«Покаяние», раскаяние и покаяние

0
451
Время на чтение 9 минут

Приближается 65-летие Великой Победы, но не утихает хор ее хулителей, неустанно продолжающих позорить подвиг нашего народа в той войне. Впрочем, вся эта грандиозная хула и ложь являются лишь частью более обширной фальсификации нашего недавнего прошлого - советского периода, который объявляется «черной дырой» в истории России. Однако надо сказать, что в современном российском обществе попытки такой фальсификации, слава Богу, встречают активное сопротивление, значительный вклад в которое внесла и РНЛ. Целый ряд ее самых читаемых авторов выступили с этой трибуны, аргументировано опровергая вышеупомянутые клеветы, а читатели, как правило, активно поддерживали этих авторов на форуме. И действительно, было и есть что интересно почитать. Мне, например, в этом плане особенно нравятся статьи и выступления диакона Владимира Василика.

Но данная моя статья носит несколько иной характер. В ней я не собираюсь опровергать те или иные конкретные мифы, относящиеся к Великой Отечественной войне и ко всему советскому периоду истории типа: «кровожадный тиран Сталин, равноценный Гитлеру, победил в войне, забросав немцев горами трупов своих солдат» и т.д. С меня достаточно и того, что другие уже доказали несостоятельность и просто лживость этих либерально-дерьмократических штампов, коими они усердно шельмуют всю историю нашего народа, особенно последний ее период. Поэтому здесь я принимаю за аксиому то, что доказали эти другие православные русские патриоты, т.е. аксиоматически считаю заведомой ложью все эти хитроумные и не очень (поскольку, в основном, рассчитаны на дураков) выкладки всяких там «резунов», «бешановых» и иже с ними, имя (фамилии) которым легион. Но с другой стороны, посмотрите на ужимки этих лиц, с каким апломбом они превозносят свои сомнительные «исторические открытия», с какой помпой рекламируют свои дурно пахнущие «творения»! Ни дать, ни взять - прямо «пророки» какие-то! Но лживый (как мы аксиоматически признали) пророк - это лжепророк. А что говорит о лжепророках Господь наш Иисус Христос?

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф.7,15-19). Поэтому я, согласно слову Господа, и хочу в этой своей статье по плоду узнать этих наших новоявленных лжепророков; хочу узнать - какие «виноград и смоквы» они обещали нашему народу, а какой реальный плод в виде терния и репейника они действительно принесли? А для этого надо вспомнить некоторые не столь отдаленные времена, время горбачевской гласности, когда вся эта компания и начала свою разрушительную работу.

Вспомним, какой добрый плод они обещали собрать со своего терновника? Этот плод назывался - «покаяние», которое они тогда усердно и настойчиво навязывали нашему народу. Вероятно, начало этой навязчивости положил одноименный фильм Т.Абуладзе, заглавная мысль которого была подхвачена так сказать творческой интеллигенцией, излившей на нас тогда целый ушат своих разноплановых творений, начиная от действительно наболевших, искренне горячо и напряженно ищущих выход из тупика, и кончая откровенной конъюнктурщиной. Короче говоря, тогда на наших глазах возникло своеобразное российское «покаянное творчество, раскрывающее нам глаза на то, какие мы плохие, и призывающее нас раскаяться». Интересно при этом заметить, что сама пишущая о покаянии интеллигенция разбиралась в этом основном предмете своей писанины столь же компетентно, сколь известное животное в апельсинах. Что поделаешь, университетские дипломы, степени и звания различных кандидатов и лауреатов немного прибавляют знаний по тому предмету, о котором мы говорим. Отчасти потому, что в университетах его до последнего времени не изучали. Отчасти же потому, что знания эти даются главным образом не через лекции, чтения да рассуждения, а через практическую аскезу: труд, слезы и молитву, кои нашим новоявленным «учителям народного покаяния» были совершенно чужды. Весь пафос этих лиц ушел на разоблачения, в частности, на разоблачение нашей истории, особенно последнего ее периода. Из этих самых разоблачений, как джины из соответствующей бутылки, потом и выскочили разные «резуны», «бешановы» и прочие «духи». Что же касается положительной, конструктивной части их деятельности, то она свелась к невнятному интеллигентскому бормотанию о «дороге к храму». Вся идея оных обличителей сводилась к другому: показать нашему народу (разумеется, в первую очередь и по преимуществу народу русскому) какие мы плохие, гадкие и грешные и через это вызвать в народе раскаяние и покаяние. Вот и вся «положительная» составляющая их программы (т.е. это самое пресловутое «покаяние»). Так сказать обещанные нам «добрые плоды» - эти евангельские «смоквы и виноград, собранные с терновника да репейника», коими являются души малоцерковных и нецерковных интеллигентов, пытающихся рассуждать о таком сугубо церковном предмете, коим является истинное покаяние.

Впрочем, недалеко от них ушли и лица, формально находящиеся в Церкви, но поддавшиеся напору интеллигентского «покаянного» творчества. Возьмем, например, основную идею известной книги протоиерея Георгия Митрофанова. По его мнению «действительный акт покаяния» совершили генерал Власов и прочие лица, перешедшие на сторону Гитлера и обратившие свое оружие «против Сталина». А вот другие наши воины Великой Отечественной войны, начиная от маршала Жукова и кончая простым русским солдатом, который на своем горбу и вынес всю тяжесть войны, «совершили большой грех, победив фашизм и этим продлив жизнь советскому строю», поэтому, естественно, нуждаются все в том же «покаянии». А С.М.Григорьев вообще считает весь советский период нашей истории сплошной чередой одних антихристов, с которыми сотрудничал весь народ, в том числе и священники, поэтому всем нам также нужно «каяться», всем нужно все то же, давно залежавшееся, это самое интеллигентское «покаяние».

А то, что оно плохо пахло и выглядело еще в начале гласности, наш народ понял сразу, уже тогда назвав все эти попытки известных лиц очернить нашу историю и сам народ очень точным, не в бровь, а в глаз бьющим термином - чернуха. По аналогии со словами «сивуха», «порнуха». Люди уже тогда предчувствовали, что под видом пресловутого «покаяния» их и здесь хотят опоить каким-то идейно-опьяняющим суррогатом весьма низкого качества. Поэтому в этой своей статье я попробую, используя некоторые прописные истины православного аскетического учения, найти этим, хотя и иррациональным, но очень мудрым предчувствиям нашего народа, вполне рациональное богословское объяснение.

Начнем с того, что в рассуждениях наших оппонентов есть некая полуправда. Действительно, человеку, чтобы покаяться, необходимо сначала увидеть свои грехи. Святые отцы говорят, что начало здравия души бывает тогда, когда она видит свои грехи как песок морской. Но это видение своих грехов еще отнюдь не покаяние, а лишь его начало, и называется оно раскаянием. В обычном, т.е. естественном для падшего естества состоянии человек, как правило, не замечает свои грехи, часто почитая себя безгрешным. Поэтому для принесения покаяния он должен сначала увидеть свое беззаконие, осознать, что творит грех, и что последний есть для него самое главное зло. В этом и состоит раскаяние. Казалось бы, это соответствует учению наших оппонентов. Но посмотрим, что далее говорят о раскаянии святые отцы.

Их своего аскетического опыта они познали и научили нас, что видение собственных грехов (т.е. раскаяние) есть для человека дело весьма тягостное. Душа смущается и трепещет, когда видит тягостную тьму греха ею, в теле содеянного. И если бы не было благодати Божией, укрепляющей человека при таком видении, - говорят отцы, - то никто бы не выдержал этого ужасного лицезрения собственной греховности и порочности. По этой причине, говорят святые, раскаяние само по себе еще не есть добродетель покаяния и не всегда есть добро, не всегда ведет к добру, т.к. неизвестен его, т.е. раскаяния, исход, который может быть разным. Он может закончиться духовным возрождением человека, если перейдет в покаяние; а может - алкоголем, наркотиком или просто самоубийством, ведь и это бывает следствием одного лишь видения собственной порочности.

Отсюда еще раз со всей очевидностью вытекает, что раскаяние это не покаяние, ибо последнее, наряду с осознанием своей греховности, предполагает и добровольное приятие человеком содействующей благодати Божией, которая укрепляет душу в этом ее горьком сознании, услаждая ее, почему и покаянный плач, как мы знаем из житий святых, бывает сладостен для кающегося. Наконец, что самое главное, благодать Божия, дарованная нам Христом Спасителем как следствие Его искупительной Жертвы, открывает перед душой путь новой, безгрешной жизни, одновременно возрождая душу для оной. Все это вместе взятое и дает возможность человеку при принесении им церковного покаяния в процессе раскаяния не только избежать самоубийства в любой его форме, но и переродиться для нового святого бытия.

И наоборот, если человек, раскаявшись, отвергает благодать, то не к покаянию и вообще не к добру ведет его такое раскаяние, типичный пример чему Иуда Искариот. Св.Писание говорит, что когда Иуда, предавший Христа, увидел, что Он осужден, то «раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную...и, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27,3-5). Святые отцы истолковывают это место Писания так: «раскаялся Иуда, но не покаялся, поэтому и удавился».

Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод: к чему же собственно зовут нас вышеупомянутые генераторы чернухи? К покаянию? Очевидно, что не к нему, но лишь к раскаянию, которое должно закончиться для нас участью Иудиной. И действительно, основная идея любой чернухи (да и того, что художественно выше ее, но идейно ей соответствует), - «смотрите, какие вы плохие!». Смотрите на свои грехи, реальные и выдуманные самозваными карикатуристами, и видите их, знайте их, сожалейте о них, т.е. раскайтесь. И все. Но где же здесь та сила, та благодать, которая позволит русским людям без ущерба для своей души перенести этот тяжелейший акт раскаяния, я уже не говорю - возродит их к лучшему? Говорили: «так жить нельзя», - прекрасно, что же вы не показали нам как же можно и нужно? А если не можете этого, то нечего раскачивать лодку народной психики. Не к покаянию звали и зовете вы наш народ, а к крайне опасному для души и бесплодному раскаянию. Совсем не к покаянию и духовному возрождению пытались и пытаются вести нас духовно слепые вожди, ведь они сами не знают и другим не могут показать этот самый пресловутый «путь к храму». Нет, нас пытались и пытаются вести другим путем - не подкрепленного благодатью, т.е. самоубийственного, раскаяния. «А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14).

Поразительно, насколько даже в относительно лучших своих проявлениях далекая от Церкви интеллигенция не способна дать хоть какие-то положительные стимулы раскаяния. И не случайно в общеизвестном и уже упоминавшемся фильме «Покаяние» (а лучше было бы назвать его «Раскаяние») раскаявшийся грузин Авель не находит ничего лучшего, как нажать на спусковой крючок оружия, направленного в собственное сердце (в свете недавних событий прямо пророчество какое-то получилось об Иудиной участи грузинского народа). И отсюда очевидно, что самоубийство бывает разным. Можно ведь с помощью определенных психологических трюков понудить к самоубийству одного человека или группу людей, а можно с помощью подобных бесчеловечных экспериментов понудить к самоубийственным действиям целый народ или народы, достаточно счастливо живших когда-то вместе в рамках одной великой страны. Такой род психического воздействия, как известно, называется психологической войной. Которая велась и ведется против нашего народа. И несомненно, что именно она была одной из главных причин развала СССР, а одним из важных элементов этой войны и была генерация разнообразной чернухи. Это для внутреннего пользования, а на экспорт это называется «привить русским комплекс вины» перед всеми другими народами. Например, перед поляками за «Катынь», перед народами ближнего зарубежья за «советскую оккупацию», перед народами Европы за то, что «тиран Сталин» освободил их от Гитлера. В общем «каяться» нам надо за что угодно, ибо во всем «виноваты» русские. Перефразируя известную хохму, можно сказать, правда, не в рифму: «Если в европейском кране нет воды (а в газопроводе - газа), значит выпили русские, если в кране есть вода (а в газопроводе газ), все равно виноват русский и тогда».

Впрочем, я, как и сказал ранее, здесь не занимаюсь частностями, сомнительными «катынями» и т.п. С этим достаточно успешно разбираются другие русские патриоты. С меня было достаточно по слову Господа (Мф.7,15-19) показать какие духовные «смоквы и виноград» обещали нам вначале все эти хулители и фальсификаторы нашего недавнего прошлого, и какие духовные тернии и репейники они в действительности подложили нашему народу.

Как же с этим бороться? Так ведь уже борются вполне достойные люди, как я и указал в начале этой своей статьи. Только, учитывая все вышесказанное, я хотел бы добавить к сему следующее. Думаю, что в этой борьбе не всегда следует прибегать к очень умной контраргументации. Простому люду это не всегда понятно. Наш народ сам выдвинул очень весомый и всем понятный уже на чисто эмоциональном уровне контраргумент, назвав всю эту возню фальсификаторов - чернухой. Не так-то прост оказывается наш народ, и не так-то мудры оказываются набивающиеся ему в духовные вожди новоявленные «пастыри». Не слушают овцы чужого голоса, и за чужим не идут (ср.Ин.10,5). Включается где-то в народной душе защитный психический механизм, что особенно сказывается при праздновании Дня Победы. Сколько не клевещут на нее разные «умники», а наш народ торжественно ее празднует, в том числе и в ближнем зарубежье, и с обязательной георгиевской ленточкой.

Православный русский патриот должен этим воспользоваться. Повторяю, не всегда нужно заниматься очень умной контраргументацией, но иногда достаточно грозно посмотреть на фальсификатора и с презрением сказать ему в лицо: «Так это же чернуха!» И все ясно, особенно простому народу, не шибко искушенному в исторических тонкостях. Это же является и задачей любого православного русского патриота, поставленного настоящим пастырем народа, начиная от священника и заканчивая школьным учителем. Необходимо лелеять и развивать это здравое народное чутье, которым и различается духовный яд фальсификаторов, развивать в каждом индивидууме, личности, ипостаси нашего народа. С той конечной целью, чтобы русский человек, почуяв сей духовный яд, сам выключил телевизор, вышел из сайта, выкинул газету или книгу, плюнув и презрительно сказав: «Так это же чернуха! А ну ее в баню!»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34