Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Я не противопоставляю монархию и национализм»

Андрей  СавельевАлександр  Жучковский, Русская народная линия

28.04.2010


Политик и общественный деятель о национализме и его формах в России и Европе …

23 апреля в Политклубе информационного агентства «Росбалт» состоялась дискуссия на тему «Правые радикалы в Восточной Европе: социальный протест или национал-социализм?» Заявленная таким образом дискуссия протекала вокруг понятия «национализм» и политических форм национализма в современной России и Европе. В дискуссии приняли участие руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер, директор Института коллективного действия Карин Клеман и известный деятель русского национально-патритического движения, директор Фонда поддержки и развития гражданского общества «РОД» Владимир Тор. Если, по мнению первых, национализм современной Европы являет собой ситуативное явление протеста на вызовы глобализации (в т.ч. массовую миграцию), то В.Тор указал на национализм как на явление органическое, являющее собой иммунную систему национального организма, отторгающую всевозможные угрозы здоровью любого человеческого общества.

В.Швейцер предложил термин «радикал-националисты». По его мнению, это словосочетание наиболее четко отражает суть нового правого движения, представители которого выступают за упорядочение потоков рабочей силы в Европу, считая, что эмигранты должны строго следовать законам, принятым в государстве. «Их готовы терпеть именно в качестве малоквалифицированной рабочей силы в существующем глобализирующемся мире», - считает Швейцер. К.Клеман согласилась, что с точки зрения социологии «правые радикалы, если не вести речь о преступниках, это, скорее, выразители социального протеста». В то же время она отметила, что разница между «правыми» и «левыми» противниками глобализации и социального неравенства заключается в том, что «левые» предлагаются бороться со «свободой передвижения капитала», в то время как «правые» считают, что «грязные мигранты воруют их доходы». «Воевать и бороться с представителями крупной олигархии всегда труднее, нежели с мигрантом, который всегда находится «под рукой», - сказала она.

Однако, по мнению Владимира Тора, «национализм не есть нечто искусственное, но предельно органическое, растущее из глубины человеческого существования». По его словам, русский народ, не смотря на свою преобладающую численность, в России дискриминируется, что является причиной роста русского национализма. «Если растет иммиграция - рост национализма закономерен, поскольку возникает конфликт интересов. Таким образом, рост националистических настроений - вещь неизбежная», - уверен Тор. Он привел в качестве примера большинство европейских стран, которые являются государствами-нациями, что, по мнению эксперта, в настоящий исторический период является нормой.

Казалось бы, национализм, как историческая данность и актуальное явление современности, уже давно имеет как свое политическое обоснование, так и научное определение и истолкование. По данной проблематике издано и издается масса публицистической и научной литературы, как в России, так и за рубежом, как со стороны апологетов национализма, так и со стороны его противников. Однако споры и дискуссии вокруг данной темы только нарастают. Это говорит о том, что из научной и актуально-житейской плоскости национализм перетекает в плоскость политическую. Ни о каком едином понимании национализма говорить не приходиться по причине того, что речь идет не о попытке понимания и описания этого явления, а о его политических интерпретациях и спекуляциях вокруг него.

 «Русская народная линия» одинаково не приемлет как либерально-интернациональные трактовки русского национализма в («великорусский шовинизм»), так и трактовки «радетелей за благо русского народа», наполняющие это понятие антиимперским содержанием (за агрессивным этнонацинализмом следует, как правило, сепаратизм и русофобия). Русский вопрос должен решаться с позиций Православия. За Православием же следует самодержавие (государство) и народность (нация). Дискуссия в ИА «Росбалт» очередной раз заставляет нас говорить о русском национализме, его позитивных, созидательных формах, и формах негативных, разрушительных. С разъяснениями на сей счет корреспондент «Русской народной линии» обратился к известному политику и общественному деятелю, автору ряда научных работ и множества публикаций по политической теории, проблемам национализма и миграции, руководителю «Русского информационного центра» Андрею Савельеву.

 

 А.Н.Савельев- Андрей Николаевич, что можно сказать о национализме применительно к Европе? Каковы его формы и в чем отличие и специфика национализма русского, получившего развитие в последние два десятилетия в России?

- Если говорить о европейском национализме, то его история достаточно длительна. Невозможно говорить, что он появился в Европе только сейчас в связи с какими-то экономическими или миграционными явлениями. Собственно, эти явления были всегда, и реакция населения на эти явления была всегда одинакова - и на приток мигрантов, и на попытки захвата экономических институтов и подчинения их иному суверенному государству или внегосударственной группировке. Такой национализм появился в Европе давно как реакция на попытку ликвидации национальных и государственных суверенитетов со стороны иноэтничных групп и транснационального капитала.

Хорошо известно различие между формами национализма Европы - между национализмом восточным и западным, между национализмом французским и немецким, между национализмом гражданским и этнополитическим. Форм достаточно много, и они соответствуют этническим особенностям, историческим традициям, территориальному расположению европейских народов. Современность, конечно же, вносит свои коррективы, свои нюансы, появляются иные формы и способы выражения национализма. В России национализм - явление достаточно молодое, поскольку он был затоптан в советский период, хотя и там существовали свои формы национализма (например, т.н. «русская партия в КПСС»).

Собственно национализм - это форма общественного сознания, которая переводит частное переживание патриотического чувства в рациональные формы политического действия, в том числе идеологию, организационное строительство. Эти формы есть повсюду в мире. Но в Европе они имеют ряд особенностей, поскольку здесь теоретический, философский фундамент национализма более прочный, глубокий и укорененный в политической культуре. В России это укоренение произошло в меньшей степени, поскольку наши патриотические чувства выражались не в философии, не в политической теории, а в литературе, искусстве. Наш политический национализм возник на рубеже 19-20 века и стал приобретать развитые формы в первое десятилетие 20 века. Этот процесс был пресечен большевистским переворотом. Сейчас, безусловно, идет восстановление этого процесса.

В России, кроме национализма, сегодня не существует других серьезных идеологий. Либерализм у нас не развит, он не создает каких-то новых теоретических форм, потому что его интеллектуальная база полностью заимствована за рубежом. Коммунизм продолжает оставаться в 19 веке, и при этом пытается сегодня разыгрывать карту сталинизма, но в коммунизме нет ничего нового, современного, привлекательного; это застарелые идейные вирусы, которые продолжают размножаться в головах проповедников марксизма-ленинизма-сталинизма. Поэтому только национализм для России - самое современное и при этом самое органичное явление. Безусловно, и он выступает в разных формах - иногда карикатурных, уродливых. Это, например, заимствование символики и восприятие обрывков смыслов гитлеровской Германии, элементарное хулиганство или криминал. В основном это связано с низким культурным уровнем, прежде всего, молодежной среды, которая не пытается глубоко вникнуть в понятия России, русского народа, русской истории, и подхватывает то, что валяется под ногами в виде идеологического мусора.

Но в основном национализм в России представлен широким кругом национально мыслящих высокообразованных людей, солидных ученых. В нашей публицистике укрепился достаточно мощный слой интеллектуалов, и противопоставить ему ни либеральным, ни коммунистическим теоретикам, ни правящей группировке абсолютно нечего. Потому что серьезной и глубокой идее ничего не противопоставить, и идеи движут будущим. Вполне очевидно, что идеи национализма будет преобладать во власти после провала постсоветского интернационального олигархического проекта, каким является современный политический режим в России. И очевидно, что он уже подходит к своему логическому концу. Национальные идеи возьмут верх. Уверен, что это будут цивилизованные, культурные формы, не будет допущена бесовщина простонародного национализма, которому свойственно буйствовать и чинить погромы, не зная, для чего он вообще проявляет свою активность. Культурный уровень русского национализма уже достаточно высок для того, чтобы обрести во власти формы вполне взвешенные, прагматичные, нацеленные на решение насущных проблем страны и народа.

- Многие «убежденные монархисты», видящие Россию «многонациональной» империей дореволюционного и, частично, советского типа, ставят национализм рядом с либерализмом. Распространенным является убеждение, что собственно национализм - продукт Нового времени, выросший чуть ли не из «великой французской революции» (утверждается, опять же, «европоцентричность» национализма). Применительно к России часто приводится в пример союз националистов с либерально-демократическими силами в Государственной думе начале 20 века. Сегодня указывают на угрозу альянса националистов с либеральной оппозицией, символом которой является Каспаров. Насколько правомерно утверждение о «родственности» национализма и либерализма? Вы не опасаетесь объединения либеральной и националистической оппозиции в России?

 - Здесь есть две стороны. Есть монархисты-интернационалисты, представляющие себе империю как безнациональную государственную форму. Это, конечно, ложь. Российская империя, как и любая империя, имела стержневой государствостроительный этнос, на который империя и опиралась. Безусловно, Российская империя была русским государством. Те монархисты, которые говорят о том, что у нас было «многонациональное государство», а националисты - суть враги империи, лгут. Это не монархисты, а перекрашенные либералы. Действительно, есть националисты, которые выступают с антигосударственных позиций, говоря, что Россия всегда в своей истории угнетала русский народ. Это форма анархического национализма, она маргинальна и не и имеет широкого распространения. Есть левацкие националисты, или «национал-социалисты». На самом деле это обычные интернационалисты, они могут пойти к Каспарову. Они туда и пошли, но ни о чем договориться не смогли, и, в конце концов, ни левого, ни правого национализма рядом с каспаровыми не прижилось. Как видите, очень много шелухи. Лично я не противопоставляю монархию и национализм. Наоборот, считаю, что нормальный националист должен быть монархистом, а нормальный монархист должен быть националистом. Может для Франции это не так, но для России это дело естественное. Когда националист проповедует либеральные ценности - он лишается богатства идей и смыслов, содержащихся в подлинном русском национализме. Если же монархист отказывается от интересов и идей национализма - он превращается в коллекционера дореволюционной символики и не более того. Сегодня и в будущем в России монархия не может быть построена без национализма, связанного, конечно, с Православием. Продуманный, укорененный монархизм всегда приходит к национальной идее. Монархизм поверхностный всего лишь имитирует какое-нибудь дворянское собрание и имеет карикатурный стиль. Все это в политике не имеет ни веса, ни содержания, ни перспективы.

- Однако молодежь ориентируется скорее на национализм «демократического толка», а не на «идеалы монархии». Ей импонирует больше писания Алексея Широпаева, известного «национал-демократа», чем православно-монархические идеи...

- Кто такой Широпаев? Лично я эту фамилию слышу раз в пять лет. Никто его не знает и не читает. Это все иллюзии по поводу «устоявшихся авторитетов». Эти люди варятся в своих узких группках, где почитают своего гуру и его «идеи». На национализм надо смотреть не как на совокупность всевдоучений националистов, о которых знает ничтожное количество людей, а как на широкое течение мысли. Наиболее влиятельная часть националистов - это не те, кто пишет экстравагантные статьи в интернете. Это, в первую очередь, университетская профессура, откуда из мозгов интеллектуалов здравые идеи перетекают в мозги подрастающего поколения. А все эти законоучители, публикующие в интернете свои опусы, уверяю вас, никому не известны и, я бы сказал, неинтересны. Вся эта экстравагантность может увлечь недалекого человека на год-два и позже перестает быть интересной. По-настоящему ценен тот интеллектуальный потенциал, который существовал в России до революции, в русской эмиграции - его следует перенести на современную почву и развить применительно к сегодняшним реалиям. Например, чтобы создать политэкономическую доктрину, в чем националисты всегда сильно уступали, но сейчас этот вопрос разрешается.

Еще раз повторю - национализм следует воспринимать не как достояние нескольких персон, собравших вокруг себя небольшие группы адептов и почитателей, но как некий интеллектуальный поток, который не подчиняется отдельным «авторитетам». Они могут создавать в этом потоке отдельные струйки, но в целом не оказывают влияния на его течение. Это течение, как и сказал Владимир Тор на упомянутой дискуссии - органическое явление национализма. Органичность проявляется в неподвластности регулированию.

- То есть Вы не опасаетесь, что националистический дискурс будет целиком приватизирован такими «учеными-идеологами» как, например Валерий Соловей, чьи работы привлекают сейчас большое внимание? Соловей повторяет и пытается научно развить мысль о том, что русские всю историю находились в рабстве и угнетении.

- Соловей выказывает свое личное видение истории, но помимо его есть видения и других авторов. В чем-то они правы, в чем-то ошибаются. Один человек не может высказать всей истины, а какие-то здравые элементы в их подходах имеются. Но есть очевидные ошибки, связанные с оценкой имперского национализма в России и положения русского народа в дореволюционный период. Есть другие авторы, которые уравновешивают эти перекосы. Само по себе это неплохо. В национализме процветают разные направления и конкурируют разные мысли и теории, лишь бы они не перекашивались в русофобию, до которой доходят, к сожалению, некоторые националисты, считающие, что русские - потерянный народ, зато есть такая замечательная группа людей, которые чуть ли не новый русский народ создают из самих себя. Та же позиция и самоквалификация складывается и при обсуждении религии. Им надо обособиться от Православия, и появляются всякие «неоязычники» и прочая чепуха. У них нет ничего общего с русским народом. Таких людей трудно назвать националистами, потому что они отделяют себя от нации, противопоставляют себя нации. Но мейнстрим национализма выстраивается не ими, а общим интересом образованной публики к национализму, откуда и развивается наиболее продуктивный, осмысленный и перспективный дискурс. Маргинальные группы будут всегда раздергивать его влево, вправо, вверх, вниз. Но у них ничего не получится. Это сектанты, а секты никогда не смогут повлиять на течение, которое приобрело уже достаточную мощь.

Беседовал Александр Жучковский, Русская народная линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 40

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

40. Lucia : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2016-01-30 в 11:45

На здоровую кошку блоха не пойдет.
39. Константинов Андрей : Монархический «не-национализм», как противоположность национализму и интернационализму.
2016-01-30 в 02:39

В последнее время при обсуждении «проблем национализма» наметилась тенденция отождествлять монархию с национализмом. Причем это делают именно националисты. Делают это активно, агрессивно, с азартом и молодым задором. Попробуем разобраться в проблеме
Для примера возьмем интервью видного современного националиста и депутата Государственной Думы Андрея Савельева «Я не противопоставляю монархию и национализм», опубликованное на «Русской народной линии» (http://ruskline.ru/a...hiyu_i_nacionalizm/ )
Что же такое национализм, по мнению Андрея Николаевича? Ответ лаконичен и предельно четок: «… национализм - это форма общественного сознания, которая переводит частное переживание патриотического чувства в рациональные формы политического действия, в том числе идеологию, организационное строительство.»
Определение патриотизма как «чувства ответственности за жизнь страны» дал еще патриарх Алексий II в своем тоже не менее знаменитом интервью. Таким образом, частное, личное переживание националиста, соединенное с чувством ответственности стремится претвориться в общественные действия.
Монархия в противоположность национализму идет от общего к частному. Поручая власть над обществом одному человеку, люди при монархии оставляют свои частные переживания на уровне семьи, друзей, своего ближайшего окружения и не пробуют с ними решать проблемы общества и власти.
Именно так был призван на княжение Рюрик. Тогда активные русские люди так ситуацию и понимали: «...велика Земля Русская, но нет в ней наряда». Аверинцев перевел как «нет порядка», но любой служивший с Советской Армии знает, что значит «наряд» - это распоряжение выполнить какое-то действие. Отсутствие распоряжений конечно же ведет к отсутствию порядка. Когда чувства и личные представления вмешиваются в управление государством, или бизнесом, или переходом группы людей по пересеченной местности, то всегда это приводит к бардаку.
Монархисты это знают. Ведают о том и националисты. Вот что говорит Андрей Николаевич дальше: «Есть монархисты-интернационалисты, представляющие себе империю как безнациональную государственную форму. Это, конечно, ложь. Российская империя, как и любая империя, имела стержневой государство-строительный этнос, на который империя и опиралась.»
Не понимают националисты одного, что империю создает только народ, поднявшийся над своими «частными ощущениями». Русский народ потому и имперский, что сумел преодолеть свой национализм, объединив более тысячи лет назад кривичей, вятичей, дреговичей, полян и прочих славян под единой властью монарха. При этом каждое племя, каждая община, каждая семья могла жить на своей земле согласно частным мнениям. Этому ни князь, ни царь никогда не мешали. Потому про русский национализм на Руси и в Российской Империи не слыхивали. Он не имел никаких оснований, т.к. частные мнения оставались в частной сфере, а общими для всех интересами занималось монархическая государственная власть.
Власть монарха, имеющая личную природу, всегда подобна власти отца семейства. Современные ученые сказали бы по-гречески: «изоморфна», т.е. имеет одну и ту же форму, а значит и природу.
Иное дело при коммунистах, которые стали активно вмешиваться в частный интерес обывателя. Такой порядок принято называть «тоталитаризмом». Претензии к последнему лежали и лежат в личной сфере. Это привело к недовольству, постоянному сопротивлению общественным порядкам, установленным коммунистами, недовольством всего и вся и конечному падению СССР.
Теперь бы националистам заняться частными вопросами и научиться отрешаться от них при рассмотрении государственных, а не вешать ярлыки монархистов. Монархисты не «интернационалисты», а попросту «не-националисты».
С другой стороны, я согласен с Андреем Савельевым, что «Российская империя была русским государством», и что Российская империя не была «многонациональным государством».
Государство было одно и едино – русское, основанное на русских принципах, на русском ощущении правды и справедливости, а потому могло вмещать в себя множество народов не изживших свою национальную исключительность. Те народы, которые не желали принимать правила русского мира постоянно воевали с Россией. Все остальные либо входили в состав Империи, либо становились ее союзниками.
Закончить свою краткую реплику хочется словами Государя Императора Александра III: «Россия для русских и по-русски». Слова эти не являются выражением русского национализма, но принципа русской государственности, которая создавалась и создается русским народом, но поддерживается также в интересах множества других народов, которые пока не изжили свою национальную ограниченность. Без русского народа эти народы попросту устроили бы войну всех против всех, или попали бы под влияние совсем не дружественных им международных сил, а включенные в русское общественное устройство имеют возможность наслаждаться миром и благоденствовать.
38. Писарь : "О методологии..."
2010-05-01 в 17:27

"В диллеме Бог или Нация изначально кроется методологическая ошибка..."

Ув.Александр Житинский.
"Методология",в переводе с греческого,означает Метод Познания,буквально Метод Познания Истины.
Однако "национализм"- все таки Идеология,а не Наука.
Против этого, я думаю, Вы возражать не будете.
И тем не менее,не сочтите за труд ответить, каким "методом познания истины пользуется "национализм".

Вопрос не праздный,Вы, как я понимаю, собираетесь свои "умозрительные конструкции" применить на практике.

Хотелось-бы напомнить вот что.

Практика есть критерий Истины,либо того,что за "истину" почитают.
Так вот практика,Историческая Практика,говорит о том,что Любая Абстрактная Идея("национализм" в том числе), обладает Колоссальной Разрушительной Силой и хоронит Всех, под ее обломками.
"Посеявший ветер-пожнет бурю".

"Слово либеральный,который в нынешние времена столь чаруют уши идеологов,это слово моего изобретения".
CCCL XVIII.
Наполеоне Буонапарте.
"Максимы и масли узника Святой Елены".

P.S.
Что до "методологии" "национализма",то она лежит на поверхности.
Насквозь Атеистична.
В основе лежит отрицание Бога как Сущности,как Объективной Реальности.
Отрицания Бога как Причины Всему,а поскольку "свято место пусто не бывает", у Вас вместо Бога, "причиной всему" выступает "этнос".
" Этнические критерии наличествуют как данность... определяют ментальность,стимулируют образ жизни..."

Ув.Ал.Жучковсий
"Метальность,образ жизни и этнические критерии..."
Это Данность от Бога,а не Бог от этой данности.
Искажение либо сознательное игнорирование "причинно-следственной" связи,хоть в быту,хоть в Бытии,всегда чревато и до хорошего еще никого не доводило.
Ни отдельного человека,ни народ.
37. Natalie : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2010-05-01 в 03:24

"Виктор Петрович Водолацкий известен своими русофобскими настроениями.

"Казаки - это один из восточнославянских народов, имеющий свой особенный физический и духовный облик"

В течение длительного времени этот "нерусский казак" зондирует идею объединения Ростовской области с Волгоградской областью, поскольку они населены "нерусскими казаками".

`Объединение все равно произойдет""
36. Natalie : Re: Денис К
2010-05-01 в 03:20

Денис, Вы так уверены в казаках и поморах?

Вот почитайте:

"Атаман Всевеликого войска Донского депутат Государственной Думы Виктор Водолацкий подписал указ о создании рабочей группы по реабилитации казненного за сотрудничества с нацистами генерала П.Н. Краснова

"Казаки! Помните, вы не русские, вы Казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь", - объяснял он два года спустя во время визита в созданную нацистскими спецслужбами школу пропагандистов в Потсдаме.

«Пока Москва корежится в судорогах большевизма и ее нужно покорять железной рукой немецкого солдата - примем с сознанием всей важности и величия подвига самоотречения иную формулу, единственно жизненную в настоящее время: “Здравствуй, фюрер, в Великой Германии, а мы, казаки, на Тихом Дону”», - писал Краснов в июле 1942 года.

http://no4le9l6ka.li...urnal.com/7383.html

Не сомневалась, что на меня накинутся люди, которым не терпится вкусить "сладкий плод" национализма. Которые не в состоянии взглянуть на другие народы и их корчи после вкушения сего плода. Эти люди думают, что мы-то не такие как эти все. "Такие-такие"...

Что касается Савельева, мне он не нравится уже давно. Мне нравится Нарочницкая, которая была одно время его коллегой в "Родине". Но это мое личное мнение..

Давайте закончим этот спор на том, что время покажет, кто был прав. Когда национализм начнет радрирать Россию, может, Вы вспомните мои предупреждения...
35. Денис К, : Re: 23. Natalie
2010-04-30 в 19:22

Спасибо Вам за ответ.

"Уважаемый Денис, а позвольте мне тогда спросить: а почему Вам так дорого это слово?"

Я не говорил, что мне дорого это слово. Я вообще против употребления иностранных слов в русском языке.

Вы не ответили прямо на мой вопрос, но если я Вас правильно понял, то и Вам слово национализм не нравится в основном тем, что оно иностранное. Здесь мы с Вами единомышленники, но к сожалению слово это уже прижилось и приходится с этим мириться. Однако речь все же идет о понятии, которое за этим словом скрывается.

Давайте попробуем перевести его на русский язык. Слово нация в переводе с латыни означает народ. Получается не что иное как народность. Поставим впереди Православие и Самодержавие, и получится наша с Вами идеология. Согласен, нужно оговориться, Православие и Самодержавие обязательно должны быть впереди. Но это не значит, что мы должны полностью отказаться от Народности (национализма).

Кто-то на этом форуме справедливо сказал, что слово национализм "запачкано". Это верно. Либеральная пропаганда всячески старается запачкать как русский так и латинский варианты этого слова. Примеров такого "пачкания" очень много. В ультралибералных кругах и слово Православие является ругательством. Вспомним судьбу словосочетания "Черная Сотня". Оно появилось как бранная кличка, и до сих пор является таковой в умах большинства населения РФ. Но мы то с Вами знаем, что это были за люди. Кстати Владимир Грингмут (этнический немец), человек, сыгравший одну из первых ролей в преодолении революции 1905 г был стороннико лозунга "Россия для русских".

"Наконец, если этот джин будет выпущен из бутылки в РФ, она распадется, т.к. тут же появится национализм региональный (поморы, казаки, новгородцы и кто угодно объявит себя нацией) и начнутся такие разборки, что мама не горюй."

Здесь я не могу с Вами согласиться. Вы сами прекрасно знаете, что "поморы, казаки, новгородцы" не учинят никаких разборок. Здесь Вы просто увлеклись полемикой. Вы могли бы сказать еще о карелах. Так вот карелы в Кондопоге плечом к плечу с русскими противостояли агрессивным пришельцам. Карелы, как и поморы - православные народы и уже давно неотделимы от нас русских.

Ваши опасения были бы справедливы по отношению к другим народам: башкирам, татарам, чеченцам, лакцам, аврцам и т.д. Действительно, не стоит ли опасаться, что из-за Народности (национализма) мы передеремся с ними. История указывает на обратную закономерность. Именно теперь, когда русские вместе с Православием и Самодержавием утратили Народность (национализм) эти народы стали более агрессивны по отношению к нам. Слабых бьют. Надо быть сильными, чтобы с нами никто не хотел драться. Без народности (национализма) нам сильными не стать. А Православие и Самодержавие (если Бог даст) удержит нас от употребления силы во зло.

"О. Тихон прав в том смысле, что национализм вырастает на почве утраты внутреннего стержня. Из-за этой утраты имперский народ начинает тяготиться своими задачами собирания и управления народов, ему на чинает хотеться тоже "хорошо жить", он начинает озлобляться на инородцев и т.д. Начинаются вопросы из серии: "А почему мы всех кормим?" и т.д.
В результате - тупой национализм и окончательная потеря имперского статуса."

Не знаю где Вы наблюдали такую картину. В Ромейской Империи на момент ее падения (1453 г.) этого точно не могло быть, так как ее территория на тот момент ограничивалась небольшим кусочком Малой Азии (самый ее запад) и чуть бОльшей областью на северо-востоке Балканского полуострова. Все эти земли были населены исключительно греческим народом, к тому времени недавно сформировавшимся. Свой национализм эти люди могли проявлять только разве по отношению к латинянам, захватившим тогда всю торговлю. Вы можете подумать, что вероятно Ромейские земли в Африке, Сирии и Палестине отпали в свое время по вине националистов. Но они были завоеваны арабами и затем турками за сотни лет до падения Константинополя и националисты здесь непричем.

"Именно эти (уродливые) умонастроения наблюдаются и у нынешних русских националистов и их потенциальных единомышленников."

Андрей Савельев - типичный русский националист. (Назвал бы его народником, но это слово уже имеет иное значение.) И что же уродливого в его умонастроениях? Где Вы сталкивались с уродливыми умонастроениями? Вероятно на ТВ? Но вы же сами знаете, что такое ТВ.
34. lucia : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2010-04-30 в 16:46

Национализм - это и увежение к своему роду, семье, городу. Конечно, нам навязывают матриархально-бессистемрное спаривание и размножение, но фиг им! Пусть сами так делают!
33. Елена : Natalie
2010-04-30 в 14:11

Национализм - слово, конечно, сильно "запачканное" (возможно, до такой степени, что лучше его не употреблять вообще). Но это не отменяет того, что люди все-таки имеют национальность (русско-польская полемика - тому доказательство, она именно русско-польская).
Споры о национализме в основе имеет вполне серьезную проблему - что объединяет, или как всем уживаться в одном государстве (да, еще при сильном желании извне "поджечь домик" - как это всегда было в России, или на Балканах).
Принцип националистов "Россия русская" играет на разрыв - согласна с Вами. Но и категоричная постановка вопроса "Россия православная" (в посте №13) - то же. Другой путь (о котором Вы говорите)- естественный ход событий и решение практических вопросов, с надеждой на то, что сама "ткань" православной жизни (при её оживлении) будет объединяющей и умиротворяющей.
Здесь есть одно "но". Опыт и Византии,и Российской империи показывает, что весьма интенсивная православная жизнь в империи в итоге становится прекрасной питательной средой, лабораторией по выращиванию наций и национализмов (Причем, иногда вполне православных - типа болгарского, "родившегося" в Византии; что собственно ромеев повергло в шок - "научили" болгар православию и тут такой "подрыв" от единоверцев). Они потом империю и разрывают - и это при наличии порядка, законов и пр. (Утверждение, что Византию сгубил, якобы, греческий национализм - одна из многочисленных "натяжек" в фильме о.Тихона. Со стороны греков это были скорее "жесты отчаяния" перед надвигающимся разрущенем государства и хаосом).
Это разрушение объясняется не слабостью православия в империи, а тем, что "православие всегда и везде явлено в национальной форме" (Н.Н.Лисовой), не подавляет национального, в отличии от унифицирующего католичества. Так что "национальный вопрос" останется с нами и при интесивной религиозной жизни.
Естественный ход жизни приведет нас, скорее всего, к дальнейшему дроблению территории и распаду в той или иной степени тяжести. Можно ли это исправить или хоть смягчить - наверное, кто-нибудь и знает, но не говорит...
32. Ева : 31
2010-04-30 в 13:19

Отвечаю по порядку.Католики для меня еретики.К параду НАТО на Красной площади отношусь отрицательно.С некими Стасом и Эриком не знакома....А вот какие Вы здесь интересы представляете, догадаться несложно.Ваша непереносимость чего-то национального в принципе выдает Вас с головой,если Вы считаете,что национальность может вызывать только желчь и проходить в таком патологическом состоянии,как нетерпимость к инородцам.
Смею,Вас,заверить,что Иван Ильин был прекрасный пример слияния человека православного и приемлющего свою русскую национальность без перегибов.У него не возникало противоречий - нация или Бог.И как патриот он защищал что-то конкретное и знал от кого защищать,а не выдумывал фантастическое Отечество...
31. Natalie : Re: Ева
2010-04-30 в 12:37

Прошу прощения, Ева, Вы не знаете неких Эрика и Стаса?

У меня сильное впечатление, что Вы появились тут им на смену.

А слажите, как Вы относитесь, например, к католикам - к "благодатности" их таинств? Как Вы относитесъ к параду НАТО на Красной площади?
30. Ева : Автору и 29
2010-04-30 в 11:09

ЦИТАТА:"Национализм способен только наполнять желчью: "Вот, я понимаешь ли, русский, а тут инородцы проклятые полезли..."

А почему сразу такие крайности? Ведь автор четко обрисовал эту ситуацию,как результат бескультурности.Национализм способен не только наполнять желчью,но и гордостью за принадлежность к народу,родом из которого человек,к его культуре,к его мышлению...Если автор русский,что ж ему надо забыть об этом?

ЦИТАТА:"Ильин сделал очень неудачную формулировку, назвав русский патриотизм (который он и имел в виду) национализмом. Но это потому, что Ильин использовал словарь XIX в. Если бы он полюбовался на наше время, он бы этого слова избегал.

Я все-таки думаю,что Ильин до конца отстаивал бы свою формулировку русского патриотизма,и если бы он увидел,что делает русский народ со своей национальностью, от горя схватился бы за голову,понимая,что плоды разорения и уничтожения русского человека после революции 1917 года дали свои результаты и всходы в настоящее время.Русскость уничтожается очень методично...И, на самом деле, останется только матушка Земля с ее просторами и красотой,по которой будут шествовать люди без рода и племени.

Автору- соглашусь,что проблема "нация или Бог" несколько искусствено надуманна.
29. Natalie : Re: Жучковский Александр
2010-04-30 в 02:26

Дело не в эмоциях, а в дефинициях. Сравнивайте меня с кем хотите (хотя, боюсь, "Новая Газета" разбежалась бы, если бы я стала там выражать свои взляды).

Я убеждена, что национализм (в противоположность патриотизму) - это тупик духа и сознания, а в политике и реальной жизни - это путь распада и деградации. Аргументы я вкратце привела в посте 23.

Ильин сделал очень неудачную формулировку, назвав русский патриотизм (который он и имел в виду) национализмом. Но это потому, что Ильин использовал словарь XIX в. Если бы он полюбовался на наше время, он бы этого слова избегал.

Проблемы с демографией, неправильной миграционной политикой и т.д. решать необходимо. Но причем тут национализм? Национализм способен только наполнять желчью: "Вот, я понимаешь ли, русский, а тут инородцы проклятые полезли..." Вот на такую почву национализм хорошо падает и на ней дает обильные всходы. А вырастет такое, что за голову схватишься...

Для реального решения проблем России ей нужно одно - ЗАКОННАЯ власть, вера Православная и Правда в обществе. И НЕ НУЖНО никакого национализма.
28. Писарь : "Давайте говорить предметно"
2010-04-29 в 23:20

"Выдвинули тезис и тут же сделали вывод про язычество."
Тезис выдвинул не я и выводы не мои.
Соотнесите "национализм" со Святоотеческим Учением Русской Православной Церкви.

Такова природа явления-не считаться с природой явления и почитать ее за "условности",по меньшей мере легкомыслено.


"Диллемы" для меня нет,"диллема" есть в самой природе национализма.
Выбор придется делать Вам.

"Где вы такой национализм( языческого толка) у русских наблюдали".
Предметно-"власовское движение".

Статью Вашу прочел-критика "уранопатриотизма" с позиций "идеологии",предметно- "национализма".

Уважаемый А.Жучковский,Вы знаете почему "русский" Прилагательное?
Потому что к Богу Прилагается и Бог для русского человека Мера Всего,национализма в том числе.

А если предметно,то Святоотеческое Учение Русской Православной Церкви,где любой "изм"-суть обскурантизм,попытка "вклининтся","заслонить" собой Бога и сказать Свое.

Если Человек не любит Бога,он будет любить Себя.
Таков Закон и быта и Бытия.
Почему так?
Потому что в мiру всегда Двое Бог и Человек.
Такова объективная реальность.
Националист не Бога любит,а Свое(идею).
И не Нацию,не Народ,потому что не знает что это такое,до сих пор не может ни себе,ни людям внятно растолковать.

Националист "любит" национализм,а Cебя в нем Больше Всего.
Вот и выходит,что языческий культ и как всякий языческий культ-безсмысленный,жестокий и кровавый.
И покажите мне место Где,Когда было по другому?
Языческий культ,уходящий корнями в историю "народа Божиего,народа израилевого",в современности же находящий свое отражение в Мировоззрении талмудического иудаизма,где "у Бога Вообще нет никакого Подобия."

Ни Вы ни я "Образом и Подобием" не являемся.(Если Вам угодно себя так ститать,дело Ваше,но причем же здесь Весь Русский Народ?)
"Какой-то народ хуже получился,какой-то лучше."
А кто решает?
Вот именно.
Тот кто написАл.
27. Александр Жучковский : Natalie
2010-04-29 в 23:10

Итого: "гордыня", "племенной национализм", "отбирать кадры", "славянскими чертами лица", "я не успокоюсь" "завелись подобные взгляды". Во-первых, давайте отложим эмоции и рассудим рационально.

Формулировки Ваши, если бы не их "религиозное" оформление, я бы вполне отнес к писанине какой-нибудь "Новой газеты". Поразительно, как православные "имперцы" подчас принимаются в унисон петь с ультралиберальными "блюстителями толерантности". Это похоже и на антисталинский дискурс, когда православномонархическая братия наперебой с русофобским "Эхом Москвы" вопят о "74 годах бойни во имя Сатаны" (про советский период - в чем сейчас активно упражняется "Русская линия" Григорьева). Как только мы сходимся в диспуте с либералами, тут же вместо интеллектуального диалога обрушивается вопли про "черепа мерить", "цвет кожи и разрез глаз", "зоологический расизм" и пр. и пр.

Во-первых, как я уже возражал ниже - к чему противопоставлять? в диллеме "Бог или Нация" изначально кроется методологическая ошибка, а то и недобросовестность. Вы вот мне объясните - куда я дену этнические критерии, если эти самые критерии наличествуют как данность, определяют ментальность, стимулируют образ жизни и деяительности человека и народа?

Во-вторых, о гордыне. Знаете ли, я действительно горд за принадлежность к русской нации, и я, представьте себе, считаю ее лучше других. Также как я считаю свою мать единственной и лучшей на свете. Но с чего Вы решили, что гордость обязательно предполагает презрение а то и подавление чужого? "Я люблю свою дочь больше, чем свою кузину, а кузину - больше, чем соседку. Однако из этого, честное слово, не вытекает, что я ненавижу свою соседку" - английская поговорка. Или, как говорил Ле Пен - "Я люблю дочь больше чем племянницу, а француза - больше, чем немца". Но это, что называется банальности. Проблема тут глубже. А именно. Я терпеть не могу, когда русским - тем, кто половиной населения живет в нищете, кто живет как проигравший, а не победивший в ВОВ, кого обирает кучка проходимцев-олигархов - я терпеть не могу, когда им говорят про гордыню. Для меня этот вопрос принципиальный. И связан он, как конкретный показатель, - ...с едой. Почему-то ярые изобличители "гордыни" уверены, что если русские станут жить сыто и достойно, то они превратятся в "скотов бессмысленных" и "возгордятся". Попахивает русофобией. Егор Холмогоров писал, что ему пришлось встретиться с мнением, что националисты, говорящие о том, что государство должно обеспечить нации пропитание — суть либералы-гайдаристы, а мысль о том, что людям надо есть и иногда желательно есть вкусно — ересь, враждебная едва ли не самому русскому духу (!) Вот как это Холмогоров коментирует: "По сути, конечно, эта философия представляет собой довольно неумелое переложение на идеалистический язык философии самой коррумпированной и беззастенчивой части чиновничества, отвечающего на все претензии голодных пенсионеров, матерей, оставшихся без детсадов, рабочих, кинутых на зарплату: «Жрать захотели? Детсадов захотели? Отдохнуть захотели? НЕ ПОЛОЖЕНО!!! [Cами все сожрем, нам не хватает]». И вот рядом с оголодавшими озлобленными людьми вертится такой Табаки и орет: «Да-с! Да-с! Не положено-с! Ишь чего захотели! Либерализьмус! Каждому сто поклонов у старца-с!».

Этот я все к тому, уважаемая Natalie, что разговоры о гордыне у нас в России, с откровенной дискриминацией русского этноса и с нищенским его существованием, для меня весьма подозрительны. Может вы и от чистого сердца и ревнительной православности сие повторяете, но проповедовать "пост и смирение" давайте будем тогда, русские будут сыты и крепки.

А по поводу того, "завелись взгляды" - Ваша обеспокоенность напрасна и беспочвенна. РНЛ - не официз и не партийный ресурс, а средоточие "цветущей сложности", коллектив православных людей (разных людей) искренно болеющих и переживающих за национальное бытие России. Зачем из бытия России под флагом Православия исключать бытие русского народа - мне не совсем понятно.
26. Русский Сталинист : Кабинеты Думы
2010-04-29 в 22:32

"чего вы сидите по подвалам, приходите к нам и располагайтесь, вам и чаю нальют, и Кремль отсюда видно"

Бывал не раз в Думе, приходилось.
В самом деле неплохо.
И чай нальют, и кое-что покрепче, если повезёт.
Но Кремль виден далеко не из всех кабинетов.
25. Петр Клён : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2010-04-29 в 22:22

Священное Писание недвусмысленно говорит о том, что Богу не угодно было строительство вавилонской башни, т.е. создание единого государства на Земле с народом, говорящим на одном языке. И Бог разрушил эту башню и развёл народы по разным землям. Разные народы - это замысел Божий. А как назвать любовь к своему народу? Русский философ Иван Ильин дал точное определение: "Национализм - это любовь к своей нации." А интернационализм - это предательство своей нации, это самоуничтожение. Русский народ, хлебнувший в 20 веке яд интернацинализма от заморских интенационалистов Маркса, Троцкого-Бронштейна, Якова Свердлова, Зиновьева-Апфельбаума, Ярославского-Губельмана со товарищи так смертельно отравился, что до сих пор вымирает стремительными темпами. Русская идея - это Православие, Самодержавие ,Народность( по-современному - национализм, т.е. народовластие державообразующего народа).
Дай Бог помощи Савельеву и Жучковскому в борьбе за русское дело.
24. Елена : Жучковский Александр
2010-04-29 в 22:07

Так, а что Жирику не вещать - у него оппонентов нет? На "словесном поле для несерьезных" никто больше "не пашет". Остальные хотят говорить только сами с собой.
23. Natalie : Re: Денис К
2010-04-29 в 21:42

"Объясните мне, пожалуйста, почему вы так боитесь слова национализм."

Уважаемый Денис, а позвольте мне тогда спросить: а почему Вам так дорого это слово? Вот тысячу лет жила Русь без него - и что свою землю и народ никто не любил? Это словцо - новояз, да еще наполненный тьмой дурных коннотаций: от Наполеона до националсоциализма, от Ющенко до ....

Так, что Вам так запало это словцо? Без него Вы не можете Родину и народ свой любить?

Тем более, что точного определения национализму никто не дал, а это значит, что сюда, если дело пойдет, полезет любая сволочь, желая наваритъся на "славянском типе лица".

Наконец, если этот джин будет выпущен из бутылки в РФ, она распадется, т.к. тут же появится национализм региональный (поморы, казаки, новгородцы и кто угодно объявит себя нацией) и начнутся такие разборки, что мама не горюй.

Так что остановитесъ, пока не поздно...

А что касается Византии, национализм к ее идентичности не имеет абсолютно никакого отношения. О. Тихон прав в том смысле, что национализм вырастает на почве утраты внутреннего стержня. Из-за этой утраты имперский народ начинает тяготиться своими задачами собирания и управления народов, ему на чинает хотеться тоже "хорошо жить", он начинает озлобляться на инородцев и т.д. Начинаются вопросы из серии: "А почему мы всех кормим?" и т.д.
В результате - тупой национализм и окончательная потеря имперского статуса.

Именно эти (уродливые) умонастроения наблюдаются и у нынешних русских националистов и их потенциальных единомышленников.
22. Александр Жучковский : Елена
2010-04-29 в 21:05

Про Жириновского Вы не зря вспомнили. 14 апреля в Госдуме состолась презентация первого номера журнала «Вопросы национализма». Приютил националистов как раз Владимир Фольфович. Вот, описывает главред журнала, видный интеллектуал К.Крылов: «Фракция ЛДПР и лично Жириновский предоставили нам помещение для круглого стола на тему "Русская национальная мысль: теория и практика". Круглый стол – организованный экспертным клубом "Русский интерес" – стал поводом для презентации. Был, кстати, и сам Жирик. Говорил приятные вещи: "чего вы сидите по подвалам, приходите к нам и располагайтесь, вам и чаю нальют, и Кремль отсюда видно"»
21. Александр Жучковский : Писарю
2010-04-29 в 20:59

Я посмотрю, у Вас совсем все совсем "духовное", прямо настораживает.
"...место Бога "занимает""нация".Вот и выходит,что"национализм"-по Духу языческий культ". Выдвинули тезис и тут же сделали "вывод" про язычество. Знаете, это все условности, ни к чему не обязывающие. Поэтому давайте-ка говорить предметно. Для Вас, очевидно, имеется такая диллема: Бог или Нация. К чему эта искусственность и нелепица? Это, во-первых. Во-вторых - вывод о язычестве. очень интересно, где вы такой национализм у русских наблюдали, или где Вы это прочитали? Священник Даниил Сысоев тоже писал: "Служение Родине, как это понимают патриоты - есть чистое идолопоклонство" (с критикой сей ереси см. мою недавнюю статью "Ложь уранополитизма" http://www.ruskline....lozh_uranopolitizma/)
20. Елена : Жучковский Александр
2010-04-29 в 19:26

"...серьезным читателям это неинтересно"

1. Не так давно в журнале "Москва" опубликовали материалы круглого стола "Что такое нация". Практически у каждого было свое определение "нации" и "национализма"...
Извините, что поинтересовалась о терминологии.

2. Если все это под грифом "для серьезных читателей" - тогда вопросов нет. Остальные пусть Жириновского слушают.
19. Natalie : Re: Жучковский Александр
2010-04-29 в 19:02

"В то же время "имперский" национализм, преобладающий на всем протяжении русского исторического пути (от освоения пространств до включения иных народов в "зону русскости"), - характеризуется созиданием, это созидательный национализм."

Это мифотворчество, уважаемый г-н Жучковский. Кто Вам сказал, что русское имперское СОЗНАНИЕ было национализмом? Где, кто и когда в Русской Империи говорил о нем как о национализме?

"И не будет русский национализм никогда "племенным", успокойтесь. И не говорите о "человеческой гордыне" - вещь, знаете ли, очень тонкая..."

Вот-вот. И Вы вступаете на эту очень скользкую почву. На почву гордыни и этнических критериев. По какому признаку Вы будете "отбирать кадры"? Что Вам важнее: православие или "кровь" со "славянскими чертами лица"? ГДЕ вы тут вообще будете проводить границу? Одним словом, это путь в никуда, это путь именно в племенной национализм с орнаментальным облачением в "правослывные одежды".

И, уж простите, я не успокоюсь. Я очень неприятно удивлена, что на уважаемой мною РНЛ завелись подобные взгляды.

Вы не понимаете, что "русская нация стремительно утрачивает как свою религиозность, так и этнически-демографический ресурс" именно потому, что она перестала быть православно-имперской, утратила свои ЦЕННОСТНЫЕ ориентиры, которые не в "национализме", а в поиске "Царствия Божия и правды его". И когда русский народ вернется к этой Правде, Господь вернет ему и утерянную имперскую РОЛь, по слову Своему: "вся сия приложатся вам".

Вот ЕДИНСТВЕННЫЙ путь для русского народа. А начинать с национализма, чтобы на его путях прийти к путям истины - это пшик, глупость и поражение, да еще с повреждением для душ(и). Кумирослужение.

Грустно мне от таких взглядов как Ваши....
18. Денис К, : Re: Natalie
2010-04-29 в 18:44

Давно интересуюсь историей Имрерии Ромеев. Много прочитал на эту тему и, хоть убейте, не могу понять, откуда отец Тихон вывел идею, что империю погубил греческий национализм. Скорее наоборот, Империю погубило небрежение властей к грекоязычному населению, составлявшему значительное большинство.

Почитайте что-нибудь. Сами убедитесь. Могу например рекомендовать пятитомник Успенского.

Объясните мне, пожалуйста, почему вы так боитесь слова национализм. Национализм есть любовь к своей нации. Что в этом плохого? Это слово вовсе не подразумевает ненависти к другим народам (если вы об этом). Вы же не против патриотизма. Патротизм - любовь к отечеству. Любя отечество, вы любите не только березки и камни кремля, но и людей, которые в этом отечестве живут, то есть нацию. Следовательно национализм - неотъемлемая составляющая патриотизма.
17. Писарь : Жучковскому А. "...акценты"
2010-04-29 в 18:13

Всякое Слово и Дело имеет прежде Духовное Измерение.
Соборность-в Православии означает,не "колхоз",а Соборность с Богом.
С Богом,но не с "национализмом",что суть идеология-"обожествленная идея",человеком выдвинутая и им же "обожествленная".
Где место Бога "занимает""нация".
Вот и выходит,что"национализм"-по Духу языческий культ.

"Император русских"-это очень хорошо.
Это характеристика Александра III".

Это "характеристика" не Алесандра III,это характеристика "антихриста".
А Александр III,действительно был Императором,но Российской Империи.

"Правильно употребляйте значение слов,и Вы избавите мир(и себя)от половины заблуждений(иногда смертельноопасных)" А.С.Пушкин.
P.S.
Человек Всегда получает то,чего он добивается.
Одна беда,не всегда отдает себе в полной мере отчет,Чего Именно,поэтому и результат часто бывает неожиданным.
16. Александр Жучковский : Natalie
2010-04-29 в 16:14

Понимаете, здесь вопрос скорее не терминов, а интерпретации терминов, интерпретации смыслов. Благом является наднациональность государственного образования, в котором титульная нация, численно превосходящая, крепка, устойчива в религиозном и демографическом отношениях. Только тогда она может позволить себе "наднациональность", только тогда она имеет возможность, потенциал, стимул для того, чтобы безболезненно и без последствий интегрировать в себя иноэтничные и инорелигиозные элементы. Сегодня русская нация стремительно утрачивает как свою религиозность, так и этнически-демографический ресурс. В этих усовиях жертвовать своим национализмом - непозволительная роскошь. Никакой интеграции и ассимиляции не происходит. Если наша национальность сегодня будет слабеть - нас затопчут малые "племенные" национализмы. Эти национализмы, как Вы верно заметили, ДОВЕЛИ Советский союз, - но именно ДОВЕЛИ, то есть в чужих внешнеполитических руках этими национализмами "доводилось до ума" дело развала страны. Если Вы посмотрите на мировую историю, то убедитесь, что национализмы бывают совсем разных форм и применений. Разрушительный нционализм малых наций - часто является средством разрушения национализма больших, "имперских наций" (рекомендую прочесть статью Национализм «больших» и «малых» наций - http://www.slavrus.net/cs/20/1443/) В то же время "имперский" национализм, преобладающий на всем протяжении русского исторического пути (от освоения пространств до включения иных народов в "зону русскости"), - характеризуется созиданием, это созидательный национализм. И не будет русский национализм никогда "племенным", успокойтесь. И не говорите о "человеческой гордыне" - вещь, знаете ли, очень тонкая...
15. Natalie : Re: Жучковский Александр
2010-04-29 в 15:04

Послушайте, слова о наднациональности сказаны о. Тихоном в фильме. Это не мое изобретение.

Вы не замечаете, что это просто терминологическая путаница? В те времена, когда становилась Византия, такого понятия и термина как "нация" вообще не было. Вы в курсе, что этот термин возник только фактически в XVIII-ХIX в. на Западе, как следствие течения романтизма?

Поэтому все, что вы говорите было бы уместным, если говорить не о нации, а о народе, ИМПЕРСКОМ народе.
Национализм - это абсолютно мертворожденное направление. Это искажение любви к своему народу, когда человек (невольно подчас) примешивает к любви к Родине человеческую гордыню.

Я знаю не понаслышке, до чего довел национализм народы бывшего СССР. И "русский" национализм ничем не лучше. Упор на этно-национальное низводит русских до "малого народа", обожающего свою "нацию". Мне это глубоко отвратительно.

Печально, что Вы и Ваши единомышленники не понимаете, до какого падения доводят игры в национализм. Зато я знаю и не приемлю ничего националистического, само это слово мне противно.
14. lucia : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2010-04-29 в 13:48

Каждое правительство кормит свой народ своими червячками. Вот нам кажется, что у нас в голове картина мира. Поговорите с иностранцем - какая у него? Думаете такая же? Мы ждем. что Китай на нас нападет. А американцы ждут того же. Для них угроза номер один - Китай. а вовсе не Росссия. А для любого китайца - первый враг американец. У вас что, знакомых китайцев нет? И так в каждом государстве, Если взять эти картины и сопоставить - право же. даже не будет впечатления что все это на одной планете!
13. Lucia : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2010-04-29 в 13:18

"Религия или вероисповедание, по скольку оно принадлежит внутреннему миру человека, есть дело его свободной совести и не может быть регулируемо никакими государственными нормами. Но религиозные убеждения и воззрения вражаются во вне, путем устного или печатного слова. а равно в виде различных обрядовых норм... Вот почему полная свобода вероисповедания встречается сравниткльно редко... В России господствующей церковью является православная . но допускаются. с известными ограничениями и все другие, не тисключая и идолопоклонства. Свобода вроисповедания допускаестя в России лишь в смысле свободы отправления богослужения. 1883 года эта свобода была пизнана даже за асколниками...
Переход из православия в какую-либо иную веру воспрещается и считается тяжким преступлением... Лица православного вероисповедания. вступившия в брак с лицами иного христианского исповедания. обязаны дать подписку в том, что дети их будут крещены и воспитаны в православной вере. Браки христиан с нехристианами. за некоторыми исключениями, воспрещаются. .. Наконец, в отношении пользования гражданскими правами исповедание той или иной веры не остается безразличным; в особенности большим ограничениям подвергаются лица. исподующя иудейскую веру, а равно представители сект, признаваемых вредными. напр.скопческой. Евреи ограничены в праве передвижения. приобретения земельной собственности.поступления на тгосударственную службу. поступлении в учебные заведения и проч. Скопцам вовсе не выдаются паспорты для отлучек".
Согласитесь. в таком случае не нужен национализм.
12. Александр Жучковский : Вы ничего не поняли-2
2010-04-29 в 11:59

Natalie: НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ - это полная чушь. "ромеи" - это и была нация, как и русские в дореволюционной России. На руководящие посты брали не только греков, верно, но это было именно что "не только греков". Греки оставались, что называется "хозяевами дискурса" и по факту государствообразующим этносом. Чтобы понять всю абсурность вашей НАДНАЦИОНАЛЬНОСТИ представьте себе Римскую имерию без италиков, Византию без греков или Россию без русских. Я полагаю речь будет идти о каких-то других образованиях, не имеющих уникальной цивилизационной идентичности, способной базироваться на первоначально национальной платформе.

Елене. "Что есть русская нация, какой критерий объединение (язык, культура, религия, этническая принадлежность)?" То, что вы перечислили - содержится в каждой второй статье, посвященной теме национализма и русского вопроса. Статей этих сотни и тысячи, написанных за последние 20 лет, посмотрите в интернете. Зачем гонять лишний раз воздух. Интервью привязано к конкретному информационному поводу и надо не долдонить одно и то же десять раз подряд (серьезным читателям это неинтересно), а говорить, о том, что СЕЙЧАС актуально.
11. Русский Сталинист : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2010-04-29 в 11:14

К сожалению, г-н Савельев слабо разбирается в нашей истории 20 века, ибо в одной из своих статей упорно доказывал, что Сталин и Троцкий ничем не отличались друг от друга и в равной степени были русофобами и мечтали об уничтожении России.
После таких "откровений" следует осторожно и сдержанно подходить к его словам и заявлениям.
10. Елена : Жучковский Александр
2010-04-29 в 09:42

Конечно, в статье не нужно говорить обо всем, скорее о ключевом понятии. Что есть русская нация, какой критерий объединение (язык, культура, религия, этническая принадлежность)? Тогда и обсуждение, споры были бы более конструктивными.
Да, за ссылку спасибо. Но идея становится политической силой, когда она популярно изложена и известна "читателям газет".
9. Natalie : Re: Жучковский Александр
2010-04-29 в 00:55

Г-н Жучковский, это Вы не заметили или не услышали, что говорил о. Тихон. А говорил он, что византийцы С САМОГО НАЧАЛА имели идею не национальную, а НАДнациональную. Они называли себя "ромеи". Такой НАЦИИ, г-н Жучковслий, не было на свете.
А что касается "национальных кадров": византийцы с самого начала не ставили себе задачи брать "на руководящие посты" только греков. Поэтому на протяжении истории императорами Византии были и армяне, и представители других этносов. Не говоря о других должностях. И при этом Византия простояла 1000 лет. А рушиться начала, когда занялась национализмом...
8. Кузьмин Алексей : К автору
2010-04-29 в 00:39

Уважаемый Андрей Николаевич, мне прислали Вашу статью "Россия в цифрах" о правлении Путина. Мне очень важен источник. Поместите ссылку на источник в этом форуме, если возможно.
По поводу обсуждаемой ныне статьи:
После краха империи только здоровый национализм спасет нас.
Знаете пророчества русских святых и последних старцев? Китай нападет на Россию, много русских погибнет, но через ужасы и страдания воскреснет Русь. И будет православный царь! Дай Бог нам до этого дожить!
7. Александр Жучковский : Вы ничего не поняли...
2010-04-28 в 23:59

Сергею. "Интервью ни о чем". Вы хотите, чтобы в кратком интервью на заданный информационный повод было сказано ОБО ВСЕМ? Я уже ниже скащал о двух фундаментальных программных работах (Манифест возрождения России и Национальный манифест), где прописана и экономическая составляющая, которая Вас так волнует. Вааша позиция - типична для недобросовестных "разобалчителей", которые то и дело на любую реплику от националистов твердят - "В чем ваша программа, предложите внятные лозунги а то горазды критиковать". Программы, лозунги, - все давно есть, просто нужно БЫТЬ ВКУРСЕ, а не судить по отдельныим интервью, и тем более по отдельным персонажам, как Проханов и пр.

Писарю. Ваша абстрактная соборность - это безнациональный колхоз, судя по акцентам, которые Вы расставляете. "Русская Национальная Идея проистекает из Православия и к национализму никакого отношения не имеет". Рекомендую перечитать Новый завет и почитать учебники по истории, может после этого Вы Поймете ограниченность и безграмотность Вашего суждения. "Императар русских"- очень хорошо. Это характеристика Александра III.

Natalie. Специально для Вас было вынесено в заголовок интервью слова «Я не противопоставляю монархию и национализм». Фильм о.Тихона, безусловно, хорошо и поучителен. Только извлекли ВЫ из него, очевидно, только этот тезис "Так погибла Византия, впавшая в греческий национализм". Про размывание национального ядра государствостроительного этноса и наплыв миграции вы наверно не заметили. Позиция, подобная Вашей, используется противниками национального движения для его дескридитации, чтобы представить патриотов этносепаратистами и расчленителями страны...
6. Natalie : Re: Писарь
2010-04-28 в 23:00

+100

Согласна с Вами.

Национализм - это тупик для всякого народа, для русского (имперского) народа - это смерть. Так погибла Византия, впавшая в греческий национализм, что наглядно показал в своем фильме "Гибель Империи.Византийский урок" о. Тихон Шевкунов.
5. Писарь : "Что можно сказать о национализме..."
2010-04-28 в 20:47

"Если монархист отказывается от интересов и идей национализма..."

Отказывается решительно и категорически в пользу Соборности.

"Продуманный укореннеый монархизм всегда приводит к национальной идее..."

Русская Национальная Идея проистекает из Православия и к национализму никакого отношения не имеет.

"Органичность(национализма)заключается в неподвластности регулированию."

Во Франции "неподвластность регулирования" привела,в свое время, к власти "Императора Французов".

"Сегодня и в будущем монархия не может построена без национализма,связанного,конечно с Православием..."

В России-видимо(приведет)"Императора русских"...
4. Сергей : Интервью ни о чем.
2010-04-28 в 13:35

Из сказанного Савельевым нельзя понять,впрочем как из всего того,что обычно говорят националисты,в чем суть их политической и экономической программы.Одни общие слова про русский народ. Русский народ неоднороден.Есть трудовая Россия, а есть Россия прохоровых,мордашовых ,путиных ,медведевых и т.д.Савельев говорит ,что марксизм-ленинизм отжившая идеология,но хотелось бы понять все таки интересы каких русских намерен защищать Савельев.Или интересы Прохорова и инженера Иванова полностью совпадаю?
3. Александр Жучковский : Врач
2010-04-28 в 12:54

Большое спасибо. Савельев - классик современной нацинал-консервативной мысли. Самые так сказать "фундаментальные тезисы" прописаны в двух великолепных документах - "Манифест возрождения России" (1995) и "Национальный манифест" (2009)
2. Елена : Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»
2010-04-28 в 10:42

"...создать политэкономическую доктрину... сейчас этот вопрос разрешается."

Да, уж услышать бы эту доктрину. Или хоть намеки на основе какого дореволюционного или зарубежного идейного наследия она формируется.
А то можно и не дождаться разрешения вопроса...
1. Брызгалов Константин : Спасибо
2010-04-28 в 09:57

Хорошее интервью - трезвые мысли у Савельева.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме