой своей статье я попробую, используя некоторые прописные истины православного аскетического учения, найти этим, хотя и иррациональным, но очень мудрым предчувствиям нашего народа, вполне рациональное богословское объяснение.

Начнем с того, что в рассуждениях наших оппонентов есть некая полуправда. Действительно, человеку, чтобы покаяться, необходимо сначала увидеть свои грехи. Святые отцы говорят, что начало здравия души бывает тогда, когда она видит свои грехи как песок морской. Но это видение своих грехов еще отнюдь не покаяние, а лишь его начало, и называется оно раскаянием. В обычном, т.е. естественном для падшего естества состоянии человек, как правило, не замечает свои грехи, часто почитая себя безгрешным. Поэтому для принесения покаяния он должен сначала увидеть свое беззаконие, осознать, что творит грех, и что последний есть для него самое главное зло. В этом и состоит раскаяние. Казалось бы, это соответствует учению наших оппонентов. Но посмотрим, что далее говорят о раскаянии святые отцы.

Их своего аскетического опыта они познали и научили нас, что видение собственных грехов (т.е. раскаяние) есть для человека дело весьма тягостное. Душа смущается и трепещет, когда видит тягостную тьму греха ею, в теле содеянного. И если бы не было благодати Божией, укрепляющей человека при таком видении, - говорят отцы, - то никто бы не выдержал этого ужасного лицезрения собственной греховности и порочности. По этой причине, говорят святые, раскаяние само по себе еще не есть добродетель покаяния и не всегда есть добро, не всегда ведет к добру, т.к. неизвестен его, т.е. раскаяния, исход, который может быть разным. Он может закончиться духовным возрождением человека, если перейдет в покаяние; а может - алкоголем, наркотиком или просто самоубийством, ведь и это бывает следствием одного лишь видения собственной порочности.

Отсюда еще раз со всей очевидностью вытекает, что раскаяние это не покаяние, ибо последнее, наряду с осознанием своей греховности, предполагает и добровольное приятие человеком содействующей благодати Божией, которая укрепляет душу в этом ее горьком сознании, услаждая ее, почему и покаянный плач, как мы знаем из житий святых, бывает сладостен для кающегося. Наконец, что самое главное, благодать Божия, дарованная нам Христом Спасителем как следствие Его искупительной Жертвы, открывает перед душой путь новой, безгрешной жизни, одновременно возрождая душу для оной. Все это вместе взятое и дает возможность человеку при принесении им церковного покаяния в процессе раскаяния не только избежать самоубийства в любой его форме, но и переродиться для нового святого бытия.

И наоборот, если человек, раскаявшись, отвергает благодать, то не к покаянию и вообще не к добру ведет его такое раскаяние, типичный пример чему Иуда Искариот. Св.Писание говорит, что когда Иуда, предавший Христа, увидел, что Он осужден, то «раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную...и, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27,3-5). Святые отцы истолковывают это место Писания так: «раскаялся Иуда, но не покаялся, поэтому и удавился».

Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод: к чему же собственно зовут нас вышеупомянутые генераторы чернухи? К покаянию? Очевидно, что не к нему, но лишь к раскаянию, которое должно закончиться для нас участью Иудиной. И действительно, основная идея любой чернухи (да и того, что художественно выше ее, но идейно ей соответствует), - «смотрите, какие вы плохие!». Смотрите на свои грехи, реальные и выдуманные самозваными карикатуристами, и видите их, знайте их, сожалейте о них, т.е. раскайтесь. И все. Но где же здесь та сила, та благодать, которая позволит русским людям без ущерба для своей души перенести этот тяжелейший акт раскаяния, я уже не говорю - возродит их к лучшему? Говорили: «так жить нельзя», - прекрасно, что же вы не показали нам как же можно и нужно? А если не можете этого, то нечего раскачивать лодку народной психики. Не к покаянию звали и зовете вы наш народ, а к крайне опасному для души и бесплодному раскаянию. Совсем не к покаянию и духовному возрождению пытались и пытаются вести нас духовно слепые вожди, ведь они сами не знают и другим не могут показать этот самый пресловутый «путь к храму». Нет, нас пытались и пытаются вести другим путем - не подкрепленного благодатью, т.е. самоубийственного, раскаяния. «А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14).

Поразительно, насколько даже в относительно лучших своих проявлениях далекая от Церкви интеллигенция не способна дать хоть какие-то положительные стимулы раскаяния. И не случайно в общеизвестном и уже упоминавшемся фильме «Покаяние» (а лучше было бы назвать его «Раскаяние») раскаявшийся грузин Авель не находит ничего лучшего, как нажать на спусковой крючок оружия, направленного в собственное сердце (в свете недавних событий прямо пророчество какое-то получилось об Иудиной участи грузинского народа). И отсюда очевидно, что самоубийство бывает разным. Можно ведь с помощью определенных психологических трюков понудить к самоубийству одного человека или группу людей, а можно с помощью подобных бесчеловечных экспериментов понудить к самоубийственным действиям целый народ или народы, достаточно счастливо живших когда-то вместе в рамках одной великой страны. Такой род психического воздействия, как известно, называется психологической войной. Которая велась и ведется против нашего народа. И несомненно, что именно она была одной из главных причин развала СССР, а одним из важных элементов этой войны и была генерация разнообразной чернухи. Это для внутреннего пользования, а на экспорт это называется «привить русским комплекс вины» перед всеми другими народами. Например, перед поляками за «Катынь», перед народами ближнего зарубежья за «советскую оккупацию», перед народами Европы за то, что «тиран Сталин» освободил их от Гитлера. В общем «каяться» нам надо за что угодно, ибо во всем «виноваты» русские. Перефразируя известную хохму, можно сказать, правда, не в рифму: «Если в европейском кране нет воды (а в газопроводе - газа), значит выпили русские, если в кране есть вода (а в газопроводе газ), все равно виноват русский и тогда».

Впрочем, я, как и сказал ранее, здесь не занимаюсь частностями, сомнительными «катынями» и т.п. С этим достаточно успешно разбираются другие русские патриоты. С меня было достаточно по слову Господа (Мф.7,15-19) показать какие духовные «смоквы и виноград» обещали нам вначале все эти хулители и фальсификаторы нашего недавнего прошлого, и какие духовные тернии и репейники они в действительности подложили нашему народу.

Как же с этим бороться? Так ведь уже борются вполне достойные люди, как я и указал в начале этой своей статьи. Только, учитывая все вышесказанное, я хотел бы добавить к сему следующее. Думаю, что в этой борьбе не всегда следует прибегать к очень умной контраргументации. Простому люду это не всегда понятно. Наш народ сам выдвинул очень весомый и всем понятный уже на чисто эмоциональном уровне контраргумент, назвав всю эту возню фальсификаторов - чернухой. Не так-то прост оказывается наш народ, и не так-то мудры оказываются набивающиеся ему в духовные вожди новоявленные «пастыри». Не слушают овцы чужого голоса, и за чужим не идут (ср.Ин.10,5). Включается где-то в народной душе защитный психический механизм, что особенно сказывается при праздновании Дня Победы. Сколько не клевещут на нее разные «умники», а наш народ торжественно ее празднует, в том числе и в ближнем зарубежье, и с обязательной георгиевской ленточкой.

Православный русский патриот должен этим воспользоваться. Повторяю, не всегда нужно заниматься очень умной контраргументацией, но иногда достаточно грозно посмотреть на фальсификатора и с презрением сказать ему в лицо: «Так это же чернуха!» И все ясно, особенно простому народу, не шибко искушенному в исторических тонкостях. Это же является и задачей любого православного русского патриота, поставленного настоящим пастырем народа, начиная от священника и заканчивая школьным учителем. Необходимо лелеять и развивать это здравое народное чутье, которым и различается духовный яд фальсификаторов, развивать в каждом индивидууме, личности, ипостаси нашего народа. С той конечной целью, чтобы русский человек, почуяв сей духовный яд, сам выключил телевизор, вышел из сайта, выкинул газету или книгу, плюнув и презрительно сказав: «Так это же чернуха! А ну ее в баню!»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Ева : тов.Сухову вдогонку
2010-05-06 в 19:23

ЦИТАТА:" Да, Бог ни в какой форме не фигурировал"

Простите,еще раз за вопрос.Так,что получается,что советское время не было богоборческим?...Если Бог не фигурирует ни в какой форме,так может это было для того,что бы народ ВООБЩЕ не думал о Нем?...Так не это ли одна из форм богоборчества? Ведь кроме веры,нужно еще эту веру исповедывать.А это как раз и не разрешалось делать...
А потом меня всегда коробило.Зачем нужна была клятва в столь детском возрасте?!...Сплошная атрибутика,символы,цвета...

Не скрою,от теперешнего строя ,я тоже не в восторге,но,я так рада,что открываются и восстанавливаются храмы...
6. Ева : тов.Сухову
2010-05-06 в 18:31

ЦИТАТА:"любовь к Родине, труд, учёба, товарищество, честность, активная жизненная позиция и... "

Простите,уважаемый товарищ Сухов,соглашусь с Вами,что все перечисленное,конечно,тоже включалось,но,успела...все-таки успела и в пионерах побывать...Так что успела на себе почувствовать что-то...Помню те политзанятия,где говорили,что Бога нет,рассказывали всякие небылицы про верующих людей...Все было...И чувствовала в этом некую фальш...Простите,быть может Вы на это в свое время и не делали акцент,но уж не знаю,такая я родилась,что в неподдельный шок меня вводили вид разрушенных храмов,а вранье,что Бога нет в возмущение...Знаете ли, всегда была белой вороной в этом смысле...А потом я выросла немного в другой среде...
С наступающим Вас Днем Победы!
5. Русский Сталинист : «Покаяние», раскаяние и покаяние
2010-05-06 в 17:20

Большое спасибо о. Георгию за статью!
4. тов.Сухов : Еве :) как всё запущено :)))
2010-05-06 в 16:34

Спасибо! Да нет, вполне понятная реакция.
Знаете (не в обиду, поймите), такое впечатление, что ни в пионерах, ни комсомольцах Вы опаздали побывать :) Кого загубили в пионерской организации и комсомоле? Где там кто раскопал какой жуткий атеизм? Не было этого, дорогая моя! Да, Бог ни в какой форме не фигурировал. А точнее, вопросов веры просто не касались (при нас во всяком случае в 70-80х). За 15-20 лет по части прямого атеизма я могу припомнить лишь единственный эпизод. Это была необязательная лекция, которая в голове абсолютно не отложилась.

Что касается духовных ориентиров, то это были: любовь к Родине, труд, учёба, товарищество, честность, активная жизненная позиция и... строительство социализма, как общества научно-основанного на справедливости. Так что когда я, например, принимал Крещение в 90х, то никаких заморочек на эту тему и близко не возникало. Возникнуть заморочки могут разве что после просмотра очередного фильма Михалкова, либо спектакля типа "Голая пионерка" :)

Серьёзная заморочка с религией возникает именно сейчас. Храмы восстановили. Но... страну разрушили, социализм разломали, народ ограбили, будущее наше с Вами зачеркнули, тотальное беззаконие и прямую угрозу существования нашего народа создали.
3. АННА РАЙТ : Re: «Покаяние», раскаяние и покаяние
2010-05-06 в 16:07

Спаси Вас Господи, батюшка! Такое здравое пастырское слово. Ведь, действительно, отвращает нас от всего этого "покаяния", оправдания предательства, очернения всего и вся не наши "умные" мысли, а здоровое нравственное чувство - "это чернуха". Именно так. А мысли мы потом свои собираем, нам кажется так убедительней ответить. А просто отвернулся бы каждый от этих кликуш, почувствовали бы они себя в вакууме, да и сами бы замолчали. Им, как террористам, важен информационный шум.
2. Ева : Re: «Покаяние», раскаяние и покаяние
2010-05-06 в 15:24

Как не хватает Святейшего Патриарха Алекия второго! Сиротство и по сей день чувствуется! Царствие ему Небесное!
Конечно,некие демократы заинтересованы во всенародном покаянии,чтобы народ дал некий зарок перед Богом,что не вернется к тем советским временам...
В одной книжке о "генеральной исповеди",было несколько позиций грехов, таких,например,раскаиваешься,что состояла в пионерской,комсомольской и т.д.организации,исповедывала ли идеологию этих организаций.Тоже своего рода покаяние,но для отдельно взятого человека.Понятно,что после подобного рода брошюр,какое формируется отношение к нашей истории,конечно,на уровне отвращения,раз это грех...Но с другой стороны,ведь те же пионерские организации при их вступлении требовали клятву,вместо крестов повязывали галстуки,уже у детей формировали некие духовные ориентиры.Что говорить, коммунистическая идеология хотела заменить собой Бога.Последствия жуткого атеизма чувствуются и по сей день.Сколько загублено поколений людей....Быть может, за клятву КПСС и надо раскаиваться,но за историю советского периода это не только перебор,а просто издевательство...Просто преступление перед историей народа,какой бы она не была.И потом все-таки нам было, чем гордиться.Нельзя отдавать любые победы и заслуги нашей Родины на попрание нелюдей,которые не знают,что такое народ,Отечество,потому что не имеют этого уже давно,все продали и растеряли.Люди,кричащие о том,что мы должны раскаяться за наших русских солдат,это предатели.Которые не хотят отделить одно от другого...Простите,за резкость.
1. тов.Сухов : Чин покаяния
2010-05-06 в 13:41

Большое спасибо за статью!
Допустим, речь о покаянии в "церковном" смысле (тему покаяния в государственном смысле можно не рассматривать в связи с заведомой абсурдностью).

Итак, мы искренне решили по-церковному покаяться за какие-то прошлые события. Действительно, вроде бы есть за что. Но как именно это нужно КОНКРЕТНО "делать"? Такой вопрос встал и перед организаторами Чина покаяния в Тайнинском http://www.chin-pokayaniya.ru/ Так вот, при всём своём желании, нормально решить эту проблему они НЕ СУМЕЛИ.

Первое с чем люди столкнулись - с какой точки отсчёта начинать? В составленном ими очень эмоциональном "Чине покаяния" http://chin-pokayani...chin_pokayaniya.pdf получилось вот что: Господи, помилуй нас за небрежное отношение интеллигенции к Православию и попрание русских традиций, начавшееся со времен царствования благочестивого Царя Алексея Михайловича вследствие допущенного тогда засилья враждебных к России и Православной вере иноплеменников, воздействию которых подвергались некоторые русские люди, в том числе и будущий Царь Петр.
Прости нас, Милосердный Господи!

http://chin-pokayani...chin_pokayaniya.pdf и так далее до наших дней. Более чем странно!

В результате после нескольких лет данного покаяния Святейшему Патриарху Алексию II пришлось это мероприятие останавливать: http://www.pravoslavie.ru/news/25327.htm
Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме