«Я не противопоставляю монархию и национализм»

Политик и общественный деятель о национализме и его формах в России и Европе

0
1646
Время на чтение 10 минут

23 апреля в Политклубе информационного агентства «Росбалт» состоялась дискуссия на тему «Правые радикалы в Восточной Европе: социальный протест или национал-социализм?» Заявленная таким образом дискуссия протекала вокруг понятия «национализм» и политических форм национализма в современной России и Европе. В дискуссии приняли участие руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер, директор Института коллективного действия Карин Клеман и известный деятель русского национально-патритического движения, директор Фонда поддержки и развития гражданского общества «РОД» Владимир Тор. Если, по мнению первых, национализм современной Европы являет собой ситуативное явление протеста на вызовы глобализации (в т.ч. массовую миграцию), то В.Тор указал на национализм как на явление органическое, являющее собой иммунную систему национального организма, отторгающую всевозможные угрозы здоровью любого человеческого общества.

В.Швейцер предложил термин «радикал-националисты». По его мнению, это словосочетание наиболее четко отражает суть нового правого движения, представители которого выступают за упорядочение потоков рабочей силы в Европу, считая, что эмигранты должны строго следовать законам, принятым в государстве. «Их готовы терпеть именно в качестве малоквалифицированной рабочей силы в существующем глобализирующемся мире», - считает Швейцер. К.Клеман согласилась, что с точки зрения социологии «правые радикалы, если не вести речь о преступниках, это, скорее, выразители социального протеста». В то же время она отметила, что разница между «правыми» и «левыми» противниками глобализации и социального неравенства заключается в том, что «левые» предлагаются бороться со «свободой передвижения капитала», в то время как «правые» считают, что «грязные мигранты воруют их доходы». «Воевать и бороться с представителями крупной олигархии всегда труднее, нежели с мигрантом, который всегда находится «под рукой», - сказала она.

Однако, по мнению Владимира Тора, «национализм не есть нечто искусственное, но предельно органическое, растущее из глубины человеческого существования». По его словам, русский народ, не смотря на свою преобладающую численность, в России дискриминируется, что является причиной роста русского национализма. «Если растет иммиграция - рост национализма закономерен, поскольку возникает конфликт интересов. Таким образом, рост националистических настроений - вещь неизбежная», - уверен Тор. Он привел в качестве примера большинство европейских стран, которые являются государствами-нациями, что, по мнению эксперта, в настоящий исторический период является нормой.

Казалось бы, национализм, как историческая данность и актуальное явление современности, уже давно имеет как свое политическое обоснование, так и научное определение и истолкование. По данной проблематике издано и издается масса публицистической и научной литературы, как в России, так и за рубежом, как со стороны апологетов национализма, так и со стороны его противников. Однако споры и дискуссии вокруг данной темы только нарастают. Это говорит о том, что из научной и актуально-житейской плоскости национализм перетекает в плоскость политическую. Ни о каком едином понимании национализма говорить не приходиться по причине того, что речь идет не о попытке понимания и описания этого явления, а о его политических интерпретациях и спекуляциях вокруг него.

«Русская народная линия» одинаково не приемлет как либерально-интернациональные трактовки русского национализма в («великорусский шовинизм»), так и трактовки «радетелей за благо русского народа», наполняющие это понятие антиимперским содержанием (за агрессивным этнонацинализмом следует, как правило, сепаратизм и русофобия). Русский вопрос должен решаться с позиций Православия. За Православием же следует самодержавие (государство) и народность (нация). Дискуссия в ИА «Росбалт» очередной раз заставляет нас говорить о русском национализме, его позитивных, созидательных формах, и формах негативных, разрушительных. С разъяснениями на сей счет корреспондент «Русской народной линии» обратился к известному политику и общественному деятелю, автору ряда научных работ и множества публикаций по политической теории, проблемам национализма и миграции, руководителю «Русского информационного центра» Андрею Савельеву.

А.Н.Савельев- Андрей Николаевич, что можно сказать о национализме применительно к Европе? Каковы его формы и в чем отличие и специфика национализма русского, получившего развитие в последние два десятилетия в России?

- Если говорить о европейском национализме, то его история достаточно длительна. Невозможно говорить, что он появился в Европе только сейчас в связи с какими-то экономическими или миграционными явлениями. Собственно, эти явления были всегда, и реакция населения на эти явления была всегда одинакова - и на приток мигрантов, и на попытки захвата экономических институтов и подчинения их иному суверенному государству или внегосударственной группировке. Такой национализм появился в Европе давно как реакция на попытку ликвидации национальных и государственных суверенитетов со стороны иноэтничных групп и транснационального капитала.

Хорошо известно различие между формами национализма Европы - между национализмом восточным и западным, между национализмом французским и немецким, между национализмом гражданским и этнополитическим. Форм достаточно много, и они соответствуют этническим особенностям, историческим традициям, территориальному расположению европейских народов. Современность, конечно же, вносит свои коррективы, свои нюансы, появляются иные формы и способы выражения национализма. В России национализм - явление достаточно молодое, поскольку он был затоптан в советский период, хотя и там существовали свои формы национализма (например, т.н. «русская партия в КПСС»).

Собственно национализм - это форма общественного сознания, которая переводит частное переживание патриотического чувства в рациональные формы политического действия, в том числе идеологию, организационное строительство. Эти формы есть повсюду в мире. Но в Европе они имеют ряд особенностей, поскольку здесь теоретический, философский фундамент национализма более прочный, глубокий и укорененный в политической культуре. В России это укоренение произошло в меньшей степени, поскольку наши патриотические чувства выражались не в философии, не в политической теории, а в литературе, искусстве. Наш политический национализм возник на рубеже 19-20 века и стал приобретать развитые формы в первое десятилетие 20 века. Этот процесс был пресечен большевистским переворотом. Сейчас, безусловно, идет восстановление этого процесса.

В России, кроме национализма, сегодня не существует других серьезных идеологий. Либерализм у нас не развит, он не создает каких-то новых теоретических форм, потому что его интеллектуальная база полностью заимствована за рубежом. Коммунизм продолжает оставаться в 19 веке, и при этом пытается сегодня разыгрывать карту сталинизма, но в коммунизме нет ничего нового, современного, привлекательного; это застарелые идейные вирусы, которые продолжают размножаться в головах проповедников марксизма-ленинизма-сталинизма. Поэтому только национализм для России - самое современное и при этом самое органичное явление. Безусловно, и он выступает в разных формах - иногда карикатурных, уродливых. Это, например, заимствование символики и восприятие обрывков смыслов гитлеровской Германии, элементарное хулиганство или криминал. В основном это связано с низким культурным уровнем, прежде всего, молодежной среды, которая не пытается глубоко вникнуть в понятия России, русского народа, русской истории, и подхватывает то, что валяется под ногами в виде идеологического мусора.

Но в основном национализм в России представлен широким кругом национально мыслящих высокообразованных людей, солидных ученых. В нашей публицистике укрепился достаточно мощный слой интеллектуалов, и противопоставить ему ни либеральным, ни коммунистическим теоретикам, ни правящей группировке абсолютно нечего. Потому что серьезной и глубокой идее ничего не противопоставить, и идеи движут будущим. Вполне очевидно, что идеи национализма будет преобладать во власти после провала постсоветского интернационального олигархического проекта, каким является современный политический режим в России. И очевидно, что он уже подходит к своему логическому концу. Национальные идеи возьмут верх. Уверен, что это будут цивилизованные, культурные формы, не будет допущена бесовщина простонародного национализма, которому свойственно буйствовать и чинить погромы, не зная, для чего он вообще проявляет свою активность. Культурный уровень русского национализма уже достаточно высок для того, чтобы обрести во власти формы вполне взвешенные, прагматичные, нацеленные на решение насущных проблем страны и народа.

- Многие «убежденные монархисты», видящие Россию «многонациональной» империей дореволюционного и, частично, советского типа, ставят национализм рядом с либерализмом. Распространенным является убеждение, что собственно национализм - продукт Нового времени, выросший чуть ли не из «великой французской революции» (утверждается, опять же, «европоцентричность» национализма). Применительно к России часто приводится в пример союз националистов с либерально-демократическими силами в Государственной думе начале 20 века. Сегодня указывают на угрозу альянса националистов с либеральной оппозицией, символом которой является Каспаров. Насколько правомерно утверждение о «родственности» национализма и либерализма? Вы не опасаетесь объединения либеральной и националистической оппозиции в России?

- Здесь есть две стороны. Есть монархисты-интернационалисты, представляющие себе империю как безнациональную государственную форму. Это, конечно, ложь. Российская империя, как и любая империя, имела стержневой государствостроительный этнос, на который империя и опиралась. Безусловно, Российская империя была русским государством. Те монархисты, которые говорят о том, что у нас было «многонациональное государство», а националисты - суть враги империи, лгут. Это не монархисты, а перекрашенные либералы. Действительно, есть националисты, которые выступают с антигосударственных позиций, говоря, что Россия всегда в своей истории угнетала русский народ. Это форма анархического национализма, она маргинальна и не и имеет широкого распространения. Есть левацкие националисты, или «национал-социалисты». На самом деле это обычные интернационалисты, они могут пойти к Каспарову. Они туда и пошли, но ни о чем договориться не смогли, и, в конце концов, ни левого, ни правого национализма рядом с каспаровыми не прижилось. Как видите, очень много шелухи. Лично я не противопоставляю монархию и национализм. Наоборот, считаю, что нормальный националист должен быть монархистом, а нормальный монархист должен быть националистом. Может для Франции это не так, но для России это дело естественное. Когда националист проповедует либеральные ценности - он лишается богатства идей и смыслов, содержащихся в подлинном русском национализме. Если же монархист отказывается от интересов и идей национализма - он превращается в коллекционера дореволюционной символики и не более того. Сегодня и в будущем в России монархия не может быть построена без национализма, связанного, конечно, с Православием. Продуманный, укорененный монархизм всегда приходит к национальной идее. Монархизм поверхностный всего лишь имитирует какое-нибудь дворянское собрание и имеет карикатурный стиль. Все это в политике не имеет ни веса, ни содержания, ни перспективы.

- Однако молодежь ориентируется скорее на национализм «демократического толка», а не на «идеалы монархии». Ей импонирует больше писания Алексея Широпаева, известного «национал-демократа», чем православно-монархические идеи...

- Кто такой Широпаев? Лично я эту фамилию слышу раз в пять лет. Никто его не знает и не читает. Это все иллюзии по поводу «устоявшихся авторитетов». Эти люди варятся в своих узких группках, где почитают своего гуру и его «идеи». На национализм надо смотреть не как на совокупность всевдоучений националистов, о которых знает ничтожное количество людей, а как на широкое течение мысли. Наиболее влиятельная часть националистов - это не те, кто пишет экстравагантные статьи в интернете. Это, в первую очередь, университетская профессура, откуда из мозгов интеллектуалов здравые идеи перетекают в мозги подрастающего поколения. А все эти законоучители, публикующие в интернете свои опусы, уверяю вас, никому не известны и, я бы сказал, неинтересны. Вся эта экстравагантность может увлечь недалекого человека на год-два и позже перестает быть интересной. По-настоящему ценен тот интеллектуальный потенциал, который существовал в России до революции, в русской эмиграции - его следует перенести на современную почву и развить применительно к сегодняшним реалиям. Например, чтобы создать политэкономическую доктрину, в чем националисты всегда сильно уступали, но сейчас этот вопрос разрешается.

Еще раз повторю - национализм следует воспринимать не как достояние нескольких персон, собравших вокруг себя небольшие группы адептов и почитателей, но как некий интеллектуальный поток, который не подчиняется отдельным «авторитетам». Они могут создавать в этом потоке отдельные струйки, но в целом не оказывают влияния на его течение. Это течение, как и сказал Владимир Тор на упомянутой дискуссии - органическое явление национализма. Органичность проявляется в неподвластности регулированию.

- То есть Вы не опасаетесь, что националистический дискурс будет целиком приватизирован такими «учеными-идеологами» как, например Валерий Соловей, чьи работы привлекают сейчас большое внимание? Соловей повторяет и пытается научно развить мысль о том, что русские всю историю находились в рабстве и угнетении.

- Соловей выказывает свое личное видение истории, но помимо его есть видения и других авторов. В чем-то они правы, в чем-то ошибаются. Один человек не может высказать всей истины, а какие-то здравые элементы в их подходах имеются. Но есть очевидные ошибки, связанные с оценкой имперского национализма в России и положения русского народа в дореволюционный период. Есть другие авторы, которые уравновешивают эти перекосы. Само по себе это неплохо. В национализме процветают разные направления и конкурируют разные мысли и теории, лишь бы они не перекашивались в русофобию, до которой доходят, к сожалению, некоторые националисты, считающие, что русские - потерянный народ, зато есть такая замечательная группа людей, которые чуть ли не новый русский народ создают из самих себя. Та же позиция и самоквалификация складывается и при обсуждении религии. Им надо обособиться от Православия, и появляются всякие «неоязычники» и прочая чепуха. У них нет ничего общего с русским народом. Таких людей трудно назвать националистами, потому что они отделяют себя от нации, противопоставляют себя нации. Но мейнстрим национализма выстраивается не ими, а общим интересом образованной публики к национализму, откуда и развивается наиболее продуктивный, осмысленный и перспективный дискурс. Маргинальные группы будут всегда раздергивать его влево, вправо, вверх, вниз. Но у них ничего не получится. Это сектанты, а секты никогда не смогут повлиять на течение, которое приобрело уже достаточную мощь.

Беседовал Александр Жучковский, Русская народная линия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Re: «Я не противопоставляю монархию и национализм»

На здоровую кошку блоха не пойдет.
Lucia / 30.01.2016, 08:45

8. Монархический «не-национализм», как противоположность национализму и интернационализму.

В последнее время при обсуждении «проблем национализма» наметилась тенденция отождествлять монархию с национализмом. Причем это делают именно националисты. Делают это активно, агрессивно, с азартом и молодым задором. Попробуем разобраться в проблеме Для примера возьмем интервью видного современного националиста и депутата Государственной Думы Андрея Савельева «Я не противопоставляю монархию и национализм», опубликованное на «Русской народной линии» (http://ruskline.ru/analitika/2010/04/28/ya_ne_protivopostavlyayu_monarhiyu_i_nacionalizm/ ) Что же такое национализм, по мнению Андрея Николаевича? Ответ лаконичен и предельно четок: «… национализм - это форма общественного сознания, которая переводит частное переживание патриотического чувства в рациональные формы политического действия, в том числе идеологию, организационное строительство.» Определение патриотизма как «чувства ответственности за жизнь страны» дал еще патриарх Алексий II в своем тоже не менее знаменитом интервью. Таким образом, частное, личное переживание националиста, соединенное с чувством ответственности стремится претвориться в общественные действия. Монархия в противоположность национализму идет от общего к частному. Поручая власть над обществом одному человеку, люди при монархии оставляют свои частные переживания на уровне семьи, друзей, своего ближайшего окружения и не пробуют с ними решать проблемы общества и власти. Именно так был призван на княжение Рюрик. Тогда активные русские люди так ситуацию и понимали: «...велика Земля Русская, но нет в ней наряда». Аверинцев перевел как «нет порядка», но любой служивший с Советской Армии знает, что значит «наряд» - это распоряжение выполнить какое-то действие. Отсутствие распоряжений конечно же ведет к отсутствию порядка. Когда чувства и личные представления вмешиваются в управление государством, или бизнесом, или переходом группы людей по пересеченной местности, то всегда это приводит к бардаку. Монархисты это знают. Ведают о том и националисты. Вот что говорит Андрей Николаевич дальше: «Есть монархисты-интернационалисты, представляющие себе империю как безнациональную государственную форму. Это, конечно, ложь. Российская империя, как и любая империя, имела стержневой государство-строительный этнос, на который империя и опиралась.» Не понимают националисты одного, что империю создает только народ, поднявшийся над своими «частными ощущениями». Русский народ потому и имперский, что сумел преодолеть свой национализм, объединив более тысячи лет назад кривичей, вятичей, дреговичей, полян и прочих славян под единой властью монарха. При этом каждое племя, каждая община, каждая семья могла жить на своей земле согласно частным мнениям. Этому ни князь, ни царь никогда не мешали. Потому про русский национализм на Руси и в Российской Империи не слыхивали. Он не имел никаких оснований, т.к. частные мнения оставались в частной сфере, а общими для всех интересами занималось монархическая государственная власть. Власть монарха, имеющая личную природу, всегда подобна власти отца семейства. Современные ученые сказали бы по-гречески: «изоморфна», т.е. имеет одну и ту же форму, а значит и природу. Иное дело при коммунистах, которые стали активно вмешиваться в частный интерес обывателя. Такой порядок принято называть «тоталитаризмом». Претензии к последнему лежали и лежат в личной сфере. Это привело к недовольству, постоянному сопротивлению общественным порядкам, установленным коммунистами, недовольством всего и вся и конечному падению СССР. Теперь бы националистам заняться частными вопросами и научиться отрешаться от них при рассмотрении государственных, а не вешать ярлыки монархистов. Монархисты не «интернационалисты», а попросту «не-националисты». С другой стороны, я согласен с Андреем Савельевым, что «Российская империя была русским государством», и что Российская империя не была «многонациональным государством». Государство было одно и едино – русское, основанное на русских принципах, на русском ощущении правды и справедливости, а потому могло вмещать в себя множество народов не изживших свою национальную исключительность. Те народы, которые не желали принимать правила русского мира постоянно воевали с Россией. Все остальные либо входили в состав Империи, либо становились ее союзниками. Закончить свою краткую реплику хочется словами Государя Императора Александра III: «Россия для русских и по-русски». Слова эти не являются выражением русского национализма, но принципа русской государственности, которая создавалась и создается русским народом, но поддерживается также в интересах множества других народов, которые пока не изжили свою национальную ограниченность. Без русского народа эти народы попросту устроили бы войну всех против всех, или попали бы под влияние совсем не дружественных им международных сил, а включенные в русское общественное устройство имеют возможность наслаждаться миром и благоденствовать.

7. Natalie

Итого: "гордыня", "племенной национализм", "отбирать кадры", "славянскими чертами лица", "я не успокоюсь" "завелись подобные взгляды". Во-первых, давайте отложим эмоции и рассудим рационально. Формулировки Ваши, если бы не их "религиозное" оформление, я бы вполне отнес к писанине какой-нибудь "Новой газеты". Поразительно, как православные "имперцы" подчас принимаются в унисон петь с ультралиберальными "блюстителями толерантности". Это похоже и на антисталинский дискурс, когда православномонархическая братия наперебой с русофобским "Эхом Москвы" вопят о "74 годах бойни во имя Сатаны" (про советский период - в чем сейчас активно упражняется "Русская линия" Григорьева). Как только мы сходимся в диспуте с либералами, тут же вместо интеллектуального диалога обрушивается вопли про "черепа мерить", "цвет кожи и разрез глаз", "зоологический расизм" и пр. и пр. Во-первых, как я уже возражал ниже - к чему противопоставлять? в диллеме "Бог или Нация" изначально кроется методологическая ошибка, а то и недобросовестность. Вы вот мне объясните - куда я дену этнические критерии, если эти самые критерии наличествуют как данность, определяют ментальность, стимулируют образ жизни и деяительности человека и народа? Во-вторых, о гордыне. Знаете ли, я действительно горд за принадлежность к русской нации, и я, представьте себе, считаю ее лучше других. Также как я считаю свою мать единственной и лучшей на свете. Но с чего Вы решили, что гордость обязательно предполагает презрение а то и подавление чужого? "Я люблю свою дочь больше, чем свою кузину, а кузину - больше, чем соседку. Однако из этого, честное слово, не вытекает, что я ненавижу свою соседку" - английская поговорка. Или, как говорил Ле Пен - "Я люблю дочь больше чем племянницу, а француза - больше, чем немца". Но это, что называется банальности. Проблема тут глубже. А именно. Я терпеть не могу, когда русским - тем, кто половиной населения живет в нищете, кто живет как проигравший, а не победивший в ВОВ, кого обирает кучка проходимцев-олигархов - я терпеть не могу, когда им говорят про гордыню. Для меня этот вопрос принципиальный. И связан он, как конкретный показатель, - ...с едой. Почему-то ярые изобличители "гордыни" уверены, что если русские станут жить сыто и достойно, то они превратятся в "скотов бессмысленных" и "возгордятся". Попахивает русофобией. Егор Холмогоров писал, что ему пришлось встретиться с мнением, что националисты, говорящие о том, что государство должно обеспечить нации пропитание — суть либералы-гайдаристы, а мысль о том, что людям надо есть и иногда желательно есть вкусно — ересь, враждебная едва ли не самому русскому духу (!) Вот как это Холмогоров коментирует: "По сути, конечно, эта философия представляет собой довольно неумелое переложение на идеалистический язык философии самой коррумпированной и беззастенчивой части чиновничества, отвечающего на все претензии голодных пенсионеров, матерей, оставшихся без детсадов, рабочих, кинутых на зарплату: «Жрать захотели? Детсадов захотели? Отдохнуть захотели? НЕ ПОЛОЖЕНО!!! [Cами все сожрем, нам не хватает]». И вот рядом с оголодавшими озлобленными людьми вертится такой Табаки и орет: «Да-с! Да-с! Не положено-с! Ишь чего захотели! Либерализьмус! Каждому сто поклонов у старца-с!». Этот я все к тому, уважаемая Natalie, что разговоры о гордыне у нас в России, с откровенной дискриминацией русского этноса и с нищенским его существованием, для меня весьма подозрительны. Может вы и от чистого сердца и ревнительной православности сие повторяете, но проповедовать "пост и смирение" давайте будем тогда, русские будут сыты и крепки. А по поводу того, "завелись взгляды" - Ваша обеспокоенность напрасна и беспочвенна. РНЛ - не официз и не партийный ресурс, а средоточие "цветущей сложности", коллектив православных людей (разных людей) искренно болеющих и переживающих за национальное бытие России. Зачем из бытия России под флагом Православия исключать бытие русского народа - мне не совсем понятно.

6. Елена

Про Жириновского Вы не зря вспомнили. 14 апреля в Госдуме состолась презентация первого номера журнала «Вопросы национализма». Приютил националистов как раз Владимир Фольфович. Вот, описывает главред журнала, видный интеллектуал К.Крылов: «Фракция ЛДПР и лично Жириновский предоставили нам помещение для круглого стола на тему "Русская национальная мысль: теория и практика". Круглый стол – организованный экспертным клубом "Русский интерес" – стал поводом для презентации. Был, кстати, и сам Жирик. Говорил приятные вещи: "чего вы сидите по подвалам, приходите к нам и располагайтесь, вам и чаю нальют, и Кремль отсюда видно"»

5. Писарю

Я посмотрю, у Вас совсем все совсем "духовное", прямо настораживает. "...место Бога "занимает""нация".Вот и выходит,что"национализм"-по Духу языческий культ". Выдвинули тезис и тут же сделали "вывод" про язычество. Знаете, это все условности, ни к чему не обязывающие. Поэтому давайте-ка говорить предметно. Для Вас, очевидно, имеется такая диллема: Бог или Нация. К чему эта искусственность и нелепица? Это, во-первых. Во-вторых - вывод о язычестве. очень интересно, где вы такой национализм у русских наблюдали, или где Вы это прочитали? Священник Даниил Сысоев тоже писал: "Служение Родине, как это понимают патриоты - есть чистое идолопоклонство" (с критикой сей ереси см. мою недавнюю статью "Ложь уранополитизма" http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2010/4/10/lozh_uranopolitizma/)

4. Natalie

Понимаете, здесь вопрос скорее не терминов, а интерпретации терминов, интерпретации смыслов. Благом является наднациональность государственного образования, в котором титульная нация, численно превосходящая, крепка, устойчива в религиозном и демографическом отношениях. Только тогда она может позволить себе "наднациональность", только тогда она имеет возможность, потенциал, стимул для того, чтобы безболезненно и без последствий интегрировать в себя иноэтничные и инорелигиозные элементы. Сегодня русская нация стремительно утрачивает как свою религиозность, так и этнически-демографический ресурс. В этих усовиях жертвовать своим национализмом - непозволительная роскошь. Никакой интеграции и ассимиляции не происходит. Если наша национальность сегодня будет слабеть - нас затопчут малые "племенные" национализмы. Эти национализмы, как Вы верно заметили, ДОВЕЛИ Советский союз, - но именно ДОВЕЛИ, то есть в чужих внешнеполитических руках этими национализмами "доводилось до ума" дело развала страны. Если Вы посмотрите на мировую историю, то убедитесь, что национализмы бывают совсем разных форм и применений. Разрушительный нционализм малых наций - часто является средством разрушения национализма больших, "имперских наций" (рекомендую прочесть статью Национализм «больших» и «малых» наций - http://www.slavrus.net/cs/20/1443/) В то же время "имперский" национализм, преобладающий на всем протяжении русского исторического пути (от освоения пространств до включения иных народов в "зону русскости"), - характеризуется созиданием, это созидательный национализм. И не будет русский национализм никогда "племенным", успокойтесь. И не говорите о "человеческой гордыне" - вещь, знаете ли, очень тонкая...

3. Вы ничего не поняли-2

Natalie: НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ - это полная чушь. "ромеи" - это и была нация, как и русские в дореволюционной России. На руководящие посты брали не только греков, верно, но это было именно что "не только греков". Греки оставались, что называется "хозяевами дискурса" и по факту государствообразующим этносом. Чтобы понять всю абсурность вашей НАДНАЦИОНАЛЬНОСТИ представьте себе Римскую имерию без италиков, Византию без греков или Россию без русских. Я полагаю речь будет идти о каких-то других образованиях, не имеющих уникальной цивилизационной идентичности, способной базироваться на первоначально национальной платформе. Елене. "Что есть русская нация, какой критерий объединение (язык, культура, религия, этническая принадлежность)?" То, что вы перечислили - содержится в каждой второй статье, посвященной теме национализма и русского вопроса. Статей этих сотни и тысячи, написанных за последние 20 лет, посмотрите в интернете. Зачем гонять лишний раз воздух. Интервью привязано к конкретному информационному поводу и надо не долдонить одно и то же десять раз подряд (серьезным читателям это неинтересно), а говорить, о том, что СЕЙЧАС актуально.

2. Вы ничего не поняли...

Сергею. "Интервью ни о чем". Вы хотите, чтобы в кратком интервью на заданный информационный повод было сказано ОБО ВСЕМ? Я уже ниже скащал о двух фундаментальных программных работах (Манифест возрождения России и Национальный манифест), где прописана и экономическая составляющая, которая Вас так волнует. Вааша позиция - типична для недобросовестных "разобалчителей", которые то и дело на любую реплику от националистов твердят - "В чем ваша программа, предложите внятные лозунги а то горазды критиковать". Программы, лозунги, - все давно есть, просто нужно БЫТЬ ВКУРСЕ, а не судить по отдельныим интервью, и тем более по отдельным персонажам, как Проханов и пр. Писарю. Ваша абстрактная соборность - это безнациональный колхоз, судя по акцентам, которые Вы расставляете. "Русская Национальная Идея проистекает из Православия и к национализму никакого отношения не имеет". Рекомендую перечитать Новый завет и почитать учебники по истории, может после этого Вы Поймете ограниченность и безграмотность Вашего суждения. "Императар русских"- очень хорошо. Это характеристика Александра III. Natalie. Специально для Вас было вынесено в заголовок интервью слова «Я не противопоставляю монархию и национализм». Фильм о.Тихона, безусловно, хорошо и поучителен. Только извлекли ВЫ из него, очевидно, только этот тезис "Так погибла Византия, впавшая в греческий национализм". Про размывание национального ядра государствостроительного этноса и наплыв миграции вы наверно не заметили. Позиция, подобная Вашей, используется противниками национального движения для его дескридитации, чтобы представить патриотов этносепаратистами и расчленителями страны...

1. Врач

Большое спасибо. Савельев - классик современной нацинал-консервативной мысли. Самые так сказать "фундаментальные тезисы" прописаны в двух великолепных документах - "Манифест возрождения России" (1995) и "Национальный манифест" (2009)
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Савельев
Все статьи Андрей Савельев
Александр Жучковский
Все статьи Александр Жучковский
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03